Jump to content

Поклонение небесным светилам

(Перенаправлено с Астро-Теологии )

Культ небесных тел — это почитание звезд (по отдельности или вместе, как ночное небо), планет или других астрономических объектов как божеств или ассоциации божеств с небесными телами. В антропологической литературе эти системы практик можно назвать астральными культами .

Наиболее яркими примерами этого являются боги Солнца и боги Луны в политеистических системах по всему миру. Также примечательны ассоциации планет с божествами в шумерской религии , а, следовательно, и в вавилонской и греко - римской религии, а именно. Меркурий , Венера , Марс , Юпитер и Сатурн . Богов, богинь и демонов также можно считать олицетворением астрономических явлений, таких как лунные затмения, выравнивание планет и видимое взаимодействие планетных тел со звездами. Сабеи Харрана , малопонятная языческая религия, существовавшая в Харране в ранний исламский период (7–10 века), были известны своим астральным культом.

Родственный термин «астролатрия» обычно подразумевает политеизм . Некоторые авраамические религии запрещают астропоклонство как идолопоклонство . Поклонение Полярной звезде также было запрещено императорским указом в Японии периода Хэйан .

Этимология

[ редактировать ]

В астролатрии есть суффикс -latris, который сам по себе связан с latris « плата «поклоняющийся» или latreeuin « поклоняться» от λατρον latron ».

Древний и средневековый Ближний Восток

[ редактировать ]

Месопотамия

[ редактировать ]

Вавилонская астрономия с давних времен связывала звезды с божествами, но отождествление небес как резиденции антропоморфного пантеона, а затем и монотеистического Бога и его свиты ангелов, является более поздним развитием, постепенно заменяющим представление о пантеоне, пребывающем или собирающемся. на вершине высоких гор. Арчибальд Сэйс (1913) приводит доводы в пользу параллелизма «звездной теологии» Вавилона и Египта, поскольку обе страны включили популярное поклонение звездам в официальный пантеон своих соответствующих государственных религий путем отождествления богов со звездами или планетами. [1]

Халдеи , которых греки считали прототипами астрологов и звездопоклонников, мигрировали в Месопотамию ок. 940–860 гг. до н.э. [2] Астральная религия, похоже, не была распространена в Леванте до железного века , но стала популярной под ассирийским влиянием примерно в 7 веке до нашей эры. [3] Халдеи получили господство, управляя Вавилонией с 608 по 557 год до нашей эры. [4] Еврейская Библия была в значительной степени составлена ​​в этот период (примерно соответствующий периоду вавилонского плена ).

Ихему -сек — группа древнеегипетских божеств , которые были олицетворениями северных созвездий.

Астральные культы, вероятно, были ранней чертой религии Древнего Египта . [5] Прямые доказательства существования астральных культов, рассматриваемых наряду с доминирующей солнечной теологией , возникшей до Пятой династии , можно найти в Текстах пирамид. [6] Рост преданности Осирису привел к тому, что звезды стали называть «последователями» Осириса. [7] Они признали пять планет «звездами, не знающими отдыха» , интерпретировали их как богов, плывущих по небу на барках : Себегу (возможно, форма Сета ), Венера («тот, кто пересекает горизонт»), Марс (« Гор горизонта »). »), Юпитер («Гор, ограничивающий две земли») и Сатурн («Гор бык небесный»). [7]

Одним из наиболее ярких примеров астрального поклонения в Древнем Египте является богиня Сопдет , отождествляемая со звездой Сириус . [8] Восстание Содета совпало с ежегодным разливом Нила, решающим событием, поддержавшим египетское сельское хозяйство. Богиня почиталась как предвестница наводнения, знаменующая начало нового сельскохозяйственного цикла и символизирующая плодородие и обновление. Эта связь между Содетом и разливом Нила подчеркивает глубокую связь между небесными явлениями и земным процветанием в древнеегипетской культуре. Она была известна грекам как Сотис .

Сопдет — супруга Саха , персонифицированного созвездия Ориона вблизи Сириуса . Их дочь Венера [9] был богом-ястребом Сопду , [10] «Владыка Востока». [11] Как приносящая Новый год и разлив Нила, она ассоциировалась с Осирисом . с давних времен [10] а к периоду Птолемеев Сах и Сопдет почти исключительно появлялись в формах, отождествляемых с Осирисом. [12] и Исида . [13] Кроме того, соответствие архитектурных сооружений, таких как пирамиды и храмы, астрономическим событиям свидетельствует о намеренной интеграции космологических концепций в искусственную среду Египта. [14]

Среди различных религиозных групп, которые в IX и X веках нашей эры стали отождествляться с загадочными сабеями, упомянутыми в Коране (иногда их также называют «сабеи» или «сабеи», но не путать с сабеями Южной Аравии ), [15] по крайней мере две группы, похоже, занимались каким-то поклонением звездам.

Безусловно, наиболее известными из этих двоих являются сабии Харрана , приверженцы эллинизированной семитской языческой религии , которой удалось выжить в ранний исламский период в верхнемесопотамском городе Харран . [16] описывали их Сирийские христианские ересиографы как звездопоклонников. [17] Большинство ученых и придворных, работавших на династии Аббасидов и Буидов в Багдаде в девятом-одиннадцатом веках и известных как «сабиане», были либо членами этой харранской религии, либо потомками таких членов, в первую очередь харранских астрономов и математиков Сабита ибн. Курра (умер в 901 г.) и аль-Баттани (умер в 929 г.). [18] Были некоторые предположения о том, могли ли эти сабианские семьи в Багдаде, от которых косвенно зависит большая часть нашей информации о харранских сабианах, практиковать другой, более философски вдохновленный вариант первоначальной харранской религии. [19] Однако, помимо того, что он содержит следы вавилонской и эллинистической религии , и что важное место занимали планеты (которым приносились ритуальные жертвоприношения ), о харранском сабианстве известно мало. [20] Ученые по-разному описывали их как (нео) платоников , герметистов или гностиков , но убедительных доказательств ни для одного из этих отождествлений нет. [21] [а]

жили также различные религиозные группы Помимо сабианцев Харрана, в Месопотамских болотах , которых называли «сабианами болот» (араб. Сабиат аль-батаих ). [22] Хотя это имя часто понималось как отсылка к мандеям , на самом деле существовала по крайней мере еще одна религиозная группа, жившая в болотистых местностях Южного Ирака. [23] Эта группа все еще придерживалась языческой веры, связанной с вавилонской религией , в которой месопотамские боги уже с древности почитались в форме планет и звезд. [24] По словам Ибн ан-Надима , нашего единственного источника этих поклоняющихся звездам «сабийцев болот», они «следуют доктринам древних арамейцев [ ала махиб ан-Набат аль-кадим ] и почитают звезды». [25] Однако существует также большой корпус текстов Ибн Вахшии (умер около 930 г.), наиболее известный из которых - его «Набатейское земледелие» , в котором подробно описываются обычаи и верования (многие из которых восходят к меспотамским моделям) иракских сабиев, живущих в Савад . [26]

Саньсин (Три Звездных Бога) в китайском храме в Монгкоке, Гонконг.

Поклонение небу — это китайская религиозная вера, которая возникла до даосизма и конфуцианства , но позже была включена в оба. Шанди — верховный непознаваемый бог китайской народной религии . Со временем, а именно после завоеваний династии Чжоу , поклонявшейся Тянь (天 букв. «небо» ), Шанди стал синонимом Тянь, или Небес. Во времена династии Хань поклонение Небу было в высшей степени ритуальным и требовало, чтобы император проводил официальные жертвоприношения и поклонялся Небесному алтарю, самым известным из которых является Храм Неба в Пекине . [27] [28]

Поклонение небу тесно связано с почитанием предков и многобожием , поскольку предки и боги рассматриваются как посредники между небом и человеком. Император Китая , также известный как « Сын Неба », получил Мандат Неба и, следовательно, свою легитимность как правителя, из своей предполагаемой способности общаться с Небом от имени своей нации. [29] [30]

Поклонение звездам было широко распространено в Азии, особенно в Монголии. [31] и северный Китай, а также распространился на Корею. [32] По словам Эдварда Шафера, поклонение звездам было установлено уже во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.), когда Девять Имперских Богов стали звездными лордами. [33] Это поклонение звездам, наряду с местным шаманизмом и медицинской практикой , сформировало одну из первоначальных основ даосизма . [34] Небесного Владыку отождествляли с Большой Медведицей и Полярной звездой . [35] Поклонение Небу в южном пригороде столицы было начато в 31 г. до н. э. и прочно утвердилось в первом веке н. э. (Западная Хань). [36]

Саньсин букв ( китайский : 三星 ; . «Три звезды») — боги трех звезд или созвездий, которые считаются важными в китайской астрологии и мифологии: Юпитер, Большая Медведица и Сириус. Фу , Лу и Шоу ( традиционный китайский : 祿福祿壽 ; упрощенный китайский : 福禄寿 ; пиньинь : Фу Лу Шоу ; кантонский Йельский диалект : Фук Лук Саух ), или Цай , Цзы и Шоу ( 財子壽 ) также являются воплощениями Удачи ( ( Фу ), управляющей планетой Юпитер, Процветания ), управляющей Большой Медведицей, и Долголетия ( Лу Шоу ), управляющего Сириусом. [37]

Во времена Тан династии китайский буддизм принял даосское поклонение Большой Медведице, заимствовав различные тексты и ритуалы, которые затем были изменены в соответствии с буддийскими практиками и доктринами. Культ Большой Медведицы в конечном итоге был поглощен культами различных буддийских божеств, Мёкен . одним из которых был [38]

Поклонение звездам практиковалось и в Японии. [39] [40] [41] Японское поклонение звездам во многом основано на китайской космологии. [42] По словам Бернара Фора, « космотеистическая природа эзотерического буддизма обеспечила легкий мост для культурного перевода между индийской и китайской космологией, с одной стороны, и между индийской астрологией и местными японскими народными верованиями о звездах, с другой». [42]

Храм Тиба в городе Тиба , префектура Тиба .
Первоначально буддийский храм XI века, посвященный Мёкену, преобразованный в синтоистский храм в период Мэйдзи .

Считается, что культ Мёкена был привнесен в Японию в VII веке иммигрантами ( тораджинами ) из Когурё и Пэкче . Во время правления императора Тенджи (661–672 гг.) тораджины были переселены в самые восточные части страны; в результате поклонение Мёкен распространилось по восточным провинциям. [43]

К Хэйан периоду поклонение полярной звезде стало настолько распространенным, что императорские указы запретили его по той причине, что оно предполагало «смешение мужчин и женщин» и, таким образом, вызывало ритуальную нечистоту. Поклонение Полярной звезде также было запрещено среди жителей столицы и близлежащих районов, когда императорская принцесса ( Сайо ) отправилась в Исэ , чтобы начать свое служение в святынях. Тем не менее, культ Полярной звезды оставил свой след в имперских ритуалах, таких как возведение императора на трон и поклонение божеству имперского клана в храме Исэ. [44] Поклонение полярной звезде также практиковалось в Онмёдо , где ее обожествляли как Чинтаку Рейфудзин (鎮宅霊符神). [45]

Поклонение Мёкен было особенно распространено среди кланов, базирующихся в восточной Японии (современные регионы Канто и Тохоку ), при этом клан Канму Тайра (Канму Хэйси) и их ответвления, такие как кланы Тиба и Сома , были среди известных приверженцев божества. Одна легенда утверждает, что Тайра-но Масакадо был приверженцем Мёкена, который помогал ему в его военных подвигах. Когда Масакадо стал гордым и высокомерным, божество лишило его благосклонности и вместо этого помогло дяде Масакадо Ёсифуми , предку клана Тиба. [46] (божества-хранителя) клана Тиба Благодаря его статусу удзигами , храмы и святилища, посвященные Мёкену, особенно многочисленны на бывших территориях Тиба. [47] Поклонение Мёкен также распространено во многих буддийских храмах Нитирэн-сю из-за связей клана с линией передачи школы Накаяма . [48]

Небесные объекты занимают важное место в культурах коренных американцев . [49] [50] [ не удалось пройти проверку ] От лакота в Северной Америке до инков в Южной Америке небесное царство было интегрировано в повседневную жизнь. Звезды служили навигационными средствами , временными указателями и духовными проводниками , иллюстрируя их практическое и священное значение. [49] [51]

Небесные светила хранили духовную мудрость. Плеяды , почитаемые в различных культурах, символизировали различные концепции , такие как сельскохозяйственные циклы и духи предков . [52] В Северной Америке поклонение звездам практиковалось народом Лакота. [53] [54] [55] и жители Уичито . [56] Цивилизация инков занималась поклонением звездам. [57] и ассоциировал созвездия с божествами и силами, а Млечный Путь представлял собой мост между земным и божественным царствами. [51]

Культуры коренных американцев воплощают целостное мировоззрение, признающее взаимодействие человечества, природы и космоса. Устные традиции передавали космические истории, наполняя мифологии, песни и церемонии космическим значением. [52] Эти повествования подчеркивали веру в то, что небесное царство дает представление о происхождении и цели. [49]

Еврейская Библия неоднократно упоминает астролатрию. Второзаконие 4:19, 17:3 содержит строгое предупреждение против поклонения Солнцу, Луне, звездам или какому-либо небесному воинству . Возвращение к поклонению воинству небесному, то есть звездам, считается причиной падения Иудейского царства во 4 Царств 17:16. царь Иосия Записано, что в 621 г. до н.э. отменил все виды идолопоклонства в Иудее, но астропоклонство продолжалось в частном порядке (Соф. 1:5; Иер. 8:2, 19:13). Иезекииль (8:16) описывает поклонение солнцу, практиковавшееся во дворе Иерусалимского храма, а Иеремия (44:17) говорит, что даже после разрушения храма женщины, в частности, настаивали на продолжении поклонения «Царице Небеса" . [58]

христианство

[ редактировать ]
сцена из фильма «Варавва» (1961), в которой полное солнечное затмение , произошедшее 15 февраля 1961 года . Для воссоздания темноты распятия была использована

Тьма Распятия — это эпизод, описанный в трех канонических евангелиях , в котором небо становится темным днем ​​во время распятия Иисуса в знак его божественности. [59]

Августин Гиппопотамский критиковал поклонение солнцу и звездам в De Vera Religione (37.68) и De civitate Dei (5.1–8). Папа Лев Великий также осудил астролатрию и культ Sol Invictus , который он противопоставил христианскому Рождеству. [ нужна ссылка ]

Иисус Христос занимает важное место в контексте христианской астрологии. Его рождение связано с астрономическим событием, символизируемым звездой царя иудейского. Это событие сыграло роль в ознаменовании его прибытия и считалось признаком его божественной природы. Вера в Иисуса как Мессию , Помазанника основывалась на астрологических концепциях и символизме. Включение космологических элементов в повествование о жизни и божественности Иисуса способствовало развитию и интерпретации христианского богословия . [60]

Красный принц демонов аль-Ахмар. конца XIV века Один из семи принцев-демонов в «Книге чудес» .

Поклонение небесным светилам в исламской традиции тесно связано с сабианами , которые якобы заявляли, что Бог создал планеты как правителей этого мира и поэтому заслуживает поклонения. [61] Хотя планетарное поклонение было связано с дьяволами ( шаятин ), [62] Абу Машар аль-Балхи сообщил, что планеты считаются ангельскими духами, служащими Богу. [63] Он опровергает представление о том, что астрология основана на вмешательстве демонов или «догадках», и установил изучение планет как форму естественных наук. [64] Построив натуралистическую связь между планетами и их земным влиянием, Абу Марша спас астрологию от обвинений в поклонении дьяволу. [65] Подобные идеи разделялись повсеместно, например, Машаллах ибн Асари отрицал какое-либо физическое или магическое влияние на мир. [66]

Абу Машар далее описывает планеты как разумные тела, наделенные духом ( рух ), а не механическими существами. [67] Однако они останутся в полном послушании Богу и будут действовать только с Его позволения. [67] Астрологию обычно рассматривали через призму эллинистической философии, такой как неоплатонизм и аристотелизм . Поскольку духовные силы, предположительно исходящие от планет, объясняются происходящими от Anima mundi , писания четко дистанцируют их от демонических сущностей, таких как джинны и дьяволы. [68]

На более позднем этапе планетарные духи стали отождествляться с ангелами и демонами. Идея семи царей-демонов сложилась под влиянием эллинистических астрологических источников. [69] В «Китаб аль-Булхан » высшие духи ( ruhaiya ulia ) изображаются в виде ангелов, а низшие духи ( ruhaiya sufula ) — в виде демонов. [70] Однако призыв таких сущностей будет работать только с позволения Бога. Предполагается, что разрешение, данное ангелами, требуется для того, чтобы получить власть над демоном или джинном. Общая структура духовных сущностей и дней недели выглядит следующим образом:

Ассоциации
Планета День Ангел, наблюдающий за соответствующим Афаритом

(арабский; эквивалент на иврите)

'Далекое утро Тип безумия ( جُنُون , junūn ) и пораженные части тела Примечания
Общее имя Известны другие имена
Солнце Воскресенье Рукьяил ( Рукьяил ); Рафаэль Аль-Музхазаб / Аль-Музхиб / Аль-Музхаб ( المضحب ; Золотой) Абу Абдалла Саид Имя « Аль-Мудхахаб » относится к цвету кожи джиннов.
Луна Понедельник Джибрил ( Джибриль ); Габриэль Аль-Абьяд Белый ( ) Мурра аль-Абьяд Абу аль-Харит; Абу ан-Нур Все тело Имя « Аль-Абьях » относится к тону кожи джинна, однако он изображается как «темно-черная, угольная» фигура. Возможная связь этого имени с другим именем «Абу ан-Нур» («Отец Света»); его имена такие же, как и у Иблиса .
Марс Вторник Самсамаил ( Самсамаил ); Самаэль Аль-Ахмар Красный ( ) Абу Михриз; Абу Якуб Голова, матка Имя « Аль-Ахмар » относится к цвету кожи джиннов.
Меркурий Среда Микаил ( Микаил ); Майкл Буркан / Боркаан Два ( Грома) Абу аль-Аджаиб; Аль-Асвад Назад
Юпитер Четверг Sarfya'il (صرفيائيلСарфьяил Задкиил Шамхуреш (شمهورش)Абу аль-Валид; Ат-Тайяр Живот
Венера Пятница Анья'ил ; ' Анаэль Зауба ( вихрь ; циклон, вихрь) Абу Хасан Говорят, что «вихрь» ( завбаа ) вызван злым джинном, который путешествует внутри него.
Сатурн Суббота Касфаил ( Касфаил ); Кассиэль Маймун ( Маймун ; Процветающий) прах Ноя Ноги Его имя означает « обезьяна ». [71]

Нюит (альтернативно Нут или Нуит) — богиня и основной объект поклонения в Телеме , оратор в первой главе « Книги Закона» . [72] священный текст, написанный или полученный в 1904 году Алистером Кроули . [73] Она основана на древнеегипетской богине неба Нут , которая склоняется над своим мужем/братом Гебом ( бог Земли ). Обычно ее изображают в виде обнаженной женщины, усыпанной звездами. В «Книге Закона» она говорит о себе: «Я есть Бесконечное Пространство и его Бесконечные Звезды». [74] а в других разделах ей присвоены титулы « Царица Небесная », [75] и «Королева космоса». [76]

В системе Телемы Нюит является частью триадической космологии наряду с Хадитом (ее мужским аналогом) и Ра-Хор-Хуитом , Коронованным и Побеждающим Дитя, которые изображены на Стеле Откровения . Манон Хеденборг-Уайт пишет, что «[...] Нюит и Хадит построены как гендерные противоположности в ритуалах и литературе, а их божественные функции и атрибуты связаны с их полом». [77] Далее она отмечает, что практикующие Телему могут ниспровергнуть эту точку зрения через многобожие, включая божества, такие как Кали из индуизма , а также греческого бога Пана, чтобы представлять различные формы женственности и мужественности. [78] Она также отмечает, что один из ее телемитских информаторов подвергает сомнению гендерную принадлежность Нюит, называя это «просто удобной метафорой». Другой назвал модель «слишком упрощенной» и разработал собственную, более сложную гендерную формулировку. Хеденборг-Уайт далее отмечает, что «изучение современной Телемы требует понимания того факта, что телемиты не связаны пассивно с ортодоксальностью в своей религиозной практике». [79]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сэйс (1913) , стр. 237 и далее.
  2. ^ Оппенгейм и Райнер (1977) .
  3. ^ Кули (2011) , с. 287.
  4. ^ Болье (2018) , стр. 4, 12, 178.
  5. ^ Уилкинсон (2003) , с. 12.
  6. ^ Уилкинсон (2003) , с. 90.
  7. ^ Jump up to: а б Уилкинсон (2003) , с. 91.
  8. ^ Редфорд (2001) .
  9. ^ Хилл (2016) .
  10. ^ Jump up to: а б Уилкинсон (2003) , с. 167.
  11. ^ Уилкинсон (2003) , с. 211.
  12. ^ Уилкинсон (2003) , с. 127.
  13. ^ Уилкинсон (2003) , с. 168.
  14. ^ Ритнер (1993) .
  15. ^ О сабианах в целом см. Де Блуа (1960–2007) ; Де Блуа (2004) ; Фахд (1960–2007) ; Ван Блейдел (2009) .
  16. ^ Из Блуа (1960–2007) .
  17. ^ Ван Блейдел (2009) , с. 68; ср. 70.
  18. ^ Ван Блейдел (2009) , с. 65. Генеалогическая таблица семьи Сабита ибн Курры приведена Де Блуа (1960–2007) . О некоторых из его потомков см. Roberts (2017) .
  19. ^ Хьярпе (1972) (цитируется по Ван Бладелу (2009) , стр. 68–69).
  20. ^ Ван Блейдел (2009) , стр. 65–66.
  21. ^ Ван Блейдел (2009) , с. 70.
  22. ^ Ван Бладель (2017) , стр. 14, 71. О месопотамских болотах в ранний исламский период см. стр. 60–69.
  23. ^ Ван Блейдел (2017) , с. 71. Согласно Ван Бладелю, существовали еще две группы, третья — эльчасаиты , которых другие ученые считают мандеями.
  24. ^ Ван Блейдел (2017) , стр. 71–72.
  25. ^ Перевод Ван Бладела (2017) , с. 71.
  26. ^ Хямеен-Анттила (2006) , стр. 46–52.
  27. ^ Люй и Гонг (2014) , с. 71.
  28. ^ Яо и Чжао (2010) , с. 155.
  29. ^ Фунг (2008) , с. 163.
  30. ^ Люй и Гонг (2014) , стр. 65–66.
  31. ^ Хейссиг (1980) , стр. 82–4.
  32. ^ Ю и Ланкастер (1989) , с. 58.
  33. ^ Шафер (1977) , с. 221.
  34. ^ Гиллман (2010) , с. 108.
  35. ^ Мастер студии Silent Whistle (2020) , с. 211, №16.
  36. ^ Лю (1990) .
  37. ^ (на китайском языке) 福禄寿星 Архивировано 22 июля 2006 г. в Wayback Machine . Британская даосская ассоциация.
  38. ^ Орзех, Соренсен и Пейн (2011) , стр. 238–239.
  39. ^ Бокинг (2006) .
  40. ^ Гото (2020) .
  41. ^ Рамбелли и Теувен (2003) .
  42. ^ Jump up to: а б Фор (2015) , с. 52.
  43. ^ «Бодхисаттва Мёкен и вера Мёкен» . Храм Умэмацуяма Энсендзи Проверено 29 сентября 2019 г. .
  44. ^ Рамбелли и Теувен (2003) , стр. 35–36, 164–167.
  45. ^ Пятница (2017) , с. 340.
  46. ^ «Храм Тиба» . Справочник материалов Хонджи Суидзяку (на японском языке) . Проверено 29 сентября 2019 г. .
  47. ^ «Клан Тиба и вера Хокушин (Мёкен)» . Официальный сайт города Тиба (на японском языке) , дата обращения 29 сентября 2019 г. .
  48. ^ «Бодхисаттва Мёкен «Удачи Оно Мёкен Дайбодхисаттва»» . Нитирэн Секта Хокке Додзё Котанеяма Храм Хонкодзи (на японском языке) . Проверено 29 сентября 2019 г. .
  49. ^ Jump up to: а б с Буко (1998) .
  50. ^ Валенсия (2013) .
  51. ^ Jump up to: а б Джонс (2015) .
  52. ^ Jump up to: а б Спенс (1990) .
  53. ^ Средства (2016) .
  54. ^ Гудман (2017) .
  55. ^ Локетт (2018) .
  56. ^ Ла Вер (1998) , с. 7.
  57. ^ Кобо (1990) , стр. 25–31.
  58. ^ Селигсон (1906) .
  59. ^ Матфея 27:45; Марка 15:33; Луки 23:44.
  60. ^ Розенберг (1972) .
  61. ^ Альмутлак, Халид М. «Сабианское учение в интерпретациях толкователей Корана». Журнал исследований в области рыбного хозяйства 10.3S (2023): 32-40.
  62. ^ Мазуз, Аггей. «Личность сабианцев: некоторые идеи». Д. Шварц и Р. Хоспе (Хгг.), Еврейская философия: перспективы и ретроспективы (2012): 251.
  63. ^ Пингри (2002) .
  64. ^ Саиф (2015) , с. 14.
  65. ^ Саиф (2015) , с. 27.
  66. ^ Саиф (2015) , с. 16.
  67. ^ Jump up to: а б Саиф (2015) , с. 19.
  68. ^ Саиф (2015) , с. 40.
  69. ^ Магия и гадание в раннем исламе. (2021). Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис, с. 25
  70. ^ Моммерстиг (1988) .
  71. ^ Карбони (2013) , стр. 27–28.
  72. ^ Кроули (1976) .
  73. ^ Кроули (1991) .
  74. ^ Кроули (1976) , I:22.
  75. ^ Кроули (1976) , I:33.
  76. ^ Кроули (1976) , I:27.
  77. ^ Хеденборг-Уайт (2013) , стр. 105.
  78. ^ Хеденборг-Уайт (2013) , стр. 107.
  79. ^ Хеденборг-Уайт (2013) , стр. 108–109.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53a2e4d6a0d5f887c2749ed456f1ea6e__1722274320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/6e/53a2e4d6a0d5f887c2749ed456f1ea6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Worship of heavenly bodies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)