Ислам во Франции
Общая численность населения | |
---|---|
от 3 до 5,7 миллионов [1] [2] [3] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Иль-де-Франс , Прованс-Альпы-Лазурный берег , Овернь-Рона-Альпы , Верхняя де-Франс , Майотта | |
Религии | |
Преимущественно суннитский ислам , шиитский ислам меньшинства , ахмадия , суфизм и ибадизм | |
Языки | |
Основной: французский, арабский , амазигский , турецкий |
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Ислам является религией меньшинства во Франции , которой следуют от 3 до 5,7 миллионов человек во Франции , что составляет от 4% до 10% населения страны. [4] [5] [6] [7]
По данным INSEE, в 2023 году мусульмане составляли 10% взрослого населения Франции. [7]
Во время завоевания Иберии и завоевания Галлии силы Омейядов завоевали и аннексировали весь Пиренейский полуостров и современную южную Францию . Хотя в конечном итоге они ушли в 732 году нашей эры. Однако Септимания оставалась под властью Омейядов до 759 года. Во время более поздней битвы аль-андалузцы основали крепость Фраксинетум . Мусульманское население Франции росло начиная со второй половины 20 века за счет иммиграции из бывших французских колоний и протекторатов в Африке и на Ближнем Востоке.
Большинство мусульман во Франции принадлежат к суннитской конфессии и имеют иностранное происхождение. Также существуют значительные меньшинства шиитов , ахмадийцев и неконфессиональных мусульман . французском заморском регионе Майотта Во большинство населения составляют мусульмане.
Согласно опросу, в котором приняли участие 536 человек мусульманского происхождения, 39% мусульман во Франции, опрошенных исследовательской группой IFOP, заявили, что соблюдали исламские пять молитв ежедневно в 2008 году, что является устойчивым ростом с 31% в 1994 году, согласно исследованию, опубликованному в католическая ежедневная газета La Croix . [8] Посещаемость мечетей для пятничных молитв выросла до 23% в 2008 году по сравнению с 16% в 1994 году, а соблюдение Рамадана достигло 70% в 2008 году по сравнению с 60% в 1994 году. [9] Потребление алкоголя также снизилось с 39% до 34%. [8]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Во время завоевания Иберии и завоевания Галлии силы Омейядов завоевали и аннексировали весь Пиренейский полуостров и современную южную Францию . Хотя в конечном итоге они ушли в 732 году нашей эры. Однако Септимания оставалась под властью Омейядов до 759 года. Во время более поздней битвы аль-андалузцы основали крепость Фраксинетум .
В 838 году в «Анналах Бертиниани» записано, что мусульмане совершили набег на Марсель на юге Франции, разграбили его религиозные дома и взяли в плен как мужчин, так и женщин, священнослужителей и мирян, в качестве рабов. В 842 году «Анналы» сообщают о набеге в окрестностях Арля . В 869 году рейдеры вернулись в Арль и захватили архиепископа Роланда . За архиепископа взяли выкуп, но когда его передали, он был уже мертв. [ как? ] . [10] Строительство замка в Камарге после этих набегов вверх по Роне, возможно, побудило рейдеров попробовать точки дальше на восток, что привело к созданию постоянной оперативной базы во Фраксинетуме. [11] В 887 году мусульманские войска из Аль-Андалуса захватили несколько баз во Франции и основали эмират Фраксине . [12] В конце концов они были побеждены и изгнаны в 975 году. [13]
Зимой 1543–1544 годов, после осады Ниццы , Тулон использовался в качестве османской военно-морской базы под командованием адмирала Хайреддина Барбароссы . Христианское население было временно эвакуировано, а Тулонский собор ненадолго превратился в мечеть до ухода османов.
после изгнания мориско из Испании в 1609–1614 годах во Францию вошло около 50 000 мориско. Согласно исследованиям Анри Лапейра , [14]
Трудовая иммиграция 1960-1970-х годов
[ редактировать ]Мусульманская иммиграция, в основном мужская, была высокой в конце 1960-х и 1970-х годах. Эти иммигранты в основном были выходцами из Алжира и других бывших французских колоний в Северной Африке; однако ислам имеет более древнюю историю во Франции, поскольку Великая парижская мечеть была построена в 1922 году в знак признания Французской Республикой павших мусульманских тиралеров, в основном выходцев из Алжира, в частности, в битве при Вердене и захват форта Дуомон .
Французский совет мусульманской веры
[ редактировать ]Хотя французское государство является светским, в последние годы правительство пыталось организовать представительство французских мусульман. В 2002 году тогдашний министр внутренних дел Николя Саркози инициировал создание « Французского совета мусульманской веры » ( Conseil Français du Culte Musulman – CFCM), хотя широкая критика утверждала, что это будет только поощрять коммунитаризм . Хотя CFCM неофициально признан национальным правительством, это частная некоммерческая ассоциация без особого юридического статуса. По состоянию на 2004 год [update]Его возглавляет настоятель парижской Далиль мечети Бубакер , который резко раскритиковал скандальный Союз исламских организаций Франции (UOIF) за участие в политических вопросах во время беспорядков 2005 года. Взгляды Саркози на laïcité подверглись широкой критике со стороны левых и правых членов парламента; более конкретно, во время создания CFCM его обвиняли в том, что он отдавал предпочтение наиболее крайним секторам мусульманского представительства в Совете, в частности UOIF.
Иммигранты во втором поколении
[ редактировать ]Первое поколение иммигрантов-мусульман, которые сегодня в основном вышедшие на пенсию, сохранили прочные связи со своей страной, где жили их семьи. В 1976 году [15] правительство приняло закон, позволяющий семьям этих иммигрантов селиться во Франции. Таким образом, супруги, дети и другие члены семей этих иммигрантов также приехали во Францию. Большинство иммигрантов, понимая, что они не могут или не хотят вернуться на родину , попросили французское гражданство, прежде чем спокойно уйти на пенсию. Однако многие живут одни в жилищных проектах , потеряв связи со своими семьями и друзьями, вернувшимися из своих родных стран. [ нужна ссылка ] .
Оливье Рой указывает, что для иммигрантов первого поколения тот факт, что они мусульмане, является лишь одним из элементов среди других. Их идентификация со страной происхождения гораздо сильнее: они видят себя прежде всего через свое происхождение (алжирцы, марокканцы , тунисцы и т. д.).
Ложное утверждение о том, что у трети новорожденных во Франции родители-мусульмане, [16] воспитывается в сенсационном американском иммиграционном дискурсе. [17]
Магрибис
[ редактировать ]По данным Мишель Трибала , исследователя INED , люди магрибского происхождения во Франции составляют 82% мусульманского населения (43,2% из Алжира , 27,5% из Марокко и 11,4% из Туниса ). Остальные - из стран Африки к югу от Сахары (9,3%) и Турции (8,6%). [18] По ее оценкам, в 2005 году во Франции проживало 3,5 миллиона человек магрибского происхождения (по крайней мере, один дедушка и бабушка были из Алжира, Марокко или Туниса), что соответствовало 5,8% от общей численности населения мегаполиса Франции (60,7 миллиона в 2005 году). [19] Магрибцы расселились в основном в промышленных регионах Франции, особенно в Парижском регионе . Многие известные французы, такие как Эдит Пиаф , [20] Изабель Аджани , Арно Монтебур , Ален Башунг , Дэни Бун и многие другие имеют разную степень магрибского происхождения.
Ниже представлена таблица численности населения магрибского происхождения во Франции, цифры указаны в тысячах. [ нужно обновить ] :
Страна | 1999 | 2005 | % 1999/2005 | % населения Франции (60,7 миллиона в 2005 г.) |
Алжир | 1,577 | 1,865 | +18.3% | 3.1% |
Иммигранты | 574 | 679 | ||
Родился во Франции | 1,003 | 1,186 | ||
Марокко | 1,005 | 1,201 | +19.5% | 2.0% |
Иммигранты | 523 | 625 | ||
Родился во Франции | 482 | 576 | ||
Тунис | 417 | 458 | +9.8% | 0.8% |
Иммигранты | 202 | 222 | ||
Родился во Франции | 215 | 236 | ||
Всего Магриба | 2,999 | 3,524 | +17.5% | 5.8% |
Иммигранты | 1 299 | 1 526 | 2.5% | |
Родился во Франции | 1 700 | 1 998 | 3.3% |
В 2005 году процент молодых людей магрибского происхождения в возрасте до 18 лет (по крайней мере, один из родителей-иммигрантов) составлял около 7% в метрополии Франции , 12% в Большом Париже и более 20% во французском департаменте Сен -Сен-Дени . [21] [22]
% в 2005 г. | Сен-Сен-Дени | Валь-де-Марн | Валь-д'Уаз | Лион | Париж | Франция |
---|---|---|---|---|---|---|
Всего Магриба | 22.0% | 13.2% | 13.0% | 13.0% | 12.1% | 6.9% |
В 2008 году французский национальный статистический институт INSEE подсчитал, что во Франции проживало 11,8 миллиона иммигрантов иностранного происхождения и их прямые потомки (родившиеся во Франции), что составляло 19% населения страны. Около 4 миллионов из них имеют магрибское происхождение. [23] [24]
Согласно некоторым ненаучным источникам, во Франции проживают от 5 до 6 миллионов человек магрибинского происхождения, что составляет около 7–9% от общей численности населения французских мегаполисов. [25]
Религиозные практики
[ редактировать ]Подавляющее большинство мусульман исповедуют свою религию в рамках французского laïcité , поскольку религиозный кодекс поведения не должен нарушать общественную сферу. Исследование 2008 года показало, что 39% молятся ( салят ) пять раз в день, 23% посещают мечеть по пятницам, 70% соблюдают пост Рамадан и 66% воздерживаются от алкоголя. [8] Рэйчел Браун показывает, что некоторые мусульмане во Франции меняют некоторые из этих религиозных практик, особенно пищевые, как средство демонстрации «интеграции» во французскую культуру. [26] [27] По мнению эксперта Франка Фрегози : «Хотя пост во время Рамадана является самой популярной практикой, он считается скорее признаком мусульманской идентичности, чем благочестия, и скорее признаком принадлежности к культуре и сообществу». [8] и он добавил, что отказ от употребления алкоголя «кажется, скорее культурным поведением». [8]
Некоторые мусульмане (например, UOIF) требуют признания исламской общины во Франции (которую еще предстоит создать) с официальным статусом.
Две основные организации признаны Французским советом мусульманской веры (CFCM): «Федерация французских мусульман» ( Fédération des musulmans de France ) с большинством марокканских лидеров и вызывающий споры «Союз исламских организаций Франции» (Fédération des musulmans de France) с большинством марокканских лидеров. Союз исламских организаций Франции (UOIF). насчитывалось около 2125 мусульманских культовых сооружений . В 2008 году во Франции [28]
Образование
[ редактировать ]Поскольку государственные школы во Франции, финансируемые государством, должны быть светскими из-за разделения церкви и государства в 1905 году , родители-мусульмане, желающие, чтобы их дети получали образование в религиозной школе, часто выбирают частные (и, следовательно, платные, хотя и сильно субсидируемые) католические школы. , которых много. Было создано несколько специально мусульманских школ. ) есть мусульманская школа На Реюньоне (французский остров к востоку от Мадагаскара , а первый мусульманский колледж (школа для учащихся в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет) открыл свои двери в 2001 году в Обервилье (пригород к северо-востоку от Парижа), где одиннадцать студентов. В отличие от большинства частных школ в США и Великобритании, эти религиозные школы доступны большинству родителей, поскольку они могут в значительной степени субсидироваться государством (в частности, заработная плата учителей покрывается государством).
Радикализация
[ редактировать ]В ноябре 2015 года после терактов в Париже французские власти впервые закрыли три мечети, в качестве причины назвали экстремистскую деятельность и радикализацию. Мечети располагались в Ланьи-сюр-Марне , Лионе и Женвилье . [29] Лидеры мусульманской общины в публичных заявлениях широко осудили теракты в Париже и выразили поддержку попыткам французского правительства противостоять исламистскому экстремизму. [30]
Из-за смертоносных нападений в 2015 году Франция изменила характер исламистской радикализации с угрозы безопасности на социальную проблему. Президент Франсуа Олланд и премьер-министр Мануэль Вальс увидели, что основополагающим ценностям Французской республики бросают вызов, и назвали их атаками на фундаментальные светские, просветительские и демократические ценности, а также на то, «что делает нас такими, какие мы есть». [31]
В 2016 году французские власти сообщили, что 120 из 2500 исламских молитвенных залов распространяли салафитские идеи, а 20 мечетей были закрыты из-за обнаруженных случаев разжигания ненависти . [32] В 2016 году власти Франции заявили, что 15 000 из 20 000 человек, включенных в список угроз безопасности, принадлежат к исламистским движениям . [33]
В 2018 году координатор ЕС по борьбе с терроризмом Жиль де Кершов подсчитал, что во Франции проживает 17 000 радикальных мусульман и джихадистов. [34]
В 2018 году французские спецслужбы отслеживали около 11 тысяч человек, подозреваемых в связях с радикальным исламизмом. Франция вынесла приговоры большому числу лиц за преступления, связанные с терроризмом, что привело к увеличению числа заключенных . [35] Это, в свою очередь, создало проблему радикализации во французских тюрьмах. [35]
В феврале 2019 года власти Гренобля закрыли мечеть Аль-Каутар на шесть месяцев из-за того, что она пропагандировала «радикальную исламистскую идеологию». Мечеть Аль-Каусар регулярно посещали около 400 человек. В нескольких проповедях имам узаконил вооруженный джихад, насилие и ненависть к последователям антиреспубликанских ценностей других религий и пропагандировал законы шариата. [36]
В ноябре 2019 года французские власти закрыли кафе, школы и мечети примерно в 15 районах из-за распространения ими политического ислама и коммунитарных идей. [37]
В октябре 2020 года президент Эммануэль Макрон объявил о подавлении «исламистского сепаратизма» в мусульманских общинах Франции, заявив, что законопроект с этой целью будет отправлен в парламент «в начале 2021 года». Среди мер — запрет иностранных имамов , ограничения на домашнее обучение и создание «Института исламологии» для борьбы с исламским фундаментализмом . [38] Его правительство представило законопроект, который предусматривает наказание в виде тюремного заключения и штрафа любого врача, выдающего свидетельства о девственности для традиционных религиозных браков. ANCIC заявила, что поддерживает позицию правительства против «тестов на девственность», но предупредила, что в некоторых случаях женщины находятся в «реальной опасности» и «запрет просто отрицает существование таких общественных практик, не заставляя их исчезать». Ассоциация предложила «решить этот вопрос совершенно по-другому, чтобы женщины и мужчины освободились и отвергли бремя [таких] традиций». [39] 16 февраля 2021 года закон был принят нижней палатой 347 голосами против 151 при 65 воздержавшихся. [40]
Террористические атаки во Франции
[ редактировать ]Во Франции первые проявления религиозного экстремизма произошли в 1980-х годах из-за участия Франции в гражданской войне в Ливане . (ВИГ) совершила серию нападений на французскую землю В 1990-х годах Вооруженная исламская группа Алжира .
В период 1990–2010 годов Франция неоднократно подвергалась нападениям, связанным с международными джихадистскими движениями. [41] 26 июля 2016 года газета Le Monde сообщила, что «исламистский терроризм» стал причиной гибели 236 человек во Франции за предыдущие 18 месяцев. [42]
Всего за период 2015–2018 годов во Франции в результате 22 террористических атак было убито 249 человек и ранено 928 человек. [43]
Смертельные нападения во Франции в 2015 году превратили проблему исламистской радикализации из угрозы безопасности в социальную проблему. Премьер-министр Франсуа Олланд и премьер-министр Мануэль Вальс увидели, что основополагающим ценностям Французской республики бросают вызов, и назвали их атаками на светские, просвещенные и демократические ценности, а также на «то, что делает нас такими, какие мы есть». [41]
Хотя начиная с 2015 года джихадисты узаконили свои атаки, утверждая, что они отомстили за участие Франции в международной коалиции, борющейся с Исламским государством, у исламского терроризма во Франции есть другие, более глубокие и древние причины. Основными причинами, по которым Франция часто подвергается нападениям, являются (в произвольном порядке): [44]
- Светская внутренняя политика Франции ( Laïcité ), которую джихадисты считают враждебной по отношению к исламу. Кроме того, статус Франции как официально светской страны и джихадисты называют Францию «флагманом неверия». [44]
- Франция имеет сильную культурную традицию комиксов, что в контексте карикатур на Мухаммеда является вопросом свободы самовыражения. [45]
- Во Франции проживает большое мусульманское меньшинство. [45]
- Внешняя политика Франции в отношении мусульманских стран и фронтов джихада. Франция рассматривается как авангард, направленный против джихадистских группировок в Африке, точно так же, как Соединенные Штаты рассматриваются как главная сила, противостоящая джихадистским группировкам в других местах. Прежняя внешняя политика Франции, такая как колонизация мусульманских стран, также упоминается в джихадистской пропаганде, например, о том, что влияние французского образования, культуры и политических институтов способствовало стиранию мусульманской идентичности этих колоний и их жителей. [46]
- Джихадисты считают Францию ярым сторонником неверия. Например, Марианна , национальная эмблема Франции, рассматривается джихадистами как «ложный идол», а французы — как «идолопоклонники». Во Франции также нет закона против богохульства и антиклерикальной сатирической прессы, которая менее уважительно относится к религии, чем в США или Великобритании. [ сомнительно – обсудить ] . Французское национальное государство также воспринимается как препятствие на пути создания халифата. [46]
Закон против исламистского экстремизма
[ редактировать ]После убийства Пати был выдвинут законопроект о борьбе с исламистским экстремизмом и сепаратизмом, направленный на борьбу с корнями джихадистского насилия. Он был одобрен Национальным собранием в феврале 2021 года. [48]
Был внесен новый законопроект, который объявляет незаконными угрозы государственному служащему с целью добиться исключения или особого обращения, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Законодательство расширяет полномочия властей по закрытию мест отправления культа и религиозных организаций, когда они пропагандируют «ненависть или насилие». Закон требует декларировать религиозные средства из-за границы, превышающие 10 000 евро, и заверять соответствующие счета, чтобы регулировать пожертвования из таких стран, как Турция, Катар и Саудовская Аравия. Миллионы евро финансирования ранее поступали во Францию из таких стран, как Турция, Марокко и Саудовская Аравия. [48] [49]
Он предусматривает более строгие правила, разрешающие домашнее обучение, чтобы родители не могли забирать детей из школы, чтобы позволить им продолжить образование в подпольных исламистских учреждениях. Врачи, проводящие тесты на девственность, будут подлежать штрафам или тюремному заключению. Эти изменения были вызваны рядом случаев, когда мужчины-мусульмане пытались аннулировать свои браки, обвиняя свою супругу в том, что она занималась сексом до брака. [49] Властям придется отказывать в выдаче документов на жительство заявителям, практикующим многоженство . [48] [49] Принудительный брак, от которого, по данным Министерства внутренних дел Франции, страдают 200 000 женщин во Франции, [50] также необходимо было бороться с более строгим контролем со стороны регистраторов. [49]
Расследование влияния политического ислама
[ редактировать ]В мае 2024 года французское правительство инициировало расследование, направленное на оценку влияния политического ислама и «Братьев-мусульман» во Франции. Правительство делегировало эту задачу двум высокопоставленным чиновникам, дипломату Франсуа Гуйету и префекту Паскалю Куртаду. Ожидается, что в результате их работы к осени 2024 года будет подготовлен всеобъемлющий отчет. Согласно заявлению Министерства внутренних дел, эти усилия напрямую соответствуют контексту речи Ле Мюро (Ивелин) о сепаратизме, произнесенной Эммануэлем Макроном в 2020 году. , что позже привело к принятию в 2021 году закона о принципах и ценностях Республики. [51]
Интеграция
[ редактировать ]Принятые граждане Франции
[ редактировать ]Несмотря на террористические атаки исламистских экстремистов во Франции, в том числе теракты в Charlie Hebdo и Ницце, некоторые исследования пришли к выводу, что Франция является европейской страной, где мусульмане интегрируются лучше всего и больше всего сочувствуют своей стране, и что французские мусульмане имеют самое положительное мнение. о своих согражданах разных вероисповеданий. Одним из таких исследований является исследование 2006 года, проведенное Исследовательским центром Pew по вопросам интеграции. [52] в Париже и окружающем его регионе Иль-де-Франс Согласно исследованиям Euro-Islam, сети сравнительных исследований ислама и мусульман, , где французские мусульмане, как правило, более образованы и религиозны, подавляющее большинство отвергает насилие и заявляет, что они лояльны Франции. на Западе спонсируется GSRL Paris/ CNRS France и Гарвардским университетом. [53] [54] С другой стороны, опрос IPSOS 2013 года, опубликованный французской ежедневной газетой Le Monde , показал, что только 26% французских респондентов считают, что ислам совместим с французским обществом (по сравнению с 89%, считающими католицизм совместимым, и 75%, считающими иудаизм совместимым). . [55] [56] Опрос, проведенный в 2014 году исследовательским центром Pew, показал, что из всех европейцев французы относятся к мусульманским меньшинствам наиболее благосклонно: 72% имеют положительное мнение. [57] [58] [59] Другое исследование показало, что такое позитивное отношение не всегда отражается в общественном мнении, а тема мусульманской интеграции во Франции гораздо более тонкая и сложная. [27]
В апреле 2018 года алжирская мусульманка отказалась пожать руку чиновнику по религиозным соображениям на церемонии получения гражданства. Поскольку заявительница должна продемонстрировать свою интеграцию в общество, а также уважение к французским ценностям, чиновники сочли ее неинтегрированной и отклонили ее заявление на получение гражданства. [60]
Религиозность
[ редактировать ]Согласно опросу, проведенному Institut français d'opinion publique в 2020 году, 46% мусульман считают, что их религиозные убеждения более важны, чем ценности и законы Французской Республики, что более чем в два раза превышает долю французской общественности (17% ). Среди мусульман в возрасте до 25 лет подавляющее большинство (74%) считают свою религию более важной, чем французские законы и ценности. [61]
Принятие ЛГБТ
[ редактировать ]2009 года Опрос Gallup показал, что 35% французских мусульман считают гомосексуализм морально приемлемым. [62]
Безработица
[ редактировать ]В октябре 2020 года безработица среди мусульман была намного выше (14%), чем среди населения в целом (8%). [63]
Образование
[ редактировать ]Согласно опросу, проведенному Институтом Монтеня в 2016 году, 15% мусульман во Франции вообще не имели академической квалификации, а 25% имели образование ниже среднего ( бакалавриат ). 12% имели высшее образование более 2 лет, еще 20% имели высшее образование более 2 лет. [64] Подсчитано, что студенты-мусульмане составляют более 10% учащихся французских католических школ . [65]
Дискриминация
[ редактировать ]В 2010 году было опубликовано исследование под названием « Дискриминируются ли французские мусульмане в их собственной стране?» обнаружили, что «мусульмане, рассылающие резюме в надежде на собеседование, имели в 2,5 раза меньше шансов, чем христиане» с аналогичными полномочиями «на положительный ответ на свои заявления». [66]
Другим примером является запрет на ношение хиджаба во Франции в 2004 году, который вынудил молодых женщин покинуть государственные школы и привел к 10-летнему росту безработицы (эта дискриминация носит как религиозный, так и социально-экономический характер). [67]
Другие примеры дискриминации мусульман включают осквернение 148 могил французских мусульман недалеко от Арраса . На надгробии висела голова свиньи, а на некоторых могилах были написаны ненормативные выражения, оскорбляющие ислам и мусульман. [68] В докладе Европейского центра мониторинга расизма и ксенофобии разрушение и вандализм мусульманских могил во Франции были расценены как исламофобия. [69] За прошедшие годы во Франции несколько мечетей также подверглись вандализму. [70] [71] 14 января 2015 года сообщалось, что 26 мечетей во Франции подверглись нападениям после стрельбы в Charlie Hebdo в Париже. [72]
29 июня 2017 года мужчина, страдающий шизофренией, попытался врезаться на своем автомобиле в толпу верующих, выходящих из мечети в Кретей , [73] пригороде Парижа, хотя никто не пострадал. Le Parisien утверждает, что подозреваемый, армянин по происхождению, хотел «отомстить за теракты в Батаклане и на Елисейских полях». [74]
В 2019 году Французский институт общественных исследований (IFOP) провел исследование с 29 августа по 18 сентября на основе выборки из 1007 мусульман в возрасте 15 лет и старше. [75] Согласно исследованию, 40% мусульман во Франции считают, что их дискриминируют. [76] [77] [78] Более трети этих случаев были зафиксированы за последние пять лет, что свидетельствует об увеличении общего числа случаев плохого обращения с мусульманами во Франции за последние годы. [79] Опрос показал, что 60% женщин, носящих хиджаб, подвергались дискриминации. [80] 37% мусульман во Франции стали жертвами словесных притеснений или клеветнических оскорблений. [75] Исследование, однако, показало, что 44% мусульманских женщин, которые не носят платки, стали жертвами словесных притеснений или клеветнических оскорблений. [75] Исследование показало, что 13% случаев религиозной дискриминации произошли на контрольно-пропускных пунктах полиции, а 17% - на собеседованиях. [75] 14% инцидентов произошли, когда жертвы хотели снять или купить жилье. [75] IFOP заявил, что 24% мусульман подвергались вербальной агрессии в течение своей жизни по сравнению с 9% среди немусульман. [75] Кроме того, физическому нападению подверглись 7% мусульман по сравнению с 3% немусульман. [79]
По данным Министерства внутренних дел Франции, в 2019 году против мусульман было совершено 154 антирелигиозных акта, против евреев - 687, а против христиан - 1052. Большинство этих действий представляли собой вандализм «имущества религиозного характера». [81]
Общественное мнение
[ редактировать ]Опрос 10 000 человек в 10 европейских странах, проведенный Chatham House в феврале 2017 года , показал, что в среднем большинство (55%) выступают против дальнейшей мусульманской иммиграции, причем оппозиция особенно выражена в Австрии, Польше, Венгрии, Франции и Бельгии. За исключением Польши, все эти страны недавно пострадали от террористических атак джихадистов или оказались в центре кризиса беженцев. [82] Опрос, опубликованный в 2019 году Исследовательским центром Pew, показал, что 72% французских респондентов положительно относятся к мусульманам в своей стране, тогда как 22% относятся к ним отрицательно. [83]
Последствия
[ редактировать ]Беспорядки во Франции 2005 года вызвали споры. [84] интерпретируется как иллюстрация сложности интеграции мусульман во Франции, а менее масштабные беспорядки происходили на протяжении 1980-х и 1990-х годов, сначала в Во-ан-Велене в 1979 году, а также в Венисье в 1981, 1983, 1990 и 1999 годах.
Более того, хотя министр внутренних дел Николя Саркози утверждал, что большинство участников беспорядков были иммигрантами и уже известны полиции, на самом деле большинство из них ранее были неизвестны полиции. [85] [86]
В 2014 году анализ The Washington Post показал, что от 60 до 70% заключенных во Франции являются мусульманами или выходцами из мусульман, в то время как мусульмане составляют 12% населения Франции. [87] Утверждения в этой статье были опровергнуты: основная цифра была основана на исследовании 4 тюрем Парижа и северных регионов из 188, проведенных профессором Фархадом Хосровхаваром, который позже сказал, что его лучшая оценка составляла 40–50%, но эти данные не зафиксированы Французские власти. [88] Статистика этнической принадлежности и религии во Франции запрещена. [88] [89] В 2013 году 18 300 (27%) из 67 700 французских заключенных зарегистрировались на Рамадан , что указывает на их религиозную принадлежность. [89]
Хиджаб
[ редактировать ]Ношение хиджаба во Франции является очень спорным вопросом с 1989 года. Дебаты в основном касаются того, могут ли мусульманские девочки, решившие носить хиджаб, делать это в государственных школах. Второстепенный вопрос заключается в том, как защитить свободу выбора и другие права молодых мусульманок, которые не хотят носить чадру, но могут столкнуться с сильным давлением со стороны семей или некоторых традиционалистов. Аналогичные проблемы существуют в отношении государственных служащих и приема мужчин-медиков-мусульман в медицинские службы.
В 1994 году Министерство образования Франции разослало учителям и директорам школ рекомендации запретить ношение хиджаба в учебных заведениях. Согласно исследованию Института экономики труда, проведенному в 2019 году, после введения ограничений 1994 года больше девочек мусульманского происхождения, родившихся после 1980 года, окончили среднюю школу. Хотя секуляризм часто критикуют за ограничение свободы религии, исследование показало, что «государственные школы в конечном итоге способствовали расширению образовательных возможностей некоторых из наиболее обездоленных групп учениц». [90]
Лейла Бэйбс в своей книге «Разоблаченная вуаль» считает, что ношение чадры не является следствием мусульманского религиозного императива. [91]
Французское правительство и подавляющее большинство общественного мнения выступают против ношения «заметных» знаков религиозного выражения (одежды или символа), независимо от религии, поскольку это несовместимо с французской системой laïcité . В декабре 2003 года президент Жак Ширак заявил, что это нарушает разделение церкви и государства и усилит напряженность в мультикультурном обществе Франции, мусульманское и еврейское население которого является крупнейшим в своем роде в Западной Европе.
Вопрос о мусульманских хиджабах вызвал споры после того, как несколько девочек отказались обнажить головы в классе еще в 1989 году. В октябре 1989 года три мусульманские школьницы, носившие исламские хиджабы, были исключены из колледжа Габриэль-Хавес в Крей (к северу от Парижа). . В ноябре постановление Первого Государственного совета подтвердило, что ношение исламского хиджаба как символа свободы религиозного самовыражения в государственных школах не является несовместимым с французской школьной системой и системой laïcité . В декабре был опубликован первый министерский циркуляр ( circulaire Jospin ), в котором говорилось, что учителя должны решать в каждом конкретном случае, стоит ли запрещать ношение исламских платков.
В январе 1990 года три школьницы были исключены из колледжа Пастера в Нуайоне, к северу от Парижа. Родители одной исключенной школьницы подали иск о клевете против директора колледжа Габриэля-Хавеса в Крейле. В результате преподаватели колледжа в Нантуа (восточная часть Франции, к западу от Женевы, Швейцария) объявили забастовку в знак протеста против ношения исламского хиджаба в школе. В октябре был опубликован второй министерский циркуляр, в котором вновь заявлялось о необходимости уважать принцип laïcité в государственных школах.
В сентябре 1994 года был опубликован третий министерский циркуляр ( circulaire Bayrou ), в котором проводилось различие между «сдержанными» символами, которые следует терпеть в государственных школах, и «показными» символами, включая исламский хиджаб, которые должны быть запрещены в государственных школах. В октябре несколько студентов выступили в лицее Сент-Экзюпери в Мант-ла-Жоли (к северо-западу от Парижа) на демонстрации в поддержку свободы ношения исламских платков в школе. В ноябре примерно двадцать четыре школьницы в чадре были исключены из лицея Сент-Экзюпери в Мант-ла-Жоли и лицея Файдерб в Лилле .
В декабре 2003 года президент Ширак решил, что закон должен запретить ношение видимых религиозных знаков в школах в соответствии с требованиями laïcité . Закон был одобрен парламентом в марте 2004 года. К предметам, запрещенным этим законом, относятся хиджабы, еврейские ермолки и большие христианские кресты . [92] По-прежнему разрешено носить сдержанные символы веры, такие как маленькие кресты, Звезды Давида или руки Фатимы .
Два французских журналиста, работавшие в Ираке, Кристиан Чесно и Жорж Мальбрюно, были взяты в заложники «Исламской армией Ирака» (иракское боевое движение сопротивления) по обвинению в шпионаже. Угрозы убить двух журналистов, если закон о хиджабах не будет отменен, были опубликованы в Интернете группами, называющими себя «Исламской армией в Ираке». Позже оба журналиста были освобождены целыми и невредимыми. [93]
Аргументы вновь всплыли на поверхность, когда 22 июня 2009 года на Версальском конгрессе президент Николя Саркози заявил, что исламская паранджа не приветствуется во Франции, заявив, что платье в полный рост, закрывающее тело, является символом раболепия, подавляющего женскую идентичность. и превращает их в «узников за ширмой». Парламентская комиссия из тридцати двух депутатов во главе с Андре Жереном (ФКП) также была сформирована для изучения возможности запрета публичного ношения паранджи или никаба. [94] Однако есть подозрение, что Саркози «играет в политику во времена экономического недовольства и социальной тревоги». [95]
Представитель мусульманской группы выразил серьезную обеспокоенность по поводу предлагаемого закона, отметив, что «даже если они запретят паранджу, на этом дело не остановится», добавив, что «существует постоянный спрос на принятие законов против мусульман. Это может пойти очень плохо, и я Я боюсь этого. У меня такое чувство, будто они закручивают гайки на нас». [95]
25 января 2010 года было объявлено, что парламентский комитет, завершив свое исследование, будет рекомендовать ввести запрет на ношение вуали, закрывающей лицо, в общественных местах, таких как больницы и школы, но не в частных зданиях или на улице. [96]
В феврале 2019 года Decathlon, крупнейший в Европе спортивный ритейлер, объявил о планах начать продажу спортивного хиджаба в своих магазинах во Франции. Decathlon начал продавать продукцию в Марокко на прошлой неделе, но этот план подвергся критике в социальных сетях: несколько политиков выразили дискомфорт по поводу продаваемой продукции. Изначально «Декатлон» твердо стоял на своем, утверждая, что его цель — «демократизация» спорта. Компания опубликовала заявление, в котором говорится, что ее целью было «предложить им подходящий спортивный продукт без осуждения». В то время как Nike уже продавала хиджабы во Франции, Decathlon был встречен гораздо более пристальным вниманием. Многим продавцам в магазинах угрожали физически. Компания также получила сотни звонков и электронных писем по поводу продукта. Decathlon был вынужден отступить и с тех пор отказался от планов по продаже спортивного хиджаба. Многие во Франции остались разочарованы одним предпринимателем-мусульманином, который не рассматривал возможность продажи спортивных хиджабов, заявив: «Жаль, что Decathlon не устоял». [97]
Политика
[ редактировать ]Формальные и неформальные мусульманские организации помогают новым французским гражданам интегрироваться. Сейчас появилось несколько политических партий, таких как Партия равенства и справедливости. Их наиболее частыми занятиями являются помощь в выполнении домашних заданий, а также языковые занятия по арабскому языку, настольный теннис, мусульманские дискуссионные группы и т. д. также являются обычным явлением. Однако наиболее важные ассоциации, оказывающие помощь в иммиграционном процессе, являются либо светскими (например, GISTI), либо экуменистскими (например, протестантами основанная Cimade ).
Самым важным национальным учреждением является CFCM ( Французский совет культурных мусульман ). Это учреждение было создано по образцу «Консистории Жюфа Франции» и «Протестантской федерации Франции», созданных Наполеоном. Целью CFCM (как и его еврейских и протестантских аналогов) является обсуждение религиозных проблем с государством, участие в работе определенных государственных институтов и организация религиозной жизни французских мусульман. CFCM избирается французскими мусульманами на местных выборах. Это единственный официальный случай французских мусульман.
В CFCM, избранном в 2003 году, были представлены четыре организации: GMP (Большая мечеть Парижа), UOIF (Союз исламских организаций Франции), FNMF (Национальная федерация мусульман Франции), CCMTF (Координационный комитет мусульман Турции) Франции. . В 2008 году был избран новый совет. Победителем стал RMF (Объединение мусульман Франции) с подавляющим большинством голосов, за ним следовали UOIF и CCMTF. Это очень широкая и молодая организация, и в ней уже наметился консенсус по основным вопросам. С тех пор состоялись и другие выборы, последние должны были состояться в 2019 году, но все еще ожидаются.
Существуют и другие организации, такие как PCM (Мусульманское участие и духовность), которые сочетают политическую мобилизацию (против расизма, сексизма и т. д.) и духовные встречи и делают акцент на необходимости участия во французском обществе – присоединяясь к организациям, регистрируясь для голосования. , работая со школами ваших детей и т. д. У них нет четкой политической позиции как таковой, но они стремятся к активной гражданской позиции. На практике они смутно левые.
Правительству еще предстоит сформулировать официальную политику, направленную на облегчение интеграции. Как уже говорилось выше, во Франции сложно определить, кого можно назвать мусульманином. Некоторые мусульмане во Франции называют себя «непрактикующими». Большинство просто соблюдают Рамадан и другие основные правила, но в остальном придерживаются светского подхода.
Статистика
[ редактировать ]В соответствии с законом 1872 года Французская Республика запрещает проведение переписи населения путем проведения различий между своими гражданами в отношении их расы или убеждений. Однако этот закон не касается опросов и опросов, которые могут свободно задавать такие вопросы, если захотят. Закон также допускает исключение для государственных учреждений, таких как INED или INSEE , чья работа заключается в сборе данных о демографии, социальных тенденциях и других связанных темах, при условии, что сбор таких данных был санкционирован CNIL и Национальным советом. статистической информации ( CNIS [ фр ] ).
Оценки на основе декларации
[ редактировать ]Опросы INED и INSEE, проведенные в октябре 2010 года, пришли к выводу, что во Франции проживает 2,1 миллиона «объявленных мусульман». [98] В 1960 году во Франции проживало около 400 000 мусульман, что соответствовало 0,9% населения того времени. [99]
По данным INSEE, в 2023 году мусульмане составляли 10% взрослого населения Франции. [7]
Оценки, основанные на географическом происхождении людей
[ редактировать ]По данным французского правительства , которое не имеет права задавать прямые вопросы о религии и использует критерий географического происхождения людей в качестве основы для расчетов, в 2010 году в метрополии Франции проживало от 3 до 3,2 миллиона мусульман. Тринадцать лет спустя , доля мусульман во Франции выросла до 10% По данным INSEE . [7]
Правительство подсчитало всех тех людей во Франции, которые мигрировали из стран с преобладающим мусульманским населением или чьи родители мигрировали.
оценил Государственный департамент США его примерно на уровне 10%. [100] в то время как два опроса 2007 года оценили его примерно в 3% от общей численности населения. [101] Всемирный справочник ЦРУ оценивает этот показатель в 7–9%. [102]
По оценкам исследования Pew Forum , опубликованного в январе 2011 года, во Франции в 2010 году проживало 4,7 миллиона мусульман (и прогнозируется, что в 2030 году их будет 6,9 миллиона). [103]
Французская социологическая компания IFOP подсчитала в 2016 году, что французских мусульман насчитывается от 3 до 4 миллионов, и раскритиковала предположения о значительном демографическом религиозном сдвиге (так называемое « Великое переселение» во французской политике). IFOP утверждает, что они составляют 5,6% среди тех, кто старше 15 лет, и 10% среди тех, кто моложе 25 лет. [104] Согласно опросу IFOP, проведенному для газеты La Croix в 2011 году и основанному на совокупности предыдущих опросов, 75% людей из семей «мусульманского происхождения» [ sic ] заявили, что они верующие. Это больше, чем в предыдущем исследовании 2007 года (71%), но меньше, чем в предыдущем исследовании 2001 года (78%). Такое изменение, вызванное декларативным аспектом опроса, иллюстрирует сложность точного установления количества верующих. [105] Согласно тому же опросу, 155 из опрошенных, у которых был хотя бы один родитель-мусульманин, 84,8% идентифицировали себя как мусульмане, 3,4% идентифицировали себя как христиане, 10,0% идентифицировали себя как нерелигиозные и 1,3% принадлежали к другим религиям. [106]
Источник министерства внутренних дел в журнале l'Islam dans la République опубликовал следующую оценку распределения мусульман Алена Бойера по ассоциированным странам в 1999 году: [107]
Алжир | 1,550,000 |
Марокко | 1,000,000 |
Тунис | 350,000 |
Турция | 315,000 |
Африка к югу от Сахары | 250,000 |
Средний Восток | 100,000 |
остальная Азия (в основном Пакистан и Бангладеш ) | 100,000 |
Преобразует | 40,000 |
Нелегальные иммигранты или ожидающие регуляризации | 350,000 |
Другой | 100,000 |
Общий | 4,155,000 |
Согласно исследованию, опубликованному в католической ежедневной газете La Croix, в 2008 году тридцать девять процентов мусульман, опрошенных исследовательской группой IFOP, заявили, что ежедневно соблюдают пять исламских молитв, что устойчиво растет с 31 процента в 1994 году. [8]
Посещаемость мечетей для пятничных молитв выросла с 16 процентов в 1994 году до 23 процентов в 2008 году, а в 2008 году соблюдение Рамадана достигло 70 процентов по сравнению с 60 процентами в 1994 году, говорится в сообщении. По данным опроса 537 человек мусульманского происхождения, употребление алкоголя, запрещенного исламом, также снизилось до 34 процентов с 39 процентов в 1994 году. [8]
Исследование 2015 года показало, что до 12 000 французских мусульман обратились в христианство , но отметили, что это число может быть недооценено и может включать только обращенных протестантов. [108]
По мнению Мишель Трибала , исследователя INED , число мусульман во Франции в 1999 году было переоценено. Ее работа показала, что в 1999 году во Франции проживало 3,7 миллиона человек «возможной мусульманской веры» (6,3% от общей численности населения метрополии Франции ). [109] По ее оценкам, в 2009 году число мусульман во Франции составляло около 4,5 миллионов человек. [110]
По данным Жан-Поля Гуревича , в 2017 году в метрополии Франции проживало 8,5 миллионов человек мусульманского происхождения (около 1/8 населения). [111] [112] [113]
В 2017 году Франсуа Эран, бывший руководитель отдела обследований населения INSEE и директор INED (Французского национального института демографических исследований) с 1999 по 2009 год, заявил, что в 2017 году около одной восьмой населения Франции было мусульманского происхождения (8,4 миллиона человек). ). [114]
Согласно последнему Специальному Евробарометру 493 (2019 г.), мусульманское население Франции оценивается в 5% или 3,35 миллиона человек. [115]
Исследовательский центр Pew прогнозирует, что мусульманское население вырастет до 8,6 миллиона или 12,7 процента населения страны в 2050 году при нулевой иммиграции и до 13,2 миллиона или 18,0 процента при высокой иммиграции. [116]
Мусульманско-еврейские отношения
[ редактировать ]Опрос, проведенный исследовательским центром Pew в 2006 году в Германии, Франции, Великобритании и Испании, показал, что 71% французских мусульман положительно относятся к своим согражданам-евреям, это самый высокий процент положительных настроений, единственное большинство, выраженное положительно среди всех Европейские мусульмане были опрошены в Европе, за исключением Франции. Большинство мусульман во Франции также не поддержали ХАМАС ( 46% отрицательных против 44% положительных ответов на вопрос: «Хороша ли победа Хамаса для палестинцев?»), а 71% респондентов не одобряли Ираном приобретение ядерного оружия. . Эту мусульманско-еврейскую солидарность во Франции можно частично объяснить тем фактом, что высокий процент обеих групп населения имеет общее происхождение из Магриба , а также сохраняющимся влиянием французского laĩcité на жизненный ансамбль (т.е. «жизнь вместе») в общих гражданских институциональных пространствах. религиозно и политически нейтрально для всех. [52]
Французские мусульмане
[ редактировать ]Спортсмены
[ редактировать ]- Николя Анелька , футболист, новообращенный
- Хатем Бен Арфа , футболист
- Карим Бензема , футболист
- Виссам Бен-Йеддер , футболист
- Н'Голо Канте , футболист
- Уссем Ауар , футболист
- Набиль Фекир , футболист
- Мохамед Хауас , международный игрок в регби
- Самир Насри , футболист
- Поль Погба , футболист, новообращенный
- Адиль Рами , футболист
- Свон Реббадж , игрок международного союза регби
- Франк Рибери , футболист, новообращенный
- Мамаду Сахо , футболист
- Мусса Сиссоко , футболист
- Рабах Слимани , регбист (как со свободной головой, так и с жесткой опорой) на стадионе «Французский стадион» и в сборной Франции по регби , самый высокооплачиваемый французский игрок [117]
- Зинедин Зидан , футболист
- Усман Дембеле , футболист
- Бенджамин Менди , футболист
- Бакари Санья , футболист
- Джибриль Сидибе , футболист
- Седрик Думбе боец ММА, новообращенный
Искусство
[ редактировать ]- Насреддин Дине , художник
Актеры
[ редактировать ]- Лейла Бехти , отмеченная наградами актриса кино и телевидения, L'Oréal. амбассадор
- Ассаад Буаб , французско-марокканский актер сериала « Позвони моему агенту!» слава
- Сами Буахила , отмеченный наградами актер, обладатель двух премий «Сезар»
- Рашида Бракни , удостоенная наград актриса, участница Комеди Франсез , жена Эрика Кантона
- Жамель Деббуз , отмеченный наградами актер и стендап-комик, продюсер, филантроп, муж тележурналистки и продюсера Мелиссы Терио
- Хейрон , французский комик иранского происхождения, актер и кинорежиссер.
- Сабрина Уазани , актриса фильмов «План знакомств» и «Игры любви и шанса» .
- Тахар Рахим , многократный премии «Сезар» обладатель премии «Оскар» , BAFTA и «Золотой глобус». , номинант на
- Омар Си , удостоенный наград актер, первый чернокожий обладатель премии «Сезар» за лучшую мужскую роль в 2012 году.
- Рощди Зем , отмеченный наградами актер и режиссер
Певцы
[ редактировать ]- Кери Джеймс , хип-хоп исполнитель из Гваделупы, новообращенный
- Сопрано
- Медина
- Каарис , конвертируй
- Садек , конвертируй
Политики
[ редактировать ]- Фадела Амара , социальный работник и активистка-феминистка, бывший министр правительства
- Кадер Ариф , политик, бывший министр правительства и нынешний член Европейского парламента
- Азуз Бегаг , обладатель Почетного легиона , исследователь в области экономики и социологии, бывший министр правительства
- Рашида Дати , юрист, бывший министр юстиции, нынешний министр культуры
- Мунир Маджуби , технолог, бизнесмен, нынешний государственный секретарь по цифровым вопросам (в 2018 году объявил себя геем).
- Рама Яде , политик, бывший министр правительства, женат на еврейском высокопоставленном государственном служащем Джозефе Зимете.
Учёные и писатели
[ редактировать ]- Ясмин Белкаид , иммунолог, нынешний президент Института Пастера
- Галеб Бенчейх , учёный
- Жан-Луи Мишон , писатель и переводчик
- Луи дю Куре , исследователь, военный офицер и писатель.
- Франц Фанон , философ, психиатр, писатель
- Рене Генон , писатель и интеллектуал
- Роджер Гароди , писатель и философ
Деловые люди
[ редактировать ]- Мохед Альтрад , бизнесмен, председатель регби и писатель.
- Мурад Буджеллаль , бизнесмен, основатель издательства комиксов Soleil Productions и спортивный менеджер .
- Рафик Смати , бизнесмен, основатель и лидер правоцентристской политической партии Objectif France.
Религиозные деятели
[ редактировать ]- Кахина Бахлул Французский имам (первая женщина-имам во Франции) и исламский академик , выступает за модернистские реформы в исламе .
- Далиль Бубакер , врач, настоятель Большой мечети Парижа
- Си Каддур Бенгабрит , основатель Великой мечети Парижа , участник Второй мировой войны, межконфессиональный помощник и кандидат на официальное звание Праведника народов мира .
Телевидение
[ редактировать ]- Рашид Архаб , журналист, член Высшего совета по аудиовизуальной технике
- Мулуд Ашур , журналист и ведущий ток-шоу
- Али Бадду , бывший преподаватель философии, журналист
- Нагуи , давний французский теле- и радиоведущий, лидер многочисленных опросов «Предпочитаемый телеведущий №1 во Франции».
См. также
[ редактировать ]- Демография Франции
- Религия во Франции
- Свобода религии во Франции
- Ислам в Марселе
- Ислам в Безансоне
- Франко-Османский союз
- Турки во Франции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Всемирная книга фактов Всемирная книга фактов ЦРУ - Франция
- ^ «Религия, семья, общество: кто на самом деле такие мусульмане Франции» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 г. Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ «5 фактов о мусульманском населении Европы» . 29 ноября 2017 года . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Чувство принадлежности к религии во Франции 2020» . Статистика . 16 декабря 2022 г.
- ^ «Опрос: неоднозначное отношение французов к религии» . Ле Монд . 13 октября 2022 г.
- ^ «Религиозное разнообразие во Франции: передача и практика между поколениями по происхождению (2019–2020)» . Видеть . 2023.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Религиозное разнообразие во Франции: передача и практика между поколениями по происхождению — иммигранты и потомки иммигрантов | Insee» . www.insee.fr . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хенеган, Том (17 января 2008 г.). «Французские мусульмане становятся более соблюдающими» . Рейтер . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ↑ Ислам во Франции и реакция на теракты 11 сентября 2001 г., Подробные результаты, Ifop , HV/LDV № 1-33-1, 28 сентября 2001 г.
- ^ Брюс, Скотт Г. (2016). Клюни и мусульмане Ла Гард-Френе: агиография и проблема ислама в средневековой Европе . Издательство Корнельского университета. стр. 22–23. ISBN 9780801452994 .
- ^ Льюис, Арчибальд Р. (1965). Развитие южнофранцузского и каталонского общества, 718–1050 гг . Издательство Техасского университета. п. 102.
- ^ Белич, Джеймс (2022). Мир, созданный чумой: Черная смерть и подъем Европы . Издательство Принстонского университета. п. 22. ISBN 9780691222875 .
- ^ Манфред, W: «Международный журнал исследований Ближнего Востока», страницы 59–79, Vol. 12, № 1. Североамериканская ассоциация исследований Ближнего Востока, 1980.
- ^ Анри Лапейр. География Мориско Испания. . ЭХЭСС, 1959 г.
- ^ «Апрель 1976 года – право на перегруппировку семьи» . Архивировано из оригинала 16 января 2012 г. Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ «Geworld распространила фейковую информацию о количестве мусульман в Европе» . mydetector.ge . 23 октября 2017 г. Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Во Франции примерно каждый третий ребенок рождается в мусульманской семье» Дженнифер Робак Морс , Институт Актона , 25 января 2006 г. Архивировано 25 июня 2009 г. в Wayback Machine ; Каждый третий ребенок, рожденный сегодня во Франции, — ребенок . » мусульманин - ISBN 0-89526-078-6 , с. 47;
- ^ Мишель Трибала, Ислам во Франции , с. 28
- ^ Мишель Трибала, «Смешанные» браки и иммиграция во Франции. Архивировано 14 сентября 2011 г. в Wayback Machine , Espace Populations société [Онлайн], 2009/2 | 2009 г., размещено в Интернете 1 апреля 2011 г.
- ^ Кэролайн Берк. Никаких сожалений: жизнь Эдит Пиаф , Bloomsbury Publishing, 2011, стр.5. Архивировано 13 января 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Мишель Трибала, Revue Commentaire , июнь 2009 г., № 127
- ↑ Мишель Трибала, «С широко закрытыми глазами» , Деноэль, 2010 г.
- ↑ Родился во Франции в семье иммигранта. Архивировано 3 июля 2011 г. в Wayback Machine , Insee Première , № 1287, март 2010 г., Катрин Боррель и Бертран Ломмо, Insee.
- ^ Распределение иммигрантов по стране рождения, 2008 г. Архивировано 26 октября 2011 г. в Wayback Machine , Insee, октябрь 2011 г.
- ^ Робер Кастель , Негативная дискриминация , Париж, La République des idées/Seuil, 2007.
- ^ Браун, Рэйчел (2016). «Как желатин становится символом мусульманской идентичности: пищевая практика как линза для изучения религии и миграции». Религиоведение и теология . 35 (2): 185–205. дои : 10.1558/rsth.32558 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Рэйчел (2019). «Мусульманская интеграция и французское общество» . Оксфордская исследовательская энциклопедия политики . Оксфордская исследовательская энциклопедия. дои : 10.1093/акр/9780190228637.013.798 . ISBN 978-0-19-022863-7 .
- ^ Мусульманский справочник, издание Orientica, 2008 г.
- ^ «Террористические атаки в Париже: Франция закрывает три мечети в целях обеспечения безопасности» . Независимый . 2 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 г. Проверено 7 января 2016 г.
- ^ «Мусульманские лидеры Франции требуют закрытия экстремистских мечетей и лицензирования исламских проповедников после терактов в Париже» . Интернэшнл Бизнес Таймс . 25 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 27 января 2016 г. Проверено 7 января 2016 г.
- ^ Видино; и др. (2018). ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ – Сравнение вызовов и подходов (PDF) . Милан: ИСПИ. стр. 13–15, 24, 26, 35–36. ISBN 9788867058198 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2018 г. Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Исчезающие мечети Франции» . Атлантика . 1 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2016 года . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ «Кто эти 15 000 человек, «отслеживаемых на предмет радикализации»?» . Le Monde.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 23 августа 2018 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ «Координатор ЕС по борьбе с терроризмом: «То, что произошло в Барселоне, повторится, в Европе 50 тысяч радикалов» » . ЭЛЬМУНДО (по-испански). Архивировано из оригинала 06 сентября 2018 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Видино; и др. (2018). ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ – Сравнение вызовов и подходов (PDF) . Милан: ИСПИ. п. 25. ISBN 9788867058198 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2018 г. Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Гренобль: мечеть Аль-Каусар закрыта по решению префекта» . www.ledauphine.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 г. Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ «Политический исламизм: школы и культовые сооружения закрыты примерно в пятнадцати районах» . Le Figaro.fr (на французском языке). 2019-11-15. Архивировано из оригинала 25 ноября 2019 г. Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Макрон начинает подавление «исламистского сепаратизма» в мусульманских общинах» . Рейтер . 2 октября 2020 г.
- ^ «Франция планирует наказание за проверку на девственность» . Би-би-си . 5 октября 2020 г. Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ "Французские депутаты одобрили законопроект о борьбе с исламистским экстремизмом" . Франция 24 . 16 февраля 2021 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Видино; и др. (2018). Дерадикализация в Средиземноморье – сравнение вызовов и подходов (PDF) . Милан: ИСПИ. стр. 13–15, 24, 26, 35–36, 42–43, 48, 62–63, 69–70. ISBN 9788867058198 .
- ^ «Исламистский терроризм унес жизни 236 человек во Франции за 18 месяцев» . Ле Монд (на французском языке). 26 июля 2016 г. Проверено 27 июля 2016 г.
От нападения на «Charlie Hebdo» и «Hyper Kosher» в январе 2015 года до гибели отца Жака Амеля в Сент-Этьен-де-Рувре во вторник 26 июля в результате нападений и терактов погибли 236 человек.
- ^ Гейтхаус, Джонатон (12 декабря 2018 г.). «В цифрах: борьба Франции с терроризмом» . Канадская радиовещательная корпорация. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
22 — количество террористических инцидентов на французской земле с начала 2015 года. / 249 — число погибших в результате этих атак. / 928 — число раненых.
- ^ Перейти обратно: а б Отношения с Королевством, Министерство внутренних дел и (14 декабря 2017 г.). «Женщины-джихадистки: угрозу, которую нельзя недооценивать – Публикация – pdf» . АИВД . п. 5. Архивировано из оригинала 1 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вот почему Франция так сильно пострадала от терроризма» . Экспрессен (на шведском языке). 3 ноября 2020 г. Проверено 4 ноября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Бинднер, Лоуренс (2018). «Рассказы о недовольстве джихадистов против Франции» . Исследования терроризма и борьбы с терроризмом : 4–8. дои : 10.19165/2018.2.01 .
- ^ «Терроризм: две атаки исламистов предотвращены в 2020 году, с 2017 года — 33» . RTL.fr (на французском языке). 3 января 2021 г. . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Французские депутаты одобрили законопроект о борьбе с исламистским экстремизмом" . Франция 24 . 16 февраля 2021 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д МИР (09.12.2020). «Исламизм во Франции: Новые законы запрещают «свидетельства девственности» » . МИР . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «ЗАЩИТА женщин от вредных традиционных практик» (PDF) . Министерство внутренних дел . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Правительство запрашивает отчет о влиянии политического ислама во Франции» . 20 минут (на французском языке) . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Джоди Т. (17 августа 2006 г.). «Французско-мусульманская связь» . Архивировано из оригинала 15 июня 2010 г.
- ^ «Ислам в Париже - евроислам: новости и анализ ислама в Европе и Северной Америке» . Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 9 января 2015 г.
- ^ «Обострение противоречий: почему Аль-Каида напала на сатириков в Париже» . 7 января 2015 г. Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Le Monde ( на французском языке ): «Мусульманская религия является предметом глубокого неприятия со стороны французов». Архивировано 17 апреля 2014 г. в Wayback Machine, 24 января 2013 г.
- ↑ Европейская еврейская пресса: «Большинство французов считают ислам несовместимым с французскими ценностями». Архивировано 31 января 2013 г. в Wayback Machine, 27 января 2013 г.
- ^ «Франция, ислам, терроризм и проблемы интеграции: обзор исследований» . Архивировано из оригинала 26 октября 2015 г. Проверено 30 октября 2015 г. JournalistsResource.org, получено 12 января 2015 г.
- ^ «Взгляды ЕС на цыган, мусульман и евреев» . 12 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Найл Маккарти, Из всех европейцев французы наиболее благосклонно относятся к мусульманским меньшинствам [Инфографика]. Архивировано 18 июля 2018 г. в Wayback Machine Forbes, 8 января 2015 г.
- ^ «Женщине отказали в гражданстве Франции за «отказ пожать руку чиновнику» » . 19 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2018 г. Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Право на богохульство, карикатуры, свободу слова… Французы все еще «Чарли»?» . IFOP (на французском языке) . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Батт, Риазат (7 апреля 2021 г.). «Мусульмане в Британии совершенно нетерпимы к гомосексуализму, говорится в опросе» . Хранитель . Лондон.
- ^ Брайант, Элизабет (24 октября 2020 г.). «Пока Франция оплакивает убитого учителя Сэмюэля Пати, некоторые ставят под сомнение светские ценности» . DW.COM . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Французский ислам возможен / Краткое содержание (PDF)» . Институт Монтеня (на французском языке) . Проверено 03 января 2021 г.
- ^ «Для французских мусульман католическое образование» . Нью-Йорк Таймс . 25 сентября 2008 г.
- ^ «Исследование показывает, что французские мусульмане страдают от религиозных предубеждений» . Отаго Дейли Таймс . 26 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 г. Проверено 9 апреля 2010 г.
- ^ Делл'Изола, Давиде (2022). «Дискриминация мусульман, роль сетей и террористических атак в Западной Европе: примеры Великобритании, Франции и Италии» . Обзор итальянской политической науки / Rivista Italiana di Scienza Politica . 52 : 118–133. дои : 10.1017/ipo.2021.22 .
- ↑ Осквернены военные могилы французских мусульман. Архивировано 30 августа 2011 г. в Wayback Machine , BBC , 6 апреля 2008 г.
- ^ Отчеты ЕС после сентября. 11 расизм. Архивировано 7 июня 2009 г. на Wayback Machine CNN - 24 мая 2002 г.
- ^ «Вандалы напали на парижскую мечеть» . Хранитель . 22 февраля 2005 г.
- ^ «Осквернение мечети во Франции» . Эннахар Онлайн английский . Эль-Асир для прессы. 13 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Стоун, Джон (14 января 2015 г.). «Бомбы с зажигательной смесью и свиные головы бросают в мечети, поскольку антимусульманские нападения участились после стрельбы в Париже» . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ «Восемь раненых при стрельбе в мечети во Франции, а не терроризм – прокурор» . Агентство Франции . 3 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 г. Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Том Бэтчелор. Инцидент в парижской мечети: мужчина пытается врезаться автомобилем в толпу мусульманских верующих, сообщает полиция. Архивировано 22 августа 2017 г. в Wayback Machine . Независимый. 29 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Догадайтесь, Хамза (07.11.2019). «Почти половина мусульманского населения Франции подвергается дискриминации» . Мировые новости Марокко . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Тысячный марш в Париже против исламофобии после атаки» . Нью-Йорк Таймс . 10.11.2019. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Тысячи протестов против исламофобии во Франции» . Голос Америки . 10 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «[Тикер] 42% французских мусульман подверглись дискриминации» . EUobserver . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Почти половина французских мусульман сообщают, что подвергаются дискриминации на основании их религиозной деятельности = Новый араб» . 8 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Касрауи, Сафаа (10 ноября 2019 г.). «Мусульмане и активисты во Франции хотят выступить маршем против исламофобии» . Мировые новости Марокко . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Статистика антирелигиозных, антисемитских, расистских и ксенофобских действий за 2019 год» .
- ^ «Что европейцы думают о мусульманской иммиграции?» . Чатем Хаус . Архивировано из оригинала 10 марта 2018 г. Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ «Европейское общественное мнение через три десятилетия после падения коммунизма — 6. Группы меньшинств» . Исследовательский центр Пью . 14 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Природа французских беспорядков» . Оливье Рой, Совет по исследованиям в области социальных наук. Ноябрь 2005 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 19 июня 2011 г.
Основная масса участников беспорядков — мигранты во втором поколении, но, если принять во внимание имена арестованных, они более этнически смешаны, чем можно было ожидать (не считая второго поколения с мусульманским прошлым — в основном североафриканцы, плюс некоторые турки и Африканцы — есть также много африканцев-немусульман, а также людей с французскими, испанскими или португальскими именами). Участники беспорядков — граждане Франции (только около 7% арестованных — иностранцы, обычно резиденты). [...] религиозный аспект беспорядков явно отсутствует. Это не восстание мусульман.
- ↑ После трех недель насилия мировые судьи отметили, что арестованные преступники составляли подавляющее большинство преступников, впервые совершивших преступление. , nouvelleobs.com, 19 ноября 2005 г.
- ^ Саркози опроверг факты год спустя. Архивировано 28 сентября 2012 г. на Wayback Machine , liberation.fr, 24 октября 2006 г.
- ^ Мур, Молли. «Во Франции тюрьмы заполнены мусульманами» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 02 сентября 2017 г. Проверено 5 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Являются ли 70% заключенных во Франции мусульманами?» . Фактчек от Института Адама Смита . Архивировано из оригинала 23 сентября 2018 г. Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «60% французских заключенных — мусульмане?» . Проверка фактов от francetvinfo.fr . Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 г. Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ «Последствия запрета исламского платка в государственных школах» . newsroom.iza.org . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ « В этом моя сила» – Гаарец – Новости Израиля» . Архивировано из оригинала 27 января 2007 г. Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Франция» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам . Архивировано из оригинала 6 февраля 2011 г. Проверено 14 декабря 2011 г. См. раскрывающееся эссе на тему «Современные события».
- ^ «ЮНЕСКО приветствует освобождение французских журналистов Кристиана Шено и Жоржа Мальбрюно» . Архивировано из оригинала 24 августа 2016 г. Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «От чадры в школе до ношения паранджи в общественных местах дебаты изменились» . Le Monde.fr . 2 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2009 г. Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эрлангер, Стивен (31 августа 2009 г.). «Бурка Фурор разрушает французскую политику» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 г. Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «Французская панель: Запретить ношение чадры в общественных местах» . Новости Эн-Би-Си . 26 января 2010 г.
- ^ Пельтье, Элиан; Бриден, Орельен (28 февраля 2019 г.). «Спортивный хиджаб заставил Францию снова обсуждать мусульманскую чадру» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Майкл Косгроув, Как Франция считает свое мусульманское население? Архивировано 10 октября 2017 г. в Wayback Machine , Le Figaro , апрель 2011 г.
- ^ Ворей, Вернон (1960). «Французская расовая сцена: иммигранты из Северной Африки во Франции» . Раса . 2 (1): 60–70. дои : 10.1177/030639686000200105 . ISSN 0033-7277 .
- ↑ Справочная справка: Франция. Архивировано 25 мая 2019 г. в Wayback Machine , Государственный департамент США, 10 декабря 2009 г. См. Также «Существует примерно от 5 до 6 миллионов мусульман (от 8 до 10 процентов населения), хотя оценки того, сколько из них практикуют, сильно различаются». в Отчете о международной религиозной свободе за 2008 год. Архивировано 17 октября 2019 года в Wayback Machine , Государственный департамент США, сентябрь 2008 года; Ноубл, Томас FX; Штраус, Барри ; Осхайм, Дуэйн Дж.; Нойшель, Кристен Б.; Аккампо, Элинор А.; Робертс, Дэвид Д.; Коэн, Уильям Б. (2009). Западная цивилизация: за пределами границ (6-е изд.). Бостон: Обучение Уодсворта Сенгеджа. п. ?. ISBN 978-0-495-90072-6 .
- ^ (на французском языке) Ifop. Архивировано 10 сентября 2008 г. в Wayback Machine , Софрес ( Архивировано 26 ноября 2008 г. в Wayback Machine ), Верующие и атеисты, где они живут во Франции? Архивировано 2 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ ЦРУ — Всемирная книга фактов — Франция .
- ^ «Будущее мирового мусульманского населения» . 27 января 2011 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2013 г. Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ «Религия, семья, общество: кто на самом деле такие мусульмане Франции» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 г. Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ «Каково значение ислама во Франции?» . Le Monde.fr (на французском языке). 21 января 2015 г. Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ «Французский ислам возможен» (PDF) . Институт Монтеня. 2016. с. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2017 года.
- ^ Ислам в республике - Французская документация. Архивировано 28 февраля 2013 г. в Wayback Machine , Высший совет интеграции, 2000 г., стр.26.
- ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн Александр (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . Междисциплинарный журнал исследований религии . 11 :8 . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ (на французском языке) Les vrais chiffres. Архивировано 7 января 2006 г. в Wayback Machine Гилбертом Чарльзом и Бесмой Лахури, L'Express , 12 апреля 2003 г.; см. также (на английском языке) Мишель Трибала, Подсчет цифр во Франции — снижение инфляции. Архивировано 30 августа 2008 г. в Wayback Machine , The Social Contract Journal , vol. 14.2, зима 2003–2004 гг.
- ^ Мишель Трибалат, Мишель Трибалат: «Ислам остается угрозой». Архивировано 15 ноября 2011 г. в Wayback Machine , Le Monde , 13 октября 2011 г.
- ^ Жан-Поль Гуревич, Реальные проблемы миграции , Éditions du Rocher, 2017, стр. 111
- ^ Жан-Поль Гуревич, Исламистский крестовый поход , Паскаль Галоде, 2011, стр.136
- ^ Жан-Поль Гуревич, Миграции в Европе, стр. 362, Акрополь, 2007, ISBN 978-2-7357-0267-1 ; см. также оценку Front National в 6–8 миллионов мусульман, приведенную в книге Джонатана Лоуренса и Джастина Вайса , Intégrer l'Islam , стр. 35. Архивировано 26 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Одиль Джейкоб, 2007 г., ISBN 978-2-7381-1900-1
- ^ Фансуа Эран, С иммиграцией: мера, дебаты, действие , La Découverte, 2017, стр.20
- ^ «Евробарометр» .
- ^ Берроуз-Тейлор, Иви (1 декабря 2017 г.). «Как мусульманское население Франции будет расти в будущем» . www.thelocal.fr . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Французский журнал представляет 14 самых высокооплачиваемых людей» . 2017-05-02. Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 г. Проверено 23 июня 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвидсон, Наоми. Только мусульманин: воплощение ислама во Франции двадцатого века (Cornell University Press, 2012)
- Кац, Итан Б. Бремя братства: евреи и мусульмане от Северной Африки до Франции (Harvard University Press, 2015)
- Мандель, Мод С. Мусульмане и евреи во Франции: история конфликта (Princeton University Press; 2014) 253 страницы; научная история конфликтов с 1948 года; особое внимание Марселю и влиянию французской деколонизации на Северную Африку.
- Мотадел, Дэвид. «Создание мусульманских общин в Западной Европе, 1914–1939». в под ред. Гётца Нордбруха и Умара Риада, Транснациональный ислам в межвоенной Европе: мусульманские активисты и мыслители (2014), глава 1.
- Мюррей-Миллер, Гэвин. «Противоречивое чувство национальности: арабское королевство Наполеона III и парадоксы французского мультикультурализма». Французская колониальная история 15 № 1 (2014): 1–37.
- Рутэм, Эстер. «Воплощение ислама и светскости: молодые французские мусульманки за работой». Пол, место и культура (2014): 1–16.
- Проверьте, Рафаэль. Французские колониальные солдаты в немецком плену во время Второй мировой войны (Cambridge University Press, 2014)
- Цвиллинг, Анн-Лора. «Век мечетей во Франции: построение религиозного плюрализма». Международное обозрение социологии 25 № 2 (2015): 333–340.
- Рагацци, Франческо; Тауфик, Амаль; Перре, Сара; Давидшофер, Стефан (9 ноября 2020 г.). « «Сепаратизм»: что, если антитеррористическая политика пошла по неправильному пути?» . Разговор . Проверено 30 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Французские мусульмане и правительство борются с трудностями интеграции
- Борьба с терроризмом: уроки Франции
- Число французских мусульман и мусульман во Франции преувеличено euro-islam.info 12 января 2013 г.
- [1]
- Законопроект о парандже во Франции – предыстория , Radio France Internationale на английском языке