Гордость
Сикхские верования |
---|
|
Пять зол |
1. Кам (Похоть) 2. Крод (Ярость) 3. Лобх (Жадность) 4. Мох (Привязанность) 5. Аханкар (Эго) |
Аханкар , обычно переводимый как Ханкаар или Ханкар ( панджаби : ਹੰਕਾਰ , произношение: [ɦaunkäːaɝ] ) в зависимости от его произношения на пенджаби, является словом гурмукхи, происходящим от санскритского слова Аханкара (санскрит: अहंकार), что переводится как «эго» или «чрезмерная гордость» из-за своего имущества, материального богатства , духовности, красоты, талантов, физической силы, интеллекта , властных полномочий, благотворительной деятельности и т. д. [ 1 ] Это один из пяти воров сикхизма, препятствующих духовному развитию. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Этот термин представляет собой сложное слово, происходящее от санскритских слов ахам («Я») и кар («творец»), поэтому он буквально означает «Я-создатель», имея в виду вещь, которая создает формирование концепции отдельного «я». Я» в уме. [ 1 ]
Условия
[ редактировать ]В сикхских писаниях для описания состояния ума, помимо аханкара, появляются различные синонимические термины, такие как ман , абхиман , гараб , гуман , аханг , ахаммеу , ахамбудх , хаумаи и худи . [ 1 ]
Перевод
[ редактировать ]Уильям Оуэн Коул вспоминает, что правильный перевод этого термина трудно передать на английский язык. [ 2 ] Чаще всего его переводят как «гордость» или «эго», независимо от того, служат ли они подходящим переводом, продолжают обсуждать ученые, занимающиеся сикхскими исследованиями . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Харбанс Сингх описывает зло следующим образом: [ 1 ]
Аханкар – тщеславие, восторг или ликование, возникающие из-за преувеличенного представления о собственных достоинствах. Заслуги могут заключаться в реальном или предполагаемом интеллекте, учености, физической силе или красоте, мирском положении и имуществе или даже духовных достижениях.
- Харбанс Сингх, Энциклопедия сикхизма, том I, 4-е издание (2002 г.), стр. 19.
Вместо того, чтобы рассматривать гордость как источник индивидуальной силы, как обычно воспринимают гордость, сикхизм рассматривает ее как огромный источник личной слабости. [ 1 ]
Сикхизм требует, чтобы человек служил обществу и сообществу с нимратой или смирением. Это достигается с помощью Сева , и, следовательно, можно увидеть практику чистки обуви посетителей Гурдвары , чтобы ум набожных сикхов стал более смиренным.
Это кардинальное зло часто рассматривается сикхами как худшее из пяти зол . [ 3 ] Они чувствуют, что гордость ведет к Хаумаи, потому что заставляет людей верить, что они — самое главное в жизни, и приводит к эгоцентризму.
Сикхские гуру осуждают людей с чрезмерной гордостью, поскольку человеческое тело непостоянно и однажды все умрут. [ 2 ] Согласно сикхизму, только Бог и духовные святые имеют добродетели, достойные похвалы, а не заблудшие люди, далекие от пути. [ 2 ]
Важно проводить различие между здоровым уровнем самоуважения и чувством чести, основанным на здравом суждении, из аханкара. [ 1 ] Самоуважение и чувство чести при чистых намерениях не противоречат смирению (нимрата). [ 1 ] Гуру Нанак дает следующее заверение: «Если человек потеряет честь, все, что он ест, нечисто». (Гуру Грантх Сахиб, 142) [ 1 ]
Аханкар — враг потенциального равенства человечества, поскольку он заставляет человека высоко думать о себе и считать других ниже себя. [ 3 ] Гордость заставляет человека забывать, что все, что у него есть, — это дар Вахегуру , вместо этого грешник считает себя причиной своего успеха, а не Бога. [ 3 ] Из Аханкара возникают другие пороки: каам , крод , лоб и мох , поскольку каждое из них основано на том, как жизнь влияет на человека или радует его. [ 3 ] Таким образом, аханкар — худший из всех пяти воров, поскольку он порождает остальных. [ 3 ]
Анализ, предоставленный сикхскими гуру
[ редактировать ]Гуру Амар Дас говорит следующее о его влиянии на человека: [ 1 ]
... это смертельная болезнь и причина бесконечного цикла рождения, смерти и возрождения.
- Гуру Амар Дас, Гуру Грантх Сахиб, стр. 592.
Таким образом, он действует как агент, связывающий душу в цикл рождения и смерти ( сансара ), удерживая ее от духовного освобождения ( мукти ). [ 1 ]
Более того, Гуру Амар Дас также утверждает следующее, связывающее формирование злой черты с лобхом (жадностью): [ 1 ]
Пелф подобен яду, ибо порождает высокомерие. Никто, погрязший в высокомерии, не получит одобрения
- Гуру Амар Дас, Гуру Грантх Сахиб, стр. 666.
Что касается реализации Бога, это препятствует путешествию к нему, например, через практику Наам Симран : [ 1 ]
Эгоизм — противник нам (погруженности в Имя Бога); эти двое не могут жить вместе
- Гуру Амар Дас, Гуру Грантх Сахиб, стр. 560.
Гуру Арджан дает подробное описание пагубного воздействия аханкара на человечество: [ 1 ]
О ты, причина рождения и смерти; О ты, душа греха: Ты оставляешь друзей и сеешь вражду: Ты раскидываешь сеть иллюзий повсюду и повсюду.
- Гуру Арджан, Гуру Грантх Сахиб, стр. 1358.
Гуру Тег Бахадур утверждает, что даже человек, достигший высокого уровня духовного развития, может сделать все свои усилия бесплодными, если позволит аханкару поймать его в ловушку: [ 1 ]
Паломничества, посты и благотворительность, если они ведут к гуману (гордости), пропадают зря, как ванна слона (который после купания пачкает свое тело грязью).
- Гуру Тех Бахадур, Гуру Грантх Сахиб, стр. 1428.
Решение
[ редактировать ]Лекарством от аханкара согласно сикхизму является развитие смирения ( нимрата ) и практика добровольной севы . [ 1 ] Сева и нимрата рассматриваются как взаимозависимые. [ 1 ] Человек развивает смирение через бескорыстное служение другим. [ 1 ]
Другой метод борьбы с аханкаром – это осознание необъятности творения и того, насколько мы крошечные люди по сравнению с безграничным космосом. [ 1 ] Человеческие существа проживают свою жизнь в бесконечно малом отрезке времени в великой схеме Вселенной. [ 1 ]
Бхагат Кабир утверждает следующее о нарциссизме гордыни, когда люди живут коротким, непостоянным существованием, независимо от того, какой статус, по их мнению, они занимают на Земле: [ 1 ]
Даже цари, более могущественные, чем Равана ... погибли в мгновение ока
- Кабир, Гуру Грантх Сахиб, стр. 1251.
Разница с Хаумаи
[ редактировать ]Сикхские гуру в своих гимнах проводят различие между Хаумаи и Аханкаром. [ 3 ] Хаумаи, еще один сикхский термин с аналогичным понимаемым значением, отличается от Аханкаара, поскольку последний является продуктом первого. [ 2 ] [ 3 ] Хаумаи доверяет себе, а не верит в Бога . [ 2 ] По словам Джеймса Д. Холта, разница заключается в следующем: «Хаумаи касается природы существования человека и его места в нем, в то время как аханкар призван исследовать взгляд человека на свою собственную значимость». [ 3 ]
Отличие концептуализации от других индийских традиций
[ редактировать ]В то время как санкхья и буддийская философия рассматривают это как метафизический миф, сикхизм, с другой стороны, описывает его как одну из пяти общих злых черт, присущих людям. [ 1 ]
Выдержки из Священного Писания
[ редактировать ]Следующие Шабады из Гурбани разъясняют этот кардинальный порок:
- Мир пьян, поглощен сексуальным желанием, гневом и эгоизмом. ( Гуру Грантх Сахиб, стр. 51, строка 2070)
- Откажись от полового влечения, гнева, лжи и клеветы;
оставьте Майю и устраните эгоистическую гордость. ( Гуру Грантх Сахиб, стр. 141, строка 5766) - Двойственность Майи обитает в сознании людей мира. Их разрушают сексуальное желание, гнев и эгоизм. ((1)) ( Гуру Грантх Сахиб, стр. 223, строка 9561)
- Они жалуются на недостатки других людей, а собственное самомнение только возрастает. ( Гуру Грантх Сахиб, стр. 366, строка 16693)
- В Саадх Сангате, Обществе Святых, освободите свой разум и поклоняйтесь Господу двадцать четыре часа в сутки. Сексуальное желание, гнев и эгоизм будут рассеяны, и все неприятности закончатся. ((2)) ( Гуру Грантх Сахиб, стр. 501, строка 22390)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Сингх, Харбанс (2002). Энциклопедия сикхизма . Том. 1: AD (4-е изд.). Пенджабский университет, Патиала. п. 19. ISBN 81-7380-100-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (2005). Популярный словарь сикхизма: сикхская религия и философия . Рутледж. стр. 84–85. ISBN 9781135797607 .
Гуру Амар Дас заявил: «Внутри этого тела скрыты пять воров: это похоть, гнев, жадность, привязанность и эгоизм. Они крадут нектар внутри нас... На пенджабском языке пять пороков называются кам, крод, лоб, мох и ханкар. ... Ханкар, как известно, трудно переводить. Используются эго, гордость, но ученые не могут договориться об удовлетворительной интерпретации. Ханкар — результат слова «хаумаи», слова, создающего равные и похожие проблемы, но подразумевающего уверенность в своих силах, а не веру в Бога. Некоторая часть смысла, возможно, передается через следующие цитаты Гуру Нанака: «Настоящие ослы — это те, кто полны гордости за себя, но на самом деле не имеют добродетели, которыми можно было бы гордиться». (АГ 1246). «Ты не можешь оставаться в этом мире навсегда, так почему же ты ходишь по нему, надутый ханкаром?» (АГ 473).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Преподавание религий и мировоззрений. Издательство Блумсбери. стр. 25–28. ISBN 9781350263185 .
Аханкар, или эго/гордость, похож на концепцию хаумаи и отличается от нее. Эти два термина используются отдельно в учениях Гуру, поэтому будет полезно изучить разницу между ними, если она действительно существует. Термин «аханкар» переводится как эго или гордость. Термин хаумаи переводится как эго/эгоцентризм, но он также является родственным словам «я» и «мне» — возможно, отражая его как часть мировоззрения майи. Это неразрывно связано в том смысле, что гордость может привести к хаумаи. Хаумаи занимается природой существования человека и его местом в нем, а аханкар - исследованием взгляда человека на свою собственную значимость. В некотором смысле это можно рассматривать как распутывание волосков. В этом контексте сосредоточенность человека на своем месте в мире является одновременно эгоистичной и самовосхваляющей. Гордость – это антитеза равенства (см. главу 5). Он стремится возвысить себя и принизить других. Это заставляет человека чувствовать ответственность за все, что он имеет и за все, чем он является; при этом человек забывает Вахегуру и делает себя самым важным существом в своей жизни. Гордость можно считать худшим из Пяти Воров. возможно, потому, что оно является источником каждого из остальных. Все они коренятся в том, как человек испытывает влияние или удовлетворен жизнью.