Династия Парамара
Дом Парамары | |
---|---|
![]() | |
Страна | |
Основан | 948 |
Основатель | Сияка |
Титулы |
|
Филиалы |
Дом Парамары [ а ] — выдающаяся индийская династия раджпутов, правившая королевством Малва , королевством Гарвал и многими другими королевствами , княжескими государствами и феодальными поместьями в Северной Индии. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Они принадлежат к пармарскому клану раджпутов . [ 5 ]
Династия была основана либо в 9-м, либо в 10-м веке, и ее ранние правители, скорее всего, правили как вассалы Раштракутов Маньяхеты . Самые ранние дошедшие до нас надписи Парамара, изданные правителем X века Сиякой , были найдены в Гуджарате . Около 972 года нашей эры Сияка разграбил столицу Раштракуты Маняхету и установил Парамарас как суверенную державу. Ко времени его преемника Мунджи регион малва в современном Мадхья-Прадеше стал основной территорией Парамары со Дхара столицей (ныне Дхар). Династия достигла своего зенита при племяннике Мунджи Бходже , чья империя простиралась от Читтора на севере до Конкана на юге и от реки Сабармати на западе до Видиши на востоке.

Власть Парамары несколько раз возрастала и приходила в упадок в результате их борьбы с Чаулукьями Гуджарата, Чалукьями Кальяни , Калачури Трипури , Чанделами Джеджакабхукти и другими соседними королевствами. Более поздние правители Парамары перенесли свою столицу в Мандапа-Дургу (ныне Манду) после того, как Дхара была несколько раз разграблена их врагами. Махалакадева , последний известный царь Парамара, был побежден и убит войсками Алауддина Халджи из Дели в 1305 году нашей эры, хотя эпиграфические данные свидетельствуют о том, что правление Парамары продолжалось в течение нескольких лет после его смерти.
Мальва пользовались большим политическим и культурным авторитетом при Парамарасе. Парамары были хорошо известны своим покровительством санскритским поэтам и ученым, а Бходжа сам был известным ученым. Большинство царей Парамары были шиваитами и построили несколько храмов Шивы, хотя они также покровительствовали джайнским ученым.
Источник
Родословная

На медных пластинах Харсола (949 г. н. э.), выпущенных царем Парамары Сиякой II, упоминается царь по имени Акалаварша, за которым следует выражение тасмин куле («в этой семье»), а затем следует имя «Ваппайраджа» (отождествляемое с царем Парамары). Вакпати И). [ 7 ] Основываясь на отождествлении «Акалаварши» (это был титул Раштракута ) с царем Раштракута Кришной III , историк DC Гангули предположил, что Парамары произошли от Раштракутов. [ 8 ] Гангули пытался найти поддержку своей теории у Айн-и-Акбари , чья вариация мифа об Агникуле (см. ниже) утверждает, что предшественник Парамарасов пришел в малва из Декана . [ 9 ] Согласно Айн-и-Акбари , Дханджи — человек, рожденный от огненной жертвы, — пришел из Декана, чтобы основать королевство в малва; когда его потомок Путрадж умер, оставшись без наследника, дворяне провозгласили Адитью Понвара - предка Парамаров - новым королем. [ 10 ] Гангули также отметил, что преемник Сияки Мунджа (Вакпати II) принял такие титулы, как Амогхаварша , Шри-валлабха и Притхви-валлабха : это явно титулы Раштракута. [ 11 ]
(«в этой семье») есть пробел Однако в надписи Харсола перед словами тасмин куле , и поэтому предположение Гангули является чистой догадкой в отсутствие каких-либо конкретных доказательств. [ 12 ] Более того, даже если легенда об Айн-и-Акбари исторически точна, Адитья Понвар не был потомком Дханджи: скорее всего, он был местным магнатом, а не уроженцем Декана. [ 13 ] [ 14 ] Критики теории Гангули также утверждают, что титулы Раштракута в этих надписях относятся к правителям Парамары, которые приняли эти титулы, чтобы изображать себя законными преемниками Раштракута в регионе малва. [ 15 ] Раштракуты аналогичным образом приняли такие титулы, как Притхви-валлабха , которые использовались предыдущими правителями Чалукья . [ 15 ] Историк Дашаратха Шарма отмечает, что Парамары заявляли о мифическом происхождении Агникулы к 10 веку: если бы они действительно были потомками Раштракутов, они бы не забыли свое престижное королевское происхождение в течение одного поколения. [ 11 ]
Более поздние цари Парамара утверждали, что являются членами Агникулы или Агниванши («клана огня»). Миф о происхождении Агникулы, который появляется в некоторых их надписях и литературных произведениях, звучит так: Мудрец Вишвамитра насильно забрал корову, исполняющую желания, у другого мудреца Васиштхи на горе Арбуда ( гора Абу ). Затем Васиштха вызвал из жертвенного костра ( агни-кунду ) героя, который победил Враги Вишвамитры вернули корову. Затем Васиштха дал герою титул Парамара («убийца врагов»). [ 16 ] Самый ранний известный источник, в котором упоминается эта история, - это « Нава-сахасанка-чарита» Падмагупты Парималы, придворного поэта царя Парамары Синдхураджи ( ок. 997–1010 ). [ 17 ] Легенда не упоминается в более ранних надписях или литературных произведениях эпохи Парамара. К этому времени все соседние династии заявляли о божественном или героическом происхождении, что могло побудить Парамаров изобрести собственную легенду. [ 18 ] [ 15 ]
Легенда, упомянутая в редакции Притхвираджа Расо, расширила легенду об Агникуле, описав другие династии как огнерожденных раджпутов. Самые ранние дошедшие до нас копии Притхвираджа Расо не содержат этой легенды; эта версия могла быть изобретена поэтами 16-го века, которые хотели способствовать единству раджпутов против Великих Моголов императора Акбара . [ 19 ] Некоторые историки колониальной эпохи интерпретировали это мифическое повествование как предположение об иностранном происхождении Парамара. Согласно этой теории, предки Парамаров и других раджпутов Агниванши пришли в Индию после упадка Империи Гуптов примерно в V веке нашей эры. Их приняли в индуистскую кастовую систему после совершения огненного ритуала. [ 20 ] Однако эта теория ослабляется тем фактом, что легенда не упоминается в самых ранних записях Парамары, и даже в самых ранних отчетах эпохи Парамары другие династии не упоминаются как Агниванши. [ 21 ]
Некоторые историки, такие как Дашаратха Шарма и Пратипал Бхатия, утверждали, что Парамары изначально были браминами Васиштха из готры . [ 9 ] Эта теория основана на том, что Халаюдха , которому покровительствовал Мунджа, описывает царя как «Брахма-Кштра» в «Пингала-Сутра-Вритти» . По мнению Бхатьи, это выражение означает, что Мунджа происходил из семьи брахманов , ставших кшатриями . [ 22 ] Кроме того, в храмовой надписи Патанарайаны говорится, что Парамары принадлежали к Васиштха- готре , готре среди браминов, утверждающих, что они произошли от мудреца Васиштхи. [ 23 ] Однако историк Арвинд К. Сингх отмечает, что несколько других источников указывают на кшатрийское происхождение династии. Например, в надписи Пиплианагара 1211 года говорится, что предки Парамаров были «жемчужиной кшатриев», а в « Прабха-вакара-чарите» упоминается, что Вакпати родился в династии кшатриев. По мнению Сингха, выражение «Брахма-кшатрий» относится к образованному кшатрию. [ 15 ]
Округ Колумбия Сиркар предположил, что династия произошла от Малавов . Однако нет никаких свидетельств того, что первых правителей Парамары называли Малавой; Парамары стали называться малавами только после того, как они стали править регионом малва. [ 9 ]
-
Монета Чаулукья -Парамара, ок. 950–1050 гг. н.э. Стилизованное изображение монет династии Чавда : бюст в индо-сасанидском стиле справа; гранулы и украшения вокруг / Стилизованный огненный алтарь; гранулы вокруг. [ 24 ]
-
Монета царя Парамары Наравармана , ок. 1094 –1133. богиня Лакшми / легенда Деванагари. Сидящая [ 25 ]
-
Монета принца Парамара Джагадевы , XII-XIII вв. н.э.
Исконная родина
Основываясь на легенде об Агникуле, некоторые ученые, такие как К.В. Вайдья и В.А. Смит, предположили, что гора Абу была первоначальным домом Парамаров. Основываясь на медных пластинах Харсолы и Айн-и-Акбари , округ Колумбия Гангули полагал, что они пришли из региона Декан. [ 26 ]
Все самые ранние надписи Парамары (Сияка II) были обнаружены в Гуджарате и касаются земельных грантов в этом регионе. Основываясь на этом, Д.Б. Дискалкар и Х.В. Триведи предположили, что Парамара были связаны с Гуджаратом в первые дни своего существования. [ 27 ] Другая возможность состоит в том, что первые правители Парамары временно покинули свою столицу Дхару в Малва и перебрались в Гуджарат из-за вторжения Гурджара-Пратихара. Эта теория основана на объединенном анализе двух источников: « Нава-сахасанка-чарита» , в котором говорится, что царь Парамары Вайрисимха очистил город Дхара в малва от врагов; и надпись Пратапга 945–946 гг. Н. Э. царя Гурджара-Пратхиара Махендрапалы, в которой говорится, что он отбил малва. [ 28 ]
Ранние правители
Независимо от того, произошли ли Парамары от Раштракутов, они, скорее всего, были подчиненными Раштракутами в 9 веке. [ 15 ] Исторические данные свидетельствуют о том, что между 808 и 812 годами нашей эры Раштракуты изгнали Гурджара-Пратихара из региона малва . Царь Раштракута Говинда III передал малва под защиту Карка-раджи, вождя Раштракута Латы (регион, граничащий с малва, на территории современного Гуджарата). [ 29 ] Надпись на медной пластине Санджана 871 года, посвященная сыну Говинды Амогхаварше I, гласит, что его отец назначил вассала губернатором малва. Поскольку примерно в это время Парамары стали правителями региона малва, эпиграфист Х.В. Триведи предполагает, что этим вассалом был царь Парамара Упендра, [ 15 ] хотя точных доказательств этому нет. Начало правления Парамара в малва не может быть датировано с уверенностью, но они определенно правили малва не раньше 9 века нашей эры. [ 29 ]
Сияка - самый ранний известный царь Парамара, о чем свидетельствуют его собственные надписи. Его надпись на медной пластине Харсола (949 г. н. э.) является самой ранней доступной надписью Парамары: она предполагает, что он был вассалом Раштракутов. [ 7 ] Список его предшественников варьируется в зависимости от аккаунта: [ 30 ] [ 7 ]
Медные пластины Харсола (949 г. н.э.) | Нава-Сахасанка-Чарита (начало 11 века) | Надпись Удайпура Прашасти (11 век) | Надпись Нагпура Прашасти (1104 г. н.э.) | Другие гранты на землю |
---|---|---|---|---|
Парамара | Парамара | Парамара | Парамара | |
Упендра | Упендра | Кришна | ||
«Другие короли» | Вайрисимха (I) | |||
Сиака (я) | ||||
Ваппайраджа | Вакпати (я) | Вакпати (я) | ||
Вайрисимха | Вайрисимха | Вайрисимха (II) | Вайрисимха | Вайрисимха |
Сияка | Сияка, псевдоним Харша | Харша | Сияка | Сияка |
, Парамара - мифический прародитель династии Агникулы Согласно легенде . Являются ли другие ранние цари, упомянутые в « Удайпур Прашасти» , историческими или вымышленными, является предметом споров среди историков. [ 31 ]
По данным Ч. В. Вайдьи и К. А. Нилакантхи Шастри , династия Парамара была основана только в 10 веке н. э. Вайдья считает, что такие короли, как Вайрисимха I и Сияка I, являются воображаемыми, скопированными из имен более поздних исторических королей, чтобы отодвинуть возраст династии. [ 31 ] В надписи на медной пластине Мандхаты 1274 года н. э. Джаявармана II восемь преемников Парамары аналогичным образом называются Камандалудхара, Дхумраджа, Девасимхапала, Канакасимха, Шрихарша, Джагаддева , Стиракая и Вошари: они не кажутся историческими фигурами. [ 32 ] Х. В. Триведи утверждает, что существует вероятность того, что Вайрисимха I и Сияка I из Удайпура Прашасти - это то же самое, что Вайрисимха II и Сияка II; имена могли быть повторены по ошибке. С другой стороны, он предполагает, что эти имена были опущены в других надписях, потому что эти правители не были независимыми суверенами. [ 7 ]
Некоторые другие историки полагают, что первые правители Парамара, упомянутые в « Удайпур Прашасти», не являются вымышленными, а Парамары начали править малва в 9 веке (как вассалы Раштракуты). К. Н. Сет утверждает, что даже в некоторых поздних надписях Парамары упоминаются лишь 3-4 предшественника царя, выдавшего надпись. Поэтому отсутствие некоторых имен в генеалогии, представленной в ранних надписях, не означает, что это были мнимые правители. По его мнению, упоминание Упендры в «Нава-Сахасанка-Чаритре» (составленном придворным поэтом более позднего царя Синдхураджи) доказывает, что Упендра не является вымышленным царем. [ 33 ] Такие историки, как Георг Бюлер и Джеймс Берджесс, идентифицируют Упендру и Кришнараджа как одну личность, поскольку это синонимы (Упендра — другое имя Кришны ). Однако в надписи преемника Сияки Мунджи предыдущие цари называются Кришнараджа, Вайрисимха и Сияка. Однако на основании этого Сетх отождествляет Кришнараджа с Ваппайраджей или Вакпати, упомянутым мною на листах Харсолы (Ваппайраджа, по-видимому, является пракритской формой Вакпати-раджи). В свою поддержку Сетх указывает, что Вайрисимха назван Кришна-паданудхьятой в надписи Мунджи, т.е. Вакпати II. Он предполагает, что Вакпати II использовал имя «Кришнараджа» вместо Вакпати I, чтобы идентифицировать своего предка, чтобы избежать путаницы со своим собственным именем. [ 33 ]
Раннее правление как суверенные правители

Первым независимым правителем династии Парамара был Сияка (иногда называемый Сияка II, чтобы отличить его от более раннего Сияки, упомянутого в Удайпур Прашасти ). Медные пластины Харсолы (949 г. н. э.) предполагают, что Сияка был феодалом правителя Раштракуты Кришны III в первые дни его правления. Однако в той же надписи также упоминается высокопарный Махараджадхираджапати как один из титулов Сияки. Основываясь на этом, К.Н. Сет считает, что принятие Сиякой власти Раштракуты было номинальным. [ 34 ]
Будучи феодатом Раштракута, Сияка участвовал в их походах против Пратихаров . Он также победил некоторых вождей хуна, правивших к северу от малва. [ 35 ] Он мог потерпеть неудачу в борьбе с Чанделы королем Яшоварманом . [ 36 ] После смерти Кришны III Сияка победил его преемника Хоттигу в битве на берегу реки Нармада . Затем он преследовал отступающую армию Хоттиги до столицы Раштракуты Маняхеты и разграбил этот город в 972 году нашей эры. Его победа в конечном итоге привела к упадку Раштракутов и становлению Парамараса как независимой суверенной власти в малва. [ 37 ]
Преемник Сияки Мунджа добился военных успехов против чахаманов Шакамбари , чахаманов Наддулы , гухил Мевара , хунов , калачури Трипури и правителя региона Гурджара (возможно, гуджаратского правителя Чаулукья или Пратихара ). [ 38 ] Он также добился некоторых первых успехов в борьбе с Западной Чалукья королем Тайлапой II , но в конечном итоге был побежден и убит Тайлапой где-то между 994 и 998 годами нашей эры. [ 39 ] [ 40 ]
В результате этого поражения Парамары уступили свои южные территории (возможно, за рекой Нармада ) Чалукьям. [ 41 ] Мунджа слыл покровителем ученых, и его правление привлекало к малва ученых из разных уголков Индии. [ 42 ] Он также сам был поэтом, хотя сейчас сохранилось лишь несколько сочиненных им строф. [ 43 ]
Брат Мунджи Синдхураджа (правил около 990-х годов н. э.) победил короля Западной Чалукья Сатьяшрайю и вернул территории, утраченные Тайлапой II. [ 44 ] Он также добился военных успехов против вождя хуна , сомаванши южной Косалы , шилахаров Конканы ( и правителя Латы южный Гуджарат). [ 44 ] Его придворный поэт Падмагупта написал свою биографию «Нава-Сахасанка-Чарита» , в которой ему приписывают несколько других побед, хотя они кажутся поэтическими преувеличениями. [ 45 ]
Сын Синдхураджи Бходжа — самый знаменитый правитель династии Парамара. Он предпринял несколько попыток расширить королевство Парамара с разными результатами. Около 1018 года н. э. он победил Чалукья Латы на территории современного Гуджарата. [ 46 ] Между 1018 и 1020 годами нашей эры он получил контроль над северным Конканом , чьи правители Шилахара, вероятно, в течение короткого периода служили его феодалами. [ 47 ] [ 48 ] Бходжа также заключил союз против Кальяни Чалукья царя Джаясимхи II с Раджендрой Чолой и Гангея-дева Калачури . Степень успеха Бходжи в этой кампании неизвестна, поскольку панегирики Чалукья и Парамара заявляли о победе. [ 49 ] В последние годы правления Бходжи, где-то после 1042 года н. э., сын и преемник Джаясимхи Сомешвара I вторгся в малва и разграбил его столицу Дхару . [ 44 ] Бходжа восстановил свой контроль над малва вскоре после ухода армии Чалукья, но поражение отодвинуло южную границу его королевства от Годавари до Нармады . [ 50 ] [ 51 ]

Попытка Бходжи расширить свое королевство на восток была сорвана Чанделы королем Видьядхарой . [ 52 ] Однако Бходжа смог распространить свое влияние среди феодалов Чандела, Каччхапагхатов Дубкунда. [ 53 ] Бходжа также начал кампанию против Каччхапагхатов Гвалиора , возможно, с конечной целью захватить Каннаудж , но его атаки были отбиты их правителем Киртираджем. [ 54 ] Бходжа также победил чахаманов Шакамбхари , убив их правителя Вирьяраму . заставили его отступить Однако чахаманы Наддулы . [ 55 ] По мнению средневековых мусульманских историков, после разграбления Сомнатха изменил свой маршрут , Махмуд Газни чтобы избежать конфронтации с индуистским королем по имени Парам Дев. Современные историки идентифицируют Парама Дева как Бходжу: это имя может быть искажением Парамара-Дева или титула Бходжи Парамешвара-Парамабхаттарака . [ 56 ] [ 57 ] Бходжа, возможно, также предоставил войска для поддержки Кабул-Шахи правителя Анандапалы в борьбе против Газневидов . [ 58 ] Возможно, он также был частью индуистского союза, который изгнал губернаторов Махмуда из Ханси , Танезара и других областей около 1043 года нашей эры. [ 59 ] [ 44 ] В последний год правления Бходжи, или вскоре после его смерти, царь Чаулукья Бхима I и царь Калачури Карна напали на его королевство. По словам автора XIV века Мерутунги, Бходжа умер от болезни в то же время, когда союзная армия напала на его королевство. [ 60 ] [ 61 ]
В зените своего развития империя Бходжи простиралась от Читтора на севере до верхнего Конкана на юге и от реки Сабармати на западе до Видиши на востоке. [ 62 ] Его признали способным военачальником, но его территориальные завоевания были недолгими. Его главной претензией на славу была репутация короля-ученого, покровительствовавшего искусству, литературе и науке. Известные поэты и писатели того времени искали его спонсорства. [ 63 ] Бходжа сам был эрудитом, чьи труды охватывают широкий спектр тем, включая грамматику, поэзию, архитектуру, йогу и химию. Бходжа основал Бходж Шалу , которая была центром изучения санскрита и храмом Сарасвати в современном Дхаре . Говорят, что он основал город Бходжпур , и это мнение подтверждается историческими свидетельствами. Помимо храма Бходжешвара , ему приписывают строительство трех ныне прорванных плотин в этом районе. [ 64 ] Из-за его покровительства литературным деятелям в нескольких легендах, написанных после его смерти, о нем говорится как о праведном короле-ученом. [ 65 ] По количеству легенд, окружающих его, Бходжа сравним с легендарным Викрамадитьей . [ 66 ]
Отклонить

Преемник Бходжи Джаясимха I , который, вероятно, был его сыном, [ 67 ] столкнулся с совместным вторжением Калачури и Чаулукья сразу после смерти Бходжи. [ 68 ] Записи Билханы предполагают, что он обратился за помощью к Чалукьям Кальяни. [ 69 ] Преемник Джаясимхи и брат Бходжи Удаядитья потерпел поражение от Чамундараджи, его вассала при Вагаде . Он отразил вторжение Чаулукья правителя Карны с помощью своих союзников. Старшему сыну Удаядитьи Лакшмадеве приписывают обширные военные завоевания в надписи Нагпура Прашасти 1104–1105 годов нашей эры. Однако это похоже на поэтические преувеличения. В лучшем случае он мог бы победить Калачури Трипури . [ 70 ] Младший сын Удаядитьи Нараварман потерпел несколько поражений, проиграв Чанделам Джеджакабхукти и царю Чаулукья Джаясимхе Сиддхарадже . К концу своего правления некто Виджаяпала основал независимое королевство к северо-востоку от Удджайна. [ 71 ]
Яшоварман потерял контроль над столицей Парамары Дхарой в пользу Джаясимхи Сиддхараджа. Его преемник Джаяварман I восстановил контроль над Дхарой, но вскоре уступил его узурпатору по имени Баллала. [ 72 ] Царь Чаулукья Кумарапала победил Баллалу около 1150 г. н.э. при поддержке своих феодалов, Наддулы Чахаманы правителя Алханы и вождя Абу Парамары Яшодхавалы. Затем малва стала провинцией Чаулукья. Незначительная ветвь Парамаров, называвшая себя Махакумарами управляла территорией вокруг Бхопала . , в это время [ 73 ] Почти два десятилетия спустя сын Джаявармана Виндхьяварман победил короля Чаулукья Мулараджа II и восстановил суверенитет Парамара в малва. [ 74 ] Во время его правления малва сталкивались с неоднократными вторжениями со стороны Хойсала и Ядавов Девагири . [ 75 ] Он также потерпел поражение от генерала Чаулукья Кумары. [ 76 ] Несмотря на эти неудачи, перед своей смертью он смог восстановить власть Парамары в малва. [ 77 ]
Сын Виндхьявармана Субхатаварман вторгся в Гуджарат и разграбил территории Чаулукья. Но в конечном итоге он был вынужден отступить из-за феодала Чаулукья Лавана-Прасада. [ 78 ] Его сын Арджунаварман I также вторгся в Гуджарат и победил Джаянта-симху (или Джая-симху), который на короткое время узурпировал трон Чаулукья. [ 79 ] Он потерпел поражение от генерала Ядавы Холешвары в Лате . [ 80 ]
Преемником Арджунавармана стал Девапала , сын Харишчандры, Махакумары (главы ветви Парамары). [ 80 ] Он продолжал вести борьбу против Чаулукьев и Ядавов. Султан Дели Илтутмиш захватил Бхилсу в 1233–34 гг. Н.э., но Девапала победил губернатора султаната и восстановил контроль над Бхилсой. [ 82 ] [ 83 ] Согласно Хаммире Махакавье , он был убит Вагабхатом Рантхамбором , который подозревал его в подготовке убийства при попустительстве делийского султана. [ 84 ]
Во время правления сына Девапалы Джайтугидевы власть Парамаров сильно упала из-за вторжений царя Ядавов Кришны, делийского султана Балбана и принца Вагхела Вишала-девы. [ 85 ] Младший сын Девапалы Джаяварман II также столкнулся с атаками этих трех сил. Либо Джайтуги, либо Джаяварман II перенесли столицу Парамары из Дхары в холмистую Мандапа-Дургу (современный Манду ), которая предлагала лучшую оборонительную позицию. [ 86 ]
Арджунаварман II , преемник Джаявармана II, оказался слабым правителем. Он столкнулся с восстанием со стороны своего министра. [ 87 ] В 1270-х годах правитель Ядавов Рамачандра вторгся в малва. [ 88 ] а в 1280-х годах Рантхамбора Чахамана правитель Хаммира также совершил набег на малва. [ 89 ] Преемник Арджуны Бходжа II также столкнулся с вторжением Хаммиры. Бходжа II был либо титульным правителем, контролируемым своим министром, либо его министр узурпировал часть королевства Парамара. [ 90 ]
Махалакадева , последний известный царь Парамары, был разбит и убит армией Айн аль-Мулька Мултани , генерала Алауддина Халджи Делийского султаната , в 1305 году нашей эры. [ 91 ] [ 92 ]
Список правителей
Согласно историческому «Кайлаш Чанд Джайну», «Знания о ранних правителях Парамары от Упендры до Вайрисимхи скудны; записей нет, и они известны только из более поздних источников». [ 93 ] Правители Парамары, упомянутые в различных надписях и литературных источниках, включают:
Серийный номер. | Правитель | Царствование (CE) |
---|---|---|
1 | Парамара | мифический |
2 | Упендра Кришнараджа | начало 9 века |
3 | Вайрисимха (I) | начало 9 века |
4 | Сиака (я) | середина 9 века |
5 | Вакпатирадж (I) | конец 9 - начало 10 века |
6 | Вайрисимха (II) | середина 10 века |
7 | Сиака (II) | 940–972 |
8 | Вакпатирадж (II), псевдоним Мунджа | 972–990 |
9 | Синдхураджа | 990–1010 |
10 | Бходжа | 1010–1055 |
11 | Джаясимха I | 1055–1070 |
12 | Удаядитья | 1070–1086 |
13 | Лакшмадева | 1086–1094 |
14 | Нараварман | 1094–1133 |
15 | я живу | 1133–1142 |
16 | Джаяварман I | 1142–1143 |
17 | Междуцарствие с (1143 по 1175 год н.э.) под властью узурпатора по имени Баллала, а затем короля Соланки Кумарапалы. | 1143–1175 |
18 | Виндхьяварман | 1175–1194 |
19 | Субхатаварман | 1194–1209 |
20 | Арджунаварман I | 1210–1215 |
21 | Девапала | 1215/1218–1239 |
22 | Джаитугудева | 1239–1255 |
23 | Джаяварман II | 1255–1274 |
24 | Арджунаварман II | 1274–1285 |
25 | Бходжа II | 1285–1301 |
26 | Махалакадева | 1301–1305 |
Надпись из Удайпура указывает на то, что династия Парамара просуществовала до 1310 года, по крайней мере, в северо-восточной части малва. Более поздняя надпись показывает, что эта территория была захвачена Делийским султанатом к 1338 году. [ 94 ]
Ветви и заявленные потомки
Помимо правителей малва Парамара, в разных местах правили несколько ветвей династии. К ним относятся:
- Парамары Чандравати
- Управлял Арбуда-мандалой ( район горы Абу ) [ 95 ]
- К 12 веку стали феодалами Чаулукья Гуджарата . [ 96 ]
- Парамары Бхинмала - Кираду
- Парамарас из Джалора
- Парамары из Вагады
- Удджайния из Бходжпура
- Раджи Бходжпура принадлежали к Удджайнийской ветви Парамарас. После падения Королевства Бходжпур несколько кадетских семей этой ветви основали множество княжеств в регионе Бходжпур . Одним из самых знатных княжеств был Думраон . [ 100 ]
- Содхи Амаркота
- Королевство Амаркот, которым управляли раджпуты Содха, было аннексировано государством Джодхпур в 18 веке, что привело к упадку власти, поскольку правители Содхи стали вассалами. [ 101 ]
- Гандхавария Митхилы
- Нимбалкары Фалтана
Правители нескольких княжеств заявляли о связи с Парамарасами. Некоторые из них приведены ниже:
- Государство Техри Гарвал : Говорят, что Королевство Гарвал было основано Канакпалом, принцем малва. Это было независимое королевство до 1804 года. Однако Горкхас вторгся в королевство в 1804 году, и его правитель был вынужден стать княжеским государством в 1816 году под защитой Великобритании. После этого союза они получили от англичан менее половины территории. [ 105 ]
- Штат Багал : Говорят, что он был основан Аджабом Дев Пармаром, который приехал в современный Химачал-Прадеш из Удджайна в 14 веке. [ 106 ]
- Государство Данта : его правители заявляли о своей принадлежности к клану Пармар и о своем происхождении от легендарного короля Викрамадитьи из Удджайна. [ 107 ]
- Государство Мули : его правители заявляли о своем происхождении от Парамары и, как говорят, начинали как феодалы Вагела . [ 108 ]
- Государство Раджгарх : Правители Раджгарха принадлежали к Уматской ветви Парамарас. [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ]
- Государство Нарсинггарх : Правители Нарсинггарха принадлежали к кадетской ветви штата Раджгарх . [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ]
- Государство Чхатарпур : Правители Чхатарпура принадлежали к старшей ветви династии Парамара. Первоначально они были вассалами королей Бунделы. [ 112 ]
- Государство Девас (старшие и младшие): правители маратхов пуаров этих штатов заявляли о своем происхождении от династии Парамара. [ 113 ]
- Государство Дхар : его основатель Ананд Рао Пуар, заявлявший о своем происхождении от Парамары, получил феодальное владение от пешвы Баджи Рао I в 18 веке. [ 114 ]
См. также
Примечания
Ссылки
- ^ Бенджамин Уокер 1995 , с. 186.
- ^ Прасад, Ишвари. История средневековой Индии 800–1700 гг .
В десятом веке королевство малва попало в руки пармарских раджпутов и под их правлением приобрело большое значение.
- ^ Остин, Ян. Город легенд. История Хайдарабада .
Махмуд Газни и султан Мохаммед Гори разграбили беспомощные раджпутские племена, забрав их золото и драгоценности. К счастью, величайший алмаз избежал этой участи. Когда начались вторжения, его контрабандой переправили в Королевство Мальва, которым тогда управляла Пармарская династия, став их ценной реликвией, передающейся из поколения в поколение.
- ^ Миддлтон, Джон. Мировые монархии и династии .
ДИНАСТИЯ ПАРАМАРА (ок. 820-1235 гг. н.э.) Раджпутские правители индийского королевства Малва, провозгласившие независимость от соседних имперских держав и позволившие процветать религии, искусству и обучению. Имя Парамара означает «поработитель врага». Первым известным царем династии был Упендра (ок. 800–818), который был вассалом династии Растракута из региона Декан в Индии.
- ^
- Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
Период между седьмым и двенадцатым веками стал свидетелем постепенного возникновения ряда новых королевских родов в Раджастане, Гуджарате, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше, которые стали составлять социально-политическую категорию, известную как «Раджпут». Некоторыми из основных линий передачи были Пратихара из Раджастана, Уттар-Прадеша и прилегающих территорий, Гухила и Чахамана из Раджастана, Чаулукья или Соланки из Гуджарата и Раджастана и Парамары из Мадхья-Прадеша и Раджастана.
- Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 147, карта XIV.3(а). ISBN 0226742210 .
- ^ Jump up to: а б с д H. V. Trivedi 1991 , p. 4.
- ^ Р.К. Гупта, С.Р. Бакши (2008). Раджастан сквозь века, Исследования по истории Индии . Раджастхан: Сваруп и сыновья. п. 24. ISBN 9788176258418 .
- ^ Jump up to: а б с Кайлаш Чанд Джайн, 1972 , с. 327.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 36.
- ^ HV Trivedi (Введение) 1991 , с. 4.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 18.
- ^ РБ Сингх 1975 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Арвинд К. Сингх 2012 , с. 14.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , стр. 32.
- ^ Альф Хилтебейтель 2009 , с. 444.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 10–13.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 17–18.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 35.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 16.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 37.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 29.
- ^ «CNG: EAuction 329. ИНДИЯ, Пост-Гупта (Чаулукья-Парамара). Около 950–1050 гг. Н. Э. Драхма AR (16 мм, 4,41 г, 6 часов)» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ «Монеты КПГ» . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 30.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 9.
- ^ Арвинд К. Сингх 2012 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Кришна Нараин Сет, 1978 , стр. 44–47.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Кришна Нараин Сет, 1978 , стр. 48–49.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 212.
- ^ Jump up to: а б Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 48–51.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 76–77.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 79.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 334.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 81–84.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 336-338.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 102–104.
- ^ М. Шринивасачариар 1974 , с. 502.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 339–340.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 340–341.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 320.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 341.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 137.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 140–141.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 46.
- ^ Сайкат К. Бозе, 2015 , с. 27.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 154.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 56.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 69.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 172–173.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 173.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 177.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 163–165.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 61–62.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 158.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 166.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 182.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 66–67.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 62.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , с. 179.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 71.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , стр. 179–180.
- ^ Энтони Кеннеди Уордер 1992 , стр. 176.
- ^ Энтони Кеннеди Уордер 1992 , стр. 177.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 182–184.
- ^ Прабхакар Нараян Каутекар 1995 , стр. 72.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 110.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 115-122.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 362–363.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 363–364.
- ^ RC Majumdar 1977 , стр. 328.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 162.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 137.
- ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 322.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 370.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1972 , с. 371.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 21, 147. ISBN. 0226742210 .
- ^ H. V. Trivedi 1991 , pp. 188.
- ^ DC Sircar 1966 , стр. 187–188.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 372.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 373.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 203.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1977 , с. 445.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 158.
- ^ Дашаратха Шарма 1975 , с. 124.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 160.
- ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 25.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 395.
- ^ Джайн, Кайлаш Чанд (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. п. 329. ИСБН 978-81-208-0824-9 .
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б с д Арвинд К. Сингх 2012 , с. 13.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 244.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 321.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 333.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 280.
- ^ Брахмадева Прасад Абаштья (1961). «Традиция и генеалогия Уджайний в Бихаре». Труды Индийского исторического конгресса . 24 : 351–352. JSTOR 44140725 .
- ^ Сингх, Раджви Амар (1992). Средневековая история Раджастана: Западный Раджастан . Раджви Амар Сингх. п. 202 . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ «Журнал Бихара Пуравида Паришада» . Бихар Пуравид Паришад. 1983. Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ Ахмад, Имтиаз (2008). «Формирование государства и консолидация под властью раджпутов Удджайния в средневековом Бихаре: свидетельства устных традиций, записанных в Таварих-и-Удджайния ». Ин Сингх, Суриндер; Гаур, И.Д. (ред.). Популярная литература и досовременные общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 76–77. ISBN 978-81-317-1358-7 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2020 года . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Шриваставья, Видаянанд Свами (1952). Элементы среди маратхов . Д.К. Шриваставья для Айтихасика гаурава грантха мала. стр. 84–86.
- ^ «Королевство, которое Великие Моголы никогда не смогут завоевать» . Трибуна . 22 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 30 января 2018 г. Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Пунам Минхас 1998 , с. 49.
- ^ Тони МакКленаган 1996 , с. 115.
- ^ Вирбхадра Сингхджи 1994 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б «Императорский географический справочник2 Индии, том 8, стр. 125 — Имперский географический справочник Индии — Цифровая библиотека Южной Азии» .
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 375–421.
- ^ Jump up to: а б Штат Нарсинггарх . Том. 18. Императорский географический справочник Индии. 1911. с. 383.
- ^ Ратор, Абхинай. «Чхатарпур (Княжеское государство)» . Раджпутская провинция Индии . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Джон Миддлтон 2015 , с. 236.
- ^ Тони МакКленаган 1996 , с. 122.
Библиография
История Южной Азии |
---|
![]() |
- Альф Хилтебейтель (2009). Переосмысление устного и классического эпоса Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226340555 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- Арвинд К. Сингх (2012). «Интерпретация истории Парамаров». Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1): 13–28. JSTOR 41490371 .
- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- Асоке Кумар Маджумдар (1977). Краткая история Древней Индии: Политическая история . Мунширам Манохарлал. OCLC 5311157 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Энтони Кеннеди Уордер (1992). «XLVI: Легенда о Викрамадитье» . Индийская литература кавья: искусство рассказывания историй . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0615-3 .
- Банарши Прасад Саксена (1992) [1970]. «Хальджи: Алауддин Халджи». Мохаммад Хабиб и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Синтия Талбот (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .
- Округ Колумбия Сиркар (1966). «Надпись Бхилсы времен Джаясимхи, Викрама 1320 г.». Эпиграфия Индика . Том. 35. Археологическая служба Индии .
- Дашаратха Шарма (1975). Ранние династии Чаухан: исследование политической истории Чаухана, политических институтов Чаухана и жизни в доминионах Чаухан, с 800 по 1316 год нашей эры. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0618-9 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Дэвид П. Хениге (2004). Княжества Индии: Путеводитель по хронологии и правителям . Орхидея. ISBN 978-974-524-049-0 . Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- Ганга Прасад Ядава (1982). Дханапала и его времена: социокультурное исследование, основанное на его работах . Концепция. Архивировано из оригинала 28 декабря 2019 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- Георг Бюхлер (1892). «Удепур Прашасти королей Мальвы» . Эпиграфия Индика . Том. 1. Археологическая служба Индии.
- Харихар Виттал Триведи (1991). Введение в надписи Парамарас, Чандел, Каччхапагат и т. д. (Часть 1 ) Corpus Inscriptionum Indicarum Volume VII: Надписи Парамаров, Чанделл, Каччапагхатов и двух второстепенных династий. Археологическая служба Индии . дои : 10.5281/zenodo.1451761 . Архивировано из оригинала 24 марта. Получено 5 октября.
- Харихар Виттал Триведи (1991). Надписи Парамаров (Часть 2) . Corpus Inscriptionum Indicarum Volume VII: Надписи Парамаров, Чанделл, Каччапагхатов и двух второстепенных династий. Археологическая служба Индии . дои : 10.5281/zenodo.1451755 . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 28 октября 2019 г.
- Джон Миддлтон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. ISBN 978-1-317-45158-7 .
- Кайлаш Чанд Джайн (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0824-9 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Кирит Манкоди (1987). «Ученый-император и погребальный храм: Бходжпур одиннадцатого века» . Марг . 39 (2). Национальный центр исполнительских искусств : 61–72. Архивировано из оригинала 11 мая 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Кришна Нараин Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс. OCLC 8931757 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120802841 . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- Махеш Сингх (1984). Бходжа Парамара и его времена . Бхаратия Видья Пракашан. OCLC 11786897 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 6 июня 2016 г.
- Пунам Минхас (1998). Традиционные торговые и торговые центры в Химачал-Прадеше: с торговыми маршрутами и торговыми сообществами . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-080-4 .
- Прабхакар Нараян Каутекар (1995). Билхана . Академия Сахитья . ISBN 9788172017798 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Пратипал Бхатия (1970). Парамарас, гр. 800-1305 гг. н.э. Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0410-2 . OCLC 199886 . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 20 июля 2016 г.
- Р. К. Маджумдар (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120804364 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- Сайкат К. Бозе (2015). Ботинки, копыта и колеса: и социальная динамика, стоящая за войной в Южной Азии . Видж. ISBN 978-9-38446-454-7 .
- Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 9788122411980 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Шелдон Поллок (2003). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-5202-4500-8 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Тони МакКленаган (1996). Индийские княжеские медали . Лансер. ISBN 978-1-897829-19-6 .
- Вирбхадра Сингхджи (1994). Раджпуты Саураштры . Популярные публикации. ISBN 978-81-7154-546-9 .
- РБ Сингх (1975). Происхождение раджпутов . Сахитья Сансар Пракашан. Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
- Вирендра Н. Мишра (2007). Раджастан: доисторические и ранние исторические основы . Арийские книги International. ISBN 9788173053214 .
- Бенджамин Уокер (1995). Индуистский мир, том 2 . Инд. ISBN 81-7223-179-2 .