Поклонение небесным светилам
Культ небесных тел — это почитание звезд (по отдельности или вместе, как ночное небо), планет или других астрономических объектов как божеств или ассоциации божеств с небесными телами. В антропологической литературе эти системы практик можно назвать астральными культами .
Наиболее яркими примерами этого являются боги Солнца и боги Луны в политеистических системах по всему миру. Также примечательны ассоциации планет с божествами в шумерской религии , а, следовательно, и в вавилонской и греко - римской религии, а именно. Меркурий , Венера , Марс , Юпитер и Сатурн . Богов, богинь и демонов также можно считать олицетворением астрономических явлений, таких как лунные затмения, выравнивание планет и видимое взаимодействие планетных тел со звездами. Сабеи Харрана , малопонятная языческая религия, существовавшая в Харране в ранний исламский период (7–10 века), были известны своим астральным культом.
Родственный термин «астролатрия» обычно подразумевает политеизм . Некоторые авраамические религии запрещают астропоклонство как идолопоклонство . Поклонение Полярной звезде также было запрещено императорским указом в Японии периода Хэйан .
Этимология
[ редактировать ]В астролатрии есть суффикс -latris, который сам по себе связан с latris « плата «поклоняющийся» или latreeuin « поклоняться» от λατρον latron ».
Древний и средневековый Ближний Восток
[ редактировать ]Месопотамия
[ редактировать ]Вавилонская астрономия с давних времен связывала звезды с божествами, но отождествление небес как резиденции антропоморфного пантеона, а затем и монотеистического Бога и его свиты ангелов, является более поздним развитием, постепенно заменяющим представление о пантеоне, пребывающем или собирающемся. на вершине высоких гор. Арчибальд Сэйс (1913) приводит доводы в пользу параллелизма «звездной теологии» Вавилона и Египта, поскольку обе страны включили популярное поклонение звездам в официальный пантеон своих соответствующих государственных религий путем отождествления богов со звездами или планетами. [1]
Халдеи , которых греки считали прототипами астрологов и звездопоклонников, мигрировали в Месопотамию ок. 940–860 гг. до н.э. [2] Астральная религия, похоже, не была распространена в Леванте до железного века , но стала популярной под ассирийским влиянием примерно в 7 веке до нашей эры. [3] Халдеи получили господство, управляя Вавилонией с 608 по 557 год до нашей эры. [4] Еврейская Библия была в значительной степени составлена в этот период (примерно соответствующий периоду вавилонского плена ).
Египет
[ редактировать ]Астральные культы, вероятно, были ранней чертой религии Древнего Египта . [5] Прямые доказательства существования астральных культов, рассматриваемых наряду с доминирующей солнечной теологией , возникшей до Пятой династии , можно найти в Текстах пирамид. [6] Рост преданности Осирису привел к тому, что звезды стали называть «последователями» Осириса. [7] Они признали пять планет «звездами, не знающими отдыха» , интерпретировали их как богов, плывущих по небу на барках : Себегу (возможно, форма Сета ), Венера («тот, кто пересекает горизонт»), Марс (« Гор горизонта »). »), Юпитер («Гор, ограничивающий две земли») и Сатурн («Гор бык небесный»). [7]
Одним из наиболее ярких примеров астрального поклонения в Древнем Египте является богиня Сопдет , отождествляемая со звездой Сириус . [8] Восстание Содета совпало с ежегодным разливом Нила, решающим событием, поддержавшим египетское сельское хозяйство. Богиня почиталась как предвестница наводнения, знаменующая начало нового сельскохозяйственного цикла и символизирующая плодородие и обновление. Эта связь между Содетом и разливом Нила подчеркивает глубокую связь между небесными явлениями и земным процветанием в древнеегипетской культуре. Она была известна грекам как Сотис .
Сопдет — супруга Саха , персонифицированного созвездия Ориона вблизи Сириуса . Их дочь Венера [9] был богом-ястребом Сопду , [10] «Владыка Востока». [11] Как приносящая Новый год и разлив Нила, она ассоциировалась с Осирисом . с давних времен [10] а к периоду Птолемеев Сах и Сопдет почти исключительно появлялись в формах, отождествляемых с Осирисом. [12] и Исида . [13] Кроме того, соответствие архитектурных сооружений, таких как пирамиды и храмы, астрономическим событиям свидетельствует о намеренной интеграции космологических концепций в искусственную среду Египта. [14]
Сабеи
[ редактировать ]Среди различных религиозных групп, которые в IX и X веках нашей эры стали отождествляться с загадочными сабеями, упомянутыми в Коране (иногда их также называют «сабеи» или «сабеи», но не путать с сабеями Южной Аравии ), [15] по крайней мере две группы, похоже, занимались каким-то поклонением звездам.
Безусловно, наиболее известными из этих двоих являются сабии Харрана , приверженцы эллинизированной семитской языческой религии , которой удалось выжить в ранний исламский период в верхнемесопотамском городе Харран . [16] описывали их Сирийские христианские ересиографы как звездопоклонников. [17] Большинство ученых и придворных, работавших на династии Аббасидов и Буидов в Багдаде в девятом-одиннадцатом веках и известных как «сабиане», были либо членами этой харранской религии, либо потомками таких членов, в первую очередь харранских астрономов и математиков Сабита ибн. Курра (умер в 901 г.) и аль-Баттани (умер в 929 г.). [18] Были некоторые предположения о том, могли ли эти сабианские семьи в Багдаде, от которых косвенно зависит большая часть нашей информации о харранских сабианах, практиковать другой, более философски вдохновленный вариант первоначальной харранской религии. [19] Однако, помимо того, что он содержит следы вавилонской и эллинистической религии , и что важное место занимали планеты (которым приносились ритуальные жертвоприношения ), о харранском сабианстве известно мало. [20] Ученые по-разному описывали их как (нео) платоников , герметистов или гностиков , но убедительных доказательств ни для одного из этих отождествлений нет. [21] [а]
жили также различные религиозные группы Помимо сабианцев Харрана, в Месопотамских болотах , которых называли «сабианами болот» (араб. Сабиат аль-батаих ). [22] Хотя это имя часто понималось как отсылка к мандеям , на самом деле существовала по крайней мере еще одна религиозная группа, жившая в болотистых местностях Южного Ирака. [23] Эта группа все еще придерживалась языческой веры, связанной с вавилонской религией , в которой месопотамские боги уже с древности почитались в форме планет и звезд. [24] По словам Ибн ан-Надима , нашего единственного источника этих поклоняющихся звездам «сабийцев болот», они «следуют доктринам древних арамейцев [ ала махиб ан-Набат аль-кадим ] и почитают звезды». [25] Однако существует также большой корпус текстов Ибн Вахшии (умер около 930 г.), наиболее известный из которых - его «Набатейское земледелие» , в котором подробно описываются обычаи и верования (многие из которых восходят к меспотамским моделям) иракских сабиев, живущих в Савад . [26]
Азия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Поклонение небу — это китайская религиозная вера, которая возникла до даосизма и конфуцианства , но позже была включена в оба. Шанди — верховный непознаваемый бог китайской народной религии . Со временем, а именно после завоеваний династии Чжоу , поклонявшейся Тянь (天 букв. «небо» ), Шанди стал синонимом Тянь, или Небес. Во времена династии Хань поклонение Небу было в высшей степени ритуальным и требовало, чтобы император проводил официальные жертвоприношения и поклонялся Небесному алтарю, самым известным из которых является Храм Неба в Пекине . [27] [28]
Поклонение небу тесно связано с почитанием предков и многобожием , поскольку предки и боги рассматриваются как посредники между небом и человеком. Император Китая , также известный как « Сын Неба », получил Мандат Неба и, следовательно, свою легитимность как правителя, из своей предполагаемой способности общаться с Небом от имени своей нации. [29] [30]
Поклонение звездам было широко распространено в Азии, особенно в Монголии. [31] и северный Китай, а также распространился на Корею. [32] По словам Эдварда Шафера, поклонение звездам было установлено уже во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.), когда Девять Имперских Богов стали звездными лордами. [33] Это поклонение звездам, наряду с местным шаманизмом и медицинской практикой , сформировало одну из первоначальных основ даосизма . [34] Небесного Владыку отождествляли с Большой Медведицей и Полярной звездой . [35] Поклонение Небу в южном пригороде столицы было начато в 31 г. до н. э. и прочно утвердилось в первом веке н. э. (Западная Хань). [36]
Саньсин букв ( китайский : 三星 ; . «Три звезды») — боги трех звезд или созвездий, которые считаются важными в китайской астрологии и мифологии: Юпитер, Большая Медведица и Сириус. Фу , Лу и Шоу ( традиционный китайский : 福祿福祿壽 ; упрощенный китайский : 福禄福禄寿 ; пиньинь : Фу Лу Шоу ; кантонский Йельский диалект : Фук Лук Саух ), или Цай , Цзы и Шоу ( 財子壽 ) также являются воплощениями Удачи ( ( Фу ), управляющей планетой Юпитер, Процветания ), управляющей Большой Медведицей, и Долголетия ( Лу Шоу ), управляющего Сириусом. [37]
Во времена Тан династии китайский буддизм принял даосское поклонение Большой Медведице, заимствовав различные тексты и ритуалы, которые затем были изменены в соответствии с буддийскими практиками и доктринами. Культ Большой Медведицы в конечном итоге был поглощен культами различных буддийских божеств, Мёкен . одним из которых был [38]
Япония
[ редактировать ]Поклонение звездам практиковалось и в Японии. [39] [40] [41] Японское поклонение звездам во многом основано на китайской космологии. [42] По словам Бернара Фора, « космотеистическая природа эзотерического буддизма обеспечила легкий мост для культурного перевода между индийской и китайской космологией, с одной стороны, и между индийской астрологией и местными японскими народными верованиями о звездах, с другой». [42]
Считается, что культ Мёкена был привнесен в Японию в VII веке иммигрантами ( тораджинами ) из Когурё и Пэкче . Во время правления императора Тенджи (661–672 гг.) тораджины были переселены в самые восточные части страны; в результате поклонение Мёкен распространилось по восточным провинциям. [43]
К Хэйан периоду поклонение полярной звезде стало настолько распространенным, что императорские указы запретили его по той причине, что оно предполагало «смешение мужчин и женщин» и, таким образом, вызывало ритуальную нечистоту. Поклонение Полярной звезде также было запрещено среди жителей столицы и близлежащих районов, когда императорская принцесса ( Сайо ) отправилась в Исэ , чтобы начать свое служение в святынях. Тем не менее, культ Полярной звезды оставил свой след в имперских ритуалах, таких как возведение императора на трон и поклонение божеству имперского клана в храме Исэ. [44] Поклонение полярной звезде также практиковалось в Онмёдо , где ее обожествляли как Чинтаку Рейфудзин (鎮宅霊符神). [45]
Поклонение Мёкен было особенно распространено среди кланов, базирующихся в восточной Японии (современные регионы Канто и Тохоку ), при этом клан Канму Тайра (Канму Хэйси) и их ответвления, такие как кланы Тиба и Сома , были среди известных приверженцев божества. Одна легенда утверждает, что Тайра-но Масакадо был приверженцем Мёкена, который помогал ему в его военных подвигах. Когда Масакадо стал гордым и высокомерным, божество лишило его благосклонности и вместо этого помогло дяде Масакадо Ёсифуми , предку клана Тиба. [46] (божества-хранителя) клана Тиба Благодаря его статусу удзигами , храмы и святилища, посвященные Мёкену, особенно многочисленны на бывших территориях Тиба. [47] Поклонение Мёкен также распространено во многих буддийских храмах Нитирэн-сю из-за связей клана с линией передачи школы Накаяма . [48]
Америка
[ редактировать ]Небесные объекты занимают важное место в культурах коренных американцев . [49] [50] [ не удалось пройти проверку ] От лакота в Северной Америке до инков в Южной Америке небесное царство было интегрировано в повседневную жизнь. Звезды служили навигационными средствами , временными указателями и духовными проводниками , иллюстрируя их практическое и священное значение. [49] [51]
Небесные светила хранили духовную мудрость. Плеяды , почитаемые в различных культурах, символизировали различные концепции , такие как сельскохозяйственные циклы и духи предков . [52] В Северной Америке поклонение звездам практиковалось народом Лакота. [53] [54] [55] и жители Уичито . [56] Цивилизация инков занималась поклонением звездам. [57] и ассоциировал созвездия с божествами и силами, а Млечный Путь представлял собой мост между земным и божественным царствами. [51]
Культуры коренных американцев воплощают целостное мировоззрение, признающее взаимодействие человечества, природы и космоса. Устные традиции передавали космические истории, наполняя мифологии, песни и церемонии космическим значением. [52] Эти повествования подчеркивали веру в то, что небесное царство дает представление о происхождении и цели. [49]
иудаизм
[ редактировать ]Еврейская Библия неоднократно упоминает астролатрию. Второзаконие 4:19, 17:3 содержит строгое предупреждение против поклонения Солнцу, Луне, звездам или какому-либо небесному воинству . Возвращение к поклонению воинству небесному, то есть звездам, считается причиной падения Иудейского царства во 4 Царств 17:16. царь Иосия Записано, что в 621 г. до н.э. отменил все виды идолопоклонства в Иудее, но астропоклонство продолжалось в частном порядке (Соф. 1:5; Иер. 8:2, 19:13). Иезекииль (8:16) описывает поклонение солнцу, практиковавшееся во дворе Иерусалимского храма, а Иеремия (44:17) говорит, что даже после разрушения храма женщины, в частности, настаивали на продолжении поклонения «Царице Небеса" . [58]
христианство
[ редактировать ]Тьма Распятия — это эпизод, описанный в трех канонических евангелиях , в котором небо становится темным днем во время распятия Иисуса в знак его божественности. [59]
Августин Гиппопотамский критиковал поклонение солнцу и звездам в De Vera Religione (37.68) и De civitate Dei (5.1–8). Папа Лев Великий также осудил астролатрию и культ Sol Invictus , который он противопоставил христианскому Рождеству. [ нужна ссылка ]
Иисус Христос занимает важное место в контексте христианской астрологии. Его рождение связано с астрономическим событием, символизируемым звездой царя иудейского. Это событие сыграло роль в ознаменовании его прибытия и считалось признаком его божественной природы. Вера в Иисуса как Мессию , Помазанника основывалась на астрологических концепциях и символизме. Включение космологических элементов в повествование о жизни и божественности Иисуса способствовало развитию и интерпретации христианского богословия . [60]
ислам
[ редактировать ]Поклонение небесным светилам в исламской традиции тесно связано с сабианами , которые якобы заявляли, что Бог создал планеты как правителей этого мира и поэтому заслуживает поклонения. [61] Хотя планетарное поклонение было связано с дьяволами ( шаятин ), [62] Абу Машар аль-Балхи сообщил, что планеты считаются ангельскими духами, служащими Богу. [63] Он опровергает представление о том, что астрология основана на вмешательстве демонов или «догадках», и установил изучение планет как форму естественных наук. [64] Построив натуралистическую связь между планетами и их земным влиянием, Абу Марша спас астрологию от обвинений в поклонении дьяволу. [65] Подобные идеи разделялись повсеместно, например, Машаллах ибн Асари отрицал какое-либо физическое или магическое влияние на мир. [66]
Абу Машар далее описывает планеты как разумные тела, наделенные духом ( рух ), а не механическими существами. [67] Однако они останутся в полном послушании Богу и будут действовать только с Его позволения. [67] Астрологию обычно рассматривали через призму эллинистической философии, такой как неоплатонизм и аристотелизм . Поскольку духовные силы, предположительно исходящие от планет, объясняются происходящими от Anima mundi , писания четко дистанцируют их от демонических сущностей, таких как джинны и дьяволы. [68]
На более позднем этапе планетарные духи стали отождествляться с ангелами и демонами. Идея семи царей-демонов сложилась под влиянием эллинистических астрологических источников. [69] В «Китаб аль-Булхан » высшие духи ( ruhaiya ulia ) изображаются в виде ангелов, а низшие духи ( ruhaiya sufula ) — в виде демонов. [70] Однако призыв таких сущностей будет работать только с позволения Бога. Предполагается, что разрешение, данное ангелами, требуется для того, чтобы получить власть над демоном или джинном. Общая структура духовных сущностей и дней недели выглядит следующим образом:
Планета | День | Ангел, наблюдающий за соответствующим Афаритом (арабский; эквивалент на иврите) | 'Далекое утро | Тип безумия ( جُنُون , junūn ) и пораженные части тела | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Общее имя | Известны другие имена | |||||
Солнце | Воскресенье | Рукьяил ( Рукьяил ); Рафаэль | Аль-Музхазаб / Аль-Музхиб / Аль-Музхаб ( المضحب ; Золотой) | Абу Абдалла Саид | Имя « Аль-Мудхахаб » относится к цвету кожи джиннов. | |
Луна | Понедельник | Джибрил ( Джибриль ); Габриэль | Аль-Абьяд Белый ( ) | Мурра аль-Абьяд Абу аль-Харит; Абу ан-Нур | Все тело | Имя « Аль-Абьях » относится к тону кожи джинна, однако он изображается как «темно-черная, угольная» фигура. Возможная связь этого имени с другим именем «Абу ан-Нур» («Отец Света»); его имена такие же, как и у Иблиса . |
Марс | Вторник | Самсамаил ( Самсамаил ); Самаэль | Аль-Ахмар Красный ( ) | Абу Михриз; Абу Якуб | Голова, матка | Имя « Аль-Ахмар » относится к цвету кожи джиннов. |
Меркурий | Среда | Микаил ( Микаил ); Майкл | Буркан / Боркаан Два ( Грома) | Абу аль-Аджаиб; Аль-Асвад | Назад | |
Юпитер | Четверг | Sarfya'il (صرفيائيلСарфьяил Задкиил | Шамхуреш (شمهورش) | Абу аль-Валид; Ат-Тайяр | Живот | |
Венера | Пятница | Анья'ил ; ' Анаэль | Зауба ( вихрь ; циклон, вихрь) | Абу Хасан | Говорят, что «вихрь» ( завбаа ) вызван злым джинном, который путешествует внутри него. | |
Сатурн | Суббота | Касфаил ( Касфаил ); Кассиэль | Маймун ( Маймун ; Процветающий) | прах Ноя | Ноги | Его имя означает « обезьяна ». [71] |
Телема
[ редактировать ]Часть серии о |
Телема |
---|
Права человека |
Нюит (альтернативно Нут или Нуит) — богиня и основной объект поклонения в Телеме , оратор в первой главе « Книги Закона» . [72] священный текст, написанный или полученный в 1904 году Алистером Кроули . [73] Она основана на древнеегипетской богине неба Нут , которая склоняется над своим мужем/братом Гебом ( бог Земли ). Обычно ее изображают в виде обнаженной женщины, усыпанной звездами. В «Книге Закона» она говорит о себе: «Я есть Бесконечное Пространство и его Бесконечные Звезды». [74] а в других разделах ей присвоены титулы « Царица Небесная », [75] и «Королева космоса». [76]
В системе Телемы Нюит является частью триадической космологии наряду с Хадитом (ее мужским аналогом) и Ра-Хор-Хуитом , Коронованным и Побеждающим Дитя, которые изображены на Стеле Откровения . Манон Хеденборг-Уайт пишет, что «[...] Нюит и Хадит построены как гендерные противоположности в ритуалах и литературе, а их божественные функции и атрибуты связаны с их полом». [77] Далее она отмечает, что практикующие Телему могут ниспровергнуть эту точку зрения через многобожие, включая божества, такие как Кали из индуизма , а также греческого бога Пана, чтобы представлять различные формы женственности и мужественности. [78] Она также отмечает, что один из ее телемитских информаторов подвергает сомнению гендерную принадлежность Нюит, называя это «просто удобной метафорой». Другой назвал модель «слишком упрощенной» и разработал собственную, более сложную гендерную формулировку. Хеденборг-Уайт далее отмечает, что «изучение современной Телемы требует понимания того факта, что телемиты не связаны пассивно с ортодоксальностью в своей религиозной практике». [79]
См. также
[ редактировать ]- Археоастрономия
- Астрея
- Астреус
- Астрономия и религия
- Астрологический возраст
- Астротеология
- Вавилонская астрология
- Бегенианская неподвижная звезда
- Тело света
- Церемониальная магия
- Дин
- Эосфор
- Эллинистическая астрология
- История астрологии
- История астрономии
- Лунная станция
- Магия и религия
- Естественное богословие
- Поклонение природе
- Пантеон
- Планеты в астрологии
- Плеяды в фольклоре и литературе
- Религиозная космология
- Магия эпохи Возрождения
- Королевские звезды
- Семь небес
- Сидерическая компасная роза
- Звезды в астрологии
- Небесный отец
- Звездные люди
- Звездные божества
- Венерианские божества
Примечания
[ редактировать ]- ^ О сабианах Харрана см. далее Dozy & de Goeje (1884) ; Марголиаут (1913) ; Тардье (1986) ; Тардье (1987) ; Питерс (1990) ; Грин (1992) ; Фахд (1960–2007) ; Стромайер (1996) ; Генекванд (1999) ; Елюкин (2002) ; Струмса (2004) ; Де Смет (2010) .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сэйс (1913) , стр. 237 и далее.
- ^ Оппенгейм и Райнер (1977) .
- ^ Кули (2011) , с. 287.
- ^ Болье (2018) , стр. 4, 12, 178.
- ^ Уилкинсон (2003) , с. 12.
- ^ Уилкинсон (2003) , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон (2003) , с. 91.
- ^ Редфорд (2001) .
- ^ Хилл (2016) .
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон (2003) , с. 167.
- ^ Уилкинсон (2003) , с. 211.
- ^ Уилкинсон (2003) , с. 127.
- ^ Уилкинсон (2003) , с. 168.
- ^ Ритнер (1993) .
- ^ О сабианах в целом см. Де Блуа (1960–2007) ; Де Блуа (2004) ; Фахд (1960–2007) ; Ван Блейдел (2009) .
- ^ Из Блуа (1960–2007) .
- ^ Ван Блейдел (2009) , с. 68; ср. 70.
- ^ Ван Блейдел (2009) , с. 65. Генеалогическая таблица семьи Сабита ибн Курры приведена Де Блуа (1960–2007) . О некоторых из его потомков см. Roberts (2017) .
- ^ Хьярпе (1972) (цитируется по Ван Бладелу (2009) , стр. 68–69).
- ^ Ван Блейдел (2009) , стр. 65–66.
- ^ Ван Блейдел (2009) , с. 70.
- ^ Ван Бладель (2017) , стр. 14, 71. О месопотамских болотах в ранний исламский период см. стр. 60–69.
- ^ Ван Блейдел (2017) , с. 71. Согласно Ван Бладелю, существовали еще две группы, третья — эльчасаиты , которых другие ученые считают мандеями.
- ^ Ван Блейдел (2017) , стр. 71–72.
- ^ Перевод Ван Бладела (2017) , с. 71.
- ^ Хямеен-Анттила (2006) , стр. 46–52.
- ^ Люй и Гонг (2014) , с. 71.
- ^ Яо и Чжао (2010) , с. 155.
- ^ Фунг (2008) , с. 163.
- ^ Люй и Гонг (2014) , стр. 65–66.
- ^ Хейссиг (1980) , стр. 82–4.
- ^ Ю и Ланкастер (1989) , с. 58.
- ^ Шафер (1977) , с. 221.
- ^ Гиллман (2010) , с. 108.
- ^ Мастер студии Silent Whistle (2020) , с. 211, №16.
- ^ Лю (1990) .
- ^ (на китайском языке) 福禄寿星 Архивировано 22 июля 2006 г. в Wayback Machine . Британская даосская ассоциация.
- ^ Орзех, Соренсен и Пейн (2011) , стр. 238–239.
- ^ Бокинг (2006) .
- ^ Гото (2020) .
- ^ Рамбелли и Теувен (2003) .
- ^ Jump up to: а б Фор (2015) , с. 52.
- ^ «Бодхисаттва Мёкен и вера Мёкен» . Храм Умэмацуяма Энсендзи Проверено 29 сентября 2019 г. .
- ^ Рамбелли и Теувен (2003) , стр. 35–36, 164–167.
- ^ Пятница (2017) , с. 340.
- ^ «Храм Тиба» . Справочник материалов Хонджи Суидзяку (на японском языке) . Проверено 29 сентября 2019 г. .
- ^ «Клан Тиба и вера Хокушин (Мёкен)» . Официальный сайт города Тиба (на японском языке) , дата обращения 29 сентября 2019 г. .
- ^ «Бодхисаттва Мёкен «Удачи Оно Мёкен Дайбодхисаттва»» . Нитирэн Секта Хокке Додзё Котанеяма Храм Хонкодзи (на японском языке) . Проверено 29 сентября 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б с Буко (1998) .
- ^ Валенсия (2013) .
- ^ Jump up to: а б Джонс (2015) .
- ^ Jump up to: а б Спенс (1990) .
- ^ Средства (2016) .
- ^ Гудман (2017) .
- ^ Локетт (2018) .
- ^ Ла Вер (1998) , с. 7.
- ^ Кобо (1990) , стр. 25–31.
- ^ Селигсон (1906) .
- ^ Матфея 27:45; Марка 15:33; Луки 23:44.
- ^ Розенберг (1972) .
- ^ Альмутлак, Халид М. «Сабианское учение в интерпретациях толкователей Корана». Журнал исследований в области рыбного хозяйства 10.3S (2023): 32-40.
- ^ Мазуз, Аггей. «Личность сабианцев: некоторые идеи». Д. Шварц и Р. Хоспе (Хгг.), Еврейская философия: перспективы и ретроспективы (2012): 251.
- ^ Пингри (2002) .
- ^ Саиф (2015) , с. 14.
- ^ Саиф (2015) , с. 27.
- ^ Саиф (2015) , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Саиф (2015) , с. 19.
- ^ Саиф (2015) , с. 40.
- ^ Магия и гадание в раннем исламе. (2021). Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис, с. 25
- ^ Моммерстиг (1988) .
- ^ Карбони (2013) , стр. 27–28.
- ^ Кроули (1976) .
- ^ Кроули (1991) .
- ^ Кроули (1976) , I:22.
- ^ Кроули (1976) , I:33.
- ^ Кроули (1976) , I:27.
- ^ Хеденборг-Уайт (2013) , стр. 105.
- ^ Хеденборг-Уайт (2013) , стр. 107.
- ^ Хеденборг-Уайт (2013) , стр. 108–109.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405188999 .
- Бокинг, Б. (2006). Дольче, Люсия (ред.). «Поклонение звездам в японской религиозной практике». Специальный двойной выпуск «Культура и космос: журнал истории астрологии и культурной астрономии» . 10 (1–2). Бристоль: Культура и космос. дои : 10.1017/S0041977X09000421 . ISSN 1368-6534 .
- Буко, Раймонд А. (1998). Ритуал Лакота парной ложи: история и современная практика . Издательство Университета Небраски.
- Карбони, Стефано (2013). « Книга сюрпризов ( Китаб аль-Булан ) Бодлианской библиотеки». Журнал Ла Троб . 91 .
- Кобо, отец Бернабе (1990). Гамильтон, Роланд (ред.). Религия и обычаи инков . Перевод Роланда Гамильтона. Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292738546 .
- Кули, Дж.Л. (2011). «Астральная религия в Угарите и Древнем Израиле». Журнал ближневосточных исследований . 70 (2): 281–287. дои : 10.1086/661037 . S2CID 164128277 .
- Кроули, Алистер (1976). Книга Закона: Liber AL vel Legis . Йорк-Бич, Мэн: Weiser Books. ISBN 978-0-87728-334-8 .
- Кроули, Алистер (1991). Равноденствие Богов . США: Публикации New Falcon. ISBN 1-56184-028-9 .
- Де Блуа, Франсуа (1960–2007). «Саби». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0952 .
- Де Блуа, Франсуа (2004). «Сабии». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00362 .
- Де Смет, Дэниел (2010). «Арабский Платон и сабеи Харрана. «Рассеянный путь» передачи платонизма в стране ислама». Рес Антиква . 7 : 73–86. ISBN 978-2-87457-034-6 .
- Дози, Рейнхарт Питер Энн ; Годже, Майкл Джин (1884). «Посмертные мемуары г-на Дози: содержащие новые документы по изучению религии харранцев, завершенные М. Дж. де Гойже». Материалы VI сессии Международного конгресса востоковедов в Лейде . Полет. 2. Лейден: Брилл. стр. 283–366. OCLC 935749094 .
- Элюкин, Джонатан (2002). «Маймонид, взлет и падение сабианцев: объяснение законов Моисея и пределы науки» . Журнал истории идей . 63 (4): 619–637. дои : 10.2307/3654163 . JSTOR 3654163 .
- Фахд, Туфик (1960–2007). «Сабиха». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0953 .
- Фор, Б. (2015). Текучий пантеон: боги средневековой Японии . Том. 1. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824857028 .
- Пятница, Карл Ф. , изд. (2017). Справочник Рутледжа по досовременной истории Японии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351692021 .
- Фунг, Ю-мин (2008). «Проблематизация современного конфуцианства в Восточной Азии». В Ричи, Джеффри (ред.). Преподавание конфуцианства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198042563 .
- Женекванд, Чарльз (1999). «Идолопоклонство, астрология и мудрость» . Исламские исследования . 89 (89): 109–128. дои : 10.2307/1596088 . JSTOR 1596088 .
- Гиллман, Д. (2010). Идея культурного наследия . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521192552 .
- Гудман, Р. (2017). Звездные знания Лакота: исследования звездного богословия Лакота . Издательство СГУ. ISBN 978-0998950501 .
- Гото, Акира (2020). Культурная астрономия Японского архипелага: исследование японского неба . Великобритания: Рутледж. ISBN 978-0367407988 .
- Грин, Тамара М. (1992). Город бога Луны: религиозные традиции Харрана . Религии в греко-римском мире. Том. 114. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09513-7 .
- Хямеен-Анттила, Джеймс (2006). Последние язычники Ирака: Ибн Вахшия и его набатейское земледелие Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15010-2 .
- Хеденборг-Уайт, Манон (2013). «Ему крылатое тайное пламя, ей нисходящий свет звезды: социальная конструкция пола в современном Ordo Templi Orientis» . Гранат . 15 (1–2): 102–121. doi : 10.1558/pome.v15i1-2.102 – через Academia.edu.
- Хейссиг, Вальтер (1980). Религии Монголии . Перевод Джеффри Сэмюэля. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520038578 .
- Хилл, Дж. (2016). «Сопдет» . Древний Египет онлайн . Проверено 6 декабря 2021 г.
- Хьярпе, Ян (1972). Критический анализ арабских традиций харранских сабеев (докторская диссертация). Университет Упсалы.
- Джонс, Дэвид М. (2015). Мир инков: древние люди и места . Темза и Гудзон.
- Ла Вер, Д. (1998). Жизнь среди техасских индейцев: рассказы WPA . Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1603445528 .
- Лю, Гуан-цзин (1990). «Социоэтика как православие». В Лю, Гуан-цзин (ред.). Православие в позднеимперском Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 53–100. ISBN 978-0-520-30187-0 .
- Локетт, Чинна (3 октября 2018 г.). «Звездное Знание Лакота – Духовный Путь Млечного Пути» . Радио СДПБ . Общественное вещание Южного Далласа . Проверено 6 декабря 2021 г.
- Лю, Даджи; Гонг, Сюэцзэн (2014). Марксизм и религия . Религиоведение в современном Китае. Брилл. ISBN 978-9047428022 .
- Марголиут, DS (1913). «Харранианцы». В Гастингсе, Джеймс ; Селби, Джон А. (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. VI. Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 519–520. ОСЛК 4993011 .
- Мастер студии Silent Whistle (2020). Дальнейшие приключения в путешествии на Запад . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295747736 .
- Минс, Бинесикве (12 сентября 2016 г.). «Для лакота традиционная астрономия является ключом к прошлому и будущему их культуры» . Глобальный пресс-журнал . Проверено 6 декабря 2021 г.
- Моммерстиг, Герт (1988). « Он поразил ее любовью в сердце: изготовление исламского амулета любви в Западной Африке». Антропос . 83 (4/6): 501–510. JSTOR 40463380 .
- Оппенгейм, Алабама; Райнер, Э. (1977). Древняя Месопотамия: портрет мертвой цивилизации . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226631875 .
- Орзех, Чарльз; Соренсен, Хенрик; Пейн, Ричард, ред. (2011). Эзотерический буддизм и тантры в Восточной Азии . Брилл. ISBN 978-9004184916 .
- Питерс, Фрэнсис Э. (1990). «Гермес и Харран: корни арабо-исламского оккультизма». В Маццауи, М.; Морин, В.Б. (ред.). Интеллектуальные исследования ислама: эссе, написанные в честь Мартина Б. Диксона . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 185–215. ISBN 9780874803426 .
- Пингри, Дэвид (2002). «Сабы Харрана и классическая традиция». Международный журнал классической традиции . 9 (1): 8–35. дои : 10.1007/BF02901729 . JSTOR 30224282 . S2CID 170507750 .
- Рамбелли, Фабио; Теувен, Марк, ред. (2003). Будды и Ками в Японии: Хонджи Суидзяку как комбинаторная парадигма . Рутледж Керзон. ISBN 978-0415297479 .
- Редфорд, Дональд Б. (2001). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета.
- Ритнер, Роберт К. (1993). Механика древнеегипетской магической практики . Исследования древневосточной цивилизации. Том. 54.
- Робертс, Александр М. (2017). «Быть сабианцем при дворе в Багдаде десятого века». Журнал Американского восточного общества . 137 (2): 253–277. дои : 10.17613/M6GB8Z .
- Розенберг, Р.А. (1972). «Переосмысление« Звезды Мессии »». Библика . 53 (1): 105–109. JSTOR 42609680 .
- Саиф, Лиана (2015). Арабский язык оказал влияние на оккультную философию раннего Нового времени . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
- Сэйс, Арчибальд Генри (1913). Религия Древнего Египта . Адамант Медиа Корпорация.
- Шафер, Э.Х. (1977). Шагая по пустоте: Тан приближается к звездам . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520033443 .
- Селигсон, М. (1906). «Поклонение звездам» . Еврейская энциклопедия - через jewishencyclepedia.com.
- Спенс, Льюис (1990). Мифы Мексики и Перу . Дуврские публикации.
- Штромайер, Готард [на немецком языке] (1996). «Харранские сабиане у Ибн ан-Надима и аль-Бируни» . Ибн ан-Надим и средневековая арабская литература: вклад в 1-й коллоквиум Иоганна Вильгельма Фука (Галле, 1987) . Висбаден: Харрасовиц. стр. 51–56. ISBN 9783447037457 . OCLC 643711267 .
- Перепечатано в Стромайер, Готард (2003). Эллада в исламе: междисциплинарные исследования в области иконографии, науки и истории религии . Дискурсы по арабистике. Том 6. Висбаден: Харрассовиц. стр. 167–169. ISBN 978-3-447-04637-4 .
- Струмса, Сара (2004). «Сабеи Харрана и сабеи Маймонида». В Леви, Тони ; Рашед, Рошди (ред.). Маймонид: философ и учёный (1138–1204) . Левен: Питерс. стр. 335–352. ISBN 9789042914582 .
- Тардье, Мишель (1986). «Товары Корана и товары Харрана». Азиатский журнал . 274 (1–2): 1–44. дои : 10.2143/JA.274.1.2011565 .
- Тардье, Мишель (1987). «Календари, используемые в Харране, согласно арабским источникам и комментариям Симплиция к физике Аристотеля». В Хадо, Ильсетраут (ред.). Симплиций. Его жизнь, его работа, его выживание . Берлин: де Грюйтер. стр. 40–57. дои : 10.1515/9783110862041.41 . ISBN 9783110109245 .
- Валенсиус, Коневери (2013). Затерянная история землетрясений в Новом Мадриде . Издательство Чикагского университета.
- Ван Блейдел, Кевин (2009). «Гермес и сабы Харрана» . Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 64–118. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195376135.003.0003 . ISBN 978-0-19-537613-5 .
- Ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003). «Сотис». Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 167–168 . ISBN 0-500-05120-8 .
- Яо, Синьчжун ; Чжао, Янься (2010). Китайская религия: контекстуальный подход . Лондон: A&C Black. ISBN 9781847064752 .
- Ю, Чай-Шин; Ланкастер, Льюис Р., ред. (1989). Введение буддизма в Корею: новые культурные образцы . Южная Корея: Азиатская гуманитарная пресса. ISBN 978-0895818881 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахус, П. (2008). «Астральная магия в эпоху Возрождения: драгоценные камни, поэзия и покровительство Лоренцо Медичи». Магия, ритуалы и колдовство . 3 (2): 185–206. дои : 10.1353/mrw.0.0103 . S2CID 161829239 .
- Альбертц, Р.; Шмитт, Р. (2012). Семейная и домашняя религия в Древнем Израиле и Леванте . США: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1575062327 .
- Аль-Газали, Мухаммед (2007). Ихья Улум ад-Дин [ Возрождение религиозных наук ]. Дар аль-Котоб аль-Ильмия.
- Анантасвами, Анил (14 августа 2013 г.). «Старейший храм в мире, построенный для поклонения собачьей звезде» . Новый учёный . Проверено 6 декабря 2021 г.
- Бендер, Герман Э. (2017). «Звездные существа и камни: петроформы и отражение космологии, мифов и звездных традиций коренных американцев» . Журнал литических исследований . 4 (4): 77–116. дои : 10.2218/jls.v4i4.1918 . Проверено 6 декабря 2021 г.
- Браун, Р.Х. (2002). Звездное богословие и масонская астрономия . Книжное дерево. ISBN 978-1-58509-203-1 .
- Хилл, Дж. Х. (2009) [1895]. Астральное поклонение . США: Арк-Мэнор. ISBN 978-1604507119 .
- Ким, С. (2019). Шинра Мёджин и буддийские сети восточноазиатского «Средиземноморья» . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824877996 .
- Маккласки, Южная Каролина (2000). Астрономия и культуры в раннесредневековой Европе . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521778527 .
- Мортимер-младший (1896). «Древнее британское поклонение звездам, обозначенное группой курганов» . Труды Йоркширского геологического и политехнического общества . 13 (2): 201–209. Бибкод : 1896PYGS...13..201M . дои : 10.1144/pygs.13.2.201 . Проверено 4 декабря 2021 г.
- Педерсен, Хиллари Ева (2010). Пять великих бодхисаттв космического хранилища: родословная, защита и небесная власть в Японии девятого века (PDF) (докторская диссертация). Университет Канзаса . Проверено 4 декабря 2021 г.
- Райнер, Эрика (1995). «Астральная магия в Вавилонии». Труды Американского философского общества . 85 (4):и-150. дои : 10.2307/1006642 . JSTOR 1006642 .
- Рорбахер, Питер (2019). «Зашифрованная астрономия: астральные мифологии и исследования древней Мексики в Австрии, 1910–1945» . Антропологический журнал . 62 (1). Университет Сан-Паулу: 140–161. дои : 10.11606/2179-0892.ra.2019.157035 . S2CID 151040522 .
- Слух, Маддалена (2020). «Вавилонская астромедицина, четверичности и Плиний Старший». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1): 47–76. дои : 10.1515/za-2021-0007 . S2CID 235779490 .
- Шаафсма, П. (2015). «Стрелы рассвета: комплекс Венеры Тлауискальпантекутли в иконографии Мезоамерики и юго-запада Америки» . Журнал Юго-Запада . 57 (1): 1–102. дои : 10.1353/jsw.2015.0000 . S2CID 109601941 . Проверено 6 декабря 2021 г.
- Селин, Хелейн (2014). Астрономия в разных культурах . Springer My Copy, Великобритания. ISBN 978-9401141802 .
- Спенс, Льюис (1917). «Глава VIII. Вавилонское звездопоклонение» . Мифы и легенды Вавилонии и Ассирии . Проверено 4 декабря 2021 г. - через мудростьlib.org.
- Спрингетт, Б.Х. (2016). Тайные секты Сирии . Великобритания: Рутледж. ISBN 978-1138981546 .
- Танцелла-Нитти, Джузеппе (2002). "Небо" . Междисциплинарная энциклопедия религии и науки . дои : 10.17421/2037-2329-2002-GT-7 . ISSN 2037-2329 .
- Тен Гротенхейс, Э. (1998). Японские мандалы: изображения сакральной географии . Издательство Гавайского университета. п. 120 . ISBN 978-0824863111 . Проверено 4 декабря 2021 г.
- Томпсон, Кэт (2017). Руководство по звездной магии . Западный Йоркшир: Hadean Press. ISBN 978-1907881718 .
- ВанПул, Кристин С.; ВанПул, Тодд Л.; Филлипс, Дэвид А. (младший), ред. (2006). Религия на доиспанском Юго-Западе . АльтаМира Пресс.
- Уилер, Брэннон М.; Уокер, Джоэл Томас; Ногель, Скотт Б., ред. (2003). Молитва, магия и звезды в древнем и позднеантичном мире . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0271022574 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Развитие, расцвет и упадок панвавилонизма Гэри Д. Томпсон
- Звезды коренных американцев Дакота и Лакота
- Звездная мандала. Архивировано 4 декабря 2021 г. в Wayback Machine в Национальном музее Киото.
- Поклонение звездам в Японии, 28 созвездий (лунные особняки, лунные станции), Полярная звезда, Большая Медведица, планеты, девять светил