Оставшиеся приметы прошлых столетий
![]() Инвеститура Али в Гадир-Хумме , северный Ирак или северо-западный Иран, 1307-08 гг. (Библиотека Эдинбургского университета, MS Arab 161 , л. 162r). [ 1 ] | |
Оригинальное название | Книга оставшихся последствий прошлых столетий |
---|
Оставшиеся признаки прошлых столетий ( араб . کتاب الآثار الباقية عن القرون الخالية ) Китаб аль-Атар аль-Бакия ан аль-Курун аль-Халия , также известная как Хронология древних «Нации или пережитки прошлого» (после перевода, опубликованного Эдуардом Сахау в 1879 году) Абу Райхана аль-Бируни представляет собой сравнительное исследование календарного хронометража различных культур и цивилизаций, подкрепленное математическими, астрономическими и историческими исследованиями. Текст устанавливает универсальную хронологию и описывает важные исторические события, связывая во времени обычаи и религии разных народов. [ 2 ]
На протяжении веков после публикации в 1000 году нашей эры (390/1 хиджры) этот текст служил стандартным справочником по истории мусульманских территорий. [ 2 ] «Оставшиеся признаки прошлых столетий» — первая крупная работа Аль-Бируни, составленная в Горгане , когда ему было около двадцати лет, при дворе Кабуса , зияридского правителя Горгана. [ 3 ] Текст посвящен Кабусу. [ 4 ]
Иллюминированные рукописи
[ редактировать ]«Оставшиеся знаки прошлых столетий» сохранились в двух иллюстрированных рукописях : Эдинбург, Университетская библиотека , MS Arab 161 и Париж, Национальная библиотека Франции , MS Arabe 1489.
Копия Эдинбургской университетской библиотеки представляет собой кодекс Ильханидов, созданный Ибн аль-Кутби в 707 году хиджры (1307–1308 годы нашей эры) на северо-западе Ирана или северном Ираке. [ 5 ] Он содержит 179 листов и 25 картин. [ 6 ] Фронтиспис и последующие иллюстрации выполнены в насыщенных цветах и украшены сусальным золотом . Эта рукопись считается образцом искусства средневековой персидской книжной живописи. Имеется отметка о недавнем владении Р. М. Биннингом, датированная 4 июля 1851 года. [ 7 ]
Рукопись Парижской национальной библиотеки Франции представляет собой точную османскую копию Эдинбургского кодекса. В отличие от своего эдинбургского прототипа, оно одновременно недатировано и анонимно. Хотя полное происхождение неизвестно, есть следы владения аз-Захираги Рамаданом ибн Мухаммадом и Абу Бакром ибн Рустумом ибн Ахмадом аль-Ширвани. [ 8 ]

Выбор и размещение иллюстраций по тексту образуют более крупный цикл, подчеркивающий интерес Ильханидов к религиям, отличным от преобладающего ислама. [ 9 ] На многих иллюстрациях показаны отдельные эпизоды, связанные с зороастризмом , манихейством , буддизмом , иудаизмом и христианством . Другие иллюстрации демонстрируют живой интерес к темам истории и науки. Аналогичным образом в рукописи находится описание рождения Юлия Цезаря , иллюстрированное реалистичным изображением кесарева сечения , смерти Илия и реакции приверженцев иудейской веры, а также арабской общины, ставшей свидетелем произнесения слова Пророка Мухаммеда . [ 6 ]
Обрамление текста иллюстрациями придает политическую актуальность культурам иностранных народов, сохраняя при этом сильные иранские национальные чувства. Националистические тенденции Ибн аль-Кутби очевидны в его частых визуальных ссылках на личностей, фигурирующих в « Шахнаме» и тех, кто прославился в истории Персии, а также в его иллюстрациях персидских праздников и воспоминаниях о персидском восстании против иностранных держав. [ 6 ]


Изображения выполнены в гибридном стиле домонгольского периода Персии и китайского стиля, привнесенного монгольскими нашествиями. [ 9 ] Из двадцати пяти изображений два считаются чисто домонгольскими по стилю, девятнадцать — гибридными, но ближе к домонгольским, и четыре — гибридными, но очень близкими к постмонгольским. [ 10 ] Для домонгольских композиций характерно случайное размещение на фолианте, тогда как гибридные композиции часто имеют рамку. Домонгольские изображения также обычно стандартны в расположении фигур на одной плоскости. Это отличается от гибридных изображений, которые отображают более сложные измерения. [ 10 ] Иллюстрации в «Оставшихся признаках прошлых столетий» исследованиям Аль-Бируни дополнительно иллюстрируют относительные культурные нюансы, возникшие благодаря обширным этнографическим . Путешествуя, он разработал подробные и характерные описания различных этнических групп. Однако эти описания в дальнейшем были преобразованы в стереотипы, и любой человек определенной этнической принадлежности казался почти идентичным любому другому члену той же группы. [ 6 ]
Шиитские . наклонности ответственных за издание особенно очевидны в двух заключительных изображениях, самых крупных и тщательно продуманных в рукописи Эти иллюстрации иллюстрируют два эпизода из жизни Мухаммеда , оба из которых в основном связаны с Али , Хасаном и Хусейном : «День проклятия» (л. 161r) и «Введение Али в Гадир-Хумм» (л. 162r). В Эдинбургской рукописи всего пять изображений, изображающих Мухаммеда, включая первую миниатюру, на которой изображен Пророк, запрещающий Наси (л. 6v). [ 11 ] Эти иллюминации являются одними из самых ранних изображений Мухаммеда в персидском искусстве.

Одна конкретная иллюстрация, изображающая Авраама , уничтожающего идолов сабиев, вызвала серьезные дискуссии по поводу иконоборчества в контексте исламских фигуральных изображений. [ 12 ]
Содержание
[ редактировать ]В «Оставшихся признаках прошлых столетий » аль-Бируни выражает свои идеи относительно философии и методологии истории, особенно через научную призму. Он начинает с введения, устанавливающего актуальность истории, географии и взаимосвязи цивилизаций. Он предполагает необходимость изучения различных культур и цивилизаций для более широкого понимания мира. При этом он защищает легитимность своей работы. [ 13 ]

«Оставшиеся признаки прошлых столетий» представляет собой хронологический отчет об исторических событиях, в котором основное внимание уделяется взлету и падению цивилизаций, династий и империй. Аль-Бируни охватывает древние цивилизации, такие как греки , римляне , персы , индийцы и другие. Его подход к истории аналитический и сравнительный, исследующий причины и следствия исторических событий. Он особо упоминает рождение и смерть халифов , шиитских имамов , Фатимы (дочери Мухаммеда) и Хадиджи (жены Мухаммеда). [ 14 ] Историческое понимание дополнительно дополняется анализом культурных практик, обычаев и традиций этих обществ и отдельных лиц. Аль-Бируни исследует такие темы, как религия, язык, искусство и наука, подчеркивая разнообразие и богатство человеческой культуры. [ 3 ]
Аль-Бируни был эрудитом , интересовавшимся наукой и астрономией. В «Оставшихся признаках прошлых столетий» он дает обзор наиболее значительных научных теорий, астрономических наблюдений и математических концепций своего времени. [ 15 ] Обсуждая астролябию , аль-Бируни считает ортогональную цилиндрическую проекцию своим собственным изобретением, развивающим работу Аль-Сагани . [ 16 ] Он также описывает две созданные им новые проекции, которые сегодня называются азимутальной равноудаленной и шаровой Николози . [ 17 ] Он объединяет эти научные знания с историческими и культурными знаниями.
Уникальным аспектом книги является методологический подход Аль-Бируни к формированию устоявшегося исторического отчета. Он подчеркивает важность эмпирического наблюдения , критического анализа и межкультурного сравнения. Его строгая методология создает прецедент для более поздних ученых в области истории, географии и антропологии. [ 2 ]
Издания
[ редактировать ](Или г-жа 161)
(арабский 1489 г.)
- К. Эдуард Сахау (редактор), Хронология восточных народов Альберуни , Лейпциг, 1878 г. ( ссылка на Интернет-архив ), перепечатано в Лейпциге, 1923 г., Багдаде, 1963 г.
- К. Эдуард Сачау (перевод), Хронология древних народов: английская версия арабского текста Атар-уль-Бакия Альбируни, или «Пережитки прошлого», собранные и сокращенные... автором в 390–1 г. хиджры, 1000 г. н.э. , Лондон, 1879 г. ( ссылка в Интернет-архиве ).
- Перепечатка 1969 года: Минерва-Верлаг; Унверандское издание.
- Перепечатка 1984 года: паб Aristide D Caratzas. ISBN 978-0-89241-178-8 .
- Перепечатка 2002 г.: Adamant Media Corporation, ISBN 978-1-4021-6079-0 .
- Перепечатка 2004 г.: Kessinger Publishing, ISBN 0-7661-8908-2 .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Табличка IV в Фонд, Энциклопедия Ираника. «Энциклопедия Ираника ИЛЬ-ХАНИДЫ» . iranicaonline.org .
- ^ Jump up to: а б с Шепплер, Билл (15 января 2006 г.). Аль-Бируни: главный астроном и мусульманский ученый одиннадцатого века (иллюстрированный ред.). Издательская группа Розен. стр. 96–98. ISBN 1404205128 .
- ^ Jump up to: а б Сейед Хоссейн Наср, Введение в исламские космологические доктрины (1993), ISBN 0-7914-1515-5 , стр. 108.
- ^ Рахимия, Насрин (1991). «Персидская литература, изд. Эхсан Яршатер, Лекции Колумбийского университета по иранским исследованиям, № 3, Нью-Йорк: Фонд персидского наследия; Bibliotheca Persica, 1988, xi + 562 стр» . Иранские исследования . 24 (1–4): 104–105. дои : 10.1017/s0021086200014675 . ISSN 0021-0862 .
- ^ Ms 161: Оставшиеся следы прошлых столетий аль-Атар аль-бакия 'ан-курун аль-Халия, 707 г. хиджры, 1307 г. н. э., или Ms 161. Рукописи исламского мира и Южной Азии, или Ms. Коллекции наследия библиотеки Эдинбургского университета. http://lac-archivesspace-live4.is.ed.ac.uk:8081/repositories/2/archival_objects/220871
- ^ Jump up to: а б с д Хилленбранд, Роберт (2016). «Эдинбургская рукопись Бируни: зеркало своего времени?» . Журнал Королевского азиатского общества . 26 (1/2): 171–199. дои : 10.1017/S1356186316000018 . JSTOR 24756048 – через JSTOR.
- ^ Кирк, Тереза (2004–2005). «Эдинбургская рукопись аль-Бируни: целостное исследование ее дизайна и изображений» . Персика . 20 : 39–81. дои : 10.2143/ПЕРС.20.0.2005884 .
- ^ «Консультация» . archivesetmanuscrits.bnf.fr . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б РОКСБУРГ, ДЭВИД (2002). «РОБЕРТ ХИЛЛЕНБРЭНД (ред.): Персидская живопись: от монголов до каджаров: исследования в честь Бэзила В. Робинсона . (Pembroke Permanent Papers, 3.) xx, 331 стр. Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris совместно с Центр ближневосточных исследований Кембриджского университета, 2000 г.» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 65 (1): 140–262. дои : 10.1017/s0041977x02290072 . ISSN 0041-977X .
- ^ Jump up to: а б Джабер, Шейди. Картины аль-Атара аль-Бакии аль-Бируни: поворотный момент в исламском визуальном изображении [магистерская диссертация]. Ливанско-Американский университет; 2021. https://laur.lau.edu.lb:8443/xmlui/bitstream/handle/10725/13751/Shady_Jaber_Thesis_Redacted.pdf?sequence=3
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд 2000 , с. 129-146.
- ^ Роксбург, Дэвид Дж. (2009). «Концепции портрета в исламских странах, ок. 1300–1600» (PDF) . Издательство Йельского университета : 3–4 – через Гарвардский университет.
- ^ МС Хан (1976). «Аль-Бируни и политическая история Индии», Oriens 25 , стр. 86–115.
- ^ Хронология древних народов , пер. Эдвард Сачау. Лондон, 1879, стр. 325–334.
- ^ Сардар, Зиауддин. «Исламская наука - памятный том Аль-Бируни. Материалы Международного конгресса, состоявшегося в Пакистане по случаю тысячелетия Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Бируни (ок. 973–1051 гг. Н.э.), 26 ноября 1973 г. - 12 декабря 1973 г. Эд. . Хаким Мохаммед Саид, Карачи: Национальный фонд Хамдарда, 1979 г.». . Британский журнал истории науки . 14 (3): 285–286. дои : 10.1017/s0007087400018756 . ISSN 0007-0874 .
- ^ Борис Абрамович Розенфельд, История неевклидовой геометрии , пер. Эйб Шенитцер, Спрингер (1988), ISBN 0-387-96458-4 , с. 127.
- ^ Фиорини, М. (апрель 1891 г.). «Картографические проекции Альбируни». Бюллетень Итальянского географического общества : 287–294.
Источники
[ редактировать ]- Хилленбранд, Роберт (2000). «Образы Мухаммеда в «Хронологии древних народов» аль-Бируни». ". В Хилленбранде (ред.). Персидская живопись от монголов до Каджаров: исследования в честь Бэзила В. Робинсона . Персидские документы Пембрука, 3. Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris совместно с Центром ближневосточных исследований Кембриджского университета .
- Соучек, Присцилла П. (1975). «Иллюстрированная рукопись «Хронологии древних народов» аль-Бируни». В Питере Дж. Челковски (ред.). Ученый и святой: исследования памяти Абул-Райхана аль-Бируни и Джалал ад-Дина ар-Руми . Нью-Йорк: Центр ближневосточных исследований Агопа Кеворкяна, издательство Нью-Йоркского университета .
- Блэр, Шейла С. (1993). Развитие иллюстрированной книги в Иране . Мукарнас.
- Салиба, Г. (2006). «Аль-Бируни и науки его времени». Религия, обучение и наука в период Аббасидов . Издательство Кембриджского университета . п. 316. ИСБН 0-521-02887-6 .
- Хопкинс, JFP (2006). «Географическая и навигационная литература». Религия, обучение и наука в период Аббасидов . Издательство Кембриджского университета. стр. 405–423. ISBN 0-521-02887-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с «Оставшимися признаками прошлых столетий», на Викискладе?