Jump to content

Коренные народы Мексики

Статья с расширенной защитой
(Перенаправлено с коренных мексиканцев )

Коренные народы Мексики
Коренное население по муниципалитетам Мексики по данным CDI.
Общая численность населения
На основании идентификации

На основе языка

  • 865 972 человека говорят на одном языке на языке коренных народов (0,6%) [ 4 ]
  • 7 364 645 человек, говорящих на языке коренных народов (включая билингвов, владеющих испанским языком) (6,1%) [ 5 ] [ 6 ]
Регионы со значительной численностью населения
Юкатан , Оахака , Чьяпас , Кинтана-Роо , Кампече , Веракрус , Герреро , Идальго , Пуэбла , Мичоакан
Языки
Науатль , юкатекские майя , цоциль , миштеки , сапотеки , отоми , уичоль , тотонак и еще 54 живых языка на территории Мексики , а также испанский.
Религия
Христианство (преимущественно римско-католическое , с индейскими религиозными элементами, включая мезоамериканскую религию )
Родственные этнические группы
Коренные народы Америки Метисы в Мексике
Картина Фелипе Сантьяго Гутьерреса, изображающая индейцев Оахаки.

Коренные народы Мексики ( испанский : gente indígena de México, pueblos indígenas de México ), коренные мексиканцы ( испанский : nativos mexicanos ) или мексиканские коренные американцы ( испанский : pueblos originarios de México , букв. «Коренные народы Мексики») - это те, которые являются частью сообществ, корни которых уходят корнями в население и общины, существовавшие на территории нынешней Мексики до прибытия европейцев.

Численность коренных мексиканцев определяется второй статьей Конституции Мексики . Мексиканская перепись не классифицирует людей по расе, используя культурно - этническую принадлежность коренных общин, которые сохраняют свои коренные языки , традиции, верования и культуру. [ 7 ] В результате в число коренных народов Мексики не включены представители смешанного коренного и европейского наследия, которые не сохранили свои коренные культурные обычаи. Генетические исследования показали, что большинство мексиканцев частично являются коренными народами. [ 8 ] По данным Национального института коренных народов (INI) и Национального института коренных народов (CDI), в 2012 году коренное население составляло около 15 миллионов человек, разделенных на 68 этнических групп. [ 9 ] 2020 года Генеральная перепись населения Población y Vivienda сообщила, что 11 132 562 человека живут в семьях, где кто-то говорит на языке коренного населения, и 23 232 391 человек, которые были идентифицированы как коренные народы на основании самоидентификации. [ 1 ] [ 10 ]

Коренное население расселено по всей территории Мексики, но особенно сконцентрировано в Сьерра-Мадре-дель-Сур , полуострове Юкатан , Восточной Сьерра-Мадре , Западной Сьерра-Мадре и соседних районах. Штатами с наибольшим коренным населением являются Оахака и Юкатан , в обоих проживает коренное население, причем в первом наблюдается самый высокий процент коренного населения. После испанской колонизации в регионах Севера и Бахио в Мексике процент коренного населения был ниже, но некоторые известные группы включают рарамури , тепеуан , яки и йореме . [ 11 ]

Определение

Фотография 1896 года, мексиканского мальчика из числа коренного населения.

Во второй статье Конституции Мексики Мексика определяет себя как многокультурную нацию в знак признания различных этнических групп, которые ее составляют и где коренные народы [ 12 ] являются исходной основой. [ 13 ] Численность коренных мексиканцев измеряется с использованием конституционных критериев.

Категория indigena (коренные жители) может быть определена узко в соответствии с лингвистическими критериями, включая только лиц, говорящих на одном из 89 языков коренных народов Мексики . Это классификация, используемая Национальным мексиканским статистическим институтом. Его также можно определить в широком смысле, включив в него всех лиц, которые идентифицируют себя как имеющие культурное происхождение коренного населения, независимо от того, говорят они или нет на языке группы коренного населения, с которой они себя идентифицируют. Это означает, что процент мексиканского населения, определенного как «коренное», варьируется в зависимости от применяемого определения; Активисты культуры назвали использование узкого определения этого термина для целей переписи населения «статистическим геноцидом». [ 14 ] [ 15 ]

Коренные народы Мексики имеют право на свободное определение согласно второй статье конституции. Согласно этой статье коренным народам предоставляются:

  • право определять внутренние формы социальной, экономической, политической и культурной организации;
  • право применять свои собственные нормативные системы регулирования при условии соблюдения прав человека и гендерного равенства;
  • право сохранять и обогащать свои языки и культуру;
  • право выбирать представителей в муниципальном совете на территории, на которой расположены их территории;

Закон о языковых правах языков коренных народов признает 89 языков коренных народов в качестве национальных языков, которые имеют ту же силу, что и испанский, на всех территориях, где на них говорят. [ 16 ] По данным Национального института статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 5,4% населения говорит на языке коренных народов. [ 17 ] Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляются не только этническим группам, коренным жителям современной территории Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, мигрировавшим в Мексику из Соединенных Штатов. [ 18 ] в девятнадцатом веке и тех, кто иммигрировал из Гватемалы в 1980-х годах. [ 19 ]

История

Доколумбовые цивилизации

Мезоамерика и ее культурные ареалы.

цивилизации Доиспанские того места, которое сейчас известно как Мексика, часто делятся на два региона: Мезоамерику , культурную область, где несколько сложных цивилизаций развивались до прибытия испанцев в шестнадцатом веке, и Аридоамерику (или просто «Север»), [ 20 ] засушливый регион к северу от тропика Рака , который был менее густонаселен. Несмотря на условия, культура и народы Моголлонов основали городские населенные пункты в Касас-Грандес и Куарента-Касас на обширной территории, охватывающей север штата Чиуауа и части Аризоны и Нью-Мексико в Соединенных Штатах. [ 21 ] [ 22 ]

Мезоамерика была густо населена разнообразными коренными этническими группами. [ 20 ] [ нужна страница ] [ 23 ] которые, хотя и имели общие культурные характеристики, говорили на разных языках и создали уникальные цивилизации.

Одной из самых влиятельных цивилизаций в Мезоамерике была цивилизация ольмеков , которую иногда называют « Материнской культурой Мезоамерики». [ 23 ] Более поздняя цивилизация в Теотиуакане достигла своего пика около 600 года нашей эры, когда город, возможно, стал шестым по величине городом в мире. [ 23 ] чьи культурные и теологические системы повлияли на цивилизации тольтеков и ацтеков в последующие века. Были найдены доказательства существования полиэтнических сообществ или кварталов в Теотиуакане (и других крупных городских районах, таких как Теночтитлан ). [ 24 ] [ 25 ]

Цивилизация майя , находящаяся под влиянием других мезоамериканских цивилизаций, создала обширный культурный регион на юго-востоке Мексики и северной части Центральной Америки, в то время как культуры сапотеков и микстеков доминировали в долине Оахаки и Пурепеча на западе Мексики.

Торговля

Ученые сходятся во мнении, что между культурами Мезоамерики , Аридоамерики и юго-запада Америки существовали значительные системы торговли , а архитектурные руины и артефакты имеют общие знания, приписываемые этой торговой сети. Маршруты простирались далеко в Мезоамерику и доходили до древних поселений, включавших такие населенные пункты в Соединенных Штатах, как Снейктаун , [ 26 ] Каньон Чако и руины хребта возле Флагстаффа (считаются одними из лучших когда-либо обнаруженных артефактов).

Колониальная эпоха

Ко времени прибытия испанцев в центральную Мексику многие народы Мезоамерики (за заметным исключением тлашкальтеков и королевства Пурепеча в Мичоакане ) были свободно объединены в состав Империи ацтеков , последней цивилизации науа , процветавшей в Центральной Мексике. Столица империи Теночтитлан стала одним из крупнейших городских центров мира с населением около 350 000 жителей. [ 20 ] [ нужна страница ]

Фреска Диего Риверы в Национальном дворце Мексики, изображающая сожжение литературы майя католической церковью.
Рукопись XVI века, иллюстрирующая Ла Малинче и контакты между испанцами и ацтеками.

Во время завоевания Империи ацтеков испанские конкистадоры объединились с другими этническими группами региона, включая тлашкальтеков . [ 20 ] Эта стратегия увенчалась успехом благодаря недовольству правлением ацтеков, которые требовали дани и использовали покоренные народы для ритуальных жертвоприношений . В течение следующих десятилетий испанцы укрепили свое правление в месте, которое стало вице-королевством Новая Испания . В ходе дебатов в Вальядолиде корона признала коренную знать Мезоамерики дворянами, освободила местных рабов и сохранила существующую базовую структуру коренных городов-государств. Общины коренных народов были включены в состав сообществ под властью Испании. [ 27 ] [ нужна страница ]

В рамках включения коренного населения Испании в колониальную систему монахи научили местных писцов писать на своем языке латинскими буквами, так что появился большой корпус документации колониальной эпохи на языках науатль , миштек , сапотек , юкатек-майя и другие. Такая письменная традиция, вероятно, укоренилась благодаря существующей практике графического письма, обнаруженной во многих местных кодексах . Исследователи новой филологии использовали алфавитную документацию колониальной эпохи, чтобы осветить колониальный опыт мезоамериканских народов со своей собственной точки зрения. [ 28 ] [ нужна страница ]

Хуан Диего , религиозный лист , офорт Хосе Гуадалупе Посады (до 1895 г.).

Завоеватели, награжденные трудом и данью по системе энкомьенды, получили финансовую выгоду. Поскольку в эпоху до завоевания у мезоамериканских народов существовали требования к трудовой повинности и дани, чиновники коренных народов участвовали в поддержании этой системы в своих общинах. Произошло резкое сокращение численности коренного населения, главным образом из-за распространения европейских болезней, ранее неизвестных в Америке, а также из-за войн и принудительного труда. Пандемии принесли хаос, но коренные общины восстановились с меньшим количеством членов. [ 20 ] [ нужна страница ] [ 27 ] [ нужна страница ] [ 28 ] [ нужна страница ]

В результате контактов между коренным населением, испанцами, африканскими рабами и, начиная с конца шестнадцатого века, азиатские рабы ( чинос ), привозившие в качестве товаров торговлю через Манильский галеон, произошло смешение групп, причем касты смешанной расы , особенно метисы , стали компонент испанских городов и, в меньшей степени, коренных общин. Испанская правовая структура формально отделила то, что они называли República de Indios (Республика индейцев), от República de Españoles (Республика испанцев), причем последняя охватывала всех, кто находится в латиноамериканской сфере: испанцев, африканцев и каст смешанной расы. . Хотя коренные народы были маргинализированы в колониальной системе, [ 29 ] и часто бунтовал, [ 30 ] [ 31 ] патерналистская структура колониального правления поддерживала дальнейшее существование и структуру коренных общин. Испанская корона признала существующую правящую группу, предоставила защиту земельным владениям коренных общин, а общины и отдельные лица получили доступ к испанской правовой системе. [ 27 ] [ нужна страница ] [ 28 ] [ нужна страница ] [ 32 ] Однако на практике эти кодексы часто игнорировались, и в Новой Испании широко распространена расовая дискриминация. [ 33 ] [ 34 ]

В религиозной сфере мужчинам из числа коренного населения было запрещено иметь христианское духовенство после ранней францисканской попытки, которая включала борьбу с Бернардино де Саагуном по обучению группы коренного населения. [ нужна ссылка ] Нищенствующие францисканцы , доминиканцы и августинцы первоначально проповедовали евангелизацию коренного населения в своих общинах, что часто называют «духовным завоеванием». [ 35 ] На северных границах испанцы создали миссии и расселили коренное население в этих комплексах, что вызвало набеги со стороны тех, кто сопротивлялся поселению (получивших имя Индиос Барбарос ). Иезуиты . играли важную роль в этом предприятии до их изгнания из Испанской Америки в 1767 году [ 36 ] Католицизм, часто с местными особенностями, был единственной допустимой религией в колониальную эпоху.

Земля коренных народов

Куарента Касас , жилища культуры Моголлон .
Кладбище Сан-Хуан-Чамула .

В раннюю колониальную эпоху в центральной Мексике испанцы были больше заинтересованы в доступе к рабочей силе коренных народов, чем в владении землей. Учреждение энкомьенды коронного гранта завоевателям труда коренных общин — было ключевым элементом установления испанского правления. Испанская корона первоначально поддерживала местную социально-политическую систему местных правителей и землевладения, а испанское завоевание Империи ацтеков устранило надстройку правления и заменило ее испанской. [ 27 ] [ нужна страница ] [ 28 ] [ нужна страница ]

У короны были некоторые опасения по поводу энкомьенды. Во-первых, владельцы энкомьенда, называемые энкомендеро, становились слишком могущественными, по сути, представляли собой сеньорическую группу, которая могла бросить вызов власти короны (как показано в заговоре завоевателя Эрнана Кортеса законного сына и наследника ). Во-вторых, энкомендеро монополизировали рабочую силу коренных народов, исключая вновь прибывших испанцев. И в-третьих, корона была обеспокоена ущербом, нанесенным этим институтом коренным вассалам и их общинам. Посредством Новых законов 1542 года корона стремилась постепенно отказаться от энкомьенды и заменить ее другим коронным механизмом принудительного труда коренных народов — repartimiento . Труд коренных народов больше не был монополизирован небольшой группой завоевателей и их потомков, а распределялся среди более крупной группы испанцев. Посредством repartimiento коренные народы были обязаны выполнять низкооплачиваемую работу в течение определенного количества недель или месяцев на испанских предприятиях, особенно на добыче серебра. [ 37 ] [ 38 ]

Земли коренных народов используются как по материальным, так и по духовным причинам. С землей также связаны религиозные, культурные, социальные, духовные и другие события, связанные с их самобытностью. [ 39 ] Коренные народы используют коллективную собственность, чтобы вышеупомянутые услуги, предоставляемые землей, были доступны всему сообществу и будущим поколениям. [ 39 ] Это резко контрастировало с точками зрения колонистов, которые рассматривали землю исключительно с экономической точки зрения, когда земля могла передаваться между людьми. [ 39 ] Как только у коренного населения отобрали землю и, следовательно, средства к существованию, они стали зависеть от тех, у кого была земля и власть. [ 39 ] Кроме того, духовные услуги, которые предоставляла земля, больше не были доступны, что привело к ухудшению состояния групп и культур коренных народов. [ 39 ]

Кастовая живопись XVIII в. Колониальная Мексика , Игнасио Мария Барреда, 1777 год.

Расовые категории колониальной эпохи

Испанская правовая система разделила расовые группы на две основные категории: República de Españoles , состоящую из всех некоренных, но первоначально испанцев и чернокожих африканцев, и República de Indios .

Степень, в которой ярлыки расовых категорий имели правовые и социальные последствия, стала предметом научных дискуссий с тех пор, как идея «кастовой системы» была разработана Анхелем Розенблатом и Гонсало Агирре Бельтраном в 1940-х годах. Оба историка популяризировали идею о том, что расовый статус был ключевым организующим принципом испанского колониального правления. Однако недавние академические исследования поставили под сомнение это представление, посчитав его ошибочной и идеологически обоснованной реинтерпретацией колониального периода. [ 40 ] [ 41 ]

Когда Мексика получила независимость в 1821 году, касты были отменены как правовая структура, но расовые различия остались. Белые мексиканцы спорили о том, каким было решение «индейской проблемы», то есть коренных народов, которые продолжали жить общинами и не были интегрированы политически или социально как граждане новой республики. [ 42 ] В Конституции Мексики 1824 года есть несколько статей, касающихся коренных народов. [ 43 ]

Независимость мексиканской революции

Команчерия в 19 веке.

Мексиканская война за независимость представляла собой десятилетнюю борьбу, завершившуюся в 1821 году, в которой коренные народы участвовали по своим собственным мотивам. [ 44 ] Новая страна была названа в честь ее столицы Мехико . В центре нового флага был изображен символ ацтеков — орел, восседающий на нопальском кактусе. Мексика провозгласила отмену рабства в 1829 году и равенство всех граждан перед законом в 1857 году. Коренные общины как корпорации продолжали иметь права на сохранение земельных владений до либеральной Реформы . Некоторые представители коренного населения интегрировались в мексиканское общество, например, Бенито Хуарес из сапотеков , первый президент из числа коренных народов Америки. [ 45 ] Хуарес поддержал отмену положений, защищающих общинные земельные владения коренных народов посредством закона Лердо . [ 46 ]

На севере Мексики коренные народы, такие как команчи и апачи , приобретшие лошадь, вели успешную войну против мексиканского государства. Команчи контролировали значительную территорию, называемую Команчерией . [ 47 ] Яки яки также имели давнюю традицию сопротивления: лидер конца девятнадцатого века Каджеме занимал видное место во время войн . Майо , которая наиболее присоединились к своим соседям яки в восстании после 1867 года. На Юкатане майя вели затяжную войну против местного мексиканского контроля в Кастовой войне на Юкатане интенсивно велась в 1847 году и продолжалась до 1915 года. [ 48 ]

20 век

« Цивилизация тотонаков », фреска Диего Риверы в Национальном дворце, прославляет коренную историю Мексики.

Мексиканская революция , жестокое социальное и культурное движение, которое определило Мексику 20-го века, породило националистические настроения, согласно которым коренные народы были основой мексиканского общества в движении, известном как индигенизм . [ 49 ] Несколько выдающихся художников пропагандировали «коренные чувства» ( sentimento indigenista ) страны, в том числе Фрида Кало и Диего Ривера . На протяжении двадцатого века правительство ввело двуязычное образование в некоторых общинах коренных народов и опубликовало бесплатные двуязычные учебники. [ 50 ] Некоторые штаты федерации присвоили наследие коренных народов, чтобы укрепить свою идентичность. [ 51 ]

Мать и ребенок Майя в Кинтана-Роо .

Несмотря на официальное признание коренных народов, экономическая отсталость их общин, усугубленная кризисами 1980-х и 1990-х годов, не позволила развиваться большинству коренных общин. [ 52 ] Тысячи коренных мексиканцев эмигрировали в городские центры Мексики и США. В Лос-Анджелесе, например, правительство Мексики установило электронный доступ к некоторым консульским услугам, предоставляемым на испанском языке, а также на языках Zapotec и Mixe . [ 53 ] Некоторые народы майя в штате Чьяпас восстали, требуя улучшения социальных и экономических возможностей, требования, озвученные АННО . [ 54 ]

Конфликт в Чьяпасе в 1994 году привел к сотрудничеству между правительством Мексики и Сапатистской армией национального освобождения , либертарианской социалистической политической группой коренных народов. [ 55 ] Это движение привлекло внимание международных средств массовой информации и объединило многие группы коренных народов. [ 56 ] В 1996 году соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар . между Сапатистской армией национального освобождения и правительством Мексики были заключены [ 55 ] Соглашения Сан-Андрес были первым случаем, когда права коренных народов были признаны правительством Мексики. [ 55 ]

Правительство внесло определенные законодательные изменения, чтобы способствовать развитию сельских и коренных общин, а также развитию языков коренных народов. Вторая статья Конституции была изменена, чтобы включить право на самоопределение и требует от правительств штатов поощрять и обеспечивать экономическое развитие общин коренных народов, а также сохранение их языков и традиций. [ 57 ] [ 58 ]

Права

конституционный

Кахеме , видный яки . военачальник

Испанская корона обеспечивала правовую защиту коренным народам, а также их общинам, включая создание отдельного Общего индейского суда. [ 59 ] Либеральная реформа середины девятнадцатого века устранила их в рамках установления равенства перед законом . [ 60 ] Создание национальной идентичности, не связанной с расовой или этнической идентичностью, было целью мексиканского либерализма.

В конце двадцатого века наблюдается толчок к защите прав коренных народов и признанию их культурной самобытности. Согласно конституционной реформе 2001 года признаются следующие права коренных народов: [ 61 ]

  • признание в качестве коренных общин, право на самоопределение и применение собственных систем регулирования
  • сохранение своей культурной самобытности, земли, консультации и участие
  • доступ к юрисдикции государства и развитию
  • признание коренных народов и общин субъектом публичного права
  • самоопределение и самостоятельность
  • ремуниципализация для развития общин коренных народов
  • управлять собственными формами коммуникации и средствами массовой информации

Вторая статья Конституции Мексики признает и закрепляет право коренных народов и общин на самоопределение и автономию:

V. Сохранять и улучшать среду обитания, а также сохранять целостность своих земель в соответствии с настоящей конституцией. VI. Иметь право на поместье и земельную собственность, установленные настоящей Конституцией и производным от нее законодательством, на все права частной собственности и права общинной собственности, а также на преимущественное использование и пользование всеми природными ресурсами, расположенными в местах проживания общин. в, за исключением тех, которые определены как стратегические территории в соответствии с конституцией. Общины должны иметь право объединяться друг с другом для достижения таких целей. [ 62 ]

Благодаря земельным реформам начала 20 века некоторые коренные народы получили права на землю в рамках системы эхидо . [ 63 ] При эхидо общины коренных народов имеют право узуфрукта на землю. Коренные общины делают это, когда у них нет юридических оснований претендовать на землю. В 1992 году реформы свободного рынка позволили разделить и продать эхидо. Для этого была создана программа PROCEDE. Программа PROCEDE обследовала, нанесла на карту и проверила земли эхидо. По мнению некоторых аналитиков, приватизация эхидо подорвала экономическую базу коренных общин. [ 63 ] [ 64 ]

лингвистический

Игнасио Мануэль Альтамирано Мексиканский либеральный писатель, журналист, педагог и политик.

История языковых прав в Мексике началась, когда испанцы впервые вступили в контакт с языками коренных народов в колониальный период. [ 65 ] Начиная с начала шестнадцатого века, метисы , смешение рас и культур, также привели к смешению языков. [ 65 ] Испанская корона провозгласила испанский язык языком империи; языки коренных народов использовались при обращении людей в католицизм. [ 65 ] Из-за этого языки коренных народов были более распространены, чем испанский, с 1523 по 1581 год. [ 65 ] В конце шестнадцатого века распространенность испанского языка возросла. [ 65 ]

Языки коренных народов подвергаются дискриминации и считаются несовременными. [ 66 ] К семнадцатому веку элитное меньшинство говорило по-испански. [ 65 ] После обретения независимости в 1821 году произошел переход на испанский язык, чтобы узаконить мексиканский испанский язык, созданный мексиканскими криолло . [ 65 ] Девятнадцатый век принес с собой программы по обеспечению двуязычного образования на начальных уровнях , где в конечном итоге они перешли на образование только на испанском языке. [ 65 ] Лингвистическое единообразие стремилось укрепить национальную идентичность. Это еще больше исключило языки коренных народов из властных структур. [ 65 ]

Конфликт в Чьяпасе в 1994 году привел к сотрудничеству между правительством Мексики и Сапатистской армией национального освобождения , местной политической группировкой. [ 65 ] В 1996 году соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар . между Сапатистской армией национального освобождения и правительством Мексики были заключены [ 65 ] Соглашения Сан-Андрес были первым случаем, когда права коренных народов были признаны правительством Мексики. [ 65 ] В Сан-Андресских соглашениях язык прямо не прописан, но язык затрагивается в вопросах, связанных с культурой и образованием. [ 65 ]

В 2001 году вторая статья конституции Мексики была изменена, чтобы признать и обеспечить соблюдение права коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию для сохранения и обогащения своего языка, знаний и каждой части их культуры и самобытности. [ 62 ]

В 2003 году Общий закон о языковых правах коренных народов прямо заявил о защите индивидуальных и коллективных языковых прав коренных народов. [ 67 ] Последний раздел также санкционировал создание Национального института языков коренных народов (INALI), целью которого является содействие развитию языков коренных народов в Мексике. [ 67 ]

Налицо отсутствие исполнения закона. Например, Общий закон о языковых правах коренных народов гарантирует право на судебное разбирательство на языке коренных народов с участием лица, понимающего их культуру. [ 67 ] По данным Национальной комиссии по правам человека Мексики , Мексика не соблюдает этот закон. [ 66 ] Примеры включают Хасинту Франциску Марсьяль , женщину из числа коренного населения, заключенную в тюрьму за предполагаемое участие в похищении людей в 2006 году. [ 66 ] Спустя три года и при помощи Amnesty International ее освободили за отсутствием улик. [ 66 ]

Кроме того, Общий закон о лингвистике также гарантирует двуязычное и межкультурное образование. [ 67 ] Эти усилия подверглись критике на том основании, что учителя не знают языка коренных народов или не уделяют должного внимания его преподаванию. [ 66 ] Фактически, некоторые исследования утверждают, что формальное образование снизило распространенность языков коренных народов. [ 66 ] Некоторые родители не учат своих детей родному языку, а некоторые дети отказываются изучать свой коренной язык, опасаясь дискриминации. Ученые утверждают, что необходимы социальные изменения для повышения статуса языков коренных народов, чтобы отменить закон и защитить языки коренных народов. [ 66 ]

Женский

Серийская . женщина
Мать Уичоли .

Женщин из числа коренного населения часто используют в своих интересах, потому что они женщины, коренные народы и зачастую бедны. [ 68 ] Традиции коренных народов использовались правительством Мексики в качестве предлога для отказа в правах женщин из числа коренного населения, таких как право владеть землей. Кроме того, насилие в отношении женщин рассматривается правительством Мексики как культурная практика. [ 68 ]

8 марта 1993 года АННО приняла Революционный закон о женщинах. [ 68 ] Закон не соблюдается в полной мере, но демонстрирует солидарность между движением коренных народов и женщинами. [ 68 ] Мексиканское правительство усилило милитаризацию территорий проживания коренных народов, что сделало женщин более уязвимыми к притеснениям в результате военных злоупотреблений. [ 68 ] Правительство по-прежнему бездействовало в отношении обвинений в жестоком обращении с женщинами из числа коренного населения со стороны военнослужащих. [ 68 ]

Женщины коренных народов создали множество организаций поддержки, чтобы улучшить свое социальное положение и обрести финансовую независимость. [ 68 ] Женщины коренных народов используют национальное и международное законодательство для обоснования своих претензий, противоречащих культурным нормам, таких как насилие в семье. [ 69 ] Репродуктивная справедливость является важной проблемой для общин коренных народов, поскольку в этих областях недостаточно развития и ограничен доступ к материнской помощи. Программы обусловленных денежных трансфертов, такие как Oportunidades, использовались для поощрения женщин из числа коренного населения обращаться за официальной медицинской помощью. [ 70 ]

Развитие и социально-экономика

Как правило, коренные мексиканцы беднее, чем некоренные мексиканцы, хотя социальное развитие варьируется в зависимости от штата, различных коренных этнических групп, а также между сельскими и городскими районами. Во всех штатах у коренного населения более высокая детская смертность , а в некоторых штатах она почти вдвое выше, чем у некоренного населения. [ 71 ]

Франсиско Луна Кан был губернатором штата Юкатан с 1976 по 1982 год.

Некоторые коренные народы, особенно юкатекские майя на полуострове Юкатан. [ 72 ] [ 73 ] и некоторые народы науа и отоми в центральных штатах сохранили более высокий уровень развития, в то время как коренные народы в таких штатах, как Герреро [ 74 ] или Мичоакан [ 75 ] в этих областях занимают значительно более низкое место, чем среднестатистический гражданин Мексики. Несмотря на то, что некоторые коренные группы, такие как майя или науа, сохраняют высокий уровень развития, коренное население в целом живет на более низком уровне развития, чем население в целом. [ нужна ссылка ]

Уровень грамотности среди коренного населения намного ниже, особенно в юго-западных штатах Герреро и Оахака из-за отсутствия доступа к образованию и отсутствия учебной литературы на языках коренных народов. Уровень грамотности также намного ниже: 27% детей коренных народов в возрасте от 6 до 14 лет являются неграмотными по сравнению со средним показателем по стране в 12% в 2000 году. [ 71 ] Правительство Мексики обязано обеспечивать образование на языках коренных народов, но часто не обеспечивает обучение на других языках, кроме испанского. В результате многие группы коренных народов прибегли к созданию собственных небольших общинных образовательных учреждений. [ 54 ]

Коренное население участвует в рабочей силе дольше, чем в среднем по стране, начиная раньше и продолжая дольше. Основная причина этого заключается в том, что значительная часть коренного населения занимается натуральным сельским хозяйством и не получает регулярной заработной платы. Коренные народы также имеют более низкий доступ к медицинскому обслуживанию. [ 71 ]

Демография

Языки

Приветственный знак в Ишмикильпане , Идальго, с сообщением на языке отоми: Hogä ehe Nts' u tk'ani («Добро пожаловать в Ишмикильпан»).

Закон о языковых правах языков коренных народов признает 62 языка коренных народов «национальными языками», которые имеют ту же силу, что и испанский, на всех территориях, где на них говорят. [ 16 ] По данным Национального института статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 6,7% населения говорит на языке коренных народов. [ 76 ] То есть менее половины из тех, кто идентифицирован как коренной народ. [ 77 ] По данным переписи 2010 года 6 695 228 человек в возрасте 5 лет и старше были признаны носителями языка коренных народов, что примерно на 650 000 больше, чем в переписи 2000 года. В 2000 году 6 044 547 человек в возрасте 5 лет и старше говорили на языке коренных народов. [ 78 ]

В ходе предыдущих переписей информация о коренном населении в возрасте пяти лет и старше была получена от мексиканского населения. Однако в переписи 2010 года этот подход был изменен, и правительство также начало собирать данные о людях в возрасте 3 лет и старше. С помощью этого нового подхода было установлено, что 6 913 362 человека в возрасте 3 лет и старше говорили на языке коренного населения (218 000 детей в возрасте 3 и 4 лет в возрасте четырех лет попали в эту категорию), что составляет 6,6% от общей численности населения. Численность детей в возрасте от 0 до 2 лет в домах, где глава домохозяйства или супруг говорил на языке коренного населения, составила 678 954 человека. Численность населения, говорящего на языке коренного населения, увеличивалась в абсолютных цифрах на протяжении десятилетий, но, тем не менее, сокращалась пропорционально численности населения. национальное население. [ 77 ]

Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляются не только этническим группам, коренным жителям современной территории Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, мигрировавшим в Мексику из Соединенных Штатов. [ 18 ] в девятнадцатом веке и тех, кто иммигрировал из Гватемалы в 1980-х годах. [ 79 ] [ 80 ] [ 19 ]

Штаты

Пять штатов с наибольшим населением, говорящим на языках коренных народов:

  • В Оахаке проживают 1 165 186 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 34,2% населения штата.
  • Чьяпас , где проживают 1 141 499 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 27,2% населения штата.
  • Веракрус , где проживают 644 559 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 9,4% населения штата.
  • Пуэбла , где проживает 601 680 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 11,7% населения штата.
  • Юкатан , где проживают 537 516 человек, говорящих на языках коренных народов, что составляет 30,3% населения штата.

На эти пять штатов приходится 61,1% всех носителей коренных языков Мексики. Большинство коренных мексиканцев не говорят на своих языках и говорят только по-испански. Это отражено в численности населения этих пяти штатов. Хотя в Оахаке, Чьяпасе, Веракрусе, Пуэбле и Юкатане 34,2%, 27,2%, 9,4%, 11,7% и 30,3% населения говорят на языке коренных народов, самоидентифицированное коренное население этих штатов составляет 65,73%, 36,15%, 29,25%, 35,28%, 65,4% соответственно. [ 77 ]

Статистика населения

Представители прибрежного народа науа в Мичоакане на образце традиционной одежды для церемоний и танцев Мичоакана 2015 года, который является частью Тиангуис-де-Доминго де Рамос в Уруапане, Мичоакан, Мексика.

По переписи 2020 года насчитывалось 23 232 391 человек, которые были идентифицированы как коренные народы на основании самоидентификации (19,41%). [ 1 ] Это значительный рост по сравнению с переписью 2010 года, согласно которой коренные жители Мексики составляли 14,9% населения и насчитывали 15 700 000 человек. [ 81 ] но меньше, чем оценка переписи 2015 года, составляющая 25 694 928 человек (21,5%). [ 79 ] [ 80 ] Большинство общин коренных народов обладают определенной финансовой и политической автономией в соответствии с законодательством « usos y Costumbres », что позволяет им регулировать внутренние вопросы в соответствии с обычным правом .

Коренное население Мексики за последние десятилетия увеличилось как в абсолютном выражении, так и в процентном отношении к численности населения. Во многом это связано с ростом самоидентификации как коренного населения, а также с тем, что женщины из числа коренного населения имеют более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по стране. [ 80 ] [ 17 ] [ 82 ] [ 83 ] Коренные народы также чаще живут в сельской местности, но многие из них проживают в городских или пригородных районах, особенно в центральных штатах Мексики , Пуэбла , Тласкала , Мехико и на полуострове Юкатан .

По данным CDI, штатами с наибольшим процентом коренного населения являются: [ 84 ] Юкатан с 65,40%, Кинтана-Роо с 44,44% и Кампече с 44,54% населения, являющегося коренным населением, большинство из которых составляют майя ; Оахака с 65,73% населения, наиболее многочисленными группами являются миштеки и сапотеки ; В Чьяпасе 36,15%, большинство из которых составляют Цельталь и Цоциль Майя; Идальго с 36,21%, большинство из которых составляют Отоми ; Пуэбла с 35,28% и Герреро с 33,92%, в основном народ науа , а в штатах Сан-Луис-Потоси и Веракрус проживает 19% коренного населения, в основном из групп тотонак , науа и тинек (уастеки) . [ 79 ] [ 80 ]

Штаты

Карта мексиканских штатов по проценту говорящих на языках коренных народов (2015 г.).

Большая часть коренного населения сосредоточена в центральных и южных штатах. По данным CDI, штатами с наибольшей долей коренного населения по состоянию на 2020 год по данным INEGI являются: [ 77 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 85 ] [ 86 ]

Классифицировать Состояние Процент коренных народов (2020) ! [ 1 ] Процент говорящих на языках коренных народов [ 10 ]
1  Оахака 69.18% [ 87 ] 31.2%
2  Юкатан 65.18% [ 88 ] 23.7%
3  Кампече 47.26% [ 89 ] 10.4%
4  Чьяпас 36.79% [ 90 ] 28.2%
5  Идальго 36.65% [ 91 ] 12.3%
6  Кинтана-Роо 33.23% [ 92 ] 11.7%
7  Пуэбла 33.22% [ 93 ] 9.9%
8  Герреро 33.14% [ 94 ] 15.5%
9  Веракрус 26.90% [ 95 ] 8.6%
10  Морелос 24.55% [ 96 ] 2.0%
11  Табаско 21.36% [ 97 ] 4.0%
12  Мичоакан 20.75% [ 98 ] 3.4%
13  Сан-Луис-Потоси 20.33% [ 99 ] 8.6%
-  Мексика 19.41% [ 1 ] 6.2% [ 100 ]
14  Тласкала 16.46% [ 101 ] 2.2%
15  Наярит 15.94% [ 102 ] 5.9%
16  Мексика 15.75% [ 103 ] 2.6%
17  Сонора 13.31% [ 104 ] 2.2%
18  Колима 13.17% [ 105 ] 0.8%
19  Керетаро 13.15% [ 106 ] 1.4%
20  Нижняя Калифорния Южная 11.87% [ 107 ] 1.8%
21  Чихуахуа 10.48% [ 108 ] 3.1%
22  Синалоа 9.35% [ 109 ] 1.4%
23  Мехико 9.28% [ 110 ] 1.5%
24  Дуранго 8.87% [ 111 ] 2.7%
25  Нижняя Калифорния 7.97% [ 112 ] 1.4%
26  Халиско 7.04% [ 113 ] 1.2%
27  Тамаулипас 6.67% [ 114 ] 0.7%
28  Нуэво-Леон 6.40% [ 115 ] 1.4%
29  Гуанахуато 6.39% [ 116 ] 0.3%
30  Агуаскальентес 6.17% [ 117 ] 0.2%
31  Сакатекас 4.88% [ 118 ] 0.7%
32  Коауила 2.13% [ 119 ] 0.2%

Популяционная генетика

График главных компонентов отдельных парных оценок генетического расстояния. Панель 1. Большинство коренных американцев и выходцев из Нового Света сгруппированы в кластеры и имеют меньшие расчетные расстояния до HapMap CHB/JPT, чем до CEU или YRI (~ 815 тыс. SNP).

Коренные мексиканцы (и другие «американские индейцы» или «коренные американцы») произошли от линии, которая отделилась от древних жителей Восточной Азии около 36 000 лет назад и впоследствии слилась с палеолитическим сибирским населением, известным как древние жители Северной Евразии . Это новообразованное население дало начало палеосибирским народам , которые остались в Сибири, и предкам американских индейцев, населявшим Америку. [ 120 ]

В 2011 году крупномасштабное митохондриальное секвенирование у американцев мексиканского происхождения показало, что от 85 до 90% материнских линий мтДНК имеют индейское происхождение, а остальные имеют европейское (5–7%) или африканское происхождение (3–5%). [ 121 ] Таким образом, наблюдаемая частота мтДНК коренных американцев у американцев мексиканского/мексиканского происхождения выше, чем ожидалось на основе аутосомных оценок примеси коренных американцев для этих популяций, т.е. ~ 30–46%. [ 122 ]

Группы коренных народов на территории нынешней Мексики генетически отличаются друг от друга. [ 123 ] [ 124 ] Генетические различия между географически разделенными группами коренных народов (например, между коренными народами, живущими на полуострове Юкатан, и коренными народами, живущими в западной Мексике) могут быть такими же большими, как генетические различия, наблюдаемые между европейцем и жителем Восточной Азии. [ 123 ] [ 124 ]

Население более 100 000 человек

Коренные народы Мексики
Группа Население Динамики¹
Науас 2,445,969 1,659,029
(Юкатек) Майя (Майя) 1,475,575 892,723
Сапотек (Бинизаа) 777,253 505,992
Mixtec (Некоторые мудрые) 726,601 510,801
Отоми (Хсяхсю) 646,875 327,319
Тотонак (Тачивин) 411,266 271,847
Цоциль (Соцлеб) 406,962 356,349
Цельталь (К'оп о виник атель) 384,074 336,448
Мазауа (Хньято) 326,660 151,897
Мазатек (клизма Ха Шута) 305,836 246,198
Уастек (Теенек) 296,447 173,233
Чол (Виник) 220,978 189,599
Чинантек (Ца жуйми) 201,201 152,711
Пурепеча (Пурхепеча) 202,884 136,388
Миксе (Аююкьяай) 168,935 135,316
Тлапанек (Ме'фаа) 140,254 119,497
Тараумара (Рарамури) 121,835 87,721
¹ Число коренных народов, которые до сих пор говорят на своем родном языке.
Источник: CDI (2000). [ 125 ]
Мексиканские штаты по индексу человеческого развития, 2015 г.
Группы коренных народов и языки Мексики, включая только группы, в которых более 100 000 человек говорят на родном языке.

Население от 20 000 до 100 000 человек.

Коренные народы Мексики
Группа Население Динамики¹
Мэй (Ёреме) 91,261 60,093
Зоке (Оде пут) 86,589 34,770
Чонталь Майя (Йокот) 79,438 43,850
Пополука (Тункапше) 62,306 44,237
Чатино (Чакья) 60,003 47,762
Амузго (Цанькуэ) 57,666 48,843
Тохолабал (Тойолвиник) 54,505 44,531
Уичоль (Виксарика) 43,929 36,856
Тепехуан (Одам, Одам и Одами) 37,548 30,339
Трики (Тинуджеи) 29,018 24,491
Пополока 26,249 18,926
Кора (Найери) 24,390 19,512
Маме (Кёл) 23,812 8,739
Яки (Ёэме) 23,411 15,053
Куикатек (Земной город) 22,984 15,078
Кредиты (Икудс) 20,528 16,135
¹ Число коренных народов, которые до сих пор говорят на своем родном языке.
Источник: CDI (2000). [ 125 ]
Коренные народы и языки Мексики. Отображение групп с численностью более 20 000 и менее 100 000 носителей родного языка.
Коренные народы и языки Мексики. Отображение групп с численностью менее 20 000 носителей родного языка.


Население менее 20 000 человек

Языки коренных народов Мексики
Группа Население Динамики¹
Тепеуа (Хамазипина) 16,051 10,625
Канджобал (Канджобал) 12,974 10,833
Графство Оахака (Слихуала-Сиханук) 12,663 5,534
Паме (Сигуэ) 12,572 9,768
Чичимека Йонас (Уза) 3,169 1,987
Уариджио (Макураве) 2,844 1,905
хуй 2,719 2,143
Чочо (Runixa ngiigua) 2,592 1,078
Такуировать 2,379 2,067
Мексиканеро (мексиканские толли) 2,296 1,300
Окуилтек (Тлауика) 1,759 522
Лоу Пима 1,540 836
Якалтек (Абхубал) 1,478 584
Кекчи (Кекчи) 987 835
Лакандон (Хач тан) 896 731
Иксатек 816 406
Сери (Comcaac) 716 518
Киче (Киче, Киче) 524 286
Моточинтлеко (Каток) 692 186
Какчикель (Какчикель) 675 230
Рекомендация (Акваала) 418 221
Иск О'одэма (Папа) 363 153
Кокопа (Эс пей) 344 206
Кумиай (Типай) 328 185
Кикапуа (Kikapooa) 251 144
Кочими (Лаймон, мтипа) 226 96
замолчи 224 108
Слева (Колев) 107 55
Агуакатек 59 27
Другие группы 2 728 337
¹ Число коренных народов, которые до сих пор говорят на своем родном языке.
Источник: CDI (2000). [ 125 ]

2 Включает Opata , Soltec и Papabuco.

Сапатистская армия национального освобождения ), революционная организация коренных народов автономистская , базирующаяся в южном мексиканском штате Чьяпас ( EZLN .
Танец кикапу в Комонфорте, Гуанахуато.
Женщины танцуют в костюме Теуана (костюм этнической группы сапотеков, населяющих перешеек Теуантепек) в Гелагеце в Оахаке.

Образование

Наука и образование коренных народов.

Мексика является страной Америки с наибольшим количеством живых языков в первые годы 21 века. Несмотря на это культурное богатство, существует технологическое неравенство в образовании коренных народов по сравнению с другими этническими группами, проживающими в стране. [ 126 ]

Культура

Антрополог и шеф-повар Ракель Торрес Сердан записала и обеспечила сохранение многих блюд местной кухни Веракруса. [ 127 ] [ 128 ] [ 129 ]

Известные люди

См. также

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Основные итоги переписи населения и жилищного фонда 2020 года» (PDF) . inegi.org.mx (на испанском языке) . Проверено 3 марта 2024 г.
  2. ^ «Подростки и коренные подростки» (PDF) . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 3 марта 2024 г.
  3. ^ «Общая информация о населении, бедности, маргинализации и социальной отсталости» (PDF) . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 2 марта 2024 г.
  4. ^ «Перепись населения Инеги-2020» (PDF) . inegi.org.mx . Проверено 6 января 2024 г.
  5. ^ «Коренное население национального уровня» (PDF) . Проверено 4 февраля 2021 г.
  6. ^ «Коренные народы» . Атлас коренных народов Мексики. INPI (на мексиканском испанском языке). Мексика: Национальный институт коренных народов. 2020 . Проверено 15 января 2022 г.
  7. ^ Архивная копия. Архивировано 23 октября 2013 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Боднер, М.; Перего, Украина; Гомес, Дж. Э.; Серда-Флорес, РМ; Рамбальди Мильоре, Н.; Вудворд, СР; Парсон, В.; Ахилли, А. (2021). «Пейзаж митохондриальной ДНК современной Мексики» . Гены . 12 (9): 1453. doi : 10.3390/genes12091453 . ISSN   2073-4425 . ПМЦ   8467843 . ПМИД   34573435 .
  9. ^ «CDI представляет «Атлас коренных народов Мексики» ( на испанском языке). Национальный институт коренных народов.
  10. ^ Перейти обратно: а б «ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЭГИ 2020» (PDF) .
  11. ^ «Коренные народы Мексики: Система культурной информации – министр культуры» . sic.gob.mx. Проверено 28 декабря 2021 г.
  12. ^ «Коренные народы» - предпочтительный термин в Мексике для обозначения индейских этнических групп в Северной Америке.
  13. Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов. Архивировано 31 марта 2009 г. в Wayback Machine Art 2.
  14. ^ Найт (1990:73–74)
  15. ^ Варфоломей (1996: 3–4)
  16. ^ Перейти обратно: а б «Общий закон о языковых правах коренных народов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2008 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Отдельные показатели численности населения, говорящего на языках коренных народов, с 1950 по 2005 годы» . Inegi.gob.mx. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Кикапу» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б «Агуакатекос, какчикелес, иксилес, кекчиес, текос, пироги с заварным кремом (Чьяпас)» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Хэмнетт, Брайан (1999), Краткая история Мексики , издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания
  21. ^ Уэлен, Майкл Э.; Миннис, Пол Э. (2003). «Местное и отдаленное в происхождении Касас-Грандес, Чиуауа, Мексика» . Американская древность . 68 (2): 314–332. дои : 10.2307/3557082 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   3557082 . S2CID   164206591 .
  22. ^ ВанПул, Тодд Л.; Леонард, Роберт Д. (2002). «Специализированное производство молотого камня в регионе Касас-Грандес на севере Чиуауа, Мексика» . Американская древность . 67 (4): 710–730. дои : 10.2307/1593800 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   1593800 . S2CID   164011791 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Мануэль Агилар-Морено (2004) Справочник по жизни в мире ацтеков Facts of Life, Inc., США
  24. ^ «Свяжитесь с нами – Обзор лягушки» . Frogreview.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
  25. ^ «Новая гробница в Теотиуакане» . Археология.org . Проверено 18 мая 2014 г.
  26. ^ Галлага, Эмилиано (2014). «Инкрустированные пиритом зеркала в Змеином городе и их внешние связи с Мезоамерикой». Кива . 79 (3): 280–299. дои : 10.1179/0023194014Z.00000000025 . S2CID   129111669 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Гибсон 1964 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Локхарт 1992 .
  29. ^ Колониализм и современность: преподавание испанского языка в Новой Испании , «...Расизм и расслоение населения Новой Испании были характеристиками социальной организации вице-королевства...»
  30. ^ Карттунен, Фрэнсис (1992). «После завоевания: выживание коренных образов жизни и верований» . Журнал всемирной истории . 3 (2): 239–256. ISSN   1045-6007 . JSTOR   20078531 .
  31. ^ Тейлор, Уильям Б. (1987). Пьянство, убийства и восстания среди мексиканского колониального населения . Мексика: Фонд экономической культуры. ISBN  968-16-2561-7 . OCLC   318450645 .
  32. ^ Вудро Бора, Правосудие по страхованию: Общий индийский суд колониальной Мексики и юридические помощники полуреального , Беркли: University of California Press, 1983.
  33. ^ Кастельви Лаукамп, Луис (11 октября 2018 г.). «Переосмысление латиноамериканства» . Эль Эспаньол . Проверено 2 июня 2020 г.
  34. ^ Кин, Бенджамин (1971). «Возвращение к белой легенде: ответ на «скромное предложение» профессора Ханке ». Латиноамериканское историческое обозрение . 51 (2): 336–355. дои : 10.2307/2512479 . JSTOR   2512479 .
  35. ^ Роберт Рикар, Духовное завоевание Мексики , перевод Лесли Берд Симпсон. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1966.
  36. ^ Альберт, Сальвадор Бернабеу (2009). «Обитаемая пустота. Реальные и симулированные иезуиты в Мексике в годы репрессий (1767-1816)» . Мексиканская история . 58 (4): 1261–1303. ISSN   0185-0172 . JSTOR   25511831 .
  37. ^ Куэлло, Дж (1988). «Сохранение индейского рабства и энкомьенды на северо-востоке колониальной Мексики, 1577–1723 гг.». Журнал социальной истории . 21 (4): 683–700. дои : 10.1353/jsh/21.4.683 .
  38. ^ Хаскетт, Роберт С. (1 августа 1991 г.). « Наши страдания из-за дани Таско»: принудительный труд на шахтах и ​​коренное общество в центральной части Новой Испании» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 71 (3): 447–475. дои : 10.1215/00182168-71.3.447 . ISSN   0018-2168 .
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и Гаона Пандо, Джорджина (июнь 2013 г.). «ПРАВО НА ЗЕМЛЮ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ». Новая антропология: Журнал социальных наук (на испанском языке). 26 (78): 141–161.
  40. Арес, Берта, «Использование и злоупотребление концепцией касты в колониальном Перу», документ, представленный на Международном конгрессе INTERINDI 2015 «Категории и коренное население в Латинской Америке», EEHA-CSIC, Севилья, 10 ноября 2015 г. Цитируется с разрешения автор.
  41. ^ Гонсальбо Айспуру, Пилар, «Кастовая ловушка» в Альберро, Соланж и Гонсальбо Айспуру, Пилар, La Sociedad Novohispana. Стереотипы и реалии, Мексика , El Colegio de México, 2013, с. 15–193.
  42. ^ Хейл, Чарльз А. Мексиканский либерализм в эпоху Моры, 1821–1853 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968.
  43. ^ Юйновский, Инес (2005). « «Свобода в законе». Концепция республики в Федеральной конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1824 года» . Jahrbuch für Geschichte Lateinamerikas . 42 (1). дои : 10.7767/jbla.2005.42.1.243 . ISSN   2194-3680 . S2CID   183532963 .
  44. ^ Ван Янг, Эрик. Другое восстание: народное насилие, идеология и мексиканская борьба за независимость . Издательство Стэнфордского университета, 2002.
  45. ^ «Семинар по участию и государственной политике коренных народов» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 17 августа 2011 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  46. ^ Хэмнетт, Брайан (1996). «Президентство Комонфорта, 1855–1857» . Бюллетень латиноамериканских исследований . 15 (1): 81–100. дои : 10.1111/j.1470-9856.1996.tb00023.x . ISSN   0261-3050 . JSTOR   3339405 .
  47. ^ Хямяляйнен, Пекка (2008). Империя команчей . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-12654-9 .
  48. ^ Терри Рагели, Крестьянство майя Юкатана и истоки кастовой войны (Сан-Антонио, 1996)
  49. ^ Найт, Алан (1990). «Расизм, революция и коренное население: Мексика, 1910–1940» . В Грэме, Ричарде (ред.). Идея расы в Латинской Америке, 1870-1940 гг . Издательство Техасского университета. стр. 71–113. ISBN  978-0-292-78888-6 .
  50. ^ «Национальная программа развития коренных народов на 2001–2006 годы» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  51. ^ Хэмнетт, Брайан (1999) Краткая история Мексики , издательство Кембриджского университета, Великобритания, стр. 3: «... наследие майя было присвоено национальными государствами для укрепления своей исторической идентичности и легитимности».
  52. ^ «Бедность и модели социального исключения в Мексике» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 года.
  53. ^ Оахака модернизирует. Архивировано 2 февраля 2007 г. в Wayback Machine , с. 56: «Это компьютерный терминал, похожий на банкомат, который на испанском языке предлагают услуги Mixe и Zapotec...»
  54. ^ Перейти обратно: а б Деспань, Колетт (2013). «Образование коренных народов в Мексике: голоса студентов из числа коренных народов» . Образование для диаспоры, коренных народов и меньшинств . 7 (2): 114–129. дои : 10.1080/15595692.2013.763789 . ISSN   1559-5692 . S2CID   144351307 .
  55. ^ Перейти обратно: а б с Идальго, Маргарита (2006). Языки коренных народов Мексики на заре XXI века . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN  3-11-018597-0 . OCLC   191818520 .
  56. ^ Ставенхаген, Р. (ноябрь 2011 г.). «Политика, идентичность и движения за права коренных народов Мексики». Ежеквартальный журнал по правам человека . 33 (4): 1169–1176. дои : 10.1353/hrq.2011.0063 . S2CID   142866950 .
  57. ^ Дюран Алькантара, Карлос; Гомес Гонсалес, Херардо; Самано Рентерия, Мигель Анхель (15 августа 2001 г.). «Соглашения Сан-Андрес-Ларраинсар в контексте Декларации прав американского народа» . Национальный автономный университет Мексики – через RU Jurídicas.
  58. ^ Гутьеррес Чонг, Нативидад (2003). «Автономия и разрешение этнических конфликтов: взгляд на соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар» . Новая антропология (на испанском языке). 19 (63): 11–39. ISSN   0185-0636 .
  59. ^ Вудро Бора, Правосудие по страхованию: Общий индийский суд колониальной Мексики и юридические помощники полуреального . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1983.
  60. ^ Хейл, Мексиканский либерализм в эпоху Моры
  61. ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов – Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б «Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов» (PDF) . 18 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2015 г. . Проверено 9 апреля 2018 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Смит, Дерек (2009). «Сертификация и приватизация земель коренных народов в Мексике». Журнал латиноамериканской географии . 8 (2): 175–207. дои : 10.1353/lag.0.0060 . S2CID   145748964 .
  64. ^ Смит, Дерек А.; Херлихи, Питер Х.; Келли, Джон Х.; Виера, Аида Рамос (2009). «Сертификация и приватизация земель коренных народов в Мексике» . Журнал латиноамериканской географии . 8 (2): 175–207. ISSN   1545-2476 . JSTOR   25765267 .
  65. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Идальго, Маргарет (2006). Дворянин, Маргарет (ред.). Языки коренных народов Мексики на заре XXI века . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN  3110185970 .
  66. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кануто Кастильо, Фелипе (июнь 2013 г.). «ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ ЯЗЫКОВ В МЕКСИКЕ СЕГОДНЯ: ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ». Современные языки (на испанском языке). 42 : 31–45.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д «Общий закон языковых прав коренных народов» (на испанском языке).
  68. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тейлор, Ками. «Борьба за права женщин». Журнал социальных наук ДеПола . 5 (2).
  69. ^ Гонсалес Монтес, Соледад (май 2009 г.). «Насилие в отношении женщин, прав и гражданства в сельской местности и среди коренных народов Мексики». Convergencia: Revista de Ciencias Sociales (на испанском языке). 17 (50): 165–185.
  70. ^ Соса-Руби, Сандра (ноябрь 2011 г.). «Изучение влияния программы условных денежных трансфертов на выбор бедными сельскими женщинами родовспоможения в Мексике» . Политика и планирование здравоохранения . 26 (6): 496–507. doi : 10.1093/heapol/czq085 . ПМЦ   9109227 . ПМИД   21278371 .
  71. ^ Перейти обратно: а б с «Коренное население Мексики» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2013 года . Проверено 17 июля 2013 г.
  72. ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Юкатан» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  73. ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Кинтана-Роо» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  74. ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Герреро» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  75. ^ «Социодемографические показатели общей численности населения и коренного населения, 2010 г.: Мичоакан» (PDF) . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  76. ^ «Население. Коренные носители языка» . Cuentame.inegi.org.mx . Проверено 19 апреля 2016 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б с д «Джон П. Шмаль» . Somosprimos.com . Проверено 19 апреля 2016 г.
  78. ^ «ПРОТИВ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЦЕНТ КОРЕННОГО ЯЗЫКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПРОЦЕНТ ОДНОЯЗЫЧНЫХ» (PDF) . Inee.edu.mx. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2017 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б с д «Социодемографический обзор Мексики, 2015 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 12 декабря 2015 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б с д и «Страница не найдена» (PDF) . www.inegi.org.mx . Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2015 г.
  81. ^ "Preliminares.p65" (PDF) . Проверено 18 мая 2014 г.
  82. ^ «ИНЕГИ: Все больше и больше мексиканцев говорят на языке коренных народов – национальном – CNNMéxico.com» . Мексика.cnn.com. 30 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
  83. ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 г. Проверено 18 мая 2014 г.
  84. ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов. Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 15 ноября 2004 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
  85. ^ «Национальная комиссия по развитию коренных народов. Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 15 ноября 2004 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
  86. ^ «ЭТНИЧЕСТВО» (PDF) . п. 46.
  87. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  88. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  89. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  90. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  91. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  92. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  93. ^ Этническая принадлежность 2020
  94. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  95. ^ Этническая принадлежность 2020
  96. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  97. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  98. ^ Этническая принадлежность 2020
  99. ^ Этническая принадлежность 2020
  100. ^ «Родной язык » Январь 2010 года.
  101. ^ Этническая принадлежность 2020
  102. ^ «Этнос 2020» . Проверено 3 марта 2024 г.
  103. ^ Этническая принадлежность 2020
  104. ^ Этническая принадлежность 2020
  105. ^ Этническая принадлежность 2020
  106. ^ Этническая принадлежность 2020
  107. ^ Этническая принадлежность 2020
  108. ^ Этническая принадлежность 2020
  109. ^ Этническая принадлежность 2020
  110. ^ Этническая принадлежность 2020
  111. ^ Этническая принадлежность 2020
  112. ^ Этническая принадлежность 2020
  113. ^ Этническая принадлежность 2020
  114. ^ Этническая принадлежность 2020
  115. ^ Этническая принадлежность 2020
  116. ^ Этническая принадлежность 2020
  117. ^ Этническая принадлежность 2020
  118. ^ Этническая принадлежность 2020
  119. ^ Этническая принадлежность 2020
  120. ^ Сапиенс (08 февраля 2022 г.). «Генетическая хроника первых народов Америки» . САПИЕНС . Проверено 03 апреля 2023 г. ОКОЛО 36 000 лет назад небольшая группа людей, живших в Восточной Азии, начала отделяться от более крупных древних популяций региона. Примерно 25 000 лет назад меньшая группа в самой Восточной Азии разделилась на две части. Один дал начало группе, которую генетики называют древними палеосибирями, оставшимися в Северо-Восточной Азии. Другой стал предком коренных народов Америки.
  121. ^ Мерриуэзер, Д.А.; Хьюстон, С.; Айенгар, С.; Хамман, Р.; Норрис, Дж. М.; Шеттерли, С.М.; Камбох, Мичиган; Феррелл, Р.Э. (февраль 1997 г.). «Оценки митохондриальных и ядерных примесей демонстрируют прошлую историю направленного спаривания» . Американский журнал физической антропологии . 102 (2): 153–159. doi : 10.1002/(SICI)1096-8644(199702)102:2<153::AID-AJPA1>3.0.CO;2-# . hdl : 2027.42/37680 . ISSN   0002-9483 . PMID   9066897 .
  122. ^ «Что касается вариаций мтДНК, в некоторых исследованиях измерялся вклад коренных американцев, европейцев и африканцев в мексиканское и мексиканское американское население, показывая, что от 85 до 90% линий мтДНК имеют индейское происхождение, а остальные имеют европейское (5–7%) или африканское происхождение. происхождение (3–5%). Таким образом, наблюдаемая частота мтДНК коренных американцев у американцев мексиканского/мексиканского происхождения выше, чем ожидалось на основе аутосомных оценок примеси коренных американцев для этих популяций, т.е. разница примерно 30–46%. направленного спаривания с участием преимущественно мужчин-иммигрантов и женщин коренных американцев. Этот тип генетической асимметрии наблюдался в других популяциях, включая бразильских индивидуумов африканского происхождения, поскольку анализ половых и аутосомных маркеров выявил доказательства существенной европейской примеси, которая была опосредована. в основном через мужчин. Из наших 384 полностью секвенированных митохондриальных геномов американцев мексиканского происхождения 12 (3,1%) имеют африканское происхождение и принадлежат к гаплогруппам L0a1a'3', L2a1, L3b, L3d и U6a7; 52 (13,6%) принадлежат к европейским гаплогруппам HV, JT, U1, U4, U5; и К. и большинство (320, 83,3%) имеют индейское происхождение». [1]
  123. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Лиззи (12 июня 2014 г.). «Люди из Мексики демонстрируют ошеломляющее генетическое разнообразие» . Наука | АААС . Проверено 21 декабря 2020 г.
  124. ^ Перейти обратно: а б Морено-Эстрада, А.; Жиньу, ЧР ; Фернандес-Лопес, JC; Захария, Ф.; Сикора, М.; Контрерас, А.В.; Акуна-Алонсо, В.; Сандовал, К.; Энг, К.; Розмари-Идальго, С.; Ортис-Телло, П. (13 июня 2014 г.). «Генетика Мексики повторяет субструктуру коренных американцев и влияет на биомедицинские характеристики» . Наука 344 (6189): 1280–1285. Бибкод : 2014Наука... 344.1280M дои : 10.1126/science.1251688 . ISSN   0036-8075 . ПМК   4156478 . ПМИД   24926019 .
  125. ^ Перейти обратно: а б с «Национальная комиссия по развитию коренных народов. Мексика» . Cdi.gob.mx. Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
  126. ^ «Образовательное неравенство среди коренных народов» (PDF) . Виртуальный стул .
  127. ^ ВКУСЫ ТРАДИЦИИ. Опыт женщин из кофейного региона штата Веракрус Radio Teocelo 2012
  128. ^ Вкус, история и. «Ракель Торрес, приправленная чувством» . История и вкус . Проверено 7 февраля 2022 г.
  129. ^ Гайоссо, Селия. «Гастрономия Ракель Торрес Сердан: «когда человек ест, он вызывает воспоминания» » . Diario de Xalapa (на испанском языке) . Проверено 7 февраля 2022 г.

Источники

Дальнейшее чтение

Общий

  • Кармак, Роберт; и др. (1996). Наследие Мезоамерики: история и культура индейской цивилизации . Прентис Холл. ISBN  0-13-337445-9 .
  • Карраско, Дэвид, изд. (2001). Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры (3 тома изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-510815-9 .
  • Вошоп, Роберт, изд. (1964–76). Справочник индейцев Средней Америки (16 тт. Изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-78419-8 .

Доиспанская эпоха

  • Адамс, Ричард Э.В. (2000). «Введение в обзор коренных доисторических культур Мезоамерики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 1–44. ISBN  0-521-35165-0 .
  • Коу, Майкл Д. (1996). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27722-2 .
  • Каугилл, Джордж Л. (2000). «Центрально-Мексиканское нагорье от возвышения Теотиуакана до упадка Тулы». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 250–317. ISBN  0-521-35165-0 .
  • Дюверже, Кристиан (1999): Мезоамерика, искусство и антропология. КОНАКУЛЬТА - Landucci Editores. Париж.
  • Фернандес, Томас; Хорхе Белармино (2003). Доиспанская скульптура Мезоамерики . Барселона: Lunwerg Editores. ISBN  84-9785-012-2 .
  • де ла Фуэнте, Беатрис (2001). От Мезоамерики до Новой Испании . Овьедо, Испания: Совет Астурийских сообществ. ISBN  84-505-9611-4 .
  • Гамио, Мануэль (1922). Население долины Теотиуакан: представители тех, кто населяет сельские регионы Федерального округа и штаты Идальго, Пуэбла, Мексика и Тласкала (2 тома в 3-м изд.). Мехико: Графические мастерские Министерства народного образования.
  • Гроув, Дэвид Г. (2000). «Доклассические общества Центрального нагорья Мезоамерики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 122–155. ISBN  0-521-35165-0 .
  • Гроув, Дэвид Г. (2001). «Мезоамериканская хронология: формирующий (доклассический) период (2000 г. до н.э. – 250 г. н.э.)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 236–243. ISBN  0-19-510815-9 .
  • Кирхгоф, Пауль (1943). «Мезоамерика. Ее географические пределы, этнический состав и культурные особенности». Американский закон . 1 (1): 92–107.
  • Кюне Хейдер, Никола; Хоакин Муньос Мендоса (2001). Мезоамерика: подход к истории . Гранда, Испания: Провинциальный совет Гранады. ISBN  84-7807-008-7 .
  • Лопес Остин, Альфредо; Леонардо Лопес Лухан (1996). Коренное прошлое . Мексика: Колледж Мексики. ISBN  968-16-4890-0 .
  • Макниш, Ричард С. (2001). «Мезоамериканская хронология: раннее развитие и архаический период (до 2600 г. до н.э.)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 226–236. ISBN  0-19-510815-9 .
  • Маркус, Джойс; Кент В. Фланнери (2000). «Культурная эволюция в Оахаке: истоки цивилизаций сапотеков и микстеков». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 358–406. ISBN  0-521-35165-0 .
  • Маккафферти, Джеффри Г.; Дэвид Карраско (2001). «Мезоамериканская хронология: классический период (250–900 гг.)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 243–248. ISBN  0-19-510815-9 .
  • Миллер, Мэри Эллен. (2001). Искусство Мезоамерики . «Коллекции Мир искусства». Издания Судьбы. Барселона , Испания. ISBN   84-233-3095-8 .
  • Палерм, Анхель (1972). Земледелие и цивилизация в Мезоамерике . Мексика: Министерство народного образования. ISBN  968-13-0994-4 .
  • Смит, Майкл Э. (2001). «Мезоамериканская хронология: постклассический период (900-1521)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 248–257. ISBN  0-19-510815-9 .
  • Саагун, Бернардино де (1950–82). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании . Перевод Артура Дж. О. Андерсона; Чарльз Э. Диббл (13 томов в 12 изд.). Санта-Фе: Школа американских исследований. ISBN  0-87480-082-Х .
  • Уивер, Мюриэл Портер (1993). Ацтеки, майя и их предшественники: археология Мезоамерики (3-е изд.). Сан-Диего: Академическая пресса. ISBN  0-01-263999-0 .
  • Уэст, Роберт С.; Джон П. Оджелли (1989). Средняя Америка: ее земли и народы (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN  0-13-582271-8 .
  • Зейтлин, Роберт Н.; Джудит Зейтлин (2000). «Палеоиндийские и архаические культуры Мезоамерики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 45–122. ISBN  0-521-35165-0 .

Эпоха постконкисты

  • Альтман, Ида ; и др. (2003). Ранняя история Большой Мексики . Прентис Холл. ISBN  0-13-091543-2 .
  • Клайн, Сара (2000). «Коренные народы колониальной Центральной Мексики». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 187–222. ISBN  0-521-65204-9 .
  • Гибсон, Чарльз (1964). Ацтеки под властью Испании . Издательство Стэнфордского университета.
  • Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя от завоевания до наших дней». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 346–391. ISBN  0-521-65204-9 .
  • Локхарт, Джеймс (1992). Науа после завоевания . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-1927-6 .
  • Ловелл, В. Джордж (2000). «Горные майя». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 392–444. ISBN  0-521-65204-9 .
  • Маклауд, Мердо Дж. (2000). «Мезоамерика после испанского вторжения: обзор». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 :1–43. ISBN  0-521-65204-9 .
  • Шрайер, Франс С. (2000). «Коренные народы колониальной Центральной Мексики с момента обретения независимости». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 223–273. ISBN  0-521-65204-9 .
  • Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». Кембриджская история коренных народов Америки . 2 : 449–499. ISBN  0-521-35165-0 .
  • Тейлор, Уильям Б. (2001). «Мезоамериканская хронология: колониальный период (1521-1821)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 257–264. ISBN  0-19-510815-9 .
  • Тутино, Джон (2001). «Мезоамериканская хронология: постколониальный период (1821-настоящее время)». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . 2 : 264–271. ISBN  0-19-510815-9 .

Постколониальная эпоха

Примечания

  1. ^ Это наиболее часто упоминаемая правительством цифра в отношении коренных народов, однако иногда приводятся и другие цифры.
  2. ^ Несмотря на то, что 19,4% мексиканского населения в культурном отношении идентифицируют себя как коренные, до 70-90% мексиканцев имеют коренное происхождение. Однако это число не учитывает конкретно расу, а скорее учитывает культурную идентификацию мексиканцев.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 844e7587899358a8137050310c326489__1722936060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/89/844e7587899358a8137050310c326489.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous peoples of Mexico - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)