Македонский ренессанс

Македонское Возрождение ( греч . Μακεδονική Αναγέννηση ) — историографический термин, используемый для обозначения расцвета византийской культуры в IX–XI веках, при одноименной македонской династии (867–1056), последовавшей за потрясениями и преобразованиями VII–VIII веков, а также известный как " Византийские темные века ». Этот период также известен как эпоха византийского энциклопедизма из-за попыток систематически организовать и систематизировать знания, примером которых являются труды учёного-императора Константина VII Багрянородного .
Историографический термин
[ редактировать ]Из-за проблем с этим термином ученые использовали альтернативные названия для описания этого периода, в том числе «ренессанс» (с маленькой буквой «р»), «ренессанс», «возрождение» и «возрождение». [ 1 ] Средневизантийский ренессанс или первый византийский ренессанс ( палеологовский ренессанс второй – XIII века). Македонское искусство относится к искусству этого периода.
Поскольку слово «Ренессанс» ( rinascita ) было создано в XV и XVI веках итальянскими гуманистами для описания своего времени, его использование вне этого контекста проблематично; однако рассматриваемый период, безусловно, породил идеи и произведения искусства, отражавшие переоценку классических идеалов. [ 2 ]
Термин «Македонский ренессанс» впервые был использован Куртом Вайцманом в его работе 1948 года «Ролл Джошуа: произведение македонского Возрождения» . [ 3 ] Он описывает архитектуру Македонии. В то же время рукописи «Парижской Псалтири» (код. гр. 139, Париж, Bib. Nat. de France) указывались учеными как лучшие образцы македонского Возрождения. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]В течение VII-VIII веков литературное производство резко сократилось, несмотря на постепенное внедрение бумаги вместо более дорогого пергамента. Книг в тот период было мало, и они принадлежали только самым богатым аристократам. [ 5 ]
Начиная с VII века, средневековый греческий язык был единственным языком администрации, правительства и искусства в Византийской империи, а религией было православие . [ 6 ]
В то время как Западная Римская империя рухнула в начале Средневековья , ее восточная половина, Восточная Римская империя , смогла выжить, главным образом благодаря своему стратегическому положению для торговли, но также и тому, как она могла сдерживать своих врагов. . Василий I (867–886), основатель Македонской династии византийских правителей, родился во Фракии в крестьянской семье, предположительно имеющей армянское происхождение по отцовской линии. Он работал во влиятельных кругах Константинополя и был быстро продвинут по службе императором Михаилом III , в конечном итоге став соимператором. [ 7 ] Посредством политического маневрирования он смог обеспечить свое будущее в качестве императора, а затем начал военные и дипломатические кампании по обеспечению безопасности империи. Его династия смогла сохранить период мира, в котором могли процветать экономика, философия, искусство и культура.
Два основных события способствовали возрождению культуры и образования в империи: это было более широкое участие церкви в образовании (например, в Студийском монастыре ), в то время как другим была концентрация культурной жизни в Константинополе из-за движения народов из сельской местности, ставшей магнитом для интеллектуалов. [ 5 ]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]
Крупномасштабное производство религиозного искусства возобновилось только после Второго иконоборчества в 843 году. Искусство македонского Возрождения сохранило свои корни из позднеримского периода, используя свои декоративные и художественные стили. [ 5 ] В этот период произошел переход от запрета на рисование религиозных деятелей к рисованию икон , чтобы отразить более классическое и натуралистическое влияние искусства на культуру. Новый стиль искусства, возможно, вдохновил итальянских художников, таких как Чимабуэ и Джотто. [ 8 ] на заре итальянского Возрождения , в эпоху Проторенессанса .
Во второй половине 9-го века была реализована щедрая программа косметического ремонта церквей, такая как создание мозаик в соборе Святой Софии . [ 5 ]
Литература и образование
[ редактировать ]К моменту македонского Возрождения в этот период также наблюдалось распространение литературы, такой как De Ceremoniis («Книга церемоний»), в которой основное внимание уделялось управлению, дипломатическому взаимодействию с соседними странами и другим обычаям того времени. Образование также снова стало приоритетом, и Константинопольский университет мог похвастаться такими учеными, как Михаил Пселл , написавший « Хронографию» — историю четырнадцати византийских правителей. [ 9 ] [ 10 ] Между тем реформы в законодательстве были направлены на ограничение власти и роста крупных землевладельцев путем создания торговых гильдий, которые позволяли государству контролировать рост, как описано в Книге Епарха .
Занимаясь наукой и математикой, Лев Математик внес огромный вклад в эту тему, а также был известен тем, что построил оптический телеграф из Константинополя в восточные регионы империи. [ 5 ] Здание Магнаура в Константинополе уже в 849 году стало школой, и ее возглавил Лев Математик, [ 11 ] чьи произведения ныне утеряны.
Энциклопедизм
[ редактировать ]Поль Лемерль ввел для этого периода термин «энциклопедизм», чтобы отразить систематические попытки упорядочить и организовать знания во всех сферах культурной и административной деятельности. [ 12 ] Результатом этой деятельности стало составление руководств по судебной иерархии и управлению ( Тактика ), военному делу , налогообложению, сельскому хозяйству ( Геопоника ), справочных работ, таких как Судская энциклопедия и Библиотека , а также новых кодификаций римского права ( Базилика ). и постановления в Книге Епарха . [ 12 ] Дух эпохи был проиллюстрирован императором Константином VII Багрянородным , который выпустил три энциклопедических руководства: De Administando Imperio , De Thematibus и De Ceremoniis . [ 12 ] Другими известными фигурами были эрудиты Лев Математик , Патриарх Фотий и Арефа Кесарийский . [ 12 ] Однако, как отмечает Александр Каждан , «упор был сделан не на творчестве, а на копировании и коллекционировании». [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кормак, Робин (2000). Византийское искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 131 . ISBN 0-19-284211-0 .
- ^ Обсуждение этой темы см. Кормак, Византийское искусство , стр. 130-142.
- ^ Вайцманн, Курт. Ролл Джошуа: произведение македонского Возрождения. Исследования по освещению рукописей III, Принстон: Princeton Univ. Пресс, 1948.
- ^ Кая, Илкгюль (январь 2015 г.). «Парижский Псалтерий (Cod. gr. 139, Парижская национальная библиотека) и македонский ренессанс (полный текст статьи)» . Первичные ценности в искусстве и эстетике: Труды «Пространство-время», Университет Анкары, факультет языков, истории и географии, кафедра истории искусств . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Браун, Томас; Холмс, Джордж (1988). Оксфордская история средневековой Европы . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 51–54.
- ^ Элизабет Джеффрис; Джон Хэлдон; Робин Кормак, ред. (2008). Оксфордский справочник по византийским исследованиям . Оксфорд. ISBN 978-0-19-925246-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ « Василий I ». Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Византийское искусство
- ^ Джон Х. Россер, Исторический словарь Византии , Scarecrow Press, 2001, стр. ххх.
- ^ Александр Петрович Каждан, Аннабель Джейн Уортон, Изменение византийской культуры в одиннадцатом и двенадцатом веках , University of California Press, 1985, с. 122.
- ^ macedonian-heritage.gr: Леон Математик
- ^ Перейти обратно: а б с д и ОДБ , «Энциклопедизм» (А. Каждан), стр. 696–697.
Источники
[ редактировать ]- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Тредголд, Уоррен (1984). «Македонский ренессанс». У Уоррена Тредголда (ред.). Ренессанс до Ренессанса. Культурное возрождение поздней античности и средневековья . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1198-4 .