Миф о происхождении
Миф о происхождении — это тип мифа , объясняющий возникновение природного или социального аспекта мира. Мифы о сотворении мира — это тип мифа о происхождении, повествующий о формировании Вселенной. Однако во многих культурах есть истории, происходящие после первоначального происхождения. Эти истории призваны объяснить происхождение природных явлений или человеческих институтов в уже существующем мире. В греко-римской науке термины «этиологический миф» и «aition» (от древнегреческого αἴτιον «причина») иногда используются для описания мифа, который проясняет происхождение, особенно то, как появился объект или обычай.
Природа происхождения мифов
[ редактировать ]Мифы о происхождении — это повествования, объясняющие, как возникла конкретная реальность. [ 1 ] Они часто служат оправданием установленного порядка, приписывая его установление священным силам. [ 1 ] (см. § Социальная функция ). Граница между космогоническими мифами, описывающими происхождение мира, и мифами о происхождении не всегда ясна. Миф о происхождении определенной части света предполагает существование самого мира, что часто опирается на космогонический миф. [ 1 ] Таким образом, мифы о происхождении можно рассматривать как расширение и развитие космогонических мифов их культур. В традиционных культурах декламации мифа о происхождении обычно предшествует декламация космогонического мифа. [ 2 ]
В академических кругах термин «миф» часто используется специально для обозначения происхождения и космогонических мифов. Фольклористы, например, оставляют термин «миф» для историй, описывающих творение. Истории, в которых основное внимание не уделяется происхождению, относятся к категории легенд или народных сказок , которые, по мнению фольклористов, отличаются от мифов. [ 3 ] Мирча Элиаде Историк утверждает, что во многих традиционных культурах почти каждая священная история может считаться мифом о происхождении. Традиционные общества часто моделируют свое поведение по образцу священных событий и рассматривают свою жизнь как циклическое возвращение в мифическую эпоху. В результате почти каждая священная история изображает события, которые устанавливают новые рамки человеческого поведения, что делает их, по сути, историями творения. [ 4 ]
Социальная функция
[ редактировать ]Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2020 г. ) |
Миф о происхождении часто служит оправданием текущего положения дел. В традиционных культурах сущности и силы, описанные в мифах о происхождении, часто считаются священными. Таким образом, приписывая состояние Вселенной действиям этих сущностей и сил, мифы о происхождении придают нынешнему порядку ауру священности: «[Мифы] раскрывают, что Мир, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и историю. и что эта история значительна, драгоценна и образцова». [ 5 ] Многие культуры внушают ожидание, что люди берут мифических богов и героев в качестве образцов для подражания , подражая их поступкам и поддерживая установленные ими обычаи:
Когда миссионер и этнолог К. Стрелов спрашивал австралийских арунтов, почему они совершают те или иные церемонии, ответ всегда был: «Потому что так велели предки». Кай из Новой Гвинеи отказались изменить свой образ жизни и работы и объяснили: «Так поступали Нему (мифические предки), и мы поступаем так же». На вопрос о причине той или иной детали церемонии певец навахо ответил: «Потому что святой народ изначально поступал именно так». Точно такое же оправдание мы находим в молитве, которая сопровождает примитивный тибетский ритуал: «Как было завещано с самого начала сотворения Земли, так и мы должны приносить жертвы… Как поступали наши предки в древние времена, так поступаем и мы сейчас. " [ 6 ]
Мифы об основании объединяют людей и, как правило, включают в себя мистические события, которые делают «основателей» более желанными и героическими. Правящие монархи или аристократии могут заявлять о своем происхождении от мифических основателей/богов/героев, чтобы узаконить свой контроль. Например: Юлий Цезарь и его родственники считали Энея (а через Энея и богиню Венеру своим предком ).
Основополагающий миф
[ редактировать ]Основополагающий миф или этиологический миф (греч. aition ) объясняет либо:
- истоки ритуала или основания города
- этногенез виде группы, представленный в генеалогии [ 7 ] с отцом-основателем и, следовательно, с нацией ( natio «рождение»)
- духовные истоки веры, философии, дисциплины или идеи, представленные в виде повествования
Начиная с доисторических времен, многие цивилизации и царства приняли ту или иную версию героического мифа о национальном происхождении, включая хеттов и династию Чжоу в бронзовом веке; скифы , усуни , римляне и когурё в древности ; Турки и монголы в средние века; и Джунгарское ханство в эпоху позднего Возрождения . [ 8 ]
В мифе об основании династии Чжоу в Китае госпожа Юань приносит ритуальное жертвоприношение, чтобы зачать ребенка, а затем беременеет, ступив на след Царя Небесного. Она рожает сына Хоу Цзи , которого оставляет одного в опасных местах, где его защищают овцы, крупный рогатый скот, птицы и лесорубы. Убежденная, что он сверхъестественное существо, она забирает его обратно и воспитывает. Когда он становится взрослым, он занимает должность мастера лошадей при дворе императора Яо и добивается успеха в выращивании зерна, тыкв и бобов. Согласно легенде, он становится основателем династии Чжоу после свержения злого правителя Шан. [ 9 ]
Как и другие цивилизации, скифы также заявляли о своем происхождении от сына бога неба. Однажды дочь бога реки Днепр украла лошадей у юноши, когда он пас скот , и заставила его лечь с ней, прежде чем вернуть их. От этого союза она зачала троих сыновей, подарив им большой лук отца, когда они достигли совершеннолетия. Сын, умеющий натянуть лук, станет королем. Все пытались, но удалось только младшему. При его попытке с неба упали три золотых предмета: плуг и ярмо, меч и чаша. Когда двое старших попытались их поднять, им помешал огонь. После этого было решено, что младший сын Скиф станет царем, а его народ будет называться скифами. [ 9 ]
Тора (или Пятикнижие, как ее иногда называют библеисты) — это собирательное название первых пяти книг Библии: Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие . Он формирует уставный миф Израиля, историю происхождения людей и основы их культуры и институтов. Фундаментальным принципом иудаизма является то, что отношения между Богом и Его избранным народом были изложены на горе Синай через Тору. хотя многие истории адаптированы из старых религий. [ нужна ссылка ]
Основополагающий миф может служить основным примером , поскольку миф об Иксионе был оригинальным греческим примером убийцы, ставшего нечистым в результате своего преступления и нуждавшегося в очищении ( катарсисе ) от своей нечистоты.
Основополагающие мифы занимают видное место в греческой мифологии . «Древнегреческие ритуалы были привязаны к известным местным группам и, следовательно, к конкретным местам», - Вальтер Буркерт , - заметил [ 10 ] «то есть святилища и жертвенники, установленные на все времена». Таким образом, греческие и еврейские основополагающие мифы устанавливали особые отношения между божеством и местными жителями, которые вели свое происхождение от героя и подтверждали свои наследственные права через основополагающий миф. Основополагающие греческие мифы часто воплощают в себе оправдание древнего свержения старого, архаичного порядка, переформулируя историческое событие, закрепленное в социальном и природном мире, чтобы повысить ценность текущих общественных практик, создавая символические повествования «коллективного значения». [ 11 ] обогащенный метафорами для объяснения традиционных хронологий и построения этиологии, которая считается правдоподобной среди тех, кто вкладывает средства в культуру. [ 12 ]
С точки зрения греков, мифическое прошлое имело глубокие корни в историческом времени, его легенды рассматривались как факты, как заметил Карло Брилланте: [ 13 ] его героические герои рассматриваются как связующее звено между «эпохой происхождения» и пришедшим на смену смертному, повседневному миру. Современный переводчик « Родосского Аргонавтики» Аполлония отметил, что среди многих айтий, включенных в качестве отступлений в этот эллинистический эпос, «решающее значение для социальной стабильности должна была иметь функция мифов, заключающаяся в предоставлении объяснений, разрешении или расширении полномочий для настоящего с точки зрения происхождения: это может относиться не только к фондам или уставным мифам и генеалогическим древам (таким образом поддерживая семейные или территориальные претензии), но также и к личному моральному выбору». [ 14 ] В период после того, как Александр Великий расширил эллинистический мир, греческая поэзия — Каллимах написал целое произведение под простым названием «Аития» — изобилует основополагающими мифами. Саймон Голдхилл использует метафору седиментации , описывая наложение слоев Аполлонием, «где каждый объект, культ, ритуал, имя может быть открыт... в повествование о возникновении, и где каждое повествование, каждое событие может привести к культ, ритуал, имя, памятник». [ 15 ]
Ярким примером является миф об основании Рима — история Ромула и Рема , которую Вергилий , в свою очередь, расширяет в своей «Энеиде» одиссеей Энея и разрушением им Лавиниума , а также более позднего переселения его сына Юла и правления Рима. место рождения знаменитых близнецов Альба Лонга и их происхождение от его королевской линии, что прекрасно вписывается в уже сложившийся канон событий. Точно так же ветхозаветная история Исхода служит основополагающим мифом для израильской общины, рассказывая, как Бог освободил израильтян от рабства и, следовательно, они принадлежали Ему через Завет на горе Синай . [ 16 ]
В средние века основополагающие мифы средневековых коммун северной Италии отражали растущую уверенность городского населения в себе и стремление найти римское происхождение, каким бы незначительным и легендарным оно ни было. XIII века В Падуе , когда каждая коммуна искала римского основателя – а если такового не было, изобретала его – в городе ходила легенда, приписывавшая его основание троянцу Антенору . [ 17 ]
Невероятные герои продолжают поддерживать мифы о происхождении многих новых наций и обществ. В колониальном контексте современной эпохи на первый план в популярной истории выходят волны отдельных людей и групп, формирующих и воплощающих идеалы группы: исследователи, за которыми следуют завоеватели, за которыми следуют разработчики/эксплуататоры. Обратите внимание, например, на конкистадоров Иберийских империй, бандейрантов в Бразилии, курьеров леса в Канаде, казаков и промышленников в Сибири и на Аляске, банды пионеров в центральной и западной части Соединенных Штатов и вуртрекеров на юге США. Африка.
Истории фонда
[ редактировать ]Основополагающие истории — это отчеты о развитии городов и стран. Основная история представляет собой точку зрения, согласно которой создание города является человеческим достижением. контроль человека и уничтожение дикой, неконтролируемой Подчеркивается природы. Есть две версии основополагающих историй: история цивилизации и история деградации . [ 18 ]
Истории цивилизаций рассматривают природу как опасную и дикую. Развитие города рассматривается как успешное дистанцирование человека от природы. Природа заблокирована, и люди гордятся тем, что делают это успешно. В 1979 году географ И-Фу Туан предложил ранжировать города «по тому, насколько далеко они отстоят от фермерской жизни, от сельскохозяйственного ритма пиковой активности в теплое полугодие, от цикла работы в течение дня и сна». ночью." [ 19 ]
Истории о деградации (также называемые историями о загрязнении ) занимают иную позицию. Считается, что город портит ландшафт экологических отношений, существовавших до его основания. Возникает чувство вины за деградацию нетронутой системы природы. В историях о деградации истинная природа существует только за пределами города.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Элиаде 1963, с. 21
- ^ Элиаде 1963, стр. 21–24.
- ^ Сигал, с. 5
- ^ Например, Элиаде 1963, стр. 17–19.
- ^ Элиаде 1963, с. 19
- ^ Элиаде 1963, стр. 6–7.
- ^ Хервиг Вольфрам , История готов , Томас Дж. Данлэп, тр., особенно «Готическая история как историческая этнография», 1988: 1–18.
- ^ Беквит 2009 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 3.
- ^ Буркерт, Homo Necans (1972) 1983:83.
- ^ Миф как «повествования коллективного значения» часто является частью определения мифа, как греческого, так и других; см. Уолтер Буркерт , Структура и история греческой мифологии и ритуалов , 1982:23; Ян Н. Бреммер, Интерпретации греческой мифологии , «Что такое греческий миф?» 1987:1; Марк П.О. Морфорд и Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология 1999:12.
- ^ Эти структуры греческих мифов об основании в их историческом и культурном контексте, а также конкретный пример основания Кирены анализируются с точки зрения, впервые изложенной Жоржем Дюмезилем , Клодом Каламом , Миф и история в Древней Греции: символическое творение. колонии обр. тр. Mythe et histoire dans l'antiquité grecque , 2003.
- ^ Брилланте, «Миф и история: историческая интерпретация мифа» в Л. Эдмундсе, Подходы к греческому мифу (1991, стр. 91–140.
- ^ Питер Грин, Введение в аргонавтику , расширенное изд. 2007, с. 15.
- ^ Голдхилл, «Парадигмы эпоса: Аполлоний Родий и примеры прошлого», в « Голосе поэта: Очерки поэтики и греческой литературы » (1991), гл. 5, стр. 284–333, отмечено в Peter Green 2007, примечании к Argonautica I.1070–1077, стр. 5, стр. 284–333. 226.
- ^ Кентон Л. Спаркс, Жанровая критика , в Томасе Доузмане (редактор), «Методы исхода», CUP, 2010, стр. 73.
- ^ Роберто Вайс , Открытие классической античности эпохи Возрождения (Оксфорд: Блэквелл) 1973:18.
- ^ Аллен, Джон; Дорин Б. Мэсси , Майкл Прайк, Unsettling Cities Routledge, 1999 г. ISBN 978-0-415-20072-1 стр. 141
- ^ Туан, И-Фу (1979). «Город: его отдаленность от природы». Экистика . 46 (278): 313–319. JSTOR 43619673 .
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691135892 .
- Элиаде, Мирча. Миф и реальность . Пер. Уиллард Траск. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1963.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Белайче, Николь. «Основные мифы в Римской Палестине. Традиции и переработка», в Тон Деркс, Нико Ройманс (редактор), «Этнические конструкции в древности: роль власти и традиций» (Амстердам, издательство Амстердамского университета, 2009) (Амстердамские археологические исследования, 13) , 167–188.
- Кэмпбелл, Джозеф . Маски Бога: первобытная мифология . Нью-Йорк: Penguin Books, 1976.
- Кэмпбелл, Джозеф. Трансформации мифа во времени . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1990.
- Даршан, Гай. Истоки основного жанра рассказов в еврейской Библии и древнем Восточном Средиземноморье» , JBL , 133,4 (2014), 689–709.
- Даршан, Гай. Истории происхождения Библии и древней средиземноморской литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2023.
- Элиаде, Мирча . История религиозных идей: Том 1: От каменного века до Элевсинских мистерий . 1976. Пер. Уиллард Р. Траск. Чикаго: Чикагский университет, 1981.
- Энциклопедия древних мифов и культуры . Лондон: Квантум, 2004.
- Линкольн, Брюс . Дискурс и построение общества: сравнительные исследования мифов, ритуалов и классификации . 1989. Реп. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1992.
- Лонг, Чарльз Х. Альфа: Мифы творения . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1963.
- Паден, Уильям Э. Интерпретация священного: взгляд на религию . 1992. Бостон: Beacon P, 2003.
- Рикёр, Поль . «Введение: символическая функция мифов». Теории мифа: от древнего Израиля и Греции до Фрейда, Юнга, Кэмпбелла и Леви-Стросса , Эд. Роберт А. Сигал: Гарланд, 1996. 327–340.
- Шилбрак, Кевин. Эд. Размышление через мифы: философские перспективы . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2002.
- Сигал, Роберт А. Джозеф Кэмпбелл: Введение . 1987. Реп. Нью-Йорк: Пингвин 1997.
- Сигал, Роберт А. Миф: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004.
- Сигал, Роберт А. Теории мифа: от древнего Израиля и Греции до Фрейда, Юнга, Кэмпбелла и Леви-Стросса: философия, религиоведение и миф . Том. 3. Нью-Йорк и Лондон: Гарленд, 1996.
- Сигал, Роберт А. Теоретизирование о мифе . Амхерст: Массачусетский университет, 1999.
- Спенс, Льюис . Очерки мифологии: Библиотека мыслителя. 99 . 1944. Сиг, Монтана: Кессинджер, 2007.
- фон Франц, Мария-Луиза . Мифы о творении: исправленное издание . Бостон: Шамбала, 1995.
- Райт, М.Р. «Модели, мифы и метафоры». Космология в древности . 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с мифом о происхождении, на Викискладе?