Jump to content

Теория моральных основ

(Перенаправлено из «Теории моральных основ »)

Теория моральных основ — это социально-психологическая теория, призванная объяснить происхождение и разнообразие человеческих моральных рассуждений на основе врожденных модульных основ. [1] [2] [3] [4] Впервые оно было предложено психологами Джонатаном Хайдтом , Крейгом Джозефом и Джесси Грэмом, основываясь на работах культурного антрополога Ричарда Шведера . [5] Совсем недавно Мохаммад Атари, Джесси Грэм и Джонатан Хайдт пересмотрели некоторые аспекты теории и разработали новые инструменты измерения. [6] Теория была разработана разнообразной группой сотрудников и популяризирована в книге Хайдта «Праведный разум» . [7] Теория предполагает, что мораль — это «больше, чем одна вещь», сначала приводя доводы в пользу пяти основ, а затем расширяясь до шести основ (добавив Свободу / Угнетение):

  • Уход/Вред
  • Справедливость/Обман
  • Верность/Предательство
  • Авторитет/Подрывная деятельность
  • Святость/Деградация
  • Свобода/Угнетение. [8] [7]

Его авторы по-прежнему открыты для добавления, исключения или изменения набора основ. [2]

Хотя первоначальное развитие теории моральных основ было сосредоточено на культурных различиях, последующая работа над этой теорией в основном была сосредоточена на политической идеологии. Различные ученые предлагали теорию моральных основ как объяснение различий между политическими прогрессистами ( либералами в американском смысле), консерваторами и правыми либертарианцами ( либертарианцами в американском смысле). [9] и предположили, что это может объяснить различия во мнениях по политически окрашенным вопросам, таким как однополые браки , аборты , [10] и даже вакцинация . [11] [12]

Происхождение

[ редактировать ]

Теория моральных основ была впервые предложена в 2004 году Хайдтом и Джозефом. [1] Эта теория возникла как реакция на рационалистическую теорию морали, связанную с развитием, связанную с Лоуренсом Кольбергом и Жаном Пиаже . [13] Основываясь на работе Пиаже, Кольберг утверждал, что моральные рассуждения детей со временем меняются, и предложил объяснение с помощью своих шести стадий морального развития . В работе Кольберга подчеркивалась справедливость как ключевая концепция моральных рассуждений, рассматриваемая в первую очередь как когнитивная деятельность, и она стала доминирующим подходом к моральной психологии, сильно повлияв на последующие работы. [7] [14] Хайдт пишет, что он нашел теории Кольберга неудовлетворительными с того момента, как он впервые столкнулся с ними в аспирантуре, потому что они «казались слишком интеллектуальными» и им не хватало внимания к проблемам эмоций .

В отличие от доминирующих теорий морали в психологии того времени, антрополог Ричард Шведер разработал ряд теорий, подчеркивающих культурную изменчивость моральных суждений, но утверждал, что разные культурные формы морали основаны на «трех различных, но последовательных группах моральных проблем». «, которую он назвал этикой автономии, общности и божественности. [5] [15] Подход Шведера вдохновил Хайдта начать исследование моральных различий между культурами, включая полевые исследования в Бразилии и Филадельфии. [16] Эта работа побудила Хайдта начать развивать свой социальный интуиционистский подход к морали. [13] Этот подход, который резко контрастировал с рационалистическими работами Кольберга, предполагал, что в основном «моральные суждения вызваны быстрыми моральными интуициями», в то время как моральные рассуждения просто служат в основном постфактум рационализацией уже сформированных суждений. [13] Работа Хайдта и его внимание к быстрым, интуитивным и эмоциональным суждениям быстро стали очень влиятельными, привлекая постоянное внимание множества исследователей. [17]

Работая в рамках социального интуиционистского подхода, Хайдт и его сотрудники начали уделять внимание источникам интуиции, которая, по их мнению, лежит в основе моральных суждений. В статье 2004 года, опубликованной в журнале Daedalus , [1] Хайдт и Джозеф рассмотрели работы о корнях морали, в том числе работы Франса де Ваала , Дональда Брауна и Шведера, а также Алана Фиске . теорию реляционных моделей [18] и Шалома Шварца теория основных человеческих ценностей . [19] На основе обзора этих более ранних направлений исследований они предположили, что все люди обладают четырьмя «интуитивными этиками», вытекающими из процесса человеческой эволюции как реакции на адаптивные проблемы. [1] Они назвали эти четыре этики страданием, иерархией, взаимностью и чистотой.

Ссылаясь на понятие готовности , Хайдт и Йозеф утверждали, что каждая этика образует когнитивный модуль , развитие которого определяется культурой. [1] [20] Они написали, что каждый модуль может «обеспечить не более чем вспышки аффекта, когда в социальном мире встречаются определенные закономерности», в то время как процесс культурного обучения формирует реакцию каждого человека на эти вспышки. Мораль расходится, потому что разные культуры по-разному используют четыре «строительных блока», представленных в модулях. [1] Их статья «Дедал» стала первым утверждением теории моральных основ. [1] который Хайдт, Грэм, Джозеф и другие с тех пор разработали и усовершенствовали, например, разделив первоначально предложенную этику иерархии на отдельные моральные основы внутренней группы и власти, а также предложив предварительное шестое основание свободы. [2]

Простое изображение, изображающее данные опроса в Соединенных Штатах, призванное поддержать теорию моральных основ.

Пять основных основ

[ редактировать ]

Согласно теории моральных основ, различия в моральных проблемах людей можно описать с точки зрения пяти моральных основ: индивидуализирующего кластера Заботы и Справедливости и группового связующего кластера Лояльности, Авторитета и Святости. [9] [21] Эмпирические данные в пользу этой группировки основаны на закономерностях ассоциаций между моральными основами, наблюдаемых с помощью Анкеты моральных основ. [9] [4]

Фонд Свободы

[ редактировать ]

Шестая основа, Свобода (противоположность угнетению), была теоретизирована Джонатаном Хайдтом в книге «Праведный разум» . [7] восьмая глава в ответ на жалобы экономических консерваторов на то, что модель пяти основ неправильно отражает их понятие справедливости, которое фокусируется на пропорциональности, а не на равенстве. Это означает, что к людям относятся справедливо в зависимости от того, что они заработали, и не относятся к ним одинаково и безоговорочно. Этот шестой фундамент меняет теорию, так что фундамент справедливости/обмана больше не имеет раздвоения личности; речь больше не идет о равенстве и пропорциональности. В первую очередь речь идет о пропорциональности. [7]

Фонд Хонор/Кейрат

[ редактировать ]

В 2020 году Мохаммад Атари и Джесси Грэм работали над потенциальным моральным фундаментом, который особенно важен в культурах Ближнего Востока, а именно над честью или «Кейрат» (термин на фарси, первоначально пришедший из арабского языка). [22] Интервью с использованием качественных методов показали, что наряду с моральными соображениями, аналогичными тем, которые были в первоначальной концепции MFT, ключевым элементом моральных перспектив Ближнего Востока является «Кейрат». Хотя у этого термина нет прямого перевода на английский язык, он тесно связан с понятием «честь» и охватывает защиту родственниц, романтических партнеров, дальних членов семьи и нации. Это исследование выявило сильную корреляцию между Кейратом и лояльностью, авторитетом и чистотой, а также приверженностью исламским религиозным убеждениям и поведением, связанным с поддержанием романтических отношений. Эти авторы утверждали, что ценности Кейрата действуют таким образом, чтобы поддерживать интенсивные структуры родства, которые, в свою очередь, могут функционировать для сохранения ресурсов в группе. [23] Эти авторы также разработали и утвердили Кейратскую шкалу ценностей (QVS), состоящую из 24 пунктов.

Дополнительные фонды-кандидаты

[ редактировать ]

Обсуждались также несколько других фондов-кандидатов: эффективность/отходы, собственность/кража, [24] и Честность/обман. [3] [2]

Анкета по моральным основам

[ редактировать ]

В большом объеме исследований по теории моральных основ используются инструменты самоотчета, такие как Анкета моральных основ, официально опубликованная в 2011 году. [4] (хотя более ранние версии анкеты уже были опубликованы [9] ). Последующие исследования с использованием опросника моральных основ в других культурах выявили в целом схожие корреляции между моралью и политической идентификацией с таковыми в США; исследования проводились в Корее, Швеции и Новой Зеландии. [25] [26] [27] Однако другие исследования показывают, что структура MFQ непоследовательна для разных демографических групп (например, сравнение религиозных и нерелигиозных групп населения). [28] [29] и черно-белые респонденты [30] ) и в разных культурах. [31]

Существенно обновленная версия MFQ (MFQ-2) была опубликована в 2023 году. [32] MFQ-2 — это показатель моральных основ, состоящий из 36 пунктов, который отражает заботу, равенство, пропорциональность, лояльность, авторитет и чистоту. Каждая подшкала состоит из шести пунктов. Было показано, что MFQ-2 обладает хорошими психометрическими свойствами в разных культурах.

Другие методы

[ редактировать ]

Другие материалы и методы, используемые для изучения теории моральных основ, включают Шкалу сакральности моральных основ, [33] Моральные основы Виньетки, [34] [35] [36] база данных социально-моральных изображений, [37] и анкета по моральным основам характера. [38] Исследования использования морального языка также опирались на варианты Словаря моральных основ (MFD). [9] [39] [40] [41] Было показано, что Словарь моральных основ 2 (MFD2) превосходит MFD и, следовательно, может быть лучшим вариантом для языковой оценки моральных основ. [42]

Исследователи также изучили топографические карты соматосенсорных реакций, связанных с нарушениями различных моральных устоев. [43] В частности, в исследовании, в котором участников просили описать ключевые аспекты своего субъективного соматосенсорного опыта в ответ на сценарии, включающие различные моральные нарушения, паттерны тела, соответствующие нарушениям моральных устоев, ощущались в разных областях тела в зависимости от того, были ли участники либеральными или либеральными. консервативный.

Приложения

[ редактировать ]

Политическая идеология

[ редактировать ]
Результаты анкеты моральных основ

Исследователи обнаружили, что чувствительность людей к пяти/шести моральным основам коррелирует с их политическими идеологиями . Используя анкету «Моральные основы», Хайдт и Грэм обнаружили, что либертарианцы наиболее чувствительны к предлагаемому фонду свободы. [7] либералы наиболее чувствительны к фондам «Забота» и «Справедливость», тогда как консерваторы одинаково чувствительны ко всем пяти/шести фондам. [4]

По мнению Хайдта, различия имеют серьезные последствия для политического дискурса и отношений. Поскольку члены двух политических лагерей в некоторой степени слепы к одному или нескольким моральным основам других, они могут воспринимать морально мотивированные слова или поведение как имеющие другую основу – в лучшем случае корыстную, в худшем – злую, и, таким образом, демонизировать одну из них. другой. [44]

Хайдт и Грэм предполагают, что можно найти компромисс, который позволит либералам и консерваторам прийти к единому мнению. [45] Они предполагают, что пять фондов могут быть использованы в качестве «двери», позволяющей либералам перейти на консервативную сторону «стены», воздвигнутой между этими двумя политическими объединениями по основным политическим вопросам (например, легализации однополых браков). Если либералы попытаются рассмотреть последние три фонда в дополнение к первым двум (следовательно, на короткое время приняв все пять фондов, как консерваторы), они смогут понять точку зрения консерваторов.

Исследователи постулируют, что моральные устои возникли как решение проблем, распространенных в исконной среде охотников-собирателей , в частности межплеменных и внутриплеменных конфликтов. Три основы, на которые больше всего обращают внимание консерваторы (Верность, Авторитет, Святость), объединяют группы для большей силы в межплеменной конкуренции, в то время как два других основания уравновешивают эти тенденции заботой об отдельных людях внутри группы. С пониженной чувствительностью к групповым моральным основам прогрессисты склонны продвигать более универсалистскую мораль. [46]

Полезность теории моральных основ как объяснения политической идеологии оспаривается на том основании, что моральные основы менее наследуются , чем политическая идеология. [47] а продольные данные показывают, что политическая идеология предсказывает последующее одобрение моральных основ, но одобрение моральных основ не предсказывает последующую политическую идеологию. [48] Последний вывод предполагает, что направление причинной связи противоположно тому, что предполагают теоретики моральных основ: моральные суждения производятся мотивированными рассуждениями, основанными на политических убеждениях, а не политические убеждения, порождаемые моральной интуицией. [48] [49] Исследование 2023 года также показало, что у либералов и консерваторов разные нервные активации при обработке нарушений моральных устоев, особенно в областях, связанных с семантической обработкой, вниманием и эмоциями, «предполагая, что политическая идеология смягчает социально-аффективный опыт моральных нарушений». [50]

Межкультурные различия

[ редактировать ]

Первые полевые работы Хайдта в Бразилии и Филадельфии в 1989 году. [16] и Одиша , Индия, в 1993 году показали, что морализаторство действительно различается в зависимости от культуры, но в меньшей степени, чем в зависимости от социального класса (например, образования) и возраста. Бразильские дети из рабочего класса чаще считали нарушение табу и причинение вреда морально неправильными, причем повсеместно. Члены традиционных, коллективистских обществ, как и политические консерваторы, более чувствительны к нарушениям моральных устоев, связанных с сообществом. Взрослые члены так называемых WEIRD (западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических) [51] Общества являются наиболее индивидуалистическими и, скорее всего, проводят различие между причиняющими вред нарушениями морали и нарушениями условностей. [7]

Недавно Джонатан Хайдт и Мохаммад Атари [52] доказал, что MFT, и особенно MFQ-2, могут быть особенно полезны для межкультурных исследований, включая сообщество World Values ​​Survey (WVS), поскольку WVS начал применять MFQ-2. MFT может оказать значительную помощь исследователям в их стремлении понять психологическое разнообразие во всем мире, а также тем, кто стремится способствовать развитию демократии во всем мире, сосредоточив внимание как минимум на четырех ключевых областях. Эти области включают: (a) различия между популяциями; (б) различия в политических взглядах и степень поляризации в различных политических системах по всему миру; (в) сдвиги в культурных нормах и ценностях; и d) роль институтов и развитие демократических процессов.

Половые различия

[ редактировать ]

Недавний крупномасштабный ( u = 336 691) анализ половых различий, основанный на пяти моральных основах, показал, что женщины последовательно получают более высокие баллы по заботе, справедливости и чистоте в 67 культурах. [53] Однако было показано, что лояльность и авторитет имеют незначительные половые различия и сильно различаются в зависимости от культуры. В этом исследовании, опубликованном в 2020 году в журнале Proceedings of the Royal Society B , также изучались половые различия в моральных основах на уровне страны в связи с культурными, социально-экономическими и гендерными показателями, показывая, что глобальные половые различия в моральных основах больше в индивидуалистических, западных странах. и культуры гендерного равенства. [53] Исследуя многомерные половые различия в пяти моральных основах (т.е. Mahalanobis 'D, а также его разбавленную версию с поправкой на предвзятость) в моральных суждениях, авторы пришли к выводу, что многомерные эффекты были существенно больше, чем ранее оцененные половые различия в моральных суждениях с использованием моделей, не относящихся к MFT. [54] и, в более общем смысле, средний размер эффекта в исследованиях социальной психологии и психологии личности. [55] D Махаланобиса из пяти моральных основ был значительно выше в индивидуалистических странах и странах гендерного равенства.

Мораль в языке

[ редактировать ]

MFT оказался особенно полезным для количественной оценки моральных проблем на естественном языке. Хотя люди субъективно думают, что более 20% их ежедневных разговоров касаются морали, внимательное изучение повседневного языка с использованием моделей машинного обучения показало, что люди на самом деле не часто много говорят о морали (с точки зрения моральных основ). [56] В частности, только 4,7% записанных разговоров и 2,2% сообщений в социальных сетях (на Facebook) касались морали, причем более распространенными были забота и справедливость. Исследователи обработки естественного языка использовали MFT в многочисленных исследованиях, чтобы уловить мораль в текстовых данных. [57] [58] [59]

Критика и конкурирующие теории

[ редактировать ]

Ряд исследователей предложили критику теории моральных основ и альтернативные ей теории. Критика теории включала утверждения о биологической неправдоподобности. [60] и избыточность моральных основ, которые, как утверждается, можно свести к беспокойству о вреде. [61] [62] или к мотивации снижения угроз или сопереживания. [49] Обе критические оценки были оспорены первоначальными авторами. [63] [64] Альтернативные теории включают модель моральных мотивов, [65] теория диадической морали, [61] [62] теория регулирования отношений, [66] шкала правого авторитаризма, разработанная Бобом Альтемейером , [67] теория морали как сотрудничества, [68] [69] теория политической идеологии как мотивированного социального познания , [48] [49] и беспристрастные подходы к этическим вопросам, такие как справедливость как справедливость Джона Ролза и категорический императив Иммануила Канта . [70]

В частности, фонд «Чистота» подвергался критике из-за отсутствия существенных доказательств, подтверждающих предполагаемую связь между эмоцией отвращения и предполагаемыми нарушениями, связанными с «Чистотой». [71] [72] Скорее, исследования, проведенные как в США, так и в Индии, предполагают, что нарушения священного (т.е. нарушения, связанные с Чистотой) вызывают ряд негативных эмоций (например, гнев), а не конкретную эмоцию основного отвращения, связанную с событиями, связанными с патогенами. . [72]

Установлено, что моральные основы соотносятся с теорией основных человеческих ценностей, разработанной Шварцем. Сильная корреляция наблюдается между консервативными ценностями в этой теории и обязательными основами. [73]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хайдт, Джонатан; Крейг Джозеф (осень 2004 г.). «Интуитивная этика: как врожденно подготовленная интуиция порождает культурно изменчивые добродетели» (PDF) . Дедал . 133 (4): 55–66. дои : 10.1162/0011526042365555 . S2CID   1574243 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2016 г. Проверено 13 октября 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Грэм, Дж.; Хайдт, Дж.; Колева, С.; Мотыль, М.; Айер, Р.; Войчик, С.; То же самое, PH (2013). Теория моральных основ: прагматическая обоснованность морального плюрализма (PDF) . Достижения экспериментальной социальной психологии. Том. 47. С. 55–130 [103–104, 107. doi : 10.1016/b978-0-12-407236-7.00002-4 . ISBN  9780124072367 . S2CID   2570757 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2017 г. Проверено 8 марта 2017 г.
  3. ^ Jump up to: а б Грэм, Джесси; Хайдт, Джонатан; Мотыль, Мэтт; Мейндл, Питер; Искивич, Кэрол; Муйман, Марлон (2018). «Теория моральных основ: о преимуществах морального плюрализма перед моральным монизмом». В сером, Курт; Грэм, Джесси (ред.). Атлас моральной психологии: отображение добра и зла в сознании . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 211–222.
  4. ^ Jump up to: а б с д Грэм, Джесси; Носек, Брайан А.; Хайдт, Джонатан; Айер, Рави; Колева, Спассена; То же самое, Питер Х. (2011). «Картирование моральной сферы» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 101 (2): 366–385. дои : 10.1037/a0021847 . ПМК   3116962 . ПМИД   21244182 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2017 г. Проверено 8 марта 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б Шведер, Ричард; Много, Нэнси; Махапатра, Манамохан; Парк, Лоуренс (1997). «Большая тройка» морали (автономия, общность, божественность) и «большая тройка» объяснения страдания.». В Брандте, Аллан; Розин, Пол (ред.). Мораль и здоровье . Рутледж. стр. 119–169.
  6. ^ «Теория моральных основ | моральные основы.org» . Проверено 10 декабря 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хайдт, Джонатан (2012). Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией . Нью-Йорк: Книги Пантеона. стр. 9–11 . ISBN  9780307377906 .
  8. ^ Айер, Рави; Колева, Спассена; Грэм, Джесси; То же самое, Питер; Хайдт, Джонатан (2012). «Понимание либертарианской морали: психологические склонности самоидентифицированных либертарианцев» . ПЛОС ОДИН . 7 (8): е42366. Бибкод : 2012PLoSO...742366I . дои : 10.1371/journal.pone.0042366 . ПМЦ   3424229 . ПМИД   22927928 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Грэм, Джесси; Хайдт, Джонатан; Носек, Брайан А. (2009). «Либералы и консерваторы опираются на разные наборы моральных основ». Журнал личности и социальной психологии . 96 (5): 1029–1046. дои : 10.1037/a0015141 . ПМИД   19379034 . S2CID   2715121 .
  10. ^ Колева, Спасена П.; Грэм, Джесси; Айер, Рави; То же самое, Питер Х.; Хайдт, Джонатан (апрель 2012 г.). «Прослеживая нити: как пять моральных принципов (особенно чистоты) помогают объяснить отношение к культурной войне». Журнал исследований личности . 46 (2): 184–194. дои : 10.1016/j.jrp.2012.01.006 . S2CID   6786293 .
  11. ^ Раймер, Нильс Карл; Атари, Мохаммед; Карими-Малекабади, Фарзан; Трагер, Джексон; Кеннеди, Брендан; Грэм, Джесси; Дегани, Мортеза (сентябрь 2022 г.). «Моральные ценности предсказывают уровень вакцинации против COVID-19 на уровне округа в Соединенных Штатах» . Американский психолог . 77 (6): 743–759. дои : 10.1037/amp0001020 . ISSN   1935-990Х . ПМИД   36074569 .
  12. ^ Амин, Авника Б.; Беднарчик, Роберт А.; Рэй, Кара Э.; Мельчиори, Блэк Дж.; Грэм, Джесси; Ханцингер, Джеффри Р.; Омер, Саад Б. (декабрь 2017 г.). «Ассоциация моральных ценностей с нерешительностью к вакцинации» . Природа человеческого поведения . 1 (12): 873–880. дои : 10.1038/ s41562-017-0256-5 ISSN   2397-3374 . ПМИД   31024188 .
  13. ^ Jump up to: а б с Хайдт, Джонатан (октябрь 2001 г.). «Эмоциональная собака и ее рациональный хвост: социальный интуиционистский подход к моральным суждениям» (PDF) . Психологический обзор . 108 (4): 814–34. CiteSeerX   10.1.1.620.5536 . дои : 10.1037/0033-295x.108.4.814 . ПМИД   11699120 . S2CID   2252549 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июля 2016 г. Проверено 13 октября 2012 г.
  14. ^ Донливи, Габриэль (июль 2008 г.). «Ничья земля: исследование пространства между Гиллиганом и Колбергом». Журнал деловой этики . 80 (4): 807–822. дои : 10.1007/s10551-007-9470-9 . JSTOR   25482183 . S2CID   55981823 .
  15. ^ Шведер, Ричард; Джонатан Хайдт (ноябрь 1993 г.). «Комментарий к обзору статьи: Будущее моральной психологии: истина, интуиция и плюралистический путь». Психологическая наука . 4 (6): 360–365. дои : 10.1111/j.1467-9280.1993.tb00582.x . JSTOR   40062563 . S2CID   143483576 .
  16. ^ Jump up to: а б Хайдт, Джонатан; Коллер, Сильвия Хелена; Диас, Мария Г. (1993). «Аффект, культура и мораль, или есть свою собаку неправильно?». Журнал личности и социальной психологии . 65 (4): 613–628. дои : 10.1037/0022-3514.65.4.613 . ПМИД   8229648 . S2CID   27964255 .
  17. ^ Миллер, Грег (9 мая 2008 г.). «Корни морали». Наука . 320 (5877): 734–737. дои : 10.1126/science.320.5877.734 . ПМИД   18467565 . S2CID   19803255 .
  18. ^ Фиск, Алан П. (1992). «Четыре элементарные формы социальности: основа единой теории социальных отношений». Психологический обзор . 99 (4): 689–723. дои : 10.1037/0033-295X.99.4.689 . ПМИД   1454904 . S2CID   17809556 .
  19. ^ Шварц, Шалом Х. (1992), «Универсалии в содержании и структуре ценностей: теоретические достижения и эмпирические тесты в 20 странах», « Достижения в области экспериментальной социальной психологии», том 25 , том. 25, Elsevier, стр. 1–65, CiteSeerX   10.1.1.220.3674 , doi : 10.1016/s0065-2601(08)60281-6 , ISBN  9780120152254
  20. ^ Хайдт, Джонатан; Джозеф, Крейг (2007). «19 Моральный разум: как пять наборов врожденных интуиций направляют развитие многих специфичных для культуры добродетелей и, возможно, даже модулей ». В Каррутерсе, П; Лоуренс, С; Стич, С. (ред.). Врожденный разум, Том 3: Основы и будущее . Издательство Оксфордского университета. стр. 367–391. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195332834.003.0019 . ISBN  9780195332834 .
  21. ^ Хайдт, Джонатан; Грэм, Джесси (2009). «Планета дюркгеймианцев, где общность, авторитет и святость являются основами морали». Ин Йост, Джон; Кей, Аарон; Торисдоттир, Хульда (ред.). Социально-психологические основы идеологии и системного обоснования . Издательство Оксфордского университета. стр. 371–401. ISBN  9780199869541 .
  22. ^ Атари, Мохаммед; Грэм, Джесси; Дегани, Мортеза (01 сентября 2020 г.). «Основы морали в Иране» . Эволюция и поведение человека . За гранью странного. 41 (5): 367–384. doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2020.07.014 . ISSN   1090-5138 .
  23. ^ Барбаро, Николь (03 октября 2020 г.). «За пределами странной морали» . HBES . Проверено 10 декабря 2023 г.
  24. ^ Атари, Мохаммед; Хайдт, Джонатан (10 октября 2023 г.). «Собственность является (вероятно, будет) моральной основой» . Поведенческие и мозговые науки . 46 : е326. дои : 10.1017/S0140525X2300119X . ISSN   1469-1825 . ПМИД   37813408 .
  25. ^ Ким, Кисок; Дже-Санг Канг; Сонъи Юн (август 2012 г.). «Моральные интуиции и политическая ориентация: сходства и различия между Кореей и Соединенными Штатами» . ПЛОС ОДИН . 111 (1): 173–185. дои : 10.1371/journal.pone.0050092 . ПМЦ   3520939 . ПМИД   23251357 .
  26. ^ Нильссон, Артур; Эрландссон, Арвид (апрель 2015 г.). «Таксономия моральных основ: структурная обоснованность и связь с политической идеологией в Швеции». Личность и индивидуальные различия . 76 : 28–32. дои : 10.1016/j.paid.2014.11.049 .
  27. ^ Дэвис, Кейтлин Л.; Сибли, Крис Г.; Лю, Джеймс Х. (ноябрь 2014 г.). «Подтверждающий факторный анализ анкеты моральных основ». Социальная психология . 45 (6): 431–436. дои : 10.1027/1864-9335/a000201 .
  28. ^ Дэвис, Дон Э.; Дули, Мэтью Т.; Хук, Джошуа Н.; Чоу, Элиза; МакЭлрой, Стейси Э. (2017). «Подшкала чистоты/святости опросника моральных основ не работает одинаково для религиозных и нерелигиозных людей». Психология религии и духовности . 9 (1): 124–130. дои : 10.1037/rel0000057 . S2CID   151572240 .
  29. ^ Кроун, Дэмиен Л.; Лахам, Саймон М. (16 ноября 2022 г.). «Уточнение проблем измерения с помощью подшкалы чистоты анкеты моральных основ у христиан и нерелигиозных участников» . Социальная психология и наука о личности . 14 (7): 845–853. дои : 10.1177/19485506221136664 . ISSN   1948-5506 . S2CID   253613971 .
  30. ^ Дэвис, Дон Э.; Райс, Кеннет; Ван Тонгерен, Дэрил Р.; Хук, Джошуа Н.; ДеБлер, Сирлин; Уортингтон, Эверетт Л.; Чоу, Элиза (2016). «Гипотеза моральных основ плохо воспроизводится на выборках чернокожих». Журнал личности и социальной психологии . 110 (4): е23–е30. дои : 10.1037/pspp0000056 . ПМИД   26348601 . S2CID   28337286 .
  31. ^ Юрино, Кэтрин; Сосье, Жерар (31 декабря 2018 г.). «Тестирование инвариантности измерений анкеты моральных основ в 27 странах». Оценка . 27 (2): 365–372. дои : 10.1177/1073191118817916 . ПМИД   30596252 . S2CID   58573774 .
  32. ^ Атари, Мохаммед; Хайдт, Джонатан; Грэм, Джесси; Колева, Сена; Стивенс, Шон Т.; Дегани, Мортеза (17 августа 2023 г.). «Мораль за пределами странного: как номологическая сеть морали варьируется в зависимости от культуры» . Журнал личности и социальной психологии . 125 (5): 1157–1188. дои : 10.1037/pspp0000470 . ISSN   1939-1315 . ПМИД   37589704 . S2CID   260955011 .
  33. ^ Грэм, Джесси; Хайдт, Джонатан (2012). «Священные ценности и злые враги: подход к моральным основам». В Микулинцере, Марио; Шейвер, Филипп Р. (ред.). Социальная психология морали: исследование причин добра и зла . Книги АПА. ISBN  9781433810114 .
  34. ^ Клиффорд, Скотт; Айенгар, Виджет; Кабеса, Роберто; Синнотт-Армстронг, Уолтер (13 января 2015 г.). «Виньетки о моральных основах: стандартизированная база данных стимулов и сценариев, основанная на теории моральных основ» . Методы исследования поведения . 47 (4): 1178–1198. дои : 10.3758/s13428-014-0551-2 . ПМК   4780680 . ПМИД   25582811 .
  35. ^ МАРКЕС, Лукас Мурринс; Клиффорд, Скотт; Айенгар, Виджет; БОНАТО, Грациела Виейра; КАБРАЛ, Патрисия Мораес; БАРРЕТО ДОС САНТОС, Рафаэла; Кабеса, Роберто; Синнотт-Армстронг, Уолтер; Боджио, Пауло Серджио (2020). «Перевод и проверка Vignettes Fundações Morais (MFV) на португальский язык по бразильскому образцу» (PDF) . Суждение и принятие решений . 15 (1): 149–158. дои : 10.1017/S1930297500006963 . S2CID   211144156 .
  36. ^ Кроун, Дэмиен Л.; Ри, Джошуа Дж.; Лахам, Саймон М. (1 октября 2020 г.). «Разработка кратких версий эпизодов моральных основ с использованием подхода, основанного на генетических алгоритмах» . Методы исследования поведения . 53 (3): 1179–1187. дои : 10.3758/s13428-020-01489-y . hdl : 10536/DRO/DU:30158409 . ПМИД   33006066 . S2CID   222151773 .
  37. ^ Кроун, Дэмиен Л.; Боде, Стефан; Муравски, Карстен; Лахам, Саймон М. (24 января 2018 г.). «База данных социально-моральных изображений (SMID): новый набор стимулов для изучения социальных, моральных и аффективных процессов» . ПЛОС ОДИН . 13 (1): e0190954. Бибкод : 2018PLoSO..1390954C . дои : 10.1371/journal.pone.0190954 . ПМЦ   5783374 . ПМИД   29364985 .
  38. ^ Иден, Эллисон; Оливер, Мэри Бет; Тамборини, Рон; Лимперос, Энтони; Вулли, Джулия (4 марта 2015 г.). «Восприятие моральных нарушений и особенностей личности среди героев и злодеев». Массовая коммуникация и общество . 18 (2): 186–208. дои : 10.1080/15205436.2014.923462 . S2CID   143992412 .
  39. ^ Хопп, Фредерик Р.; Фишер, Джейкоб Т.; Корнелл, Девин; Хаски, Ричард; Вебер, Рене (14 июля 2020 г.). «Расширенный словарь моральных основ (eMFD): разработка и применение краудсорсингового подхода к извлечению моральных интуиций из текста» . Методы исследования поведения . 53 (1): 232–246. дои : 10.3758/s13428-020-01433-0 . ПМИД   32666393 . S2CID   220528940 .
  40. ^ Гувер, Джо; Джонсон, Кейт; Бограти, Рейхане; Грэм, Джесси; Дегани, Мортеза (26 апреля 2018 г.). «Моральное формирование и благотворительное пожертвование: интеграция исследовательского анализа социальных сетей и подтверждающих экспериментов» . Коллабра: Психология . 4 (1): 9. дои : 10.1525/collabra.129 .
  41. ^ Мацуо, Акико; Сасахара, Кадзутоши; Тагучи, Ясухиро; Карасава, Минору; Грюбнер, Оливер (25 марта 2019 г.). «Разработка и проверка японского словаря моральных основ» . ПЛОС ОДИН . 14 (3): e0213343. arXiv : 1804.00871 . Бибкод : 2019PLoSO..1413343M . дои : 10.1371/journal.pone.0213343 . ПМК   6433225 . ПМИД   30908489 .
  42. ^ Кеннеди, Брендан; Атари, Мохаммед; Мостафазаде Давани, Аида; Гувер, Джо; Омрани, Али; Грэм, Джесси; Дегани, Мортеза (01 июля 2021 г.). «Моральные проблемы по-разному наблюдаются в языке» . Познание . 212 : 104696. doi : 10.1016/j.cognition.2021.104696 . ISSN   0010-0277 .
  43. ^ Атари, Мохаммед; Мостафазаде Давани, Аида; Дегани, Мортеза (08 января 2020 г.). «Карты тела моральных проблем» . Психологическая наука . 31 (2): 160–169. дои : 10.1177/0956797619895284 . ISSN   0956-7976 . ПМИД   31913779 . S2CID   210119354 .
  44. ^ Джонатан Хайдт, Билл Мойерс (3 февраля 2012 г.). Джонатан Хайдт объясняет нашу спорную культуру (телепродукция). Ливан: Public Square Media, Inc.
  45. ^ Хайдт, Джонатан; Грэм, Джесси (1 июня 2007 г.). «Когда мораль противостоит справедливости: у консерваторов есть моральные интуиции, которые либералы могут не признавать». Исследования социальной справедливости . 20 (1): 98–116. дои : 10.1007/s11211-007-0034-z . ISSN   0885-7466 . S2CID   6824095 .
  46. ^ Синн, Дж. С.; Хейс, М.В. (2017). «Замена моральных основ: эволюционно-коалиционная теория либерально-консервативных различий». Политическая психология . 38 (6): 1043–1064. дои : 10.1111/pops.12361 .
  47. ^ Смит, Кевин Б.; Алфорд, Джон Р.; Хиббинг, Джон Р.; Мартин, Николас Г.; Хатеми, Питер К. (апрель 2017 г.). «Интуитивная этика и политические ориентации: проверка моральных основ как теория политической идеологии». Американский журнал политической науки . 61 (2): 424–437. дои : 10.1111/ajps.12255 .
  48. ^ Jump up to: а б с Хатеми, Питер К.; Крэбтри, Чарльз; Смит, Кевин Б. (30 июля 2019 г.). «Идеология оправдывает мораль: политические убеждения предсказывают моральные основы». Американский журнал политической науки . 63 (4): 788–806. дои : 10.1111/ajps.12448 . S2CID   201324471 .
  49. ^ Jump up to: а б с Штрупп-Левицкий, Майкл; Нурбалучи, Шараре; Шипли, Эндрю; Йост, Джон Т. (10 ноября 2020 г.). «Моральные «основания» как продукт мотивированного социального познания: сочувствие и другие психологические основы идеологического расхождения в «индивидуализирующих» и «связывающих» проблемах» . ПЛОС Один . 15 (11): e0241144. Бибкод : 2020PLoSO..1541144S . дои : 10.1371/journal.pone.0241144 . ПМЦ   7654778 . ПМИД   33170885 .
  50. ^ Хопп, Фредерик; Амир, Ори; Фишер, Джейкоб; Графтон, Скотт; Синотт-Армстронг, Уолтер; Вебер, Рене (07 сентября 2023 г.). «Моральные основы вызывают общую и разъединяемую кортикальную активацию, модулируемую политической идеологией» (PDF) . Природа человеческого поведения . 7 (12): 2182–2198. дои : 10.1038/s41562-023-01693-8 . ПМИД   37679440 . S2CID   261610407 .
  51. ^ Генрих, Джозеф; Хейне, Стивен Дж.; Норензаян, Ара (июнь 2010 г.). «Самые странные люди в мире?» (PDF) . Поведенческие и мозговые науки . 33 (2–3): 61–83. дои : 10.1017/S0140525X0999152X . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-26A1-6 . ПМИД   20550733 . S2CID   220918842 .
  52. ^ «Теория моральных основ и ее значение для сообщества World Values ​​Survey» . Великобритания в Мировом обзоре ценностей . Проверено 10 декабря 2023 г.
  53. ^ Jump up to: а б Атари, Мохаммед; Лай, Марк ХК; Дегани, Мортеза (28 октября 2020 г.). «Половые различия в моральных суждениях в 67 странах» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 287 (1937): 20201201. doi : 10.1098/rspb.2020.1201 . ПМЦ   7661301 . ПМИД   33081618 .
  54. ^ Шварц, Шалом Х.; Рубель, Тэмми (декабрь 2005 г.). «Половые различия в ценностных приоритетах: Кросс-культурные и мультиметодические исследования» . Журнал личности и социальной психологии . 89 (6): 1010–1028. дои : 10.1037/0022-3514.89.6.1010 . ISSN   1939-1315 . ПМИД   16393031 .
  55. ^ Жиньяк, Жиль Э.; Содораи, Ева Т. (01 ноября 2016 г.). «Руководство по величине эффекта для исследователей индивидуальных различий» . Личность и индивидуальные различия . 102 : 74–78. дои : 10.1016/j.paid.2016.06.069 . ISSN   0191-8869 .
  56. ^ Атари, Мохаммед; Мель, Матиас Р.; Грэм, Джесси; Дорис, Джон М.; Шварц, Норберт; Давани, Аида Мостафазаде; Омрани, Али; Кеннеди, Брендан; Гонсалес, Элейн; Джафарзаде, Никки; Хусейн, Ализе; Миринджян, Арине; Мэдден, Аннабель; Бхатия, Рея; Берч, Александр (12 апреля 2023 г.). «Недостаток нравственности в повседневном разговоре» . Научные отчеты . 13 (1): 5967. doi : 10.1038/s41598-023-32711-4 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   10097712 .
  57. ^ Резапур, Резване; Динь, Ли; Диснер, Яна (29 августа 2021 г.). «Включение теории измерения моральных основ в анализ позиций по спорным темам» . Материалы 32-й конференции ACM по гипертексту и социальным сетям . ХТ '21. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Ассоциация вычислительной техники. стр. 177–188. дои : 10.1145/3465336.3475112 . ISBN  978-1-4503-8551-0 .
  58. ^ Кеннеди, Брендан; Голазизян, Прени; Трагер, Джексон; Атари, Мохаммед; Гувер, Джо; Мостафазаде Давани, Аида; Дегани, Мортеза (3 июля 2023 г.). Ван Бавел, Дж (ред.). «(Моральный) язык ненависти » ПНАС Нексус . 2 (7): пгад2 дои : 10.1093/pnasnexus/pgad210 . ISSN   2752-6542 . ПМЦ   10335335 . ПМИД   37441615 .
  59. ^ Альварес Ногалес, Энни Д.; Арак, Оскар (май 2024 г.). Аберкромби, Гэвин; Базиль, Валерио; Бернади, Давиде; Дуди, Ширан; Френда, Симона; Хэвенс, Люси; Тонелли, Сара (ред.). «Моральные разногласия по серьезным вопросам: обнаружение знаний, скрытых в перспективах» . Материалы 3-го семинара по перспективистским подходам к НЛП (NLPerspectives) @ LREC-COLING 2024 . Турин, Италия: ELRA и ICCL: 67–77.
  60. ^ Сулер, Кристофер Л.; Черчленд, Патрисия (сентябрь 2011 г.). «Могут ли врожденные модульные «основания» объяснить мораль? Проблемы теории моральных основ Хайдта». Журнал когнитивной нейронауки . 23 (9): 2103–2116. дои : 10.1162/jocn.2011.21637 . ПМИД   21291315 . S2CID   538927 .
  61. ^ Jump up to: а б Грей, Курт; Янг, Лиана; Вайц, Адам (апрель 2012 г.). «Разумное восприятие есть суть морали» . Психологический опрос . 23 (2): 101–124. дои : 10.1080/1047840X.2012.651387 . ПМЦ   3379786 . ПМИД   22754268 . См. также многочисленные комментарии в том же выпуске и ответ авторов: Грей, Курт; Вайц, Адам; Янг, Лиана (апрель 2012 г.). «Моральная диада: фундаментальный шаблон, объединяющий моральные суждения» . Психологический опрос . 23 (2): 206–215. дои : 10.1080/1047840X.2012.686247 . ПМК   3396360 . ПМИД   22815620 .
  62. ^ Jump up to: а б Шейн, Челси; Грей, Курт (14 мая 2017 г.). «Теория диадической морали: новое изобретение моральных суждений путем нового определения вреда» . Обзор личности и социальной психологии . 22 (1): 32–70. дои : 10.1177/1088868317698288 . ПМИД   28504021 .
  63. ^ Хайдт, Джонатан; Джозеф, Крейг (сентябрь 2011 г.). «Как теория моральных основ преуспела в построении на песке: ответ Сулеру и Черчленду». Журнал когнитивной нейронауки . 23 (9): 2117–2122 [2117]. дои : 10.1162/jocn.2011.21638 . S2CID   8367732 .
  64. ^ Колева, Спассена; Хайдт, Джонатан (апрель 2012 г.). «Давайте воспользуемся безопасной бритвой Эйнштейна, а не швейцарским армейским ножом Оккама или бензопилой Оккама». Психологический опрос . 23 (2): 175–178. дои : 10.1080/1047840X.2012.667678 . S2CID   145249367 .
  65. ^ Янофф-Булман, Ронни; Карнс, Нейт К. (16 марта 2013 г.). «Обзор морального ландшафта: моральные мотивы и групповая мораль» . Обзор личности и социальной психологии . 17 (3): 219–236. дои : 10.1177/1088868313480274 . ПМИД   23504824 . S2CID   6658383 .
  66. ^ Рай, Таге Шакти; Фиск, Алан Пейдж (2011). «Моральная психология – регулирование отношений: Моральные мотивы единства, иерархии, равенства и пропорциональности» . Психологический обзор . 118 (1): 57–75. дои : 10.1037/a0021867 . ПМИД   21244187 . S2CID   38453836 .
  67. ^ Верхюльст, Б.; Ивз, LJ; Хатеми, ПК (2012). «Корреляция, а не причинно-следственная связь: связь между чертами личности и политическими идеологиями» . Американский журнал политической науки . 56 (1): 34–51. дои : 10.1111/j.1540-5907.2011.00568.x . ПМК   3809096 . ПМИД   22400142 .
  68. ^ Карри, Оливер Скотт; Джонс Честерс, Мэтью; Ван Лисса, Каспар Дж. (февраль 2019 г.). «Картирование морали с помощью компаса: проверка теории «морали как сотрудничества» с помощью нового опросника» . Журнал исследований личности . 78 : 106–124. дои : 10.1016/j.jrp.2018.10.008 .
  69. ^ Карри, Оливер Скотт; Маллинз, Дэниел Остин; Уайтхаус, Харви (2 февраля 2019 г.). «Хорошо ли сотрудничать? Проверка теории морали как сотрудничества в 60 обществах» . Современная антропология . 60 (1): 47–69. дои : 10.1086/701478 . S2CID   150324056 .
  70. ^ Нагель, Томас (2 ноября 2013 г.). «Вы не можете узнать о морали по сканированию мозга: проблема моральной психологии» . Новая Республика . Проверено 24 ноября 2013 г.
  71. ^ Колларет, Доличан; Браунелл, Хирам; Дуран, Хуан Игнасио; Рассел, Джеймс А. (январь 2023 г.). «Является ли чистота отдельной и однородной областью моральной психологии?». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 152 (1): 211–235. дои : 10.1037/xge0001274 . ISSN   1939-2222 . ПМИД   35901410 . S2CID   251087333 .
  72. ^ Jump up to: а б Колларет, Доличан; Рассел, Джеймс А. (февраль 2019 г.). «Отвращение и священное: реагируют ли люди на посягательства на священное с той же эмоцией, что и на что-то гнилое?». Эмоция . 19 (1): 37–52. дои : 10.1037/emo0000412 . ISSN   1931-1516 . ПМИД   29494201 . S2CID   3604532 .
  73. ^ Фельдман, Гилад (2021). «Личные ценности и моральные основы: исследование отношений и совместное прогнозирование моральных переменных» . Социальная психология и наука о личности . 12 (5): 676–686. дои : 10.1177/1948550620933434 . ISSN   1948-5506 . S2CID   225402232 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b4cce6d1c388f73ff42a2ad3aca82a1__1719404760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/a1/2b4cce6d1c388f73ff42a2ad3aca82a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moral foundations theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)