Jump to content

Введение в генетику

Генетика изучает гены и пытается объяснить, что они собой представляют и как работают. Гены — это то, как живые организмы наследуют особенности или черты своих предков; например, дети обычно похожи на своих родителей, потому что они унаследовали гены своих родителей. Генетика пытается определить, какие черты наследуются, и объяснить, как эти черты передаются из поколения в поколение.

организма Некоторые черты являются частью внешнего вида , например глаз цвет или рост. Другие виды характеристик не так-то легко увидеть и включают группу крови или устойчивость к болезням . Некоторые черты наследуются через гены, поэтому у высоких и худых людей обычно рождаются высокие и худые дети. Другие черты возникают в результате взаимодействия между генами и окружающей средой, поэтому ребенок, унаследовавший склонность к высокому росту, все равно останется невысоким, если его плохо кормить . То, как наши гены и окружающая среда взаимодействуют при формировании признака, может быть сложным. Например, вероятность того, что кто-то умрет от рака или сердечно-сосудистых заболеваний, похоже, зависит как от его генов, так и от его образа жизни.

Гены состоят из длинной молекулы , называемой ДНК , которая копируется и наследуется из поколения в поколение. ДНК состоит из простых единиц , которые выстраиваются внутри нее в определенном порядке и несут генетическую информацию. Язык, используемый ДНК, называется генетическим кодом , который позволяет организмам читать информацию в генах. Эта информация представляет собой инструкцию по строительству и работе живого организма.

Информация внутри конкретного гена не всегда одинакова в одном организме и в другом, поэтому разные копии гена не всегда дают одинаковые инструкции. Каждая уникальная форма одного гена называется аллелью . Например, один аллель гена цвета волос может дать указание организму вырабатывать много пигмента, вызывая темные волосы, в то время как другой аллель того же гена может давать искаженные инструкции, которые не производят никакого пигмента, что приводит к седым волосам. Мутации — это случайные изменения в генах, которые могут создавать новые аллели. Мутации также могут создавать новые признаки, например, когда мутации аллели черных волос приводят к появлению новой аллели седых волос. Это появление новых черт имеет важное значение в эволюции .

Гены и наследственность [ править ]

участок ДНК ; последовательность пластинчатых единиц ( нуклеотидов ) в центре несет информацию.

Гены — это фрагменты ДНК, содержащие информацию для синтеза рибонуклеиновых кислот (РНК) или полипептидов . Гены наследуются как единицы: два родителя передают копии своих генов своим потомкам. У человека есть две копии каждого гена, но каждая яйцеклетка или сперматозоид получает только одну из этих копий для каждого гена. Яйцеклетка и сперматозоид соединяются, образуя зиготу с полным набором генов. Полученное потомство имеет такое же количество генов, как и его родители, но для любого гена одна из двух копий происходит от отца, а другая — от матери. [1]

Пример смешивания [ править ]

Эффекты смешивания зависят от типов ( аллелей ) гена. Если у отца есть две копии аллели рыжих волос, а у матери две копии каштановых волос, все их дети получат две аллели, которые дают разные инструкции: одну для рыжих волос, другую для каштановых. Цвет волос этих детей зависит от того, как эти аллели работают вместе. Если один аллель доминирует над инструкциями другого, его называют доминантным аллелем, а замещаемый аллель называется рецессивным аллелем. В случае дочери с аллелями как рыжих, так и каштановых волос, коричневый цвет является доминантным, и в итоге у нее появляются каштановые волосы. [2]

Квадрат Пеннета , показывающий, как у двух шатенок родителей могут быть рыжие или каштановые дети. «B» — коричневый, «b» — красный.
Рыжие волосы — рецессивный признак.

Хотя аллель красного цвета все еще присутствует у этой шатенки, он не проявляется. Это разница между тем, что видно на поверхности (черты организма, называемые его фенотипом ) и генами внутри организма (его генотипом ). В этом примере аллель коричневого цвета можно назвать «B», а аллель красного — «b». (Доминантные аллели обычно пишут заглавными буквами, а рецессивные — строчными.) Шатеноволосая дочь имеет «фенотип каштановых волос», но ее генотип — Bb, с одной копией аллеля B и одной из аллель б.

А теперь представьте, что эта женщина вырастает и рожает детей от шатена, который тоже имеет генотип Bb. Ее яйца будут представлять собой смесь двух типов: один сорт содержит аллель B, а другой — аллель b. Точно так же ее партнер будет производить смесь двух типов сперматозоидов, содержащих один или другой из этих двух аллелей. Когда переданные гены объединяются в их потомстве, у этих детей есть шанс получить либо каштановые, либо рыжие волосы, поскольку они могут получить генотип BB = каштановые волосы, Bb = каштановые волосы или bb = рыжие волосы. Таким образом, в этом поколении есть шанс, что рецессивный аллель проявит себя в фенотипе детей — некоторые из них могут иметь рыжие волосы, как их дедушка. [2]

Многие черты наследуются более сложным образом, чем в примере выше. Это может произойти, когда задействовано несколько генов, каждый из которых вносит небольшой вклад в результат. У высоких людей, как правило, рождаются высокие дети, потому что их дети получают набор из множества аллелей, каждая из которых вносит свой вклад в их рост. Однако не существует четких групп «низких людей» и «высоких людей», как и есть группы людей с каштановыми или рыжими волосами. Это связано с большим количеством задействованных генов; это делает эту черту очень изменчивой, и люди бывают разного роста. [3] Несмотря на распространенное заблуждение, черты зелено-голубых глаз также наследуются в этой сложной модели наследования. [4] Наследование также может быть сложным, если признак зависит от взаимодействия генетики и окружающей среды. Например, недоедание не меняет такие характеристики, как цвет глаз, но может замедлить рост. [5]

Как работают гены [ править ]

Гены белки создают

Функция генов — предоставлять информацию, необходимую для создания молекул, называемых белками . в клетках [1] Клетки — мельчайшие самостоятельные части организмов: в организме человека содержится около 100 триллионов клеток, тогда как очень маленькие организмы, такие как бактерии, представляют собой всего лишь одну клетку. Клетка подобна миниатюрной и очень сложной фабрике, которая может производить все детали, необходимые для создания своей копии, что происходит, когда клетки делятся . В клетках существует простое разделение труда: гены дают инструкции, а белки выполняют эти инструкции, например, создание новой копии клетки или устранение повреждений. [6] Каждый тип белка — это специалист, выполняющий только одну работу, поэтому, если клетке нужно сделать что-то новое, она должна выработать новый белок для выполнения этой работы. Аналогично, если клетке нужно делать что-то быстрее или медленнее, чем раньше, она берет на себя ответственность за это в большей или меньшей степени. Гены сообщают клеткам, что делать, сообщая им, какие белки производить и в каких количествах.

Гены экспрессируются путем транскрипции в РНК, а затем эта РНК транслируется в белок.

Белки состоят из цепочки из 20 различных типов молекул аминокислот . Эта цепочка складывается в компактную форму, напоминая неопрятный клубок веревки. Форма белка определяется последовательностью аминокислот вдоль его цепи, и именно эта форма, в свою очередь, определяет действия белка. [6] Например, некоторые белки имеют части поверхности, которые идеально соответствуют форме другой молекулы, что позволяет белку очень прочно связываться с этой молекулой. Другие белки представляют собой ферменты , похожие на крошечные машины, которые изменяют другие молекулы. [7]

Информация в ДНК хранится в последовательности повторяющихся единиц цепи ДНК. [8] Эти единицы представляют собой четыре типа нуклеотидов (A, T, G и C), а последовательность нуклеотидов хранит информацию в алфавите, называемом генетическим кодом . Когда ген считывается клеткой, последовательность ДНК копируется в очень похожую молекулу, называемую РНК (этот процесс называется транскрипцией ). Транскрипция контролируется другими последовательностями ДНК (например, промоторами ), которые показывают в клетке, где находятся гены, и контролируют частоту их копирования. Копия РНК, сделанная из гена, затем проходит через структуру, называемую рибосомой , которая переводит последовательность нуклеотидов в РНК в правильную последовательность аминокислот и соединяет эти аминокислоты вместе, образуя полную белковую цепь. Затем новый белок превращается в свою активную форму. Процесс перевода информации с языка РНК на язык аминокислот называется трансляцией . [9]

Репликация ДНК . ДНК раскручивается, и нуклеотиды сопоставляются, образуя две новые цепи.

Если последовательность нуклеотидов в гене меняется, последовательность аминокислот в белке, который он производит, также может измениться — если часть гена удалена, полученный белок становится короче и может больше не работать. [6] Именно по этой причине разные аллели гена могут оказывать различное влияние на организм. Например, цвет волос зависит от того, сколько темного вещества, называемого меланином, попадает в волосы по мере их роста. Если у человека нормальный набор генов, участвующих в выработке меланина, он вырабатывает все необходимые белки и у него растут темные волосы. Однако если аллели определенного белка имеют разные последовательности и производят белки, которые не могут выполнять свою работу, меланин не вырабатывается, и у человека появляется белая кожа и волосы ( альбинизм ). [10]

Гены копируются [ править ]

Гены копируются каждый раз, когда клетка делится на две новые клетки. Процесс копирования ДНК называется репликацией ДНК . [8] Подобным же образом ребенок наследует гены от своих родителей, когда копия матери смешивается с копией отца.

ДНК можно скопировать очень легко и точно, поскольку каждая часть ДНК может управлять сборкой новой копии своей информации. Это потому, что ДНК состоит из двух нитей, которые соединяются друг с другом, как две стороны молнии. Нуклеотиды находятся в центре, как зубцы на молнии, и соединяются в пары, удерживая две нити вместе. Важно отметить, что четыре разных типа нуклеотидов имеют разную форму, поэтому для того, чтобы цепи правильно сомкнулись, нуклеотид A должен располагаться напротив нуклеотида T , а нуклеотид G — напротив C. нуклеотида Это точное спаривание называется спариванием оснований . [8]

Когда ДНК копируется, две нити старой ДНК разрываются ферментами; затем они соединяются с новыми нуклеотидами и закрываются. В результате образуются две новые части ДНК, каждая из которых содержит одну цепь старой ДНК и одну новую цепь. Этот процесс не является предсказуемо идеальным, поскольку белки прикрепляются к нуклеотиду во время его построения и вызывают изменение последовательности этого гена. Эти изменения в последовательности ДНК называются мутациями . [11] Мутации производят новые аллели генов. Иногда эти изменения останавливают функционирование этого гена или заставляют его выполнять другую полезную функцию, например, гены меланина, обсуждавшиеся выше. Эти мутации и их влияние на свойства организмов являются одной из причин эволюции . [12]

Гены и эволюция [ править ]

Мыши с разным окрасом шерсти

Популяция организмов развивается, когда унаследованный признак со временем становится более или менее распространенным. [12] Например, все мыши, живущие на острове, будут представлять собой одну популяцию мышей: некоторые с белой шерстью, некоторые — серые. Если бы с течением поколений белые мыши встречались чаще, а серые — реже, то цвет шерсти в этой популяции мышей мог бы меняться . С точки зрения генетики это называется увеличением частоты аллелей .

Аллели становятся более или менее распространенными либо случайно в процессе, называемом генетическим дрейфом , либо в результате естественного отбора . [13] При естественном отборе, если аллель повышает вероятность выживания и размножения организма, то со временем этот аллель становится более распространенным. Но если аллель вредна, естественный отбор делает ее менее распространенной. В приведенном выше примере, если бы на острове с каждым годом становилось все холоднее и большую часть времени лежал снег, то аллель белого меха способствовала бы выживанию, поскольку хищники с меньшей вероятностью увидят их на фоне снега и с большей вероятностью увидят серые мыши. Со временем белых мышей станет все больше и больше, а серых - все меньше и меньше.

Мутации создают новые аллели. Эти аллели имеют новые последовательности ДНК и могут производить белки с новыми свойствами. [14] Таким образом, если бы остров был полностью населен черными мышами, могли бы произойти мутации, создающие аллели белого меха. Сочетание мутаций, создающих случайным образом новые аллели, и естественного отбора, отбирающего полезные, вызывает адаптацию . Это когда организмы изменяются таким образом, который помогает им выживать и размножаться. Многие такие изменения, изучаемые в эволюционной биологии развития , влияют на то, как эмбрион развивается во взрослое тело.

Наследственные заболевания [ править ]

Некоторые болезни являются наследственными и передаются по наследству; другие, такие как инфекционные заболевания , вызваны окружающей средой. Другие болезни возникают в результате сочетания генов и окружающей среды. [15] Генетические нарушения — это заболевания, которые вызываются одним аллелем гена и наследуются в семьях. К ним относятся болезнь Хантингтона , муковисцидоз или мышечная дистрофия Дюшенна . Например, муковисцидоз вызывается мутациями в единственном гене, называемом CFTR , и наследуется как рецессивный признак. [16]

На другие заболевания влияет генетика, но гены, которые человек получает от родителей, только меняют риск заболевания. Большинство этих заболеваний наследуются сложным образом: либо с вовлечением нескольких генов, либо с участием как генов, так и окружающей среды. Например, риск рака молочной железы в 50 раз выше в семьях, подверженных наибольшему риску, по сравнению с семьями, подверженными наименьшему риску. Эта вариация, вероятно, связана с большим количеством аллелей, каждая из которых немного меняет риск. [17] Были идентифицированы некоторые гены, такие как BRCA1 и BRCA2 , но не все. Однако, хотя некоторые из рисков являются генетическими, риск развития этого рака также увеличивается из-за избыточного веса, злоупотребления алкоголем и отсутствия физических упражнений. [18] Таким образом, риск развития рака молочной железы у женщины обусловлен большим количеством аллелей, взаимодействующих с окружающей средой, поэтому его очень трудно предсказать.

Генная инженерия [ править ]

Поскольку признаки происходят от генов в клетке, введение в клетку нового участка ДНК может привести к появлению нового признака. Вот как работает генная инженерия . Например, рису можно передать гены кукурузы и почвенных бактерий, чтобы рис производил бета-каротин , который организм превращает в витамин А. [19] Это может помочь детям с дефицитом витамина А. Другой ген, который вводят в некоторые сельскохозяйственные культуры, происходит от бактерии Bacillus thuringiensis ; ген производит белок, который является инсектицидом . Инсектицид убивает насекомых, поедающих растения, но безвреден для людей. [20] В этих растениях новые гены вводятся в растение до его выращивания, поэтому гены находятся в каждой части растения, включая его семена. [21] Потомство растения наследует новые гены, что привело к беспокойству по поводу распространения новых признаков на дикие растения. [22]

Технология, используемая в генной инженерии, также разрабатывается для лечения людей с генетическими нарушениями с помощью экспериментальной медицинской техники, называемой генной терапией . [23] Однако здесь новый, правильно работающий ген помещается в целевые клетки, не изменяя шанс того, что будущие дети унаследуют аллели, вызывающие заболевание.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анимационная экскурсия по Учебному центру генетики Университета Юты, посвященная основам генетики . Howstuffworks.com. Архивировано из оригинала 10 февраля 2008 года . Проверено 24 января 2008 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рецептор меланокортина 1 , по состоянию на 27 ноября 2010 г.
  3. ^ Библиотека здоровья многофакторного наследования , Детская больница Morgan Stanley, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  4. Цвет глаз сложнее двух генов , Athro Limited, по состоянию на 27 ноября 2010 г.
  5. ^ «Рост детей из малообеспеченных семей не соответствует возрасту одного года» . Система здравоохранения Мичиганского университета. Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 20 мая 2008 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Структуры жизни. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine , по состоянию на 20 мая 2008 г. Национальном институте общих медицинских наук
  7. ^ Ферменты HowStuffWorks, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Что такое ДНК? Домашний справочник по генетике, по состоянию на 16 мая 2008 г.
  9. ^ ДНК-РНК-протеин Nobelprize.org, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  10. ^ Что такое альбинизм? Архивировано 14 мая 2012 г. в Wayback Machine, Национальная организация по альбинизму и гипопигментации, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  11. Мутации . Архивировано 15 мая 2008 г. в Wayback Machine , Университет Юты, Центр обучения генетике, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэйн, Маршалл. «Как работает эволюция» . Как все работает: Библиотека эволюции . Howstuffworks.com . Проверено 24 января 2008 г.
  13. Механизмы: процессы эволюции. Архивировано 27 мая 2008 г. на сайте Wayback Machine понимание эволюции, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  14. Генетические вариации . Архивировано 27 мая 2008 г. на сайте Wayback Machine понимания эволюции, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  15. ^ часто задаваемые вопросы о генетических заболеваниях , Национальный институт здравоохранения, по состоянию на 20 мая 2008 г.
  16. ^ Домашний справочник по генетике муковисцидоза , NIH, по состоянию на 16 мая 2008 г.
  17. ^ Пето Дж. (июнь 2002 г.). «Восприимчивость к раку молочной железы – новый взгляд на старую модель» . Раковая клетка . 1 (5): 411–2. дои : 10.1016/S1535-6108(02)00079-X . ISSN   1535-6108 . ПМИД   12124169 .
  18. ^ Каковы факторы риска рака молочной железы? Архивировано 29 апреля 2009 г. в Американском онкологическом обществе Wayback Machine , по состоянию на 16 мая 2008 г.
  19. персонала Проект «Золотой рис» , получено 5 ноября 2012 г.
  20. Тифтон, Джорджия: борьба с вредителями арахиса, Министерство сельского хозяйства США, по состоянию на 16 мая 2008 г.
  21. ^ Генная инженерия: Бактериальный арсенал для борьбы с жевательными насекомыми. Архивировано 15 мая 2011 г. в Wayback Machine GMO Safety, июль 2010 г.
  22. ^ Генно-инженерные организмы, образование по общественным вопросам, Корнельский университет, по состоянию на 16 мая 2008 г.
  23. ^ Персонал (18 ноября 2005 г.). «Генная терапия» (FAQ) . Информация о проекте «Геном человека» . Окриджская национальная лаборатория . Проверено 28 мая 2006 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 011f0a7cd28ac769f5dadad0be450657__1710281880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/57/011f0a7cd28ac769f5dadad0be450657.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Introduction to genetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)