Святая военная школа
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
|
Saint Martial School — средневековая школа музыкальной композиции расположенная в аббатстве Saint Martial в , Лиможе , Франция . Наиболее активный период с 9 по 12 века некоторые ученые описывают его практики, музыку и рукописи как «аквитанские». [ 1 ] Известен составом тропов , последовательностей и ранних органумов . В этом отношении это был важный предшественник школы Нотр-Дам . Адемар де Шабанн и его дядя Роже де Шабанн , которые познакомили Адемара с ремеслом нотного кантора, были важными сторонниками этой школы, чьи руки были обнаружены лишь недавно в ходе исследований Джеймса Гриера между 1995 и 2005 годами. Они изобрели местный вариант кантора-нотатора. вертикально точную организацию обозначений и новую форму местного тонария , они реорганизовали существующие певческие рукописи и разработали либеллумную структуру нового типа последовательный солдат, чья организация была новой в свое время, но сыграла ключевую роль для школы Святого Военного.
История аббатства Сен-Марциаль-де-Лимож
[ редактировать ]
Многие современные музыковедческие исследования, посвященные «Святой военной школе», сосредоточены на четырех рукописях с удивительно новаторскими для XII века композициями. [ 1 ] Часто предполагается, что эти фрагменты происходят из разных монастырей Южной Франции, несмотря на отсутствие канторских атрибутов в рубриках. Однако Сара Фуллер предположила, что это может быть не так, обсуждая «миф о школе Святого Военного», где она предполагает, что фрагменты являются скорее коллективной деятельностью библиотекарей аббатства, чем дидактической деятельностью канторов аббатства. [ 2 ] Эти рукописи ( F-Pn lat. 1139 , 3549 , 3719 и GB-Lbl Add MS 36881 ), казалось бы, были, скорее, собраны и переплетены библиотекарем Бернаром Итье , чем составлены или составлены в самом Сен-Марциале. [ 3 ] Несмотря на совпадения между этими рукописями, сборник включает множество вариантов. Репертуар сочетает в себе современные формы поэзии с современными формами музыкальной композиции, состоящей из прозы , тропов , секвенций , литургических драм и органы . Даже полифоническая обстановка чтения посланий сохранилась как витиеватый органум. Другие современные музыковедческие исследования пытались определить объединяющий центр этих источников, например, Клюни, а не Лимож, а также со ссылкой на Клюнийскую монашескую ассоциацию, Флери и Париж (особенно школу Нотр-Дам ), аббатство Сен-Дени и Аббатство Сен-Мор-де-Фоссе . Вопросы о периферии и центре [ 4 ] На этот вопрос можно ответить, изучая политическую и церковную историю, связанную с Клюни . [ 5 ] [ 6 ] В отличие от исследования Фуллера, недавнее исследование Джеймсом Гриером более ранних монофонических секвенциариев Прозера предполагает, что они были созданы в скриптории аббатства Сен-Марциаль на 100 лет раньше (чем вышеупомянутые фрагменты, включающие полифонические композиции) специально для литургического использования в Лимож, авторы Роже и Адемар де Шабанны. [ 7 ] Таким образом, концепция местной школы канторов, которая документировала свои новшества в недавно разработанных литургических книгах со структурой libellum, которая позже была скопирована в других местах (даже в парижском Magnus liberorgani) , все еще заслуживает доверия; по крайней мере, в 11 веке.
Роже и Адемар де Шабанны и тропер-секвенциарий
[ редактировать ]Адемар де Шабанн получил образование кантора и поэта у своего дяди Роже де Шабанна. Рукописи, написанные или переработанные Роже де Шабанном совместно с его племянником, были созданы в форме троперов-прозеров и секвенциариев с новой диастематической формой записи неймы ( F-Pn lat. 1240 , 1120 , 1121 , 909 ), [ 8 ] которая вскоре стала гораздо более популярной, чем буквенная запись Вильгельма Вольпиано . Они принадлежали к новому типу сборника песнопений, который уже не был просто литургической книгой, а скорее собирал новую поэзию, основанную на литургических формах (как в музыке, так и в поэзии). Эта новая форма книги песнопений состояла из нескольких книг («либелли») — «прозера» или «тропера» для стихов и тропов , «секвенциария» для просул и секвенций (тропов с развитыми рефренами аллелуйя), процессии с процессионными антифонами , оферториал для оферторий и т. д. и тонарий . [ 9 ] Эта новая структурная форма вскоре распространилась за пределы Аквитании и стала популярной во Франции и Нормандии, отчасти благодаря Клюнийскому монашескому ордену, который расширял свое влияние и принял работу школы канторов аббатства Сен-Марциаль для литургического использования. [ 6 ] [ 10 ] Аббатство Клюни было основано Вильгельмом I , и уже во времена Адемара его светская ассоциация приобретала власть над все большим количеством аббатств, их канторами и скрипториями. Бесплодные попытки Адемара стать аббатом святого Кибара Ангулемского вызвали личное разочарование, но его амбиции были весьма симптоматичны для монастырей, находящихся под влиянием Клюниака.
По словам Джеймса Гриера, Адемар де Шабанн также внес свой вклад в создание двух троперов-секвенциариев ( F-Pn lat. 1121 , 909 ), которые имеют лучшие тонарии в регионе. Он считает эту позднюю деятельность ремеслом, которому он научился у своего дяди, когда редактировал старые рукописи, часто добавляя модальные подписи к более ранним рукописям. Но интонационные формулы тонариев имели и явную творческую функцию, о чем свидетельствует более ранняя рукопись, уже написанная диастематическими невмами. Некоторые составленные последовательности этого более раннего тропера-прозера-секвенциара ( F-Pn лат. 1118, л. 114r ) представляют собой не что иное, как простое повторение все более и более выработанной интонации, но стихотворные единицы рассекают мелодический мотив на разные части, часто против его модальной структуры. Эта ранняя техника перестановки уже предвосхитила более поздние методы изоритмической композиции.
Ранняя полифония и влияние Клюния на литургические реформы
[ редактировать ]Скрипторий Лиможа продолжил свою деятельность после смерти Адемара в 1034 году, но уже не был единственным скрипторием Лимузенской епархии. [ 11 ] Уильям Шеррилл выдвинул гипотезу, что «Постепенный из Сен-Ирие» с галликанскими предисловиями в приложении (F-Pn lat. 903 ) был написан не в Лиможе, а канторами самого аббатства, что было возможно, поскольку он пропагандировался как канонический капитул. во второй половине XI века и напрямую зависел от монастыря Святого Мартина в Туре. Он даже зашел так далеко, что предположил, что эта ступень скопирована с беневентанской постепенности, поскольку в нее включены кассинские песнопения для престольного праздника святого Бенедикта , и могла служить копией постепенной ступени Гайяка, в то время как последняя могла служить для написания позже постепенно в Тулузу. [ 12 ] [ 13 ] В этом сравнении литургия Сен-Марциала Постепенного (F-Pn lat. 1132 ) скорее зависит от Клюнийских реформ и особенно Нарбоннской, написанной к концу XI века для использования в соборе , напоминает многие другие написаны с такой же записью в Испании после завоевания Северной Андалусии, когда аквитанские аристократы были связаны браком с кастильской семьей.
Полифония не была изобретена в Лиможе и впервые не появилась в нотной записи его скриптория. Устная традиция полифонического исполнения восходит к тому времени, когда Musica enchiriadis . была написана [ 14 ] и Адемар был современником Гвидо Ареццо , который описал в своем трактате Micrologus подобную практику как «диафонию» ( дискант ), которая уже позволяла петь более одной ноты против кантуса во время каденций («occursus»). Нотные свидетельства альтернативных практик, когда органический голос меняется между различными стратегиями гетерофонии (параллельное и встречное движение) и удерживанием нот, поддерживающих модальный цвет кантуса, можно найти в качестве более позднего добавленного примера в монофонических рукописях аббатств Сент-Луиса. Мор-де-Фоссе , Флери и Шартр . [ 15 ] Одним из примеров, касающихся традиции аббатства Флери, является добавление органного голоса (похожего на органную нотацию Винчестерского Тропера) в агиографический Лекционарий ( V-CVbav Cod. Reg. lat. lat. 586, л. 87v ) для трех постепенных месс. «Viderunt omnes» (Рождество), «Omnes de Saba» (Богоявление) и «Gloriosus deus». (Фабиан и Себастьян). Местным стилем канторов было встречное движение и удерживание нот с синтаксической структурой, подчеркнутой окончанием «происшествие». Единственным исключением был Винчестерский собор , где в троперной части можно найти систематическую коллекцию органов — так называемый « Винчестерский тропер ». [ 16 ] Самая ранняя полифония развивалась в довольно светском контексте, и Клюни сыграл в ней заметную роль.
Какую именно роль сыграло аббатство Сен-Марциаль для школы анонимных канторов, связанной с аквитанской полифонией?
Самые ранние свидетельства можно найти у более старого Тропера-Прозера со структурой либеллума (F-Pn lat. 1120 ). В некоторых поздних дополнениях канторы приводили примеры полифонического исполнения органума, подобные тем, которые были добавлены в «Постепенном аббатстве Сен-Мор-де-Фоссе» (F-Pn lat. 12584, л. 306 ). Под влиянием Клюниака в последнем аббатстве с 1006 года началась экстравагантная литургия, когда им управлял новый аббат, присланный из Клюни, где он служил кантором. [ 17 ] Полифонию легко узнать, поскольку нотатор использовал метод, аналогичный современной партитуре.
Были и другие методы. Некоторые более поздние дополнения в раннем Troper-Proser (F-Pn lat. 1120 ) на листах 73v и 77v на первый взгляд кажутся монофоническими, но мелодия организована парами, так что каждый ее куплет приходится петь вместе с органный голос. Органный голос просто поет текст первого куплета на мелодию, нотированную текстом второго, а кантус наоборот повторяет мелодию первого куплета, а певцы применяют ее к тексту второго куплета. На листах 81r и 105r мы имеем три ранних примера добавленного позже витиеватого органума. Техника его записи уже сложилась в монофонических рукописях, частично отмеченных Адемаром, в тех случаях, когда переписчик текста не оставлял достаточно места для невмов. Нотатор уже использовал вертикальные штрихи, которые указывают на то, как мелизмы скоординированы со слогами. На лицевой стороне листа 105 «Benedicamus domino» было отмечено отдельно от витиеватого органума.
Обе техники полифонического исполнения, punctum contra punctum ( дискант ) и витиеватый органум как puncta contra punctum, когда-то обсуждались в трактате XV века из Италии, который, очевидно, был связан с трактатом «Adorganum faciendum» аквитанского происхождения. [ 18 ]
Рукописи аквитанского многоголосия.
[ редактировать ]По сравнению с немногими поздними следами полифонического пения в более ранних рукописях, четыре основных рукописи и множество подобных рукописей Аквитании настолько полны более поздних разработок, что их разнообразные формы, каллиграфия, иллюминации и поэзия не потеряли своей привлекательности для филологов и музыкантов.
Хорошо известным примером является «Stirps iesse», который представляет собой не что иное, как витиеватый органум поверх кантуса «Benedicamus domino», который был широко распространен в Клуниакской монашеской ассоциации, включая Magnus liber Organi школы Нотр-Дам . Поскольку стихами «Benedicamus domino» завершалось почти каждое богослужение, клюнийским канторам полагалось знать их великое множество. Многие из них представляли собой новые произведения и стали излюбленными объектами для новых экспериментов в области поэзии и музыкальной композиции. [ 19 ] Сам цветочный органум, как и любой тропус, можно рассматривать двояко: как полезное упражнение для точного запоминания определенного кантуса, нота за нотой, с одной стороны, или как очень изысканное и украшенное исполнение опытного солиста или регента. «Stirps iesse» на самом деле представляло собой комбинацию того и другого, поскольку бенедикамус исполнял «cumorgano», это было скорее более продолжительное исполнение во время важного литургического праздника, но тропный органный голос добавлял к нему некое марианское стихотворение, которое исправляло его в течение недели. между Рождеством и Новым годом.
Рукописи «Сент-Марциал C» и «D» даже представляли собой не что иное, как дополнительные кватернии в гомилетическом сборнике проповедей. Большинство рукописей с полифоническими композициями происходят не только из аббатства Сен-Марциаль в Лиможе, но и из других мест Аквитании. Неизвестно, в какой степени эти рукописи отражают в частности произведения Сен-Марциаля, скорее кажется, что существовали коллекции прозаров из разных мест Южной Франции.
В XII веке лишь немногие композиторы этой школы известны по именам, и новые поэтические эксперименты проводились не только на латыни, они, очевидно, вдохновляли также куртуазную поэзию трубадуров . Даже если поэзия Сен-Марциала (в отличие от тропов и последовательностей) была почти полностью на латыни, некоторые мелодии, собранные в рукописях аббатства, также использовались для создания древнеокситанской поэзии. В сборниках шансонье уже есть современные старо-окситанские песни с нотной записью всех строф, написанные в скриптах аббатства Сен-Мартиаль, например O Maria, Deu maire . [ 20 ] Это показывает, что аристократические круги, присутствовавшие в аббатстве, были тесно связаны с кругами трубадуров.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Планчарт и Фуллер 2001 .
- ^ Фуллер 1979 .
- ^ Гуши (1964) подчеркнул фрагментарный характер этих источников. Они используют структуру «либеллум», часто связанную из отдельных собраний кватернионов разного возраста ( F-Pn lat. 1139 ), в отличие от других источников того периода, где полифонические пьесы чаще всего добавляются более поздней рукой в конце. кватернионов старых монофонических рукописей.
- ^ Арльт 1975 .
- ^ Хугло 1982b .
- ^ Jump up to: а б Джиллингем, 2006 год .
- ^ Гриер 1995 .
- ^ Гриер 2006 .
- ^ См. Helmut Spanke, Spanke 1931a Spanke 1931b Spanke 1932 , который изучал поэтические новации рукописей аббатства Сен-Марциаль.
- ^ Бойнтон 2006 .
- ^ Герцо (1966) уже сравнил 5 аквитанских градуалов и обнаружил две группы: одну из Святого Марсьяля Лиможского (F-Pn lat. 1132 ) и Нарбоннского собора (F-Pn lat. 780 ), а другую между собором Тулузы (Британская библиотека, Harley 4951 ), Сен-Мишель-де-Гайяк (F-Pn лат. 776 ) и Сен-Ирье ( 903 ).
- ^ Шерилл 2011 , стр. 158–162.
- ^ Что касается тонариев, Мишель Гюгло ( NGrove ) до сих пор считал тонарии соборного обряда вокруг Тулузы одной группой вместе с F-Pn lat. 1118 г. , но, по словам Джеймса Грира, последний уже повлиял на тонарии Адемара, поскольку в нем есть более поздние дополнения его руки, касающиеся его новой литургии, посвященной святому Марсьялю.
- ^ Варелли (2013) недавно нашел практические примеры этой ранней практики органума, которую он датировал 10 веком.
- ↑ См. реконструкцию Вульфа Арльта в Ранкине. Рэнкин и Хили 1993 , «Стилистические слои в полифонии одиннадцатого века»: 102–141. Систематическое обсуждение различных трактатов и примеров, приведенных в рукописях песнопений, предложено Фуллером (1990) .
- ↑ См. реконструкции органа Винчестера Тропера Сьюзан Ранкин и реконструкции французского органа Вульфа Арльта. Рэнкин и Хили, 1993 г.
- ^ Хугло (1982b) также обсудил агиографические источники, которые документально подтверждают, что это изменение вызвало несколько конфликтов и что часть монашеской общины покинула аббатство.
- ↑ В недавнем критическом издании Мейер (2009) смог доказать, что некоторые его части восходят к XII веку и принадлежат аббату и кантору Ги де Шерлье из цистерцианской реформаторской группы. Фактически, нет никаких свидетельств того, что «дискантус» и «органум» различались таким образом уже в XI веке. Термином Гвидо Ареццо была «диафония», около 1100 года термин «органум» стал более распространенным для всех видов полифонии без уточнения, была ли она витиеватой или простой, как в «диафонии». Что касается гипотезы Сесилии Суини о том, что цистерцианская реформа запретила полифоническое исполнение литургического пения, что не могло убедить Кристиана Мейера, мы не можем исключить возможность того, что идеи Ги де Шерлье не смогли убедить Бернара Клервоского и других реформаторов. Тем не менее, даже в этом случае неявный запрет не оказал реального влияния на литургическую традицию цистерцианцев, поскольку один из самых ранних трактатов, посвященных практике искусственного бурдона и его украшений, имеет цистерцианское происхождение и Кодекс Лас-Уэльгас скорее доказывает, что цистерцианские обычаи здесь тоже существовали недалеко от клюнийских.
- ^ Вышеупомянутый фолиант Постепенного антифонера аббатства Сен-Мор-де-Фоссе (F-Pn lat. 12584 ), вероятно, является одним из самых ранних источников этой популярной мелодии, которая, казалось, была просто интонационной формулой plagis protus. с финальной мелизмой.
- ^ F-Pn лат. 1139 , л. 49р .
Источники
[ редактировать ]- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 776» . Последователь Сен-Мишель-де-Гайяк (Альби, около 1079 г.) . Проверено 20 декабря 2012 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 780» . Градуал и Тонарий из собора SS Just et Pastor, Нарбонна (конец XI века) .
- «Париж, Национальная библиотека, лат. фонды, г-жа 903» . Постепенное развитие аббатства Сен-Ирье недалеко от Лиможа (11 век) .
- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 909» . Тропер, секвенциарий и тонарий св. Марсьяль де Лимож (1028 г.) . Проверено 30 декабря 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонд лат., г-жа 1085» . Сокращенный антифонарий из церкви Иоанна Предтечи. Мир Сальватора, Сент-Луис, Миссури Военное аббатство в Лиможе, с более поздними модальными классификациями Роже и Адемара де Шабанн (конец 10 века) . Получено 30 декабря.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 1118» . Тропер, Тонари, Секенарий и Прозер из юго-западной Франции, регион Ош (987–96) . Проверено 30 декабря 2011 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 1120» . Тропер, Прозер, Процессия св. Боевой Лиможа (конец X века) . Проверено 30 сентября 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 1121» . Тропер, секвенциарий и тонарий св. Марсьяль Лиможский, Адемар Шабанский (ок. 1025 г.) . Проверено 30 декабря 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, латинский фонд, г-жа 1132» . Постепенный прозер аббатства Сен-Марциаль в Лиможе (конец 11 века) . Проверено 2 октября 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, латинский фонд, г-жа 1135» . Секвенциарий, офферториал и тропер аббатства Сен-Марциаль в Лиможе (12 век) . Проверено 2 октября 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, латинский фонд, г-жа 1139» . Тропер-Прозер аббатства Сен-Марциаль в Лиможе (12 и 13 века) [St-MA] . Проверено 2 октября 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, фонды лат., г-жа 1240» . Тропер из церкви Св. Сальватора Мунди, Св. Боевого аббатства в Лиможе с невмами, добавленными Адемаром де Шабанном (933-936) . Проверено 30 декабря 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, латинский фонд, г-жа 3549, листы 149–169» . Тропер-Прозер аббатства Сен-Марциаль в Лиможе (12 век) [St-M B] .
- «Париж, Национальная библиотека, фонды латыни, г-жа 3719, л. 15р-100в» . Тропер-Прозер аббатства Сен-Марциаль в Лиможе (12 век) [St-M С] . Проверено 2 октября 2013 г.
- «Париж, Национальная библиотека, латинский фонд, г-жа 12584» . Постепенный, антифонарий и процессия аббатства Сен-Мор-де-Фоссе недалеко от Парижа (11 век) . Проверено 24 января 2014 г.
- «Лондон, Британская библиотека, добавьте MS 36881» . Полифонический фрагмент региона Апт и Южная Каталония, небольшие южно-французско-каталонские квадратные ноты на 7–9 нотоносцах из 4 или 5 линий сухого острия (12 и 13 века) [St-M D] . См. описание на сайте DIAMM .
- «Лондон, Британская библиотека, г-жа Харли 4951» . Постепенный Сент-Этьен Тулузский, включая тонарий (конец 11 века) . Проверено 30 декабря 2011 г.
- «Рим, Biblioteca apostolica vaticana, Cod. Reg. lat. 586, л. 87v» . Агиографический словарь аббатства Сен-Бенуа-сюр-Луар с нотным органным голосом для R. Viderunt omnes..., R. Omnes de saba venient..., R. Славный Бог в святых (начало XI века) .
Исследования
[ редактировать ]- Арльт, Вульф (1975). «Периферия и центр четырех исследований монофонической и полифонической музыки Средневековья». Forum Musicologicum — Базельские исследования по истории музыки . 1 : 169-222.
- Бойнтон, Сьюзен (2006). Формирование монашеской идентичности: литургия и история в императорском аббатстве Фарфа, 1000–1125 гг . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801443817 .
- Данквардт, Марианна (1999). «Stirps iesse» рукописи Париж, Национальная библиотека, фонды латыни 3549 и ее связь с репертуаром Сен-Марциаль и Нотр-Дам». В Бернде Эдельманне; Сабина Курт (ред.). Композиционная наука: Festschrift Reinhold и Roswitha Schlötterer к 70-летию со дня рождения . Аугсбург: Висснер. стр. 11–30.
- Фуллер, Сара Энн (1969). Аквитанское многоголосие одиннадцатого и двенадцатого веков . Беркли: Калифорнийский университет.
- Фуллер, Сара (1979). «Миф о полифонии «святого воинственного» - исследование источников». Музыкальная дисциплина . 33 : 5–26. JSTOR 20532213 .
- Фуллер, Сара (1990). «Ранняя полифония». У Ричарда Л. Крокера; Дэвид Хили (ред.). Раннее средневековье до 1300 года . Новая Оксфордская история музыки. Том. 2. Оксфорд: Oxford UP. стр. 485–556. ISBN 978-0193163294 .
- Джиллингем, Брайан (2006). Музыка в Cluniac Ecclesia: пилотный проект . Оттава: Институт средневековой музыки. ISBN 978-1896926735 .
- Грир, Джеймс (1995). «Роже де Шабанн (ум. 1025), кантор Сен-Марциала, Лимож». История старинной музыки . 14 : 53–119. дои : 10.1017/s0261127900001443 . JSTOR 853930 . S2CID 193229234 .
- Грир, Джеймс (2003). «Музыка - это послание: Музыка в апостольской литургии святого Марциала». Plainsong и средневековая музыка . 12 (1): 1–14. дои : 10.1017/S0961137103003012 . S2CID 162554319 .
- Грир, Джеймс (2005). «Музыкальные автографы Адемара де Шабанна (989–1034)». История старинной музыки . 24 : 125–168. дои : 10.1017/S0261127905000100 . S2CID 194078301 .
- Грир, Джеймс (2006a). «Музыка - это послание II: Музыка Адемара де Шабанна для апостольской службы Святого Марсьяля». Plainsong и средневековая музыка . 15 (1): 43–54. дои : 10.1017/S0961137106000246 . S2CID 162870563 .
- Грир, Джеймс (2006). Музыкальный мир средневекового монаха: Адемар де Шабанн в Аквитании одиннадцатого века . Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн, Мадрид, Кейптаун, Сингапур, Сан-Паулу: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521856287 .
- Грир, Джеймс (2013). «Адемар де Шабанн (989–1034) и музыкальная грамотность». Журнал Американского музыковедческого общества . 66 (3): 605–638. дои : 10.1525/jams.2013.66.3.605 .
- Гуши, Мэрион С. (1964). Романская полифония — исследование фрагментарных источников (тезисы). Йельский университет.
- Ханкельн, Роман (1999). Предложения аквитанских рукописей: предварительные исследования издания Аквитанского корпуса предложений и его расширений . Регенсбург занимается историей музыки. Тутцинг: Шнайдер. ISBN 978-3-7952-0973-5 .
- Герцо, Энтони Мари (1966). Пять аквитанских градуалов, их массовые свойства и циклы Аллилуиа (Диссертация). Лос-Анджелес: Университет Южной Калифорнии.
- Угло, Мишель (1955). «Постепенные предварительные меры Аквитании, заимствованные из латиноамериканской литургии». Испания Сакра . 8 : 361–383.
- Угло, Мишель (1982a). «Музыкальная традиция Аквитании. Репертуар и ноты». Литургия и музыка (9-14 вв.) . Записные книжки Фанжо. 17 : 253–268.
- Угло, Мишель (1982b). «Начало полифонии в Париже: первая парижская органа». Forum Musicologicum — Basler Studien zur Musikgeschichte . 3 :94–163.
- Каден, Кристиан (1985). «Нотация – ранняя полифония – композиция». Социология музыки . Вильгельмсхафен: Генрихсхофен. стр. 334–447. ISBN 978-3795904463 .
- Карп, Теодор (1967). «Сент-Марциал и Сантьяго-де-Компостела: аналитическое предположение». Acta Musicologica . 39 (3/4): 144–160. дои : 10.2307/932350 . JSTOR 932350 .
- Карп, Теодор (1992). Полифония Сен-Марциала и Сантьяго-де-Компостела . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Мейер, Кристиан (2009). Пересмотр и переиздание так называемого трактата Сен-Марциаля . Проверено 15 января 2014 г.
- Планшар, Алехандро Энрике ; Фуллер, Сара (2001). «Сент-Марциал» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40296 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид , ред. (1993). Музыка в средневековой английской литургии . Очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0193161252 .
- Шерилл, Уильям Мэннинг (2011). Постепенный приход Святого Ирье в Аквитании одиннадцатого века (Диссертация). Остин: Техасский университет в Остине. hdl : 2152/ETD-UT-2011-05-2991 .
- Спанке, Гельмут (1931а). «Св. Военные исследования - вклад в раннюю романскую метрику». Журнал французского языка и литературы . 54 (5/6): 282–317. JSTOR 40615184 .
- Спанке, Гельмут (1931b). «Св. Военные исследования. Вклад в раннюю романскую метрику (продолжение)». Журнал французского языка и литературы . 54 (7/8): 385–422. JSTOR 40615197 .
- Спанке, Гельмут (1932). «Св. Боевые Исследования II». Журнал французского языка и литературы . 56 (7/8): 450–478. JSTOR 40615328 .
- Трейтлер, Лео (1964). «Полифония Святого Марсьяля». Журнал Американского музыковедческого общества . 17 (1): 29–42. дои : 10.2307/830028 . JSTOR 830028 .
- Трейтлер, Лео (2003). Голосом и пером — Знакомство со средневековой песней и тем, как она была создана . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198166443 .
- Варелли, Джованни (2013). «Две недавно открытые органы X века» . История старинной музыки . 32 : 277–315. дои : 10.1017/S0261127913000053 . S2CID 191495159 .