Jump to content

Биолокация

(Перенаправлено с Лозоходцы )
Лозоходец из французской книги XVIII века о суевериях.

Лозоходство — это вид гадания, используемый в попытках найти грунтовые воды , захороненные металлы или руды , драгоценные камни, нефть , предполагаемое излучение ( радиестезия ), [1] могилы , [2] вредоносные «вибрации земли» [3] и многие другие предметы и материалы без использования научной аппаратуры . Это также известно как гадание (особенно в гадании на воде ), [4] каракули [5] (особенно в США, в поисках нефти или сокровищ ) [6] или поиск воды , или водное колдовство (в США).

Обычно используются Y-образная ветка или стержень или две L-образные ветки, называемые биолокационными или гадальными стержнями , и считается, что их движение позволяет определить местоположение целевого материала. Движение таких лозоходных устройств обычно объясняется случайным движением или идеомоторным феноменом . [7] [8] [9] психологическая реакция, при которой субъект бессознательно совершает движения.

Научные данные показывают, что биолокация не более эффективна, чем случайность . [10] [11] Поэтому ее считают лженаукой .

Раннее гадание и религия

[ редактировать ]
Биолокация на металлическую руду, 1556 г., De re Metallica libri XII . книга
Использование волшебной палочки наблюдалось в Великобритании в конце 18 века.

Лозоходство зародилось в древности, когда к нему относились как к форме гадания . Однако католическая церковь полностью запретила эту практику. [12]

Реформатор Мартин Лютер увековечил католический запрет, в 1518 году назвав гадание на металлах действием, нарушающим первую заповедь (т. е. оккультизмом ). [12] [13]

В старых текстах о поиске воды не упоминается использование гадальной ветки, а первое упоминание об этой практике относится к 1568 году. [14] [15] Сэр Уильям Ф. Барретт написал в своей книге «Психические исследования» 1911 года , что:

... в недавнем замечательном «Житии святой Терезы Испанской» рассказывается о следующем инциденте: Терезе в 1568 году предложили место для монастыря, против которого было только одно возражение: не было водоснабжения; к счастью, подошел монах Антонио с веткой в ​​руке, остановился в определенном месте и, казалось, крестился; но Тереза ​​​​говорит: «На самом деле я не уверена, был ли это тот знак, который он сделал, во всяком случае, он сделал какое-то движение веткой, а затем сказал: «Копай прямо здесь»; они выкопали, и вот! обильный источник воды хлынул поток, превосходный для питья, обильный для стирки, и никогда не иссякающий. Как замечает автор этого Жития: «Тереза, не слышав о биолокации, не имеет объяснения этому событию», и расценивала его как чудо. Я считаю, что это первое историческое упоминание о биолокации в поисках воды. [16] [17]

В 1662 году гадание с помощью жезлов было объявлено « суеверным или, скорее, сатанинским » иезуитом Гаспаром , хотя позже он заметил , Шоттом что не был уверен, что дьявол всегда несет ответственность за движение жезла. [18] На юге Франции в 17 веке его использовали для выслеживания преступников и еретиков . Злоупотребление им привело к принятию указа инквизиции в 1701 году, запрещающего его использование в целях правосудия. [19]

Эпиграмма ( Сэмюэля Шеппарда из «Эпиграмм теологических, философских и романтических» 1651 г.) звучит так:

Некоторые Колдуны хвастаются, что у них есть Жезл,
Собравшись с клятвами и жертвоприношениями,
И (возвращаясь) странно кивнет
К спрятанному Сокровищу, где оно лежит;
Человечество (уверено), что Род божественный,
Ибо к Богатейшим (когда-либо) они склоняются.

Божественная запятая

Современная биолокация

[ редактировать ]

Практика лозоходства, используемая для поиска металлов, до сих пор применяется так же, как и в 16 веке. [20] Издание 1550 года » Себастьяна Мюнстера содержит «Космографии гравюру на дереве , на которой лозоходец с раздвоенным прутом в руке идет по вырезанному изображению горных работ. Маркировка стержня выполнена на латыни и немецком языке; « Virgula Divina Glück-Rüt » («Божественный жезл, Жезл удачи»), но текст, сопровождающий гравюру на дереве, отсутствует. К 1556 году книга Георгия Агриколы о добыче и плавке руды « » De Re Metallica включала подробное описание биолокации в поисках металлической руды. [21]

... Между горняками существует много серьезных споров по поводу раздвоенной ветки, поскольку некоторые говорят, что она приносит наибольшую пользу при обнаружении жил, а другие это отрицают. ... Все одинаково хватаются руками за вилки ветки, сжимая кулаки, причем сжатые пальцы необходимо держать к небу, чтобы ветка поднималась на том конце, где встречаются две ветки. Затем они беспорядочно бродят туда-сюда по горным регионам. Говорят, что в тот момент, когда они ставят ногу на жилку, ветка тотчас же поворачивается и скручивается, и таким образом своим действием обнажает жилку; когда они снова передвигают ноги и уходят с этого места, ветка снова становится неподвижной. ... [22]

В 16 веке немецкая технология глубокой добычи пользовалась огромным спросом во всей Европе. Немецким горнякам было разрешено жить и работать в Англии; [23] особенно в Станнариях (оловянных рудниках) Девона и Корнуолла и в Камбрии . В других частях Англии этот метод использовался в королевских рудниках для добычи каламина . К 1638 году немецкие горняки использовали эту технику на серебряных рудниках в Уэльсе. [24]

Средненижненемецкое . название раздвоенной палки (Y-образного стержня) было Schlag-Ruthe [25] [26] («ударный стержень»). [27] Это было переведено на корнуоллском диалекте шестнадцатого века на duschen. [28] [ нужны разъяснения ] ( душан по словам Уильяма Барретта [27] ) ( Среднеанглийский , «ударить, упасть» [29] ). К семнадцатому веку английский термин лозоходство вошел в обиход. [30]

В районе Мендип-Хиллз в Сомерсете , Англия, в районе добычи свинца в 17 веке натурфилософ Роберт Бойль , вдохновленный трудами Агриколы, наблюдал, как практикующий пытался найти «скрытые жилы металлов». Бойль видел, как ореховая волшебная палочка ( virgula divinatoria ) согнулась в руках прорицателя, который возразил, что не прилагал к ветке никакой силы; Бойль принял искреннюю веру этого человека, но сам остался при этом неубежденным. [31] К концу столетия, в 1691 году, философ Джон Локк , родившийся в английской Западной стране , использовал термин «обеззараживающий стержень» для древнелатинского названия virgula divina . [32] Итак, dowse — синоним слова «забастовка» , отсюда и фразы: лозоходить / зажигать свет, [33] лозоходствовать поднять / парус . [34]

Лозоходство проводилось в Южной Дакоте в конце 19 и начале 20 веков, чтобы помочь поселенцам , фермерам и владельцам ранчо найти колодцы с водой на своей территории. [35]

Военные время от времени прибегали к методам лозоходства. В Первой мировой войны кампании Галлиполийской сапер Келли [ ВОЗ? ] стал известен тем, что нашел воду для британских войск. [36] В конце 1960-х годов, во время войны во Вьетнаме , некоторые морские пехотинцы США использовали биолокацию при обнаружении оружия и туннелей. [37] Еще в 1986 году, когда 31 солдат попал под лавину во время операции НАТО « Якорный экспресс» в Вассдалене , Норвегия, норвежская армия попыталась найти солдат, похороненных под лавиной, используя биолокацию в качестве метода поиска. [38]

Лозоходство до сих пор используется некоторыми фермерами и инженерами-водниками в Великобритании; однако многие коммунальные предприятия страны дистанцировались от этой практики. [39] [40] [41] [42] [43]

Постулированные механизмы

[ редактировать ]

Ранние попытки объяснить биолокацию были основаны на представлении о том, что на волшебную палочку физически воздействуют излучения интересующих веществ. Следующее объяснение взято из книги Уильяма Прайса 1778 года «Mineralogia Cornubiensis» :

Тельца... которые поднимаются из Минералов, входя в стержень, заставляют его наклониться вниз, чтобы сделать его параллельным вертикальным линиям, которые описывают испарения при их подъеме. В действительности кажется, что минеральные частицы исходят из земли; теперь Виргула [стержень], будучи сделанным из легкого пористого дерева, обеспечивает легкий проход этим частицам, которые также очень мелкие и тонкие; затем испарения, гонимые вперед теми, которые следуют за ними, и в то же время под давлением действующей на них атмосферы, вынуждены проникать в маленькие промежутки между волокнами древесины, и этим усилием они заставляют ее наклоняться или опускаться. вниз перпендикулярно, чтобы стать параллельными маленьким столбикам, которые эти пары образуют при своем подъеме.

Исследование, проведенное в конце 19 века, пришло к выводу, что это явление связано с криптестезией , когда практикующий бессознательно наблюдает за местностью и непроизвольно влияет на движение стержня. [44] Ранние исследования членов Общества психических исследований подтвердили эту точку зрения. [45]

Убежденный парапсихолог Г. Н. М. Тиррел также считал, что действие стержня вызвано непроизвольными мышечными движениями, и развенчал теорию внешних воздействий. [46]

Считалось, что биолокация по картам перед посещением этого места также работает, поэтому своего рода ясновидение предлагалось использовать . Считалось, что это действует на нервную систему , а не непосредственно на мышцы. Эти различные механизмы по-прежнему вызывают споры среди лозоходцев. [45]

Мошеннические устройства безопасности

[ редактировать ]
Скептик Джеймс Рэнди на лекции в Рокфеллеровском университете , 10 октября 2008 года, держит устройство стоимостью 800 долларов США, рекламируемое как биолокационный инструмент.

В конце двадцатого и начале двадцать первого веков на рынке появилось несколько устройств, подобных биолокационным, для использования в современной полиции и армии, в первую очередь в качестве детекторов взрывчатых веществ, таких как ADE 651 , Sniffex и GT200 . [47] [48] В результате этих мошенничеств в 1999 году Национальный институт юстиции США рекомендовал не покупать оборудование на основе биолокации. [49]

Оборудование

[ редактировать ]

Устройство, используемое лозоискателем, обычно называют биолокационным или гадальным стержнем, хотя оно может и не иметь формы стержня. [4]

Лозоходство веточка

[ редактировать ]
Джордж Кейсли использует ветку орешника для поиска воды на земле вокруг своей в Девоне , 1942 год. фермы

Традиционно наиболее распространенным методом является лозоходная ветка, раздвоенная (Y-образная) ветка дерева или куста. Некоторые лозоходцы предпочитают ветки определенных деревьев, а некоторые предпочитают, чтобы ветки были свежесрезанными. Традиционно обычно выбирают ветки орешника в Европе и гамамелис в Соединенных Штатах, а также ветки ивы или персиковых деревьев . Два конца на раздвоенной стороне держат по одному в каждой руке, а третий (стержень буквы Y) направлен прямо вперед. Затем лозоходец медленно проходит по местам, где может находиться цель (например, минералы или вода), и ожидается, что лозунг опустится, наклонится или подергается, когда будет сделано открытие. [30] Этот метод иногда называют «ивовым колдовством». Некоторые лозоходцы вешали золотое кольцо на край лозовки или разрезали кончик, чтобы вставить в него серебряную монету. [50]

Пара стержней

[ редактировать ]
Две металлические катанки Г-образной формы.

Многие современные лозоходцы используют пару металлических стержней Г-образной формы. В каждой руке держат по одному стержню, короткое плечо буквы L держится вертикально, а длинное плечо направлено вперед. Вертикальный рычаг часто может свободно вращаться внутри трубки. Когда что-то «находится», стержни движутся синхронно. В зависимости от лозоходца они могут перекрещиваться или раздвигаться. [4] Также принимаются стеклянные или пластиковые стержни. Прямые стержни также иногда используются для тех же целей и были распространены в Новой Англии в начале 19 века .

Маятниковый груз на коротком шнуре или нитке является любимым инструментом многих современных лозоходцев. [4] [ устаревший источник ] Лозоходец держит шнур в одной руке и позволяет маятнику свободно раскачиваться. Затем лозоходец наблюдает, как качается маятник, и интерпретирует это движение, чтобы получить ценную информацию. [51]

Исследования

[ редактировать ]
  • Исследования лозоходства начала двадцатого века были рассмотрены геологом Джоном Уолтером Грегори в отчете для Смитсоновского института . Грегори пришел к выводу, что результаты были случайными или объяснялись наблюдениями, полученными с поверхности земли. [52] [53]
  • Геолог В.А. Макфадьен протестировал трех лозоходцев в 1943–1944 годах в Алжире . Результаты были полностью отрицательными. [54]
  • В исследовании 1948 года, проведенном П.А. Онгли в Новой Зеландии , была проверена способность 75 лозоходцев обнаруживать воду. Ни один из них не был более надежным, чем случайность. По словам Онгли, «ни один не проявил ни малейшей точности». [55]
  • Археометрист Мартин Эйткен проверил британского лозоискателя П.А. Рейна в 1959 году. Рейну не удалось определить местонахождение закопанной печи, которая была идентифицирована магнитометром . [56] [57]
  • В 1971 году биолокационные эксперименты были организованы британским инженером Р. А. Фоулксом по поручению Министерства обороны . Результаты оказались «не более надежными, чем серия догадок». [58]
  • Физики Джон Тейлор и Эдуардо Балановский сообщили в 1978 году о серии проведенных ими экспериментов по поиску необычных электромагнитных полей , излучаемых объектами биолокации; они ничего не обнаружили. [59]
  • В обзоре 1979 года, проведенном Эвоном З. Фогтом и Рэем Хайманом , были рассмотрены многие контролируемые исследования биолокации в поисках воды, и обнаружено, что ни одно из них не дало результатов лучше, чем случайные. [10]
  • Британские ученые Ричард Н. Бейли, Эрик Кембридж и Х. Денис Бриггс проводили эксперименты по биолокации на территории различных церквей. Они сообщили об успешных результатах в своей книге «Лозоходство и церковная археология» (1988). [60] Их эксперименты были критически изучены археологом Мартином Ван Леузеном, который предположил, что они были плохо спланированы, и авторы пересмотрели параметры испытаний в зависимости от того, что было классифицировано как «попадание» или «промах», чтобы получить положительные результаты. [60]
  • Исследование биолокации могил в Айове, проведенное в 2006 году, проанализировало 14 опубликованных исследований и установило, что ни одно из них не предсказало правильно местонахождение человеческих захоронений, а простые научные эксперименты продемонстрировали, что фундаментальные принципы, обычно используемые для объяснения биолокации могил, были неверными. [61]
  • рандомизированное двойное слепое В 2012 году было проведено ли гомеопаты исследование, чтобы определить, могут отличить Брионию от плацебо с помощью метода биолокации. Результаты были отрицательными. [62]

Кассель, исследование 1991 г.

[ редактировать ]

Двойное слепое исследование 1990 года. [63] [64] [65] было предпринято в Касселе , Германия, под руководством Gesellschaft zur Wissenschaftlichen Untersuruchung von Parawissenschaften (Общества научных исследований паранаук). Джеймс Рэнди предложил приз в размере 10 000 долларов США любому успешному лозоходцу. В трехдневном испытании примерно тридцати лозоходцев использовались пластиковые трубы, по которым можно было контролировать и направлять поток воды. Трубы были закопаны на глубину 50 сантиметров (19,7 дюйма ) под ровным полем, положение каждой из которых было отмечено на поверхности цветной полоской. Лозоходцы должны были определить, течет ли вода по каждой трубе. Все лозоходцы подписали заявление, в котором согласились, что это была справедливая проверка их способностей и что они ожидают 100% успеха. Однако результаты оказались не лучше случайности, и премию никто не получил.

Исследование Бетца, 1990 г.

[ редактировать ]

В ходе исследования Ханса-Дитера Бетца и других ученых, проведенного в Мюнхене в 1987–1988 годах лозоходцев , 500 были первоначально проверены на их навыки, и экспериментаторы выбрали из них 43 лучших для дальнейших испытаний. Вода подавалась по трубе на первом этаже двухэтажного сарая. Перед каждым испытанием трубу перемещали в направлении, перпендикулярном потоку воды. На верхнем этаже каждому лозоходцу было предложено определить положение трубы. За два года лозоходцы провели 843 таких теста, и из 43 предварительно отобранных и тщательно протестированных кандидатов по крайней мере 37 не показали способностей к биолокации. Было сказано, что результаты оставшихся шести были лучше, чем случайность, в результате чего экспериментаторы пришли к выводу, что некоторые лозоходцы «в определенных задачах показали чрезвычайно высокий уровень успеха, который вряд ли можно, если вообще можно объяснить, как результат случайности… реальную основу феномена лозоходца можно считать эмпирически доказанной». [66]

Через пять лет после публикации мюнхенского исследования Джим Т. Энрайт , профессор физиологии , подчеркивавший правильную процедуру анализа данных, заявил, что результаты исследования просто согласуются со статистическими колебаниями и не являются значимыми. Он считал, что эксперименты предоставили «наиболее убедительное опровержение того, что лозоходцы могут делать то, что они утверждают». [67] заявив, что анализ данных был «особым, нетрадиционным и индивидуальным». Заменив его «более обычными анализами», [68] он отметил, что лучший лозоискатель был в среднем на 4 миллиметра (0,16 дюйма ) из 10 метров (32,81 фута ) ближе к среднему предположению, преимущество 0,04%, и что пять других «хороших» лозоискателей были в среднем дальше чем среднее предположение. Энрайт подчеркнул, что экспериментаторам следовало заранее решить, как статистически анализировать результаты; если бы они только после этого выбрали статистический анализ, который показал наибольший успех, то их выводы не были бы действительными до тех пор, пока они не были бы повторены другим тестом, проанализированным тем же методом. Он далее отметил, что шесть «хороших» лозоходцев в отдельных тестах показали себя не лучше, чем случайно. [69] Другое исследование, опубликованное в журнале «Патофизиология», выдвинуло гипотезу, что таким экспериментам, как этот, проведенным в двадцатом веке, могло помешать искусственное радиочастотное излучение, поскольку тела испытуемых поглощали радиоволны, и после этого происходили бессознательные реакции движения рук. стоячие волны или изменения интенсивности. [70]

Научный прием

[ редактировать ]

Идеомоторный феномен

[ редактировать ]

Писатели-научные писатели, такие как Уильям Бенджамин Карпентер (1877 г.), Милле Калпин (1920 г.) и Мартин Гарднер (1957 г.), принимают точку зрения некоторых лозоходцев. [71] что движение лозоходных стержней является результатом бессознательного мышечного действия . [72] [73] [74] Эта точка зрения широко принята в научном сообществе . [7] [8] [75] [76] Известно, что биолокационный аппарат усиливает легкие движения рук, вызванные явлением, известным как идеомоторная реакция : подсознание людей может влиять на их тела, не принимая сознательного решения о действиях. Это сделало бы лозоходный стержень восприимчивым к подсознательным знаниям или восприятию лозоходца; а также к предвзятости подтверждения . [7] [77] [78] [79] [80]

Лженаука

[ редактировать ]

Лозоходство во всех остальных отношениях считается лженаукой . [81] [82] [83]

Психолог Дэвид Маркс в статье в журнале Nature 1986 года включил биолокацию в список «эффектов, которые до недавнего времени считались паранормальными , но теперь могут быть объяснены с позиций ортодоксальной науки». [84] В частности, биолокацию можно объяснить с точки зрения сенсорных сигналов , эффектов ожидания и вероятности . [84]

Писатель-научный писатель Питер Демпфл отметил, что когда биолокация подвергается научным испытаниям, она терпит неудачу. Демпфле писал, что, хотя некоторые лозоходцы заявляют об успехе, это можно объяснить тем, что уровень подземных вод распределяется относительно равномерно в определенных областях. [85]

По словам археолога Кеннета Федера , «подавляющее большинство археологов не используют биолокацию, потому что не верят, что она работает». [57]

Психолог Крис Френч отметил, что «биолокация не работает, если она проводится в должным образом контролируемых условиях, которые исключают использование других сигналов для указания местоположения цели». [76]

Водолазы часто добиваются хороших результатов, поскольку случайный случай имеет высокую вероятность найти воду в благоприятной местности. [86]

Известные лозоходцы

[ редактировать ]
Отто Эдлер фон Граве в 1913 году.

Среди известных лозоходцев:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Как переведено из одного предисловия к экспериментам в Касселе, «примерно 10 000 активных лозоходцев только в Германии могут генерировать, по консервативным оценкам, годовой доход в размере более 100 миллионов немецких марок (50 миллионов долларов США)». GWUP-Psi-Tests 2004: Keine Million Dollar für PSI-Fähigkeiten. Архивировано 10 апреля 2005 г. в Wayback Machine (на немецком языке) и английская версия. Архивировано 14 августа 2007 г. в Wayback Machine .
  2. ^ Пеллвел, Кэлвин Э. (19 мая 2022 г.). «Что такое лозоходство? - Древняя практика поиска сокровищ» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 19 июня 2022 г.
  3. ^ «Плохие вибрации: каковы доказательства геопатогенного стресса?» . Хранитель . 20 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Инглис (1986), стр. 245–246.
  5. ^ «Лозоходство, рисование и водное колдовство» . Wiki Ассоциации независимых читателей и корневиков . Архивировано из оригинала 12 октября 2011 года . Проверено 11 октября 2011 г.
  6. ^ Лайман, Томас Г. (1967). «Водолокация как сохранившаяся народная традиция» . Keystone Folklore Ежеквартальный журнал . 12 : 137. Архивировано из оригинала 11 марта 2023 г. Проверено 25 июня 2022 г. - через HathiTrust .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Зусне, Леонард; Джонс, Уоррен Х. (1989). Аномалистическая психология: исследование магического мышления . Лоуренс Эрлбаум Associates, Inc., стр. 105–110. ISBN   978-0-805-80507-9
  8. ^ Перейти обратно: а б Новелла, Стив; Деангелис, Перри. (2002). Биолокация . В Майкле Шермере . Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 93–94. ISBN   1-57607-654-7 «Несмотря на широко распространенное мнение, тщательное расследование показало, что техника биолокации просто не работает. Ни один исследователь не смог доказать в контролируемых условиях, что биолокация обладает какой-либо подлинной прорицательной силой... Более вероятно объяснением движения фокуса лозоходца является идеомоторный эффект, который влечет за собой непроизвольное и бессознательное двигательное поведение».
  9. ^ Лоусон, TJ; Крейн, LL (2014). Лозоходные стержни, предназначенные для обострения критического мышления и понимания идеомоторных действий . Преподавание психологии 41 (1): 52–56.
  10. ^ Перейти обратно: а б Фогт, Эвон З.; Рэй Хайман (1979). Водное ведьмовство США (2-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-86297-2 . с помощью Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления (второе изд.). Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. п. 420. ИСБН  978-1-57392-979-0 .
  11. ^ Регал, Брайан . (2009). Лженаука: критическая энциклопедия . Гринвуд Пресс. стр. 55–57. ISBN   978-0-313-35507-3
  12. ^ Перейти обратно: а б Инглис (1986), стр. 246–247.
  13. ^ Десять заповедей, проповедованных жителям Виттенберга , Мартин Лютер
  14. ^ Хилл, Шэрон А. (19 марта 2017 г.). «Колдовство на воду» . Жуткая геология . Архивировано из оригинала 20 марта 2017 г. Проверено 7 апреля 2017 г.
  15. ^ Шэрон А. Хилл (26 марта 2017 г.). «Улица доверия, 15 № 13» . Сомнительные новости (подкаст) . Проверено 7 апреля 2017 г.
  16. ^ Барретт, Уильям (1911). Психические исследования . Нью-Йорк и Лондон: Генри Холт и компания (Нью-Йорк), Уильямс и Норгейт (Лондон). п. 171 . Проверено 2 января 2018 г.
  17. ^ Авила, Святая Тереза ​​(1573 г.). Книга основ св. Терезы Иисуса Ордена Богоматери Кармельской с посещением женских монастырей, правилами и конституциями . Университет Торонто – Библиотека Робартса: Лондон, Бейкер. п. 116 . Проверено 14 февраля 2018 г.
  18. ^ Мишель Эжен Шеврёль , De La Baguette Divinatoire du pendulum dit explorer на вращающихся столах с точки зрения истории, критики и экспериментального метода , Париж, 1854. « Отец Гаспар Шотт (jés.) считает использование палочки суеверием. или, вернее, дьявольские, но сведения, которые были даны ему позже людьми, которых он считал религиозными и честными, заставили его сказать в примечании к этому отрывку, что он не хотел бы уверять, что демон всегда поворачивает палочку » ( Physica Curiosa , 1662, lib. XII, гл. IV, стр. 1527). См. факсимиле , заархивированное 5 сентября 2023 г. в Wayback Machine в Google Книгах.
  19. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Жезл-гадалка ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 333–334.
  20. ^ Бэринг-Гулд, С. (Сабина) (26 мая 1876 г.). «Любопытные мифы Средневековья» . Лондон, Ривингтонс – через Интернет-архив.
  21. ^ Уильям Барретт и Теодор Бестерман . Жезл-гадалка: экспериментальное и психологическое исследование. (1926) Kessinger Publishing, 2004: стр. 7
  22. ^ Агрикола, Георгий (1556). De Re Metallica (тр. Герберта Гувера, 1950, Dover Publications, изд. Нью-Йорка). Базель. стр. 38 и далее . Проверено 11 мая 2018 г.
  23. ^ «Горнодобывающий ландшафт Корнуолла и Западного Девона» . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
  24. ^ Гоф, Джон Вейдхоффт (1930). Шахты Мендипа . Издательство Оксфордского университета. п. 6. ОСЛК   163035417 .
  25. ^ «Запись в Викисловаре о шлаге» . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 13 января 2018 г.
  26. ^ "Запись в Викисловаре для рута" . Архивировано из оригинала 29 января 2018 года . Проверено 13 января 2018 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Барретт, Уильям (1911). Психические исследования . Нью-Йорк и Лондон: Генри Холт и компания (Нью-Йорк), Уильямс и Норгейт (Лондон). п. 170 . Проверено 2 января 2018 г. В разговорном немецком языке жезл тогда назывался schlag-ruthe или ударный жезл ; в переводе на среднеанглийский язык это стало « душан» , или «ударный жезл», и, наконец, «обеззараживающий или лозоходный жезл».
  28. ^ Стратманн, Фрэнсис (1891). Среднеанглийский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 182 . Проверено 15 января 2018 г. душ, с., ? = душ МЛГ; =двешен; ударить, бить; осыпал {прет.) Ар. & Мер 5624; АП ii. 1538; осыпал доуна... шлюху фон Фер. 3068; см. daschen, осыпаться, что-л., кувыркаться; ...ужинать и изливать греховный пиар. С. 7350.
  29. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Лозоходец и лозоходство » энциклопедия Британская Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 461.
  30. ^ Перейти обратно: а б Инглис (1986)
  31. ^ Бойль, Роберт (1661). «О неудачных экспериментах». Работает . Том. Один (изд. 1743 г.). Томас Берч . стр. 342–343.
  32. ^ Локк, Джон (1824). Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег. В письме, отправленном члену парламента в 1691 году . Архивировано из оригинала 5 сентября 2023 года . Проверено 15 января 2018 г. Эти четыре процента. не имеет природы обеззараживающего стержня, или virgula divina, способного обнаруживать рудники золота и серебра, я уверен, что мне легко будет даровано.
  33. ^ Скит, Уолтер В. (2005). Этимологический словарь английского языка . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., с. 181. ИСБН  978-0486317656 . Архивировано из оригинала 5 сентября 2023 года . Проверено 19 января 2018 г. ДОУЗ (3), чтобы потушить. (E.) Ненормативный термин; заглушить мерцание, то есть погасить свет. Вероятно, только специфическое использование лозохода (1) для нанесения удара. Возможно, предложено dout , чтобы погасить.
  34. ^ Барретт, Уильям (1911). Психические исследования . Нью-Йорк и Лондон: Генри Холт и компания (Нью-Йорк), Уильямс и Норгейт (Лондон). п. 170 . Проверено 19 января 2018 г. Лозоходство или «удар» по парусу до сих пор является распространенным выражением в Корнуолле.
  35. ^ Грейс Фэйрчайлд и Уокер Д. Вайман, Пограничная женщина: Жизнь женщины-поселенки на границе Дакоты (Ривер-Фолс: Университет Висконсина-Ривер-Фолс Пресс, 1972), 50; Роберт Амерсон, Из Хайдвуда: Воспоминания о районе Дакоты (Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты, 1996), 290–298.
  36. ^ Инглис (1986), стр.248
  37. ^ ИСПРАВИТЬ МЕНЯ (не удалось получить доступ ко всей статье) Клаудия Сэндлин (30 ноября 1989 г.). «Способы гадания; лозоходцы используют древнее искусство во многих видах поисков» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 г. [Луи Матасия] работал аналитиком морской пехоты в Квантико во время войны во Вьетнаме, обучая морских пехотинцев биолокации...
  38. ^ Рольф Манн (2005). «Ветка желаний лавиной – лженаука на практике?» . «Лженаука и этика», опубликованная в Норвежском университете науки и технологий . стр. 45. Архивировано из оригинала 26 января 2018 г. Проверено 25 января 2018 г.
  39. Калифорнийские фермеры нанимают лозоходцев для поиска воды. Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine , новости ABC.
  40. ^ Маркс, Бен. «Наш папа, водная ведьма из Вайоминга» . Коллекционерский еженедельник . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 26 мая 2021 г.
  41. Ученый обнаружил, что британские компании водоснабжения используют «магию» для поиска утечек. Архивировано 14 июня 2018 г. в Wayback Machine , BBC Oxford, 21 ноября 2017 г. (получено 21 ноября 2017 г.).
  42. ^ Мэтью Уивер, британские компании по водоснабжению признают, что использовали волшебные стержни для поиска утечек и труб. Архивировано 21 ноября 2017 г. в Wayback Machine , The Guardian , 21 ноября 2017 г.
  43. Камила Домоноске, Водоснабжающие компании Великобритании иногда используют лозоходные стержни для поиска труб. Архивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , The Two-Way, NPR, 21 ноября 2017 г.
  44. ^ Пасс, переменный ток; Тони, Эдвард. Б. (1876). «Головоломка». Слушания . Я. Бристольское общество натуралистов : 60 и последующие.
  45. ^ Перейти обратно: а б Инглис (1986), стр. 254-5.
  46. ^ Тиррелл, GNM (1938). Наука и психические явления , Метуэн, Лондон.
  47. ^ Двойная слепая полевая оценка программируемой системы обнаружения MOLE , Национальные лаборатории Сандиа. Архивировано 4 ноября 2009 г., в Wayback Machine.
  48. ^ Нордланд, Род (4 ноября 2009 г.). «Ирак клянется, что детектор бомбы, который США считают бесполезным» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 октября 2011 года . Проверено 15 февраля 2017 г.
  49. ^ «Руководство по выбору коммерческих систем обнаружения взрывчатых веществ для правоохранительных органов (Руководство NIJ 100-99), глава 7. Предупреждение: не покупайте поддельное оборудование для обнаружения взрывчатых веществ» (PDF) . Сентябрь 1999 г., стр. 71–72. Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
  50. ^ Рэндольф, Вэнс (2012). Озарк Магия и фольклор . Дуврские публикации. ISBN  978-1-306-33958-2 . OCLC   868269974 .
  51. ^ Уильям Баун; « Наука: физика биолокационного маятника. Архивировано 23 февраля 2022 г. в Wayback Machine », New Scientist , 6 октября 1990 г.
  52. ^ Грегори, JW (1928). Гадание на воде . Годовой отчет Смитсоновского института. Типография правительства США. стр. 325–348.
  53. ^ Милль, Хью Роберт . (1927) Вера и доказательства в гадании на воде . Природа 120: 882–884.
  54. ^ Макфадьен, Вашингтон (1946). Некоторые гадания на воде в Алжире . Природа 157: 304–305.
  55. ^ Онгли, П. (1948). «Новозеландские прорицатели» . Новозеландский журнал науки и технологий . 30 : 38–54. с помощью Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления (второе изд.). Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. п. 420. ИСБН  978-1-57392-979-0 .
  56. ^ Эйткен, MJ (1959). Тест на корреляцию между реакцией на биолокацию и магнитными возмущениями . Археометрия 2: 58–59.
  57. ^ Перейти обратно: а б Федер, Кеннет Л. (2010). Энциклопедия сомнительной археологии: от Атлантиды до Валам Олума . Издательская группа Гринвуд. п. 93. ISBN   978-0-313-37918-5
  58. ^ Фулкс, РА (1971). Лозоходные эксперименты . Природа 229: 163–168.
  59. ^ Тейлор, Дж. Г.; Балановский, Э. (1978). «Может ли электромагнетизм объяснить экстрасенсорные явления?». Природа . 276 (5683): ​​64–67. Бибкод : 1978Natur.276...64B . дои : 10.1038/276064a0 . ПМИД   740020 . S2CID   4316473 .
  60. ^ Перейти обратно: а б Леусен, Мартин Ван. (1998). Биолокация и археология . Археологическая разведка 5: 123–138.
  61. ^ Уиттакер, Уильям Э. «Переосмысление биолокации могил» . Офис государственного археолога Университета Айовы. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 17 июня 2013 г.
  62. ^ Маккарни Р., Фишер П., Спинк Ф., Флинт Г., ван Хаселен Р. (2002). Могут ли гомеопаты обнаружить гомеопатические лекарства с помощью биолокации? Рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Архивировано 3 мая 2018 г. в Wayback Machine . Журнал Королевского медицинского общества 95: 189–191.
  63. ^ GWUP Psi Tests 2004: Никакого миллиона долларов на возможности PSI. Архивировано 10 апреля 2005 г. в Wayback Machine (на немецком языке) и английская версия . Архивировано 14 августа 2007 г. в Wayback Machine .
  64. ^ Кениг, Роберт; Молл, Юрген; Сарма, Армадео (январь 1991 г.). «Кассельский биолокационный тест – Часть 1» . Скептикер. Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 г. Проверено 26 мая 2021 г. - через Geotech - Технология поиска сокровищ.
  65. ^ Кениг, Роберт; Молл, Юрген; Сарма, Армадео (январь 1991 г.). «Кассельский биолокационный тест – Часть 2» . Скептикер. Архивировано из оригинала 26 мая 2021 г. Проверено 26 мая 2021 г. - через Geotech - Технология поиска сокровищ.
  66. ^ Вагнер, Х., Х.-Д. Бетц и Х.Л. Кениг, 1990. Итоговый отчет 01 KB8602, Федеральное министерство исследований и технологий. Цитируется Джимом Т. Энрайтом. Архивировано 29 марта 2014 г. в Wayback Machine в журнале Skeptical Inquirer .
  67. ^ Энрайт, Джим Т. (январь – февраль 1999 г.). «Провал мюнхенских экспериментов» . Скептический исследователь . ЦСИКОП. Архивировано из оригинала 17 ноября 2009 г. Проверено 14 ноября 2006 г. Сами исследователи пришли к выводу, что результат, несомненно, продемонстрировал успешные способности лозоходца, но вдумчивый пересмотр данных показывает, что такую ​​интерпретацию можно рассматривать только как результат принятия желаемого за действительное.
  68. ^ Энрайт, Дж. Т. (1995). «Водолокация: эксперименты Шойнен». Naturwissenschaften . 82 (8): 360–369. doi : 10.1007/s001140050198 (неактивен 24 июня 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка )
  69. ^ Энрайт, Дж. Т. (июнь 1996 г.). «Лозоходцы заблудились в сарае» (PDF) . Naturwissenschaften . 83 (6). Шпрингер Берлин / Гейдельберг: 275–277. Бибкод : 1996NW.....83..275E . дои : 10.1007/BF01149601 . ISSN   1432-1904 . S2CID   8201640 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2012 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
  70. ^ Хуттунен П., Ниинимаа А., Мюллиля Р. (2012). «Радиолокационному излучению может помешать радиолокационное излучение» . Патофизиология . 19 (2): 89–94. doi : 10.1016/j.pathophys.2012.01.004 . ПМИД   22365422 .
  71. ^ Бейли, Артур (1999). Любой может заниматься биолокацией для улучшения здоровья . Издательство, Bennetts Close, Cippenham, Беркшир, Англия: Quantum, отпечаток W Foulsham & Co Ltd., стр. 46. ​​ИСБН  0-572-02461-4 . Угловые стержни приводятся в движение точно так же, как и раздвоенные стержни: за счет мышечной реакции, вызывающей легкое неосознанное вращение предплечий. Если вершины предплечий вращаются навстречу друг другу, то и стержни будут двигаться навстречу друг другу; противоположное вращение приведет к перемещению стержней наружу. Именно изменение баланса между противоположными группами мышц рук (сгибателями и разгибателями) заставляет стержни двигаться.
  72. ^ Карпентер, Уильям Бенджамин . (1877). Месмеризм, спиритуализм и т. д. Исторически и научно обосновано. Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания. стр. 47–53
  73. ^ Калпин, Милле . (1920). Спиритуализм и новая психология: объяснение спиритуалистических явлений и убеждений с точки зрения современных знаний . Лондон: Эдвард Арнольд. стр. 34–43
  74. ^ Гарднер, Мартин . (1957). Причуды и заблуждения во имя науки . Дуврские публикации. стр. 101–115. ISBN   0-486-20394-8
  75. ^ Хайман, Рэй . (2003). «Как людей обманывают идеомоторные действия». Архивировано 11 мая 2017 г. в Wayback Machine . Шарлатанские часы.
  76. ^ Перейти обратно: а б Француз, Крис . (2013). «Невидимая сила, которая движет досками для спиритических сеансов и фальшивыми детекторами бомб». Архивировано 20 июня 2017 г. в Wayback Machine . Хранитель.
  77. ^ Хайман, Р; Фогт, Э.З. (1968). Психологи исследуют тайны водного колдовства . Научный дайджест 63 (1): 39–45.
  78. ^ Хайнс, Теренс . (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. стр. 418–421. ISBN   1-57392-979-4
  79. ^ Хайман, Рэй . (2007). Уиджа, лозоходство и другие варианты идеомоторных действий . В. С. Делла Сала. Небылицы о разуме и мозге: отделяем факты от вымысла . Издательство Оксфордского университета. стр. 411–424.
  80. ^ «Лозоходство (также известное как водное колдовство)». Архивировано 19 июня 2012 г. в Wayback Machine . Словарь скептика.
  81. ^ Регал, Брайан . (2009). Лженаука: критическая энциклопедия . Гринвуд. стр. 56–57. ISBN   978-1591020868
  82. ^ Пильуччи, Массимо ; Будри, Мартен . (2013). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Издательство Чикагского университета, с. 38. ISBN   978-0-226-05196-3
  83. ^ Рэдфорд, Бенджамин . (2013). «Лозоходство: Псевдонаука водного колдовства» . Живая наука.
  84. ^ Перейти обратно: а б Маркс, Дэвид Ф. (13 марта 1986 г.). «Исследование паранормального». Природа . 320 (6058). Издательская группа «Природа»: 119–124. Бибкод : 1986Natur.320..119M . дои : 10.1038/320119a0 . ISSN   0028-0836 . ПМИД   3951553 . S2CID   4329580 .
  85. ^ Демпфле, Питер . (2013). Хорошая наука, плохая наука, лженаука и просто чушь: как отличить . Издательство Rowman & Littlefield. п. 115. ISBN   978-1-4422-1728-7
  86. ^ «Научите полемике: биолокация» . Видео Арс Техника . Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 10 апреля 2019 г.
  87. ^ «Его жезл для поиска радия» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 28 января 1914 г. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2021 г. Проверено 13 июля 2010 г. Отто Эдлер фон Граве, который находит воду и минералы с помощью «волшебной палочки», прибыл вчера из Германии на корабле «Джордж Вашингтон».

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Агикула, Георгий. (1556) De Re Metallica англ. О природе металлов, современное издание. ISBN   978-0486600062
  • Барретт, Линда К. и Эвон З. Фогт , «Городской американский лозоходец», Журнал американского фольклора 325 (1969), S. 195–213.
  • Барретт, Уильям и Теодор Бестерман . (1926). Волшебный жезл: экспериментальное и психологическое исследование . Переиздание Kessinger Publishing, 2004 г.
  • Белл, А.Х., Практическая биолокация . (1965) паб. G.Bell and Sons Ltd. Лондон
  • Птица, Кристофер . (1979). Прорицательная рука . Нью-Йорк: Даттон. ISBN   978-0924608162
  • Чайлд, Сидней Т., Поиск воды и волшебная палочка . (1902) Паб Ипсвича. Восточная Англия Дейли Таймс
  • Эллис, Артур Джексон. (1917). Волшебный жезл: история водного колдовства . Вашингтон: Государственная типография.
  • Томас Фиддик (2011). Биолокация: с отчетом о некоторых оригинальных экспериментах . Шеффилд, Великобритания: The Cornovia Press. ISBN  978-1-908878-10-6 . ОЛ   25114055М .
  • Франция, Анри де. (1930). Паб «Современный лозоходец» . G.Bell and Sons Ltd. Лондон
  • Грегори, Джон Уолтер . (1928). Гадание на воде . Годовой отчет Смитсоновского института. Типография правительства США.
  • Латимер, Чарльз. (1876) Жезл-гадалка: Virgula Divina - Baculus Divinatorius (Водное ведьмовство), современное издание (2017) ISBN   978-1332230242
  • Рэнди, Джеймс . (1982). Флим-Флам! . Книги Прометея. Посвящает 19 страниц двойным слепым тестам в Италии, которые дали результаты не лучше случайных.
  • Мэби, Дж. Сесил и Франклин, Т. Бедфорд. Физика волшебной палочки . (1939) G.Bell & Sons Ltd., Лондон
  • Платтс, Габриэль. (1639), Открытие подземных сокровищ.... Современное издание (2010) ISBN   978-1171478898
  • Шенефельт, Филип Д., «Идеомоторная сигнализация: от предсказания духовных посланий к распознаванию подсознательных ответов во время гипноза и гипноанализа, историческая перспектива», Американский журнал клинического гипноза , Vol. 53, № 3 (январь 2011 г.), стр. 157–167.
  • Шписбергер Карл « Раскройте силу маятника» . ISBN   978-0572014193
  • Триндер, WH, Лозоходство , (1939) паб. Британское общество лозоходцев
  • Уитлок, Ральф . (1982). Гадание на воде и другие лозоходства: практическое руководство . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз ISBN   978-0709047926
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e035098c8c6939375cdfc98c3403fc1__1722809100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/c1/0e035098c8c6939375cdfc98c3403fc1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dowsing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)