Jump to content

Удача

(Перенаправлено с Леди Фортуны )
Удача
Богиня случая, удачи и судьбы
Обитель Рим
Символ Глобус , Рог изобилия , Колесо , Венок
Эквиваленты
Греческий эквивалент Тихе

Фортуна ( лат . Fortūna , эквивалент греческой богини Тихе ) — богиня удачи и олицетворение удачи которая в римской религии, , во многом благодаря позднеантичному автору Боэцию , оставалась популярной в средние века, по крайней мере, до эпохи Возрождения . Ее изображение с завязанными глазами до сих пор является важной фигурой во многих аспектах сегодняшней итальянской культуры, где дихотомия fortuna/sfortuna (удача/невезение) играет заметную роль в повседневной социальной жизни, также представленная очень распространенным рефреном «La [dea] fortuna è cieca» ( лат. Fortuna caeca est ; «Удача [богиня] слепа»).

Фортуну часто изображают с губернакулумом (рулем корабля), шаром или Rota Fortunae (колесом фортуны, впервые упомянутым Цицероном ) и рогом изобилия (рогом изобилия). Она могла принести удачу или неудачу: ее можно было изобразить скрытой и слепой, как в современных изображениях Леди Справедливости , за исключением того, что Фортуна не удерживает равновесие. Фортуна стала символом капризности жизни. Она также была богиней судьбы : как Атрокс Фортуна , она унесла молодые жизни принцепса Августа внуков Гая и Луция , потенциальных наследников Империи. [ 1 ] (В древности она была также известна как Автоматия .) [ 2 ]

Древний культ

[ редактировать ]
Фортуна управляет кругом четырех стадий жизни, Колесом Фортуны, в рукописи Кармины Бураны. [ 3 ]
Геральдическая Фортуна на гербе Глюкштадта .

Говорят, что отцом Фортуны был Юпитер , и, как и он, она также могла быть щедрой ( Копия ). Как Аннонария, она защищала запасы зерна. 11 июня было посвящено ей: 24 июня ей был поставлен культ на фестивале Форс Фортуна . [ 4 ] [ 5 ] Имя Фортуны, кажется, происходит от Вортумны (той, которая вращает год). [ нужна ссылка ]

Римские писатели расходились во мнениях относительно того, принес ли ее культ в Рим Сервий Туллий. [ 6 ] или Анк Марций [ 7 ] Два самых ранних храма, упомянутые в римских календарях, находились за пределами города, на правом берегу Тибра (по-итальянски Трастевере ). Первый храм, посвященный Фортуне, приписывают этруску Сервию Туллию, а второй, как известно, был построен в 293 г. до н.э. во исполнение римского обещания, данного во время более поздних этрусских войн . [ 8 ] Датой освящения ее храмов было 24 июня, или День летнего солнцестояния, когда празднующие из Рима ежегодно приплывали к храмам ниже по течению от города. После нераскрытых ритуалов они поплыли обратно, украшенные гирляндами и опьяненные. [ 9 ] Также у Фортуны был храм на Форуме Быков . Здесь Фортуна был побратимом культа Матери Матута (богини разделили праздник 11 июня), а парные храмы были обнаружены при раскопках рядом с церковью Сант-Омобоно : культы действительно являются архаичными по времени. [ 10 ] Fortuna Primigenia of Praeneste была принята римлянами в конце 3-го века до нашей эры в важном культе Fortuna Publica Populi Romani ( Официальная удача римского народа ) на Квириналисе за пределами Порта Коллина . [ 11 ] Однако ни один храм в Риме не мог соперничать по великолепию с пренестинским святилищем.

Личность Фортуны как олицетворения случайных событий была тесно связана с virtus (силой характера). Государственные чиновники, которым не хватало добродетелей, навлекли на себя и на Рим несчастья: Саллюстий приводит в качестве примера печально известного Катилину : «Воистину, когда вместо работы праздность, вместо духа меры и справедливости , вторгаются каприз и гордыня, удача меняется так же, как и мораль». [ 12 ]

Оракул дубовых в храме Фортуны Примигены в Пренесте использовал форму гадания, в которой маленький мальчик выбирал одно из различных вариантов будущего, написанных на стержнях . Культы Фортуны во многих ее формах засвидетельствованы во всем римском мире. Были найдены посвящения Фортуне Дубиа (сомнительная удача), Фортуне Бревис (непостоянная или своенравная удача) и Фортуне Мала (неудачная удача).

Фортуна встречается в различных бытовых и личных контекстах. Во времена ранней Империи амулет из Дома Менандра в Помпеях связывает ее с египетской богиней Исидой , как Исида-Фортуна. [ 13 ] Функционально она связана с богом Бонусом Эвентусом . [ 14 ] которую часто изображают как ее двойника: оба появляются на амулетах и ​​драгоценных камнях с глубокой гравировкой по всему римскому миру. В контексте раннего республиканского периода рассказа о Кориолане примерно в 488 году до нашей эры римский сенат посвятил храм Фортуне в знак заслуг римских матрон по спасению города от разрушения. [ 15 ] Свидетельства поклонения Фортуне были найдены на севере, в Каслкари , Шотландия. [ 16 ] а алтарь и статую теперь можно увидеть в Хантерианском музее в Глазго . [ 17 ]

Самое раннее упоминание о Колесе Фортуны , символизирующем бесконечные изменения в жизни между процветанием и катастрофой, датируется 55 годом до нашей эры. [ 18 ] В « трагедии Сенеки Агамемнон » хор обращается к Фортуне в терминах, которые остались бы почти пословицами, и в высокой героической манере разглагольствования, которой подражали писатели эпохи Возрождения:

О Фортуна, насмехающейся рукой дарующая высокое благо трона, в опасное и сомнительное положение ты ставишь слишком возвышенных. Никогда скипетры не получали спокойного мира или определенного владения; забота за заботой тяготит их, и новые бури терзают их души. ... великие королевства тонут под собственным весом, и Фортуна сдается «под бременем самой себя». Паруса, набухшие от попутного ветра, боятся слишком сильных порывов ветра; башню, поднимающую голову до самых облаков, бьет дождливый Остер . ... Что бы Фортуна ни вознесла высоко, она поднимает лишь для того, чтобы опустить ее вниз. Скромное поместье прослужит дольше; тогда счастлив тот, кто, довольный общей участью, с безопасным ветерком прижимается к берегу и, боясь доверить свой челнок более широкому морю, с неамбициозным веслом держится близко к земле. [ 19 ]

Описание Овидия типично для римских изображений: в письме из ссылки [ 20 ] он с сожалением размышляет о «богине, которая своим неустойчивым колесом признает свою непостоянство; ее вершина всегда находится под ее покачивающейся ногой».

Средневековье и Возрождение

[ редактировать ]
Унижение императора Валериана царем персидским Шапуром I (260 г.) вошло в европейскую культурную память как пример неудачи Фортуны . В рисунке Ганса Гольбейна , выполненном пером и тушью (1521 г.), универсальный урок донесен до сознания современной обстановки.

Фортуна не исчезла из народного воображения с приходом христианства. [ 21 ] Святой Августин выступил против ее постоянного присутствия в Граде Божием : «Как же хороша она, которая без различения приходит как к добру, так и к злу?... Нет никакой пользы поклоняться ей, если она это действительно удача ... пусть плохие поклоняются ей... этому предполагаемому божеству». [ 22 ] В VI веке « Утешение философией » государственного деятеля и философа Боэция , написанное перед казнью, отражало христианскую теологию казуса , согласно которой кажущиеся случайными и часто разрушительные повороты Колеса Фортуны на самом деле одновременно неизбежны и провиденциальны, что даже самые случайные события являются частью скрытого плана Бога, которому не следует сопротивляться или пытаться изменить. Итак, Фортуна была рабой Божьей, [ 23 ] [ 24 ] и события, индивидуальные решения, влияние звезд — все это было просто проводниками Божественной Воли. В последующих поколениях « Утешение Боэция» было обязательным чтением для ученых и студентов. Фортуна снова вернулась к народному признанию с новой иконографической чертой: «двуликая Фортуна», Fortuna bifrons ; такие изображения продолжаются и в 15 веке. [ 25 ]

Повсеместное изображение Колеса Фортуны, встречающееся на протяжении Средневековья и за его пределами, было прямым наследием второй книги « » Боэция Утешения . Колесо появляется во многих интерпретациях: от крошечных миниатюр в рукописях до огромных витражей в соборах, например, в Амьене . Леди Фортуну обычно изображают более крупной, чем жизнь, чтобы подчеркнуть ее важность. Колесо обычно имеет четыре полки, или стадии жизни, с четырьмя человеческими фигурами, обычно обозначенными слева regnabo («Я буду править»), сверху regno («Я царствую») и обычно коронованным, спускающимся на правом regnabo («Я царствую»). царствовал), а скромная фигура внизу отмечена sum sine regno (у меня нет королевства). Средневековые изображения Фортуны подчеркивают ее двойственность и нестабильность, например, два лица рядом, как у Януса ; одно лицо улыбается, другое хмурится; половина лица белая, другая черная; она может быть с завязанными глазами, но без весов, слепа к справедливости. Она ассоциировалась с рогом изобилия , корабельным рулем, шаром и штурвалом. Из рога изобилия льется изобилие, руль рулевого управляет судьбой, земной шар символизирует случайность (кому везет или не везет), а колесо символизирует, что удача, хорошая или плохая, никогда не длится долго.

Фортуна слегка балансирует сферу суверенитета между большим и указательным пальцами на голландской картине около 1530 года ( Музей изящных искусств Страсбурга ).

Фортуна оказала большое влияние на культурные произведения Средневековья. В «Романе о розе » Фортуна разбивает надежды возлюбленного, которому помог персонифицированный персонаж «Разум». Данте В «Аде» (vii.67-96) Вергилий объясняет природу Фортуны, одновременно дьявола и ангела-служителя, подчиненного Богу. Боккаччо В книге De Casibus Virorum Illustrium («Судьбы знаменитых людей»), которую Джон Лидгейт использовал для написания своего «Падения принцев» , рассказывается о многих случаях, когда поворот колеса Фортуны привел самых высокопоставленных людей к катастрофе, а также эссе Боккаччо De remedii dell. 'una e dell'altra Fortuna , зависит от Боэция из-за двойственной природы Фортуны. Фортуна появляется в Кармине Буране (см. изображение). Христианизированная госпожа Фортуна не автономна: иллюстрации к «Ремедии » Боккаччо изображают Фортуну восседающей на троне в триумфальной машине с поводьями, ведущими в рай. [ 26 ]

Макиавелли Фортуна также появляется в главе 25 «Государя» , в которой он говорит, что Фортуна управляет только одной половиной судеб людей, а другая половина определяется их собственной волей. Макиавелли напоминает читателю, что Фортуна — женщина, что она предпочитает сильную и амбициозную руку и что она предпочитает более агрессивного и смелого молодого человека, чем робкого старца. В опере Монтеверди «Инкоронационе ди Поппея» Фортуна противопоставляется богине Добродетели. Даже Шекспир не был чужд госпоже Фортуне:

Когда в опале Фортуны и мужских глаз
Я один плачу о своем изгоевском состоянии...

Игнатиус Дж. Рейли, главный герой знаменитого Джона Кеннеди Тула романа «Конфедерация дураков» , называет Фортуну проводником перемен в его жизни. Многословный и нелепый медиевист, Игнатий придерживается мнения, что он не принадлежит миру и что его многочисленные недостатки являются делом рук некой высшей силы. Он постоянно говорит о Фортуне как о том, что она закрутила его вниз на своем колесе удачи, например: «О, Фортуна, ты выродившийся распутник!» Колесо Фортуны также связано с оккультизмом и сатанизмом . [ 27 ]

Парс Фортуна в астрологии

[ редактировать ]
иллюстрация Аль-Бируни (973-1048) различных фаз луны из персидского Китаб ат-тафхим.

В астрологии термин Парс Фортуна представляет собой математическую точку зодиака, полученную на основе продольного положения Солнца , Луны и Асцендента ( восходящего знака) в карте рождения человека. Это особенно благоприятная точка в гороскопе. В арабской астрологии эта и подобные точки называются арабскими частями .

Аль-Бируни (973–1048), математик, астроном и учёный XI века, который был величайшим сторонником этой системы предсказаний, перечислил в общей сложности 97 арабских частей, которые широко использовались для астрологических консультаций.

Леди Фортуна в Боккаччо рукописи
  • Фортуна Аннонария принесла удачу и урожай.
  • Фортуна Первородная управляла судьбой первенца в момент его рождения.
  • Fortuna Virilis («Удача человека»), удача человека в браке. [ 28 ]
  • Fortuna Redux благополучно доставила одного домой.
  • Глядя на состояние Состояние провайдера.
  • Fortuna Muliebris Удача человека.
  • Fortuna Balnearis Удача бань. [ 29 ]
  • Fortuna Conservatrix Удача хранителя. [ 30 ]
  • Fortuna Equestris Судьба рыцарей. [ 30 ]
  • Судьба наших дней [ 30 ]
  • Удача снисхождения [ 30 ]
  • Fortuna Privata Состояние частного лица. [ 30 ]
  • Fortuna Publica Судьба народа. [ 30 ]
  • Фортуна Романа Судьба Рима. [ 30 ]
  • Фортуна Девы Судьба Девы. [ 30 ]
  • Фортуна Файтрикс Удача жизни.
  • Фортуна Барбата Судьба подростков, ставших взрослыми. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Маргарита Кречмер, «Атрокс Фортуна» Классический журнал 22.4 (январь 1927 г.), 267–275.
  2. ^ «Гомер» (1827), стр.577.
  3. ^ В. Канараке, А. Арическу, В. Барбу, А. Рэдулеску (1963). Сокровищница скульптур из Томиса (на румынском языке). Научное издательство. п. 16. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби, Топографический словарь Древнего Рима ; (Лондон: Издательство Оксфордского университета) 1929: текст в Интернете .
  5. ^ Овидий , Фасти VI. 773–786.
  6. ^ Варрон , De Lingua Latina VI.17.
  7. ^ Плутарх ; см . Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби, Топографический словарь Древнего Рима ; (Лондон: Издательство Оксфордского университета) 1929: текст в Интернете .
  8. ^ Ливи, « Основан городом », 2.40
  9. ^ Биллингтон, С., Грин, М. «Концепция богини» (Лондон, Нью-Йорк, 1996), 133–134.
  10. ^ Хорнблауэр, С., Спофорт, А., «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью-Йорк), 606.
  11. ^ Хорнблауэр, С., Спофорт, А. «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью-Йорк), 606.
  12. ^ Правда, там, где вместо трудовой лени, вместо воздержанности и справедливости вторгаются похоть и гордыня, фортуна меняется одновременно с нравственностью , Саллюстий, Катилина , ii.5. Его взгляд на судьбу обсуждается у Этьена Тиффу, «Saluste et la Fortuna», Phoenix , 31.4 (Winter 1977), 349–360.
  13. ^ Эллисон, П., 2006, Остров Менандра в Помпеях : Том III, Находки; Контекстуальное исследование, Оксфорд: Clarendon Press
  14. ^ Грин, Э.М., «Инталии», в Бирли, А. и Блейк, Дж., 2005, Виндоланда: Раскопки 2003–2004 годов, Bardon Mill: Vindolanda Trust, стр. 187–193.
  15. ^ Ливий , Из основанного города , 2:40
  16. ^ «Каслкари» . Стена Антонина . Проверено 10 октября 2017 г.
  17. ^ «Стена Антонина: последний рубеж Рима» . Хантериан . Университет Глазго . Проверено 10 октября 2017 г.
  18. ^ Цицерон, В Пизоне .
  19. ^ Агамемнон , перевод Фрэнка Джастуса Миллера ( текст в Интернете )
  20. ^ Овидий, Ex Ponto , iv, послание 3.
  21. ^ Ховард Р. Патч, «Богиня Фортуна в средневековой литературе» , 1927 г., является основным исследованием.
  22. ^ Августин, Город Божий , iv.18-18; т.8.
  23. ^ Сельма Пфайффенбергер, «Заметки об иконологии суда Донателло над Пилатом в Сан-Лоренцо», Renaissance Quarterly 20.4 (зима 1967: 437-454), стр. 440.
  24. ^ «Взлет и падение фортуны» . 13 апреля 2015 года . Проверено 15 мая 2021 г.
  25. ^ Как отмечает Пфайффенбергер, цитируя А. Лаборда, «Рукописи Города Божьего» , Париж, 1909: том. III, пожалуйста, 59, 65; Пфайффенбергер отмечает, что в римском искусстве нет изображений Фортуны бифронов .
  26. ^ Отмечено Пфайффенбергером 1967: 441.
  27. ^ «Колесо Фортуны» . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
  28. ^ «Судьба женщин» . www.thaliatook.com/ Талия Тук Проверено 17 марта 2017 г.
  29. ^ «Фортуна Августа, римская богиня удачи императора» .
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Фортуна» . Млаханас.де. Архивировано из оригинала 11 сентября 2013 г. Проверено 28 апреля 2014 г.
  31. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Град Божий, Книга IV (Св. Августин)» . www.newadvent.org . Проверено 13 августа 2017 г.

Примечания

[ редактировать ]
  • Дэвид Плант, «Фортуна, дух и лунный цикл»
  • «Гомер» (1827) Классическое руководство; или мифологический, исторический и географический комментарий к «Гомеру» Папы Римского и «Энеиде Вергилия» Драйдена с обширным указателем . (Лонгман).
  • Говард Роллин Патч (1923), Фортуна в старофранцузской литературе
  • Лесли Адкинс, Рой А. Адкинс (2001) Словарь римской религии
  • Говард Роллин Патч (1927, репродукция 1967), Богиня Фортуна в средневековой литературе
  • Говард Роллин Патч (1922), Традиция богини Фортуны в средневековой философии и литературе
  • Ж. Шампо, Фортуна. Полет. I. Исследование культа Фортуны в Риме и в римском мире от истоков до смерти Цезаря; Полет. II. Преобразования Фортуны при республике (Рим, Французская Римская школа, 1982–1987).
  • Нардуччи, Эмануэле, Серджио Аудано и Лука Фецци (ред.), Аспекты судьбы древних в европейской культуре: материалы четвертого дня обучения, Сестри Леванте, 16 марта 2007 г. (Пиза: ETS, 2008) (Тексты и культурные классические исследования, 41).
  • Мишель Кьяруцци (2016), Мартин Уайт о удаче и иронии в политике
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 798424228e1917922a0aa39a42ac432f__1719591000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/2f/798424228e1917922a0aa39a42ac432f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fortuna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)