Эдна Фербер
Эдна Фербер | |
---|---|
![]() Фербер в 1928 году | |
Рожденный | 15 августа 1885 г. Каламазу, Мичиган , США |
Умер | 16 апреля 1968 г. Нью-Йорк, США | (82 года)
Занятие | Писатель , драматург |
Образование | Университет Лоуренса |
Жанр | Драма, романтика |
Заметные награды | Пулитцеровская премия в области художественной литературы (1925). |
Эдна Фербер (15 августа 1885 — 16 апреля 1968) — американская писательница, писательница рассказов и драматург. Среди ее романов - Пулитцеровскую премию , получивший «Такой большой» (1924), «Шоу-бот» (1926; по мотивам знаменитого мюзикла 1927 года ), «Симаррон» (1930; адаптированный для фильма 1931 года , получившего премию Оскар за лучший фильм ), «Гигант» (1952; по фильму 1956 года одноименному ) и «Ледяной дворец » (1958), который также получил экранизацию в 1960 году. Она помогла адаптировать свой рассказ « Старик Миник », опубликованный в 1922 году, в пьесу ( Миник ) и был трижды адаптирован для кино: в 1925 году как немой фильм «Добро пожаловать домой» , в 1932 году как «Эксперт » и в 1939 году как « Некуда идти» .
Жизнь и карьера [ править ]
Ранние годы [ править ]
Фербер родился 15 августа 1885 года в Каламазу, штат Мичиган , в семье еврейского лавочника венгерского происхождения Джейкоба Чарльза Фербера и его жены, родившейся в Милуоки, штат Висконсин , Джулии (Нойманн) Фербер, которая была немецкой еврейки по происхождению. Ферберы переехали в Каламазу из Чикаго, штат Иллинойс , чтобы открыть магазин галантерейных товаров, а ее старшая сестра Фанни родилась там тремя годами ранее. [1] [2] [3] Отец Фербера не был специалистом в бизнесе. [4] и семья часто переезжала в детстве Фербера. Из Каламазу они на год вернулись в Чикаго, а затем переехали в Оттумву, штат Айова , где они проживали с 1890 по 1897 год (Ферберу было от 5 до 12 лет). В Оттумве Фербер и ее семья столкнулись с жестоким антисемитизмом , в том числе взрослые мужчины оскорбляли ее, издевались и плевали в ее адрес в те дни, когда она приносила обед своему отцу, часто издеваясь над ней с идишским акцентом. [5] [6] [7] По словам Фербер, ее годы, проведенные в Оттамве, «должны нести ответственность за все, что во мне враждебно по отношению к миру». [8] В это время отец Фербера начал терять зрение, что потребовало дорогостоящего и в конечном итоге безуспешного лечения. [9] В возрасте 12 лет Фербер и ее семья переехали в Эпплтон, штат Висконсин , где она окончила среднюю школу, а затем некоторое время посещала Университет Лоуренса .
Карьера [ править ]
После окончания школы Фербер планировала изучать ораторское искусство, имея смутные мысли о том, что когда-нибудь станет актером, но ее семья не могла позволить себе отправить ее в колледж. Под влиянием момента она устроилась на работу начинающим репортером в Appleton Daily Crescent , а затем перешла в Milwaukee Journal . [10] [7] В начале 1909 года Фербер перенес приступ анемии и вернулся в Эпплтон, чтобы выздороветь. Она так и не возобновила свою карьеру репортера, хотя впоследствии освещала Республиканский национальный съезд 1920 года и Национальный съезд Демократической партии 1920 года для Ассоциации объединенной прессы . [11] [12]
Пока Фербер выздоравливала, она начала писать и продавать рассказы в различные журналы, а в 1911 году опубликовала свой первый роман « Доун О’Хара, Девушка, которая смеялась» . В 1912 году сборник ее рассказов был опубликован в томе под названием Buttered Side Down . В своей автобиографии Фербер писала: [13]
В то время для девушки лет двадцати это были довольно тяжелые истории... Книга получила хорошие отзывы. Я был поражен и мрачно обрадован, когда некоторые рецензенты заявили, что эти рассказы, очевидно, были написаны человеком, который принял женский псевдоним за выдумку. Я всегда думал, что стиль письма не может определять пол; Я не думаю, что читатель должен иметь возможность сказать, написана ли книга мужчиной или женщиной.
В 1925 году она получила Пулитцеровскую премию за книгу «Такая большая» . Фербер изначально считала, что в ее проекте того, что впоследствии станет « Таким большим» , не хватает сюжета, прославляется провал и есть тонкая тема, которую можно легко упустить из виду. Когда она отправила книгу своему обычному издателю Doubleday , она была удивлена, узнав, что роман ему очень понравился. Об этом свидетельствовали несколько сотен тысяч экземпляров романа, проданных публике. [14] по роману был снят немой фильм в главной роли с Коллин Мур После получения награды в том же году . последовал ремейк В 1932 году в главных ролях с Барбарой Стэнвик и Джорджем Брентом и Бетт Дэвис в роли второго плана. Версия » 1953 года фильма «Так большой в главной роли с Джейн Вайман является самой популярной версией среди современной публики. [14]
На волне популярности «Такого большого » следующий роман Фербера « Шоу-бот » имел столь же успешный успех. Вскоре после его выхода композитор Джером Керн предложил превратить его в мюзикл . Фербер был шокирован, думая, что это превратится в типичное легкое развлечение 1920-х годов. Только после того, как Керн объяснил, что он и Оскар Хаммерштейн II хотят создать мюзикл другого типа , Фербер предоставил ему права, и его премьера состоялась на Бродвее в 1927 году, а затем возрождался 8 раз.
Ее роман 1952 года « Гигант » стал основой фильма 1956 года в главных ролях с Элизабет Тейлор , Джеймсом Дином и Роком Хадсоном . [14]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Edna_Feber_Plaque.jpg/220px-Edna_Feber_Plaque.jpg)
Смерть [ править ]
Фербер умерла в своем доме в Нью-Йорке от рака желудка . [15] в возрасте 82 лет. Она оставила свое имение сестре и племянницам. [16]
Личная жизнь [ править ]
Фербер никогда не был женат, не имел детей и, как известно, не имел романтических или сексуальных отношений. [а] В своем раннем романе «Доун О'Хара » тетя главной героини замечает: «Быть старой девой было во многом похоже на смерть от утопления – действительно восхитительное ощущение, когда перестаешь бороться». Фербер действительно проявляла материнский интерес к карьере своей племянницы Джанет Фокс , актрисы, которая играла в оригинальном бродвейском составе пьес Фербера «Ужин в восемь» (1932) и «Дверь сцены » (1936).
Фербер был известен своей откровенностью и сообразительностью. Однажды она заставила других гостей-евреев покинуть домашнюю вечеринку, узнав, что хозяин был антисемитом. [16] Однажды, после того как Ноэль Кауард пошутил о том, что ее костюм делает ее похожей на мужчину, она ответила: «Твой тоже». [6]
Важность идентичности еврейской
Начиная с 1922 года Фербер начал посещать Европу один или два раза в год в течение тринадцати или четырнадцати лет. [17] В это время, в отличие от большинства американцев, ее обеспокоил рост нацистской партии и распространение ею антисемитских предрассудков, с которыми она столкнулась в детстве. Она прокомментировала это высказывание так: «Было страшно видеть, как континент – цивилизация – рушится на глазах. Это был быстрый и, казалось бы, неизбежный процесс, на который никто не обращал особого внимания». [18] Ее страхи сильно повлияли на ее творчество, в котором часто использовались темы расовой и культурной дискриминации. Ее автобиография 1938 года « Особое сокровище» изначально включала злобное посвящение Адольфу Гитлеру, в котором говорилось:
Адольфу Гитлеру, который сделал меня лучшим евреем и более понимающим человеком, как и миллионы других евреев, эта книга посвящена с ненавистью и презрением. [7]
Хотя к моменту публикации книги это было изменено, оно по-прежнему ссылалось на нацистскую угрозу. [17] В своей книге она часто упоминает еврейский успех, намекая и желая показать не только этот еврейский успех, но и способность евреев использовать его и побеждать. [17]
круглый стол Алгонкинский
Фербер был членом « Круглого стола алгонкинов» , группы остроумцев, которые каждый день собирались за обедом в отеле «Алгонкин» в Нью-Йорке. Фербер и другой член Круглого стола, Александр Вулкотт , были давними врагами, их антипатия продолжалась до смерти Вулкотта в 1943 году, хотя Говард Тейхманн утверждает в своей биографии Вулкотта, что их вражда возникла из-за недоразумения. По словам Тейхманна, Фербер однажды описал Вулкотта как « Нерона из Нью-Джерси , который принял свой передник за тогу ».
Фербер сотрудничал с членом Круглого стола Джорджем С. Кауфманом в нескольких пьесах, представленных на Бродвее: «Миник » (1924), «Королевская семья » (1927), «Ужин в восемь» (1932), « Земля яркая » (1941), « Дверь сцены » (1936), и Браво! (1948). [19]
Политические взгляды [ править ]
В опросе, проведенном « Saturday Review of Literature» среди американских писателей, какого кандидата в президенты они поддерживали на выборах 1940 года , Фербер поддержал Франклина Д. Рузвельта . [20]
Характеристики произведений [ править ]
В романах Фербера главными героями обычно были сильные женщины , а также богатая и разнообразная коллекция второстепенных персонажей. Обычно она выделяла хотя бы одного сильного второстепенного персонажа, сталкивавшегося с дискриминацией, этнической или иной. [21]
Работы Фербер часто касались небольших частей американской культуры, а иногда происходили в экзотических местах, которые она посетила, но с которыми она не была близко знакома, таких как Техас или Аляска . Таким образом, она помогла подчеркнуть разнообразие американской культуры тем, у кого не было возможности испытать ее. Действие некоторых романов происходит в местах, которые она не посещала. [22]
Наследие [ править ]
- Фербер сыграла актриса Лили Тейлор в фильме «Миссис Паркер и порочный круг» (1994). [23]
- В 2008 году Американская библиотека выбрала статью Фербера «Мисс Фербер рассматривает «стервятников» на суде» для включения в свою двухвековую ретроспективу американских настоящих преступлений.
- 29 июля 2002 года в ее родном городе Эпплтон, штат Висконсин , Почтовая служба США выпустила в ее честь почтовую марку серии «Выдающиеся американцы» номиналом 83 цента . Художник Марк Саммерс, известный своей техникой скретчборда , создал этот портрет для марки, отсылая к черно-белой фотографии Фербера, сделанной в 1927 году. [24]
- Художественная версия Эдны Фербер ненадолго появляется как персонаж Филиппа Мейера романа «Сын» (2013).
- Дополнительная художественная версия Эдны Фербер с ней в качестве главного героя появляется в серии детективных романов Эда Ифковича, опубликованных издательством Poisoned Pen Press , включая Downtown Strut: An Edna Ferber Mystery , написанную в 2013 году. [25]
- В 2013 году Фербер был введен в Зал литературной славы Чикаго. [26]
- В ее родном городе Эпплтон, штат Висконсин, в ее честь была названа начальная школа Эдны Фербер. [27] Первоначально строительство школы было отклонено на референдуме 1971 года. [28]
Список работ [ править ]
![]() |
Фербер написал тринадцать романов, две автобиографии, множество рассказов и девять пьес, многие из которых были написаны в сотрудничестве с другими драматургами. [29]
Романы [ править ]
- Дон О'Хара, Девушка, которая смеялась (1911)
- Сама Фанни (1917)
- Девочки (1921)
- Такой большой (1924) (выиграл Пулитцеровскую премию )
- Шоу-лодка (1926, Гроссет и Данлэп )
- Симаррон (1930)
- Красота по-американски (1931)
- Приди и возьми это (1935)
- Саратога Ствол (1941)
- Великий сын (1945)
- Гигант (1952)
- Ледовый дворец (1958)
Сборники рассказов и рассказов [ править ]
- Намазанная маслом сторона вниз (1912)
- Ростбиф, средний (1913) по рассказам Эммы Макчесни
- Личность плюс (1914) рассказы Эммы Макчесни
- Эмма Мак Чесни и компания (1915) Рассказы Эммы Мак Чесни
- Веселый - По просьбе (1918)
- Половинки порций (1919)
- Жиголо (1922)
- Мать знает лучше (1927)
- Они привели своих женщин (1933)
- В городе никого: два коротких романа (1938) «Никто в городе» и «Деревья умирают на вершине»
- Одна корзина: тридцать один рассказ (1947) включает «В гостинице нет места: история Рождества в современном мире».
Автобиографии [ править ]
- Необычное сокровище (1939)
- Вид волшебства (1963)
Играет [ править ]
- Наша миссис Макчесни (1915) (пьеса с Джорджем В. Хобартом )
- 1200 долларов в год: комедия в трех действиях (1920) (пьеса с Ньюманом Леви)
- Миник : Пьеса (1924) (пьеса с Г.С. Кауфманом), адаптированная из ее рассказа « Старик Миник ».
- Королевская семья (1927) (спектакль, с Г.С. Кауфманом)
- Ужин в восемь (1932) (пьеса, с Г.С. Кауфманом)
- Дверь сцены (1936) (пьеса, с Г.С. Кауфманом)
- Земля яркая (1941) (пьеса, с Г.С. Кауфманом)
- Браво! (1949) (пьеса, с Г.С. Кауфманом)
Сценарии [ править ]
- Саратога Ствол (1945) (фильм, с Кейси Робинсоном)
Музыкальные адаптации [ править ]
- Show Boat (1927) — музыка Джерома Керна , слова и книга Оскара Хаммерштейна II , продюсер Флоренц Зигфельд
- Саратога (1959) — музыка Гарольда Арлена , слова Джонни Мерсера , инсценировка Мортона ДаКоста
- Гигант (2009) – музыка и слова Майкла Джона ЛаКьюза , книга Сибил Пирсон
Ссылки [ править ]
Сноски [ править ]
- ↑ Ходили недокументированные слухи, что Фербер была лесбиянкой. Профессор Джон Ансуорт делает необоснованное заявление в книге «Джон Сазерленд» (2007). «Бестселлеры: очень краткое введение» Oxford University Press: 53. Хаггерти и Циммерман подразумевают, что она была геем из-за ее визитов в Провинстаун в начале 20 века (Хаггерти и Циммерман (2000). , Лесбийские истории и культуры: Энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, стр. 610). Портер (Портер, Дарвин (2004) Кэтрин Великая , Blood Moon Productions, Ltd, стр. 204) мимоходом комментирует, что Фербер была лесбиянкой, но не предлагает никакой поддержки. Берроу (Берроу, Брайан (2010) The Big Rich: The Rise and Fall of the Greatest Texas Oil Fortunes , Penguin) также мимоходом отмечает, что Фербер был геем, цитируя биографию, написанную Джули Голдсмит Гилберт (внучатой племянницей Фербера, см. библиографию). . Гилберт, однако, не упоминает о лесбийских отношениях.
Сноски [ править ]
- ^ Фербер, Эдна (1939). Необычное сокровище . Нью-Йорк: Даблдей, Доран и компания. 18.
- ^ Рот, Уолтер (август 2005 г.). Взгляд назад: правдивые истории из еврейского прошлого Чикаго . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 9780897338271 .
- ^ Гилберт 2000 , с. 1.
- ^ Фербер 1939 , с. 18.
- ^ Фербер 1939 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б «Эдна Фербер» . www.nndb.com . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бурштейн, Джанет (31 декабря 1999 г.). «Эдна Фербер | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Фербер 1939 , с. 31.
- ^ Фербер 1939 , с. 51.
- ^ Гилберт 2000 , с. 428.
- ^ Гилберт 2000 , с. 423.
- ^ «Эдна Фербер» . americanliterature.com . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Фербер 1939 , с. 171-172.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Дж. Э. (2010). Голливуд Эдны Фербер: американские художественные произведения о поле, расе и истории (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. стр. 66, 191–228. ISBN 9780292719842 . OCLC 318870278 .
- ^ Р. Бэрд Шуман (2002). Великие американские писатели: двадцатый век . Маршалл Кавендиш. п. 503. ИСБН 978-0-7614-7240-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Броуди, Сеймур (1996). Еврейские герои и героини Америки: 150 правдивых историй об американском еврейском героизме . Голливуд, Флорида: Lifetime Books Inc., стр. 109–110. ISBN 0-8119-0823-2 . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шапиро, Энн Р. (2002). «Эдна Фербер, еврейская американская феминистка». Шофар . 20 (2): 52–60. дои : 10.1353/шо.2001.0159 . S2CID 143198251 .
- ^ Фербер 1939 , с. 267.
- ^ «О драматурге: Королевская семья – Товарищество Кауфмана-Фербера» . Шекспировский фестиваль в Юте . Профессиональный театр Университета Южной Юты . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «Среди тех, кто заявил, что будет голосовать за президента Рузвельта, есть Эдна Фербер…» «Редакционная статья: Президентский опрос», Субботний обзор литературы . 2 ноября 1940 г. (с.8).
- ^ Галлей, Кэтрин (18 января 2023 г.). «Возвращение к Эдне Фербер» . JSTOR Daily . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ "Фербер, Эдна (1887-1968)". Современная американская литература , 5-е изд., т. 1, Сент-Джеймс Пресс, 1999, стр. 354–356. Электронные книги Гейла . (требуется подписка) По состоянию на 20 января 2023 г.
- ^ «Миссис Паркер и порочный круг» . Imdb.com . 23 ноября 1994 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Почтовый магазин (2008). «Серия выдающихся американцев: Эдна Фербер» . Почтовая служба США. Архивировано из оригинала 7 мая 2008 года . Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ «Центр города: Тайна Эдны Фербер № 4 — Откройте для себя загадочные книги с помощью пресса с отравленной ручкой» . Архивировано из оригинала 14 июля 2016 года . Проверено 28 июня 2016 г.
- ^ «Эдна Фербер» . Зал литературной славы Чикаго . 2013 . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ "Дом" . ferber.aasd.k12.wi.us .
- ^ «Проблема школы Фербера снова поднята» . Пост-Полумесяц . 2 октября 1973 г. с. 9 . Проверено 18 декабря 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Эдна Фербер | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 марта 2020 г.
Библиография [ править ]
- Фербер, Эдна (1960). Необычное сокровище . Нью-Йорк: Даблдей.
- Гилберт, Джули Голдсмит (2000). Эдна Фербер и ее круг, биография . Нью-Йорк: Аплодисменты. ISBN 1-55783-332-Х .
- Архивы
- Переписка Даблдэй с Эдной Фербер, 1932–1954 гг . Библиотека Чапина, Колледж Уильямс.
- Коллекция Эдны Фербер, 1921–2002 гг . Архивы Университета Лоуренса, Университет Лоуренса.
- Документы Эдны Фербер . Историческое общество Висконсина.
- Коллекция Эдны Фербер . Публичная библиотека Эпплтона.
Внешние ссылки [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/Wikisource-logo.svg/38px-Wikisource-logo.svg.png)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/thumb/4/4a/Commons-logo.svg/30px-Commons-logo.svg.png)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Wikiquote-logo.svg/34px-Wikiquote-logo.svg.png)
Интернет-издания [ править ]
- Работы Эдны Фербер в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Эдны Фербер в Project Gutenberg
- Работы Эдны Фербер в Faded Page (Канада)
- Работы Эдны Фербер или о ней в Internet Archive
- Работы Эдны Фербер в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1885 рождений
- 1968 смертей
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские романисты XX века
- Американские писатели рассказов XX века
- Американские писательницы XX века
- Американские люди немецко-еврейского происхождения
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Американские женщины-драматурги и драматурги
- Американские женщины-писатели
- Американские женщины-писатели рассказов
- Американские драматурги и драматурги еврейского происхождения
- Американские писатели-евреи
- Еврейские писательницы
- Выпускники Университета Лоуренса
- Писатели из Мичигана
- Писатели из Нью-Йорка (штат)
- Писатели из Висконсина
- Пулитцеровская премия для победителей романов
- Люди из Нью-Йорка
- Писатели из Эпплтона, Висконсин
- Писатели из Каламазу, Мичиган
- Писатели из Нью-Йорка
- Алгонкинский круглый стол
- Члены Американской академии искусств и литературы