Грумман А-6 злоумышленник
A-6 злоумышленник | |
---|---|
![]() KA-6D Intruder эскадрильи атаки 34 (VA-34 "Blue Blasters") | |
Общая информация | |
Тип |
|
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Грумман |
Статус | Вышел на пенсию из военного использования |
Основные пользователи | ВМС США |
Номер построен | 693 |
История | |
Производится | 1962–1992 |
Дата введения | 1963 |
Первый полет | 19 апреля 1960 года |
Ушедший на пенсию | 28 апреля 1993 г. (USMC) 28 февраля 1997 г. (USN) |
Превратился в | Northrop Grumman EA-6B Prowler |
Intruder Grumman A-6 -это американский Twinjet Attack атакующий самолет , разработанный и изготовленный американской авиационной компанией Grumman Aerospace и ранее управляемый военно-морским флотом США и корпусом морской пехоты США .
Он был разработан в ответ на требование 1957 года, выданное Бюро аэронавтики для всепогодного самолета для миссий по дальней дальности военно-морского флота, а также с короткой способностью взлета и посадки (STOL) для поддержки морских воздушных сил. Это должно было заменить поршневый двигатель Douglas A-1 Skyraider . Требование позволило один или два двигателя, турбоев или турбовинтового. [ 1 ] Победившее предложение от Grumman использовало два турбоджевых двигателя Pratt & Whitney J52 . Вторжник был первым военно -морским самолетом со встроенной системой планера и вооружений. Работая экипаж из двух в бок о бок на конфигурации сидений, рабочая нагрузка была разделена между пилотом и офицером оружия (Bombardier/Navigator или BN). В дополнение к обычным боеприпасам, он также может нести ядерное оружие , которое будет доставлено с использованием методов бомбардировки . 19 апреля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет .
A-6 служил в военно-морском и корпусе морской пехоты Соединенных Штатов в период с 1963 по 1997 год, в течение которых было прототипировано и производилось несколько вариантов. Двумя из наиболее успешных разработанных вариантов были Prowler EA-6B , специализированное производное электронного войны и версия танка KA-6D. [ 2 ] Он был развернут во время различных зарубежных конфликтов, включая войну во Вьетнаме и войну в Персидском заливе . A-6 был предназначен для замены McDonnell Douglas A-12 Avenger II , но эта программа была в конечном итоге отменена из-за перерасхода средств. Таким образом, когда A-6E запланировано на пенсию, ее миссия точной забастовки была первоначально захвачена Grumman F-14 Tomcat, оснащенным капсулом Lantirn .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В результате справедливой погоды ограничения , управляемого пропеллером, A-1 Skyraider в корейской войне и появлении турбинных двигателей, военно-морской флот Соединенных Штатов выпустил предварительные требования в 1955 году для на основе выезда самолета атаки . Военно -морской флот США опубликовал документ по эксплуатационным требованиям (ORD) для него в октябре 1956 года. Он выпустил запрос предложений (RFP) в феврале 1957 года. [ 3 ] RFP призвал к «бомбардировщику Air Attack Attack, способному ударить врага в любое время». Авторы авиации Билл Ганстон и Питер Гилкрист отмечают, что эта спецификация была сформирована в корейском военном опыте службы, в ходе которого авиационная поддержка часто была недоступна, если не присутствовали в справедливых погодных условиях. [ 4 ]
В ответ на RFP в общей сложности были представлены одиннадцать проектных предложений, в том числе Bell , Boeing , Douglas , Grumman , Lockheed , Martin , North American и Vought . [ 5 ] Отправление Груммана была внутренне обозначена как тип G-128 . [ 4 ] После оценки заявок военно-морской флот США объявил о выборе Grumman 2 января 1958 года. Компания получила контракт на разработку их представления, который был переименован в A2F-1 в феврале 1958 года. [ 6 ]

Команда дизайнеров Grumman возглавляли Роберт Нафис и Лоуренс Мид -младший. [ 4 ] Позже Мид сыграл главную роль в дизайне лунного модуля экскурсии и Grumman F-14 Tomcat . [ 7 ] Команда была распространена между двумя участками, производственным заводом компании в Bethpage и тестирующими заводами на заводе «Военно -морской запасной запас» в Калвертоне . В течение сентября 1959 года дизайн был одобрен Советом по рассмотрению макета. [ 4 ]
Дизайн A2F-1 включал несколько передовых функций для эпохи. В начале 1960-х годов было новое для самолета размером с боец, имея сложную авионику, которая использовала несколько компьютеров. Этот опыт дизайна был принят во внимание НАСА в их решении в ноябре 1962 года выбрать Grumman над другими компаниями, такими как General Dynamics-Convair ( F-111 имел компьютеризированные возможности авионики, сравнимые с A-6, но не летал до 1964 года), чтобы построить Модуль лунной экскурсии, который представлял собой космический корабль небольшого размера с двумя настроенными компьютерами. [ Цитация необходима ]
Программа тестирования
[ редактировать ]Первый прототип YA2F-1, не имеющий радара и навигационной и атаки авионики, совершил свой первый полет 19 апреля 1960 года, [ 8 ] [ 9 ] со вторым прототипом, летящим 28 июля 1960 года. [ 10 ]
Программа испытаний, необходимая для разработки самолета, заняла много времени. Очень продвинутое навигационное оборудование и атакующее оборудование требовало много разработки, и необходимо было внести изменения для исправления аэродинамических недостатков и удаления нежелательных функций. [ 11 ] Распространение воздушных тормозов , которые были установлены на заднем фюзеляже, изменили промывку на горизонтальной хвостовой плане , которая перегружена его приводом, поэтому хвостовая планка была перемещена назад на 16 дюймов (41 см). Более поздняя оценка самолета показала, что воздушные зубцы не были достаточно эффективными в управлении скоростью самолета, и они были перемещены в крыло. [ 12 ] Ранние производственные самолеты были оснащены как воздушными тормозами фюзеляжа, так и воздушными тормозами крыла, хотя вскоре были отключены фюзеляж и были удалены с более поздних самолетов. [ 10 ] Занятый край каждого раскола крыла, образуя гораздо более эффективный скоростный тормоз, который проецировался выше и ниже крыла при расширении.
Руль нуждался в более широком отклике на своей базе, чтобы обеспечить большую открытую зону, чтобы помочь восстановлению спина.
Основным отличием между первыми шестью производственными самолетами и последующими самолетами были реактивные форсунки; В крупнейшей воздухе поддержка морской пехоты требовалась производительность STOL, чтобы работать от внешних полосовых полос. Отклонение реактивного самолета с использованием наклонных хвостовых труб было предложено. Производительность выгоды от изменения угла не стояла, будь то работа от коротких полос или носителей, и они были зафиксированы под углом вниз на 7 градусов. [ 13 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В феврале 1963 года A-6 был представлен для службы в ВМС США; В этот момент этот тип, по словам Ганстона и Гилкриста, «первый по-настоящему всепогодный бомбардировщик в истории». [ 14 ] Тем не менее, ранний опыт работы обнаружил, что самолеты предъявляют очень высокие требования к обслуживанию, особенно в азиатском театре операций, и цифры обслуживания также были низкими. В ответ на военно-морской лаборатории Avionics Lab запустила существенную и длительную программу по повышению как надежности, так и производительности A-6 Avionics Suite. [ 14 ] Успешная производительность A-6 в операциях после этих улучшений завершила предложения по созданию последующих моделей, которые показывали пониженную авионику. [ 15 ]
Различные специализированные варианты A-6 были разработаны, часто в ответ на неотложные военные требования, поднятые во время войны во Вьетнаме . [ 16 ] A -6C , специализированный участник, был одной из таких модель, как и KA-6D , магазином Buddy Store аэрозольный танкер, оснащенный . Возможно, самым сложным вариантом был Prowler EA-6B , специализированное производное электронного войны . Последний вариант, который будет произведен, был A-6E , впервые представленным в 1972 году; Он имеет обширные улучшения авионики, в том числе новый многомодовый радар APQ-148 , а также незначительные усовершенствования планера. [ 16 ] Последний A-6E был доставлен в 1992 году. [ 17 ]
В течение 1980-х годов была запланирована дополнительная модель, обозначенная A-6F . Предназначенный для того, чтобы иметь двигатель General Electric F404 турбовентивное , а также различные улучшения авионики и планера, этот вариант был отменен под предположением, что в рамках разработки McDonnell Douglas A-12 Avenger II будет вступление в производство в ближайшее время. [ 18 ] [ 19 ] Вместо этого была предпринята программа по расширению жизни, включающая в себя повторное покрытие существующего самолета A-6E; Первоначально металлическое крыло было использовано до того, как эпоксидное эпоксидное в композитное крыло. конце 1980 -х годов было разработано [ 20 ] Другие улучшения были введены в флот примерно в это время, включая GPS- приемники, новые компьютеры и радарные наборы, более эффективные двигатели J-52-409, а также повышенную совместимость с различными дополнительными ракетами. [ 21 ]
Дизайн
[ редактировать ]Вторжник Grumman A-6 представляет собой двухместный двухместный моноплан с двумя двигателями, оснащенный для выполнения миссий атаки на основе носителей независимо от преобладающей погоды или условий освещения. [ 4 ] В кабине использовалось необычное двойное ветровое стекло и расположение сидений бок о бок , в котором пилот сидел на левом сиденье, в то время как бомбардировщик/навигатор (BN) сидел вправо и немного ниже, чтобы дать пилоту адекватный вид на это сторона. В дополнение к радиолокационному дисплею для BN, уникальной функцией приборов для пилота представлял собой экран катодной лучевой трубки, который был известен как вертикальный индикатор дисплея (VDI). Этот дисплей предоставил синтетическое представление мира перед самолетом, а также рулевые сигналы, предоставленные BN, обеспечивая навигацию и атаку ночью и при любых погодных условиях. [ 15 ]
Крыло A-6 было относительно эффективным на дозвуковых скоростях, особенно по сравнению с сверхзвуковыми бойцами, такими как McDonnell Douglas F-4 Phantom II , которые также ограничены дозвуковыми скоростями при переносе полезной нагрузки бомб. Крыло было также разработано, чтобы обеспечить благоприятный уровень маневренности, даже несмотря на значительную нагрузку на бомбу. Очень похожее крыло будет нанесено на опор на более поздних сверхзвуковых Swing-Wing Grumman F-14 Tomcat, а также с похожим шасси. [ 22 ]
В течение своего дня у злоумышленника была сложная авионика с высокой степенью интеграции. [ 4 ] Чтобы помочь в выявлении и изолировании неисправности оборудования, самолет был предоставлен автоматические диагностические системы, некоторые из самых ранних компьютерных аналитических оборудования, разработанных для самолетов. Они были известны как базовое автоматизированное оборудование для проверки, или BACE (произносится как «база»). Было два уровня, известные как «Line Bace», чтобы определить конкретные неисправные системы в самолете, в то время как в ангаре или на линии полета; и «Shop Bace», чтобы заниматься и анализировать индивидуальные неисправные системы в магазине технического обслуживания. Это оборудование было изготовлено Litton Industries . Вместе система BACE значительно сократила техническое обслуживание в час полета, что является ключевым показателем стоимости и усилий, необходимых для поддержания работы военных самолетов. [ Цитация необходима ]
Злоумышленник был оснащен для ношения ядерного оружия ( B43 , B57 , B61 ), которое было бы доставлено с использованием полуавтоматической бомбардировки .
Оперативная история
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Август 2011 ) |
Вступление в службу и войны во Вьетнаме
[ редактировать ]

Вторжник получил новое стандартизированное в США обозначение A-6A осенью 1962 года и вступил в службу эскадрильи в феврале 1963 года. С середины 1960-х по 1990-е годы и в качестве воздушного танка либо в выделенной версии KA-6D, либо с использованием магазина приятелей (D-704). Принимая во внимание, что A-6 выполнил всепогодную роль USN и USMC всепогодную атаку/ударную миссию, эта миссия в ВВС США была обслуживалась Республикой F-105 Thunderchief , а затем F-111 , последняя, которая также увидела ее более раннее F Варианты -111A преобразованы в радарский бродяга в качестве ворона EF-111 , аналогичного USN и USMC EA-6B Prowler.
Вторжники A-6 впервые увидели действие во время войны во Вьетнаме , где ремесло широко использовалось против целей во Вьетнаме . Большая и тяжелая полезная нагрузка самолета (18 000 фунтов или 8200 килограммов) в сочетании с его способностью летать в любую погоду, сделала его неоценимым во время войны. Тем не менее, его типичный профиль миссии по лету, чтобы обеспечить свою полезную нагрузку, сделала его особенно уязвимым для зенитного пожара, и в восемь лет злоумышленник использовался во время войны во Вьетнаме, военно-морской флот США и корпус морской пехоты США потеряли в общей сложности 84 А. -6 самолеты различных серий. Первая потеря произошла 14 июля 1965 года, когда злоумышленник из VA-75, работающий из USS Independence , летал лейтенантом Дональдом Бекром и лейтенантом Дональдом Итоном, начал погружение по цели возле Лаоса. Взрыв под правым крылом повредил правый борт двигателя, что привело к выходу из строя самолета, а гидравлика не удалась. Через несколько секунд, двигатель порта вышел из строя, элементы управления замерзли, и два члена экипажа выбросили. Оба члена экипажа выжили.

Из 84 злоумышленников, потерянных по всем причинам во время войны, десять были сбиты ракеты поверхности-воздуха (SAMS), два были сбиты MIGS, 16 были потеряны по эксплуатационным причинам, а 56 были потеряны для обычного наземного огня Ааа . Последний злоумышленник, потерянный во время войны, был от VA-35 , который летал LT CM Graf и Lt Sh Hatfield, работающим из USS America ; Они были сбиты из -за наземного пожара 24 января 1973 года, обеспечивая тесную воздушную поддержку. Воздушители выбросили и были спасены военно -морским вертолетом. Двадцать авианосцев ВМС США повернулись через воды Юго -Восточной Азии, обеспечивая воздушные удары, с начала 1960 -х до начала 1970 -х годов. Девять из этих перевозчиков потеряли а-6 злоумышленников: USS Constellation проиграл 11, USS Ranger проиграл восемь, USS Coral Sea потерял шесть, USS Midway потерял два, USS Independence потеряла четыре, USS Kitty Hawk проиграла 14, USS Saratoga потеряла три, USS USS Enterprise Enterprise проиграл Восемь, а USS America потеряла два. [ 23 ] Несмотря на способность выходить на борту авианосцев, большинство нарушителей морской пехоты США A-6 были базируются в Южном Вьетнаме в Чу Лай и Дананге , а также в Нам-Фонге , Таиланд .
Ливан и более поздние действия
[ редактировать ]Позднее злоумышленники A-6 использовались в поддержку других операций, таких как многонациональные силы в Ливане в 1983 году. 4 декабря один LTV A-7 Corsair II и один злоумышленник были сбиты сирийскими ракетами. Пилот злоумышленника, лейтенант Марк Ланге, и Bombardier/Navigator Lieutenant Роберт «Бобби» Гудман , выброшенные непосредственно перед аварией; [ 24 ] Ланге умер от своих травм, в то время как Гудман был захвачен и доставлен сирийцами в Дамаск, где он был освобожден 3 января 1984 года. Позже, в 1980-х годах, два военно-морских резерва A-7 Corsair II Squadrons, VA-205 и VA-304 , были восстановлены как эскадрильи средней атаки с A-6E в NAS Atlanta , Джорджии и Nas Alameda , штат Калифорния, соответственно.
Злоумышленники также увидели действие в апреле 1986 года, действующих из авианосцев USS America и Coral Sea во время бомбардировки Ливии ( операция каньона Эльдорадо ). Вовлеченными эскадронами были VA-34 «синие бластеры» (из USS America ) и VA-55 «Уоржеса» (от USS Coral Sea ).

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году военно-морской флот США и корпуса морской пехоты США A-6 пролетели более 4700 боевых вылетов, обеспечивая тесную авиационную поддержку, разрушая защиту воздуха врага, нападая на военно-морские подразделения иракски и достигая стратегических целей. Они также были основной ударной платформой ВМС США для доставки бомб с лазером . [ 25 ] Военно-морской флот США управлял ими из авианосцев USS Saratoga , USS John F. Kennedy , USS Midway , USS Ranger , USS America и USS Theodore Roosevelt , в то время как американский морский корпус A-6 управлял на берегу, в первую очередь от Shaikh Isa Air Base в Бахрейне. Три A-6 были сбиты в бою Sams и AAA. [ 26 ]
Большой тупой нос и стройный хвост злоумышленника вдохновил ряд прозвища, в том числе «Double Ugly», «Mighty Alpha Six», «Железный головастик», а также «барабанщик». [ 27 ]
После войны в Персидском заливе злоумышленники использовались для патрулирования зоны без летав в Ираке и обеспечивали авиационную поддержку американских морских пехотинцах во время операции «Восстановить надежду» в Сомали. Последний злоумышленник A-6E покинул США Морской Корпус Службы 28 апреля 1993 года. [ 28 ]
Военно-морской флот A-6 увидел дальнейшую пошлину над Боснии в 1994 году.
4 июня 1996 года во время RIMPAC военно-морской флот США A-6E, выполняющий необычную задачу для буксировки цели по обучению экипажей ВМС японского военно-морского флота, была ошибочно вовлечена и сбит японским эсминцем JS Yūgiri своим пистолетом Phalanx CIWS . И пилот, и BN выброшены и были восстановлены. [ 29 ] [ 30 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Несмотря на производство новых планеров в серии Number Bureau Bureau Bureau (BUNO) непосредственно до и после войны в Персидском заливе, дополненной программой повторного обмена старых планерами, A-6E и KA-6-й были быстро покинуты в середине середины. 1990-е годы в военно-морском военно-морском военно-морском флоте, управляемое Управлением министра защиты, чтобы уменьшить количество различных типов/модели/серии (T/M/S самолетов в Air Wings Carrier и группах морских самолетов США.
A-6 был предназначен для замены McDonnell Douglas A-12 Avenger II , но эта программа была отменена из-за перерасхода средств. [ 31 ] Злоумышленник оставался в эксплуатации еще несколько лет, прежде чем вышел на пенсию в пользу Lantirn -Dableded F-14D Tomcat , который, в свою очередь, был заменен Super Hornet F/A-18e/F в темноте США и двойным сиденьем F/A-18D Hornet в корпусе морской пехоты США. В течение 2010-х годов программа наблюдения и забастовки, запускаемая беспилотные авиации, была в какой-то момент, предназначенная для того, чтобы создать преемника беспилотного летательного аппарата (БПЛ) для продолжительного удара злоумышленника, но инициатива с тех пор изменила приоритеты к миссии танкера вместо этого вместо этого. Полем [ 32 ] Последние злоумышленники были на пенсии 28 февраля 1997 года.
Многие в оборонном заведении США в целом и военно-морской авиации в частности, подвергли сомнению мудрость перехода к более короткой силе забастовки на основе носителей, представленной Хорнетом и Супер Хорнетом, по сравнению с самолетами старшего поколения, такими как злоумышленник и Томкат. Тем не менее, доступность USAF Boeing KC-135 Stratotanker и McDonnell Douglas KC-10 Extender Tankers, модифицированные для размещения тактических самолетов USN, USMC и NATO во всех недавних конфликтах, были рассмотрены некоторыми старшими принятием решения в защите, чтобы поставить меньшую премию. О органических возможностях заправки в воздухе в авиаперевозчике ВМС США и автономном ассортименте на основе авианосцев. Хотя злоумышленник не мог сравниться с скоростью F-14 или скорости F/A-18 или воздушного боя, диапазон A-6 и способность носить нагрузку все еще не имеют себе равных новых самолетов в парке. [ 19 ]
Во время выхода на пенсию несколько вышедших на пенсию планера A-6 ожидали перемешивания на заводе Northrop Grumman в аэропорту Сент-Августина , штат Флорида; Позже они были потоплены у побережья округа Сент -Джонс , штат Флорида, чтобы сформировать рыбную гавань под названием «Intruder Reef». [ 33 ] Выжившие самолеты, оснащенные новыми крыльями, а более поздние производственные самолеты (то есть, серия Buno 164xxx), не предназначенные для музейного или не летательного статического дисплея, хранились в Центре хранения Amarg на базе ВВС Дэвис-Монтан в Аризоне. [ 34 ]
Варианты
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Август 2011 ) |
YA-6A и A-6A
[ редактировать ]
Восемь прототипов и самолетов предварительного производства иногда упоминались с обозначением YA-6A . [ 35 ] Они использовались в разработке и тестировании злоумышленника A-6A.
Первоначальная версия злоумышленника была построена вокруг комплексного и передового набора Diane (Digital Integrated Attack/Navigation Equipment), предназначенной для обеспечения высокой степени точность бомбардировок даже ночью и в плохую погоду. Дайан состояла из нескольких радиолокационных систем: системы Norden AN/APQ-92 Поиск радар, заменяющего AN/APQ-88 YA-6A, и отдельный AN/APG-46 для отслеживания, радар AN/APN-141 и экологически /APN-122 Допплеровский навигационный радар Litton AN/ASN-31 для предоставления обновлений позиции для инерционной навигационной системы . Компьютер воздушных данных и баллистический компьютер AN/ASQ-61 интегрировали радиолокационную информацию для Bombardier/Navigator в правом сиденье. Системы TACAN и ADF также были предоставлены для навигации. Когда это сработало, Дайан была, пожалуй, самой способной системой навигации/атаки своей эпохи, давая злоумышленнику способность летать и сражаться даже в очень плохих условиях (особенно важно над Вьетнамом и Таиландом во время войны во Вьетнаме ). Он страдал от многочисленных проблем с прорезыванием зубов, и это было за несколько лет до того, как ее надежность была установлена.

Общее производство A-6A составило 480, за исключением прототипа и самолетов допроизводства. [ 35 ] В общей сложности 47 A-6A были преобразованы в другие варианты. [ 35 ]
A-6B
[ редактировать ]Чтобы обеспечить эскадрильи ВМС США с самолетами подавления обороны , чтобы атаковать вражескую зенитную оборону и SAM Systems, миссия, получившая название « Железная рука » ВМС США, 19 A-6A были преобразованы в версию A-6B в течение 1967 по 1970 год. [ 36 ] У A-6B было удалено много стандартных систем атаки в пользу специализированного оборудования для обнаружения и отслеживания радарных участков противника, а также для направления AGM-45 и стандартных противорародных ракет AGM-78 с заменой радара AN/APQ-103 ранее AN/APQ-92, используемый в A-6A, а также навигационный радар AP/APN-153, заменяющий более раннее AN/APN-122, снова используется в A-6A.
В период с 1968 по 1977 год несколько эскадронов злоумышленников управляли A-6BS вместе со своими обычными A-6A. Пять были потеряны по всем причинам, а выжившие самолеты были позже преобразованы в стандарт A-6E в конце 1970-х годов.
A-6C
[ редактировать ]
12 A-6A были преобразованы в 1970 году в стандарт A-6C для миссий по ночной атаке против тропы Хо Ши Мин во Вьетнаме. Они были оснащены мультисенсором (TRIM) «Тропами/дорожными промежутками» (TRIM) в фюзеляже для флир и телевизионных камер, а также систему обнаружения зажигания двигателя «Черная ворона». Радары также были обновлены, с заменой AN/APQ-112, заменяющей более ранний AN/APQ-103, и навигационный радар AN/APN-186, заменяющий более ранний AN/APN-153. Значительно улучшенный Sperry Corporation AN/APQ-127 радар заменил радар управления огнем AN/APG-46. Один из этих самолетов был потерян в бою; Позже остальные были переоборудованы до стандарта A-6E после войны.
Ка-6д
[ редактировать ]
Чтобы заменить как KA-3B, так и EA-3B SkyWarrior в начале 1970-х годов, 78 A-6AS и 12 A-6E были преобразованы для использования в качестве самолета танкера , обеспечивая аэродинамическую поддержку для других ударов. Система Дианы была удалена, и была добавлена внутренняя система заправки, иногда дополняющая заправкой D-704 на центральной линии пилона. Теоретически KA-6D может использоваться в роли дня/визуальной бомбардировки, но, очевидно, никогда не было, причем стандартная загрузка-четыре топливных бака. Поскольку он был основан на платформе тактической авиации, KA-6D предоставил возможность для танкировки миссии, возможность не отставать от удара самолета и заправлять их в ходе миссии. Несколько Ka-6ds отправились в море с каждой эскадрилья злоумышленников. Их операция была интегрирована в эскадрильи злоумышленников, так как экипаж A-6 был обучен управлять как самолетами, так и Natops, которые покрывали как A6, так и KA-6D. Эти самолеты всегда были в дефиците и часто были «поперечными» от возвращающегося перевозчика к исходящему. Многие планеры KA-6 имели серьезные ограничения G, а также растяжение фюзеляжа из-за почти непрерывного использования и большого количества катапульты и ловушек. Уходящее на пенсию самолета оставило разрыв в военно -морских военно -морских и корпусах морской пехоты. Не менее 16 Ka-6d обслуживается в ВОЙНА ГЛАВНА . [ 37 ] Военно-морской флот Lockheed S-3 Viking заполнил этот разрыв, пока новый F/A-18e/F Super Hornet не стал работоспособным.
A-6E
[ редактировать ]
Окончательная атака версии злоумышленника с значительно обновленными системами навигации и атаки, представленной в 1970 году и впервые развернута 9 декабря 1971 года. Раннее отдельное поиск и трек (управление огнем) Одиночный мультимодный радар Norden AN/APQ-148 и встроенные компьютеры с более сложной (и, как правило, более надежной) системой на основе IC, в отличие от технологии дискретной транзисторы от A-6A. Была добавлена новая инерциальная навигационная система AN/ASN-92, наряду с CAINS (инерциальная навигационная система авианосца) для большей точности навигации.

Начиная с 1979 года, все A-6E были оснащены сбором AN/AAS-33 DRS (обнаружение и дистанция), частью системы «распознавание цели и атака мультисенсорной» (трамвайная), небольшая гироскопически стабилизированная башня, монтированная Под носом самолета, содержащий инфра-красный (FLIR), привязанный к лазерному точечному трекеру/назначению и IBM AN/ASQ-155 компьютером . Трамвай был сопоставлен с новым радаром Norden AN/APQ-156. BN может использовать как трамвайные изображения, так и радиолокационные данные для чрезвычайно точных атак или использовать только трамвайные датчики для атаки без использования радара злоумышленника (который может предупредить цель). Трамвай также позволил злоумышленнику автономно назначать и отбрасывать бомбы с лазером . Кроме того, злоумышленник использовал воздушный индикатор движущейся цели (AMTI), который позволил самолету отслеживать движущуюся цель (например, бак или грузовик) и сбросить на него боеприпасы, даже если цель движется. Кроме того, компьютерная система позволила использовать Offset Aim Point (OAP), предоставив экипажу возможность падать на целевой невидимой на радаре, отметив координаты известной цели поблизости и входя в диапазон смещения и приносят невидимый цель.
В 1980-х годах трамвайные самолеты A-6E были преобразованы в версию A-6E «Улучшение системы управления оружием» (WCSI) для расширения возможностей оружия. Это добавило способность носить и нацелиться на некоторое из точного оружия в первом поколении, таких как ракета Harpoon AGM-84 и шкипер AGM-123 . Самолет WCSI в конечном итоге был изменен, чтобы иметь ограниченную способность использовать ракету AGM-84E Slam Stoff Land Attack. Поскольку ракеты Harpoon и Slam имели общие интерфейсы связи, самолеты WCSI могли нести ракеты с огнем, но ему потребовались ближайший проход A-6E, чтобы направить их к цели.
В начале 1990-х годов некоторые выжившие A-6E были обновлены в рамках SWIP (программа улучшения систем/оружия), чтобы они могли использовать новейшие боеприпасы, в том числе Mavericks AGM-65 , AGM-84E Slams, AGM-62 и AGM-88 вредит анти-радиационной ракету , а также дополнительные возможности с гарпуном AGM-84. Компессор был добавлен в компьютерную систему AN/ASQ-155 для реализации необходимых цифровых интерфейсов MIL-STD-1553 для пилонов, а также дополнительную панель управления. После серии проблем с крыльями, около 85% флота были оснащены новым графитом/эпоксидным/титановым/алюминиевым композитным крыльями. Новые крылья оказались смешанным благословением, поскольку композитное крыло более жесткое и передает большую силу в фюзеляж, ускоряя усталость в фюзеляже. В 1990 году было принято решение о прекращении производства A-6. В течение 1970-х и 1980-х годов A-6 находился в низком уровне производства четырех или пяти новых самолетов в год, что достаточно, чтобы заменить в основном случайные потери. Окончательный производственный заказ был для 20 самолетов конфигурации SWIP с композитными крыльями, доставленными в 1993 году.
Модели A-6E составили 445 самолетов, около 240 из которых были преобразованы из более ранних моделей A-6A/B/C.
A-6F и A-6G
[ редактировать ]Advanced A-6F Intruder II был предложен в середине 1980-х годов, который заменил бы пожилые Pratt & Whitney J52 турбонежные турбиты , которые не A-Afterburning версии General Electric F404 Turboun, используемые в Hornet F/A-18, обеспечивая существенные улучшения. как в энергетике, так и в экономии топлива. У A-6F была бы совершенно новая авионика , в том числе Norden AN/APQ-173 синтетическая апертуру и многофункциональные дисплеи кабины-APQ-173 дал бы способность злоумышленника с воздухом с положением для целей. 120 Amraam . Были добавлены два дополнительных пилона крыла, в общей сложности семь станций.
Хотя было построено пять самолетов разработки, ВМС США в конечном итоге решил не разрешать A-6F, предпочитая сосредоточиться на A-12 Avenger II . Это оставило службу в затруднении, когда A-12 был отменен в 1991 году.
Грумман предложил более дешевую альтернативу в A-6G , которая имела большую часть передовой электроники A-6F, но сохранил существующие двигатели. [ 39 ] Это тоже было отменено.
Электронные версии войны
[ редактировать ]
Электронная война (EW)/ Электронные контрмеры (ECW) была разработана в начале жизни самолета для USMC , которая нуждалась в новой платформе ECM, чтобы заменить свои пожилые Skyknights F3D-2Q . EW-версия злоумышленника, первоначально обозначенная A2F-1H (а не A2F-1Q, поскольку «Q» разделял, чтобы отнести его на пассивную электронную войну и «H» для активного) и впоследствии переименован EA-6A , сначала полетел на 26 апреля 1963 года. У него был бункер-рамо AN/ALQ-86 ECM Suite, причем большинство электроники содержалось на стручке в форме грецкого ореха на вертикальном плавнике. Они были оснащены радаром управления огнем AN/APQ-129 и теоретически способны запустить ракету AGM-45 Shrike Anti-Radiation , хотя они, по-видимому, не использовались в этой роли. Навигационный радар является/APN-153.
Было построено только 28 EA-6AS (два прототипа, 15 новых зданий и 11 конверсий A-6A), служащие в эскадрильях корпуса морской пехоты США во Вьетнаме . В середине 1970-х годов он был поэтапен в середине 1970-х годов, оставаясь в резервных подразделениях VMCJ с USMC, а затем военно-морским флотом Соединенных Штатов в специализированных подразделениях VAQ, в первую очередь для учебных целей. Последний EA-6A был вышел на пенсию к 1993 году.
Гораздо более высокоспециализированной производной от злоумышленника был Prowler EA-6B , имеющий «растянутый» планер с двумя дополнительными операторами систем и более комплексными системами для ролей в электронных войнах и Sead . Производная AN/APQ-156, AN/APS-130 был установлен в качестве основного радара для EA-6B. Навигационный радар был обновлен до APS-133 с AN/APN-153 на EA-6A. Всего было произведено 170. EA-6B взял на себя обязанности военно -военно-военно-военно-военно- воздушных сил США , когда DOD решил позволить ВМС США справиться со всеми электронными миссиями войны. Prowler был заменен Growler EA-18G в военно-морском флоте США и ушел в отставку с службы USMC в 2019 году.
Вариант списка
[ редактировать ]- YA2F-1
- Самолет с предварительным производством, восемь построенных с первыми четырьмя с вращающимися струйными выхлопными трубами, переименовал YA-6A в 1962 году. [ 40 ]
- A2F-1
- Первый производственный вариант с фиксированной хвостовой трубой, 484 встроенными, переименован в A-6A в 1962 году. [ 40 ]
- YA2F-1H
- Прототип вариант электронных войн, один из которых был изменен из A2F-1, переименовал Ye-6A в 1962 году. [ 40 ]
- A2F-1H
- Электронный вариант войны A2F-1 переименовал EA-6A в 1962 году [ 40 ]
- YA-6A
- Предварительное производство самолетов переименовано из YA2F-1 в 1962 году. [ 40 ]
- A-6A
- Первый производственный вариант переименован в A2F-1 в 1962 году. [ 40 ]
- Да-6а
- Один вариант электронных войн YA2F-1H, перепроектированный в 1962 году. [ 40 ]
- Of-6a
- Электронные варианты войны, переименованные в A2F-1H, имели переработанный плавник и руль и добавление радома ECM, способного нести подпреды ECM, три ya-6A и четыре A-6A, преобразованные и 21 построенные. [ 40 ]
- Na-6a
- Передоучение трех я-6 и трех A-6as. Шесть самолетов были изменены для специальных испытаний. [ 40 ]
- NEA-6A
- Один самолет EA-6A был изменен для специальных испытательных целей. [ 40 ]
- Дом
- Предлагаемый вариант тренера с трехместным, не построенным. [ 40 ]
- A-6B
- Вариант оснащен авионикой для подавления вражеской воздушной защиты (SEAD), 19 конверсий A-6A. [ 15 ]
- Of-6B Prowler
- Электронный вариант Warfare A-6A с более длинным фюзеляжем для четырех экипажей. [ 40 ]
- Да-6B
- Обозначение двух прототипов EA-6B, которые были изменены для специальных испытательных целей.
- A-6C
- Преобразование A-6A для роли атаки низкого уровня с электрооптическими датчиками, двенадцать преобразовано. [ 40 ]
- Ка-6д
- A-6A преобразование для переработки полета, 58 преобразовано. [ 40 ]

- A-6E
- A-6A с улучшенной электроникой. [ 40 ]
- A-6E TAMM
- A-6E обновляется с помощью мультисенсорной или "трамвайной" атаки AN/AAS-33. Способен сбросить лазерные бомбы без целевого стручка. Также может нести арпун AGM-84 . [ 41 ]
- A-6e Swip
- A-6E трамвай обновлен с помощью RWR AN/ALR-67 и способности нести вред AGM-88 , AGM-62 Walleye , AGM-84E Slam и AGM-65 Maverick . У нескольких версий были новые композитные крылья. [ 41 ]
- A-6F Intruder II
- Расширенная версия с обновленной электроникой и General Electric F404 Turbofans; Только 5 построено.
- A-6G
- Предложенная более дешевая альтернатива A-6F, с ее продвинутой электроникой, но существующими турбоятами J52.
- G-128-12
- Несовершенное одноподватное предложение на основе A-6 для конкуренции VA (L) для замены A-4 Skyhawk на основе существующего дизайна. Контракт в конечном итоге присуждается LTV A-7 Corsair II . [ 42 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВМС США (1963–1997))
- Корпус морской пехоты США (1963–1993)
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]



- YA-6A
- 147865 - Черри -Пойнт Исторический авиационный парк , Хэвлок, Северная Каролина ; [ 43 ] отображается как EA-6A.
- 147867 - Музей Аллегани Оружейной и Оружейной Арургии, Смерпорт, Пенсильвания [ 44 ]
- Ка-6д
- 149482 - Nas Whidbey , Oak Harbour, Вашингтон ; [ 45 ] отображается как A-6E.
- 151826 - Мемориальный парк линкора , Мобил, Алабама ; [ 46 ]
- 152910 - Музей Авиации Окленда , Окленд, Калифорния [ 47 ]
- A-6E
- 151782 - Музей USS Midway , Сан -Диего, Калифорния [ 48 ]
- 152599 - Музей Patriots Point Naval & Maritime, Маунт -Плезант, Южная Каролина [ 49 ]
- 152603 - Муниципальный аэропорт Ричмонда, Ричмонд, Индиана [ 50 ]
- 152907 - Nas Whidbey, Oak Harbor, Вашингтон [ 51 ]
- 152923 - станции Cambers Felie / Норфолк -военно -морской [ 52 ]
- 152935 - Музей аэросконов Империи , Гленвилл, Нью -Йорк, Нью -Йорк [ 53 ]
- 152936 - Военно -морской музей вооружений и технологий военно -морского вооружения Соединенных Штатов, NCC China Lake (North), Ridgecrest, California [ 54 ]
- 154131 - Уокер Филд Колорадо Парк, Гранд Джанкшн, Колорадо [ 55 ]
- 154162 - Музей воздуха Палм -Спрингс , Палм -Спрингс, Калифорния [ 56 ]
- 154167- Стивен Ф. Удвар-Хейзинг Центр , Намс , Вашингтон, округ Колумбия [ 57 ]
- 154170 - Музей авиации Flying Leatherneck , MCAS Miramar , Сан -Диего, Калифорния [ 58 ]
- 154171 - Музей Звездных Уорблдов , Пасо Роблс, Калифорния [ 59 ]
- 155595 - Музей воздуха Тихоокеанского побережья , Санта -Роза, Калифорния [ 60 ]
- 155610 - Национальный музей военно -морской авиации , Nas Pensacola , Pensacola, Флорида [ 61 ]
- 155627 - Nas Fallon , Fallon, Nevada [ 62 ]
- 155629 - Музей авиации Гикори , Гикори, Северная Каролина [ 63 ]
- 155644 - Музей воздуха Янка , Чино, Калифорния [ 64 ]
- 155648 - Центр истории авиации и технологий , Доббинс Арб (ранее Атланта Нэс), Атланта, Джорджия [ 65 ]
- 155661 - лагеря Музей и Мемориальный парк и Мемориальный парк, лагерь, Флорида [ 66 ]
- 155713- Музей Pima Air & Space (рядом с Дэвис-Монтан АФБ ), Тусон, Аризона [ 67 ]
- 156997 - Музей военно -морского воздуха Патуксент Ривер , Nas Patuxent River , Лексингтон -парк, Мэриленд [ 68 ]
- 157001 - Контрольный пункт военно -морского инвентаря, Филадельфия, Пенсильвания [ 69 ]
- 157024 - Центр генерального снабжения, Ричмонд, Вирджиния [ 70 ]
- 158532 - USS Lexington Музей , Корпус Кристи, Техас [ 71 ]
- 158794 - Музей полета , Сиэтл, Вашингтон [ 72 ]
- 159567 - Центр военно -морских военных войн Далгрен, Далгрен, Вирджиния [ 73 ]
- 159568 - Patuxent River NAS , Lexington Park, Maryland [ 74 ]
- 159579 - Музей Castle Air , Atwater, California [ 75 ] [ неудачная проверка ]
- 159901 - Naf El Centro , El Centro, Калифорния [ 76 ]
- 160995 - Музей воздуха Янка , Чино, Калифорния [ 77 ]
- 161676 - Мемориальный парк ветеранов округа Ли, Уильямспорт, Пенсильвания [ 78 ]
- 162182 - Музей Варбид -Команда Valiant Air , региональный аэропорт Космического побережья , Титусвилл, Флорида [ 79 ]
- 162195 - Музей аэрокосмической промышленности Сан -Диего , Сан -Диего, Калифорния [ 80 ]
- 162206 - Музей воздуха и космической космос Орегона , Юджин, Орегон [ 81 ]
- 164378 - Авиационная выставка Восточной Каролины, Хавелок, Северная Каролина [ 82 ]
- 164384 - Мемориальный парк Груммана, Лонг -Айленд, Нью -Йорк [ 83 ]
- A-6f
- 162184 - Cradle of Aviation Museum , Garden City, Нью -Йорк [ 84 ]
- 162185- Бесстранный музей морского пространства , Нью-Йорк, Нью-Йорк , Нью-Йорк [ 85 ]
Спецификации (A-6E)
[ редактировать ]

Данные из All The World's All All Aircraft 1982–83 [ 86 ] Самолетные бомбардировщики: от Messerschmitt Me 262 до Stealth B-2 [ 87 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 (пилот, бомбардировщик/навигатор)
- Длина: 54 фута 9 в (16,69 м)
- Размах крыльев: 53 фута 0 в (16,15 м)
- Ширина: 25 футов 2 в (7,67 м) крыло сложено
- Высота: 16 футов 2 в (4,93 м)
- Область крыла: 528,9 кв. Футов (49,14 м. 2 )
- Соотношение сторон : 5,31: 1 [ 88 ]
- Пустой вес: 26 660 фунтов (12 093 кг)
- Максимальный вес взлета: 60 400 фунтов (27,397 кг) (операции на основе берега)
- Топливная емкость: 2 385 галстур США (1 986 IMP GAL; 9,030 л) (внутреннее топливо)
- Коэффициент перетаскивания с нулевым подъемом : 0,0144 [ 88 ]
- Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney J52 -P8b Турбоксетс , 9300 фунтов (41 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 560 кН (640 миль в час, 1040 км/ч) на уровне моря
- Скорость круиза: 412 кН (474 миль в час, 763 км/ч)
- Скорость стойла: 98 кН (113 миль в час, 181 км/ч) (взлоты вниз)
- Никогда не превышайте скорость : 700 кН (810 миль в час, 1300 км/ч)
- Диапазон боевых действий: 878 нм (1010 миль, 1 626 км) (с максимальной полезной нагрузкой)
- Диапазон паром: 2,818 нми (3,243 миль, 5,219 км)
- Потолок обслуживания: 42 400 футов (12 900 м)
- G Ограничения: от -2,4 до 6,5
- Уровень подъема: 7620 футов/мин (38,7 м/с)
- Подъем к драгу: 15.2 [ 88 ]
- Взлета до 50 футов (15 м): 4530 футов (1380 м)
- Посадочный пробег с 50 футов (15 м): 2540 футов (770 м)
Вооружение
- Жесткие точки: пять жестких точек с мощностью 3600 фунтов (1600 кг) каждая (4 под крыльями, 1 под фюзеляжем), общая сумма 18 000 фунтов (8200 кг), с положениями о сочетаниях: комбинации:
- Ракеты:
- Ракеты:
- AGM-45 Shrike Anti-Radar ракета [ 89 ] × 2
- AGM-78 Стандартная антирадовая ракета ARM [ 90 ] × 2
- AGM-62 Glide Glide Bomp [ 91 ]
- AGM-65 Маверик [ 91 ] × 6
- AGM-84 Гарпунская анти-корабль [ 91 ] / AGM-84E противопоставленного атаки ракета атаки на землю [ 92 ] × 4
- AGM-88 вреда антирадарской ракеты
- AGM-123 Шкипера
- AIM-9 Sidewinder Air-air ракета [ 93 ]
- ADM-141 стала приманки Ракеты [ 94 ]
- Бомбы:
- 28 × Mk 82 500 фунтов (227 кг) бомбы GP или Mk 20 Rockeye II Cluster Bomb Bomb [ 89 ] [ Примечание 1 ]
- 13 × Mk 83 1000 фунтов (454 кг) GP Bombs [ 89 ]
- 5 × Mk 84 2000 фунтов (907 кг) бомбы GP [ 89 ]
- 5 × GBU-12 / 16/10 с бомбы лазерным управлением
- 5 × CBU-72 Топливные взрывчатые вещества [ 89 ]
- До трех B43 , B57 или B61 ядерного оружия [ 89 ]
- Другой:
- MK 60 Captor Mine
- До 5 × 300 США Гал (250 IMP GAL; 1100 л) капельные резервуары
- Различные тренировочные магазины, чафф -пусковые установки, багажные стручки, вспышки [ 89 ]
- Ракеты:
Примечательные выступления в СМИ
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список несчастных случаев и инцидентов с участием злоумышленника Grumman A-6
- Список самолетов атаки
- Список военных самолетов Соединенных Штатов
- Список военных самолетов военных воздушных воздушных судов США
- Список военной электроники Соединенных Штатов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^, Который технически способен переносить 30 бомб, заднее внутреннее положение множественных стеллаж с эжектором на жестких точках 2 и 4 (внутреннее крыло) должно было быть прозрачным, чтобы шасси мог свободно отозвать.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ https://archive.org/details/202417484a6intruder/page/n5/mode/2up , p. 3
- ^ «K-90866 KA-6D INTRUDER TANKER SANDERED» . Военно -морская история и команда наследия . Получено 7 августа 2024 года .
- ^ Jenkins 2002, с. 5–6.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Gunston and Gilchrist 1993, p. 209
- ^ Jenkins 2002, с. 6–7.
- ^ Jenkins 2002, p. 7
- ^ «Лоуренс Мид -младший, аэрокосмический инженер, умирает в 94.» The New York Times , 30 августа 2012 года.
- ^ Jenkins 2002, p. 11
- ^ Dorr World Air Power Journal Spring 1993, p. 40
- ^ Jump up to: а беременный Dorr World Air Power Journal Spring 1993, p. 41
- ^ Самолеты Grumman с 1929 года , Рене Дж. Франциллон, ISBN 0 85177 835 6 , P. 431
- ^ https://archive.org/details/202417484a6intruder/page/n5/mode/2up , с.5
- ^ Атаковать самолеты Запада , Билл Ганстон 1974, ISBN 0 7110 0523 0 , P. 225
- ^ Jump up to: а беременный Gunston and Gilchrist 1993, с.210.
- ^ Jump up to: а беременный в Эндрюс, Хэл (сентябрь -октябрь 1997 г.). «Жизнь злоумышленника». Военно -морские авиационные новости . Тол. 79, нет. 6. С. 8–16.
- ^ Jump up to: а беременный Ганстон и Гилкрист 1993, с. 210-211.
- ^ "Northrop Grumman" . Flight International. 23 октября 1996 г.
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 211.
- ^ Jump up to: а беременный Тримбл, Стивен (4 апреля 2011 г.). «Военно -морская авиация США вернулась на подъем» . Flight International.
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 211-212.
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 212.
- ^ Gunston and Spick 1983, [ страница необходима ]
- ^ Хобсон 2001, с. 269–270.
- ^ «4 декабря 1983 года» . 1983 год . История выброса. 23 июня 2011. Архивировано с оригинала 21 сентября 2013 года . Получено 11 сентября 2013 года .
A-6E трамвай Buno 152915 Кодированный AC, сторона № 556 VA-85 "Черные соколы" ... возле Кфара Салвана, 15 я из Бейрута, Ливан, сбитый сирийским Сэмом-7 во время бомбардировки. Лейтенант Марк "Допплер" Ланге изгнал ... BN Роберт О. "Бобби" Гудман выбросил ...
- ^ "A-6E злоумышленник". Архивировано 22 июля 2011 года в Wayback Machine Национальном музее военно -морской авиации . Получено: 16 декабря 2007 г.
- ^ Ли, Робин Дж . rjlee.org . Получено: 8 июля 2012 года.
- ^ Колдуэлл, Ричард Х. «Прозвище военных самолетов США». Полевая линия . Получено: 11 апреля 2007 года.
- ^ «Подпись изображения домашней страницы за 10 апреля 2007 года». Архивировано 8 апреля 2007 года на домашней странице «Уэйкбэк -машины » Соединенных Штатов . Получено: 11 апреля 2007 года.
- ^ «Японский корабль случайно снижает американский самолет - Los Angeles Times» . Los Angeles Times . 5 июня 1996 года.
- ^ «В последний раз японский военный корабль сбил на самолете ВМС США на самом деле не так давно» . 4 июня 2021 года.
- ^ «Boeing и General Dynamics для апелляции против решения по делу A-12» . Flight International. 8 октября 2007 г.
- ^ Тримбл, Стивен (3 августа 2007 г.). «Northrop Grumman выигрывает контракт с беспилотным бомбардировщиком ВМС США» . Flight International .
- ^ Хильдебрандт, Эрик. 1996–1997. «Похороны в море: злоумышленник военно-морского флота уходит в отставку, и что может быть более подходящим конец?» Воздух и космос Смитсоновский институт. Декабрь 1996 г. - январь 1997 года, том 11 (5). Страницы 64–70. Также: «Похороны в море».
- ^ «А-6 отображается». Архивировано 18 ноября 2010 года в The Wayback Machine Intruderassociation.org . Получено: 19 июля 2010 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Jenkins 2002, p. 100
- ^ Jenkins 2002, с. 33–41.
- ^ «Война залива - авиационная служба, том V» (PDF) . Министерство обороны США . 1993 . Получено 13 сентября 2024 года .
- ^ «AN/APQ - воздушный мультифлементный/специальные радары» . Обозначение-systems.net . 1 июля 2007 г. Получено 27 января 2015 года .
- ^ «Пентагон предлагает купить злоумышленников A-6» (PDF) , Grumman World , vol. 7, нет. 9, с. 1, 13 мая 1988 года , получен 6 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Andrade 1979, с. 37–38.
- ^ Jump up to: а беременный Морган, Рик (2017). Asprey Combat Aircraft 121: A-6 Intruder Units 1974-96 . Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1877-5 .
- ^ Buttler 2010, с. 147–148.
- ^ Хикс, Мартин (21 июля 2022 года). «Авиационная станция морской пехоты в Cherry Point имеет разрезание ленты на новом авиакомпании» . WCTI . Получено 1 марта 2024 года .
- ^ "A-6 Intruder/147867". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/149482". Получено: 11 сентября 2019 года.
- ^ "A-6 Intruder/151826" Получено: 9 декабря 2019 года.
- ^ «Воздушные визуальные эффекты - досье планера - Grumman Ka -6d Intruder, S/N 152910 USN, C/N I -214» . www.aerialvisuals.ca . Получено 22 ноября 2022 года .
- ^ "A-6 Intruder/151782." Архивировано 25 марта 2013 года в Machine Machine Machine USS USS. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/152599". Патриоты Пойнт Военно -морской и морской музей. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/152603". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/152907". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/152923". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/152935". Эмпайр Государственный Музей аэросконов. Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/152936". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/154131." Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/154162". Архивировано 17 марта 2012 года в музее воздуха Палм -Спрингс. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/154167". Нас. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/154170". Архивировано 4 марта 2016 года в Machine Wayback музее Aviation Flyation . Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/154171." Музей Warbird Estrella. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/155595". Музей воздуха Тихоокеанского побережья. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/155610." Национальный музей военно -морской авиации. Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/155627". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ ЛИНА полета . hickoryaviationmuseum.org.
- ^ "A-6 Intruder/155644". Архивировано 6 января 2014 года в Wayback Machine музее воздушного воздуха . Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/155648". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/155661". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 злоумышленник/155713". Музей Air & Space Pima. Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/156997". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/157001". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/157024". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/158532". USS Lexington Museum. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 злоумышленник/158794". Музей полета. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/159567". Aerialvisuals.ca Получено: 21 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/159568". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "Наша коллекция" . Музей Castle Air . Получено 14 ноября 2023 года .
- ^ "A-6 Intruder/159901". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/160995". Архивировано 6 января 2014 года в Wayback Machine музее воздушного воздуха . Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/161676". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/162182". Архивировано 29 июля 2015 года в музее Wayback Machine Valiant Air Command . Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/162195". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/162206". Орегонский воздушный и космовой музей. Получено: 10 марта 2013 года.
- ^ "A-6 Intruder/164378". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder/164384". Aerialvisuals.ca Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder II/162184". Архивировано 7 сентября 2015 года в Machine Machine колыбели Aviation Cradle . Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ "A-6 Intruder II/162185". Архивировано 19 декабря 2015 года в музее Wayback Intrepid Sea-Air Space. Получено: 23 июля 2015 года.
- ^ Тейлор 1982, с. 377–378.
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 213.
- ^ Jump up to: а беременный в Loftin, LK, Jr. Quest for Performance: эволюция современных самолетов. НАСА SP-468 . Архивировано 13 июня 2006 года на машине Wayback Nasa.gov . Получено: 22 апреля 2006 г.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин «NAVAIR 00-110AA6-5: Стандартные характеристики самолета: A-6E (трамвай) злоумышленник» (PDF) . ВМС США. Ноябрь 1979 . Получено 12 января 2019 года - через alternatewars.com.
- ^ Dorr World Air Power Journal Spring 1983, p. 44
- ^ Jump up to: а беременный в Dorr World Air Power Journal Spring 1983, p. 56
- ^ Dorr World Air Power Journal Spring 1983, p. 57
- ^ Dorr Air International , ноябрь 1986 г., с. 229
- ^ Dorr World Air Power Journal Spring 1983, p. 60
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Американские военные самолеты и сериалы с 1909 года . Лестер, Великобритания: Мидленд округов публикации, 1979, ISBN 0-904597-22-9 .
- Buttler, Tony (2010). Американские секретные проекты: бомбардировщики, атака и анти-подключаемые самолеты с 1945 по 1974 год. Хинкли, Англия: Мидленд издательство. ISBN 978-1-85780-331-0
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Aerospace Publishing, Single Volume Edition, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Дорр, Роберт Ф. Грумман А-6 злоумышленник . Лондон: Osprey Publishing, 1987. ISBN 0-85045-816-1 .
- Дорр, Роберт Ф. "Грумман А-6 Интертор и Эа-6 Prowler". World Air Power Journal , весна 1983, том 12. С. 34–95. ISBN 1-874023-18-2 . ISSN 0959-7050 .
- Дорр, Роберт Ф. "злоумышленники и охотники". Air International , ноябрь 1986, вып. 31, № 5. С. 227–236, 250–252. ISSN 0306-5634 .
- Ганстон, Билл и Майк Спик. Современный воздушный бой . Нью -Йорк: Полумесяц, 1983. ISBN 0-517-41265-9 .
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Самолетные бомбардировщики: от Мессершмитта меня 262 до стелса B-2 . Osprey, 1993. ISBN 1-85532-258-7 .
- Хильдебрандт, Эрик. 1996–1997. «Похороны в море: злоумышленник военно-морского флота уходит в отставку, и что может быть более подходящим конец?» Воздух и космос Смитсоновский институт. Декабрь 1996 г. - январь 1997 года, том 11 (5). Страницы 64–70. Также: «Похороны в море».
- Хобсон, Крис. Потеря воздуха Вьетнама, ВВС/USN/USMC, Потери самолетов с фиксированным крылом в Юго-Восточной Азии, 1961–1973 . Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса, 2001. ISBN 1-85780-115-6 .
- Дженкинс, Деннис Р. Грумман А-6 злоумышленник . Warbird Tech. 33 . Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса, 2002. ISBN 1-58007-050-7 .
- Миска, Курт Х. "Грумман А-6A/E Intruder; EA-6A; EA-6B Prowler (самолет в профиле № 252)". Самолет в профиле, том 14 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: профиль Publications Ltd., 1974, с. 137–160. ISBN 0-85383-023-1 .
- Морган, Марк и Рик Морган. Злоумышленник: оперативная история A-6 Grumman . Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd., 2004. ISBN 0-7643-2100-5 .
- Морган, Рик. A-6 Intruder Units of Вьетнамской войны (Asprey Combat Aircraft #93) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2012. ISBN 978-1-84908-755-1 .
- Рирдон, Кэрол. Запустите злоумышленников . Университет Канзасской прессы, 2005. ISBN 978-0-7006-1677-0 .
- Тейлор, Джон В.Р. "Грумман А-6 злоумышленник". Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1982–83 . Лондон: ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Винчестер, Джим, изд. «Грумман А-6 злоумышленник». Военные самолеты холодной войны (авиационная FactFile). Лондон: Grange Books Plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- A-6E злоумышленник
- Ассоциация злоумышленников
- A-6 страница на Globalsecurity.org
- Веб-сайт Джо Боугера на Grumman A-6 Intruder