Jump to content

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, возникшая в середине 20-го века в ответ на две теории: Зигмунда Фрейда и психоаналитическую теорию бихевиоризм Ф. Скиннера Б. . [1] Таким образом, Абрахам Маслоу установил необходимость «третьей силы» в психологии. [2] Школа гуманистической психологии получила распространение благодаря Маслоу в 1950-х годах.

Некоторые элементы гуманистической психологии [1]

  • понимать людей, себя и других целостно (как целое, большее, чем суммы их частей)
  • признать актуальность и значимость всей истории жизни человека
  • признать важность интенциональности в человеческом существовании
  • осознать важность конечной цели жизни для здорового человека

Гуманистическая психология также признает духовное стремление неотъемлемой частью психики . Это связано с развивающейся областью трансперсональной психологии . [3] [4]

В первую очередь гуманистическая терапия поощряет самосознание и рефлексивность, которые помогают клиенту изменить свое состояние ума и поведение с одного набора реакций на более здоровый с более продуктивным самосознанием и обдуманными действиями. По сути, этот подход позволяет объединить осознанность и поведенческую терапию с позитивной социальной поддержкой.

В статье Ассоциации гуманистической психологии преимущества гуманистической терапии описываются как «важнейшая возможность вернуть нашу проблемную культуру на ее собственный здоровый путь. Гуманистико-экзистенциальная терапия больше, чем любая другая терапия, моделирует демократию. Она навязывает чужие идеологии влияют на клиента меньше, чем другие терапевтические практики. Свобода выбора максимизируется. Мы проверяем человеческий потенциал наших клиентов». [5]

В 20 веке гуманистическую психологию называли «третьей силой» в психологии, в отличие от более ранних, менее гуманистических подходов психоанализа и бихевиоризма .

Ее основными профессиональными организациями в США являются Ассоциация гуманистической психологии и Общество гуманистической психологии (32-е подразделение Американской психологической ассоциации ). В Великобритании существует Британская ассоциация практикующих гуманистических психологов.

Различия с психоаналитической теорией и бихевиоризмом

[ редактировать ]

Чтобы понять ключевое послание гуманистической теории Маслоу (основу гуманистической психологии), важно понять, как Маслоу впервые пришел к этой теории. Через несогласие с господствовавшими в то время теориями, разработанными Фрейдом и Скиннером, Маслоу смог сформулировать основные положения гуманистической теории.

Маслоу высказал следующую критику двух основных теорий того времени:

а. Маслоу считал, что теория Фрейда была детерминистской, то есть объясняла поведение людей бессознательными желаниями. [6]

б. Маслоу считал, что теории Фрейда и Скиннера сосредоточены на людях с психическими конфликтами (патологическими), а не на всех людях.

в. Маслоу чувствовал, что две другие теории слишком много внимания уделяли отрицательным чертам человека, а не позитивной силе, которой, по его мнению, обладали люди.

Напротив, когда Маслоу разработал свою теорию, он решил сосредоточиться на сознательном (а не на бессознательном) и решил разработать теорию, объясняющую, как все люди могут достичь своего наивысшего потенциала.

Происхождение

[ редактировать ]

Одним из ранних источников гуманистической психологии были работы Карла Роджерса , находившегося под сильным влиянием Отто Ранка , порвавшего с Фрейдом в середине 1920-х годов. В центре внимания Роджерса было обеспечение того, чтобы процессы развития приводили к более здоровому, если не более творческому функционированию личности. Термин «тенденция к актуализации» также был придуман Роджерсом и стал концепцией, которая в конечном итоге привела Абрахама Маслоу к изучению самоактуализации как одной из потребностей человека. [7] [8] Роджерс и Маслоу представили эту позитивную, гуманистическую психологию в ответ на то, что они считали чрезмерно пессимистическим взглядом на психоанализ. [9] [10]

Другие источники вдохновения включают философию экзистенциализма и феноменологии .

Концептуальное происхождение

[ редактировать ]
Штриховой рисунок головы Карла Роджерса
Карл Роджерс (1902–1987), один из основоположников гуманистической психологии.

В то время как истоки гуманистической психологии относятся к началу 1960-х годов, истоки гуманизма восходят к классическим цивилизациям Китая, Греции и Рима, чьи ценности были обновлены в эпоху европейского Возрождения. [11] Современный гуманистический подход уходит корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль. [12] (см. Кьеркегор , Ницше , Хайдеггер , Мерло-Понти и Сартр ). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма , поскольку каждая из них разделяет схожие опасения по поводу природы человеческого существования и сознания. [4] Дополнительную информацию о влиятельных фигурах персонализма см.: Эммануэль Мунье , Габриэль Марсель , Дени де Ружмон , Жак Маритен , Мартин Бубер , Эммануэль Левинас , Макс Шелер и Кароль Войтыла .

Поскольку бихевиоризм вырос из работ Ивана Павлова с условным рефлексом и заложил основы академической психологии в США, он связан с именами Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера ; Абрахам Маслоу дал бихевиоризму название «первая сила», сила, которая систематически исключала субъективные данные сознания и большую часть информации, касающейся сложности человеческой личности и ее развития. Поведенческая теория продолжала развиваться, объясняя как простое, так и сложное человеческое поведение, благодаря таким теоретикам, как Артур Стаатс, [13] Стивен Хейс, [14] и другие постскиннеровские исследователи. Клинический поведенческий анализ продолжает широко использоваться в лечении тревожных расстройств. [15] расстройства настроения и даже расстройства личности. [16]

«Вторая сила» возникла из фрейдистского психоанализа, который был составлен такими психологами, как Альфред Адлер , Эрик Эриксон , Карл Юнг , Эрих Фромм , Карен Хорни , Мелани Кляйн , Гарри Стэк Салливан и сам Зигмунд Фрейд . [17] Затем Маслоу подчеркнул необходимость «третьей силы» (хотя он и не использовал этот термин), заявив, что «это как если бы Фрейд предоставил нам больную половину психологии, и теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной». [18] как критический обзор холодного и отстраненного подхода психоанализа и его детерминистического взгляда на человека.

В конце 1930-х годов психологи, интересующиеся исключительно человеческими проблемами, такими как личность , самореализация , здоровье , надежда , любовь , творчество , природа , бытие , становление , индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого существа. существования — в их число входили Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Кларк Мустакас , которые были заинтересованы в основании профессиональной ассоциации, занимающейся психологией, сосредоточенной на этих особенностях человеческого капитала, востребованных постиндустриальным обществом .

Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бьюгенталом в 1964 году. [19] и адаптировано Томом Гринингом, [20] психолог и давний редактор журнала гуманистической психологии . [21] Пять основных принципов гуманистической психологии таковы:

  1. Человеческие существа, как люди, превосходят сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
  2. Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Человеческие существа осознают и осознают, что осознают, т. е. они сознательны. Человеческое сознание всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
  4. Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
  5. Люди целеустремленны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.

Хотя гуманистическая психология является особым подразделением Американской психологической ассоциации (32-й отдел), [22] Гуманистическая психология — это не столько дисциплина психологическая , сколько взгляд на состояние человека, который лежит в основе психологических исследований и практики.

Практическое происхождение

[ редактировать ]

Вторая мировая война оказала практическое давление на военных психологов: им нужно было наблюдать и заботиться о большем количестве пациентов, чем позволяли время и ресурсы. Истоки групповой терапии здесь. [23] Развитие книг Эрика Берна показывает этот переход от того, что мы могли бы назвать прагматической психологией Второй мировой войны, к его более позднему новаторству, Трансакционному анализу . [24] одна из наиболее влиятельных форм гуманистической популярной психологии конца 1960-1970-х годов. Несмотря на то, что транзактный анализ считался уникальной методологией, после смерти Берна он был поставлен под сомнение.

Ориентация на научные исследования

[ редактировать ]

гуманисты Психологи- обычно не верят, что мы сможем понять человеческое сознание и поведение с помощью основных научных исследований. [25] Возражение, которое психологи-гуманисты выдвигают против традиционных методов исследования, заключается в том, что они произошли от физических наук и подходят для них. [26] и не особенно подходит для изучения сложностей и нюансов человеческого смысла . [27] [28] [29]

Однако гуманистическая психология с момента своего зарождения занимается научными исследованиями человеческого поведения. Например:

  • Абрахам Маслоу предложил многие из своих теорий человеческого роста в форме проверяемых гипотез. [30] [31] [32] и он призвал ученых проверить их.
  • Вскоре после основания Американской ассоциации гуманистической психологии ее президент, психолог Сидни Журар , начал свою колонку с заявления, что «исследования» являются приоритетом. «Гуманистическая психология будет лучше всего служить, если она будет подкреплена исследованиями , стремящимися пролить свет на качества человека, которые являются уникальными человеческими» (курсив наш) [33]
  • В мае 1966 года AAHP выпустила редакционную статью информационного бюллетеня, в которой подтверждалась «приверженность психологов-гуманистов осмысленности в выборе проблем для изучения и исследовательских процедурах, а также неприятие основного акцента на объективности в ущерб значимости». [34] Это подчеркнуло важность исследований для психологов -гуманистов , а также их интерес к особым формам исследований в области гуманитарных наук.
  • Аналогичным образом, в 1980 году издание Американской психологической ассоциации по гуманистической психологии (32-е подразделение APA) опубликовало статью под названием « Что делает исследования гуманистическими?» [35] Как отмечает Дональд Полкингхорн : «Гуманистическая теория не предполагает, что человеческое действие полностью независимо от окружающей среды или механических и органических порядков тела, но она предполагает, что в пределах переживаемых значений люди как единства могут выбирать действия способами, не определяемыми предшествующими событиями... и это теория, которую мы стремимся проверить посредством наших исследований» (стр. 3).

Взгляд гуманитарной науки не противоречит количественным методам, но, следуя Эдмунду Гуссерлю :

  1. выступает за то, чтобы методы вытекали из предмета исследования, а не некритически перенимали методы естествознания, [36] и
  2. Сторонники методологического плюрализма. Следовательно, большая часть предметов психологии поддается качественным подходам (например, жизненный опыт горя), а количественные методы главным образом подходят, когда что-то можно подсчитать, не уравнивая явления (например, продолжительность времени, проведенного в слезах).

Исследования остаются частью программы гуманистической психологии , хотя и имеют скорее целостный, чем редукционистский характер. Конкретные методы гуманистических исследований развивались в течение десятилетий после формирования движения гуманистической психологии. [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46]

Развитие месторождения

[ редактировать ]

Сэйбрукская конференция

[ редактировать ]

В ноябре 1964 года ключевые фигуры движения собрались в Олд-Сейбруке (Коннектикут) на первую пригласительную конференцию по гуманистической психологии . [47] [48] [4] [49] Встреча стала результатом сотрудничества Ассоциации гуманистической психологии (AHP), спонсировавшей конференцию, Фонда Хейзена, предоставившего финансирование, и Уэслианского университета , принимавшего встречу. Помимо основоположников гуманистической психологии; Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Джеймс Будженталь и Карл Роджерс, встреча привлекла внимание нескольких академических кругов, представляющих гуманитарные дисциплины, в том числе: Гордона Олпорта , Джорджа Келли , Кларка Мустакаса , Гарднера Мерфи , Генри Мюррея , Роберта Уайта , Шарлотты Бюлер , Флойда Мэтсона. , Жак Барсун и Рене Дюбо . [47] [4] Роберт Кнапп был председателем [4] и Генри Мюррей выступил с основным докладом. [49]

Среди намерений участников было сформулировать новое видение психологии, которое, по их мнению, учитывало бы более полный образ человека, чем образ, представленный современными направлениями бихевиоризма и фрейдистской психологии . [47] По мнению Анстоса, Серлина и Грининга [4] участники не согласились с позитивистской тенденцией в основной психологии того времени. Конференцию охарактеризовали как историческое событие, имевшее важное значение для академического статуса гуманистической психологии. [48] и его будущие устремления. [49]

Основные теоретики

[ редактировать ]

Считается, что несколько ключевых теоретиков подготовили почву для гуманистической психологии. В число этих теоретиков входят Отто Ранк , Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Ролло Мэй . В этом разделе представлено краткое изложение вклада каждого человека в теорию. [6]

Абрахам Маслоу: Что касается гуманистической теории, Маслоу разработал иерархию потребностей . Это пирамида, которая в основном утверждает, что люди сначала должны удовлетворить свои физиологические потребности, затем безопасность, затем любовь, затем самооценку и, наконец, самореализацию. Люди, которые удовлетворили свои потребности в самореализации, осознают себя, заботятся, мудры, а их интересы сосредоточены на проблемах. Он предположил, что самореализующиеся люди постоянно стремятся, мыслят широко и сосредотачиваются на более широких проблемах. Однако он также считал, что только 1% людей действительно достигли самореализации. [50]

Карл Роджерс: Роджерс опирался на теорию Маслоу и утверждал, что процесс самореализации стимулируется в климате, способствующем экономическому росту. Для того чтобы климат стал климатом, способствующим самоактуализирующемуся росту, необходимы два условия: человек должен иметь возможность быть самим собой, и, когда человек выражает свое истинное «я», он должен быть принят другими.

Консультирование и терапия

[ редактировать ]
Пирамидальная диаграмма, иллюстрирующая теорию потребностей Маслоу.
Диаграмма, иллюстрирующая теорию « иерархии потребностей » Абрахама Маслоу (1908–1970). Нажмите, чтобы увеличить.

Цель гуманистической терапии обычно состоит в том, чтобы помочь клиенту развить более сильное и здоровое чувство себя, что также называется самореализацией . [4] [51] Гуманистическая терапия пытается научить клиентов тому, что у них есть потенциал для самореализации. Этот тип терапии основан на понимании, что означает, что терапевт пытается предоставить клиенту понимание его внутренних конфликтов. [52]

Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии. Среди самых ранних подходов мы находим теорию развития Абрахама Маслоу , подчеркивающую иерархию потребностей и мотиваций; экзистенциальная психология Ролло Мэя, признающая человеческий выбор и трагические аспекты человеческого существования; и личностно-ориентированная или клиентоцентрированная терапия Карла Роджерса , которая сосредоточена на способности клиента к самоуправлению и пониманию своего собственного развития. [51] Клиент-центрированная терапия не является директивной; Терапевт слушает клиента без осуждения, позволяя клиенту прийти к пониманию самостоятельно. [52] Терапевт должен убедиться, что все чувства клиента учтены и что терапевт твердо понимает проблемы клиента, обеспечивая при этом атмосферу принятия и тепла. [7] Клиентоориентированный терапевт активно слушает во время терапевтических сеансов. [52]

Терапевт не может быть полностью недирективным; однако непредвзятая, принимающая среда, обеспечивающая безусловное положительное отношение, будет способствовать чувству принятия и ценности. [52]

Экзистенциальная психотерапия , применение гуманистической психологии, применяет экзистенциальную философию , которая подчеркивает идею о том, что люди имеют свободу придавать смысл своей жизни. Они свободны определять себя и делать все, что хотят. Это вид гуманистической терапии, который заставляет клиента исследовать смысл своей жизни, а также ее цель. Существует конфликт между свободой и ограничениями. Примеры ограничений включают генетику, культуру и многие другие факторы. Экзистенциальная терапия предполагает попытку разрешить этот конфликт. [7]

Другим подходом к гуманистическому консультированию и терапии является гештальт-терапия , которая фокусирует внимание на здесь и сейчас, особенно как на возможности выйти за рамки любых предвзятых представлений и сосредоточиться на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в гештальт-терапии и позволяют истинно выразить чувства, которые, возможно, не были бы разделены в других обстоятельствах. В гештальт-терапии невербальные сигналы являются важным индикатором того, что на самом деле чувствует клиент, несмотря на выраженные чувства.

Также частью спектра гуманистической психотерапии являются концепции глубинной терапии , целостного здоровья , групп встреч , тренировки чувствительности , супружеской и семейной терапии , работы с телом , экзистенциальной психотерапии Медарда Босса , [4] и позитивная психология . [53]

Сочувствие и самопомощь

[ редактировать ]

Эмпатия – одна из важнейших особенностей гуманистической терапии. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты могут быть вынуждены применять внешнюю систему координат, при которой терапевт больше не понимает действия и мысли клиента так, как это делал бы клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Включенное в сопереживание безусловное положительное отношение является одним из ключевых элементов гуманистической психологии. Безоговорочное положительное отношение относится к заботе, которую терапевт должен проявлять к клиенту. Это гарантирует, что терапевт не станет авторитетной фигурой в отношениях, что обеспечит более открытый поток информации, а также более добрые отношения между ними. Терапевт, практикующий гуманистическую терапию, должен проявлять готовность слушать и обеспечивать комфорт пациента, когда можно поделиться искренними чувствами, но не навязывать их кому-либо. [7] Маршалл Розенберг , один из учеников Карла Роджерса, подчеркивает эмпатию в отношениях в своей концепции ненасильственного общения .

Самопомощь также является частью гуманистической психологии: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование некоторых основных гуманистических подходов в группах самопомощи . [54] Гуманистическая психология применима к самопомощи, поскольку она ориентирована на изменение образа мышления человека. Человек сможет стать лучше только тогда, когда он решит изменить свое мышление о себе, когда он решит помочь себе. Совместное консультирование , представляющее собой подход, основанный исключительно на самопомощи, также считается истоком гуманистической психологии. [55] Гуманистическая теория оказала сильное влияние на другие формы популярной терапии, включая Харви Джекинса » «Консультирование по переоценке и работы Карла Роджерса , в том числе его ученика Юджина Гендлина ; (см. «Фокусировка »), а также о развитии гуманистической психодрамы Ганса-Вернера Гессмана с 80-х годов. [56]

Идеальное и настоящее Я

[ редактировать ]

Идеальное «я» и реальное «я» предполагают понимание проблем, которые возникают из-за того, что вы имеете представление о том, кем вы хотели бы быть как личность, и не соответствуете тому, кем вы являетесь на самом деле как личность (несоответствие). Идеальное «я» — это то, что, по мнению человека, следует делать, а также каковы его основные ценности. Настоящее «я» — это то, что на самом деле разыгрывается в жизни. Посредством гуманистической терапии понимание настоящего позволяет клиентам добавить положительный опыт к их реальной самооценке . Цель состоит в том, чтобы эти две концепции личности стали конгруэнтными. Роджерс считал, что только тогда, когда терапевт способен быть конгруэнтным, в терапии возникают настоящие отношения. Гораздо легче доверять тому, кто готов открыто поделиться чувствами, даже если это не то, чего всегда хочет клиент; это позволяет терапевту установить прочные отношения. [7]

Непатологический

[ редактировать ]

Гуманистическая психология имеет тенденцию выходить за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологизирующий взгляд на человека. [51] Обычно это означает, что терапевт преуменьшает патологические аспекты жизни человека в пользу здоровых аспектов. Гуманистическая психология пытается стать наукой о человеческом опыте, фокусируясь на реальном жизненном опыте людей. [4] Таким образом, ключевым ингредиентом является фактическая встреча терапевта и клиента и возможность возникновения диалога между ними. Роль терапевта — создать среду , в которой клиент может свободно выражать любые мысли и чувства; он не предлагает темы для разговора и никак не направляет разговор. Терапевт также не анализирует и не интерпретирует поведение клиента или любую информацию, которой клиент делится. Роль терапевта – проявить сочувствие и внимательно выслушать клиента. [7]

Социальные приложения

[ редактировать ]

Социальные изменения

[ редактировать ]

Хотя личностная трансформация может быть основной целью большинства психологов-гуманистов, многие из них также исследуют актуальные социальные, культурные и гендерные проблемы. [57] В академической антологии 2018 года британский психолог Ричард Хаус и его соредакторы написали: «С самого начала гуманистическая психология бесцеремонно и бесстрашно взаимодействовала с социальными, культурными и политическими вопросами, так же, как большая часть господствующей научной, «позитивистской» психологии 'психология стремилась избежать'. [58] Некоторые из первых писателей, которые были связаны с психологическим гуманизмом и вдохновлялись им, исследовали социально-политические темы. [4] [58] Например:

  • Альфред Адлер утверждал, что достижение чувства общности имеет важное значение для человеческого развития. [59]
  • Медард Босс определил здоровье как открытость миру, а нездоровье — как что-либо в психике или обществе, которое блокирует или ограничивает эту открытость. [59]
  • Эрих Фромм утверждал, что тоталитарный импульс коренится в страхе людей перед неопределенностью и ответственностью свободы – и что способ преодолеть этот страх – это осмелиться жить полной жизнью и состраданием. [60]
  • Р.Д. Лэнг проанализировал политическую природу «нормального», повседневного опыта. [61]
  • Ролло Мэй заявил, что люди утратили свои ценности в современном мире и что их здоровье и человечность зависят от смелости создавать новые ценности, соответствующие вызовам современности. [62]
  • Вильгельм Райх утверждал, что психологические проблемы часто вызваны сексуальным подавлением, а на последнее влияют социальные и политические условия, которые можно и нужно изменить. [63]
  • Карл Роджерс пришел к убеждению, что политическая жизнь не обязательно должна состоять из бесконечной серии сражений, в которых победитель получает все, что она может и должна состоять из постоянного диалога между всеми сторонами. Если бы такой диалог характеризовался уважением между сторонами и искренностью высказываний каждой стороны, можно было бы достичь сострадательного понимания и, в конечном итоге, взаимоприемлемых решений. [64] [65]
  • Вирджиния Сатир была убеждена, что ее подход к семейной терапии позволит людям расширить свое сознание, стать менее боязливыми и объединить сообщества, культуры и нации. [66]

Соответствующая работа не ограничивалась этими мыслителями-первопроходцами. В 1978 году члены Ассоциации гуманистической психологии (АНП) предприняли трехлетнюю попытку изучить, как принципы гуманистической психологии можно использовать для дальнейшего процесса позитивных социальных и политических изменений. [67] Эти усилия включали в себя «12-часовую политическую вечеринку», состоявшуюся в Сан-Франциско в 1980 году, на которой присутствовало около 1400 человек. [68] обсуждали презентации таких нетрадиционных социальных мыслителей, как «Экотопии» автор Эрнест Калленбах , книги «Заговор Водолея» автор Мэрилин Фергюсон , «Человек/Планета» автор книги Теодор Розак ​​и книги «Политика Нью-Эйдж» автор Марк Сатин . [69] Возникающая перспектива была резюмирована в манифесте президента МАИ Джорджа Леонарда . Он предлагал такие идеи, как переход к медленному или нулевому росту экономики, децентрализация и «депрофессионализация» общества, а также обучение социальным и эмоциональным компетенциям, чтобы обеспечить основу для более гуманной государственной политики и более здоровой культуры. [70]

Было много других попыток сформулировать подходы к социальным изменениям, ориентированные на гуманистическую психологию. Например, в 1979 году психолог Кеннет Люкс и экономист Марк А. Лутц призвали к созданию новой экономики, основанной на гуманистической психологии, а не на утилитаризме . [71] [72] Также в 1979 году законодатель штата Калифорния Джон Васконселлос опубликовал книгу, призывающую к интеграции либеральной политики и гуманистически-психологических взглядов. [73] С 1979 по 1983 год Альянс Нового Мира , политическая организация США, базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, пыталась внедрить идеи гуманистической психологии в политическое мышление и процессы; [74] спонсорами его информационного бюллетеня были Васконселлос и Карл Роджерс. [75]

В 1989 году Морин О'Хара, работавшая как с Карлом Роджерсом, так и с Пауло Фрейре , указала на сходство между двумя мыслителями. По словам О'Хара, оба сосредоточены на развитии критического осознания ситуаций, которые угнетают и дегуманизируют. [76] На протяжении 1980-х и 1990-х годов Института ноэтических наук президент Уиллис Харман утверждал, что значительные социальные изменения не могут произойти без значительных изменений в сознании. [77] В XXI веке под влиянием гуманистической психологии такие люди, как Эдмунд Борн , [78] Джоанна Мэйси , [79] и Маршалл Розенберг [80] продолжал применять психологические идеи к социальным и политическим проблемам.

Помимо использования в размышлениях о социальных изменениях, гуманистическая психология считается основным теоретическим и методологическим источником гуманистической социальной работы. [81] [82]

Социальная работа

[ редактировать ]

После психотерапии социальная работа является наиболее важным бенефициаром теории и методологии гуманистической психологии. [83] Эти теории привели к глубокой реформе современной практики и теории социальной работы. [84] что привело, среди прочего, к появлению особой теории и методологии: Гуманистической социальной работы . Большинство ценностей и принципов практики гуманистической социальной работы, описанных Малкольмом Пейном в его книге « Гуманистическая социальная работа: основные принципы на практике» , напрямую берут начало из гуманистической психологической теории и практики гуманистической психотерапии, а именно творчества в человеческой жизни и практике, развития себя и духовность , развитие безопасности и устойчивости, ответственности, гибкости и сложности в человеческой жизни и практике. [81]

Более того, репрезентация и подход клиента (как ) человека и социальной проблемы (как человеческой проблемы) в социальной работе осуществляется с позиции гуманистической психологии. По мнению Петру Штефарой, способ реализации гуманистического представления и подхода к клиенту и его личности является, по сути, теоретико-ценностным и методологическим фундаментом гуманистической социальной работы. [85]

При постановке целей и интервенционных мероприятиях для решения социальных/человеческих проблем преобладают критические термины и категории гуманистической психологии и психотерапии, такие как: самореализация , человеческий потенциал, целостный подход, человеческое существо , свободная воля , субъективность. , человеческий опыт, самоопределение /развитие, духовность, творчество, позитивное мышление , клиентоориентированный и контекстно-ориентированный подход/ вмешательство , эмпатия , личностный рост , расширение прав и возможностей . [86] Гуманистическая психология использовалась в качестве основы для теоретизирования африканской философии Убунту в практике социальной работы. [87] Кроме того, гуманистическая социальная работа призывает к достижению социальной справедливости, комплексному предоставлению услуг, технологическим инновациям и управлению, диалогу и сотрудничеству, а также профессиональной помощи и поддержке со стороны коллег во время пандемии COVID-19. [88]

Креативность в корпорациях

[ редактировать ]

Акцент гуманистической психологии на творчестве и целостности создал основу для новых подходов к человеческому капиталу на рабочем месте, подчеркивая креативность и актуальность эмоциональных взаимодействий. Раньше понятие «творчество» было закреплено за работающими художниками и в первую очередь ограничивалось ими . В 1980-е годы, когда число людей, работающих в когнитивно-культурной экономике , возросло, творчество стало рассматриваться как полезный товар и конкурентное преимущество для международных брендов. Это привело к проведению тренингов без отрыва от работы для сотрудников, проводимых преимущественно Недом Херрманном из GE в конце 1970-х годов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бенджафилд, Джон Г. (2010). История психологии: третье издание . Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета. стр. 357–362. ISBN  978-0-19-543021-9 .
  2. ^ Юнге, Максин Боровски (2010). Современная история арт-терапии в США . Чарльз С. Томас. ISBN  978-0-398-07941-3 .
  3. ^ Колман, Эндрю М. (ред.). «гуманистическая психология н.» Словарь психологии . Издательство Оксфордского университета, 2009. Оксфордский справочник в Интернете. Издательство Оксфордского университета. 25 мая 2010 г. Архивировано 22 января 2020 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Анстоос К. Серлин И. и Грининг Т. (2000). «История 32-го отдела (гуманистической психологии) Американской психологической ассоциации». В Д. Дьюсбери (ред.), Объединение через разделение: истории подразделений Американской психологической ассоциации , Vol. В. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  5. ^ «Гуманистическая терапия». Группа здоровья CRC. Веб. 29 марта 2015 г. http://www.crchealth.com/types-of-therapy/what-is-humanistic-therapy. Архивировано 2 июня 2019 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гуманистическая теория | Поведение | МКАТ | Академия Хана , заархивировано из оригинала 10 августа 2021 г. , получено 10 августа 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крамер (2009). Введение в клиническую психологию 7-е изд . Пирсон. ISBN  978-0-13-172967-4 .
  8. ^ Крамер, Джеффри П.; Дуглас А. Бернштейн; Вики Фарес (2009). Введение в клиническую психологию (7-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. п. 254.
  9. ^ Шахтер (10 декабря 2010 г.). Психология 2-е изд . Стоит издательства. ISBN  978-1-4292-3719-2 .
  10. ^ Шактер, Дэниел Л.; Дэниел Т. Гилберт; Дэниел М. Вегнер (2011). Психология (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers. стр. 15 . ISBN  9781429237192 .
  11. ^ Кейт Тюдор. Гуманистическая психология. В: Ян Паркер (ред.). (2015). Справочник по критической психологии. Нью-Йорк, Рутледж
  12. ^ «Гуманистическая психология, АПА» . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 г. Проверено 22 августа 2010 г.
  13. ^ Стаатс, Артур В. (2012). Удивительное обучающееся животное: что делает человеческую природу уникальной . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN  978-1-61614-597-2 . OCLC   764387223 .
  14. ^ Реляционная теория фреймов: постскиннеровский взгляд на человеческий язык и познание . Стивен С. Хейс, Дермот Барнс-Холмс, Брайан Рош. Нью-Йорк. 2013. ISBN  978-1-4757-7521-1 . OCLC   1135604455 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  15. ^ Барлоу, Дэвид (2021). Клинический справочник психологических расстройств: Пошаговое руководство по лечению . Дэвид Х. Барлоу (Шестое изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. OCLC   1256676578 .
  16. ^ Линехан, Марша (1993). Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN  0-89862-183-6 . ОСЛК   27854187 .
  17. ^ История AHP, О гуманистической психологии. Архивировано 27 августа 2010 г. в Wayback Machine.
  18. ^ МАСЛОВ, Авраам (1968). К психологии бытия . п. 3.
  19. ^ Бугенталь, Дж. (1964). «Третья сила в психологии». Журнал гуманистической психологии , 4 (1), 19–26. дои : 10.1177/002216786400400102 .
  20. ^ Грининг, Т. (2006). «Пять основных постулатов гуманистической психологии». Журнал гуманистической психологии , 46 (3), 239–239. дои : 10.1177/002216780604600301 .
  21. ^ Журнал гуманистической психологии. Архивировано 27 ноября 2016 г. в Wayback Machine .
  22. ^ «Дивизия 32» . Архивировано из оригинала 15 августа 2019 г. Проверено 4 мая 2012 г.
  23. ^ «Групповая терапия» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
  24. ^ Корнелл, Уильям Ф. (2 июля 2020 г.). «Трансактный анализ и психоанализ: преодоление нарциссизма мелких различий в тени Эрика Берна» . Журнал транзактного анализа . 50 (3): 164–178. дои : 10.1080/03621537.2020.1771020 . ISSN   0362-1537 . S2CID   221060856 .
  25. ^ Карлсон, Нил Р. (2010). Психология наука о поведении . Канада: Pearson Canada Inc., стр. 22 . ISBN  978-0-205-64524-4 .
  26. ^ Харман, WW (1965). Гуманитарные науки в век науки. В FT Северин (ред.), Гуманистические точки зрения в психологии: Книга для чтения (стр. 282-91). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. (Оригинальная работа опубликована в 1962 г.)
  27. ^ Роджерс, CR (1965). Место человека в новом мире поведенческих наук. В FT Северин (ред.), Гуманистические точки зрения в психологии: Книга для чтения (стр. 387-407). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  28. ^ Уэлч, ID, и Родвик, младший (1978). Коммуникация наук: гуманистическая точка зрения. В И. Д. Уэлч, Г. А. Тейт и Ф. Ричардс (ред.), Гуманистическая психология: справочник (стр. 335–42). Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея.
  29. ^ Полкингхорн, Делавэр (1993). Методология исследования в гуманистической психологии. Гуманистический психолог, 20 (2-3), 218-242.
  30. ^ Маслоу, AH (1967). Теория метамотивации: биологические корни ценности жизни. Журнал гуманистической психологии, 7 (2), 93–127. дои: 10.1177/002216786700700201
  31. ^ Маслоу, AH (1962). Заметки по бытийной психологии. Журнал гуманистической психологии, 2 (2), 47–71. дои: 10.1177/002216786200200205
  32. ^ Маслоу, AH (2000). Теория Z. В DC Стивенс (ред.), Бизнес-читатель Маслоу (стр. 277-80). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
  33. ^ Журар, С.М. (1963, декабрь). Изложены цели. Феникс: Информационный бюллетень Американской ассоциации гуманистической психологии, 1 (1), 2.
  34. ^ Информационный бюллетень AAHP; май 1966 г.; 3(1) с. 2 [Ассоциация гуманистической психологии (AHP)]
  35. ^ Полкингхорн, Д. (1980). Что делает исследование гуманистическим? Информационный бюллетень Американской психологической ассоциации - 32-й отдел. Фал-Вин. стр. 4-8.
  36. ^ Георгий, Амедео (2009). Описательный феноменологический метод в психологии: модифицированный подход Гуссерля . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Университета Дюкен. ISBN   978-0-8207-0418-0
  37. ^ Бугенталь, JFT (1967). Направления и методы исследований. В JFT Bugental (ред.), Проблемы гуманистической психологии (стр. 79-81). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  38. ^ Полкингхорн, Делавэр (1992). Методология исследования в гуманистической психологии. Гуманистический психолог, 20 (2), 218–242. дои: 10.1080/08873267.1992.9986792
  39. ^ Сарджент, СС (1967). Гуманистическая методология в психологии личности и социальной психологии. В JFT Bugental (ред.), Проблемы гуманистической психологии (стр. 127-33). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  40. ^ Криппнер, С. (2001). Методология исследования гуманистической психологии в свете постмодерна. В К. Шнайдере, Дж. Ф. Бюджентале и Дж. Ф. Пирсоне (ред.), «Справочник по гуманистической психологии: передовые достижения в теории, исследованиях и практике» (стр. 289–304). Лондон: SAGE.
  41. ^ Георгий, А. (2005). Феноменологическое движение и исследования в области гуманитарных наук. Ежеквартальный журнал сестринского дела , 18 (1), 75–82. дои: 10.1177/0894318404272112
  42. ^ Тейлор, Э. (2009). Дзен-доктрина «не-метода». Гуманистический психолог, 37 (4), 295–306. дои: 10.1080/08873260903113576
  43. ^ Пфаффенбергер, А. (2005). Оптимальное развитие взрослых: исследование динамики роста. Журнал гуманистической психологии, 45(3), 279. doi:10.1177/0022167804274359.
  44. ^ Франко З., Фридман Х. и Аронс М. (2008). Всегда ли качественные методы лучше всего подходят для исследований в области гуманистической психологии? Беседа об эпистемологическом разрыве между гуманистической и позитивной психологией. Гуманистический психолог, 36 (2), 159–203. дои: 10.1080/08873260802111242
  45. ^ Фридман, Х. (2008). Гуманистическая и позитивная психология: методологический и эпистемологический разрыв. Гуманистический психолог, 36 (2), 113–126. дои: 10.1080/08873260802111036
  46. ^ Баррелл, . Дж., Анстоос К., Речардс, . К. и Аронс М. (1987). Гуманитарные методы исследования. Журнал гуманистической психологии, 27 (4), 424–457. дои: 10.1177/0022167887274004
  47. ^ Перейти обратно: а б с Райбак, Д. Более человечная психология на перепутье. Американский психолог , 1990, Том. 45, № 11, 1271–1272 гг.
  48. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Э. Интеллектуальный ренессанс гуманистической психологии. Журнал гуманистической психологии , Vol. 39 № 2, весна 1999 г., 7–25.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Элкинс, Д.Н. Гуманистический подход к духовно-ориентированной психотерапии , в Л. Сперри и Э.П. Шафранске, редакторы (2005), Духовно-ориентированная психотерапия, Американская психологическая ассоциация.
  50. ^ Гуманистическая теория | Поведение | МКАТ | Академия Хана , заархивировано из оригинала 10 августа 2021 г. , получено 11 августа 2021 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Клей, Ребекка А. (сентябрь 2002 г.). «Возрождение гуманистической психологии. Эта область исследует новые ниши, опираясь на свое прошлое». Монитор Американской психологической ассоциации , 33 (8).
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Майерс, Д.Г. (2014). Психология: Издание десятое в модулях. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers
  53. ^ Дакворт, А.Л., Стин, Т.А., и Селигман, член Европарламента (2005). Позитивная психология в клинической практике. Ежегодный обзор клинической психологии 1 , 629-651.
  54. ^ Эрнст, Шейла и Гудисон, Люси (1981). В наших руках: Книга терапии самопомощи . Лондон: Женская пресса. ISBN   0-7043-3841-6
  55. ^ Руководство Джона Роуэна по гуманистической психологии. Архивировано 27 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
  56. ^ «Grundlage des HPD» . Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 28 декабря 2013 г.
  57. ^ Хоффман, Луи и др. (2009). Экзистенциальная психология Восток-Запад . Университет Скалистых гор. ISBN   978-0-8207-0418-0
  58. ^ Перейти обратно: а б Хаус, Ричард; Калиш, Дэвид; Мейдман, Дженнифер, ред. (2018). Гуманистическая психология: современные тенденции и перспективы . Рутледж, с. 73 (введение к части II «Социально-политические и культурные перспективы»). ISBN   978-1-138-69891-8 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Мосс, Дональд. «Корни и генеалогия гуманистической психологии». В Шнайдере, Кирк Дж.; Пирсон, Дж. Фрейзер; Бьюдженталь, Джеймс Ф.Т., ред. (2015). Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика . Sage Publications, 2-е изд., стр. 9–14 (раздел «Двадцатый век»). ISBN   978-1-4522-6774-6 .
  60. ^ Фромм, Эрих (1994, оригинал 1941). Бегство от свободы . Генри Холт и компания. ISBN   978-0-8050-3149-2 .
  61. ^ Лэнг, Р.Д. (1967). Политика опыта и райская птица . Пингвин. ISBN   978-0-14-002572-9 .
  62. ^ Энглер, Барбара (2013). Теории личности: Введение . Wadsworth Publishing/Cengage, 9-е изд., стр. 357. ISBN   978-1-285-08880-8 .
  63. ^ Ависар, Ниссим (2016). Психотерапия, общество и политика: от теории к практике . Пэлгрейв Макмиллан, с. 12. ISBN   978-1-137-57596-8 .
  64. ^ Киршенбаум, Ховард и Хендерсон, Валери Лэнд. «Более человечный мир». В Киршенбауме и Хендерсоне, ред. (1989). Читатель Карла Роджерса . Компания Houghton Mifflin, стр. 433–435. ISBN   978-0-395-48357-2 .
  65. ^ Торн, Брайан, с Сандерсом, Питом (2012). Карл Роджерс . Публикации SAGE, 3-е изд., стр. 119–120. ISBN   978-1-4462-5223-9 .
  66. ^ Братья, Барбара Джо, изд. (1991). Вирджиния Сатир: основополагающие идеи . Рутледж, стр. 139–140 (раздел «Изменения в людях, связанные с миром во всем мире»). ISBN   978-1-56024-104-1 .
  67. Фергюсон, Мэрилин (4 сентября 1978 г.). « AHP становится публичной и открывает эпоху социальной активности . Архивировано 21 ноября 2017 г. в Wayback Machine ». Бюллетень «Мозг/разум» . Перепечатано в информационном бюллетене AHP , октябрь 1978 г., стр. 9–11 (pdf, стр. 6–8). Проверено 12 апреля 2013 г.
  68. ^ Драк, Джек (май 1980 г.). « Высокие ожидания, неоднозначные результаты: критика 12-часовой политической партии AHP. Архивировано 29 октября 2019 г. в Wayback Machine ». Информационный бюллетень AHP , с. 41. Проверено 12 апреля 2013 г.
  69. ^ Неизвестный автор (май 1980 г.). « Докладчики. Архивировано 29 октября 2019 г. в Wayback Machine ». Информационный бюллетень AHP , с. 4. Проверено 12 апреля 2013 г.
  70. ^ Леонард, Джордж (май 1980 г.). « Эскиз гуманистического манифеста. Архивировано 29 октября 2019 г. в Wayback Machine ». Информационный бюллетень AHP , стр. 5–7. Проверено 12 апреля 2013 г.
  71. ^ Лутц, Марк; Люкс, Кеннет (1979). Вызов гуманистической экономики . Введение Кеннета Э. Боулдинга . Бенджамин/Каммингс Паблишинг Ко. , с. ix. ISBN   978-0-8053-6642-6 .
  72. ^ Джордж, Дэвид (весна 1990 г.). «Обзорное эссе. Гуманистическая экономика: новый вызов». Обзор социальной экономики , вып. 48, нет. 1, стр. 57–62. Обсуждает пересмотренную версию книги «Вызовы гуманистической экономики» .
  73. ^ Васконселлос, Джон (1979). Освобождающее видение: политика для растущего человечества . Ударные издатели. ISBN   978-0-915166-17-6 .
  74. ^ Олсон, Боб; Сондерс, Мэрилин (декабрь 1980 г.). « Альянс Нового Мира: на пути к трансформационной политике. Архивировано 11 июля 2018 г. в Wayback Machine ». Информационный бюллетень AHP , стр. 14–16. Проверено 9 мая 2016 г.
  75. ^ Штейн, Артур (1985). Семена семидесятых: ценности, работа и приверженность в поствьетнамской Америке . Университетское издательство Новой Англии, с. 136. ISBN   978-0-87451-343-1 .
  76. ^ О'Хара, М. (1989). Личностно-центрированный подход к осознанию: работы Карла Роджерса и Пауло Фрейре. Журнал гуманистической психологии, 29 (1), 11–35. дои : 10.1177/0022167889291002 .
  77. ^ Харман, Уиллис (1988). Глобальное изменение мышления: революция нового века в нашем мышлении . Издание Warner Books. ISBN   978-0-446-39147-4 . Существенно переработано в 1998 году под названием « Глобальное изменение мышления: обещание 21 века» . Введение Хейзел Хендерсон. Издательство Берретт-Келер. ISBN   978-1-57675-029-2 .
  78. ^ Борн, Эдмунд Дж. (2008). Глобальный сдвиг: как новое мировоззрение меняет человечество . Публикации Нового Предвестника. ISBN   978-1-57224-597-6 .
  79. ^ Мэйси, Джоанна; Джонстон, Крис (2012). Активная надежда: как справиться с беспорядком, в котором мы находимся, и не сойти с ума . Новая Всемирная библиотека. ISBN   978-1-57731-972-6 .
  80. ^ Розенберг, Маршалл Б. (2005). Сердце социальных перемен: как изменить мир к лучшему . Лужа Танцор Пресс. ISBN   978-1-892005-10-6 .
  81. ^ Перейти обратно: а б Пейн, М. (2011). Гуманистическая социальная работа: основные принципы на практике. Чикаго: Лицей, Бейзингсток, Пэлгрейв Макмиллан .
  82. ^ Стефарой, П. (2012). Гуманистическая парадигма социальной работы или краткое введение в гуманистическую социальную работу. Обзор социальной работы , 1, стр. 161–174.
  83. ^ Элленхорн, Р. (1988). На пути к гуманистической социальной работе: Социальная работа ради веселья, человечества и общества , Том. 12, выпуск 2, с.166.
  84. ^ Пейн, М. (2005). Современная теория социальной работы (3-е изд.), Чикаго: Lyceum Books.
  85. ^ Стефарой, П. (2009). Гуманистический взгляд на клиента в социальной работе, Обзор социальной работы , 1–2, стр. 9–34.
  86. ^ Гуманистическая академия. (1998). Гуманистическая социальная работа , Берлин: Гуманистическая академия. Серия: Современный гуманизм, Том 3, Том 2.
  87. ^ Чигангаидзе, Роберт К. (3 апреля 2021 г.). «Изложение гуманистически-экзистенциальной социальной работы в свете философии убунту: к теоретизированию убунту в практике социальной работы» . Журнал религии и духовности в социальной работе: социальная мысль . 40 (2): 146–165. дои : 10.1080/15426432.2020.1859431 . ISSN   1542-6432 . S2CID   234440837 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2021 г. Проверено 22 августа 2021 г.
  88. ^ Чигангаидзе, Роберт К. (22 апреля 2021 г.). «COVID-19 и вызовы гуманистической социальной работы: изучение проблем развития и клинической социальной работы, связанных с пандемией» . Международная социальная работа . 64 (5): 663–675. дои : 10.1177/00208728211007911 . ISSN   0020-8728 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a933a4e6e7a421faf7b24eee61847e55__1720818900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/55/a933a4e6e7a421faf7b24eee61847e55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Humanistic psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)