Jump to content

Дайер Лам

(Перенаправлено с Дайера Д. Лама )

Дайер Лам
Портретная фотография Дайера Лама
Лам в 1876 году
Рожденный
Дайер Дэниэл Лам

( 1839-02-15 ) 15 февраля 1839 г.
Умер 6 апреля 1893 г. ) ( 1893-04-06 ) ( 54 года
Причина смерти Самоубийство путем отравления
Место отдыха Нортгемптон, Массачусетс
Годы активности 1861–1892
Эра Позолоченный век
Заметная работа
  • Экономика анархии
  • Философия профсоюзов
Политическая партия Партия зеленых (1875–1880)
Другие политические
принадлежность
Движение Рабочее движение , анархизм в США
Партнер Вольтерина де Клер
Дети 2

Дайер Дэниел Лам (15 февраля 1839 — 6 апреля 1893) — американский профсоюзный активист , экономист и политический журналист . Он был ведущей фигурой американского анархистского движения 1880-х и начала 1890-х годов, работая в рамках организованного рабочего движения и вместе с теоретиками-индивидуалистами .

Родившийся в семье аболиционистов , Лам добровольно вступил в армию Союза во время Гражданской войны в США , в которой он боролся за отмену рабства. После войны он занимался переплетным делом в Новой Англии и стал участвовать в зарождающемся спиритуалистическом движении , хотя вскоре стал скептически относиться к организованной религии и обратился в буддизм . В это время он стал участвовать в растущем движении политических реформ , присоединившись к Партии зеленых и лоббируя введение восьмичасового рабочего дня , а также денежные и земельные реформы .

К началу 1880-х годов он разочаровался в политике третьей партии и двинулся к революционному социализму и индивидуалистическому анархизму . Он вступил в Международную ассоциацию трудящихся (IWPA) и «Рыцарей труда» , в рамках которых выступал за организацию рабочих, стремящуюся к экономическим реформам и политической революции. Лам был глубоко затронут делом Хеймаркета , поскольку он был близким другом многих обвиняемых, включая Альберта Парсонса , Адольфа Фишера и Луиса Лингга , последнему из которых он помог покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать казни. Участие Лама в этом деле стало источником критики со стороны чикагских анархистов, которые обвинили его в проявлении бесцеремонного отношения к революционному мученичеству , а также бостонских анархистов-индивидуалистов, которых оттолкнула его пропаганда революционного насилия. Лам попытался использовать свое положение, чтобы преодолеть раскол между двумя фракциями, но в конечном итоге безуспешно.

После Хеймаркета он отошел от защиты насильственной революции и стал более активно участвовать в организации профсоюзов, что, по его мнению, предоставляло средства для достижения свободной ассоциации производителей и анархии . Он стал влиятельной фигурой в Американской федерации труда (АФТ), поощряя ее антиполитическую позицию и практику добровольных объединений . В это время он разработал политическую программу, которая призывала к реализации мутуалистической экономики посредством рабочих организаций и революционной тактики. Но к началу 1890-х годов его одолела депрессия и суицидальные мысли . Он покончил жизнь самоубийством в 1893 году, за несколько месяцев до помилования обвиняемых по делу Хеймаркет.

Ранняя жизнь и активизм

[ редактировать ]

Семья и детство

[ редактировать ]

Дайер Дэниел Лам родился 15 февраля 1839 г. [ 1 ] в Женеве, Нью-Йорк . [ 2 ] Его семья по отцовской линии происходила от шотландско-американского поселенца Сэмюэля Лама; [ 3 ] и его семья по материнской линии произошли от Бенджамина Тэппана, минитмена , сражавшегося в Массачусетсе во время войны за независимость США , и отца аболиционистов Артура и Льюиса Тэппанов . [ 4 ] Родители Лама вспоминали, что он был бунтующим ребенком, который часто не спал по ночам, чтобы наблюдать за бурей . [ 5 ] Выросший в пресвитерианской церкви , в детстве Лам стал скептически относиться к религии после того, как заметил, что его не били за то, что он сказал « черт возьми » в воскресенье. [ 6 ]

Военная карьера

[ редактировать ]

С ранних лет Лам сам присоединился к делу аболиционистов . [ 7 ] собирается добровольно записаться в пехотный полк армии Союза после начала Гражданской войны в США . [ 8 ] Во время войны он дважды был схвачен и заключен в тюрьму конфедератами . [ 7 ] но оба раза удалось сбежать. [ 9 ] Затем его перевели из пехоты в 14-й Нью-Йоркский добровольческий полк . [ 10 ] в котором он дослужился до звания капитана . [ 7 ] В то время он искренне верил, что борется за отмену рабства, но позже пожалел, что рисковал своей жизнью, «чтобы распространить дешевую рабочую силу на Юге». [ 11 ]

Спиритизм, активизм и журналистика

[ редактировать ]

После окончания войны Лам переехал в Новую Англию и нашел работу переплетчиком . [ 12 ] обычное занятие среди анархистов того периода. [ 6 ] В поисках знаний о загробной жизни он обратился к спиритуализму и писал на темы науки и религии в журнале « Знамя Света » . [ 13 ] В рамках спиритуалистического движения он вступил в контакт с различными связанными с ним реформистскими движениями, включая феминизм и социализм . Он стал активным участником реформаторских кампаний, участвуя в Национальной партии равных прав кампании по выдвижению Виктории Вудхалл на пост президента и выступая против провозглашения христианского государства . [ 14 ]

Но к 1873 году он разочаровался в суевериях спиритуалистического движения, публично осудив их и присоединившись к Свободной религиозной ассоциации . [ 13 ] В 1875 году в поисках духовности за пределами организованной религии он обратился в буддизм , который рассматривал как эгалитарную и гуманистическую философию. Буддийская концепция Нирваны повлияла на его более поздний поворот к революционному социализму , поскольку она обеспечила оправдание революционному мученичеству . [ 15 ]

Политическая карьера

[ редактировать ]

Период доллара

[ редактировать ]
Аболиционист Венделл Филлипс , за которого Лам проводил кампанию во время выборов губернатора Массачусетса в 1876 году.

К концу эпохи Реконструкции Лам переехал в Массачусетс . [ 12 ] В это время начало Долгой Депрессии привело его в зарождающееся организованное рабочее движение . [ 16 ] Он занялся политикой, вступив в Партию зеленых. [ 17 ] и участие в выборах губернатора Массачусетса 1876 года в качестве кандидата на пост кандидата от аболициониста Венделла Филлипса . [ 18 ] Он также служил личным секретарем профсоюзного лидера Сэмюэля Гомперса во время Великой железнодорожной забастовки 1877 года . [ 19 ]

Политическая кампания Лама привела к тому, что он потерял работу, поэтому в 1878 году он переехал в Вашингтон, округ Колумбия , чтобы продолжить работу переплетчиком. [ 20 ] Он также нашел работу политическим журналистом . [ 21 ] написание статей для Такера Бенджамина Radical Review [ 22 ] и Патрика Форда » «Ирландский мир , последний из которых помог ему наладить связи между ирландскими республиканцами и американскими рабочими. [ 20 ] В марте 1879 года он был назначен секретарем комитета Конгресса, которому было поручено расследование « депрессии труда ». [ 23 ] В 1880 году он и Альберт Парсонс также были назначены в национальный комитет по лоббированию восьмичасового рабочего дня в Конгрессе США . [ 24 ] Но, несмотря на их лоббистские усилия, Конгресс остался равнодушным, и их надежды на реформы начали таять. [ 25 ] Опыт Лама в национальной политике позволил ему быть избранным в исполнительный комитет Партии зеленых, где он выступал за улучшение трудовых прав , денежную и земельную реформу , а также создание третьей партии в Соединенных Штатах . [ 20 ]

С этой должности он совершил поездку по стране, установив широкий круг контактов, включая таких социалистов, как Альберт Парсонс в Иллинойсе , мормоны в Юте и лидер профсоюзов Денис Кирни в Калифорнии . [ 26 ] С тех пор Лам стал убежденным антикапиталистом и, опираясь на свой аболиционистский опыт, начал кампанию за отмену « наемного рабства ». Он нацелился на отмену ренты , процента и прибыли , которые он видел как «тройные головы монстра, против которого современная цивилизация ведет войну». [ 27 ] Лам возложил ответственность на федеральное правительство Соединенных Штатов , обратив внимание на его «классовое законодательство», которое отдавало приоритет строительству железных дорог и военной подготовке , последнее из которых заставило его задуматься о том, будет ли оправдана вооруженная революция. [ 28 ] Он на мгновение нацелился на отмену двухпартийной системы . Хотя он симпатизировал аболиционистским корням Республиканской партии , он чувствовал, что с тех пор она стала партией империализма и централизованного правительства , в то время как он считал Демократическую партию ненадежным партнером в установлении социал-демократии . Он надеялся, что Партия зеленых сможет вытеснить их и переориентировать американскую политику в сторону трудовой реформы, но выдвижение партией республиканца Джеймса Б. Уивера на президентских выборах в США 1880 года разбило его надежды. [ 29 ]

2 октября 1880 года Лам покинул Партию зеленых, ее исполнительный комитет и свой пост в Irish World . [ 30 ] и вступил в Социалистическую рабочую партию (СЛП). [ 31 ] Но после провала обеих левых партий на выборах 1880 года они рухнули, и многие социалисты начали отходить от реформизма и электорализма в сторону повстанческой тактики. Впоследствии революционные социалисты отделились от СЛП и основали Международную ассоциацию трудящихся (IWPA). [ 30 ] к которому сам Лам присоединился в 1885 году. [ 31 ]

Преобразование в анархизм

[ редактировать ]

В начале 1880-х годов Лам был радикализирован в сторону антиэтатизма , кульминацией которого стало принятие им индивидуалистического анархизма . [ 32 ] мормонов В 1882 году он опубликовал брошюру, сообщающую о репрессиях федерального правительства в отношении кооперативных и добровольных ассоциаций . [ 33 ] это, как он утверждал, было сделано для того, чтобы расширить владения американских горнодобывающих компаний на Юту. [ 34 ] Его переход к индивидуалистическому анархизму был вдохновлен невмешательства экономикой Герберта Спенсера , чей « закон равной свободы » предоставил ему основу для анархистской философии Лама и чья защита ограниченного правительства побудила его выступить против государственного вмешательства в трудовые дела. [ 35 ] Он также находился под влиянием мутуализма Пьера -Жозефа Прудона , чья защита взаимного банковского обслуживания вдохновила политику денежной реформы многих американских анархистов-индивидуалистов, сгруппированных вокруг журнала Бенджамина Такера «Свобода» . [ 36 ]

В своей радикализации Лам пошел по обоим путям, по которым реформаторы пошли к анархизму в этот период: он отверг реформизм в пользу революции, а также принял анализ наемного рабства в духе невмешательства , соответственно ознакомившись со стратегией антигосударственного социализма. и идеология индивидуализма . [ 37 ] Этот «двойной путь к анархизму» повлиял на его веру в необходимость единого анархистского движения, способного обеспечить последовательную идеологию, стратегию и организацию рабочего движения. [ 38 ] Лам считал, что время, в котором он жил, представляло собой революционную ситуацию для анархистов из-за вакуума власти , образовавшегося в результате краха левых партий, провала законодательной формы и быстрого роста промышленных профсоюзов под руководством Рыцарей Труда . [ 39 ] Именно в это время Лам впервые разработал свою анархистскую политическую программу, которая выступала за организацию рабочего класса, усовершенствованную революционную стратегию и мутуалистическую экономическую систему. [ 40 ]

Анархистский активизм

[ редактировать ]

В 1885 году Лам нечасто читал лекции по революционному анархизму в Нью-Хейвене, штат Коннектикут , прежде чем переехать в Порт-Джервис, штат Нью-Йорк . Там он присоединился к Рыцарям Труда и начал писать для ряда анархистских периодических изданий, в том числе для Моисея Хармана « бесплатного любовного журнала Люцифер» . [ 41 ] Индивидуалистический журнал Бенджамина Такера Liberty [ 42 ] и коллективистская газета Альберта Парсонса «Тревога » . [ 43 ] В «Люцифере и свободе» он призывал индивидуалистов поддержать «Рыцарей труда» и принять революционную политику. Находясь в «Тревожности» , он часто писал о своих идеях о рабочих организациях, революционной стратегии и индивидуалистической экономике, а также пытался связать современное рабочее движение с более ранней американской революционной историей. [ 44 ]

К этому времени народные волнения в США достигли апогея. [ 45 ] Он предсказал, что эта волна волнений вскоре перерастет в социальную революцию : «От Атлантики до Миссисипи воздух кажется насыщенным бодрящим ингредиентом, который наполняет мысли людей новой целью». [ 46 ]

Дело на Хеймаркете

[ редактировать ]
Иллюстрация взрыва во время дела Хеймаркет

3 мая 1886 года полицейское управление Чикаго предприняло попытку подавить демонстрацию бастующих рабочих на Хеймаркет-сквер . Из толпы была брошена бомба, и полиция открыла ответный огонь, в результате чего несколько человек были убиты. [ 47 ] Лам быстро отреагировал на взрыв с энтузиазмом и поддержал его, хотя он также выразил сожаление по поводу того, что это был лишь изолированный, нескоординированный инцидент. [ 48 ] Хотя личность бросателя бомбы так и не была установлена, [ 49 ] Сам Лам считал, что бомбу бросил анархист, отвергая более поздние «ребяческие» теории заговора , утверждавшие, что бомбу бросил агент-провокатор . [ 50 ]

За взрывом последовали правительственные репрессии, которые привели к закрытию The Alarm , основной платформы Лама в IWPA. [ 48 ] Альберт Парсонс вместе с Джорджем Энгелем , Сэмюэлем Филденом , Адольфом Фишером , Луисом Линггом , Оскаром Нибе , Майклом Швабом и Августом Спайсом были арестованы и преданы суду по делу, которое стало известно как дело Хеймаркет . [ 49 ] Лам продал свой переплетный бизнес в Порт-Джервисе и переехал в Чикаго, чтобы поддержать их оборонную кампанию. [ 51 ] возрождение The Alarm под собственной редакцией [ 52 ] посещение их в тюрьме округа Кук . и ежедневное [ 53 ] Лам стойко защищал обвиняемых, полагая, что они невиновны во взрыве. [ 54 ] По указанию подсудимых он собрал судебные протоколы и стенограммы судебных заседаний в книгу, в которой попытался продемонстрировать, что их осуждали за политические убеждения. Он также редактировал их автобиографии, которые издавались «Рыцарями труда», и вместе с «Рыцарями труда» организовал их фонд защиты. [ 48 ]

Хотя никаких доказательств их вины во взрыве так и не было представлено, все восемь человек были признаны виновными . [ 49 ] Когда Парсонс спросил Лама, что ему следует делать, учитывая приговор, который ему грозил, Лам прямо ответил: «Умри, Парсонс». [ 50 ] Он убедил осужденных не просить о помиловании, поскольку это «поставит под угрозу их положение». [ 50 ] Позже он утверждал, что «никто не помог им больше, чем я, отвергнуть все предложения о милосердии». [ 55 ]

Лам сотрудничал с Бернеттом Хаскеллом , вместе с которым планировал объединить IWPA и SLP в единую «Американскую социалистическую федерацию». Но после того, как появились обвинения в том, что они планировали разжечь революцию в 1889 году, в столетнюю годовщину Французской революции , Лам был вынужден сузить свою стратегию. [ 56 ] За пять дней до назначенной казни он написал в The Alarm , что, по его мнению, единственное, что может спасти обвиняемых Хеймаркета от их участи, - это террористический акт . [ 50 ] Вместе с Робертом Рейцелем Лам начал планировать такое нападение, намереваясь взорвать тюрьму, чтобы освободить их из камер. [ 57 ] Лам запланировал покушение на день до того, как их должны были повесить. Но с приближением дня заключенные сами отказались от заговора, сказав Ламу, что предпочитают умереть. Лингг сказал ему: «Работай, пока мы не умрем. Время мести придет позже». [ 58 ] Несмотря на свое отчаяние, Лам признал, что его товарищи вот-вот умрут. [ 56 ]

Иллюстрации мучеников Хеймаркета

10 ноября 1887 года Лингг покончил жизнь самоубийством с помощью взрывчатки в форме сигары, которую он тайно пронес в свою тюремную камеру. [ 49 ] Хотя журналисты Чарльз Эдвард Рассел и Фрэнк Харрис выдвинули гипотезу, что динамит контрабандой пронесла ему подруга Лингга, Вольтерина де Клер полагала, что его принес ему Лам, рассказав эту версию своему сыну Гарри , который, в свою очередь, рассказал об этом Агнес Инглис . [ 59 ] Инглис не поверил этой версии событий и вместо этого предположил, что Лингга убили тюремные охранники, но Александр Беркман проигнорировал эту контраргументацию , поскольку охранники знали, что Лингга собирались повесить, и считали, что он совершил преступление. был «человеком, который предпочел бы умереть от собственной руки». [ 60 ] Сам историк Пол Аврич считал вполне правдоподобным, что Лам мог это сделать, «чтобы позволить Линггу обмануть палача и в то же время усилить его героический имидж». [ 61 ] Ссылаясь на Аврича, Фрэнк Х. Брукс также считал Лама ответственным за самоубийство Лингга. [ 56 ]

11 ноября 1887 года были повешены Парсонс, Энгель, Фишер и Спайс . [ 49 ] Лам был близким другом всех пятерых мужчин, которых теперь считали мучениками анархистского движения. После их казни он опубликовал биографии и стихи о каждом из мужчин, а также историческую книгу об этом деле. Он также отказался пожать руку «Рыцарей труда» лидеру Теренсу В. Паудерли , который ранее назвал этих людей «бомбометателями». [ 51 ]

Лам сообщил, что он «не пролил слез» по своим павшим товарищам, и написал, что рад, что дело Хеймаркет произошло. [ 62 ] Его явно легкомысленное отношение к этому делу оттолкнуло его от других участников анархистского движения: собственная жена Спайса Нина Ван Зандт обвинила его в том, что он «желает их смерти», а Иоганн Мост и Люси Парсонс считали его бесчувственным « секатором волос ». [ 63 ] Лам защищал себя тем, что хотел спасти «их честь дела», и настаивал на том, что обвиняемые с ним согласились. [ 63 ] Вскоре после повешения он написал Джозефу Лабади : «Мне очень жаль, что вы так тяжело переживаете их смерть. Неужели вы не понимаете, что это был всего лишь эпизод в нашей работе? ощущение их энтузиазма дает мне другое чувство». [ 63 ] Сам Лам действительно сожалел, что сам не оказался вместе со своими товарищами на виселице. Лидер профсоюза Джордж А. Шиллинг писал ему: «Проблема в том, что ты хочешь быть с Энгелем, со Шписами и Парсонсами, ставишь корону на лоб и бомбу в руке; ты хочешь быть мучеником и заполнить могила мученика». [ 64 ]

Попытки перегруппировки

[ редактировать ]

Вместо того, чтобы спровоцировать революцию, дело Хеймаркета послужило дискредитации революционной стратегии Лама. [ 65 ] Индивидуалистическая группа Бенджамина Такера, уже с подозрением относящаяся к такой стратегии, дистанцировалась от революционного социализма чикагских анархистов. [ 66 ] подчеркивая различия между ним и их собственным анархизмом laissez-faire . [ 65 ] Таким образом, Лам намеревался устранить разрыв между индивидуалистическими и социалистическими анархистами . [ 67 ]

Он защищал анархистов Хеймаркета и бросал вызов неприятию Такером революционной стратегии. [ 66 ] в результате между ними вспыхнула полемика, поскольку его позиция в отношении революционного насилия только еще больше оттолкнула индивидуалистов. [ 65 ] Его «средняя позиция» по вопросу частной собственности также вызвала идеологическую критику. [ 68 ] На страницах « Либерти » Виктор Яррос назвал экономические идеи Лама «ни рыбой, ни мясом». Сам Такер назвал свои предложения «забавными и в то же время болезненными», сказав Джозефу Лабади , что он стал презирать Лама. Сам Лам открыл ответный огонь по тем сотрудникам Liberty , которых он называл «навозными жуками», осуждая их за чрезмерный эгоизм и отсутствие внимания к проблемам, затрагивающим общество в целом, особенно ссылаясь на защиту Такером штрейкбрехеров , которых Лам описал как « социальные предатели». [ 69 ]

Тем временем рабочее движение в Чикаго переживало организационный коллапс. Несмотря на протесты Лама, многие анархисты отступили к оборонительной стратегии, при этом ряд рядовых анархистов приняли участие в местных выборах , в то время как сама IWPA фактически распалась после репрессий после Хеймаркета. [ 65 ] Несмотря на уменьшение влияния «Сигналов» и «Рыцарей труда», Лам попытался использовать свои позиции внутри обоих, чтобы перегруппировать анархистов вокруг рабочего движения. Хотя он все еще верил в неизбежность революции, он понимал, что ситуация после Хеймаркета требует другой стратегии, и призывал переориентировать усилия на пропаганду принципов анархистского социализма . [ 70 ] Он открыл колонки The Alarm для анархистов всех политических направлений, продолжая при этом продвигать свою собственную идеологию в качестве редактора. В статье он сосредоточил внимание на важности рабочего движения, утверждая, что «Рыцари труда», стремясь к рабочим кооперативам и отвергая электорализм, могут стать средством экономической революции. [ 71 ]

В начале 1888 года он начал публиковать более радикальные статьи, что вызвало проблемы с почтовым отделением и вызвало рост преследований со стороны полиции. В июне 1888 года он перенес типографию «Аларм» в Нью-Йорк, где получил поддержку местных немецких анархистов во главе с Иоганном Мостом . Там Лам продолжал печатать призывы к более тесному сотрудничеству между «Рыцарями труда» и анархистским движением, при этом статьи об организованном рабочем движении в конечном итоге вытеснили его прежнее внимание к мутуалистической экономике, что оттолкнуло его оставшуюся индивидуалистическую читательскую аудиторию. К февралю 1889 года газета обанкротилась и прекратила выходить. [ 72 ] Оказавшись неспособным опубликовать свою работу в «Либерти» , Лам начал писать для небольших изданий, таких как «Индивидуалист» и «Двадцатый век» . Его попытки возродить анархистское движение в конечном итоге не увенчались успехом из-за повсеместных политических репрессий, фракционности и широко распространенного недоверия к революционной анархистской идеологии. [ 73 ]

К 1890 году внимание Лама переключилось на Американскую федерацию труда (АФТ). [ 74 ] поскольку он видел в своих профессиональных союзах средство передвижения, способное продвинуть общество к анархизму. [ 73 ] В том же году он опубликовал свою брошюру «Экономика анархии» , в которой пропагандировал взаимные банки, земельную реформу и рабочие кооперативы и предназначался для чтения в группах по изучению рабочих. [ 74 ] Хотя он продолжал верить в неизбежность революции, теперь он отказался от революционной борьбы в пользу профсоюзной агитации, воодушевленный добровольным сотрудничеством, осуществляемым профсоюзами АФТ в их кампании за восьмичасовой рабочий день. [ 75 ] В 1892 году он развил свои мысли в брошюре под названием «Философия профсоюзов», которая публиковалась АФТ до 1914 года. Лам вместе с Джозефом Лабади и Августом МакКрэйтом [ 75 ] взял на себя долгосрочную стратегию влияния на профсоюзы в сторону анархистских принципов. [ 76 ] Его отказ от насильственной революционной стратегии вызвал критику со стороны Иоганна Моста и других коммунистов-анархистов, которые обвинили его в присоединении к «буржуазной схеме». [ 77 ]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

Отношения с Вольтериной Де Клер

[ редактировать ]
Вольтерина де Клер , молодая анархистка, с которой Лам имел отношения в конце 1880-х — начале 1890-х годов.

Лам был женат и имел двоих детей, но позже расстался с женой, когда их дети выросли. [ 78 ] В 1888 году он познакомился с Вольтериной де Клер . [ 79 ] В то время Де Клер был в отношениях с Томасом Гамильтоном Гарсайдом , человеком, которого Лам считал тщеславным и гедонистическим человеком . Лам попытался отговорить Де Клейра от Гарсайда, но двое влюбленных вместе сбежали; всего несколько месяцев спустя Гарсайд покинул Де Клейра. [ 80 ] Де Клер был глубоко задет отказом и впал в депрессию. [ 81 ] Лам был рядом, чтобы утешать ее, и стал постоянным участником ее жизни как «ее учитель , доверенное лицо и товарищ ». [ 78 ] У этих двоих было много общего: они оба происходили из семей аболиционистов Новой Англии; у них был большой интерес к написанию эссе, поэзии и переводу с французского языка ; их анархическая философия смешала индивидуализм и социализм ; они оба были аскетами и разделяли симпатии к рабочему классу и иммигрантским сообществам ; и они оба страдали психическими заболеваниями , особенно депрессией . [ 82 ] Позже Лам написал Де Клейру, что она привлекла его из-за ее «дикой натуры». [ 83 ]

Хотя они проводили много времени врозь (Лам жил в Нью-Йорке, а Де Клер в Филадельфии), а Лам был на 27 лет старше ее, они влюбились друг в друга. [ 84 ] К следующему году Лам признавался в любви в стихах, написанных Де Клейру, которого он называл «Ирэн»; Сама Де Клейр описала свои отношения с Ламом как «одну из лучших удач в моей жизни». [ 3 ] Отношения Лама с Де Клером были не просто романтическими, но еще и «интеллектуальными и нравственными». [ 85 ] Анархическая философия Де Клейра получила дальнейшее развитие под руководством Лама. [ 84 ] вдохновляя ее отказаться от коммунистического и коллективистского анархизма в пользу мутуализма и волюнтаризма . [ 86 ] Сам Ламм возлагал надежды на анархическое будущее, возрожденные Де Клером, который вдохновил его пересмотреть индивидуалистический анархизм и пересмотреть свою революционную стратегию. [ 73 ] К началу 1890-х годов Лам и Де Клейр создали группу по изучению анархистов, которая выросла и насчитывала около двадцати членов. [ 87 ] Пара также вместе написала социальный роман . [ 88 ] в котором они излагали свою социальную и политическую философию, но оно не было опубликовано при их жизни, а рукопись утеряна. [ 89 ]

Упадок и самоубийство

[ редактировать ]

К 1892 году Лам стал недоволен своей профсоюзной деятельностью, разочарован своей бедностью , трудностями с издателями и отношениями на расстоянии с Де Клером. [ 90 ] В это время разразился новый цикл народного протеста, завершившийся серией рабочих забастовок, крупнейшей из которых была Хомстедская забастовка . В ответ Лам возобновил свою революционную агитацию. Он произносил революционные речи перед Ирландским республиканским братством , участвовал в заговорах с взрывами и организовывал чернокожих шахтеров на юго-западе Вирджинии . [ 91 ]

Иллюстрация Александра Беркмана покушения на Генри Клея Фрика во время забастовки в Хомстеде.

После Александра Беркмана покушения на директора завода в Хомстеде Генри Клея Фрика Лам публично защищал нападение: [ 92 ] полагая, что его долг «разделить последствия ответного взрыва, который могли спровоцировать его действия». [ 61 ] На заседании общественной защиты в Нью-Йорке Лам пришел к выводу, что «урок, который должны усвоить капиталисты, состоит в том, что рабочие сейчас настолько отчаялись, что не только решают умереть, но и решают забрать таких людей, как Фрик, в собор Святого Петра». ворота с ними». [ 93 ] Он также провез контрабандой яд Беркмана на случай, если его приговорят к смертной казни; после того как Беркмана приговорили к 22 годам тюремного заключения, он инициировал кампанию за сокращение срока его тюремного заключения. [ 61 ]

К этому времени Лам сам строил планы жестокого нападения на правящий класс. [ 94 ] Лам много писал Де Клеру о своих жестоких идеях, признаваясь, что гнев часто поглощал его, пока не перерос в ненависть . [ 95 ] Он признался Де Клеру, что планировал совершить теракт, чтобы отомстить за мучеников Хеймаркета. [ 96 ] Сама Де Клер отвергла насилие и попыталась отговорить его, но Лам ответил насмешкой, назвав ее «Моралин» и «Гушериной» и саркастически сказав: «Давайте помолимся за полицию здесь и царя в России». [ 97 ] Он по-прежнему полон решимости выполнить свое «обещание» мученикам Хеймаркет, написав Де Клеру в последний раз 5 февраля 1892 года: [ 98 ]

Я никогда не терял из виду свою цель. Я соберу деньги и выполню свою часть программы. Я холоден, беспощаден, непоколебим. Если какие-нибудь дураки встанут на пути, тем хуже для них. В этом чувстве нет никакой роли. И на этот раз плакат сообщит людям, что «полиция» этого не делала, как сказала ранее г-жа Парсонс. Если это будет сделано, а я думаю, что это сработает, поскольку мы используем химикаты, ответственность будет отражена в плакатах на стенах.

Но Лам так и не осуществил запланированную атаку, вместо этого впав в тяжелую депрессию, из-за которой он не мог ни есть, ни спать. Столкнувшись с бедностью , он переехал в ночлежку в Бауэри . По мере того, как его бессонница ухудшалась, и он все больше отчаянно нуждался в отдыхе, [ 99 ] он обратился к алкоголю и опиатам . [ 100 ] Он также искал убежища в буддизме, а также в философском пессимизме Артура Шопенгауэра . [ 90 ] Он ненадолго попытался переехать в дом своей семьи в Нортгемптоне, штат Массачусетс , но под постоянным финансовым давлением был вынужден вернуться. [ 99 ] Один из его друзей вспоминал, как он в сентябре 1892 года всегда был в поношенной одежде и с большим количеством бумаг, «ни на кого не глядя и не заботясь ни о чем, кроме пропаганды анархизма». [ 101 ]

Ночью 6 апреля 1893 года Лам вышел на последнюю прогулку по Нью-Йорку. [ 102 ] прежде чем вернуться в свою спальню и проглотить смертельную дозу яда. [ 103 ] По словам Де Клейра, Лам «схватил неизвестное чудовище, Смерть, с улыбкой на губах». [ 104 ] В своем некрологе о Ламе де Клер написала: «Его ранние исследования буддизма оставили глубокий след на всех его будущих концепциях жизни, и до конца его идеалом личного достижения было самоуничтожение — нирвана ». [ 105 ]

Философия

[ редактировать ]

На протяжении всей своей жизни Лам радикально адаптировал свою политическую стратегию, перейдя от лоббирования и политики третьих сторон к антиполитическому революционному активизму и профсоюзным организациям. Он также прошел большую идеологическую эволюцию, от республиканизма и социал-демократии к революционному социализму и индивидуалистическому анархизму , что привело к развитию эклектической политической философии. [ 106 ]

Политическая философия Лама синтезировала элементы из различных основ анархистской теории. [ 107 ] Лам считал, что успешное анархистское движение потребует «убедительной и культурно обоснованной» критики политической экономии , которую он предложил в форме мутуализма , а также способа проведения таких экономических реформ на практике, предлагая профсоюзную организацию и революционную стратегию. [ 108 ] Он считал, что формирование радикального рабочего движения по такому принципу могло бы привлечь достаточно рабочих и стать революционной силой. [ 40 ] Лам также подробно остановился на эволюционной этике , которая, по его мнению, лежала в основе анархизма , предвосхищая более поздние работы Петра Кропоткина . [ 109 ]

Лам черпал идеи как американских, так и европейских политических мыслителей. [ 110 ] включая Томаса Пейна , [ 111 ] Томас Джефферсон , Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо из первого, [ 112 ] и Герберт Спенсер и Пьер-Жозеф Прудон из последнего. [ 113 ] Анархистская идеология Лама была основана на американской радикальной традиции. [ 114 ] а не импортировал идеи из Германии или России , и он сознательно связал свой анархизм с тем, что он называл «американской идеей». [ 115 ] Таким образом, философия Лама представляла собой синтез американского индивидуализма и либертарианского социализма . [ 116 ]

Мутуалистическая экономика

[ редактировать ]

Лам был вдохновлен экономической теорией мутуализма и защищал индивидуальную автономию и добровольное сотрудничество, изложив свои экономические взгляды по этим вопросам в «Экономике анархии» . [ 117 ] Собственные взгляды Лама на мутуализм были основаны на анализе « наемного рабства » и реформ, которые были бы необходимы для его отмены. [ 118 ] Обосновывая свою экономическую теорию вопросами труда, Лам применил экономическую теорию невмешательства к организации профсоюзов. [ 119 ] опираясь на антиэтатизм Томаса Пейна и Герберта Спенсера , а также Пьером-Жозефом Прудоном , критику политической экономии который выступал за взаимные банки , земельную и денежную реформу и рабочие кооперативы . [ 120 ]

Опираясь на индивидуалистическую экономическую теорию, он утверждал, что проблемы с трудом были вызваны поддерживаемыми государством монополиями на землю и деньги. Он опирался на политику земельной реформы Джошуа К. Ингаллса , утверждая, что поддерживаемая государством земельная монополия может быть устранена путем отмены прав собственности и предоставления свободного доступа к земле , что сделает аренду невозможной. Он также опирался на монетарную теорию Уильяма Б. Грина , утверждая, что поддерживаемой государством денежной монополии можно положить конец путем создания взаимных банков, которые могли бы выпускать собственную валюту и предоставлять беспроцентные кредиты для поддержки экономического роста . [ 121 ] Но для Лама этих двух реформ самих по себе было недостаточно; они дополнительно требовали создания свободной ассоциации производителей , которая могла бы противостоять негативным последствиям индустриализации , сохраняя при этом экономический прогресс и не прибегая к реакционному возврату к кустарному производству. [ 122 ]

Рабочая организация

[ редактировать ]

Лам принял коллективистский акцент на революционных организациях как средство объединения рабочего класса и решения «трудовой проблемы». [ 123 ] Он призвал к отмене наёмного труда и к анархистам, включая индивидуалистов, поддерживать профсоюзы как средство достижения конца системы заработной платы. Сам Лам принимал активное участие в организованном рабочем движении, поскольку считал профсоюзы лучшим методом борьбы рабочих с классовым расслоением и политическими репрессиями . [ 124 ]

Конечной экономической целью Лама было создание свободной ассоциации производителей , основанной на принципах сотрудничества и добровольности . [ 125 ] Для достижения этой цели Лам считал необходимым организовать рабочих внутри индустриальной экономики в профсоюзы . [ 126 ] и что анархистскому движению необходимо будет тесно идентифицировать себя с этими организациями. Он считал идею экономической свободы отдельных рабочих анахронизмом , поскольку рабочие в индустриальной экономике редко производили что-либо своим индивидуальным трудом; Таким образом, он пришел к выводу, что экономическая свобода может быть достигнута только посредством добровольного сотрудничества между трудящимися. Но в отличие от марксистов или анархистов-коммунистов , он не считал, что общая собственность является неизбежным следствием этого процесса, и вместо этого предлагал индивидуальную собственность на акции внутри рабочего кооператива . Таким образом, его взгляд на кооперацию рабочих синтезировал индивидуалистический взгляд на индивидуальную собственность с коллективистским взглядом на коллективную собственность. [ 127 ]

Теория профсоюзного движения Лама побудила его присоединиться к « Рыцарям труда» и сформировать антиполитическую и волюнтаристскую практику Американской федерации труда (АФТ). [ 128 ] Он выступал за то, чтобы «Рыцари» стремились к сотрудничеству рабочих и избегали участия в выборах, надеясь, что профсоюз может послужить средством достижения либертарианской экономической революции. [ 71 ] Позже он рассматривал профессиональные союзы АФТ как средство продвижения к анархии , пропаганды их волюнтаризма и поддержки их кампании за восьмичасовой рабочий день, одновременно оказывая влияние на них, чтобы они приняли его собственную экономическую и политическую программу. [ 75 ] Его долгосрочная стратегия в этом процессе заключалась в том, чтобы приблизить профсоюзы к анархистским принципам. [ 90 ]

Революционная стратегия

[ редактировать ]

Лам верил в необходимость социальной революции против всех форм « тирании и эксплуатации ». [ 5 ] Вдохновленный методами радикального аболициониста Джона Брауна , Лам был сторонником насилия и даже терроризма как средства свержения государства и капитализма. [ 129 ] Поскольку он считал, что правящий класс уступит власть только тогда, когда его принудят, он выступал за то, чтобы рабочие подняли оружие против « наемного рабства ». [ 130 ] Он также предпочитал пропаганду этого поступка , агитации утверждая, что одно событие может послужить лучшим «образованием», чем годы публикаций и выступлений: [ 95 ] «Обучать людей, чтобы они доросли до этой проблемы? Чепуха! События – настоящие учителя». [ 46 ] Де Клер писал, что вера Лама в неизбежность революции сравнима с его пониманием циклонов : «когда приходит время туче разорваться, она лопается, и таким образом вырвется наружу сдерживаемая буря в людях, когда ее больше нельзя будет сдерживать» [ 62 ]

Эклектичный анархизм

[ редактировать ]

Лам придерживался эклектичного подхода к анархизму, совпадающего с принципами анархизма без прилагательных и предвосхищающего более позднюю школу синтезирующего анархизма . [ 131 ] Лам считал, что экономические предложения различных анархистских школ, независимо от того, выступали ли они за коллективизм , коммунизм или мутуализм, следует отложить до тех пор, пока они не обеспечат свободу , которую он считал основной целью всех анархистов, независимо от экономических различий. [ 132 ] В статье «Коммунальная анархия» Лам предположил, что, поскольку такие экономические механизмы являются вопросом будущего, они должны быть подчинены общим антиэтатистским принципам анархистов до тех пор, пока не будет достигнута анархия . [ 133 ] фракций анархистского движения Таким образом, Лам выступал за единство социалистической и индивидуалистической , пытаясь защитить присущую движению неоднородность . [ 68 ]

Он не любил « ультраэгоистов », следовавших философии Макса Штирнера , из-за их игнорирования социальных проблем и защиты штрейкбрехеров . [ 69 ] Он также был решительным противником государственного социализма . [ 134 ] при котором, по его мнению, «некомпетентность сможет выбрать компетентность или способность управлять социальной машиной». [ 135 ] В 1889 году он предсказал, что это станет новой формой рабства и потребует от индивидуалистов вести войну против «зависимости и коллективной посредственности» коллективистского государства. [ 136 ] Он даже раскритиковал Люси Парсонс за то, что она взяла на себя ярлык « коммунистки ». [ 136 ]

Наследие

[ редактировать ]

Дань уважения

[ редактировать ]

Для Вольтерины де Клер Дайер Лам был «самым ярким ученым, глубочайшим мыслителем американского революционного движения». [ 137 ] В своей хвалебной речи Ламу, написанной для журнала «Двадцатый век» 4 мая 1893 года, Де Клер написала, что «его гений, его работа, его характер были одними из тех редких драгоценных камней, добытых в великой шахте страданий и мелькающих вспять со всеми ее изменениями». освещает надежды, страхи, веселье, горести, мечты, сомнения, любовь, ненависть, сумму всего того, что погребено глубоко там, в человеческой шахте». [ 138 ]

Один друг, писавший для «Либерти» 15 апреля 1893 года, сказал, что «по характеру г-н Лам был очень любезным; по характеру своего ума он был философским; по умственным способностям он был одновременно проницательным и широким». [ 139 ] В письме Джозефу Ишиллу писала , в 1927 году Эмма Гольдман что «хотя он [Лам] внешне казался сухим, я скорее думаю, что он обладал значительной глубиной. ." [ 5 ] Де Клер писал о своей личности следующее: [ 140 ]

Под холодным логиком, беспощадно выискивавшим чувства, под поэтом-пессимистом, посылавшим скорбный крик кнута-бедной воли, эхом разносившимся по вдовьим покоям сердца, который висел и пел над праздничными стенами Жизни венки и панихиды Смерть; под веселым шутником, который любил подшучивать над политиками, полицией и детективами; был человеком, который ставил детей на колени и рассказывал им истории, пока наступала ночь, человеком, который отказался от части своей скудной еды, чтобы спасти пятерых слепых котят от утопления; мужчина, который протянул руку пьяной прачке, которую он не знал, и нес для нее ее корзину, чтобы ее не арестовали и не заперли; человек, который собрал четырехлистный клевер и отправил его своим друзьям, желая им «всей удачи, которую им приписывало суеверие»; человек, чье сердце билось вместе с великим обычным сердцем, который был един с самым простым и бедным.

Историческое признание

[ редактировать ]

Хотя Лам признан важной фигурой в американской анархической истории 1880-х и 1890-х годов, на него часто ссылались в связи с другими, более известными анархистами, такими как Вольтерина де Клер , Альберт Парсонс и Бенджамин Такер . [ 141 ] Историк Пол Аврич описал Лама как «одну из самых игнорируемых и непонятых фигур в истории анархистского движения»; [ 142 ] Фрэнк Х. Брукс изобразил его как «последнюю жертву репрессий Хеймаркет»; [ 93 ] а Генри Дэвид сказал, что Лам был «интеллектуально на голову выше большинства чикагских революционеров». [ 139 ]

Попытка Лама преодолеть разрыв между индивидуалистическими «бостонскими анархистами» и коллективистскими «чикагскими анархистами», а также его контакты с различными радикалами-иммигрантами поставили его в центр американского анархистского движения 1880-х годов. [ 143 ] Большинство историй американского анархистского движения сосредоточены на том или ином лагере, при этом историки чикагского движения уделяют мало внимания индивидуалистам; в то время как историки индивидуалистического лагеря сосредоточены в основном на отслеживании интеллектуальной и экономической мысли, игнорируя коллективистов как «насильственных» и «чужих». [ 144 ] Но радикальная деятельность Лама в нескольких различных движениях, в разных регионах и на протяжении двух с половиной десятилетий привела к тому, что он также стал мостом через разрыв в анархистской историографии. [ 145 ]

Анархистское движение, которое оставил Лам, изо всех сил старалось идти в ногу со временем. Политические реформы, принесенные Прогрессивной эрой, сделали антиэтатизм менее привлекательным, в то время как подъем Народной партии и возрождение SLP превзошли антиэлекторальную стратегию движения. [ 93 ] Всего через два месяца после смерти Лама обвиняемые Хеймаркета были помилованы губернатором Иллинойса Джоном Питером Альтгельдом , который приказал освободить Филдена, Нибе и Шваба из тюрьмы. [ 146 ]

Вдохновленные экуменическим подходом Лама к анархизму, в 1893 году Уильям и Лиззи Холмс организовали международную анархистскую конференцию в Чикаго , где они попытались сформулировать общую программу для объединения анархистов. [ 147 ] Лам ранее описывал чету Холмсов как «двух самых способных и преданных анархистов Чикаго». [ 148 ] К ним присоединились Вольтерина де Клер , Оноре Джексон , К.Л. Джеймс , Люси Парсонс и Уильям Генри ван Орнум , но конференцию бойкотировали Бенджамин Такер и Иоганн Мост , которые все еще находились в идеологическом конфликте. [ 147 ] Сама Де Клер стала наиболее заметной сторонницей анархизма Лама без прилагательных . [ 149 ]

К середине 1890-х годов Де Клер принял мутуалистическую философию Лама: [ 150 ] синтезируя социализм и индивидуализм , выступая за сотрудничество без государственной собственности . [ 151 ] Лам вдохновил де Клер расширить свой философский кругозор, читая американские, а также европейские источники, причем Томаса Джефферсона особенно повлияли на ее подход к анархизму. работы [ 152 ] Хотя де Клер была убежденной пацифисткой при жизни Лама, к началу 20-го века она приблизилась к позиции Лама в отношении революционного насилия, в некоторых случаях рассматривая его как оправданное средство сопротивления капитализму и государству. [ 153 ] Изречение Лама о том, что «события — настоящие школьные учителя», было подхвачено Де Клером после начала Мексиканской революции , что побудило ее поддержать действия Магонистас . [ 154 ] В 1902 году Де Клер был застрелен при покушении на нее. Это ухудшило ее физическое состояние, из-за чего она страдала от хронической боли на всю оставшуюся жизнь. [ 155 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • «Рукодельница. Видение молитвы в девятнадцатом веке христианской цивилизации» (2 апреля 1874 г., Указатель ) [ 156 ]
  • «Эволюция Божества» и «Высшее Существо — Человечество» (27 января 1876 г., Индекс ) [ 156 ]
  • «Могила Венделла Филлипса» (20 июня 1885 г., Либерти ) [ 157 ]
  • «Жатва» (8 августа 1885, Тревога ) [ 158 ]
  • «Набат» (17 октября 1885 г., Набат ) [ 158 ]
  • «Революция 1789 года» (23 января 1886 года, «Набат ») [ 158 ]
  • «Джон Браун» (3 апреля 1886, Тревога ) [ 158 ]
  • «Ты и я в золотую погоду» (февраль 1890, Правда ) [ 159 ]
  • «Les Septembriseurs, 2 сентября 1792 г.» (3 февраля 1901 г., Вольное общество ) [ 160 ]
  • «Необходимость личного развития» (29 апреля 1871 г., Знамя Света ) [ 156 ]
  • «Психическое здоровье против медиумизма» (21 декабря 1872 г., Знамя Света ) [ 156 ]
  • «Прогнозы» (9 сентября 1875 г., Индекс ) [ 156 ]
  • «Теизм» (2 ноября 1876 г., Индекс ) [ 156 ]
  • «Несмотря на буддизм: попытка истолковать Будду с буддийской точки зрения» (29 апреля 1875 г., указатель ) [ 161 ]
  • «Нирвана» и «Современная нирвана» (август 1877 г., The Radical Review )
  • «День украшений» (30 мая 1885 г., «Набат» ) [ 162 ]
  • «К оружию: обращение к наёмным рабам Америки» (13 июня 1885 г., «Тревога ») [ 163 ]
  • «Деревня в Коннектикуте» (31 октября 1885 г., Тревога ) [ 162 ]
  • «Определения» (28 ноября 1885, «Набат » ) [ 164 ]
  • «Открытое письмо государственному социалисту» (12 декабря 1885 г., «Набат ») [ 165 ]
  • «Американская идея» (1 января 1886 г., «Набат ») [ 162 ]
  • «Революция» (23 января 1886, Свобода ) [ 166 ]
  • «Права человека» (6 февраля 1886, Тревога ) [ 162 ]
  • «Является ли Коммуна завершением?» (6 марта 1886 г., Тревога ) [ 167 ]
  • « Коммунальная анархия » (6 марта 1886, Тревога ) [ 168 ]
  • « Эволюция или революция » (20 марта 1886, Люцифер ) [ 166 ]
  • «Дрейф» (20 марта 1886, Тревога ) [ 158 ]
  • «Подстрекательство к бунту» (2 мая 1886, Люцифер ) [ 169 ]
  • «Рыцари Труда» (19 июня 1886, Свобода ) [ 166 ]
  • «Картины узников пером» (12 февраля 1887, Свобода ) [ 170 ]
  • «Анархисты слушают песню сирены» (23 апреля 1887, Либерти ) [ 171 ]
  • «Теоретические методы» (16 июля 1887, Свобода ) [ 172 ]
  • «Все еще на скорбных свалках» (30 июля 1887, Либерти ) [ 172 ]
  • «Политика рыцарства» (11 февраля 1888 г., Тревога ) [ 173 ]
  • «Щит рыцарства» (10 марта 1888 г., Тревога ) [ 173 ]
  • «Всем моим читателям» (28 апреля 1888 г., Тревога ) [ 174 ]
  • «Переписки» (12 мая 1888, Свобода ) [ 174 ]
  • «Приветствие» (16 июня 1888, «Набат» ) [ 174 ]
  • «IWPA» (14 июля 1888 г., Тревога ) [ 175 ]
  • «Профсоюзы и рыцари» (14 июля 1888 г., «Набат» ) [ 175 ]
  • «Союзники Паудерли» (13 октября 1888 г., Тревога ) [ 175 ]
  • «Веха социального прогресса» (сентябрь 1889 г., Карпентер ) [ 176 ]
  • «Коллективист или мутуалист» (31 марта 1890, Индивидуалист ) [ 165 ]
  • «Социальный вопрос» (май 1890, The Beacon ) [ 177 ]
  • « Фиккция естественных прав » (май 1890, Эгоизм ) [ 178 ]
  • « Почему я социал-революционер » (30 октября 1890 г., двадцатый век ) [ 179 ]
  • «Августовские шпионы» (3 сентября 1891 года, ХХ век ) [ 158 ]
  • «Социальная революция» (24 октября 1891 г., Содружество ) [ 160 ]
  • « Основы нравственности » (июль 1897, «Монист» ) [ 180 ]
  • «Эволюционная этика» (июль 1899, The Monist ) [ 181 ]
  1. ^ Аврич 1978 , с. 54; Брукс 1993 , с. 60.
  2. ^ Аврич 1978 , с. 54; Брукс 1993 , с. 60; Мартин 1970 , с. 259.
  3. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 54.
  4. ^ Аврич 1978 , с. 54; Аврич 1984 , с. 318; Брукс 1993 , с. 60.
  5. ^ Jump up to: а б с Аврич 1978 , с. 61.
  6. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 60.
  7. ^ Jump up to: а б с Аврич 1978 , стр. 54–55; Аврич 1984 , с. 318; Брукс 1993 , с. 60.
  8. ^ Аврич 1978 , стр. 54–55; Аврич 1984 , с. 318; Брукс 1993 , с. 60; Мартин 1970 , с. 259.
  9. ^ Аврич 1978 , стр. 54–55; Аврич 1984 , с. 318.
  10. ^ Аврич 1978 , стр. 54–55; Брукс 1993 , с. 60.
  11. ^ Аврич 1978 , стр. 54–55; Аврич 1984 , с. 318; Мартин 1970 , с. 259н89.
  12. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 55; Брукс 1993 , с. 60.
  13. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , стр. 60–61.
  14. ^ Брукс 1993 , стр. 61–62.
  15. ^ Брукс 1993 , с. 61.
  16. ^ Аврич 1978 , с. 55; Брукс 1993 , стр. 61–62; Мартин 1970 , с. 259.
  17. ^ Аврич 1978 , с. 55; Аврич 1984 , с. 318; Брукс 1993 , с. 62; Карсон 2018 , с. 109; Мартин 1970 , с. 259.
  18. ^ Аврич 1978 , с. 55; Аврич 1984 , с. 318; Брукс 1993 , с. 62; Мартин 1970 , с. 259.
  19. ^ Аврич 1978 , с. 55; Аврич 1984 , с. 318.
  20. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , стр. 62–63.
  21. ^ Аврич 1978 , с. 56; Брукс 1993 , стр. 62–63; Карсон 2018 , с. 109.
  22. ^ Аврич 1978 , с. 56; Брукс 1993 , стр. 62–63; Мартин 1970 , с. 206н24.
  23. ^ Аврич 1978 , с. 55; Брукс 1993 .
  24. ^ Аврич 1978 , стр. 55–56; Аврич 1984 , стр. 43, 318–319.
  25. ^ Аврич 1984 , с. 43.
  26. ^ Брукс 1993 , с. 63.
  27. ^ Брукс 1993 , стр. 63–64.
  28. ^ Брукс 1993 , с. 64.
  29. ^ Брукс 1993 , стр. 64–65.
  30. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 65.
  31. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 65; Карсон 2018 , с. 109.
  32. ^ Брукс 1993 , стр. 65–66; Карсон 2018 , с. 109.
  33. ^ Аврич 1978 , с. 56; Брукс 1993 , стр. 65–66.
  34. ^ Брукс 1993 , стр. 65–66.
  35. ^ Брукс 1993 , с. 66.
  36. ^ Брукс 1993 , стр. 66–67.
  37. ^ Брукс 1993 , с. 67.
  38. ^ Брукс 1993 , стр. 67–68.
  39. ^ Брукс 1993 , стр. 68–69.
  40. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , стр. 69–70; Карсон 2018 , стр. 109–110.
  41. ^ Брукс 1993 , с. 75.
  42. ^ Аврич 1978 , стр. 55–56; Аврич 1984 , стр. 318–319; Брукс 1993 , с. 75; Мартин 1970 , стр. 243, 259.
  43. ^ Аврич 1978 , стр. 55–56; Аврич 1984 , стр. 318–319; Брукс 1993 , с. 75.
  44. ^ Брукс 1993 , стр. 75–76.
  45. ^ Аврич 1984 , стр. 319–320; Брукс 1993 , с. 75.
  46. ^ Jump up to: а б Аврич 1984 , стр. 319–320.
  47. ^ Аврич 1978 , стр. 47–48.
  48. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 76.
  49. ^ Jump up to: а б с д и Аврич 1978 , с. 48.
  50. ^ Jump up to: а б с д Аврич 1978 , с. 62.
  51. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 59.
  52. ^ Аврич 1978 , с. 59; Брукс 1993 , с. 76; Мартин 1970 , стр. 259–260.
  53. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 59; Брукс 1993 , с. 76.
  54. ^ Аврич 1978 , с. 62; Брукс 1993 , с. 76.
  55. ^ Аврич 1978 , с. 62н59.
  56. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , стр. 76–77.
  57. ^ Аврич 1978 , с. 65; Аврич 1984 , с. 407.
  58. ^ Аврич 1978 , с. 65.
  59. ^ Аврич 1978 , стр. 63–64.
  60. ^ Аврич 1978 , с. 64.
  61. ^ Jump up to: а б с Аврич 1978 , стр. 64–65.
  62. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 62; Аврич 1984 , с. 320.
  63. ^ Jump up to: а б с Аврич 1978 , стр. 62–63.
  64. ^ Аврич 1978 , с. 63.
  65. ^ Jump up to: а б с д Брукс 1993 , с. 77.
  66. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 77; Карсон 2018 , с. 110.
  67. ^ Аврич 1978 , с. 56; Брукс 1993 , с. 77; Карсон 2018 , стр. 109–110.
  68. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 56.
  69. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , стр. 56–57.
  70. ^ Брукс 1993 , стр. 77–78.
  71. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 78.
  72. ^ Брукс 1993 , стр. 78–79.
  73. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 79.
  74. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 79; Карсон 2018 , с. 110.
  75. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , стр. 79–80.
  76. ^ Брукс 1993 , стр. 79–80; Карсон 2018 , с. 110.
  77. ^ Мартин 1970 , стр. 259–260.
  78. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 53.
  79. ^ Аврич 1978 , с. 51; Брукс 1993 , с. 79; Карсон 2018 , с. 110.
  80. ^ Аврич 1978 , с. 52.
  81. ^ Аврич 1978 , стр. 52–53.
  82. ^ Аврич 1978 , стр. 58–59.
  83. ^ Аврич 1978 , стр. 60–61.
  84. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , стр. 53–54.
  85. ^ Аврич 1978 , с. 51.
  86. ^ Аврич 1978 , с. 58.
  87. ^ Аврич 1978 , с. 97.
  88. ^ Аврич 1978 , стр. 8, 58–59; Брукс 1993 , с. 79.
  89. ^ Аврич 1978 , стр. 8, 58–59.
  90. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 80.
  91. ^ Брукс 1993 , стр. 80–81.
  92. ^ Аврич 1978 , стр. 64–65; Брукс 1993 , с. 81; Карсон 2018 , стр. 110–111.
  93. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 81.
  94. ^ Аврич 1978 , стр. 65–66.
  95. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 61; Аврич 1984 , стр. 319–320.
  96. ^ Аврич 1978 , с. 66; Аврич 1984 , стр. 407–408.
  97. ^ Аврич 1978 , с. 66.
  98. ^ Аврич 1978 , с. 67; Аврич 1984 , стр. 407–408.
  99. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 67; Аврич 1984 , с. 408.
  100. ^ Аврич 1978 , с. 67; Аврич 1984 , с. 408; Брукс 1993 , с. 80.
  101. ^ Аврич 1978 , стр. 67–68; Аврич 1984 , с. 408.
  102. ^ Аврич 1978 , стр. 68–69.
  103. ^ Аврич 1978 , стр. 68–69; Аврич 1984 , стр. 408–409; Брукс 1993 , с. 81.
  104. ^ Аврич 1978 , с. 69; Аврич 1984 , стр. 408–409.
  105. ^ Аврич 1978 , с. 53н51.
  106. ^ Брукс 1993 , стр. 81–82.
  107. ^ Брукс 1993 , с. 69; Карсон 2018 , стр. 110–111.
  108. ^ Брукс 1993 , с. 74.
  109. ^ Аврич 1978 , с. 58; Брукс 1993 , с. 80.
  110. ^ Аврич 1978 , с. 155; Брукс 1993 , с. 70.
  111. ^ Аврич 1978 , с. 155; Брукс 1993 , с. 72.
  112. ^ Аврич 1978 , с. 155.
  113. ^ Брукс 1993 , стр. 66, 72.
  114. ^ Брукс 1993 , с. 82; Карсон 2018 , стр. 110–111.
  115. ^ Брукс 1993 , с. 82.
  116. ^ Брукс 1993 , стр. 66–68.
  117. ^ Аврич 1978 , стр. 57–58; Брукс 1993 , стр. 79–80.
  118. ^ Брукс 1993 , стр. 71–72; Карсон 2018 , с. 109.
  119. ^ Брукс 1993 , с. 72; Карсон 2018 , с. 109.
  120. ^ Брукс 1993 , с. 72.
  121. ^ Брукс 1993 , стр. 72–73.
  122. ^ Брукс 1993 , с. 73.
  123. ^ Брукс 1993 , стр. 69–70.
  124. ^ Брукс 1993 , стр. 70–71.
  125. ^ Брукс 1993 , с. 73; Карсон 2018 , с. 110.
  126. ^ Брукс 1993 , стр. 73–74; Карсон 2018 , с. 110.
  127. ^ Брукс 1993 , стр. 73–74.
  128. ^ Брукс 1993 , с. 59.
  129. ^ Аврич 1978 , с. 60; Аврич 1984 , с. 319; Брукс 1993 , с. 71.
  130. ^ Аврич 1978 , с. 61; Аврич 1984 , стр. 319–320; Брукс 1993 , с. 71.
  131. ^ Аврич 1978 , стр. 150–151.
  132. ^ Аврич 1978 , с. 151.
  133. ^ Аврич 1978 , стр. 151–152.
  134. ^ Аврич 1978 , стр. 57–58; Мартин 1970 , с. 260н92.
  135. ^ Мартин 1970 , с. 260н92.
  136. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , стр. 57–58.
  137. ^ Аврич 1978 , с. 53; Брукс 1993 , стр. 57–58.
  138. ^ Аврич 1978 , с. 69.
  139. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , стр. 59–60; Аврич 1984 , с. 319.
  140. ^ Аврич 1978 , стр. 66–67.
  141. ^ Брукс 1993 , стр. 57–58.
  142. ^ Аврич 1978 , стр. 59–60.
  143. ^ Брукс 1993 , с. 57; Карсон 2018 , с. 109.
  144. ^ Брукс 1993 , стр. 58–59.
  145. ^ Брукс 1993 , стр. 59–60.
  146. ^ Аврич 1978 , стр. 48–49.
  147. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 152.
  148. ^ Аврич 1984 , с. 106.
  149. ^ Карсон 2018 , с. 111.
  150. ^ Аврич 1978 , стр. 144–145; Карсон 2018 , с. 111.
  151. ^ Аврич 1978 , стр. 144–145.
  152. ^ Аврич 1978 , стр. 155–157.
  153. ^ Аврич 1978 , стр. 139–140.
  154. ^ Аврич 1978 , стр. 226–227.
  155. ^ Аврич 1978 , стр. 10–11.
  156. ^ Jump up to: а б с д и ж Брукс 1993 , с. 61н5.
  157. ^ Аврич 1978 , с. 56н39.
  158. ^ Jump up to: а б с д и ж Брукс 1993 , с. 76н48.
  159. ^ Аврич 1978 , стр. 68-69n73.
  160. ^ Jump up to: а б Аврич 1978 , с. 61н55.
  161. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 61н6.
  162. ^ Jump up to: а б с д Брукс 1993 , с. 75н46.
  163. ^ Аврич 1978 , с. 61н56; Брукс 1993 , с. 76н48.
  164. ^ Брукс 1993 , с. 75н45.
  165. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 69н30.
  166. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 75н47.
  167. ^ Брукс 1993 , стр. 69n30, 75n45.
  168. ^ Аврич 1978 , с. 152н19.
  169. ^ Брукс 1993 , с. 76н49.
  170. ^ Брукс 1993 , с. 76н51.
  171. ^ Брукс 1993 , с. 77н59.
  172. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 77н58.
  173. ^ Jump up to: а б Брукс 1993 , с. 78н61.
  174. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 78н63.
  175. ^ Jump up to: а б с Брукс 1993 , с. 79н64.
  176. ^ Брукс 1993 , с. 79н66.
  177. ^ Мартин 1970 , с. 259н91.
  178. ^ Брукс 1993 , с. 80н70.
  179. ^ Аврич 1978 , с. 61н54.
  180. ^ Аврич 1978 , с. 58н47; Брукс 1993 , с. 80н70.
  181. ^ Аврич 1978 , с. 58н47.
  182. ^ Аврич 1978 , с. 56н40; Брукс 1993 , стр. 65–66.
  183. ^ Аврич 1978 , с. 56н40.
  184. ^ Аврич 1978 , с. 58; Мартин 1970 , стр. 259-260n91.
  185. ^ Брукс 1993 , с. 80н67; Мартин 1970 , с. 260н92.
  186. ^ Аврич 1978 , с. 59н50.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e61d31dce863828362d37b1f7810c447__1724049000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/47/e61d31dce863828362d37b1f7810c447.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dyer Lum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)