Лакшми Нараяна
Лакшми Нараяна | |
---|---|
| |
![]() Живопись Лакшми-Нараяна на Гаруде | |
Деванагари | Лакшми-Нараян |
Санскритская транслитерация | Lakṣminarayaṇa |
Принадлежность | Вайшнавизм |
Обилие | Вайкунтха |
Оружие | Панчаджанья , Каумодаки , Сударшана Чакра , Шаранга , Нандака |
Символ | Падма |
Устанавливать | Гаруда |
Тексты | Вишну Пурана , Падма Пурана , Гаруда Пурана |
Часть серии на |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Лакшми Нараяна ( санскрит : लक्ष्मी-नारायण , Iast : Lakṣmīnārāyaya ) или Lakshmi Narayan -двойное представление индуистских божеств Вишну , также известное как Нараяна , и его супруга, Лакшми , традиционно подключенные в их Бободе . Богиня процветания и красоты, Лакшми, изображена как стоящая рядом с Вишну, который держит Панчаджанья , Каумодаки , Падма и чакра Сударшана . Другое изображение Лакшми-Нараяны изображает Лакшми на службе Нараяны, которая откидывается на космическом змее Шеша , плавающую в Кшира Сагаре , океане молока. [ 2 ]
Легенды
[ редактировать ]Самым значительным мифом Лакшми-Нараяна, который появляется в различных пуранах , является Самудра Мантана , где Вишну предполагает своего Курманского аватара, чтобы помочь дэвам и асурам в сбивании океана молока. Лакшми появляется как одно из многих сокровищ, которые являются продуктом отталкивания. Девас просит Вишну жениться на ней, и, следовательно, ее благоприятность женится на его божественности, восстанавливая космический орден. [ 3 ]
Вишну Пурана описывает эту легенду таким образом: [ 4 ]
Богиня Шри из яркой красоты поднялась из этого молока, стоящая в цветущей лотосе с лотосом в ее руке ... носить небесные гирлянды и одежду, купаясь и украшенные украшениями, когда все боги смотрят, она пошла к груди Хари. Отдыхая на груди Хари, Лакшми заставил богов немедленно узнать высшее блаженство, о Мейтрейя, просто посмотрев на них.
- Вишну Пурана , стихи 1.9.100; 106; 107

В легенде о Тирумале мудрец Бхригу выбирается, чтобы выбрать божество, которому яджну должен быть посвящен . После того, как он отверг Брахму , Индру и Шиву , он прибывает в Вайкунту , где он наблюдает, как Лакшми массирует ноги Вишну, откидываемого на Шешу . Бхригу возмущен этим и пинает сундук Вишну ногой. Спокойный Вишну обеспокоен мудрецем и получает его с честью. Приятно, что Бхригу решает, что Яджна должна быть предложена Вишну. Но Лакшми сильно в ярости, сундук, являющийся регионом Вишну, наиболее связанной с ней, и потому что ее супруга не поднялась на оскорбление. Она спускается на землю, когда Падмавати , дочь короля Чола , и ее консорт принимает форму Шриниваса . Шриниваса находит Падмавати, снова женится на ней и провозглашается как основное божество Тирумалы . [ 5 ]
В литературе Лакшми и Нараяне часто предлагают эпитеты, связанные с их отношениями - Вишну провозглашается как Лакшмипати , [ 6 ] Муж Лакшми, а Лакшми называется Вишнуприя , [ 7 ] фаворит Вишну, а также Вайшнави и Нараяни , величайшая преданная женщина и Шакти Вишну. [ 8 ]
В Prapanna Parijata Лакшми заявляет, что двойственность ее супруги и самого себя представляет Брахмана : [ 9 ]
Бог, Нараяна, является сущностью существования; и я, Верховный Лакшми, я атрибут (до) этого. Следовательно, то, что известно как Lakshmìnârâyana, является Брахманом, который является вечным.
- Прапанна Париджата
Интерпретации
[ редактировать ]
Двойное представление о божествах Лакшми-Нараяна имеет много исторических корней и иногда интерпретируется по-разному различными традициями. Богиня Лакшми воплощается на земле своим любимым супругом, следуя пожеланиям Нараяны и способу воплощения. Когда Вишну спустилась на мир как Парашурама , богиня воплотилась в Дхарани; Когда он родился как Рама , Лакшми появился как Сита ; И когда он был Кришной , она появилась как Радха и Рукмини . [ 10 ] [ 11 ] В следующем воплощении Вишну в качестве Калки , в котором будет написано конец нынешнего Кали Юги , он женится на Падмавати, который также будет воплощением Лакшми. [ 12 ] Это двойное проявление высших божеств вайшнавизма исследуется в Рамаяне , Махабхарате , Вишну Пуране , Бхагавата Пуране , Брахме Вайварта Пуране , Сканда Пуране и в других. Пурушоттама Махатмья из Сканда Пурана (13 век н.э.) и Вишнурахасья (16 века н.э.) ссылался на женский деревянный образ между Джаганнатхом , Субхадра , Субхадра , как Лакшми . [ 13 ]
Традиции
[ редактировать ]Шри Сампрадья
[ редактировать ]
В южно -индийской традиции шри -вайшнавизма божеству Нараяне поклоняются как Верховное Божество, а его супруга Лакшми - Верховная Богиня. Лакшми считается источником спасения, Нараяна и, следовательно, уважается приверженцами, чтобы достичь Бога. Происхождение имени традиции иногда ассоциируется с самой богиней, которую также называют Шри. [ 15 ] Преданные этой традиции в первую очередь поклоняются Лакшми-Нараяне как конечной двойственности, хотя они также почитают свои воплощения в Дашватаре , включая Сита-Раму и Рукмини-Кришну. [ 16 ] Урдхва пундра , священная отметка, которую они носят на своих телах, представляется комбинацией белых ног Вишну, а красная полоса между ними представляет Лакшми. [ 17 ]
Сваминараян Сампрадайя
[ редактировать ]В вайшнавой традиции Сваминараянской Сампрадейи , флейте-несущей Кришне поклоняется его супружеской Радхе , и вместе божество называют Радха Кришна , в то время как Кришна в его четырех ручной форме отождествляется с Нараяной в тексте Шикшатри , и Поклонялся со своим супругом, Лакшми . Божество называется Лакшми Нараяна. [ 18 ] Основатель безопасности Сваминараян установил Муртис Радхи Кришны и Лакшми Нараяна в Шри Сваминараяне Мандире, Вадтале и Сваминараяне Мандир, Гадхада в Гуджарате .
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Лакшми Нараяна популярно среди вайшнавов , которые молятся божественной паре в их домах и в храмах. Существует много сампрадейев (сект), которые считают Лакшми Нараяна как конечную божественность, и грандиозные и изысканные храмы были возведены для их почитания. Считается, что поклонение Лакшми Нараяне может получить для преданных полных благословений божественной пары и даст благосостояние, успех, процветание и полноценную жизнь преданных и их семей. [ 19 ]
В тамильской традиции Нараяна часто представлен с тремя аспектами Лакшми: Шридеви , Бхудеви и Ниладеви . [ 20 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Статуя Лакшми Нараяна в Наксал, Катманду
-
Лакшми Нараяна, Хаджурахо
-
Лакшми Нарьяна Фронтиспис из "Тула Рам" Бхагавата Пурана - Бруклинский музей
Храмы
[ редактировать ]- Золотой храм, Срипурам
- Храм Лакшми Нараян, Агартала
- Лаксминараян Храм
- Дивья Десам
- Шриварахам Лакшми Храм Вараха, Тируванантапурам
- Храм Чоттаниккара
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Религия и глобальные денежные рынки: изучение влияния христианства, ислама, иудаизма и индуизма . Спрингер. 18 августа 2022 года. ISBN 9783031044168 Полем Архивировано из оригинала 8 марта 2024 года . Получено 14 сентября 2022 года .
- ^ Эллвуд, Роберт (2007). Энциклопедия мировых религий . Нью -Йорк: Infobase Publishing. С. 468 . ISBN 978-0-8160-6141-9 .
- ^ Пинтчман, Трейси (2005-08-18). Гости на свадьбе Бога: празднование Картика среди женщин Бенареса . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. п. 49. ISBN 978-0-7914-8256-8 Полем Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ Димтт, Корнелия; Buitenen, Johannes Adrianus Bernardus (1978-06-15). Классическая индуистская мифология: читатель на санскрите Пуранас Храмовая издательство Университета. П. 61. ISBN 978-0-87722-122-7 Полем Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2024-01-29 .
- ^ Varadpande, Manohar Laxman (2009). Мифология Вишну и его воплощения . Gyan Publishing House. п. 187. ISBN 978-81-212-1016-4 Полем Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ www.wisdomlib.org (2017-12-02). «Лакшмипати, Лакшмипати, Лакшми-Пати: 10 определений» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 2022-09-13 . Получено 2022-09-13 .
- ^ www.wisdomlib.org (2019-01-06). «Vishnupriya, Viṣupriyā, Vishnu-Priya: 4 определения» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 2022-09-13 . Получено 2022-09-13 .
- ^ www.wisdomlib.org (2015-08-28). «Вайшнави, Вайшави, Вайшави: 21 определения» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 2022-09-13 . Получено 2022-09-13 .
- ^ Брахмавадин . MC Alasingaperumal. 1900. с. 162. Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ Монаган, Патриция (2011). Богини в мировой культуре . Соединенные Штаты Америки: ABC-Clio. С. 1–7. ISBN 978-0-313-35465-6 Полем Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-13 .
- ^ Уоткинс, Джеймс Саймон (2022-08-18). Религия и глобальные денежные рынки: изучение влияния христианства, ислама, иудаизма и индуизма . Спрингер Природа. п. 378. ISBN 978-3-031-04416-8 Полем Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ Лоуренс, Майкл А. (2018-05-31). Мистические сказки . Понятие пресса. Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ Доктор А.К. Прадхан (июнь 2004 г.). «Эволюция культуры Джаганнатха» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) на 2009-03-04 . Получено 2008-05-11 .
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ Jagadeesan, N. (1989). Собрание документов о тамильском вайшнавизме . Ennes Publications. п. 104
- ^ Рамакришнанда, Свами (2022-04-07). Жизнь Шри Рамануджи . Шри Рамакришна Математика. п. 447. Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ Мердок, Джон (1904). Религиозные секты индусов . Христианское литературное общество для Индии. п. 21. Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ Мердок, Джон (1904). Религиозные секты индусов . Христианское литературное общество для Индии. п. 23. Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
- ^ «Шикшапатри, стих 109 Сваминараян» . Архивировано с оригинала 2012-02-10 . Получено 2008-05-06 .
- ^ «Преимущества молитвы лорду Лакшми Нараяне, о лорде Лакшми Нараяне - астропедии» . www.astroved.com . Архивировано из оригинала 2020-09-25 . Получено 2020-01-06 .
- ^ Sen, Aloka Parasher (2021-02-28). Урегулирование и местные истории раннего декана . Routledge. п. 280. ISBN 978-1-000-36112-4 Полем Архивировано из оригинала 2024-03-08 . Получено 2022-09-14 .
