Предатель

Продик Кеосский ( / ˈ p r oʊ d ɪ s k ə / ; греческий : Πρόδικος ὁ Κεῖος , Pródikos ho Keios ; ок. 465 до н. э. — ок. 395 до н. э.) был греческим философом и представителем первого поколения софистов . Он прибыл в Афины в качестве посла от Кеоса и прославился как оратор и учитель. Платон относится к нему с большим уважением, чем к другим софистам, а в некоторых платонических диалогах Сократ выступает как друг Продика. Один писатель утверждает, что Сократ использовал свой метод обучения. [1] Продик сделал лингвистику и этику важными в своей учебной программе. Содержание одной из его речей до сих пор известно и касается басни, в которой Гераклу приходится сделать выбор между Добродетелью и Пороком . Он также интерпретировал религию в рамках натурализма .
Жизнь
[ редактировать ]Продик был уроженцем Иулиса на острове Кеос , родине Симонида . [2] которому он описан как подражавший. [3] Продик часто приезжал в Афины с целью вести дела от имени своего родного города и вызывал восхищение как оратор. [4] хотя его голос был глубоким и склонным падать. [5] Плутарх описывает его как худощавого и слабого; [6] Платон также намекает на его слабость и вытекающую из этого степень изнеженности. [7] Филострат обвиняет его в роскоши и скупости, [8] но ни один более ранний источник не упоминает об этом.
В «Протагоре» Платона (драматическая дата около 430 г. до н.э.) Продик упоминается как ранее прибывший в Афины . Он появляется в пьесе « Эвполис» , а также в «Облаках » (423 г. до н. э.) и «Птицах» (414 г. до н. э.) Аристофана . [9] Он часто приезжал в Афины по общественным делам. [10] Среди его учеников были ораторы Ферамен. [11] и Исократ , [12] а в год смерти Сократа (399 г. до н.э.) Продик был еще жив. [13] Согласно утверждению Филострата, на которое мало можно положиться, свою лекцию о добродетели и пороке он читал также в Фивах и Спарте . Апология как тех , Платона объединяет его с Горгием и Гиппием кто считался компетентным обучать молодежь в любом городе. Лукиан упоминает его среди тех, кто читал лекции в Олимпии . [14]
В диалогах Платона он упоминается или представлен с известной степенью уважения по сравнению с другими софистами. [15] Аристофан в «Облаках » [9] обращается с ним более снисходительно, чем с Сократом; а Сократ Ксенофонта в целях борьбы со сладострастием Аристиппа заимствует из книги «мудрого Продика» историю выбора Геракла . [16] Подобно Протагору и другим, Продик читал лекции за плату. [17] от полдрахмы до 50 драхм, вероятно, в зависимости от того, ограничивались ли слушатели одной лекцией или более полным курсом. [18] Говорят, что Продик накопил большую сумму денег. [19] Утверждение о том, что он охотился за богатыми юношами, встречается только у Филострата.
Учения
[ редактировать ]Продик принадлежал к первому поколению софистов . «Он был софистом в полном смысле слова профессиональным педагогом-фрилансером». [20] Поскольку он преподавал и философию , и политику , [21] поэтому Платон представляет свои наставления главным образом как этические , [22] и отдает предпочтение своему различению идей, например смелости, опрометчивости, смелости, над аналогичными попытками других софистов. [23] Иногда он произносил отдельные показательные речи, и, хотя они были известны Каллимаху , они, похоже, не сохранились надолго. В отличие от Горгия и других, которые хвалились своим искусством изображать малое великим, великое малым и распространяться в длинных или коротких речах, Продик требовал, чтобы речь была не длинной и не короткой, а соответствующей меры. , [24] и только в общении с другими софистами ему предъявлено обвинение в попытке заставить более слабую причину казаться сильной посредством своей риторики (тем самым вдохновляя, например , Мильтоново описание Белиала). [25]
Лингвистика
[ редактировать ]Некоторые из диалогов Платона сосредоточены на лингвистической теории Продика и его настойчивых требованиях к правильному использованию имен. Особое внимание он уделял правильному употреблению слов, [26] и различие выражений, связанных по смыслу. [27] Говорят, что Фукидид перенял у него точность в использовании слов. [28] В Кратиле , [29] Сократ шутит, что если бы он мог позволить себе лекции в пятьдесят драхм, то теперь он был бы знатоком «правильности имен». В некоторых платонических диалогах Сократ появляется как друг и товарищ Продика, что, по крайней мере, показывает, что у них действительно были близкие личные отношения и что Сократ действительно посещал по крайней мере несколько его лекций. «Для Сократа правильный язык был предпосылкой правильной жизни (включая эффективное управление). Но Продик, хотя его лингвистическое учение, несомненно, включало семантические различия между этическими терминами, остановился на пороге. Полное искусство логосов охватывало не что иное, как вся философия». [30]
Этика
[ редактировать ]
Речь о выборе Геракла [31] назывался Хорай ( древнегреческий : Ὧραι ). [32] Геракл, вступая в зрелую жизнь, должен был выбрать один из двух жизненных путей: путь добродетели и путь порока . Появились две женщины: одна величавой красоты, украшенная чистотой, скромностью и скромностью, другая сладострастной формы, пышного вида и одежды. Последний обещает провести его кратчайшим путем, без всякого труда, к наслаждению всеми удовольствиями. Другая, хотя и напоминает ему о его прародителях и его благородной природе, не скрывает от него, что боги не даровали того, что действительно прекрасно и хорошо, кроме забот и стараний. В то время как кто-то пытается удержать его от пути добродетели, убеждая в его трудности; другая обращает внимание на противоестественный характер наслаждения, предвосхищающий потребность в нем, на недостаток высшей радости, вытекающей из благородных поступков, и на последствия сластолюбивой жизни, и на то, как она сама, почитаемая богами и людьми, ведет ко всем благородным делам и к истинному благополучию во всех обстоятельствах жизни. Геракл решает в пользу добродетели. Этот набросок у Ксенофонта, вероятно, представляет в весьма сокращенном виде ведущие идеи оригинала, от которых не осталось никаких фрагментов.
Другая речь, по-видимому, Продика, упоминается в ложном платоновском диалоге «Эриксий» . Продик берется показать, что ценность внешних благ зависит просто от их использования и что добродетели необходимо учиться. Продика Подобные чувства были выражены в «Похвале земледелия» . [33] Ложный диалог Аксиоха приписывает ему взгляды на никчемность земной жизни в разные эпохи и призвания, а также на то, как мы должны стремиться к свободе от связи с телом в небесном и родственном эфире . Здесь также встречается учение о том, что смерти не следует бояться, поскольку она не затрагивает ни живых, ни умерших. [34]
Натурализм
[ редактировать ]Продик, как и некоторые его коллеги-софисты, интерпретировал религию в рамках натурализма . Богов он считал олицетворениями солнца, луны, рек, фонтанов и всего, что способствует комфорту нашей жизни. [35] и его иногда обвиняли в атеизме . [36] «Его теория заключалась в том, что первобытный человек был настолько впечатлен дарами, которые природа предоставила ему для продолжения его жизни, что он считал их открытием богов или самих себя, воплощающих божество. Эта теория была примечательна не только своим натурализмом, но и его понимание тесной связи между религией и сельским хозяйством». [37]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Герберт Эрнест Кушман (1918). История философии для начинающих . Том. 1. п. 68.
- ^ Plato, Protagoras , 316d; Suda, Prodicus
- ^ Платон, Протагор , 339c, 340e, 341b.
- ^ Платон, Гиппий Майор 282, сост. Филострат Вит. Соф. я. 12
- ^ Платон, Протаг. 316а; Филострат, Вит. Соф. я. 12
- ^ Плутарх, старший гер. сидеть Респ. в. 15
- ^ Платон, Протаг. 315д
- ^ Филост. Вит. Соф. я. 12
- ^ Jump up to: а б Аристофан, 1. 360 г.
- ^ Платон, Хиппс. Может 282.
- ^ Эсхин в Афинее, т. 220б.; Scholium ad Aristophanes, Nub. 360
- ^ Дионис. Хэл. Исокр. 1; Фотий, треска. 260
- ^ Платон, Апология , 19. ок.
- ^ Люциан, Вит. Ирод , ок. 3
- ^ Платон, Хипп. Майор 282, Теаэт. 151б, Федон , 60, Протаг. 341а, Чармид. 163d, Мено , 96, Кратил. 384б., симп. 177, Евтид. 305
- ^ Ксенофонт, Мемор. ii. 1. § 21
- ^ Ксенофонт, мем. ii. 1. § 21, сост. Филострат; Диоген Лаэртский, ix. 50; Платон, прот. 314б
- ^ Псевдо-Платон, Аксиох. 6; Платон, Кратил. 384б.; Аристотель, Рет. iii. 14. § 9; Суда, блудный сын
- ^ Платон, Хипп. Майор 282d; Ксенофонт, Symp. iv. 62, и. 5
- ^ Гатри, Уильям. Софисты . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1971. ISBN 0-521-09666-9 . п. 275.
- ^ Платон, Евтид. 305с
- ^ Платон, Менон , 96d; комп. де Респ. x. 600е
- ^ Платон, Лах. 197с
- ^ Платон, Фед. 267а; комп. Горг. 449с, прот. 334д, 335б, 338д; Аристотель, Рет. iii. 17
- ^ Цицерон, Брют. в. 8.
- ^ Платон, Евтид. 187e, Кратил. 384б, комп. Гален, в Гиппокре. статьи iv. п. 461. 1
- ^ Платон, Лах. 197д, прот. 340а, 341а, Чармид. 163д, Мено , 75в, сост. Фемистий, Орат. iv. п. 113
- ^ Марсель. Вит. Здесь. ; комп. Школа ап. Хемстерхус Нет в Люциане. , Приложение. 3; Максим Шина. Он спорил. VII.
- ^ Платон, Кратил , 384b.
- ^ Гатри, Уильям. Софисты . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1971. ISBN 0-521-09666-9 . п. 276.
- ^ Филострат, с. 496; Ксенофонт, мем. ii. 1. § 21
- ^ Суда, Хорай , Продик ; Схолиум от Аристофа. Нуб. 1. 360. Смысл названия неясен.
- ^ Фемистий, Орат. 30
- ^ комп. Стобеус, серм. хх. 35
- ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. я. 52; Цицерон, Нат Деор. я. 42
- ^ Цицерон, Нат. я. 55
- ^ Гатри, Уильям. Софисты . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1971. ISBN 0-521-09666-9 . п. 179.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Продикус». Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3. С. 541–543.