Аббасидская революция
Аббасидская революция | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Халифат в 750 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Поддерживать |
Поддерживать | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ибрагим аль-Имам Ас-Саффа Аль-Мансур Абу Муслим Кахтаба ибн Шабиб † Хасан ибн Кахтаба Хумайд ибн Кахтаба Абдаллах ибн Али |
Марван II Наср ибн Сайяр † Язид ибн Умар Хавсара ибн Сухайль Ман ибн Зайда |
Аббасидская революция ( араб . Аббасидская революция , латинизированная : ат-саура аль-Аббасийя ), также называемая « Движением людей в черных одеждах» харака ( риджал ат-тийаб ас-сауд ), [ 2 ] было свержение халифата Омейядов (661–750 гг. н.э.), второго из четырех крупнейших халифатов в истории ислама , третьим, халифата Аббасидов (750–1517 гг. н.э.). Придя к власти через три десятилетия после смерти исламского пророка Мухаммеда и сразу после образования халифата Рашидун , Омейяды представляли собой арабскую империю, правившую населением, которое в подавляющем большинстве не было арабским . К неарабам относились как к гражданам второго сорта, независимо от того, обратились они в ислам или нет, и это недовольство, затрагивающее различные вероисповедания и этнические группы, в конечном итоге привело к свержению Омейядов. [ 3 ] Семья Аббасидов утверждала, что происходит от аль-Аббаса , дяди Мухаммеда.
Революция, по сути, ознаменовала конец исключительного арабского исламского халифата и начало создания более инклюзивного, многоэтнического государства на Ближнем Востоке . [ 4 ] Запомнившаяся как одна из самых хорошо организованных революций своего периода в истории, она переориентировала фокус мусульманского мира на восток. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]К 740-м годам Империя Омейядов оказалась в критическом состоянии. Кризис престолонаследия в 744 году привел к Третьей Фитне , которая бушевала на Ближнем Востоке в течение трех лет. Уже в следующем году ад-Даххак ибн Кайс аль-Шайбани инициировал хариджитское восстание, которое продолжалось до 746 года. Одновременно с этим вспыхнуло восстание в ответ на решение Марвана II перенести столицу из Дамаска в Харран , в результате чего разрушение Хомса – также в 746 году. Лишь в 747 году Марвану II удалось усмирить провинции; Революция Аббасидов началась через несколько месяцев. [ 6 ]
Наср ибн Сайяр был назначен губернатором Хорасана Хишамом ибн Абд аль-Маликом в 738 году. Он оставался на своем посту на протяжении всей войны за престол, а впоследствии был утвержден на посту губернатора Марваном II. [ 6 ]
Обширные размеры Хорасана и низкая плотность населения означали, что арабские жители – как военные, так и гражданские – жили в основном за пределами гарнизонов, построенных во время распространения ислама в Персии. Это отличалось от остальных провинций Омейядов, где арабы имели тенденцию уединяться в крепостях, чтобы избежать взаимодействия с местными жителями. [ 7 ] Арабские поселенцы в Хорасане оставили свой традиционный образ жизни и поселились среди коренных иранских народов . [ 6 ] Хотя смешанные браки с неарабами в других частях Империи не поощрялись или даже запрещались, [ 8 ] [ 9 ] постепенно это вошло в привычку в восточном Хорасане; арабы начали перенимать персидскую одежду , и по мере того, как два языка влияли друг на друга, этнические барьеры постепенно разрушались. [ 10 ]
Причины
[ редактировать ]Поддержка революции Аббасидов исходила от людей разного происхождения, при этом почти все слои общества поддерживали вооруженную оппозицию правлению Омейядов. [ 11 ] Особенно это было выражено среди мусульман неарабского происхождения. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] хотя даже арабские мусульмане возмущались правлением Омейядов и централизованной властью над их кочевым образом жизни. [ 13 ] [ 15 ] И сунниты , и шииты поддерживали усилия по свержению Омейядов. [ 11 ] [ 12 ] [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ] как и немусульманские подданные империи, возмущавшиеся религиозной дискриминацией. [ 18 ]
Недовольство среди мусульман-шиитов
[ редактировать ]После битвы при Кербеле , которая привела к резне Хусейна ибн Али , внука Мухаммеда , его родственников и соратников армией Омейядов в 680 году нашей эры, шииты использовали это событие как сплоченный клич оппозиции против Омейядов. Аббасиды также широко использовали память о Кербеле, чтобы заручиться народной поддержкой против Омейядов. [ 20 ]
Движение Хашимия (подразделение шиитов- кайсанитов ) в значительной степени ответственно за начало последних усилий против династии Омейядов. [ 6 ] первоначально с целью замены Омейядов правящей семьей Алидов . [ 21 ] [ 22 ] В какой-то степени восстание против Омейядов изначально было связано с шиитскими идеями. [ 15 ] [ 23 ] Уже произошел ряд шиитских восстаний против правления Омейядов, хотя они открыто заявляли о своем стремлении к правителю Алидов. Зайд ибн Али сражался с Омейядами в Ираке, а Абдаллах ибн Муавия даже установил временное правление над Персией. Их убийство не только усилило антиомейядские настроения среди шиитов, но также дало шиитам и суннитам в Ираке и Персии общий сплоченный клич. [ 17 ] В то же время захват и убийство основных деятелей шиитской оппозиции сделали Аббасидов единственными реалистичными претендентами на пустоту, которую оставят Омейяды. [ 24 ]
Аббасиды умалчивали о своей личности, просто заявляя, что им нужен правитель из потомка Мухаммеда, с выбором которого в качестве халифа согласится мусульманская община. [ 25 ] [ 26 ] Многие шииты, естественно, предполагали, что это означает правителя Алидов, и Аббасиды молчаливо поощряли эту веру, чтобы заручиться поддержкой шиитов. [ 27 ] Хотя Аббасиды были членами клана Бану Хашим , соперников Омейядов, слово «Хашимия», кажется, относится конкретно к Абдаллаху ибн Мухаммаду ибн аль-Ханафии , внуку Али и сыну Мухаммада ибн аль-Ханафии . [ нужна ссылка ]
Согласно некоторым преданиям, Абдаллах умер в 717 году в Хумейме в доме Мухаммада ибн Али Аббаси , главы рода Аббасидов, и перед смертью назвал Мухаммеда ибн Али своим преемником. [ 28 ] Хотя анекдот и считают выдумкой, [ 24 ] в то время это позволило Аббасидам сплотить сторонников неудавшегося восстания Мухтара аль-Сакафи , которые представляли себя сторонниками Мухаммеда ибн аль-Ханафии. К тому времени, когда революция была в самом разгаре, большинство кайсанитских шиитов либо перешли на сторону династии Аббасидов (в случае Хашимийи), либо перешли на сторону династии Аббасидов (в случае Хашимийи), [ 29 ] [ 30 ] или перешли в другие ветви шиизма, и кайсаниты прекратили свое существование. [ 31 ]
Недовольство среди мусульман-суннитов неарабского происхождения
[ редактировать ]Государство Омейядов помнят как арабоцентричное государство, управляемое и на благо тех, кто был этнически арабом, хотя и мусульманином по вероисповеданию. [ 13 ] [ 32 ] Неарабские мусульмане возмущались своим маргинальным социальным положением и были легко втянуты в оппозицию Аббасидов правлению Омейядов. [ 15 ] [ 16 ] [ 28 ] Арабы доминировали в бюрократии и армии и жили в крепостях отдельно от местного населения за пределами Аравии. [ 7 ] Даже после принятия ислама неарабы или мавали не могли жить в этих гарнизонных городах. Неарабам не разрешалось работать на правительство, они не могли занимать офицерские должности в вооруженных силах Омейядов, и им все равно приходилось платить налог джизья за немусульман. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Немусульмане под властью Омейядов подвергались тем же запретам. [ 36 ] Расовые браки между арабами и неарабами были редкостью. [ 8 ] Когда это действительно происходило, это было разрешено только между арабским мужчиной и неарабской женщиной, в то время как неарабские мужчины, как правило, не имели права жениться на арабских женщинах. [ 9 ]
Обращение в ислам происходило постепенно. Если неараб хотел принять ислам, он должен был не только отказаться от своего имени, но и оставаться гражданином второго сорта. [ 14 ] [ 34 ] Неараб будет «усыновлен» арабским племенем, [ 35 ] хотя на самом деле они не приняли бы название племени, поскольку это могло бы испортить воспринимаемую арабскую расовую чистоту. Скорее, неараб возьмет фамилию « вольноотпущенник аль-(название племени)», даже если до обращения он не был рабом. По сути, это означало, что они подчинялись племени, которое спонсировало их обращение. [ 14 ] [ 37 ]
Хотя обращенные в ислам составляли примерно 10% коренного населения (большинство людей, живших под властью Омейядов, не были мусульманами), этот процент был значительным из-за очень небольшого числа арабов. [ 13 ] Постепенно число неарабских мусульман превысило численность арабских мусульман, что вызвало тревогу среди арабской знати. [ 32 ] В социальном плане это представляло проблему, поскольку Омейяды считали ислам собственностью аристократических арабских семей. [ 38 ] [ 39 ] Перед системой Омейядов также стояла довольно большая финансовая проблема. Если новообращенные в ислам из неарабских народов перестанут платить налог джизья, предусмотренный Кораном для немусульман, империя обанкротится. Отсутствие гражданских и политических прав в конечном итоге привело к тому, что мусульмане неарабского происхождения поддержали Аббасидов, несмотря на то, что последние также были арабами. [ 40 ]
Даже несмотря на то, что арабские губернаторы переняли более сложные иранские методы государственного управления, неарабам по-прежнему не разрешалось занимать такие должности. [ 8 ] Неарабам даже не разрешалось носить одежду арабского стиля. [ 41 ] настолько сильным было чувство арабского расового превосходства, культивируемое Омейядами. Большая часть недовольства, которое это вызвало, привело к движению Шуубия , утверждению неарабского расового и культурного равенства с арабами. Движение получило поддержку среди египтян , арамеев и берберов . [ 42 ] хотя это движение было наиболее выражено среди иранцев . [ нужна ссылка ]
Репрессии против иранской культуры
[ редактировать ]Раннее мусульманское завоевание Персии сопровождалось антииранской политикой арабизации , что вызвало большое недовольство. [ 43 ] Вплоть до времен Абд аль-Малика ибн Марвана доминировали на диване мавали, и отчеты велись с использованием письменности пехлеви . Спорный губернатор Омейядов Аль-Хаджадж ибн Юсуф заставил всех мавали, уехавших в города, чтобы избежать уплаты налога харадж , вернуться в свои земли. Он был расстроен использованием персидского языка в качестве придворного языка в восточной исламской империи и приказал заменить его на арабский. [ 44 ] [ 45 ]
Недовольство среди немусульман
[ редактировать ]Поддержка революции Аббасидов была ранним примером того, как люди разных вероисповеданий объединились с общим делом. Во многом это произошло из-за политики Омейядов, которая считалась особенно репрессивной по отношению к любому, кто исповедует иную веру, чем ислам. В 741 году Омейяды постановили, что немусульмане не могут занимать государственные должности. [ 46 ] Аббасиды знали об этом недовольстве и прилагали усилия, чтобы сбалансировать как его мусульманский характер, так и его частично немусульманский электорат. [ 47 ]
Немусульманская аристократия вокруг Мерва поддержала Аббасидов и, таким образом, сохранила свой статус привилегированного правящего класса независимо от религиозных убеждений. [ 15 ]
События
[ редактировать ]Наращивать
[ редактировать ]Начиная примерно с 719 года миссии Хашимии начали искать сторонников в Хорасане . Их кампания была оформлена как кампания прозелитизма . Они искали поддержки для «члена Дома Пророка, который будет угоден всем». [ 48 ] без явного упоминания Аббасидов. [ 27 ] [ 49 ] Эти миссии имели успех как среди арабов, так и среди неарабов, хотя последние, возможно, сыграли особенно важную роль в росте движения. Ряд шиитских восстаний – кайсанитов, хашимийя и основных шиитов – произошел в последние годы правления Омейядов, примерно в то же время, когда среди сирийских контингентов армии Омейядов вспыхивали волнения по поводу союзов и правонарушений во время правления Омейядов. Второй [ 34 ] [ 50 ] и Третья Фитна . [ 51 ]
В это время Куфа была центром оппозиции правлению Омейядов, особенно сторонников Али и шиитов. В 741–742 годах Абу Муслим совершил там свой первый контакт с агентами Аббасидов, и в конце концов он был представлен главе Аббасидов Имаму Ибрагиму в Мекке . Около 746 года Абу Муслим принял на себя руководство Хашимией в Хорасане. [ 52 ] В отличие от восстаний Алидов, которые были открыты и прямолинейны в своих требованиях, Аббасиды вместе с союзниками-хашимитами постепенно создали подпольное движение сопротивления правлению Омейядов. Секретные сети использовались для создания опорной базы поддержки в восточных мусульманских странах, чтобы обеспечить успех революции. [ 23 ] [ 50 ] Это наращивание происходило не только сразу после восстания Зайди в Ираке, но также одновременно с восстанием берберов в Иберии и Магрибе , восстанием Ибади в Йемене и Хиджазе , [ 53 ] и Третья Фитна в Леванте , когда восстание аль-Хариса ибн Сурайджа в Хорасане и Средней Азии произошло одновременно с самой революцией. [ 13 ] [ 14 ] Аббасиды провели время подготовки, наблюдая, как Империя Омейядов осаждается изнутри со всех четырех основных направлений. [ 54 ] Школы восточных и африканских исследований профессор Почетный Г. Р. Хоутинг утверждал, что даже если бы правители Омейядов знали о приготовлениях Аббасидов, было бы невозможно мобилизоваться против них. [ 6 ]
Восстание Ибн Сурайджа
[ редактировать ]В 746 году Ибн Сурайдж начал восстание в Мерве, поначалу безуспешно, потеряв даже своего секретаря Джама бин Сафвана . [ 55 ] Объединив силы с другими повстанческими группировками, Ибн Сурайдж выгнал губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра и его войска в Нишапур ; Вскоре после этого две фракции обманули друг друга, и фракция Ибн Сурайджа была разгромлена. Западный Хорасан в то время контролировался Абдаллахом ибн Муавией , отрезав Ибн Сайяра на востоке от Марвана II . Летом 747 года Ибн Сайяр потребовал мира , который был принят оставшимися повстанцами. Лидер повстанцев был убит сыном Ибн Сурайджа в результате нападения из мести, в то же время в деревнях началось еще одно шиитское восстание. Сын оставшихся повстанцев подписал мирное соглашение, и Ибн Сайяр вернулся на свой пост в Мерве в августе 747 года. [ 55 ] – сразу после того, как Абу Муслим поднял собственное восстание.
Персидская фаза
[ редактировать ]9 июня 747 года (25 Рамадана 129 года хиджры) Абу Муслим успешно инициировал открытое восстание против правления Омейядов. [ 13 ] [ 56 ] которое проводилось под знаком Черного штандарта . [ 52 ] [ 57 ] [ 58 ] , под командованием Абу Муслима находилось около 10 000 солдат Когда официально начались военные действия в Мерве . [ 5 ] 14 февраля 748 г. он установил контроль над Мервом. [ 55 ] изгнание Насра ибн Сайяра менее чем через год после того, как последний подавил восстание Ибн Сурайджа и отправил армию на запад. [ 52 ] [ 57 ] [ 59 ]
Недавно назначенный аббасидский офицер Кахтаба ибн Шабиб ат-Тай вместе со своими сыновьями Аль-Хасаном ибн Кахтабой и Хумейдом ибн Кахтабой преследовали Ибн Сайяра до Нишапура , а затем толкнули его дальше на запад, в Кумис , в западной Персии. [ 60 ] В августе того же года ат-Таи разбил 10-тысячное войско Омейядов в Горгане , к юго-востоку от Каспийского моря. Ибн Сайяр перегруппировался с подкреплениями халифа в Рее недалеко от сегодняшней столицы Тегерана только для того, чтобы этот город пал вместе с командующим халифа; И снова Ибн Сайяр бежал на запад и умер 9 декабря 748 года, пытаясь достичь Хамедана на юге Западной Персии. [ 60 ] Аль-Таи двинулся на запад через Хорасан, разгромив 50-тысячное войско Омейядов в Исфахане в Центральной Персии в марте 749 года.
В Нахаванде на юго-западе Персии Омейяды попытались сделать свой последний бой в Персии. Силы Омейядов бежали из Хамедана, а остальные люди Ибн Сайяра присоединились к уже находившимся в гарнизоне. [ 60 ] Кахтаба разгромил контингент помощи Омейядов из Сирии, в то время как его сын аль-Хасан осаждал Нахаванд более двух месяцев. Военные подразделения Омейядов из Сирии, входившие в гарнизон, заключили сделку с Аббасидами, спасая свои жизни, продав отряды Омейядов из Хорасана, которые все были казнены. [ 60 ] Спустя почти девяносто лет правление Омейядов в Хорасане наконец подошло к концу.
В то же время, когда ат-Таи взял Нишапур, расположенный в северо-восточном Хорасане, Абу Муслим усиливал власть Аббасидов на мусульманском северо-востоке. Аббасидские губернаторы были назначены на Трансоксиану и Бактрию (части сегодняшнего Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана), в то время как повстанцам, подписавшим мирное соглашение с Насром ибн Сайяром, Абу Муслим также предложил мирное соглашение, но их обманули. и стерты с лица земли. [ 60 ] После усмирения всех повстанческих элементов на востоке и капитуляции Нахаванда на западе Аббасиды стали бесспорными правителями Хорасана.
Фаза Месопотамии
[ редактировать ]Аббасиды, не теряя времени, продолжили путь из Персии в Месопотамию. В августе 749 года командующий Омейядов Язид ибн Умар аль-Фазари попытался встретить силы ат-Таи, прежде чем они смогли достичь Куфы . Чтобы не отставать, Аббасиды предприняли ночной набег на силы аль-Фазари, прежде чем у них появилась возможность подготовиться. Во время рейда сам ат-Таи наконец был убит в бою. Несмотря на потери, аль-Фазари был разбит и бежал со своими войсками в Васит . [ 61 ] Осада Васита продолжалась с августа по июль 750 года. Хотя уважаемый военачальник погиб, большая часть сил Омейядов, по сути, оказалась в ловушке внутри Васита и могла оставаться в своей виртуальной тюрьме, пока проводились более наступательные военные действия. [ 62 ]
Одновременно с осадой в 749 году Аббасиды переправились через Евфрат и взяли Куфу. [ 34 ] [ 57 ] Сын Халида аль-Касри – опального чиновника Омейядов, замученного до смерти несколькими годами ранее – начал бунт в поддержку Аббасидов, начавшийся в городской цитадели. 2 сентября 749 года аль-Хасан бин Кахтаба, по сути, просто вошел в город и открыл магазин. [ 62 ] Некоторая путаница последовала, когда Абу Салама , офицер Аббасидов, стал настаивать на назначении лидера Алидов. Доверенное лицо Абу Муслима Абу Джахм сообщил о происходящем, и Аббасиды действовали упреждающе. В пятницу, 28 ноября 749 года, еще до окончания осада Васита, Ас-Саффах , правнук дяди Мухаммеда, аль-Аббаса , был признан новым халифом в мечети в Куфе. [ 52 ] [ 63 ] Абу Салама, который был свидетелем того, как двенадцать военачальников революции присягнули на верность, был смущен и последовал его примеру. [ 62 ]
Так же быстро, как войска Кахтабы двинулись из Хоросана в Куфу, так же быстро прошли войска Абдаллы ибн Али и Абу Ауна Абд аль-Малика ибн Язида на Мосул (на территории современного Северного Ирака). [ 62 ] В этот момент Марван II мобилизовал свои войска из Харрана (сегодняшняя Южная Центральная Турция) и двинулся в сторону Месопотамии. 16 января 750 года две силы встретились на левом берегу притока Тигра в битве при Забе , а девять дней спустя Марван II потерпел поражение, а его армия была полностью уничтожена. [ 14 ] [ 34 ] [ 62 ] [ 64 ] Битва считается тем, что окончательно решило судьбу Омейядов. Все, что мог сделать Марван II, — это бежать через Сирию в Египет, причем каждый город Омейядов сдавался Аббасидам, когда они преследовали его. [ 62 ]
Дамаск пал перед Аббасидами в апреле, а в августе Марван II и его семья были выслежены небольшим отрядом во главе с Абу Ауном и Салихом ибн Али (братом Абдаллы ибн Али) и убиты в Египте. [ 14 ] [ 34 ] [ 52 ] [ 58 ] [ 64 ] Аль-Фазари, командующий Омейядов в Васите, выстоял даже после поражения Марвана II в январе. Аббасиды пообещали ему амнистию в июле, но сразу после того, как он покинул крепость, вместо этого его казнили. Спустя почти ровно три года восстания государство Омейядов распалось. [ 13 ] [ 22 ]
Тактика
[ редактировать ]Этническое равенство
[ редактировать ]В военном отношении организация отрядов Аббасидов была создана с целью обеспечения этнического и расового равенства среди сторонников. Когда Абу Муслим вербовал на Шелковом пути смешанных арабо-тюрко-иранских офицеров, он регистрировал их не по племенной или этнонациональной принадлежности, а по нынешним местам проживания. [ 56 ] Это значительно уменьшило племенную и этническую солидарность и заменило обе концепции чувством общих интересов между людьми. [ 56 ]
Пропаганда
[ редактировать ]Революция Аббасидов представляет собой раннесредневековый пример эффективности пропаганды. «Черное знамя», развернутое в начале открытой фазы революции, носило мессианский подтекст из-за прошлых неудавшихся восстаний членов семьи Мухаммеда, с ярко выраженным эсхатологическим и тысячелетним уклоном. [ 5 ] Аббасиды – их лидеры произошли от дяди Мухаммеда Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба – провели яркую историческую реконструкцию убийства внука Мухаммеда Хусейна ибн Али армией второго правителя Омейядов Язида I , за которым последовали обещания возмездия. [ 5 ] Основное внимание было уделено наследию семьи Мухаммеда, но не упоминались подробности того, как Аббасиды на самом деле намеревались править. [ 65 ] В то время как Омейяды в основном тратили свои силы на уничтожение линии Алидов из пророческой семьи, Аббасиды тщательно переработали мусульманские хроники, чтобы сделать больший акцент на отношениях между Мухаммедом и его дядей. [ 65 ]
Аббасиды потратили больше года на подготовку своей пропагандистской кампании против Омейядов. Всего в провинции Хорасан действовало семьдесят пропагандистов, действовавших под руководством двенадцати центральных чиновников. [ 66 ]
Секретность
[ редактировать ]Революция Аббасидов отличалась рядом тактик, которые отсутствовали в других неудачных восстаниях против Омейядов того времени. Главным из них была секретность. В то время как шиитские и другие восстания того времени возглавлялись общеизвестными лидерами, выдвигавшими ясные и четко определенные требования, Аббасиды скрывали не только свою личность, но также свою подготовку и само существование. [ 50 ] [ 67 ] Ас-Саффах впоследствии стал первым халифом Аббасидов, но он не выступил вперед, чтобы получить клятву верности от народа до тех пор, пока халиф Омейядов и большое количество его принцев уже не были убиты. [ 11 ]
Особенно загадочным был Абу Муслим аль-Хорасани , который был главным военачальником Аббасидов; даже его имя, которое буквально означает «отец мусульманина с большой равнинной территории восточной мусульманской империи», не давало никакой значимой информации о нем лично. [ 66 ] Даже сегодня, хотя ученые уверены, что он был настоящим, последовательным человеком, существует широкое согласие в том, что все конкретные предположения о его истинной личности сомнительны. [ 52 ] Сам Абу Муслим не одобрял расспросы о его происхождении, подчеркивая, что значение имеют только его религия и место жительства. [ 66 ]
Кем бы он ни был, Абу Муслим создал тайную сеть проаббасидских настроений, основанную среди смешанных арабских и иранских военных офицеров вдоль городов-гарнизонов Шелкового пути . Посредством этой сети Абу Муслим обеспечил вооруженную поддержку Аббасидов со стороны многоэтнических сил за несколько лет до того, как революция стала открытой. [ 23 ] Эти сети оказались важными, поскольку офицеры, размещенные в гарнизонах вдоль Шелкового пути, провели годы в борьбе со свирепыми тюркскими племенами Центральной Азии и были опытными и уважаемыми тактиками и воинами. [ 59 ]
Последствия
[ редактировать ]Победители осквернили могилы Омейядов в Сирии , пощадив только могилу Умара II , а большинство оставшихся членов семьи Омейядов были выслежены и убиты. [ 11 ] [ 34 ] Когда Аббасиды объявили амнистию членам семьи Омейядов, восемьдесят человек собрались в Яффо, чтобы получить помилование, и все были убиты. [ 68 ]
Сразу после этого Аббасиды предприняли шаги по консолидации своей власти против бывших союзников, которые теперь считаются соперниками. [ 11 ] Через пять лет после победы революции Абу Муслим был обвинен в ереси и измене вторым халифом Аббасидов аль-Мансуром . Абу Муслим был казнен во дворце в 755 году, несмотря на то, что он напомнил аль-Мансуру, что именно он (Абу Муслим) привел Аббасидов к власти. [ 18 ] [ 22 ] [ 59 ] и его попутчики были подкуплены и заставили молчать. Недовольство жестокостью халифа, а также восхищение Абу Муслимом привели к восстаниям против самой династии Аббасидов по всему Хорасану и Курдистану . [ 22 ] [ 69 ]
Хотя шииты сыграли ключевую роль в успехе революции, попытки Аббасидов заявить о своей ортодоксальности в свете материального избытка Омейядов привели к продолжающимся преследованиям шиитов. [ 12 ] [ 15 ] С другой стороны, немусульмане вернули себе государственные посты, утраченные при Омейядах. [ 12 ] Евреи, христиане-несториане , зороастрийцы и даже буддисты были реинтегрированы в более космополитическую империю, сосредоточенную вокруг нового, этнически и религиозно разнообразного города Багдад. [ 5 ] [ 35 ] [ 47 ]
Аббасиды были, по сути, марионетками светских правителей, начиная с 945 г. [ 11 ] [ 16 ] хотя их власть над Багдадом и его окрестностями продолжалась до 1258 года, когда монголы разграбили Багдад, в то время как их родословная как номинальных халифов продолжалась до 1517 года, когда османы завоевали Египет (резиденция халифата Аббасидов после 1258 года) и заявили права на халифат себе. [ 13 ] [ 16 ] Период фактического прямого правления Аббасидов длился почти ровно двести лет. [ 70 ]
Один внук Хишама ибн Абд аль-Малика , Абд ар-Рахман I , выжил и основал королевство в Аль-Андалусе ( мавританская Иберия ) после пяти лет путешествия на запад. [ 13 ] [ 14 ] [ 34 ] В течение тридцати лет он сверг правящих Фихридов и сопротивлялся вторжениям Аббасидов с целью создания Кордовского эмирата . [ 71 ] [ 72 ] Это считается продолжением династии Омейядов и правило из Кордовы с 756 по 1031 год. [ 12 ] [ 32 ]
Наследие
[ редактировать ]Революция Аббасидов представляла большой интерес как для западных, так и для мусульманских историков. [ 57 ] По словам Государственного университета Нью-Йорка профессора социологии Саида Амира Арджоманда , аналитические интерпретации революции редки, и большинство дискуссий просто выстраиваются в основу либо иранской, либо арабской интерпретации событий. [ 4 ] Часто ранние европейские историки рассматривали конфликт исключительно как неарабское восстание против арабов. Бернард Льюис , почетный профессор ближневосточных исследований Принстонского университета , отмечает, что, хотя революцию часто характеризуют как победу персов и поражение арабов, халиф по-прежнему оставался арабом, язык управления по-прежнему был арабским, и арабская знать не была принуждена отказаться от своих земельных владений; скорее, арабы были просто вынуждены делить плоды империи поровну с другими расами. [ 57 ]
CW Превите-Ортон утверждает, что причиной упадка Омейядов стало быстрое распространение ислама. В период Омейядов массовые обращения привели иранцев , берберов , коптов и ассирийцев в ислам. Эти «клиенты», как их называли арабы, часто были более образованными и цивилизованными, чем их арабские хозяева. Новообращенные, на основе равенства всех мусульман, изменили политический ландшафт. Превите-Ортон также утверждает, что вражда между арабами в Сирии и арабами в Месопотамии еще больше ослабила империю. [ 73 ]
Революция привела к предоставлению избирательных прав неарабам, принявшим ислам, предоставив им социальное и духовное равенство с арабами. [ 74 ] После снятия социальных ограничений ислам превратился из арабской этнической империи в универсальную мировую религию. [ 35 ] Это привело к большому культурному и научному обмену, известному как Золотой век ислама , причем большинство достижений произошло при Аббасидах. То, что позже стало известно как исламская цивилизация и культура, было определено Аббасидами, а не более ранними халифатами Рашидун и Омейядов. [ 16 ] [ 35 ] [ 47 ] Новые идеи во всех сферах общества были приняты независимо от их географического происхождения, и началось появление общественных институтов, которые были исламскими, а не арабскими. Хотя класс мусульманского духовенства отсутствовал в первом веке ислама, это произошло во время революции Аббасидов, а после этого улемы появились как сила в обществе, позиционируя себя как арбитры справедливости и ортодоксальности. [ 74 ]
С перемещением столицы на восток из Дамаска в Багдад империя Аббасидов в конечном итоге приобрела отчетливо персидский характер, в отличие от арабского характера Омейядов. [ 15 ] Правители становились все более автократическими, иногда заявляя о божественном праве в защиту своих действий. [ 15 ]
Заключение
[ редактировать ]Точную и полную историю революции собрать оказалось сложно по ряду причин. Известно, что современных отчетов не сохранилось, а большинство источников было написано более чем через столетие после революции. [ 75 ] [ 76 ] Поскольку большинство исторических источников были написаны во времена правления Аббасидов, к описанию Омейядов следует относиться с долей скептицизма; [ 75 ] [ 77 ] такие источники описывают Омейядов в лучшем случае как просто заполнителей между халифатами Рашидун и Аббасидов. [ 78 ]
Историография революции особенно важна из-за доминирования Аббасидов в большинстве ранних мусульманских исторических повествований; [ 76 ] [ 79 ] именно во время их правления история утвердилась в мусульманском мире как независимая область, отдельная от письменности в целом. [ 80 ] Начальный двухсотлетний период, когда Аббасиды фактически обладали фактической властью над мусульманским миром, совпал с первым формированием мусульманской истории. [ 70 ] Еще один момент, который следует отметить, заключается в том, что, хотя революция Аббасидов носила религиозный оттенок против нерелигиозных и почти светских Омейядов, разделение мечети и государства произошло и при Аббасидах. [ нужна ссылка ] Историографические исследования часто фокусируются на укреплении мусульманской мысли и обрядов при Аббасидах, при этом конфликты между отдельными классами правителей и священнослужителями привели к окончательному разделению религии и политики в империи. [ 81 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В восхождении Аббасидам помогли шииты, с которыми у них было общее дело в восстании». Смешивающие силы – анархия и международное общество от убийц до Аль-Каиды , Cambridge University Press, 2016, стр. 72. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Фрай, Р.Н.; Фишер, Уильям Бейн; Фрай, Ричард Нельсон; Эйвери, Питер; Бойл, Джон Эндрю; Гершевич, Илья; Джексон, Питер (1975). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521200936 .
- ^ Пол Ривлин, Арабские экономики в XXI веке , с. 86. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009. ISBN 9780521895002
- ^ Jump up to: а б Саид Амир Арджоманд , «Абдаллах ибн аль-Мукаффа и революция Аббасидов» . Иранские исследования , том. 27, № 1–4. Лондон : Рутледж , 1994.
- ^ Jump up to: а б с д и Хала Мундхир Фаттах, Краткая история Ирака , стр. 77. Нью-Йорк: Издательство Infobase, 2009. ISBN 9780816057672
- ^ Jump up to: а б с д и Г.Р. Хоутинг , Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. н.э. , стр. 105. Лондон: Рутледж, 2002. ISBN 9781134550586
- ^ Jump up to: а б Питер Стернс , Майкл Адас , Стюарт Шварц и Марк Джейсон Гилберт. «Империя Омейядов». Взято из книги «Мировые цивилизации: глобальный опыт» , объединенный том. 7-е изд. Цуг : Pearson Education , 2014. ISBN 9780205986309
- ^ Jump up to: а б с Патрик Клоусон , Вечный Иран , с. 17. Бейзингсток : Пэлгрейв Макмиллан , 2005. ISBN 1-4039-6276-6
- ^ Jump up to: а б Аль-Баладхури , Футух аль-Булдан , с. 417.
- ^ Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , стр. 105 и 113.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оксфордская история ислама , стр. 25. Ред. Джон Эспозито . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 9780199880416
- ^ Jump up to: а б с д и Дональд Ли Берри, «Картины ислама» , с. 80. Мейкон : Издательство Университета Мерсер , 2007. ISBN 9780881460865
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ричард Буллиет , Памела Кайл Кроссли , Дэниел Хедрик, Стивен Хирш и Лайман Джонсон, Земля и ее народы: глобальная история , том. А, с. 251. Бостон : Cengage Learning , 2014. ISBN 9781285983042
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джеймс Винбрандт, «Краткая история Саудовской Аравии» , стр. 58. Нью-Йорк: Издательство Infobase , 2010. ISBN 9780816078769
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брайан С. Тернер , Вебер и Ислам , том. 7, с. 86. Лондон: Рутледж, 1998. ISBN 9780415174589
- ^ Jump up to: а б с д и Исламское искусство , с. 20. Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета , 1991. ISBN 9780674468665
- ^ Jump up to: а б Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Ричард Фольц , Религии Ирана: от предыстории до наших дней , с. 160. Лондон: Oneworld Publications , 2013. ISBN 9781780743097
- ^ Патрисия Бейкер, Фрески Амры. Архивировано 29 августа 2008 года в Wayback Machine . Saudi Aramco World , vol. 31, № 4, стр. 22–25. Июль – август 1980 г. Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Корнелл, Винсент Дж.; Камран Скот Агай (2007). Голоса Ислама . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. стр. 117 и 118. ISBN. 9780275987329 . Проверено 4 ноября 2014 г.
- ^ Фархад Дафтари , Исмаилитская литература: библиография источников и исследований , стр. 4. Лондон : IB Tauris и Институт исмаилитских исследований , 2004. ISBN 9781850434399
- ^ Jump up to: а б с д Х. Дизаджи, Путешествие из Тегерана в Чикаго: Моя жизнь в Иране и США и Краткая история Ирана , с. 50. Блумингтон : Траффорд Паблишинг , 2010. ISBN 9781426929182
- ^ Jump up to: а б с Мэтью Гордон, «Возвышение ислама» , стр. 46. Вестпорт : Издательская группа Greenwood , 2005. ISBN 9780313325229
- ^ Jump up to: а б Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , с. 113.
- ^ Для удовольствия Мухаммеда
- ^ АЛИ АЛЬ-РЕЖА, Иранника
- ^ Jump up to: а б Оксфордская история ислама , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Хала Мундхир Фаттах, Краткая история Ирака , стр. 76.
- ^ Фархад Дафтари, Исмаилитская литература , стр. 15.
- ^ Муджан Момен, Введение в шиитский ислам , стр. 47–48. Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета , 1985. ISBN 9780300035315
- ^ Хайнц Хальм, Шиизм , с. 18. Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета , 2004. ISBN 9780748618880
- ^ Jump up to: а б с д Иван Грбек, Африка с седьмого по одиннадцатый век , с. 26. Мелтон : Джеймс Карри , 1992. ISBN 9780852550939
- ^ Стернс, Адас и др., «Обращенные и люди Книги».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Омейяды: Расцвет исламского искусства , с. 40. Музей без границ , 2000. ISBN 9781874044352
- ^ Jump up to: а б с д и Филип Адлер и Рэндалл Пауэлс, Мировые цивилизации , с. 214. Бостон: Cengage Learning , 2014. ISBN 9781285968322
- ^ Джон Эспозито , Ислам: прямой путь , стр. 34. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета , 1998. ISBN 9780195112344
- ^ Фред Астрэн, Караимский иудаизм и историческое понимание , стр. 33–34. Колумбия : Университет Южной Каролины Press , 2004. ISBN 9781570035180
- ^ Г.Р. Хоутинг, Первая династия ислама , с. 4.
- ^ Фред Астрэн, Караимский иудаизм и историческое понимание , стр. 33 (только).
- ^ Уильям Оксенвальд и Сидней Неттлтон Фишер, Ближний Восток: История , стр. 55–56. Том 2 серии «Ближний Восток». Нью-Йорк : McGraw-Hill Education , 1997. ISBN 9780070217195
- ^ Игнац Гольдцихер , Muhammedanische Studien , том 2, стр. 138–139. 1890. ISBN 0-202-30778-6
- ^ Сюзанна Эндервиц, «Шуубия». Взято из Энциклопедии Ислама , т. 9, стр. 513–514. Лейден : Издательство Brill , 1997. ISBN 90-04-10422-4
- ^ Абдолхосейн Заринкуб, Два столетия молчания . Тегеран : Сухан, 2000. ISBN 978-964-5983-33-6
- ^ Абдолхосейн Заринкуб , «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Взято из Кембриджской истории Ирана , том. 4, с. 46. Ред. Ричард Нельсон Фрай . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1975. ISBN 0-521-24693-8
- ^ Абу аль-Фарадж аль-Исфахани , Китаб аль-Агани , том. 4, с. 423.
- ^ Аптин Ханбаги, Огонь, звезда и крест: религии меньшинств в средневековом и раннем современном Иране , стр. 19. Том 5 Международной библиотеки иранистики. Лондон: IB Tauris , 2006. ISBN 9781845110567
- ^ Jump up to: а б с Ира М. Лапидус , [1] , с. 58. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002. ISBN 9780521779333
- ^ Аль-Реза мен аль Мохаммад: аль-Реза мен аль Мохаммад
- ^ АББАСИДСКИЙ ХАЛИФАТ , Иранская энциклопедия . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Оксфордская история ислама , стр. только 24.
- ^ Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , стр. 105 и 107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж АБО МУСУЛЬМАНЫ В ХОРАСАНИ , Энциклопедия Ираника . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ Дэниел Маклафлин, Йемен и: Путеводитель Брэдта , стр. 203. Гилфорд : Путеводители Брандта, 2007. ISBN 9781841622125
- ^ Бернард Льюис , Ближний Восток , Введение, последние две страницы Омейядского халифата . Нью-Йорк: Саймон и Шустер , 2009. ISBN 9781439190005
- ^ Jump up to: а б с Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Кембриджская история Ирана , с. 62 . Эд. Ричард Н. Фрай. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1975. ISBN 9780521200936
- ^ Jump up to: а б с д и Бернард Льюис, Ближний Восток , Введение, первая страница о халифате Аббасидов.
- ^ Jump up to: а б Кембриджская история ислама , том. 1А, с. 102. Ред. Питер М. Холт , Энн К.С. Лэмбтон и Бернард Льюис. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995. ISBN 9780521291354
- ^ Jump up to: а б с Мэтью Гордон, «Возвышение ислама» , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , с. 116.
- ^ Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Г. Р. Хоутинг, Первая династия ислама , с. 117.
- ^ «Махди». Энциклопедия ислама , стр. 1233. 2-й. ред. Ред. Пери Бирман , Клиффорд Эдмунд Босворт , Вольфхарт Хейнрихс и др.
- ^ Jump up to: а б Бертольд Спулер, «Мусульманский мир: исторический обзор» , Часть 1: Эпоха халифов, с. 49. 2-е изд. Лейден: Архив Брилла, 1968.
- ^ Jump up to: а б Бертольд Спулер, «Мусульманский мир: исторический обзор» , стр. 48.
- ^ Jump up to: а б с Г.Р. Хоутинг, «Последняя династия ислама» , с. 114.
- ^ Джонатан Берки , Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 , стр. 104. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 9780521588133
- ^ Майкл А. Палмер, Последний крестовый поход: американизм и исламская реформация , стр. 40. Линкольн : Потомакские книги , 2007. ISBN 9781597970624
- ^ Артур Гольдшмидт, Краткая история Ближнего Востока , стр. 76–77. Боулдер : Вествью Пресс , 2002. ISBN 0-8133-3885-9
- ^ Jump up to: а б Эндрю Маршам, [2] , с. 16. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010. ISBN 9780199806157
- ^ Роджер Коллинз , Арабское завоевание Испании, 710–797, стр. 113–140 и 168–182. Хобокен : Уайли-Блэквелл . ISBN 0-631-19405-3
- ^ Саймон Бартон, История Испании , стр. 37. Нью-Йорк : Пэлгрейв Макмиллан , 2004. ISBN 0333632575
- ^ CW Превите-Ортон , Краткая Кембриджская средневековая история, том. 1, с. 239. Кембридж : Издательство Кембриджского университета , 1971.
- ^ Jump up to: а б Фред Астрэн, Караимский иудаизм и историческое понимание , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Омейяды: Расцвет исламского искусства , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Кэтрин Бабаян, Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени , с. 150. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский центр ближневосточных исследований, 2002. ISBN 9780932885289
- ^ Джейкоб Ласснер , Вспомнили Ближний Восток: поддельные идентичности, конкурирующие повествования , стр. 56. Анн-Арбор : Издательство Мичиганского университета , 2000. ISBN 9780472110834
- ^ Тариф Халиди , Исламская историография: Истории Масуди , стр. 145. Олбани : Издательство Государственного университета Нью-Йорка , 1975. ISBN 9780873952828
- ^ Мухаммад Касим Заман, Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты , с. 6. Лейден: Издательство Brill, 1997. ISBN 9789004106789
- ^ Э. Сридхаран, Учебник историографии, 500 г. до н.э. - 2000 г. н.э. , стр. 65. Хайдарабад : Ориент Блэксван , 2004. ISBN 9788125026570
- ^ Мухаммад Касим Заман, Религия и политика при ранних Аббасидах , стр. 7.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ага, Салех Саид (2003). Революция, свергнувшая Омейядов: ни араб, ни Аббасид . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 90-04-12994-4 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Дэниел, Элтон Л. (1979). Политическая и социальная история Хорасана при правлении Аббасидов, 747–820 гг . Миннеаполис и Чикаго: Исламская библиотека Bibliotheca, Inc. ISBN 0-88297-025-9 .
- Хурани, Альберт , История арабских народов.
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (2-е изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Шабан, Массачусетс (1979). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29534-3 .
- Шарон, Моше (1990). Восстание: социальные и военные аспекты революции Аббасидов . Graph Press Ltd. Иерусалим: ISBN 965-223-388-9 .