Мировой чемпионат по спортивному конкурсу
![]() Окончательный логотип, используемый с 1991 года до прекращения серии | |
Категория | Спортивные автомобильные гонки |
---|---|
Страна | Международный |
Первый сезон | 1953 |
Сложен | 1992 |
Классы | Многоцветный чемпионат |
Последний чемпион водителей | ![]() ![]() |
Чемпион последних команд | ![]() |
Мировой чемпионат по спортивному конкурсу World Series для гонок на спортивных автомобилях был FIA -гонками с 1953 по 1992 год . Чемпионат развивался из небольшой коллекции самых важных спортивных автомобилей, выносливости и дорожных гонок в Европе и Северной Америке, а десятки джентльменских водителей в сети профессиональных гонок, где крупнейшие автопроизводители в мире тратили миллионы долларов в год.
Официальное название серии изменилось на протяжении многих лет, но было общепризнанным как чемпионат мира по спортивному конкурсу с самого начала в 1953 году. Наряду с чемпионатом мира Формулы -1 , это был один из двух крупных чемпионатов мира в Circuit Motor Racing. В 2012 году FIA Championship World Sportscar был возрожден и переименован в чемпионат мира по выносливости .
Официальные имена
[ редактировать ]1953–1961 гг.: Мировой чемпионат по спортивному спорту (для спортивных прототипов ).
1962–1965 гг.: Международный чемпионат для производителей GT (для автомобилей Grand Touring (GT) . Название, присуждаемое спортивным прототипам, было известно только как Coupe des Sports (в 1962 году) и как международный трофей прототипа (1963–1965).
1966–1967 гг.: Международный чемпионат производителей (для спортивных прототипов). Международный чемпионат спортивных автомобилей (для автомобилей GT).
1968–1971 гг.: Международный чемпионат для Make (для спортивных прототипов). Международный туристический трофей (для автомобилей GT).
1972–1975 гг.: Чемпионат мира по марки (для спортивных прототипов). Международный туристический трофей (для автомобилей GT).
1976–1977 гг.: Чемпионат мировых спортивных автомобилей (для спортивных прототипов). Чемпионат мира по марки (для автомобилей GT).
1978–1981 гг.: Чемпионат мира по марки (для автомобилей GT).
1982–1985 гг.: Мировой чемпионат выносливости (для спортивных прототипов и, с 1983 по 1984 год, также для GT Cars).
1986–1990: чемпионат мира по спортивным прототипам (для спортивных прототипов).
1991–1992 гг. Спортивный чемпионат мира (для спортивных прототипов).
Титулы были даны производителям с 1953 по 1984 год и командам с 1985 по 1992 год.
Гонки
[ редактировать ]Самым известным событием было 24 часа Ле -Мана , которая была частью чемпионата в каждом сезоне, за исключением сезонов 1956 , 1975 - 79 и 1989 годов - 90 лет. 24 часа Дейтона последовали почти непрерывному включению на чемпионате мира по спортивному конкурсу. В 1982 году гонка была отброшена, поскольку сериал попытался сократить расходы, сохраняя команды в Европе и пробежав более короткие гонки. Среди прочего, следующие гонки также учитывались в чемпионате в определенные годы:
- Мил Милья 1953–57
- 1000 км Nürburgring 1953–
- RAC TOURIST TROPHER 1953–64
- 12 часов Sebring 1953–
- Pan -American Carrera 1953–54
- Тарга Флорио 1955–73
- 1000 км Монца 1963–2008 гг.
- 1000 км спа -салон 1963–
- 12 часов Рейма 1964–65
- 1000 км Buenos Aires 1954–72
- 1000 км палаточного пути 1966–76
- 1000 км Fuji 1983–88
- Norrisring 200 миль 1984–88
- Уоткинс Глен 6 часов 1968–71, 1973–80
История
[ редактировать ]1953 по 1961 год
[ редактировать ]В первые годы в настоящее время легендарные расы, такие как Милле Милья , Каррера Панамерикана и Тарга Флорио, были частью календаря, наряду с 24 часами Ле -Мана , 12 часов Себринга , туристического трофея и Нюрбиргринг 1000 км. как Ferrari , Maserati , Mercedes- Porsche и Aston Martin , Benz . , Производители такие и бандинис . Автомобили были разделены на категории спортивного автомобиля и GT (Production Car) и были дополнительно разделены на классы перемещения двигателей . Команды Ferrari и Maserati Works были жесткими конкурентами на протяжении большей части десятилетия, но хотя автомобили Maserati выиграли много гонок, марки никогда не удалось завоевать титул мира. [ 1 ] Рабочая команда Mercedes-Benz вышла из Чемпионата после 1955 года из-за их крушения в Ле-Мане , в то время как небольшая команда Aston Martin Factory изо всех сил пыталась добиться успеха в 1957 и 1958 годах, пока ей не удалось выиграть чемпионат в 1959 году. Особенно отсутствует в Общие результаты были команда Jaguar Works, которая не участвовала в каких-либо событиях, кроме Le Mans, несмотря на потенциал C- и D-типа .
1962 по 1965 год
[ редактировать ]В 1962 году календарь был расширен и включает в себя более мелкие гонки, в то время как FIA сместила фокус на производственные автомобили GT. Название чемпионата World Sportscar было прекращено, его заменили международный чемпионат для производителей GT . Они группируют автомобили в три категории с определенными размерами двигателя; Менее одного литра, менее двух литров и более двух литров. Hillclimbs , Sprint Races и небольшие гонки расширили чемпионат, в котором сейчас было около 15 гонок за сезон. Знаменитые гонки, такие как Ле Манс, все еще учитывали прототип чемпионата, однако оценка очков была не очень табличной, поэтому FIA вернулась к первоначальной форме чемпионата с примерно от 6 до 10 гонок. [ 2 ]
В 1963 году три класса мощности двигателя остались, но была добавлена категория прототипа. В 1965 году занятия двигателя стали для автомобилей до 1300 куб. См (класс I), до 2000 куб. Класс III был разработан, чтобы привлечь больше американских производителей, без верхнего предела при перемещении двигателя. [ 3 ]
1966 по 1981 год
[ редактировать ]
Период между 1966 и 1971 годами был, возможно, самой успешной эпохой чемпионата мира, с S (5 -L Sport Cars) и P (3 L -прототипами), и автомобилями, такими как Ferrari 512S , Ferrari 330 P4 , Ford GT40 , Lola. T70 , Chaparral , Alfa Romeo 33 , и Porsche 's 908 , 917 сражались за превосходство на классических цепях, таких как Себринг , Нюрбургринг , Спа-Франкорчамп , Монца , Тарга Флори и Ле Манс, где Форд выиграл четыре года в ряду, в Что сейчас считается золотым веком гонок спортивных автомобилей.
В 1972 году прототип группы 6 и занятия спортивными автомобилями группы 5 были заменены новым классом спортивных автомобилей группы 5. Эти автомобили были ограничены двигателями 3,0 л FIA, и производители постепенно теряли интерес. Новые спортивные автомобили Group 5 вместе с Grand Touring Cars Group 4 Grand Touring Cars будут оспаривать недавно переименованный чемпионат мира FIA за Mode с 1972 по 1975 год. С 1976 по 1981 год чемпионат мира по Makes был открыт для специальных производственных автомобилей группы и других производств. Основанные на категориях, включая Гранд-Туристические автомобили Группы , и именно в этот период почти непосредственный Porsche 935 доминировал на чемпионате. Прототипы вернулись в 1976 году в качестве автомобилей группы 6 со своими собственными сериями, чемпионатом мира по спортивным автомобилям , но это должно было длиться только в течение двух сезонов (1976–1977). В 1981 году FIA провели чемпионат водителей.
1982 по 1992 год
[ редактировать ]В 1982 году FIA попыталась противостоять тревожному восхождению на выходе двигателей специальных производственных автомобилей группы 5 путем представления группы C , новой категории для закрытых спортивных прототипов (специально построенные гоночные автомобили), которая ограничивала потребление топлива (теория заключается в том, что по Ограничение расхода топлива, правила двигателя могут быть более расслабленными). Хотя это изменение было нежелательным среди некоторых частных команд, поддержка производителей новых правил была огромной. Некоторые из производителей «старой гвардии» вернулись в WSC в течение следующих двух лет, причем каждая марка добавила к разнообразию серии. Согласно новым правилам, теоретически возможно, что обычно аспирированные двигатели конкурировали с (дорогостоящими в поддержании) принудительных индукционных двигателей, которые доминировали в серии в 70 -х и начале 80 -х годов. Кроме того, большинство гонок проходило за 500 или 1000 км, обычно проходившие в течение трех и шести часов соответственно, поэтому было возможно подчеркнуть аспект «выносливости» конкуренции. Автомобили группы B , которые были классом GT, также были разрешены участвовать в гонках, но записи в этом классе были редкими; В сочетании с роковыми несчастными случаями в ралли, где класс группы B стал большей популярностью, класс (и европейские гонки GT вообще) исчезли из серии, а спортивные прототипы доминировали на чемпионате.

Porsche был первым конструктором, присоединившимся к серии с 956 , но вскоре несколько других Make присоединились к сериалу, включая Jaguar Cars , Mercedes-Benz , Nissan , Toyota , Mazda и Aston Martin . По мере увеличения затрат, класс C2 (первоначально названный C Junior) был создан для команд каперсов и небольших производителей, с большими пределами расхода топлива. В этом нижнем классе большинство автомобилей использовали либо двигатель BMW M1 , либо новый Cosworth DFL , но, как и в основном классе, каждый отдельный производитель использовал различные решения. Alba , Tiga , Spice и Ecurie Ecosse были одними из наиболее конкурентоспособных в этом классе. В то время как формула группы C вернула производителей обратно в спорт, это снова была Porsche - с линией группы C 956 и 962 - которая продолжала их господство в спорте.
В 1986 году Чемпионат мира по выносливости стал чемпионатом мира по спортивным прототипам .
Хотя формула группы C была успешной, с обычными толпами от 50 000 до 70 000 на мероприятиях WSC (современный Гран -При в Европе будет иметь аналогичные толпы), а более 350 000 человек в 24 часа Ле -Мана, [ Цитация необходима ] FIA представила новые правила за 1991 год по указанию вице -президента FIA Берни Экклстоун; [ Цитация необходима ] 750 кг машины с современными обычно аспирированными двигателями, которые были специально построены в 3500 куб. См. Новая классификация, известная как Group C Category 1 , была разработана для оборудования двигателей Формулы -1. Хотя мощность, как правило, была меньше, чем существующие автомобили группы C (около 650 л.с. по сравнению с примерно 750 л.с.). Считается, что новые автомобили считаются одними из самых быстрых спортивных сбоев. Тем не менее, принятие этих новых правил было медленным, и только несколько автомобилей категории 1 были готовы к сезону 1991 года. Следовательно, FIA также позволила автомобили, соответствующим правилам группы C, участвует в чемпионате (в качестве автомобилей 2-й категории 2 группы ) в течение одного переходного года. Однако они были серьезными с точки зрения веса, распределения топлива и позиций сетки. В 1991 году Чемпионат взял на себя еще одно новое имя, чемпионат мира по спортивному счеру FIA , и новые 3,5 -литровые правила вступили в силу для чемпионата 1992 года со старой автомобилями группы C, которые больше не включены.
1993 СИНА
[ редактировать ]Новое поколение гоночных двигателей WSC, с заявленным намерением снижения затрат и улучшенной конкуренции, быстро оказалось очень подозреваемым. Стоимость значительно выросла, так как рабочие команды разработали автомобили, способные квалифицировались примерно на полпути сетки Формулы 1, несмотря на весом на 200 кг больше. Производители снова отказались от серии Sportscar, понимая, что теперь у них был двигатель, подходящий для F1. В частности, Mercedes и Peugeot решили либо сосредоточиться, либо перемещаться исключительно на F1. Более экзотические двигатели были недоступны для таких команд, как Spice и ADA , таким образом, после того, как производители покинули верхний класс гонок Sportscar, сериал по сути рухнул. Отсутствие записей означало, что сезон 1993 года был отменен до первой гонки.
В 1994 году вернется титул World Sportscar, на этот раз в руках Международной ассоциации авторитетных видов спорта в Северной Америке для использования в серии IMSA GT . Название будет использоваться для лучшего класса прототипов серии до 1998 года, когда серия закончилась. 1994 также сигнализировал о возвращении международной серии GT после отсутствия более десяти лет с введением серии BPR Global GT . Успех серии привел к дружескому поглощению FIA в 1997 году, став чемпионатом FIA GT . Прототипы в основном отсутствовали на европейских треках (Ле-Ман был единственным заметным исключением) до 1997 года, в котором было создано международные спортивные гоночные серии, которые превратились в недолговечный чемпионат FIA Sportscar в 2001 году. Контроль автомобильного клуба De L'Ouest (ACO) и их санкционированного сериала, серии American Le Mans в Северной Америке и серии Le Mans в Европе. Чемпионат FIA для GTS был в конечном итоге повышен на чемпионата мира Статус в 2010 году , в то время как ACO выпустил собственный международный чемпионат, Межконтинентальный Кубок Ле -Мана , в том же году.
2012 возрождение
[ редактировать ]После успеха Межконтинентального Кубка Le Mans (ILMC) ACO, FIA достигла соглашения с ACO о создании нового чемпионата мира по выносливости FIA за 2012 год. Серия разделяет множество элементов ILMC, включая использование 24 часов Le Mans как часть графика серии. Серия продолжала использовать два первичных класса ACO, прототипы Le Mans и выносливость GT (GTE). Hypercar заменил LMP1 в качестве первичного класса в 2021 году, [ 4 ] Управляя автомобилями LMH и LMDH, так же, как и в чемпионата IMSA Sportscar лучшем GTP . Названия чемпионатов присуждаются за конструкторы и водители по прототипам, в то время как кубок конструкторов присуждается в категориях GTE. Из названий чемпионатов 2017 года присуждаются также за конструкторы и водители в категории GTE. [ 5 ] [ 6 ] LMGT3 заменил GTE в 2024 году. [ 7 ]
Победители чемпионата
[ редактировать ]Примечание: в 1953 году - 1984 года титулы сезона были присуждены производителям спортивных автомобилей, принадлежащих к двум основным категориям: спортивный прототип (за исключением сезонов 1978 - 1981 годов ) и грандиозных туров (GT) (за исключением сезонов 1953 - 1961 и 1982 годов ). В 1985 году - титулы сезона 1992 года были награждены только командам, входящими в спортивные прототипы (вместо производителей спортивных прототипов), за исключением команд, входящих в автомобили GT.
В 1962 - 1967 годах сезоны в обеих категориях были присуждены несколько подразделений по мощности двигателя . В 1962 году - 1963 года названия сезонов были также присуждены в трех подразделениях (или серии ) в каждом категории GT CARS. [ 8 ]
Ключ: Победа производителя = компания, которая владела интеллектуальными правами на шасси и двигатель автомобиля, в который команда вступила в гонку; Победная команда = компания, которая зарегистрировала автомобиль и водителя для гонки, а затем отвечала за подготовку и поддержание этого автомобиля во время гоночных выходных.; SP = спортивные прототипы .; SP JNR = спортивные прототипы, построенные небольшими производителями или введены командами каперсов ; Gt = gt автомобили .
Год | Заголовок | Победивший производитель (1953 – 1984) |
Победившая команда (1985 – 1992) |
Победивший водитель (ы) (1981 – 1992) |
---|---|---|---|---|
1953 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1954 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1955 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1956 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1957 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1958 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1959 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1960 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1961 | Мировой чемпионат спортивного автомобиля (SP) | ![]() |
- | - |
1962 | Международный чемпионат для производителей GT (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | - |
Sports Cut (sp) | ![]() ![]() ![]() |
- | - | |
1963 | Международный чемпионат для производителей GT (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | - |
Международный прототип трофей (SP) | ![]() |
- | - | |
1964 | Международный чемпионат для производителей GT (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | - |
Международный прототип трофей (SP) | ![]() |
- | - | |
1965 | Международный чемпионат для производителей GT (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | - |
Международный прототип трофей (SP) | ![]() |
- | - | |
1966 | Международный чемпионат производителей (SP) | ![]() ![]() |
- | - |
Международный чемпионат спортивных автомобилей (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | - | |
1967 | Международный чемпионат производителей (SP) | ![]() ![]() |
- | - |
Международный чемпионат спортивных автомобилей (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | - | |
1968 | Международный чемпионат для Mays (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1969 | Международный чемпионат для Mays (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1970 | Международный чемпионат для Mays (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1971 | Международный чемпионат для Mays (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1972 | Чемпионат мира по марки (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1973 | Чемпионат мира по марки (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1974 | Чемпионат мира по марки (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1975 | Чемпионат мира по марки (SP) Международный туристический трофей (GT) |
![]() ![]() |
- | - |
1976 | Чемпионат мира по MAKES (GT) | ![]() |
- | - |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям (SP) | ![]() |
- | - | |
1977 | Чемпионат мира по MAKES (GT) | ![]() ![]() |
- | - |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям (SP) | ![]() |
- | - | |
1978 | Чемпионат мира по MAKES (GT) | ![]() |
- | - |
1979 | Чемпионат мира по MAKES (GT) | ![]() |
- | - |
1980 | Чемпионат мира по MAKES (GT) | ![]() |
- | - |
1981 | Чемпионат мира для водителей и макияж (GT) | ![]() |
- | ![]() |
1982 | Чемпионат World Endurance (SP) | ![]() |
- | ![]() |
1983 | Чемпионат World Endurance (SP), (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | ![]() |
1984 | Чемпионат World Endurance (SP), (GT) | ![]() ![]() ![]() |
- | ![]() |
1985 | Чемпионат World Endurance (SP) | - | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
1986 | Чемпионат мира по спортивному спорту (SP) | - | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
1987 | Чемпионат мира по спортивному спорту (SP) | - | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
1988 | Чемпионат мира по спортивному спорту (SP) | - | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
1989 | Чемпионат мира по спортивному спорту (SP) | - | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
1990 | Чемпионат мира по спортивному спорту (SP) | - | ![]() |
![]() ![]() |
1991 | Чемпионат мира по спортивному миру (SP) | - | ![]() |
![]() |
1992 | Чемпионат мира по спортивному миру (SP) | - | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ludvigsen, Karl (2008). Red Hot Rivals: эпические столкновения для превосходства . Haynes Publishing.
- ^ Крейчи, Мартин. «Мировой чемпионат спортивного автомобиля» . Мировые спортивные гоночные прототипы . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 года.
- ^ Rogliatti, Gianni (1965), Logoz, Arthur (ed.), «Чемпионат производителей GT», Auto-Universum 1966 (английское издание) , IX , Цюрих, Швейцария: Верлаг Международный парад автомобилей: 45
- ^ «Hypercar - чемпионат FIA World Endurance» .
- ^ «Чемпионат FIA World World World endurance» . fia.com . Fédération Internationale de l'ationobile . 3 июня 2011 года. Архивировано с оригинала 6 июня 2011 года . Получено 4 июня 2011 года .
- ^ «Мировой спортивный совет» . fia.com . Fédération Internationale de l'ationobile . 3 июня 2011 года. Архивировано с оригинала 6 июня 2011 года . Получено 4 июня 2011 года .
- ^ Ллойд, Даниэль (13 июня 2024 г.). «Ключевые поля битвы в новом классе GT3 в Ле -Мане» . Гонковая инженерия . Получено 17 июня 2024 года .
- ^ «Чемпионат мира - финальные позиции и столы» . classicscars.com . Получено 29 марта 2023 года .
- Wimpffen, Janos (1999). Время и два места . Дэвид Булл издательство. ISBN 0-9672252-0-5 .
- Ludvigsen, Karl (2008). Red Hot Rivals: эпические столкновения для превосходства . Haynes Publishing.