Коренные народы Мексики
Общая численность населения | |
---|---|
На основании идентификации
На основе языка | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Юкатан , Оахака , Чьяпас , Кинтана-Роо , Кампече , Веракрус , Герреро , Идальго , Пуэбла , Мичоакан | |
Языки | |
Науатль , юкатекские майя , цоциль , миштеки , сапотеки , отоми , уичоль , тотонак и еще 54 живых языка на территории Мексики , а также испанский. | |
Религия | |
Христианство (преимущественно римско-католическое , с индейскими религиозными элементами, включая мезоамериканскую религию ) | |
Родственные этнические группы | |
Коренные народы Америки Метисы в Мексике |
Коренные народы Мексики ( испанский : gente indígena de México, pueblos indígenas de México ), коренные мексиканцы ( испанский : nativos mexicanos ) или мексиканские коренные американцы ( испанский : pueblos originarios de México , букв. «Коренные народы Мексики») - это те, которые являются частью сообществ, корни которых уходят корнями в население и общины, существовавшие на территории нынешней Мексики до прибытия европейцев.
Численность коренных мексиканцев определяется второй статьей Конституции Мексики . Мексиканская перепись не классифицирует людей по расе, используя культурно - этническую принадлежность коренных общин, которые сохраняют свои коренные языки , традиции, верования и культуру. [ 7 ] В результате в число коренных народов Мексики не включены представители смешанного коренного и европейского наследия, которые не сохранили свои коренные культурные обычаи. Генетические исследования показали, что большинство мексиканцев частично являются коренными народами. [ 8 ] По данным Национального института коренных народов (INI) и Национального института коренных народов (CDI), в 2012 году коренное население составляло около 15 миллионов человек, разделенных на 68 этнических групп. [ 9 ] 2020 года Генеральная перепись населения Población y Vivienda сообщила, что 11 132 562 человека живут в семьях, где кто-то говорит на языке коренного населения, и 23 232 391 человек, которые были идентифицированы как коренные народы на основании самоидентификации. [ 1 ] [ 10 ]
Коренное население расселено по всей территории Мексики, но особенно сконцентрировано в Сьерра-Мадре-дель-Сур , полуострове Юкатан , Восточной Сьерра-Мадре , Западной Сьерра-Мадре и соседних районах. Штатами с наибольшим коренным населением являются Оахака и Юкатан , в обоих проживает коренное население, причем в первом наблюдается самый высокий процент коренного населения. После испанской колонизации в регионах Севера и Бахио в Мексике процент коренного населения был ниже, но некоторые известные группы включают рарамури , тепеуан , яки и йореме . [ 11 ]
Определение
Во второй статье Конституции Мексики Мексика определяет себя как многокультурную нацию в знак признания различных этнических групп, которые ее составляют и где коренные народы [ 12 ] являются исходной основой. [ 13 ] Численность коренных мексиканцев измеряется с использованием конституционных критериев.
Категория indigena (коренные жители) может быть определена узко в соответствии с лингвистическими критериями, включая только лиц, говорящих на одном из 89 языков коренных народов Мексики . Это классификация, используемая Национальным мексиканским статистическим институтом. Его также можно определить в широком смысле, включив в него всех лиц, которые идентифицируют себя как имеющие культурное происхождение коренного населения, независимо от того, говорят они или нет на языке группы коренного населения, с которой они себя идентифицируют. Это означает, что процент мексиканского населения, определенного как «коренное», варьируется в зависимости от применяемого определения; Активисты культуры назвали использование узкого определения этого термина для целей переписи населения «статистическим геноцидом». [ 14 ] [ 15 ]
Коренные народы Мексики имеют право на свободное определение согласно второй статье конституции. Согласно этой статье коренным народам предоставляются:
- право определять внутренние формы социальной, экономической, политической и культурной организации;
- право применять свои собственные нормативные системы регулирования при условии соблюдения прав человека и гендерного равенства;
- право сохранять и обогащать свои языки и культуру;
- право выбирать представителей в муниципальном совете на территории, на которой расположены их территории;
Закон о языковых правах языков коренных народов признает 89 языков коренных народов в качестве национальных языков, которые имеют ту же силу, что и испанский, на всех территориях, где на них говорят. [ 16 ] По данным Национального института статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 5,4% населения говорит на языке коренных народов. [ 17 ] Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляются не только этническим группам, коренным жителям современной территории Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, мигрировавшим в Мексику из Соединенных Штатов. [ 18 ] в девятнадцатом веке и тех, кто иммигрировал из Гватемалы в 1980-х годах. [ 19 ]
История
Доколумбовые цивилизации
цивилизации Доиспанские того места, которое сейчас известно как Мексика, часто делятся на два региона: Мезоамерику , культурную область, где несколько сложных цивилизаций развивались до прибытия испанцев в шестнадцатом веке, и Аридоамерику (или просто «Север»), [ 20 ] засушливый регион к северу от тропика Рака , который был менее густонаселен. Несмотря на условия, культура и народы Моголлонов основали городские населенные пункты в Касас-Грандес и Куарента-Касас на обширной территории, охватывающей север штата Чиуауа и части Аризоны и Нью-Мексико в Соединенных Штатах. [ 21 ] [ 22 ]
Мезоамерика была густо населена разнообразными коренными этническими группами. [ 20 ] [ нужна страница ] [ 23 ] которые, хотя и имели общие культурные характеристики, говорили на разных языках и создали уникальные цивилизации.
Одной из самых влиятельных цивилизаций в Мезоамерике была цивилизация ольмеков , которую иногда называют « Материнской культурой Мезоамерики». [ 23 ] Более поздняя цивилизация в Теотиуакане достигла своего пика около 600 года нашей эры, когда город, возможно, стал шестым по величине городом в мире. [ 23 ] чьи культурные и теологические системы повлияли на цивилизации тольтеков и ацтеков в последующие века. Были найдены доказательства существования полиэтнических сообществ или кварталов в Теотиуакане (и других крупных городских районах, таких как Теночтитлан ). [ 24 ] [ 25 ]
Цивилизация майя , находящаяся под влиянием других мезоамериканских цивилизаций, создала обширный культурный регион на юго-востоке Мексики и северной части Центральной Америки, в то время как культуры сапотеков и микстеков доминировали в долине Оахаки и Пурепеча на западе Мексики.
Торговля
Ученые сходятся во мнении, что между культурами Мезоамерики , Аридоамерики и юго-запада Америки существовали значительные системы торговли , а архитектурные руины и артефакты имеют общие знания, приписываемые этой торговой сети. Маршруты простирались далеко в Мезоамерику и доходили до древних поселений, включавших такие населенные пункты в Соединенных Штатах, как Снейктаун , [ 26 ] Каньон Чако и руины хребта возле Флагстаффа (считаются одними из лучших когда-либо обнаруженных артефактов).
Колониальная эпоха
Ко времени прибытия испанцев в центральную Мексику многие народы Мезоамерики (за заметным исключением тлашкальтеков и королевства Пурепеча в Мичоакане ) были свободно объединены в состав Империи ацтеков , последней цивилизации науа , процветавшей в Центральной Мексике. Столица империи Теночтитлан стала одним из крупнейших городских центров мира с населением около 350 000 жителей. [ 20 ] [ нужна страница ]
Во время завоевания Империи ацтеков испанские конкистадоры объединились с другими этническими группами региона, включая тлашкальтеков . [ 20 ] Эта стратегия увенчалась успехом благодаря недовольству правлением ацтеков, которые требовали дани и использовали покоренные народы для ритуальных жертвоприношений . В течение следующих десятилетий испанцы укрепили свое правление в месте, которое стало вице-королевством Новая Испания . В ходе дебатов в Вальядолиде корона признала коренную знать Мезоамерики дворянами, освободила местных рабов и сохранила существующую базовую структуру коренных городов-государств. Общины коренных народов были включены в состав сообществ под властью Испании. [ 27 ] [ нужна страница ]
В рамках включения коренного населения Испании в колониальную систему монахи научили местных писцов писать на своем языке латинскими буквами, так что появился большой корпус документации колониальной эпохи на языках науатль , миштек , сапотек , юкатек-майя и другие. Такая письменная традиция, вероятно, укоренилась благодаря существующей практике графического письма, обнаруженной во многих местных кодексах . Исследователи новой филологии использовали алфавитную документацию колониальной эпохи, чтобы осветить колониальный опыт мезоамериканских народов со своей собственной точки зрения. [ 28 ] [ нужна страница ]
Завоеватели, награжденные трудом и данью по системе энкомьенды, получили финансовую выгоду. Поскольку в эпоху до завоевания у мезоамериканских народов существовали требования к трудовой повинности и дани, чиновники коренных народов участвовали в поддержании этой системы в своих общинах. Произошло резкое сокращение численности коренного населения, главным образом из-за распространения европейских болезней, ранее неизвестных в Америке, а также из-за войн и принудительного труда. Пандемии принесли хаос, но коренные общины восстановились с меньшим количеством членов. [ 20 ] [ нужна страница ] [ 27 ] [ нужна страница ] [ 28 ] [ нужна страница ]
В результате контактов между коренным населением, испанцами, африканскими рабами и, начиная с конца шестнадцатого века, азиатские рабы ( чинос ), привозившие в качестве товаров торговлю через Манильский галеон, произошло смешение групп, причем касты смешанной расы , особенно метисы , стали компонент испанских городов и, в меньшей степени, коренных общин. Испанская правовая структура формально отделила то, что они называли República de Indios (Республика индейцев), от República de Españoles (Республика испанцев), причем последняя охватывала всех, кто находится в латиноамериканской сфере: испанцев, африканцев и каст смешанной расы. . Хотя коренные народы были маргинализированы в колониальной системе, [ 29 ] и часто бунтовал, [ 30 ] [ 31 ] патерналистская структура колониального правления поддерживала дальнейшее существование и структуру коренных общин. Испанская корона признала существующую правящую группу, предоставила защиту земельным владениям коренных общин, а общины и отдельные лица получили доступ к испанской правовой системе. [ 27 ] [ нужна страница ] [ 28 ] [ нужна страница ] [ 32 ] Однако на практике эти кодексы часто игнорировались, и в Новой Испании широко распространена расовая дискриминация. [ 33 ] [ 34 ]
В религиозной сфере мужчинам из числа коренного населения было запрещено иметь христианское духовенство после ранней францисканской попытки, которая включала борьбу с Бернардино де Саагуном по обучению группы коренного населения. [ нужна ссылка ] Нищенствующие францисканцы , доминиканцы и августинцы первоначально проповедовали евангелизацию коренного населения в своих общинах, что часто называют «духовным завоеванием». [ 35 ] На северных границах испанцы создали миссии и расселили коренное население в этих комплексах, что вызвало набеги со стороны тех, кто сопротивлялся поселению (получивших имя Индиос Барбарос ). Иезуиты . играли важную роль в этом предприятии до их изгнания из Испанской Америки в 1767 году [ 36 ] Католицизм, часто с местными особенностями, был единственной допустимой религией в колониальную эпоху.
Земля коренных народов
В раннюю колониальную эпоху в центральной Мексике испанцы были больше заинтересованы в доступе к рабочей силе коренных народов, чем в владении землей. Учреждение энкомьенды — коронного гранта завоевателям труда коренных общин — было ключевым элементом установления испанского правления. Испанская корона первоначально поддерживала местную социально-политическую систему местных правителей и землевладения, а испанское завоевание Империи ацтеков устранило надстройку правления и заменило ее испанской. [ 27 ] [ нужна страница ] [ 28 ] [ нужна страница ]
У короны были некоторые опасения по поводу энкомьенды. Во-первых, владельцы энкомьенда, называемые энкомендеро, становились слишком могущественными, по сути, представляли собой сеньорическую группу, которая могла бросить вызов власти короны (как показано в заговоре завоевателя Эрнана Кортеса законного сына и наследника ). Во-вторых, энкомендеро монополизировали рабочую силу коренных народов, исключая вновь прибывших испанцев. И в-третьих, корона была обеспокоена ущербом, нанесенным этим институтом коренным вассалам и их общинам. Посредством Новых законов 1542 года корона стремилась постепенно отказаться от энкомьенды и заменить ее другим коронным механизмом принудительного труда коренных народов — repartimiento . Труд коренных народов больше не был монополизирован небольшой группой завоевателей и их потомков, а распределялся среди более крупной группы испанцев. Посредством repartimiento коренные народы были обязаны выполнять низкооплачиваемую работу в течение определенного количества недель или месяцев на испанских предприятиях, особенно на добыче серебра. [ 37 ] [ 38 ]
Земли коренных народов используются как по материальным, так и по духовным причинам. С землей также связаны религиозные, культурные, социальные, духовные и другие события, связанные с их самобытностью. [ 39 ] Коренные народы используют коллективную собственность, чтобы вышеупомянутые услуги, предоставляемые землей, были доступны всему сообществу и будущим поколениям. [ 39 ] Это резко контрастировало с точками зрения колонистов, которые рассматривали землю исключительно с экономической точки зрения, когда земля могла передаваться между людьми. [ 39 ] Как только у коренного населения отобрали землю и, следовательно, средства к существованию, они стали зависеть от тех, у кого была земля и власть. [ 39 ] Кроме того, духовные услуги, которые предоставляла земля, больше не были доступны, что привело к ухудшению состояния групп и культур коренных народов. [ 39 ]
Расовые категории колониальной эпохи
Испанская правовая система разделила расовые группы на две основные категории: República de Españoles , состоящую из всех некоренных, но первоначально испанцев и чернокожих африканцев, и República de Indios .
Степень, в которой ярлыки расовых категорий имели правовые и социальные последствия, стала предметом научных дискуссий с тех пор, как идея «кастовой системы» была разработана Анхелем Розенблатом и Гонсало Агирре Бельтраном в 1940-х годах. Оба историка популяризировали идею о том, что расовый статус был ключевым организующим принципом испанского колониального правления. Однако недавние академические исследования поставили под сомнение это представление, посчитав его ошибочной и идеологически обоснованной реинтерпретацией колониального периода. [ 40 ] [ 41 ]
Когда Мексика получила независимость в 1821 году, касты были отменены как правовая структура, но расовые различия остались. Белые мексиканцы спорили о том, каким было решение «индейской проблемы», то есть коренных народов, которые продолжали жить общинами и не были интегрированы политически или социально как граждане новой республики. [ 42 ] В Конституции Мексики 1824 года есть несколько статей, касающихся коренных народов. [ 43 ]
Независимость мексиканской революции
Мексиканская война за независимость представляла собой десятилетнюю борьбу, завершившуюся в 1821 году, в которой коренные народы участвовали по своим собственным мотивам. [ 44 ] Новая страна была названа в честь ее столицы Мехико . В центре нового флага был изображен символ ацтеков — орел, восседающий на нопальском кактусе. Мексика провозгласила отмену рабства в 1829 году и равенство всех граждан перед законом в 1857 году. Коренные общины как корпорации продолжали иметь права на сохранение земельных владений до либеральной Реформы . Некоторые представители коренного населения интегрировались в мексиканское общество, например, Бенито Хуарес из сапотеков , первый президент из числа коренных народов Америки. [ 45 ] Хуарес поддержал отмену положений, защищающих общинные земельные владения коренных народов посредством закона Лердо . [ 46 ]
На севере Мексики коренные народы, такие как команчи и апачи , приобретшие лошадь, вели успешную войну против мексиканского государства. Команчи контролировали значительную территорию, называемую Команчерией . [ 47 ] Яки яки также имели давнюю традицию сопротивления: лидер конца девятнадцатого века Каджеме занимал видное место во время войн . Майо , которая наиболее присоединились к своим соседям яки в восстании после 1867 года. На Юкатане майя вели затяжную войну против местного мексиканского контроля в Кастовой войне на Юкатане интенсивно велась в 1847 году и продолжалась до 1915 года. [ 48 ]
20 век
Мексиканская революция , жестокое социальное и культурное движение, которое определило Мексику 20-го века, породило националистические настроения, согласно которым коренные народы были основой мексиканского общества в движении, известном как индигенизм . [ 49 ] Несколько выдающихся художников пропагандировали «коренные чувства» ( sentimento indigenista ) страны, в том числе Фрида Кало и Диего Ривера . На протяжении двадцатого века правительство ввело двуязычное образование в некоторых общинах коренных народов и опубликовало бесплатные двуязычные учебники. [ 50 ] Некоторые штаты федерации присвоили наследие коренных народов, чтобы укрепить свою идентичность. [ 51 ]
Несмотря на официальное признание коренных народов, экономическая отсталость их общин, усугубленная кризисами 1980-х и 1990-х годов, не позволила развиваться большинству коренных общин. [ 52 ] Тысячи коренных мексиканцев эмигрировали в городские центры Мексики и США. В Лос-Анджелесе, например, правительство Мексики установило электронный доступ к некоторым консульским услугам, предоставляемым на испанском языке, а также на языках Zapotec и Mixe . [ 53 ] Некоторые народы майя в штате Чьяпас восстали, требуя улучшения социальных и экономических возможностей, требования, озвученные АННО . [ 54 ]
Конфликт в Чьяпасе в 1994 году привел к сотрудничеству между правительством Мексики и Сапатистской армией национального освобождения , либертарианской социалистической политической группой коренных народов. [ 55 ] Это движение привлекло внимание международных средств массовой информации и объединило многие группы коренных народов. [ 56 ] В 1996 году соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар . между Сапатистской армией национального освобождения и правительством Мексики были заключены [ 55 ] Соглашения Сан-Андрес были первым случаем, когда права коренных народов были признаны правительством Мексики. [ 55 ]
Правительство внесло определенные законодательные изменения, чтобы способствовать развитию сельских и коренных общин, а также развитию языков коренных народов. Вторая статья Конституции была изменена, чтобы включить право на самоопределение и требует от правительств штатов поощрять и обеспечивать экономическое развитие общин коренных народов, а также сохранение их языков и традиций. [ 57 ] [ 58 ]
Права
конституционный
Испанская корона обеспечивала правовую защиту коренным народам, а также их общинам, включая создание отдельного Общего индейского суда. [ 59 ] Либеральная реформа середины девятнадцатого века устранила их в рамках установления равенства перед законом . [ 60 ] Создание национальной идентичности, не связанной с расовой или этнической идентичностью, было целью мексиканского либерализма.
В конце двадцатого века наблюдается толчок к защите прав коренных народов и признанию их культурной самобытности. Согласно конституционной реформе 2001 года признаются следующие права коренных народов: [ 61 ]
- признание в качестве коренных общин, право на самоопределение и применение собственных систем регулирования
- сохранение своей культурной самобытности, земли, консультации и участие
- доступ к юрисдикции государства и развитию
- признание коренных народов и общин субъектом публичного права
- самоопределение и самостоятельность
- ремуниципализация для развития общин коренных народов
- управлять собственными формами коммуникации и средствами массовой информации
Вторая статья Конституции Мексики признает и закрепляет право коренных народов и общин на самоопределение и автономию:
V. Сохранять и улучшать среду обитания, а также сохранять целостность своих земель в соответствии с настоящей конституцией. VI. Иметь право на поместье и земельную собственность, установленные настоящей Конституцией и производным от нее законодательством, на все права частной собственности и права общинной собственности, а также на преимущественное использование и пользование всеми природными ресурсами, расположенными в местах проживания общин. в, за исключением тех, которые определены как стратегические территории в соответствии с конституцией. Общины должны иметь право объединяться друг с другом для достижения таких целей. [ 62 ]
Благодаря земельным реформам начала 20 века некоторые коренные народы получили права на землю в рамках системы эхидо . [ 63 ] При эхидо общины коренных народов имеют право узуфрукта на землю. Коренные общины делают это, когда у них нет юридических оснований претендовать на землю. В 1992 году реформы свободного рынка позволили разделить и продать эхидо. Для этого была создана программа PROCEDE. Программа PROCEDE обследовала, нанесла на карту и проверила земли эхидо. По мнению некоторых аналитиков, приватизация эхидо подорвала экономическую базу коренных общин. [ 63 ] [ 64 ]
лингвистический
История языковых прав в Мексике началась, когда испанцы впервые вступили в контакт с языками коренных народов в колониальный период. [ 65 ] Начиная с начала шестнадцатого века, метисы , смешение рас и культур, также привели к смешению языков. [ 65 ] Испанская корона провозгласила испанский язык языком империи; языки коренных народов использовались при обращении людей в католицизм. [ 65 ] Из-за этого языки коренных народов были более распространены, чем испанский, с 1523 по 1581 год. [ 65 ] В конце шестнадцатого века распространенность испанского языка возросла. [ 65 ]
Языки коренных народов подвергаются дискриминации и считаются несовременными. [ 66 ] К семнадцатому веку элитное меньшинство говорило по-испански. [ 65 ] После обретения независимости в 1821 году произошел переход на испанский язык, чтобы узаконить мексиканский испанский язык, созданный мексиканскими криолло . [ 65 ] Девятнадцатый век принес с собой программы по обеспечению двуязычного образования на начальных уровнях , где в конечном итоге они перешли на образование только на испанском языке. [ 65 ] Лингвистическое единообразие стремилось укрепить национальную идентичность. Это еще больше исключило языки коренных народов из властных структур. [ 65 ]
Конфликт в Чьяпасе в 1994 году привел к сотрудничеству между правительством Мексики и Сапатистской армией национального освобождения , местной политической группировкой. [ 65 ] В 1996 году соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар . между Сапатистской армией национального освобождения и правительством Мексики были заключены [ 65 ] Соглашения Сан-Андрес были первым случаем, когда права коренных народов были признаны правительством Мексики. [ 65 ] В Сан-Андресских соглашениях язык прямо не прописан, но язык затрагивается в вопросах, связанных с культурой и образованием. [ 65 ]
В 2001 году вторая статья конституции Мексики была изменена, чтобы признать и обеспечить соблюдение права коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию для сохранения и обогащения своего языка, знаний и каждой части их культуры и самобытности. [ 62 ]
В 2003 году Общий закон о языковых правах коренных народов прямо заявил о защите индивидуальных и коллективных языковых прав коренных народов. [ 67 ] Последний раздел также санкционировал создание Национального института языков коренных народов (INALI), целью которого является содействие развитию языков коренных народов в Мексике. [ 67 ]
Налицо отсутствие исполнения закона. Например, Общий закон о языковых правах коренных народов гарантирует право на судебное разбирательство на языке коренных народов с участием лица, понимающего их культуру. [ 67 ] По данным Национальной комиссии по правам человека Мексики , Мексика не соблюдает этот закон. [ 66 ] Примеры включают Хасинту Франциску Марсьяль , женщину из числа коренного населения, заключенную в тюрьму за предполагаемое участие в похищении людей в 2006 году. [ 66 ] Спустя три года и при помощи Amnesty International ее освободили за отсутствием улик. [ 66 ]
Кроме того, Общий закон о лингвистике также гарантирует двуязычное и межкультурное образование. [ 67 ] Эти усилия подверглись критике на том основании, что учителя не знают языка коренных народов или не уделяют должного внимания его преподаванию. [ 66 ] Фактически, некоторые исследования утверждают, что формальное образование снизило распространенность языков коренных народов. [ 66 ] Некоторые родители не учат своих детей родному языку, а некоторые дети отказываются изучать свой коренной язык, опасаясь дискриминации. Ученые утверждают, что необходимы социальные изменения для повышения статуса языков коренных народов, чтобы отменить закон и защитить языки коренных народов. [ 66 ]
Женский
Женщин из числа коренного населения часто используют в своих интересах, потому что они женщины, коренные народы и зачастую бедны. [ 68 ] Традиции коренных народов использовались правительством Мексики в качестве предлога для отказа в правах женщин из числа коренного населения, таких как право владеть землей. Кроме того, насилие в отношении женщин рассматривается правительством Мексики как культурная практика. [ 68 ]
8 марта 1993 года АННО приняла Революционный закон о женщинах. [ 68 ] Закон не соблюдается в полной мере, но демонстрирует солидарность между движением коренных народов и женщинами. [ 68 ] Мексиканское правительство усилило милитаризацию территорий проживания коренных народов, что сделало женщин более уязвимыми к притеснениям в результате военных злоупотреблений. [ 68 ] Правительство по-прежнему бездействовало в отношении обвинений в жестоком обращении с женщинами из числа коренного населения со стороны военнослужащих. [ 68 ]
Женщины коренных народов создали множество организаций поддержки, чтобы улучшить свое социальное положение и обрести финансовую независимость. [ 68 ] Женщины коренных народов используют национальное и международное законодательство для обоснования своих претензий, противоречащих культурным нормам, таких как насилие в семье. [ 69 ] Репродуктивная справедливость является важной проблемой для общин коренных народов, поскольку в этих областях недостаточно развития и ограничен доступ к материнской помощи. Программы обусловленных денежных трансфертов, такие как Oportunidades, использовались для поощрения женщин из числа коренного населения обращаться за официальной медицинской помощью. [ 70 ]
Развитие и социально-экономика
Как правило, коренные мексиканцы беднее, чем некоренные мексиканцы, хотя социальное развитие варьируется в зависимости от штата, различных коренных этнических групп, а также между сельскими и городскими районами. Во всех штатах у коренного населения более высокая детская смертность , а в некоторых штатах она почти вдвое выше, чем у некоренного населения. [ 71 ]
Некоторые коренные народы, особенно юкатекские майя на полуострове Юкатан. [ 72 ] [ 73 ] и некоторые народы науа и отоми в центральных штатах сохранили более высокий уровень развития, в то время как коренные народы в таких штатах, как Герреро [ 74 ] или Мичоакан [ 75 ] в этих областях занимают значительно более низкое место, чем среднестатистический гражданин Мексики. Несмотря на то, что некоторые коренные группы, такие как майя или науа, сохраняют высокий уровень развития, коренное население в целом живет на более низком уровне развития, чем население в целом. [ нужна ссылка ]
Уровень грамотности среди коренного населения намного ниже, особенно в юго-западных штатах Герреро и Оахака из-за отсутствия доступа к образованию и отсутствия учебной литературы на языках коренных народов. Уровень грамотности также намного ниже: 27% детей коренных народов в возрасте от 6 до 14 лет являются неграмотными по сравнению со средним показателем по стране в 12% в 2000 году. [ 71 ] Правительство Мексики обязано обеспечивать образование на языках коренных народов, но часто не обеспечивает обучение на других языках, кроме испанского. В результате многие группы коренных народов прибегли к созданию собственных небольших общинных образовательных учреждений. [ 54 ]
Коренное население участвует в рабочей силе дольше, чем в среднем по стране, начиная раньше и продолжая дольше. Основная причина этого заключается в том, что значительная часть коренного населения занимается натуральным сельским хозяйством и не получает регулярной заработной платы. Коренные народы также имеют более низкий доступ к медицинскому обслуживанию. [ 71 ]
Демография
Языки
Закон о языковых правах языков коренных народов признает 62 языка коренных народов «национальными языками», которые имеют ту же силу, что и испанский, на всех территориях, где на них говорят. [ 16 ] По данным Национального института статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 6,7% населения говорит на языке коренных народов. [ 76 ] То есть менее половины из тех, кто идентифицирован как коренной народ. [ 77 ] По данным переписи 2010 года 6 695 228 человек в возрасте 5 лет и старше были признаны носителями языка коренных народов, что примерно на 650 000 больше, чем в переписи 2000 года. В 2000 году 6 044 547 человек в возрасте 5 лет и старше говорили на языке коренных народов. [ 78 ]
В ходе предыдущих переписей информация о коренном населении в возрасте пяти лет и старше была получена от мексиканского населения. Однако в переписи 2010 года этот подход был изменен, и правительство также начало собирать данные о людях в возрасте 3 лет и старше. С помощью этого нового подхода было установлено, что 6 913 362 человека в возрасте 3 лет и старше говорили на языке коренного населения (218 000 детей в возрасте 3 и 4 лет в возрасте четырех лет попали в эту категорию), что составляет 6,6% от общей численности населения. Численность детей в возрасте от 0 до 2 лет в домах, где глава домохозяйства или супруг говорил на языке коренного населения, составила 678 954 человека. Численность населения, говорящего на языке коренного населения, увеличивалась в абсолютных цифрах на протяжении десятилетий, но, тем не менее, сокращалась пропорционально численности населения. национальное население. [ 77 ]
Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляются не только этническим группам, коренным жителям современной территории Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, мигрировавшим в Мексику из Соединенных Штатов. [ 18 ] в девятнадцатом веке и тех, кто иммигрировал из Гватемалы в 1980-х годах. [ 79 ] [ 80 ] [ 19 ]
Штаты
Пять штатов с наибольшим населением, говорящим на языках коренных народов:
- В Оахаке проживают 1 165 186 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 34,2% населения штата.
- Чьяпас , где проживают 1 141 499 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 27,2% населения штата.
- Веракрус , где проживают 644 559 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 9,4% населения штата.
- Пуэбла , где проживает 601 680 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 11,7% населения штата.
- Юкатан , где проживают 537 516 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 30,3% населения штата.
На эти пять штатов приходится 61,1% всех носителей коренных языков Мексики. Большинство коренных мексиканцев не говорят на своих языках и говорят только по-испански. Это отражено в численности населения этих пяти штатов. Хотя в Оахаке, Чьяпасе, Веракрусе, Пуэбле и Юкатане 34,2%, 27,2%, 9,4%, 11,7% и 30,3% населения говорят на языке коренных народов, самоидентифицированное коренное население этих штатов составляет 65,73%, 36,15%, 29,25%, 35,28%, 65,4% соответственно. [ 77 ]
Статистика населения
По переписи 2020 года насчитывалось 23 232 391 человек, которые были идентифицированы как коренные народы на основании самоидентификации (19,41%). [ 1 ] Это значительный рост по сравнению с переписью 2010 года, согласно которой коренные жители Мексики составляли 14,9% населения и насчитывали 15 700 000 человек. [ 81 ] но меньше, чем оценка переписи 2015 года, составляющая 25 694 928 человек (21,5%). [ 79 ] [ 80 ] Большинство общин коренных народов обладают определенной финансовой и политической автономией в соответствии с законодательством « usos y Costumbres », что позволяет им регулировать внутренние вопросы в соответствии с обычным правом .
Коренное население Мексики за последние десятилетия увеличилось как в абсолютном выражении, так и в процентном отношении к численности населения. Во многом это связано с ростом самоидентификации как коренного населения, а также с тем, что женщины из числа коренного населения имеют более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по стране. [ 80 ] [ 17 ] [ 82 ] [ 83 ] Коренные народы также чаще живут в сельской местности, но многие из них проживают в городских или пригородных районах, особенно в центральных штатах Мексики , Пуэбла , Тласкала , Мехико и на полуострове Юкатан .
По данным CDI, штатами с наибольшим процентом коренного населения являются: [ 84 ] Юкатан с 65,40%, Кинтана-Роо с 44,44% и Кампече с 44,54% населения, являющегося коренным населением, большинство из которых составляют майя ; Оахака с 65,73% населения, наиболее многочисленными группами являются миштеки и сапотеки ; В Чьяпасе 36,15%, большинство из которых составляют Цельталь и Цоциль Майя; Идальго с 36,21%, большинство из которых составляют Отоми ; Пуэбла с 35,28% и Герреро с 33,92%, в основном народ науа , а в штатах Сан-Луис-Потоси и Веракрус проживает 19% коренного населения, в основном из групп тотонак , науа и тинек (уастеки) . [ 79 ] [ 80 ]
Штаты
Большая часть коренного населения сосредоточена в центральных и южных штатах. По данным CDI, штатами с наибольшей долей коренного населения по состоянию на 2020 год по данным INEGI являются: [ 77 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 85 ] [ 86 ]
Классифицировать | Состояние | Процент коренных народов (2020) ! [ 1 ] | Процент говорящих на языках коренных народов [ 10 ] |
---|---|---|---|
1 | Оахака | 69.18% [ 87 ] | 31.2% |
2 | Юкатан | 65.18% [ 88 ] | 23.7% |
3 | Кампече | 47.26% [ 89 ] | 10.4% |
4 | Чьяпас | 36.79% [ 90 ] | 28.2% |
5 | Идальго | 36.65% [ 91 ] | 12.3% |
6 | Кинтана-Роо | 33.23% [ 92 ] | 11.7% |
7 | Пуэбла | 33.22% [ 93 ] | 9.9% |
8 | Герреро | 33.14% [ 94 ] | 15.5% |
9 | Веракрус | 26.90% [ 95 ] | 8.6% |
10 | Морелос | 24.55% [ 96 ] | 2.0% |
11 | Табаско | 21.36% [ 97 ] | 4.0% |
12 | Мичоакан | 20.75% [ 98 ] | 3.4% |
13 | Сан-Луис-Потоси | 20.33% [ 99 ] | 8.6% |
- | Мексика | 19.41% [ 1 ] | 6.2% [ 100 ] |
14 | Тласкала | 16.46% [ 101 ] | 2.2% |
15 | Наярит | 15.94% [ 102 ] | 5.9% |
16 | Мексика | 15.75% [ 103 ] | 2.6% |
17 | Сонора | 13.31% [ 104 ] | 2.2% |
18 | Колима | 13.17% [ 105 ] | 0.8% |
19 | Керетаро | 13.15% [ 106 ] | 1.4% |
20 | Нижняя Калифорния Южная | 11.87% [ 107 ] | 1.8% |
21 | Чихуахуа | 10.48% [ 108 ] | 3.1% |
22 | Синалоа | 9.35% [ 109 ] | 1.4% |
23 | Мехико | 9.28% [ 110 ] | 1.5% |
24 | Дуранго | 8.87% [ 111 ] | 2.7% |
25 | Нижняя Калифорния | 7.97% [ 112 ] | 1.4% |
26 | Халиско | 7.04% [ 113 ] | 1.2% |
27 | Тамаулипас | 6.67% [ 114 ] | 0.7% |
28 | Нуэво-Леон | 6.40% [ 115 ] | 1.4% |
29 | Гуанахуато | 6.39% [ 116 ] | 0.3% |
30 | Агуаскальентес | 6.17% [ 117 ] | 0.2% |
31 | Сакатекас | 4.88% [ 118 ] | 0.7% |
32 | Коауила | 2.13% [ 119 ] | 0.2% |
Популяционная генетика
Коренные мексиканцы (и другие «американские индейцы» или «коренные американцы») произошли от линии, которая отделилась от древних жителей Восточной Азии около 36 000 лет назад и впоследствии слилась с палеолитическим сибирским населением, известным как древние жители Северной Евразии . Это новообразованное население дало начало палеосибирским народам , которые остались в Сибири, и предкам американских индейцев, населявшим Америку. [ 120 ]
В 2011 году крупномасштабное митохондриальное секвенирование у американцев мексиканского происхождения показало, что от 85 до 90% материнских линий мтДНК имеют индейское происхождение, а остальные имеют европейское (5–7%) или африканское происхождение (3–5%). [ 121 ] Таким образом, наблюдаемая частота мтДНК коренных американцев у американцев мексиканского/мексиканского происхождения выше, чем ожидалось на основе аутосомных оценок примеси коренных американцев для этих популяций, т.е. ~ 30–46%. [ 122 ]
Группы коренных народов на территории нынешней Мексики генетически отличаются друг от друга. [ 123 ] [ 124 ] Генетические различия между географически разделенными группами коренных народов (например, между коренными народами, живущими на полуострове Юкатан, и коренными народами, живущими в западной Мексике) могут быть такими же большими, как генетические различия, наблюдаемые между европейцем и жителем Восточной Азии. [ 123 ] [ 124 ]
Население более 100 000 человек
Коренные народы Мексики | ||
Группа | Население | Динамики¹ |
---|---|---|
Науас | 2,445,969 | 1,659,029 |
(Юкатек) Майя (Майя) | 1,475,575 | 892,723 |
Сапотек (Бинизаа) | 777,253 | 505,992 |
Mixtec (Некоторые мудрые) | 726,601 | 510,801 |
Отоми (Хсяхсю) | 646,875 | 327,319 |
Тотонак (Тачивин) | 411,266 | 271,847 |
Цоциль (Соцлеб) | 406,962 | 356,349 |
Цельталь (К'оп о виник атель) | 384,074 | 336,448 |
Мазауа (Хньято) | 326,660 | 151,897 |
Мазатек (клизма Ха Шута) | 305,836 | 246,198 |
Уастек (Теенек) | 296,447 | 173,233 |
Чол (Виник) | 220,978 | 189,599 |
Чинантек (Ца жуйми) | 201,201 | 152,711 |
Пурепеча (Пурхепеча) | 202,884 | 136,388 |
Миксе (Аююкьяай) | 168,935 | 135,316 |
Тлапанек (Ме'фаа) | 140,254 | 119,497 |
Тараумара (Рарамури) | 121,835 | 87,721 |
¹ Число коренных народов, которые до сих пор говорят на своем родном языке. Источник: CDI (2000). [ 125 ] |
Население от 20 000 до 100 000 человек.
Коренные народы Мексики | ||
Группа | Население | Динамики¹ |
---|---|---|
Мэй (Ёреме) | 91,261 | 60,093 |
Зоке (Оде пут) | 86,589 | 34,770 |
Чонталь Майя (Йокот) | 79,438 | 43,850 |
Пополука (Тункапше) | 62,306 | 44,237 |
Чатино (Чакья) | 60,003 | 47,762 |
Амузго (Цанькуэ) | 57,666 | 48,843 |
Тохолабал (Тойолвиник) | 54,505 | 44,531 |
Уичоль (Виксарика) | 43,929 | 36,856 |
Тепехуан (Одам, Одам и Одами) | 37,548 | 30,339 |
Трики (Тинуджеи) | 29,018 | 24,491 |
Пополока | 26,249 | 18,926 |
Кора (Найери) | 24,390 | 19,512 |
Маме (Кёл) | 23,812 | 8,739 |
Яки (Ёэме) | 23,411 | 15,053 |
Куикатек (Земной город) | 22,984 | 15,078 |
Кредиты (Икудс) | 20,528 | 16,135 |
¹ Число коренных народов, которые до сих пор говорят на своем родном языке. Источник: CDI (2000). [ 125 ] |
Население менее 20 000 человек
Языки коренных народов Мексики | ||
Группа | Население | Динамики¹ |
---|---|---|
Тепеуа (Хамазипина) | 16,051 | 10,625 |
Канджобал (Канджобал) | 12,974 | 10,833 |
Графство Оахака (Слихуала-Сиханук) | 12,663 | 5,534 |
Паме (Сигуэ) | 12,572 | 9,768 |
Чичимека Йонас (Уза) | 3,169 | 1,987 |
Уариджио (Макураве) | 2,844 | 1,905 |
хуй | 2,719 | 2,143 |
Чочо (Runixa ngiigua) | 2,592 | 1,078 |
Такуировать | 2,379 | 2,067 |
Мексиканеро (мексиканские толли) | 2,296 | 1,300 |
Окуилтек (Тлауика) | 1,759 | 522 |
Лоу Пима | 1,540 | 836 |
Якалтек (Абхубал) | 1,478 | 584 |
Кекчи (Кекчи) | 987 | 835 |
Лакандон (Хач тан) | 896 | 731 |
Иксатек | 816 | 406 |
Сери (Comcaac) | 716 | 518 |
Киче (Киче, Киче) | 524 | 286 |
Моточинтлеко (Каток) | 692 | 186 |
Какчикель (Какчикель) | 675 | 230 |
Рекомендация (Акваала) | 418 | 221 |
Иск О'одэма (Папа) | 363 | 153 |
Кокопа (Эс пей) | 344 | 206 |
Кумиай (Типай) | 328 | 185 |
Кикапуа (Kikapooa) | 251 | 144 |
Кочими (Лаймон, мтипа) | 226 | 96 |
замолчи | 224 | 108 |
Слева (Колев) | 107 | 55 |
Агуакатек | 59 | 27 |
Другие группы 2 | 728 | 337 |
¹ Число коренных народов, которые до сих пор говорят на своем родном языке. Источник: CDI (2000). [ 125 ] |
Образование
Мексика является страной Америки с наибольшим количеством живых языков в первые годы 21 века. Несмотря на это культурное богатство, существует технологическое неравенство в образовании коренных народов по сравнению с другими этническими группами, проживающими в стране. [ 126 ]
Культура
Антрополог и шеф-повар Ракель Торрес Сердан записала и обеспечила сохранение многих блюд местной кухни Веракруса. [ 127 ] [ 128 ] [ 129 ]
Известные люди
См. также
- Колониальная Мексика
- Коренное население Мексики
- Мезоамерика
- Мезоамериканская хронология
- Мексиканские индейские войны
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Основные итоги переписи населения и жилищного фонда 2020 года» (PDF) . inegi.org.mx (на испанском языке) . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Подростки и коренные подростки» (PDF) . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Общая информация о населении, бедности, маргинализации и социальной отсталости» (PDF) . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «Перепись населения Инеги-2020» (PDF) . inegi.org.mx . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Коренное население национального уровня» (PDF) . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Коренные народы» . Атлас коренных народов Мексики. INPI (на мексиканском испанском языке). Мексика: Национальный институт коренных народов. 2020 . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Архивная копия. Архивировано 23 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Боднер, М.; Перего, Украина; Гомес, Дж. Э.; Серда-Флорес, РМ; Рамбальди Мильоре, Н.; Вудворд, СР; Парсон, В.; Ахилли, А. (2021). «Пейзаж митохондриальной ДНК современной Мексики» . Гены . 12 (9): 1453. doi : 10.3390/genes12091453 . ISSN 2073-4425 . ПМЦ 8467843 . ПМИД 34573435 .
- ^ «CDI представляет «Атлас коренных народов Мексики» ( на испанском языке). Национальный институт коренных народов.
- ^ Перейти обратно: а б «ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЭГИ 2020» (PDF) .
- ^ «Коренные народы Мексики: Система культурной информации – министр культуры» . sic.gob.mx. Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ «Коренные народы» - предпочтительный термин в Мексике для обозначения индейских этнических групп в Северной Америке.
- ↑ Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов. Архивировано 31 марта 2009 г. в Wayback Machine Art 2.
- ^ Найт (1990:73–74)
- ^ Варфоломей (1996: 3–4)
- ^ Перейти обратно: а б «Общий закон о языковых правах коренных народов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2008 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отдельные показатели численности населения, говорящего на языках коренных народов, с 1950 по 2005 годы» . Inegi.gob.mx. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кикапу» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Агуакатекос, какчикелес, иксилес, кекчиес, текос, пироги с заварным кремом (Чьяпас)» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хэмнетт, Брайан (1999), Краткая история Мексики , издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания
- ^ Уэлен, Майкл Э.; Миннис, Пол Э. (2003). «Местное и отдаленное в происхождении Касас-Грандес, Чиуауа, Мексика» . Американская древность . 68 (2): 314–332. дои : 10.2307/3557082 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 3557082 . S2CID 164206591 .
- ^ ВанПул, Тодд Л.; Леонард, Роберт Д. (2002). «Специализированное производство молотого камня в регионе Касас-Грандес на севере Чиуауа, Мексика» . Американская древность . 67 (4): 710–730. дои : 10.2307/1593800 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 1593800 . S2CID 164011791 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мануэль Агилар-Морено (2004) Справочник по жизни в мире ацтеков Facts of Life, Inc., США
- ^ «Свяжитесь с нами – Обзор лягушки» . Frogreview.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Новая гробница в Теотиуакане» . Археология.org . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Галлага, Эмилиано (2014). «Инкрустированные пиритом зеркала в Змеином городе и их внешние связи с Мезоамерикой». Кива . 79 (3): 280–299. дои : 10.1179/0023194014Z.00000000025 . S2CID 129111669 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гибсон 1964 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Локхарт 1992 .
- ^ Колониализм и современность: преподавание испанского языка в Новой Испании , «...Расизм и расслоение населения Новой Испании были характеристиками социальной организации вице-королевства...»
- ^ Карттунен, Фрэнсис (1992). «После завоевания: выживание коренных образов жизни и верований» . Журнал всемирной истории . 3 (2): 239–256. ISSN 1045-6007 . JSTOR 20078531 .
- ^ Тейлор, Уильям Б. (1987). Пьянство, убийства и восстания среди мексиканского колониального населения . Мексика: Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-2561-7 . OCLC 318450645 .
- ^ Вудро Бора, Правосудие по страхованию: Общий индийский суд колониальной Мексики и юридические помощники полуреального , Беркли: University of California Press, 1983.
- ^ Кастельви Лаукамп, Луис (11 октября 2018 г.). «Переосмысление латиноамериканства» . Эль Эспаньол . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Кин, Бенджамин (1971). «Возвращение к белой легенде: ответ на «скромное предложение» профессора Ханке ». Латиноамериканское историческое обозрение . 51 (2): 336–355. дои : 10.2307/2512479 . JSTOR 2512479 .
- ^ Роберт Рикар, Духовное завоевание Мексики , перевод Лесли Берд Симпсон. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1966.
- ^ Альберт, Сальвадор Бернабеу (2009). «Обитаемая пустота. Реальные и симулированные иезуиты в Мексике в годы репрессий (1767-1816)» . Мексиканская история . 58 (4): 1261–1303. ISSN 0185-0172 . JSTOR 25511831 .
- ^ Куэлло, Дж (1988). «Сохранение индейского рабства и энкомьенды на северо-востоке колониальной Мексики, 1577–1723 гг.». Журнал социальной истории . 21 (4): 683–700. дои : 10.1353/jsh/21.4.683 .
- ^ Хаскетт, Роберт С. (1 августа 1991 г.). « Наши страдания из-за дани Таско»: принудительный труд на шахтах и коренное общество в центральной части Новой Испании» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 71 (3): 447–475. дои : 10.1215/00182168-71.3.447 . ISSN 0018-2168 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаона Пандо, Джорджина (июнь 2013 г.). «ПРАВО НА ЗЕМЛЮ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ». Новая антропология: Журнал социальных наук (на испанском языке). 26 (78): 141–161.
- ↑ Арес, Берта, «Использование и злоупотребление концепцией касты в колониальном Перу», документ, представленный на Международном конгрессе INTERINDI 2015 «Категории и коренное население в Латинской Америке», EEHA-CSIC, Севилья, 10 ноября 2015 г. Цитируется с разрешения автор.
- ^ Гонсальбо Айспуру, Пилар, «Кастовая ловушка» в Альберро, Соланж и Гонсальбо Айспуру, Пилар, La Sociedad Novohispana. Стереотипы и реалии, Мексика , El Colegio de México, 2013, с. 15–193.
- ^ Хейл, Чарльз А. Мексиканский либерализм в эпоху Моры, 1821–1853 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968.
- ^ Юйновский, Инес (2005). « «Свобода в законе». Концепция республики в Федеральной конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1824 года» . Jahrbuch für Geschichte Lateinamerikas . 42 (1). дои : 10.7767/jbla.2005.42.1.243 . ISSN 2194-3680 . S2CID 183532963 .
- ^ Ван Янг, Эрик. Другое восстание: народное насилие, идеология и мексиканская борьба за независимость . Издательство Стэнфордского университета, 2002.
- ^ «Семинар по участию и государственной политике коренных народов» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 17 августа 2011 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Хэмнетт, Брайан (1996). «Президентство Комонфорта, 1855–1857» . Бюллетень латиноамериканских исследований . 15 (1): 81–100. дои : 10.1111/j.1470-9856.1996.tb00023.x . ISSN 0261-3050 . JSTOR 3339405 .
- ^ Хямяляйнен, Пекка (2008). Империя команчей . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12654-9 .
- ^ Терри Рагели, Крестьянство майя Юкатана и истоки кастовой войны (Сан-Антонио, 1996)
- ^ Найт, Алан (1990). «Расизм, революция и коренное население: Мексика, 1910–1940» . В Грэме, Ричарде (ред.). Идея расы в Латинской Америке, 1870-1940 гг . Издательство Техасского университета. стр. 71–113. ISBN 978-0-292-78888-6 .
- ^ «Национальная программа развития коренных народов на 2001–2006 годы» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Хэмнетт, Брайан (1999) Краткая история Мексики , издательство Кембриджского университета, Великобритания, стр. 3: «... наследие майя было присвоено национальными государствами для укрепления своей исторической идентичности и легитимности».
- ^ «Бедность и модели социального исключения в Мексике» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 года.
- ^ Оахака модернизирует. Архивировано 2 февраля 2007 г. в Wayback Machine , с. 56: «Это компьютерный терминал, похожий на банкомат, который на испанском языке предлагают услуги Mixe и Zapotec...»
- ^ Перейти обратно: а б Деспань, Колетт (2013). «Образование коренных народов в Мексике: голоса студентов из числа коренных народов» . Образование для диаспоры, коренных народов и меньшинств . 7 (2): 114–129. дои : 10.1080/15595692.2013.763789 . ISSN 1559-5692 . S2CID 144351307 .
- ^ Перейти обратно: а б с Идальго, Маргарита (2006). Языки коренных народов Мексики на заре XXI века . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN 3-11-018597-0 . OCLC 191818520 .
- ^ Ставенхаген, Р. (ноябрь 2011 г.). «Политика, идентичность и движения за права коренных народов Мексики». Ежеквартальный журнал по правам человека . 33 (4): 1169–1176. дои : 10.1353/hrq.2011.0063 . S2CID 142866950 .
- ^ Дюран Алькантара, Карлос; Гомес Гонсалес, Херардо; Самано Рентерия, Мигель Анхель (15 августа 2001 г.). «Соглашения Сан-Андрес-Ларраинсар в контексте Декларации прав американского народа» . Национальный автономный университет Мексики – через RU Jurídicas.
- ^ Гутьеррес Чонг, Нативидад (2003). «Автономия и разрешение этнических конфликтов: взгляд на соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар» . Новая антропология (на испанском языке). 19 (63): 11–39. ISSN 0185-0636 .
- ^ Вудро Бора, Правосудие по страхованию: Общий индийский суд колониальной Мексики и юридические помощники полуреального . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1983.
- ^ Хейл, Мексиканский либерализм в эпоху Моры
- ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов – Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов» (PDF) . 18 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2015 г. . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Дерек (2009). «Сертификация и приватизация земель коренных народов в Мексике». Журнал латиноамериканской географии . 8 (2): 175–207. дои : 10.1353/lag.0.0060 . S2CID 145748964 .
- ^ Смит, Дерек А.; Херлихи, Питер Х.; Келли, Джон Х.; Виера, Аида Рамос (2009). «Сертификация и приватизация земель коренных народов в Мексике» . Журнал латиноамериканской географии . 8 (2): 175–207. ISSN 1545-2476 . JSTOR 25765267 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Идальго, Маргарет (2006). Дворянин, Маргарет (ред.). Языки коренных народов Мексики на заре XXI века . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN 3110185970 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кануто Кастильо, Фелипе (июнь 2013 г.). «ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕКСИКЕ СЕГОДНЯ: ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ». Современные языки (на испанском языке). 42 : 31–45.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Общий закон языковых прав коренных народов» (на испанском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тейлор, Ками. «Борьба за права женщин». Журнал социальных наук ДеПола . 5 (2).
- ^ Гонсалес Монтес, Соледад (май 2009 г.). «Насилие в отношении женщин, прав и гражданства в сельской местности и среди коренных народов Мексики». Convergencia: Revista de Ciencias Sociales (на испанском языке). 17 (50): 165–185.
- ^ Соса-Руби, Сандра (ноябрь 2011 г.). «Изучение влияния программы условных денежных трансфертов на выбор бедными сельскими женщинами родовспоможения в Мексике» . Политика и планирование здравоохранения . 26 (6): 496–507. doi : 10.1093/heapol/czq085 . ПМЦ 9109227 . ПМИД 21278371 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Коренное население Мексики» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2013 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Юкатан» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Кинтана-Роо» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Герреро» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Мичоакан» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Население. Коренные носители языка» . Cuentame.inegi.org.mx . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Джон П. Шмаль» . Somosprimos.com . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ «ПРОТИВ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЦЕНТ КОРЕННОГО ЯЗЫКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПРОЦЕНТ ОДНОЯЗЫЧНЫХ» (PDF) . Inee.edu.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2017 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Социодемографический обзор Мексики, 2015 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Страница не найдена» (PDF) . www.inegi.org.mx . Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2015 г.
- ^ "Preliminares.p65" (PDF) . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «ИНЕГИ: Все больше и больше мексиканцев говорят на языке коренных народов – национальном – CNNMéxico.com» . Мексика.cnn.com. 30 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 г. Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов. Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 15 ноября 2004 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов. Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 15 ноября 2004 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «ЭТНИЧЕСТВО» (PDF) . п. 46.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ «Родной язык » Январь 2010 года.
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Этническая принадлежность 2020
- ^ Сапиенс (08 февраля 2022 г.). «Генетическая хроника первых народов Америки» . САПИЕНС . Проверено 03 апреля 2023 г.
ОКОЛО 36 000 лет назад небольшая группа людей, живших в Восточной Азии, начала отделяться от более крупных древних популяций региона. Примерно 25 000 лет назад меньшая группа в самой Восточной Азии разделилась на две части. Один дал начало группе, которую генетики называют древними палеосибирями, оставшимися в Северо-Восточной Азии. Другой стал предком коренных народов Америки.
- ^ Мерриуэзер, Д.А.; Хьюстон, С.; Айенгар, С.; Хамман, Р.; Норрис, Дж. М.; Шеттерли, С.М.; Камбох, Мичиган; Феррелл, Р.Э. (февраль 1997 г.). «Оценки митохондриальных и ядерных примесей демонстрируют прошлую историю направленного спаривания» . Американский журнал физической антропологии . 102 (2): 153–159. doi : 10.1002/(SICI)1096-8644(199702)102:2<153::AID-AJPA1>3.0.CO;2-# . hdl : 2027.42/37680 . ISSN 0002-9483 . PMID 9066897 .
- ^ «Что касается вариаций мтДНК, в некоторых исследованиях измерялся вклад коренных американцев, европейцев и африканцев в мексиканское и мексиканское американское население, показывая, что от 85 до 90% линий мтДНК имеют индейское происхождение, а остальные имеют европейское (5–7%) или африканское происхождение. происхождение (3–5%). Таким образом, наблюдаемая частота мтДНК коренных американцев у американцев мексиканского/мексиканского происхождения выше, чем ожидалось на основе аутосомных оценок примеси коренных американцев для этих популяций, т.е. разница примерно 30–46%. направленного спаривания с участием преимущественно мужчин-иммигрантов и женщин коренных американцев. Этот тип генетической асимметрии наблюдался в других популяциях, включая бразильских индивидуумов африканского происхождения, поскольку анализ половых и аутосомных маркеров выявил доказательства существенной европейской примеси, которая была опосредована. в основном через мужчин. Из наших 384 полностью секвенированных митохондриальных геномов американцев мексиканского происхождения 12 (3,1%) имеют африканское происхождение и принадлежат к гаплогруппам L0a1a'3', L2a1, L3b, L3d и U6a7; 52 (13,6%) принадлежат к европейским гаплогруппам HV, JT, U1, U4, U5; и К. и большинство (320, 83,3%) имеют индейское происхождение». [1]
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Лиззи (12 июня 2014 г.). «Люди из Мексики демонстрируют ошеломляющее генетическое разнообразие» . Наука | АААС . Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Морено-Эстрада, А.; Жиньу, ЧР ; Фернандес-Лопес, JC; Захария, Ф.; Сикора, М.; Контрерас, А.В.; Акуна-Алонсо, В.; Сандовал, К.; Энг, К.; Розмари-Идальго, С.; Ортис-Телло, П. (13 июня 2014 г.). «Генетика Мексики повторяет субструктуру коренных американцев и влияет на биомедицинские характеристики» . Наука 344 (6189): 1280–1285. Бибкод : 2014Наука... 344.1280M дои : 10.1126/science.1251688 . ISSN 0036-8075 . ПМК 4156478 . ПМИД 24926019 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Национальная комиссия по развитию коренных народов. Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Образовательное неравенство среди коренных народов» (PDF) . Виртуальный стул .
- ^ ВКУСЫ ТРАДИЦИИ. Опыт женщин из кофейного региона штата Веракрус Radio Teocelo 2012
- ^ Вкус, история и. «Ракель Торрес, приправленная чувством» . История и вкус . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Гайоссо, Селия. «Гастрономия Ракель Торрес Сердан: «когда человек ест, он вызывает воспоминания» » . Diario de Xalapa (на испанском языке) . Проверено 7 февраля 2022 г.
Источники
- ЦРУ [Центральное разведывательное управление США] (2008). «Мексика» . Всемирный справочник фактов 2008 г. (онлайн-изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление . ISSN 1553-8133 . ОСЛК 34199805 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 г. Проверено 21 апреля 2009 г.
- Лискано Фернандес, Франциско (май – август 2005 г.). «Этнический состав трех культурных территорий американского континента в начале XXI века» (PDF) . Конвергенция (на испанском языке). 12 (38) класс. Толука, Мексика: Автономный университет штата Мехико : 185–232. ISSN 1405-1435 . OCLC 61659674 . Архивировано из оригинала (онлайн-воспроизведение в формате PDF, UAEM) 20 сентября 2008 г.
- Мартинес Ново, Кармен (2006). Кто определяет коренное население? Идентичность, развитие, интеллектуалы и государство в Северной Мексике . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса.
- Мартинес-Торрес, Мария Елена; Розалус Перес Эспиноза; Альдо Гонсалес Рохас (2008). «Мексика» . В Кэтрин Вессендорф (сборник и ред.) (ред.). Мир коренных народов 2008 . Ежегодники Международной рабочей группы по делам коренных народов. Алехандро Парельяда (региональный редактор). Копенгаген: IWGIA , распространяется Transaction Publishers . стр. 78–89. ISBN 978-87-91563-44-7 . ISSN 1024-0217 . ОСЛК 30981676 . Архивировано из оригинала (онлайн-издание в формате PDF) 22 октября 2008 г.
- Наваррете Линарес, Федерико (2008). Коренные народы Мексики . Серия «Коренные народы современной Мексики» (на испанском языке). Мексика, Германия: Национальная комиссия по развитию коренных народов . ISBN 978-970-753-157-4 . OCLC 319215886 . Архивировано из оригинала (онлайн-факсимиле PDF) 18 марта 2015 г. Проверено 22 апреля 2009 г.
- Сатиш Кумар; Клэр Беллис; Марк Злохутро; Филипп Э. Мелтон; Джон Бланджеро; Джоан Э Карран (2011). «Крупномасштабное митохондриальное секвенирование у американцев мексиканского происхождения предполагает переоценку происхождения коренных американцев» (PDF) . BMC Экология и эволюция . 11 (1): 293. Бибкод : 2011BMCEE..11..293K . дои : 10.1186/1471-2148-11-293 .
Дальнейшее чтение
Общий
- Кармак, Роберт; и др. (1996). Наследие Мезоамерики: история и культура индейской цивилизации . Прентис Холл. ISBN 0-13-337445-9 .
- Карраско, Дэвид, изд. (2001). Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры (3 тома изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-510815-9 .
- Вошоп, Роберт, изд. (1964–76). Справочник индейцев Средней Америки (16 тт. Изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-78419-8 .
Доиспанская эпоха
- Адамс, Ричард Э.В. (2000). «Введение в обзор коренных доисторических культур Мезоамерики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 1–44. ISBN 0-521-35165-0 .
- Коу, Майкл Д. (1996). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27722-2 .
- Каугилл, Джордж Л. (2000). «Центрально-Мексиканское нагорье от возвышения Теотиуакана до упадка Тулы». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 250–317. ISBN 0-521-35165-0 .
- Дюверже, Кристиан (1999): Мезоамерика, искусство и антропология. КОНАКУЛЬТА - Landucci Editores. Париж.
- Фернандес, Томас; Хорхе Белармино (2003). Доиспанская скульптура Мезоамерики . Барселона: Lunwerg Editores. ISBN 84-9785-012-2 .
- де ла Фуэнте, Беатрис (2001). От Мезоамерики до Новой Испании . Овьедо, Испания: Совет Астурийских сообществ. ISBN 84-505-9611-4 .
- Гамио, Мануэль (1922). Население долины Теотиуакан: представители тех, кто населяет сельские регионы Федерального округа и штаты Идальго, Пуэбла, Мексика и Тласкала (2 тома в 3-м изд.). Мехико: Графические мастерские Министерства народного образования.
- Гроув, Дэвид Г. (2000). «Доклассические общества Центрального нагорья Мезоамерики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 122–155. ISBN 0-521-35165-0 .
- Гроув, Дэвид Г. (2001). «Мезоамериканская хронология: формирующий (доклассический) период (2000 г. до н.э. – 250 г. н.э.)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 236–243. ISBN 0-19-510815-9 .
- Кирхгоф, Пауль (1943). «Мезоамерика. Ее географические пределы, этнический состав и культурные особенности». Американский закон . 1 (1): 92–107.
- Кюне Хейдер, Никола; Хоакин Муньос Мендоса (2001). Мезоамерика: подход к истории . Гранда, Испания: Провинциальный совет Гранады. ISBN 84-7807-008-7 .
- Лопес Остин, Альфредо; Леонардо Лопес Лухан (1996). Коренное прошлое . Мексика: Колледж Мексики. ISBN 968-16-4890-0 .
- Макниш, Ричард С. (2001). «Мезоамериканская хронология: раннее развитие и архаический период (до 2600 г. до н.э.)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 226–236. ISBN 0-19-510815-9 .
- Маркус, Джойс; Кент В. Фланнери (2000). «Культурная эволюция в Оахаке: истоки цивилизаций сапотеков и микстеков». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 358–406. ISBN 0-521-35165-0 .
- Маккафферти, Джеффри Г.; Дэвид Карраско (2001). «Мезоамериканская хронология: классический период (250–900 гг.)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 243–248. ISBN 0-19-510815-9 .
- Миллер, Мэри Эллен. (2001). Искусство Мезоамерики . «Коллекции Мир искусства». Издания Судьбы. Барселона , Испания. ISBN 84-233-3095-8 .
- Палерм, Анхель (1972). Земледелие и цивилизация в Мезоамерике . Мексика: Министерство народного образования. ISBN 968-13-0994-4 .
- Смит, Майкл Э. (2001). «Мезоамериканская хронология: постклассический период (900-1521)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 248–257. ISBN 0-19-510815-9 .
- Саагун, Бернардино де (1950–82). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании . Перевод Артура Дж. О. Андерсона; Чарльз Э. Диббл (13 томов в 12 изд.). Санта-Фе: Школа американских исследований. ISBN 0-87480-082-Х .
- Уивер, Мюриэл Портер (1993). Ацтеки, майя и их предшественники: археология Мезоамерики (3-е изд.). Сан-Диего: Академическая пресса. ISBN 0-01-263999-0 .
- Уэст, Роберт С.; Джон П. Оджелли (1989). Средняя Америка: ее земли и народы (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0-13-582271-8 .
- Зейтлин, Роберт Н.; Джудит Зейтлин (2000). «Палеоиндийские и архаические культуры Мезоамерики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 45–122. ISBN 0-521-35165-0 .
Эпоха постконкисты
- Альтман, Ида ; и др. (2003). Ранняя история Большой Мексики . Прентис Холл. ISBN 0-13-091543-2 .
- Клайн, Сара (2000). «Коренные народы колониальной Центральной Мексики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 187–222. ISBN 0-521-65204-9 .
- Гибсон, Чарльз (1964). Ацтеки под властью Испании . Издательство Стэнфордского университета.
- Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя от завоевания до наших дней». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 346–391. ISBN 0-521-65204-9 .
- Локхарт, Джеймс (1992). Науа после завоевания . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1927-6 .
- Ловелл, В. Джордж (2000). «Горные майя». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 392–444. ISBN 0-521-65204-9 .
- Маклауд, Мердо Дж. (2000). «Мезоамерика после испанского вторжения: обзор». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 :1–43. ISBN 0-521-65204-9 .
- Шрайер, Франс С. (2000). «Коренные народы колониальной Центральной Мексики с момента обретения независимости». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 223–273. ISBN 0-521-65204-9 .
- Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 449–499. ISBN 0-521-35165-0 .
- Тейлор, Уильям Б. (2001). «Мезоамериканская хронология: колониальный период (1521-1821)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 257–264. ISBN 0-19-510815-9 .
- Тутино, Джон (2001). «Мезоамериканская хронология: постколониальный период (1821-настоящее время)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 264–271. ISBN 0-19-510815-9 .
Постколониальная эпоха
- Ван Янг, Эрик (2000). «Коренные народы Западной Мексики от испанского вторжения до наших дней». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 136–186. ISBN 0-521-65204-9 .
- Флорес, Рене Д.; Лория, Мария Виньяу; Касас, Регина Мартинес (2023). «Переходное или прочное пересечение границ: чем объясняется бум коренного населения в Мексике? ». Американский журнал социологии . 129 (1): 123–161.
Примечания
- ^ Это наиболее часто упоминаемая правительством цифра в отношении коренных народов, однако иногда приводятся и другие цифры.
- ^ Несмотря на то, что 19,4% мексиканского населения в культурном отношении идентифицируют себя как коренные, до 70-90% мексиканцев имеют коренное происхождение. Однако это число не учитывает конкретно расу, а скорее учитывает культурную идентификацию мексиканцев.
Внешние ссылки
- Национальная комиссия по развитию коренных народов. Архивировано 17 января 2013 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
- Национальный совет по народонаселению (на испанском языке)
- Национальный институт статистики и географии (на испанском языке)
- Мексика и юго-запад США – проект Native Y-ДНК
- Архив языков коренных народов Мексики (El Colegio de México)
- Виртуальный музей языков коренных народов Мексики
- Информация об индейских племенах, исторически живших на границе США и Мексики.