Храм Ганеши, Моргаон
Шри Маюрешвар Мандир, Моргаон | |
---|---|
![]() Шикара храма | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Пуна Район |
Божество | Ганеша как Маюрешвар или Морешвар |
Фестивали | Ганеш Чатурти , Ганеш Джаянти , Виджаядашами |
Расположение | |
Расположение | Моргаон |
Состояние | Махараштра |
Страна | Индия |
Географические координаты | 18 ° 16'33,8 "с.ш. 74 ° 19'17" в.д. / 18,276056 ° с.ш. 74,32139 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Мандира Архитектура |
Завершенный | 14-17 века нашей эры. |
Шри Маюрешвар Мандир или Храм Шри Морешвар — индуистский храм ( мандир ), посвященный Ганеше , богу мудрости. Он расположен в Морагаоне в округе Пуна , примерно в 65 км от города Пуна в индийском штате Махараштра . [ 1 ] Храм является отправной и конечной точкой паломничества восьми почитаемых храмов Ганеши, называемых Аштавинаяка .
Морагон — главный центр поклонения секты Ганапатья , которая считает Ганешу Высшим Существом. Индуистская легенда связывает храм с убийством Ганешей демона Синдхуры. Точная дата постройки храма неизвестна, хотя святой Ганапатья Морая Госави известно, что с ним связан . Храм процветал благодаря покровительству правителей пешва и потомков Морайи Госави.
Религиозное значение
[ редактировать ]Храм Моргаон является отправной точкой паломничества восьми почитаемых храмов Ганеши в окрестностях Пуны . [ 1 ] [ 2 ] Храмовый комплекс известен как Аштавинаяк («Восемь Ганеш»). Паломничество считается незавершенным, если паломник не посетит храм Моргаона в конце паломничества. [ 1 ] Храм Моргаон не только является самым важным храмом в округе Аштавинаяк, но также описывается как «главное паломничество Ганеши (Ганеши) в Индии» ( оригинал IAST ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Моргаон – это адхья-питха – главный центр поклонения секты Ганапатья , которая считает Ганешу Высшим Существом. [ 4 ] Он привлекает наибольшее количество паломников в районе Аштавинаяк. [ 4 ] Оба основных писания секты Ганапатьи восхваляют Моргаона. В то время как Мудгала-пурана посвящает 22 главы величию Моргаона, Ганеша-пурана утверждает, что Моргаон ( Маюрапури ) входит в число трех наиболее важных мест для Ганеши и единственное на земле ( Бхулока ). Другими местами являются Кайлас на небесах (на самом деле Кайлас — это гора на земле в Гималаях , которая, как полагают, является обителью родителей Ганеши, Шивы и Парвати ) и Ади- Шеши дворец в Патале (подземном мире). [ 4 ] По традиции, храм без начала и без конца. Другая традиция утверждает, что во время пралайи (распада мира) Ганеша войдет сюда в Йоганидру . [ 5 ] Его святость сравнивают с Каши , священным индуистским городом. [ 2 ]
Легенды
[ редактировать ]Согласно «Ганеша-пуране», Ганеша воплотился как Маюрешвара ( Маюрешвара ), у которого шесть рук и белый цвет лица. Его ездовое животное — павлин. Он родился у Шивы и Паравати в Трета-югу с целью убить демона Синдху. [ 6 ]
Синдху был сыном Чакрапани – царя Митхилы и его жены Угры. Угра зачала благодаря силе солнечной мантры , но не смогла вынести сильного жара, исходящего от плода, поэтому бросила его в океане. Вскоре от этого брошенного плода родился сын, и океан вернул его скорбящему отцу, который назвал его Синдху – океан. [ 6 ]

Парвати подвергалась аскезе, медитируя на Ганешу – «поддерживающего всю вселенную» – в течение двенадцати лет в Леньядри (еще одно место Аштавинаяк, где Ганеше поклоняются как сыну Парвати). Довольный ее покаянием, Ганеша благословил ее даром, что он родится ее сыном. Со временем у Парвати в Леньядри родился Ганеша, которого Шива назвал Гунешей. Маленькая Гунеша однажды сбила с мангового дерева яйцо, из которого вылез павлин. Гунеша сел на павлина и принял имя Маюрешвара. [ 6 ]
вечно полную чашу амриты Синдху получил в качестве дара от бога Солнца (эликсира жизни). Демона предупредили, что он может пить из чаши, пока она цела. Поэтому, чтобы защитить чашу, он проглотил ее. Синдху терроризировал три мира, поэтому боги обратились за помощью к Гунеше. Гунеша разбил армию Синдху, разрезал своего генерала Камаласуру на три части, а затем разрезал тело Синдху, опустошив чашу с амритой и убив таким образом демона. Бог-создатель Брахма описывается как построивший храм Моргаон и женивший Сиддхи и Буддхи на Ганеше. В конце этого воплощения Гунеша вернулся в свою небесную обитель, отдав своего павлина старшему брату Сканде , с которым обычно ассоциируется павлин. [ 6 ]
Поскольку Ганеша ездил на павлине (на санскрите — майура , на маратхи — мора ), он известен как Маюрешвар или Морешвар («Повелитель павлина»). [ 1 ] [ 4 ] Другая легенда гласит, что это место было населено павлинами, что дало деревне маратхи название Моргаон («Деревня павлинов»), а ее правящему божеству - имя Морешвар. [ 1 ]
Легенда Ганапатья вспоминает, как бог-создатель Брахма, бог-хранитель Вишну и бог-разрушитель Шива , Божественная Мать Деви и бог Солнца Сурья посредниками в Моргаоне узнали о своем создателе и цели своего существования. Ганеша предстал перед ними в форме пламени Омкары и благословил их. [ 5 ] Другая легенда гласит, что, когда Брахма создал своего сына Каму (желание), он стал жертвой желания и возжелал свою собственную дочь Сарасвати (богиню обучения). По призыву всех божеств появилась священная река Турия Тиртха , и Брахма искупался в ее водах, чтобы очистить свой грех инцеста. Затем Брахма пришел в Моргаон, чтобы поклоняться Ганеше, неся воду из реки в своем кувшине . Войдя в храм Ганеши, Брахма споткнулся, и из горшка потекла вода. Когда Брахма попытался поднять его, он превратился в священную реку Карха, которая до сих пор течет в Моргаоне. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Морья Госави (Мороба), выдающийся святой Ганапатья, поклонялся Ганеше в храме Моргаон, прежде чем переехать в Чинчвад , где он основал новый храм Ганеши. [ 7 ] Храм Моргаон и другие центры Ганапатья недалеко от Пуны пользовались королевским покровительством со стороны пешва правителей Империи маратхов в 18 веке. Пешвы, которые поклонялись Ганеше как своему куладаивату («семейному божеству»), жертвовали землю и/или деньги и/или делали пристройки к этим храмам Ганеши. [ 2 ] [ 8 ]
По словам Анны Фельдхаус, храм Моргаона не старше семнадцатого века, когда Мория Госави популяризировал его. [ 2 ] [ 9 ] Однако даже датировка Мории Госави оспаривается и варьируется от 13–14 до 17 веков. [ 10 ] Потомки Мории Госави, которым поклонялись как воплощению Ганеши в храме Чинчвад, часто посещали храм Моргаон и контролировали финансы и управление многими храмами Аштавинаяк. [ 2 ] Святой Самарт Рамдас, живший в 17 веке, сочинил популярную -арати песню «Сукхакарта Дукхарта» , увидев икону Моргаона. [ 11 ]
В настоящее время храм находится под управлением Chinchwad Devasthan Trust , действующего из Чинчвада. Помимо Моргаона, храмовый трест контролирует храм Чинчвад, а также храмы Теур и Сиддхатек Аштавинаяк. [ 12 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Храм окружен высокой каменной стеной с минаретами по каждому из четырех углов, что свидетельствует о мусульманском влиянии на архитектуру. [ 1 ] [ 3 ] В храме есть четыре врата, обращенные каждые по сторонам света и с изображением Ганеши, причем каждые ворота изображают его в том виде, в каком он появлялся в каждую из четырех эпох ( юг ). Каждая из четырех форм Ганеши связана с Пурушартхой (целью жизни) и сопровождается двумя помощниками. Изображение Баллалвинаяки у восточных ворот в сопровождении бога Рамы ( Вишну аватара ) и его супруги Ситы символизирует Дхарму (праведность, долг, этнику) и олицетворяет бога-хранителя Вишну. Виньеша у южных ворот, в окружении родителей Ганеши Шивы и Парвати, символизирует Артху (богатство и славу) и воплощает растворителя – Шиву. Чинтамани у западных ворот – олицетворяющий Каму (желание, любовь и чувственное удовольствие) – посещается богом любви Камадевой и его женой Рати и воплощает бесформенного ( асат ) Брахмана . Махаганапати у северных ворот, олицетворяющий мокшу (спасение), сопровождается Варахой (аватаром вепря Вишну) и его женой, богиней земли Махи, олицетворяющей Сат Брахман . [ 4 ]
Главный вход храма обращен на север. Четырехугольный двор имеет две Дипмалы – фонарные башни с нишами для освещения светильников. скульптурная шестифутовая мышь – вахана (ездовое животное) Ганеши. Перед храмом находится [ 1 ] для чайников ) . Неподалеку находится Нагара-хана, в которой хранятся нагары (барабаны Огромная скульптура быка Нанди расположена лицом к Господу, сразу за воротами храма. Это считается необычным, поскольку Нанди обычно располагается перед святилищем в храмах Шивы . Легенда объясняет эту странность: скульптуру Нанди, которую перевезли из близлежащего храма Шивы, решили расположить перед Ганешей, а затем отказались передвигать. [ 3 ] И мышь, и Нанди считаются стражами входа. [ 5 ]

Недавно построенный сабха- мандапа (зал собраний) украшен идолами бога Вишну и его супруги Лакшми . Он ведет в центральный зал, построенный правителями Патвардхана Курундвада. Потолок этого зала выполнен из цельного камня. Гарбхагриха . (святилище) имеет центральное изображение Ганеши в образе Маюрешвара или Морешвара, обращенного на север Изображение Ганеши изображено в сидячей позе с повернутым влево туловищем, четырьмя руками и тремя глазами. В верхних руках он держит петлю ( паша ) и слоновий рожок ( анкуша ), нижняя правая опирается на колено, а другая держит модаку (конфету). Пупок и глаза инкрустированы бриллиантами. Капюшон кобры , поднятый над головой Ганеши, укрывает Господа. [ 3 ] [ 5 ] Изображение на самом деле меньше, чем кажется, поскольку оно покрыто толстым слоем синдура шафранового цвета (киноварь), который отслаивается раз в столетие. Последний раз он падал в 1882 году, а до этого в 1788 году. [ 1 ] [ 3 ] Ганешу окружают идолы его супругов Риддхи и Сиддхи, иногда называемые Сиддхи и Буддхи. [ 1 ] [ 5 ] Эти идолы изготавливаются из сплава пяти металлов или латуни. [ 1 ] [ 5 ] Божества покрыты искусным серебром и золотом. [ 1 ] Как и во всех святилищах Аштавинаяки, центральное изображение Ганеши считается сваямбху (самосуществующим), естественным образом встречающимся в форме камня с лицом слона. [ 13 ] Перед центральным изображением помещены ваханы Ганеши – мышь и павлин. [ 5 ] Слева за гарбхагрихой находится изображение Нагна - Бхайравы . [ 14 ]
Пространство вокруг сабха- мандапы (зала собраний) украшено 23 различными идолами, изображающими различные формы Ганеши. Идолы Ганеши включают изображения восьми аватаров Ганеши, описанных в Мудгала-пуране – Вакратунды, Маходара, Экаданты, Виката, Дхрумаварны, Вигнараджи и Ламбодара – расположенных в восьми углах храма. [ 1 ] [ 4 ] [ 15 ] Некоторые изображения установлены последователями Ашрама Йогендры. [ 1 ] Еще одним заслуживающим внимания идолом Ганеши является «Сакши Винаяка», который является «свидетелем» молитв, возносимых Маюрешваре. Традиционно сначала молятся «Нагна Бхайрава», затем Маюрешвара, а затем Сакши Винаяка. Это идеальная последовательность молитв, предлагаемых здесь.
есть и другие изображения индуистских божеств, Вокруг сабха-мандапы в том числе изображения региональных божеств Витоба и Кхандоба , олицетворения Шукла Чатурти и Кришны Чатурти (четвертый лунный день в светлых и темных половинах лунного месяца, оба из которых являются священными). для поклонения Ганеше) и святого Ганапатья Морья Госави. На тропе обхода ( тропе Прадакшины растет дерево Тарати ) возле Калпаврушка Мандира (колючий кустарник). Считается, что это дерево было местом, где Мория Госави подвергся покаянию. [ 1 ] Во дворе растут два священных дерева: шами и бильва . [ 3 ]
Богослужение и фестивали
[ редактировать ]Центральной иконе Ганеши поклоняются ежедневно: в 7:00, 12:00 и в 20:00. [ 16 ]
Во время фестивалей Ганеша Джаянти (Магха Шукла Чатуртхи) и Ганеша Чатурти (Бхадрапада Шукла Чатуртхи) в 4-й лунный день светлых двух недель индуистских месяцев Магха и Бхадрапада соответственно, преданные стекаются в храм Маюрешвар в больших количествах. [ 2 ] В обоих случаях процессия паломников прибывает из храма Мангалмурти, Чинчвад (основанного Морией Госави) с палкхи (паланкином) Ганеши. [ 1 ] [ 16 ] Празднование Ганеша-чатурти длится больше месяца, до Ашвин Шукла (10-й лунный день светлых двух недель индуистского месяца Ашвин ). [ 17 ] Ярмарки и праздники также происходят в Виджаядашами , Шукла Чатурти (4-й лунный день светлой половины индуистского месяца), Кришна-Чатурти (4-й лунный день темной половины индуистского месяца) и Сомавати Амавасья (ночь новолуния, совпадающая с с понедельником). [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гунаджи, Милинд (2003). «Моргаон» . Необычные треки в Махараштре . Популярный Пракашан. стр. 106–7. ISBN 9788171546695 . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Энн Фельдхаус (19 декабря 2003 г.). «Связанные места: регион, паломничество и географическое воображение Индии» . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 142–3, 145–6, 160. ISBN. 978-1-4039-6324-6 . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Субрамуниясвами, Сатгуру Шивая (2000). Любящий Ганешу: очаровательный Бог с лицом слона в индуизме . Публикации Гималайской академии. стр. 278, 284. ISBN. 9780945497776 . Проверено 26 ноября 2009 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Граймс, стр. 37–8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Граймс, стр. 112–3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Граймс, стр. 102–3, 114–5.
- ^ «Район Пуна: Места – Моргаон» . Департамент географических справочников правительства Махараштры. 2006 [1885]. Архивировано из оригинала 16 октября 2009 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ Элеонора Зеллиот (1988). Опыт индуизма: очерки религии в Махараштре . СУНИ Пресс. п. 76. ИСБН 978-0-88706-664-1 .
- ^ Свами Пармешварананд (1 января 2001 г.). Энциклопедический словарь Пуран Саруп и сыновья. п. 562. ИСБН 978-81-7625-226-3 .
- ^ см. в разделе Мория Госави#Dating . Подробности
- ^ Голесар, Виджай (17 февраля 2012 г.). «Самарта Таки» . Локпрабха . Индиан Экспресс Лимитед . Проверено 23 января 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Согласно официальной квитанции о пожертвовании, предоставленной храмом.
- ^ Граймс, стр. 110–1.
- ^ Согласно доске над идолом божества.
- ^ На досках под идолами написаны имена идолов.
- ^ Перейти обратно: а б с «Исторические памятники (Пуна)» . Национальный центр информатики, районное управление – Пуна. 2008. Архивировано из оригинала 3 апреля 2009 года . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ М. М. Андерхилл (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. п. 169. ИСБН 978-81-206-0523-7 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Граймс, Джон А. (1995). Ганапати: Песня о себе . Серия SUNY по религиоведению. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 38–9. ISBN 0-7914-2440-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с храмом Моргаона , на Викискладе?