Перотен
Перотен | |
---|---|
Национальность | Французский |
Другие имена | Перотинус, Перротинус, Перотинус Великий, Мастер Перотинус |
Занятие | Композитор |
Годы активности | эт. в. 1200 |
Известный | Полифония |
Заметная работа | Все видели , князья сидели , Аллилуия Рождества. |
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
|
Перотен [ н 1 ] ( около г. 1200 ) был композитором, связанным со Нотр-Дам школой полифонии в Париже и более широким музыкальным стилем ars antiqua высокой средневековой музыки . Ему приписывают развитие полифонических практик его предшественника Леонена с введением трех- и четырехчастных гармоний.
За исключением краткого упоминания теоретика музыки Йоханнеса де Гарландии в его De Mensurabili Musica , практически вся информация о жизни Перотена исходит от Анонима IV , английского студента под псевдонимом , который, вероятно, учился в Париже. Аноним IV называет семь титулов из Magnus Liber , в том числе Viderunt omnes , Sederunt principes и Alleluia Nativitas , которые были идентифицированы с сохранившимися произведениями, и дает ему титул Magister Perotinus (Перотинус Мастер), что означает, что он имел лицензию на преподавание. Предполагается, что Перотин был французом и его звали Перотин, уменьшительное от Петра , но попытки сопоставить его с людьми в современных документах остаются спекулятивными.
Личность и карьера
[ редактировать ]
Перотен, о котором мало что известно, скорее всего, жил примерно в конце XII — начале XIII века и предположительно был французом. [ 1 ] Наиболее близкая к современному описанию его жизни вещь принадлежит двум репортерам, написанным гораздо позже: краткое упоминание, приписываемое теоретику музыки Йоханнесу де Гарландии. [ н 2 ] ( ок . 1270–1320 ) в этих De Mesurabili Musica , [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] и четыре упоминания [ 6 ] в работах английского студента конца 13 века, известного как Аноним IV . На каком-то этапе Аноним IV считался учеником Йоханнеса де Гарландии, но это маловероятно. [ 4 ] и название является неправильным , полученным из названия заметок Шарля-Эдмонда-Анри де Куссмейкера , Анонима IV . Вероятно, это были записи, сделанные студентом на лекции. [ 7 ] [ 8 ] включая этот абзац: [ 9 ]
Эти правила использовались во многих старых книгах; так было во времена Перотина Великого и после него. Тем не менее, они не знали, как отличить эти заметки от тех, которые будут представлены вскоре. Так было еще со времен Льва, потому что для продолжительного значения brevis longa ставились две лигированные ноты , и подобным же образом довольно часто употреблялись три лигированные ноты для longa brevis, longa . Говорят, мэтр Леонен был лучшим композитором «Органума» (optimusorganista), он сочинил «Великую книгу органума» для постепенного и антифонарного, чтобы продлить богослужение. Эта книга использовалась до тех пор, пока великий Перотен не сократил ее и составил многочисленные статьи и разделы, и они были лучше, потому что он был лучшим составителем дисканта (optimus discantor). Этот магистр Перотин сделал лучшие квадруплы, такие как Видерунт и Седерунт , с обилием ярких музыкальных украшений [ colores Armonicae Artis ]; равно и благороднейшая трипла, такая как Аллилуия, ставлю помощь и [Аллилуия] , Рождество и т. д. Он также делал трехголосные дирижеры, такие как Salvatoris hodie , и двухголосные дирижеры, такие как Dum sigillum summi Patris , а также, среди многих других, одноголосные дирижеры, такие как Beata viscera и др. Книга, то есть книги магистра Перотина, использовались в хоре парижского собора Пресвятой Богородицы вплоть до времени магистра Роберта де Сабилоне, [ н 3 ] и от его времени до наших дней. [ н 4 ] [ 12 ] [ 1 ]
Было много спекулятивных попыток отождествить Перотена с членами администрации Нотр-Дама. [ n 5 ] но они не были общепринятыми. [ 1 ] [ 14 ] Из нескольких людей с этим именем ( Петрус предложенных ) наиболее распространенными являются Петрус Кантор (умер в 1197 г.), который был богословом, и еще один Петрус, который был преемником в Нотр-Даме ок. 1207–1238. [ 10 ] [ 13 ] [ 15 ] Из этих двух Петрус Сукцентор был предложен как более вероятный, отчасти по хронологическим основаниям, а отчасти из-за роли преемника в надзоре за совершением литургии в соборе (хор был посвящен в 1182 году). [ 1 ] но это чисто умозрительно, основанное на предположении, что композитор занимал какое-то важное положение в соборной иерархии. [ 15 ] [ 16 ]
Перотен считается самым важным членом Дам школы полифонии Нотр - , группы композиторов, работавших в парижском соборе или рядом с ним примерно с 1160 по 1250 год, создателей стиля ars antiqua . [ 17 ] Даты жизни и творчества Перотена уже давно являются предметом споров. [ 18 ] но обычно считается, что они датируются примерно периодом с 1155/60 г. (или раньше) примерно до 1200/05 г. (или позже), основываясь на эволюции французского хорового письма в это время (см. «Сочинения» ), в частности, на его очевидном отсутствии в период расцвета. французского мотета, возникшего после 1210 года. [ 15 ] [ 19 ] [ 20 ]
Перотен был одним из очень немногих композиторов своего времени, чье имя сохранилось и может быть надежно прикреплено к отдельным произведениям, большинство из которых были транскрибированы. [ 21 ] Аноним IV называл его Магистром Перотинусом (Перотинус Мастер). [ 22 ] Титул, используемый также Иоганном де Гарландией, означает, что Перотин, как и Леонин , получил степень магистра искусства , почти наверняка в Париже, и что он имел лицензию на преподавание. Однако только Аноним IV использовал эпитет Перотинус Магнус (Перотинус Великий). [ 23 ] Предполагается, что имя Перотинус, латинское уменьшительное от Петруса, происходит от французского имени Перотин, уменьшительного от Пьера. Однако «Петрус» было одним из самых распространенных имен на острове Иль-де-Франс в эпоху Высокого Средневековья , что затрудняло дальнейшую идентификацию. [ 23 ] Уменьшительное, по-видимому, было знаком уважения, оказанного его коллегами. Титул Магнус был знаком уважения, которым он пользовался даже спустя долгое время после его смерти. [ 1 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Школа Нотр-Дам
[ редактировать ]
Правление Людовика VII (1137–1180) стало периодом культурных инноваций, когда появилась школа музыкальной композиции Нотр-Дам и вклад Леонена, который подготовил двухчастные хоровые постановки ( органы ) для всех крупных литургических фестивалей. . [ 24 ] Этот период в истории музыки был описан как сдвиг парадигмы, имеющий долгосрочные последствия в нотной записи и ритмической композиции, с развитием органума , клаузулы , кондуктора и мотета. [ 25 ] Инновационный характер стиля Нотр-Дам контрастирует с его предшественником, стилем аббатства Марциаль в Лиможе , заменяющим монодическое (монофоническое) григорианское пение полифонией Сен - (более одного голоса поют одновременно). Это было началом полифонической европейской церковной музыки. Органум по своей сути включает простое удвоение ( organum duplum илиorganum purum ) пения с интервалами в четвертую или пятую часть, выше или ниже. [ 26 ] Эта школа также ознаменовала переход от музыки, которая по сути была исполнением, к менее эфемерному существу, которое было записано на пергаменте, сохранено и передано в историю. Это также начало идеи композиторов и композиций, введение более двух голосов и обработка народных текстов. Впервые ритм стал таким же важным, как высота звука , до такой степени, что музыка этой эпохи стала известна как musica mensurabilis (музыка, которую можно измерить). Эти разработки и появившиеся обозначения заложили основы музыкальной практики на протяжении веков. Сохранившиеся рукописи тринадцатого века вместе с современными трактатами по теории музыки составляют музыкальную эпоху ars antiqua . Репертуар Нотр-Дама распространился по всей Европе. В Париже полифония исполнялась в конце 1190-х годов, но более поздние источники предполагают, что некоторые сочинения датируются еще 1160-ми годами. Хотя его часто связывают со строительством самого собора, строительство началось в 1163 году, а алтарь освятили в 1182 году. Однако с начала двенадцатого века здесь наблюдались свидетельства музыкального творчества. [ 16 ]
Творчество Леонена отличалось двумя характерными органными стилями: Purum и Discantus . [ 26 ] [ 15 ] Эта ранняя полифоническая органа все еще прочно основывалась на григорианском пении, к которому добавлялся второй голос. Песня называлась тенором ( cantus Firmus или Vox Principalis ). [ 27 ] который буквально «держит» (лат. tenere ) мелодию. [ 27 ] Тенор « основан на существующей мелодии равнинной песни из литургического репертуара (например, Аллилуйя» , «Стих» или «Постепенный» , из « Мессы », или «Респонсорий » или «Бенедикамус» из « Офиса» ). Эта цитата из простой мелодии является определяющей характеристикой музыкальных жанров тринадцатого века. [ 28 ] В Organum purum партия тенора была растянута в длинные педальные точки , тогда как верхняя часть или дуплум контрастировала с ней в гораздо более свободном ритме, состоящем из мелизмов (мелизматических или нескольких нот в слоге , по сравнению с слоговыми - одной ноты в слоге). . Во втором стиле, дискантусе , тенору позволялось быть мелизматическим, а ноты были более быстрыми и регулярными, а верхняя часть становилась одинаково ритмичной. Эти более ритмичные секции были известны как clausulae (puncta). [ 15 ] Еще одним нововведением стала стандартизация форм банкнот, и новые квадратные банкноты Леонена были быстро приняты. Хотя он разработал стиль дискантуса, сила Леонена заключалась в том, что он писал Organum Purum . [ 15 ] пение органы вышло из употребления. К середине тринадцатого века [ 10 ] Со школой Нотр-Дама был связан Йоханнес де Гарландия, чей « De mensurabili» обеспечил теоретическую основу, поскольку полифония Нотр-Дама - это, по сути, musica mensurabilis , музыка, измеряемая во времени. В своем трактате он определяет три формы полифонии: органум по специальности , связка и дискант, которые определяются соотношением голосов друг к другу и ритмическим течением каждого голоса. [ 16 ]
Большая органная книга
[ редактировать ]Около 1160 года Леонен собрал свои сочинения в книгу Magnus liberorgani (Великая органная книга). Произведения Перотена сохранились в этом сборнике ранней полифонической церковной музыки, который находился в коллекции собора Нотр-Дам в Париже. [ н 7 ] Magnus liber также содержит работы его преемников. [ 29 ] Помимо двухчастной органы, эта книга содержит трех- и четырехчастные композиции в четырех различных формах: органах , клаузулах , кондуктивах и мотетах, а также в трех различных стилях. В стиле органума верхние голоса очень подвижны по сравнению с голосом тенора , движущимся длинными неразмерными нотами. В дискантном стиле тенор движется размеренными нотами, но все же медленнее, чем верхние голоса. В третьем стиле все голоса движутся нота за нотой и в основном ограничиваются кондукцией . [ 30 ] Все сохранившиеся источники начинаются с четырехголосной органной настройки Christmas Gradual, Viderunt omnes Fines terrae ( букв. « Все концы земли видели » ), которая, как полагают, принадлежала Перотэну, как, скорее всего, и оригинальная Liber . [ 31 ] Однако сохранившиеся рукописи и фрагменты [ н 8 ] датируются еще тринадцатым веком, а это означает, что они сохранились в форме, записанной музыкантами, работавшими через несколько поколений после Леонена и Перотена. [ 33 ] [ 34 ] Этот сборник музыки представляет собой самую раннюю из известных записей полифонии, стабильность и распространение которой ранее были достигнуты за счет монофонического григорианского пения. [ 16 ]
Музыка
[ редактировать ]Формы и стиль
[ редактировать ]В 1179 году Людовику VII наследовал его сын Филипп II , и его правление было отмечено интеграцией и пересмотром культурных сдвигов, произошедших при его отце. [ 15 ] Именно в это время впервые появились композиции Перотена и произошел сдвиг в сторону более преобладающего стиля дискантус . [ 15 ] Перотен наиболее известен своим сочинением как литургических органов, так и нелитургических дирижеров , в которых голоса перемещаются нота за нотой. Он был пионером в стилях Organum Triplum и Organum Quadrulum (трех- и четырехголосная полифония). [ 35 ] [ 36 ] и все видели его , и сидели и говорили против меня ( букв. « сидели и строили заговор против меня » ) Князья князья [ n 9 ] и праздник Дня Святого Стефана (26 декабря) соответственно. [ 38 ] [ 39 ] являются одними из немногих известных четырехголосных органов , ранняя полифония ограничивалась двухголосными композициями. [ 19 ] [ 36 ] С добавлением дополнительных частей композиции стали известны как мотеты , важнейшая форма полифонии того периода. Два Graduals Перотена для рождественского сезона представляют собой высшую точку его стиля с крупномасштабным тональным дизайном, в котором массивные точки педалей поддерживают колебания между последовательными гармониями и сложным взаимодействием между тремя верхними голосами. [ 40 ] Перотен также способствовал развитию нотной грамоты, отойдя от импровизации. [ 30 ] Несмотря на это, нам ничего не известно о том, как появились эти произведения. [ 34 ]
Помимо собственных сочинений, как отмечает Аноним IV, Перотен приступил к пересмотру « Magnus liberorgani» . [ 15 ] Леонена Добавленный дуплум требовал навыков, и его нужно было петь быстро, используя до 40 нот к одному из основных песнопений, в результате чего фактический текст развивался очень медленно. Перотен сократил эти отрывки, добавив дополнительные голосовые партии, чтобы обогатить гармонию . [ 41 ] Степень, в которой он это сделал, обсуждается из-за фразы «abbreviavivit eundem», написанной Анонимом IV. Обычно переводимое как сокращенное, было высказано предположение, что он сократил Magnus liber , заменив Organum Purum дискантными клаузулами или просто заменив существующие клаузулы более короткими. Перотену приписывают около 154 клаузул, но многие другие клаузулы представляют собой тщательно продуманные композиции, которые фактически расширяют композиции в Liber , и стилистически они напоминают его известные работы, которые имеют гораздо больший масштаб, чем работы его предшественника, и, следовательно, не представляют собой «аббревиатура». Альтернативный вариант перевода аббревиавита — записать, предполагая, что он действительно подготовил новое издание, используя свою более развитую систему ритмической записи, включая мензуральную нотацию , как упоминает Аноним IV. [ 1 ] [ 42 ]
возникли два стиля Из Organum duplum : «витиеватый» и « дискантный » ( discantus ). Первое было более типично для Леонена, второе — для Перотена, хотя эта косвенная атрибуция оспаривается. [ 43 ] Аноним IV описал Леонена как optimusorganista (лучший органный композитор ), а Перотен, который пересмотрел его Magnus liberorgani (Великую книгу органума), как optimus Discantor, имея в виду его дискантное сочинение. [ 12 ] В оригинальном Discant Organum Duplum второй голос следует за cantus Firmus , нота за нотой, но с интервалом, обычно на кварту выше. Напротив, в витиеватом органуме верхний голос, или voxorganalis, вплетал более короткие ноты вокруг более длинных нот нижнего тенорового пения. [ 27 ] [ 44 ]
Композиции
[ редактировать ]
Anonymous IV упоминает ряд композиций, которые он приписывает Перотэну: [ 1 ] в том числе четырехголосные Viderunt omnes и Sederunt principes , а также трехголосные Alleluia «Я помогла» и Alleluia «Рождество» . [ 45 ] Йоханнес де Гарландия утверждает, что Magnus Liber начинается с четырехчастной органы Перотина, и делает конкретную ссылку на обозначения в трехчастной Alleluya, Posui adiutorium . [ n 10 ] [ 5 ] Другие работы приписывают ему более поздние ученые, такие как Генрих Гусман , по стилистическим соображениям. [ 46 ] все в стиле органума , а также двухголосный Dum sigillum summi Patris и монофонический Beata viscera ( букв. « О благословенное чрево » ) [ n 11 ] в проводимом стиле. [ 1 ] ( Кондуктус представляет собой рифмованное латинское стихотворение, называемое последовательностью , на повторяющуюся мелодию, очень похожее на современный гимн .) По традиции четырехчастные пьесы школы Нотр-Дам приписывают Перотэну, а двухчастные пьесы оставляют Леонену. . [ 17 ] Первый включает в себя трехчастную программу, проводимую Сальватором сегодня . [ 47 ] [ 48 ] Последний помещен в Мессу обрезания во французской рукописи XIII века. [ 32 ] [ 1 ] Из них наиболее известными работами являются его «Viderunt omnes» и «Sederunt principes» . [ 30 ] Они были описаны как представители пика музыкального развития того времени. [ 10 ] [ 40 ]
Большинство произведений Перотена представлены в полифонической форме дисканта, в том числе квадрупла и трипла . Здесь верхние голоса движутся дискантно, как ритмический контрапункт над продолжительными нотами тенора . Это согласуется с описанием его Анонимом IV как оптимуса дискантора . Однако, как и Леонен, он, вероятно, сочинял произведения во всех музыкальных жанрах и стилях, известных полифонии Нотр-Дама. [ 16 ] Даты деятельности Перотена были приблизительно взяты из некоторых указов конца XII века ( Statuta et donationes piae ). [ 49 ] епископа Парижа Одо ( Эд де Сюлли ) (1196–1208) в 1198 и 1199 годах. Получив упрек со стороны Петра Капуанского , папского легата того времени, епископ стремился реформировать ритуалы рождественского сезона, запретив бытовавшие в то время бурные костюмированные представления, в частности, Праздник дураков . [ 50 ] Вместо этого он предпочитал сложную музыку. [ 37 ] [ 51 ] призыв к выступлению в органе трипло и квадрупло для Респонсориев, Бенедикамусов и других учреждений. [ n 12 ] [ 30 ] Указы епископа весьма специфичны и предполагают, что Organum Quadrulum Viderunt omnes Перотена был написан к Рождеству 1198 года, а другой его Organum Quadrulum Sederunt Principes был написан ко Дню Святого Стефана 1199 года, для освящения нового крыла собора Нотр-Дам. [ n 13 ] Если они были написаны после этого, то они не могли быть написаны до конца 1200 или 1201 года, поскольку на протяжении большей части 1200 года Франция находилась под запретом Папы Иннокентия III , запрещавшего проведение церковных служб. [ 54 ] Ганс Тишлер датирует пересмотр Magnus Liber примерно 1180/90 годом. [ 15 ] В отчетах Анонима IV, епископских указах и положениях Magnus liber ключевые композиции, по-видимому, подтверждаются и относятся к этому периоду. [ 37 ]
Перотен написал музыку как минимум к пяти стихотворениям канцлера собора Филиппа ле канцлера (Филиппа канцлера). [ 55 ] Филипп, также тамошний каноник , носил этот титул в соборе с 1218 года до своей смерти в 1236 году. [ 56 ] что позволяет предположить возможную более позднюю дату установки Перотеном Beata viscera первого (около 1220 г.) или, по крайней мере, terminus ante quem . [ 1 ] Другие полагают, что это стихотворение было написано гораздо раньше, и поэтому относят смерть Перотена не позднее 1205 года. [ 15 ] указы епископа подразумевали, что работа Перотена была задолго до этого. [ n 14 ] [ 37 ] Филип, похоже, написал несколько стихотворений с намерением положить их на музыку Перотэном. [ n 15 ] и вместе с ним отдается должное развитию мотета. [ 57 ]
Работает
[ редактировать ]
Аноним IV выделил семь работ, которые он, по-видимому, считал достойными выделения, и они представляют собой единственную прямую атрибуцию. Последующие авторы атрибутировали произведения по стилистическим и хронологическим признакам. К ним относятся Фридрих Людвиг (1910), [ 58 ] Генрих Гусманн (1940), [ 46 ] Ганс Тишлер (1950) [ 15 ] и Этель Терстон (1970). [ 48 ] Хусманн добавил еще девять трехчастных орган и пять клаузул , к которым Людвиг добавил множество других клаузул . [ 1 ] Другие авторы приписывают Перотэну все трехчастные органы в « Magnus Liber» , что маловероятно. два из трех известных четырехчастных органов . Тем не менее, ему можно отнести [ 15 ]
Ключ: Аноним IV (А), Йоханнес де Гарландия (Г), Тишлер (Ти), Терстон (Т), Хусманн (Х) . [ 59 ] [ 40 ] [ 1 ] Числа относятся к листам в рукописи F Magnus liber .
- Четырехголосная органа
- Трехчастная органа
- Аллилуия Рождество [ 12 ] (А)(Ти)(Тх)(Н) F31
- Аллилуия, я положил помощь (A)(G)(Ti)(H) F36
- Аллилуия, день освященный (Тебе)
- Аллилуия, наша Пасха (Ты)(H)
- Аллилуия, Он любил Андрея (H)
- Сток Йессе (Ti)
- Дева (Ti)(H)
- Священный немецкий (H)
- Ужасно (H)
- Слово вышло (H)
- Проведенный
- Французы дирижируют движениями Se i'ai ame: Из семени (Th)
- 3 часть Поведение Спасителя сегодня (А)(Ти)(Тх)(З) F307
- 2 часть Проводится под печатью верховного отца (А)(Ти)(Тх)(Н) Ф344
- 1 часть Кондуктуса Благословенного чрева Девы Марии [ 12 ] (А)(Ти)(Тх)(Н)
- 5 Благословим Господа (Ти) (3(Н))
- 3 части статьи
- В аромат (H)
- И просвети (Н)
- И он возрадуется (Н)
- И я возвысился (Н)
- Клаусулы из 2 частей (многочисленные (H))
- сомнительно
- 4 части Морзе (H) [ 15 ]
Влияние
[ редактировать ]Перотена называют первым современным композитором западной традиции, радикально преобразовавшим творчество своих предшественников из преимущественно импровизационной техники в особую музыкальную архитектуру. [ 56 ] Музыка Перотена оказала влияние на современных композиторов- минималистов , таких как Стив Райх , особенно в произведении Райха «Притча» . [ 60 ] [ 61 ]
Записи
[ редактировать ]- дискографию см. McComb (2019).
- Шантеклер (1991). Псаллит! Рождество эпохи Возрождения (CD) (на латыни).
- Перотин (1991). Бенедикамус Домино . Проверено 16 января 2019 г. (аудио и визуальное)
- Готическая революция - Духовная музыка The Sixteen , Гарри Кристоферс , Саймон Рассел Бил, DVD CORO
- Месса Рождества Богородицы . Ансамбль Organum, Марсель Перес. Гармония Мунди 901538 (1995).
- Перотин . Ансамбль Хиллиарда , компакт-диск ECM New Series, 837–751–2
- Духовная музыка из собора Парижской Богоматери , Tonus Peregrinus ; Энтони Питтс , компакт-диск NAXOS 8.557340 (2005)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя Перотена записано во многих вариантах, включая Перротинус , Перотинус Магнус , Магистр Перотинус и Перотинус . [ 1 ]
- ↑ Но в некоторых из них почти не соблюдается приличие, как это видно по четверным четверям мастера Перротини в начале большого тома, которые лучше всего найти, пропорции и сохранить в живописи, как это ясно видно там. [ 2 ] Долгое время считалось, что автором был Йоханнес де Гарланд, но, скорее всего, он был редактором существующей рукописи.
- ^ Роберт Сабилоне эт. 1250 [ 10 ]
- ^ И заметьте, что мастер Леонин, согласно сказанному, был лучшим органистом, составившим большую книгу органа для богослужения путем умножения градалов и антифонариев. И он использовался до времен Перотина Великого, который сократил его и сделал много лучших предложений или пунктов, поскольку он был лучшим учеником и был лучше Леонина. Но этого нельзя сказать о тонкости органа и т. д. Но мастер Перотин сам сделал лучшие четверные, как они видели, сидели с обилием красок гармонического искусства (...) так же и самая благородная тройка, как Alleluia Posui adiutorio Nativity . [ 11 ]
- ↑ Например, тщательно продуманная реконструкция его карьеры Крейга Райта . [ 13 ]
- ^ Иллюстрация из Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVIe siècle основана на письменных описаниях 1532 и 1612 годов.
- ^ Существуют три разные версии Magnus liber , а также несколько дополнительных фрагментов. [ 29 ]
- ^ Один из самых ранних, ок. 1227 г. - Бове . рукопись [ 32 ]
- ↑ В Нотр-Даме Видерунт пели на новом празднике Обрезания 1 января. [ 37 ]
- ^ Еще одно правило о том же. Но это не доказывается этим искусством, но хорошо доказывается примером, который находится в дополнении к Аллилуйе Посуи, а именно в тройной четверке со свойством и совершенством и тройке, тройке и тройке со собственностью и т. д., как это взято в этот пример
- ^ Асенсио 1997 утверждает, что Беата была приписана Перотину Анонимом IV. [ 17 ]
- Утреня епископа, декана или капеллана должна проводиться в надлежащем порядке, чтобы 3-й и 6-й респонсории исполнялись с органом (либо тройным, либо четверным (английский перевод указа 11998 г. см . (1989 , стр. 239)) [ 52 ] [ 53 ]
- ^ Письма епископа свидетельствуют о развитииorganum duplum в Нотр-Даме с 1160-х годов и его последующей интеграции во все великие праздники литургического календаря , не только в ответных песнопениях собственно мессы, но и в Benedicamus Domino вечерни. [ 51 ]
- ↑ Нельзя с уверенностью утверждать, что произведения Перотена не были написаны до епископского указа. [ 1 ]
- ^ установить ключевые предложения [ 15 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Рознер 2001 .
- ^ Гарландия 1972 .
- ^ Гарландия 1994 .
- ^ Перейти обратно: а б Бальцер 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэйт, 1960 год .
- ^ Диттмер 1959 , стр. 21, 36, 40, 66.
- ^ Райт 1989 .
- ^ Аноним IV 1967 , я: 46.
- ^ Диттмер 1959 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дженни, 1942 год .
- ^ Хейнс 2006 , с. 378.
- ^ Перейти обратно: а б с д Веллард 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б Райт 1989 , с. 294.
- ^ ЭББ 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Плотник 1950г .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рознер 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с Асенсио 1997 год .
- ^ Гастуэ 1917 .
- ^ Перейти обратно: а б Плотник 1963г .
- ^ Сандерс 1967 .
- ^ Андерсон 1972 .
- ^ Пинегар 1995 .
- ^ Перейти обратно: а б Райт 1989 , с. 288.
- ^ Седарвилл 2018 .
- ^ Брэдли 2018 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Беда 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 2012 , с. 24.
- ^ Брэдли 2018 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Плотник 1984г .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уоллес 1993 .
- ^ Бальцер 1987 .
- ^ Перейти обратно: а б ГБ-Лбл Эгертон 2615 2019 .
- ^ Фасслер 1987 .
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 2018 , с. 4.
- ^ ЭБ 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Перотин 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тарускин 2006 , с. 243.
- ^ Латам 2011 , Сидящие принцы.
- ^ Латам 2011 , Они все это видели.
- ^ Перейти обратно: а б с Хайли 2011 .
- ^ Уилсон-Диксон 2003 , с. 51.
- ^ Бергер 1996 .
- ^ Бергер 2005 , с. 40.
- ^ Планчарт 2000 , с. 30.
- ^ Аноним IV 1967 , 1:46, 82.
- ^ Перейти обратно: а б Домработница 1940 года .
- ^ Gattermayer 2006 , p. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Перотин 1970 .
- ^ Минь 1855 , стр. 70–74.
- ^ Райт 1989 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Валовой 2011 год .
- ^ Минь 1855 , стр. 72.
- ^ Хугло 1982 , с. 103.
- ^ Кларк 2007 , с. 179.
- ^ Воше 2000 , Перотен.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 1989 , с. 289.
- ^ Райт 1989 , с. 295.
- ^ Людвиг 1978 .
- ^ Райт 1989 , стр. 288–289.
- ^ Рейх 2019 .
- ^ Льюис 2018 .
Библиография
[ редактировать ]- Книги
- Бергер, Анна Мария Буссе (2005). Средневековая музыка и искусство памяти . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-93064-3 .
- Брэдли, Кэтрин А. (2018). Полифония в средневековом Париже: искусство сочинять Plainchant . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-41858-4 .
- Кларк, Питер Д. (2007). Интердикт в тринадцатом веке: вопрос коллективной вины . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-920860-9 .
- Даффин, Росс В., изд. (2000). Путеводитель исполнителя по средневековой музыке . Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-21533-1 .
- Эверист, Марк ; Келли, Томас Форрест , ред. (2018). Кембриджская история средневековой музыки . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-57707-6 .
- Финшер, Людвиг ; Махлинг, Кристоф-Хельмут, ред. (1967). Фестиваль Уолтера Виоры от 30 декабря 1966 года . Кассель: Беренрейтер .
- Гаттермайер, Елена Бонольди (2006). Бланш Кастильская: королева Франции и мать святой (на итальянском языке). Милан: Редакционная книга Хаки. ISBN 978-88-16-40727-5 .
- Угло, Мишель (1982). Начало полифонии в Париже: первая парижская органа [ Начало полифонии в Париже: первая парижская органа ] (на французском языке). Базель: Амадей. ( английский перевод Роба К. Вегмана )
- Хусманн, Генрих (1940). Трех- и четырехчастное «Нотр-Дам Органа: Критическое полное издание» (на немецком языке). Лейпциг: Г. Олмс.
- Джонсон, Джулиан (2012). Классическая музыка: Руководство для начинающих . Публикации Oneworld . ISBN 978-1-78074-141-3 .
- Людвиг, Фридрих (1978). Репертуар органов современного и старинного стиля (на немецком языке). Ассен : Институт средневековой музыки.
- Перотин (1970). Терстон, Этель (ред.). Работы Перотина . Эдвин Ф. Калмус .
- Андерсон, Гордон А. (апрель 1972 г.). «Работы Перотина Этель Терстон». Музыка и письма (обзор). 53 (2): 224–230. JSTOR 733642 .
- Перотин (1999). Все видели, сидели (миниатюра). Альфред Музыка ISBN 978-1-4574-6877-3 .
- Тарускин, Ричард (2006). Музыка от самых ранних нот до шестнадцатого века: Оксфордская история западной музыки, том. 1 . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-979604-5 .
- Уилсон-Диксон, Эндрю (2003). История христианской музыки: от григорианского песнопения до черного госпела. Авторитетный иллюстрированный путеводитель по всем основным традициям музыки для богослужений . Крепость Пресс . ISBN 978-0-8006-3474-2 .
- Райт, Крейг (1989). Музыка и церемонии в Нотр-Даме в Париже, 500–1550 гг . Архив Кубка . ISBN 978-0-521-24492-3 .
- Исторические источники
- Аноним IV (1967). Рекоу, Фриц (ред.). Der Musiktraktat des Anonymus 4 (приложение к Музыкальный трактат анонима IV: Дополнения к Архиву музыковедения Archiv für Musikwissenschaft 4–5) 2 тома: De mensuris et discantu [ : О мерах и дискантах ] (на немецком языке). Висбаден: Франц Штайнер Верлаг. стр. 1:22–89. , см. также
- Куссмейкер, Чарльз Эдмон Анри Де , изд. (2015) [1864–1876 Дюран: Париж]. «Аноним 4. Об измерениях и обучении». Сочинения о музыке средневековья. Новая серия от Gerbertina altera 4 тома . Библиобазар стр. 1:327–64. ISBN 978-1-346-24291-0 . , английский перевод доступен как,
- Диттмер, Лютер А. (1959). Аноним IV об измерении полифонической песни . Нью-Йорк: Институт средневековой музыки. ISBN 978-5-88245-081-5 . ( полный текст доступен на сайте ) Интернет-архив
- Гарланд, Джон (1994) [ок. 1240]. Хейс, Стивен Э.; и др. (ред.). Положение измеримой музыки (на латыни). Университет Индианы
- — (1972). Реймер, Эрих (ред.). Измеримой музыки в 2 томах (на латыни). Висбаден: Франц Штайнер Верлаг . ( приписывается ) (полный текст: Том 1, Том 2 )
- Минь, Жак-Поль, изд. (1855). Полный курс Patrologiae Latina ... вторая серия (на латыни) Вот редактор.
- Главы
- Хили, Дэвид (2011). «Перотин». Перотин [Perotinus Magnus] . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-957903-7 . , в Латаме (2011)
- Планчарт, Алехандро Энрике (2000). Органум . стр. 23–51. , в Даффине (2000)
- Рознер, Эдвард Х (2018). Нотр-Дам . стр. 834–880. . в Эверисте и Келли (2018)
- Сандерс, Эрнест Х. (1967). Вопрос о творчестве и датах Перотена . стр. 241–249. , в Финшере и Малинге (1967)
- Словари и энциклопедии
- «Перотин» . Энциклопедия мировой биографии . Группа Гейл . 2004 . Проверено 14 января 2019 г.
- Бальцер, Ребекка А. (2001). «Иоганнес Гарландский [Иоганнес Галлик]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14358 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (доступ по подписке)
- Британская энциклопедия (2016). Перотен . Проверено 15 января 2019 г.
- Эммерсон, Ричард К., изд. (2013). Ключевые фигуры средневековой Европы: Энциклопедия . Рутледж . ISBN 978-1-136-77519-2 .
- Пинегар, Сандра (1995). «Перотин» . В Киблер, Уильям В.; Зинн, Гровер А. (ред.). Средневековая Франция: Энциклопедия . Психология Пресс . стр. 1356–1357. ISBN 978-0-8240-4444-2 . перепечатано в Эммерсоне (2013 , 513).
- Рознер, Эдвард (2001). «Перотинус [Перротинус, Перотинус Магнус, Магистр Перотинус, Перотин]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40465 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Воше, Андре , изд. (2000). Энциклопедия средних веков: в 2 т . Издательство Фицрой Дирборн, Инкорпорейтед. ISBN 9781579582821 .
- Статьи
- Асенсио, Хуан Карлос (февраль 1997 г.). «До Квазимодо: очень ранняя полифония». Старинная музыка (обзор). 25 (1): 145–147. дои : 10.1093/earlyj/xxv.1.145 . JSTOR 3128176 .
- Бальцер, Ребекка А. (июль 1987 г.). «Рукописи Нотр-Дама и их владельцы: утерянные и найденные». Журнал музыковедения . 5 (3): 380–399. дои : 10.2307/763698 . JSTOR 63698 .
- Бергер, Анна Мария Буссе (июль 1996 г.). «Мнемотехника и полифония Нотр-Дама». Журнал музыковедения . 14 (3): 263–298. дои : 10.2307/764059 . JSTOR 764059 .
- Фасслер, Марго Э. (апрель 1987 г.). «Роль парижской секвенции в эволюции полифонии Нотр-Дама». Зеркало . 62 (2): 345–374. дои : 10.2307/2855230 . JSTOR 2855230 . S2CID 161832131 .
- Гастуэ, Амеде (апрель 1917 г.). «Три века французской средневековой музыки: новые выводы и некоторые примечания» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 3 (2). пер. Х. Моретт: 173–188. дои : 10.1093/mq/iii.2.173 . JSTOR 738083 .
- Хейнс, Джон (2006). «Аноним IV как информатор о ремесле написания музыки». Журнал музыковедения . 23 (3): 375–425. дои : 10.1525/jm.2006.23.3.375 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 10.1525/jm.2006.23.3.375 .
- Гросс, Уильям (2011). в двенадцатом и тринадцатом веках: музыкальный дискурс как коммуникационная стратегия или неявная легитимация епископской власти» «Органум . Исторический обзор (на французском языке). 659 (3): 487–510. дои : 10.3917/rhis.113.0487 .
- Дженни, Герберт Дж. (август 1942 г.). «Они все это видели » Перотина. Бюллетень Американского музыковедческого общества . 6 (6): 20–21. дои : 10.2307/829204 . JSTOR 829204 .
- Тишлер, Ганс (январь 1950 г.). «Новые исторические аспекты парижской органы». Зеркало . 25 (1): 21–35. дои : 10.2307/2850001 . JSTOR 2850001 . S2CID 162168377 .
- - (июль 1963 г.). «Финики Перотина». Журнал Американского музыковедческого общества . 16 (2): 240–241. дои : 10.2307/829944 . JSTOR 29944 .
- — (1984). «Новые данные об эволюции парижских органов». Журнал музыковедческих исследований . 5 (1–3): 85–91. дои : 10.1080/01411898408574546 .
- Уэйт, Уильям Г. (апрель 1960 г.). «Иоганнес де Гарландия, поэт и музыкант». Зеркало . 35 (2): 179–195. дои : 10.2307/2851338 . JSTOR 2851338 . S2CID 162963036 .
- Уоллес, Робин (январь 1993 г.). «Роль стиля в период Нотр-Дама: предварительное исследование». Журнал музыковедческих исследований . 12 (4): 253–271. дои : 10.1080/01411899308574670 .
- Аудиовизуальный
- Веллард, Доминик (1986). Школа Нотр-Дам де Пари 1163–1245: Вокальные монодии и полифоны (Вкладыш) (компакт-диск). Париж: Гармоническая классика. HCD8611 . Проверено 15 января 2019 г.
- Веб-сайты
- Лэтэм, Элисон (2011). Оксфордский спутник музыки . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-957903-7 . , (доступ по подписке) см. также Oxford Companion to Music.
- Льюис, Эндрю (21 февраля 2018 г.). «Пословица Райха в диалоге со средневековыми мастерами» . Белла Воче . Школа театра и музыки Иллинойского университета, Чикаго . Проверено 9 февраля 2019 г.
- МакКомб, Тодд М. (2019). «Перотин (fl.c.1200) – Дискография» . Фонд средневековой музыки и искусств . Проверено 16 января 2019 г.
- Райх, Стив (2019). «Стив Райх. Пословица (1995)» . Композиторы . Бузи и Хоукс . Проверено 20 января 2019 г.
- Шерр, Ричард. «Ранняя полифония: некоторые определения [ так в оригинале ]» . Музыкальный факультет Смит-колледжа . Проверено 16 января 2019 г.
- «Магнус Либер Органи около 1250 года» . Ранняя полифония . Седарвилл, Огайо: Библиотека столетия, Седарвильский университет . 2018 . Проверено 29 января 2019 г. включает доступ к полному тексту Magnus Liber
- «GB-Lbl Egerton 2615: Мотеты в канцелярии праздника Обрезания; Гимны, Чудодейственная пьеса по истории Даниила (сл. 95-108)» . Каталог иллюминированных рукописей (на латыни и французском языке). Собор Бове ( Британская библиотека ) . Проверено 4 марта 2019 г. (2-я четверть XIII века, вероятно, между 1227 и 1234 годами)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Книги
- Алвес, Честер Л. (2015). История западной хоровой музыки . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-045772-3 .
- Берроуз, Джон (2012). Полный путеводитель по классической музыке . Издательство ДК . ISBN 978-1-4654-0134-2 .
- Флотцингер, Рудольф [на немецком языке] (2000). Perotinus Musicus: пионер западной композиции (на немецком языке). Майнц: Шотт . ISBN 978-3-7957-0431-5 .
- — (2007). От Леонена до Перотена: смена музыкальной парадигмы в Париже около 1210 года (на немецком языке). Питер Лэнг . ISBN 978-3-03910-987-6 .
- Хейберн, Роберт Ф. (1979). Папское законодательство о духовной музыке, 95–1977 гг. Колледжвилль : Литургическая пресса . ISBN 978-0-8146-1012-1 .
- Хоппин, Ричард Х. (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Нортон . ISBN 978-0-393-09090-1 . , также доступно здесь, в Интернет-архиве.
- Джон Солсберийский (1938) [1159]. Пайк, Джозеф Б. (ред.). Легкомыслие придворных и следы философов: перевод первой, второй и третьей книг, а также отрывки из седьмой и восьмой книг Поликратика Иоанна Солсберийского . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ( полный текст в Интернет-архиве )
- Келли, Томас Форрест , изд. (1992). Plainsong в эпоху полифонии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-40160-9 .
- Кеннеди, Майкл , изд. (2006). Оксфордский музыкальный словарь (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-861459-3 . , более позднее издание доступно в Интернете на сайте Oxford Music (доступ по подписке)
- Киркман, Эндрю (2010). Культурная жизнь ранней полифонической мессы: от средневекового контекста до современного возрождения . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-11412-7 .
- Мэри, Эвелин; Хайнен, Андреас, ред. (2002). старинная музыка и производство компакт-дисков . Музыковедение на фонорынке : Вильгельмсхафен: Флориан Ноэцель Верлаг. ISBN 978-3-7959-0809-6 .
- Морент, Стефан (2002). «Настоящий» перотин? – Размышления о взаимосвязи музыкознания и исполнительской практики [ «Настоящий» Перотин? – Размышления о взаимосвязи музыкознания и исполнительской практики . стр. 69–79. , в Мариен и Хайнен (2002)
- Пейдж, Кристофер (1990). Сова и соловей: музыкальная жизнь и идеи во Франции 1100-1300 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-06944-2 .
- Пэрриш, Карл; Ол, Джон Ф. (2013). Шедевры музыки до 1750 года . Курьерская компания . ISBN 978-0-486-14310-1 .
- Рин, Райнер ; Мецгер, Хайнц-Клаус , ред. (январь 2000 г.). Музыкальные концепции 107: Перотинус Магнус (на немецком языке). Мюнхен: текст издания + критика. ISBN 3-88377-629-7 . см. также музыкальные концепции
- Рознер, Э.Х. (2001b). «Кто «сделал» Магнуса Либера?». История старинной музыки . 20 : 227–266. дои : 10.1017/s0261127901001061 . JSTOR 853793 . S2CID 190695312 . , перепечатано в Roesner (2009 , стр. 155–194).
- Рознер, Эдвард Х., изд. (2009). Древнее искусство: орган, дирижер, движение . Тейлор и Фрэнсис ISBN 978-1-351-57583-6 .
- Статьи
- Гросс, Уильям (2001). «Повторение в четверном органе Перотена: риторическая природа организации музыкального дискурса». Мусургия . 8 (1): 7–29. JSTOR 40591215 .
- Херенгс, Арну (2005). «Перотинус» . Грегориусблад: Журнал для популяризации литургической музыки . 129 (1): 53–57.
- Тишлер, Ганс (весна 1984 г.). «Эволюция «Magnus Liber Organi» ». Музыкальный ежеквартальный журнал . 70 (2): 163–174. JSTOR 742208 .
- Аудиовизуальный
- Хиллер, Пол (1989). «Перотин». программные примечания к The Hilliard Ensemble: Perotin . Компакт-диск ECM новой серии 1385 (837-751-2). Мюнхен: ECM Records.
- Веб-сайты
- Даолми, Давиде. «История музыки Средневековья и Возрождения» . Temporum Stirpis Musica . Департамент культурного и экологического наследия Миланского университета . Проверено 18 февраля 2019 г.
- «Средневековая музыка и память» . (RILM) Международный справочник музыкальной литературы: Bibliolore . РИЛМ . Городской университет Нью-Йорка . 21 июля 2016 года . Проверено 29 января 2019 г.
- Гарландия, Йоханнес де. «Измеримая музыка» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Перотена в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Перотена в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Список композиций Перотена в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Большая органная книга
- Magnus liberorgani : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур