Jump to content

Тринадцатый

(Перенаправлено с Доминанта тринадцатого )

Сложный интервал мажорной тринадцатой от фа до ре на следующей октаве вверх.
майор тринадцатый
Обратный малая треть
Имя
Другие имена составное шестое
Аббревиатура М13
Размер
Полутона 21
Интервальный класс 3
центы
12-тональный равномерный темперамент 2100.0
Минор тринадцатая: от F до D
минор тринадцатый
Обратный главная треть
Имя
Аббревиатура м13
Размер
Полутона 20
Интервальный класс 4
центы
12-тональный равномерный темперамент 2000.0

В музыке или теории музыки тринадцатая нота — это , расположенная в тринадцати ступенях шкалы от основного тона аккорда , а также интервал между основным тоном и тринадцатой. Тринадцатая чаще всего является основной игрой. или минорная игра .

Доминирующий тринадцатый расширенный аккорд: CEGB ♭ DFA. игра . Верхняя структура или расширения, то есть ноты после седьмой, выделены красным.

Тринадцатый аккорд представляет собой совокупность шести ( мажорных или минорных ) терций, последняя из которых находится выше 11-й аккорда одиннадцатого аккорда . [ 1 ] Таким образом, тринадцатый аккорд — это терционный (построенный из терций) аккорд, содержащий интервал тринадцатой, и является расширенным аккордом, если он включает девятую и/или одиннадцатую . «Джазовый тринадцатый аккорд — очень универсальный аккорд, который используется во многих жанрах». [ 2 ] Поскольку 13-й аккорд имеет тенденцию становиться неясным или путаться с другими аккордами при инвертировании , они обычно находятся в основной позиции . [ 3 ] Например, в зависимости от голоса мажорное трезвучие с добавленной мажорной шестой обычно называют шестым аккордом . , потому что шестой служит заменой мажорной седьмой части и поэтому в таком контексте считается аккордовым тоном.

Однако Уолтер Пистон, писавший в 1952 году, считал, что «настоящий тринадцатый аккорд, полученный путем наложения третей, является редким явлением даже в музыке 20-го века». [ 4 ] Это может быть связано с написанием четырех частей, ограничениями инструментов, а также голосовым сопровождением и стилистическими соображениями. Например, «чтобы сделать аккорд более играбельным [на гитаре ], в тринадцатых аккордах часто отсутствуют пятый и девятый». [ 5 ]

Доминант тринадцатый

[ редактировать ]
Доминирующий тринадцатый аккорд в четырехголосном письме. [ 3 ] Играть .

Чаще всего 13-й аккорд выполняет доминантную функцию (V 13 ), [ 6 ] имеют ли они точные интервалы доминирующей тринадцатой доли или нет. Обычно доминантный аккорд, предшествующий мажорному разрешению, будет иметь натуральную 13, а доминантный аккорд, предшествующий минорному разрешению, будет иметь бемоль 13. [ 3 ] Поскольку тринадцатые аккорды содержат более четырех нот, в четырехголосном письме чаще всего включают в себя третью, седьмую и тринадцатую, [ 3 ] исключая пятую, девятую и одиннадцатую игру . Третий указывает на качество аккорда как мажорного или минорного, седьмой важен для качества доминантного аккорда, а тринадцатый необходим в тринадцатом аккорде.

Доминирующий тринадцатый аккорд в Клода Дебюсси ( «Прелюдии к полудню фавна» 1894) [ 7 ] Играть

В современной поп- и джазовой гармонии после доминирующего тринадцатого аккорда следует тринадцатый аккорд (обычно обозначаемый как X) . 13 , например, С 13 ) содержит подразумеваемую плоскую септиму. Таким образом, C 13 состоит из C, E, G, B и A. Основная гармония тринадцатого аккорда обычно является миксолидийской или лидийской доминантой (см. Систему аккордовых гамм ). Тринадцатый аккорд не подразумевает качества девятой или одиннадцатой ступени гаммы. В общем, характерное звучание тринадцатого аккорда придает диссонанс между бемольной септаккордом и тринадцатой, интервалом мажорной септаккорда .

Ведущий голос по доминирующим тринадцатым аккордам в период обычной практики. [ 8 ] Играть

В период обычной практики «наиболее распространенные» высоты звука присутствуют в V. 13 аккорд — это тоника, 3-я, 7-я и 13-я ступени; причем 5-й, 9-й и 11-й «обычно опускаются». [ 8 ] 13-я чаще всего звучит в сопрано, или самом высоком голосе, и обычно переходит на треть вниз к тонике I или i. Если В. 13 за ним следует Я 9 13-е число может разрешиться в 9-е. [ 8 ]

Другие тринадцатые аккорды

[ редактировать ]
Тринадцатые аккорды и мажорные тринадцатые аккорды с нотами.

Этим рекомендациям по голосовому ведению нельзя следовать после периода обычной практики в таких техниках, как параллельная гармония , а также в следующем примере:

Чередование ( )13 и 13 аккордов в «железнодорожной звучности» из мм.1–4 книги All Points West (1937) Роджерса и Харта . [ 9 ] Играть

13-й аккорд реже может быть построен на ступенях, отличных от доминанты, например на тонике или субдоминанте . [ 6 ]

Ленни Тристано Концовка песни « I Found a New Baby » (запись 1946 года) представляет собой «тонический тринадцатый аккорд». [ 10 ] на лидийском языке. Играть

Хотя доминирующий тринадцатый аккорд является наиболее распространенным тринадцатым аккордом, мажорный тринадцатый также довольно распространен. [ 11 ] Мажорный тринадцатый аккорд (содержащий мажорную септаккорд) почти всегда будет содержать хроматически повышенную одиннадцатую ступень (CEGBDF A) (см. лидийский лад ), за исключением случаев, когда одиннадцатая ступень вообще опущена. «Принято опускать одиннадцатую в доминантных или мажорных тринадцатых аккордах, потому что одиннадцатая конфликтует с третьей». [ 11 ] в этих аккордах на полутон.

Каденция в тактах 5–8 «Ноктюрна Норин» Оскара Петерсона (в транскрипции Брента Эдстрома) включает 13-й аккорд, а также показывает различие между сложными и простыми интервалами 13-го и добавленного 6-го соответственно. [ 8 ] Играть

Инверсии

[ редактировать ]
СМ 13 , первая инверсия = [ оспаривается обсуждаем ] В 13 9 , 2-я инверсия = G 13 ... ( Играть ). В итоге семь аккордов по тертовой лестнице .

Обычно находится в корневом положении, [ 3 ] инверсия семь нот, сама по себе является полного тринадцатого аккорда, включающего все «редким явлением», [ 4 ] теоретическая невозможность, так как образуется новый тринадцатый аккорд с другим тоном, например Cmaj 13 (CEGBDFA) становится [ оспаривается обсуждаем ] В 13 9 (EGBDFAC), то G 13 (GBDFACE) и т. д. в инвертированном виде. [ 12 ]

Учитывая количество нот, которые могут быть включены, существует большое разнообразие тринадцатых аккордов. Следующие аккорды обозначены под символами свинцового листа :

Мотив Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» при входе Мелизанды и позже, когда Голо спрашивает, любила ли она когда-нибудь Пеллеаса, в дополнение к уже обычной девятой добавляется тринадцатая и инвертируются аккорды, чтобы основываться на «теплом» завершении. - позиция четвертая. [ 20 ] Играть
Нефункциональный пример: переходный тринадцатый аккорд из «Музыки в двенадцати частях» Филипа Гласса. [ 21 ] Играть

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бенвард и Сейкер (2009), стр.360.
  2. ^ Капоне, Фил (2006). Библия гитарных аккордов: более 500 иллюстрированных аккордов для рока, блюза, соула, кантри, джаза и классической музыки , стр.48. ISBN   0-7858-2083-3 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Бенвард и Сакер (2009). Музыка в теории и практике: Том II , стр.179. Восьмое издание. ISBN   978-0-07-310188-0 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Поршень, Уолтер (1952). « Гармоническая практика Роджера Сешнса». Обзор. Музыкальный ежеквартальный журнал . 38 (3): 463. doi : 10.1093/mq/XXXVIII.3.457 .
  5. ^ Капоне (2006), стр.66.
  6. ^ Перейти обратно: а б Бенвард и Сакер (2009), стр.180.
  7. ^ Перейти обратно: а б Коуп, Дэвид (2000). Новые направления в музыке , стр.6. ISBN   1-57766-108-7 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Бенвард и Сакер (2009), стр.183–84.
  9. ^ Кокс, Феликс (осень 2005 г.). « «Неуверенный шаг в правильном направлении»: Ричард Роджерс и All Points West ». Американская музыка . 23 (3): 360. дои : 10.2307/4153058 . JSTOR   4153058 .
  10. ^ Эверетт, Уолтер (октябрь 2004 г.). «Королевская афера: заумная и ироничная гармония боп-рока Стили Дэна». Теория музыки Спектр . 26 (2): 205. doi : 10.1525/mts.2004.26.2.201 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Хэл Леонард Корп. (2003). Энциклопедия аккордов в картинках: фотографии, диаграммы и ноты для более чем 1600 клавишных аккордов , стр. 10. ISBN   0-634-05828-2 .
  12. ^ Купер, Пол (1975). Перспективы теории музыки , с.228. ISBN   0-396-06752-2 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Костка и Пейн (1995). Тональная гармония , стр.493. Третье издание. ISBN   0-07-300056-6 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бенвард и Сакер (2009), стр.185.
  15. ^ Манус, М. (1978). Словарь фортепианных аккордов , стр.21. ISBN   0-88284-154-8 .
  16. ^ Капоне (2006), стр.84-85.
  17. ^ Корпорация Хэла Леонарда (2004). Guitar Chords Deluxe: полноцветные фотографии и схемы для более чем 1600 аккордов , стр.12. ISBN   0-634-07389-3 .
  18. ^ Капоне (2006), стр.79.
  19. ^ Купер (1975), стр.227-28.
  20. ^ Николс, Роджер (1989). Клод Дебюсси: Пеллеас и Мелизанда , стр.105. ISBN   0-521-31446-1 .
  21. ^ Поттер, Кейт (2002). Четыре музыкальных минималиста , стр.319. ISBN   0-521-01501-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32d69d72711ef4534c012dcc25b42706__1701560340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/06/32d69d72711ef4534c012dcc25b42706.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thirteenth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)