Jump to content

Сандер Сингх Льялпури

Сандер Сингх Льялпури ( панджаби : ਸੁੰਦਰ ਸਿੰਘ ਲਾਇਲਪੁਰੀ ; 1878 – 3 марта 1969) был ведущим сикхским членом движения за независимость Индии , генералом движения Акали , педагогом и журналистом. Льялпури сыграл ключевую роль в развитии Широмани Акали Дал и в реформистском движении Гурдвара в начале 1920-х годов, а также был одним из основателей Центральной сикхской лиги . Он принял участие в нескольких ролях в установлении и росте независимости Индии.

Семейная история и ранняя жизнь

[ редактировать ]

Сандер Сингх родился в 1878 году в Камбоджа семье фермера из деревни Бохору в Амритсаре . Его отца звали Лакхмир Сингх Сандха, а мать - Рам Каур. Во время колонизации Барса семья Сандха вместе со многими другими переехала в район Шейхупура (ныне в Пакистане ), где им были выделены земли в новой колонии Бар- Ченаб , ныне известной как Фейсалабад . В память о деревне своих предков в Амритсаре колонисты назвали свое новое поселение в Шейхупуре также как Бохору (Чак № 18 Бохору). Сандер Сингх был женат в 1901 году на Биби Сант Каур, дочери С. Мангала Сингха из Низампура.

Образование и ранняя деятельность

[ редактировать ]

Сундер Сингх Льялпури получил базовое образование в Шахкоте (Пакистан) , а затем получил степень бакалавра (с отличием) в Хальса колледже в Амритсаре и степень бакалавра BT в Правительственном колледже Лахора . Льялпури был приглашен на личное собеседование на должность техсилдара ( фискального инспектора ), но он сел в кресло перед комиссаром без его разрешения. Это вызвало словесную перепалку между ним и английским офицером, в результате чего его отправили обратно без допроса. Под давлением родственников он позже устроился на работу в индийскую почтовую службу, но и здесь был связан со своим английским боссом. Старший офицер вызвал его в свой кабинет для расследования и не предложил ему сесть на стул, что снова задело гордость Сандера Сингха. Льялпури пришел к выводу, что его самоуважение не позволяет ему служить правительству Британской Индии.

Ассоциация молодых людей Хальсы

[ редактировать ]

Колония Ченаб в Льялпуре была новым колониальным поселением, как и сам Льялпур. Сандер Сингх сделал Льялпур своей страной действий, и с тех пор его прозвали Льялпури. Это было время, когда «Арья Самадж» в Пенджабе господствовало индуистское движение , и массы сикхов в больших количествах присоединялись к нему. Чтобы противостоять этому явлению, Сундер Сингх Льялпури начал просвещать сикхские массы о сикхизме и его истории. Совместно с С. Харчандом Сингхом Райсом и некоторыми другими доброжелателями Льялпури основал Хальса Бхуджанги Сабха (Ассоциация Хальса Янга), члены которой играли ведущую роль в делах сикхов и страны в целом. Именно эта ассоциация положила начало Гурдвара Рикабгандж Морча, которая позже была поддержана широкой сикхской общиной и принесла победу Акали.

Закон о браке Саши Дхандоры и Ананда

[ редактировать ]

В то время среди сикхской общины существовала крайняя неграмотность и невежество. Льялпури осознал острую необходимость пробуждения и просвещения общества. Поэтому он основал еженедельную газету «Саша Дхандора» и начал публиковать патриотические песни и националистические статьи, связанные с сикхской идеологией. [ 1 ] В те дни Тика Сахиб (Вали Ахид) Рипудаман Сингх из бывшего штата Набха внес выдающийся вклад в развитие сикхизма , и его взгляды на сикхизм регулярно публиковались в «Сача Дхандора». Это сблизило Мастера Льялпури и Тику Сахиба. Тика Сахиб также был членом Императорского совета с 1906 по 1908 год. Вместе они работали над проектом Закона Ананда о браке , который позже был представлен на рассмотрение Специального комитета. Поскольку Тика Сахиб перестал быть членом совета после 1908 года, а тем временем Сардар Сундер Сингх Маджития стал членом Императорского совета вместо него, Маджития продолжал заниматься этим вопросом, и 22 года законопроект был наконец принят. Октябрь 1909 года. [ 2 ] Сикхский брак под названием Ананд Карадж был введен со времен сикхских гуру , но получил законодательное признание только после принятия Закона о браке Ананда 1909 года . Согласно утвержденному централизованно сикхскому кодексу ( Sikh Reht Maryada ), лица, не исповедующие сикхскую веру, не могут быть заключены браком посредством церемонии Ананд Карадж.

Морча для стены Ракабгандж

[ редактировать ]

Вместе с С. Харчандом Сингхом, Теджа Сингхом Самундри, С. Сардулом Сингхом и мастером Мота Сингхом Мастер Льялпури сыграл решающую роль в Ракабгандж Гурудвара Морча через «Акали» ( «Пенджабская газета» ) и вынудил правительство уступить. Статьи в «Акали», опубликованные Льялпури, сыграли очень важную и эффективную роль в активизации сикхской общины и побуждении ее к действиям в поддержку Гурдвары Ракабгандж Морчи.

Сардар Харчанд Сингх был хорошим другом Льялпури. Оба осознали необходимость образования среди сикхской общины. Поэтому они открыли первую начальную школу в здании Сингх Сабха Льялпура , которое вскоре было преобразовано в среднюю школу Льялпура. Этот благородный поступок также объединил нескольких выдающихся людей, таких как Теджа Сингх Самундри, мастер Тара Сингх, С. Харчанд Сингх, мастер Сандер Сингх, профессор Ниранджан Сингх и Джатедар Бута Сингх, сыгравшие важную роль в истории сикхов. Постепенно средняя школа превратилась в известный колледж Лайаллпур Хальса . Другими школами, основанными Мастером Льялпури или в основании которых он помогал, были: Средняя школа Чак № 41, филиал Джанг, Средняя школа Хальса , Сангла Хилл, Шейхупура , Средняя школа Хальса , Нвана Пинд (Шейхупура), Средняя школа Хальса Кутиа Баба Четан Дас (Шейхупура), Средняя школа Хальса. Школа Джай Чак (Шейхупура), Средняя школа Кауми Джелум, Колледж Кауми Джелум и т. Д. Сэр Сикандер Хаят , премьер-министр неразделенного Пенджаба, Джани Картар Сингх, Мангал Сингх Гилл, Гопал Сингх Кауми, сэр Джогиндер Сингх, Кази Абдул Рехман и другие, являются одними из хорошо известных учеников Мастера Льялпури. Некоторые из Камбодж и другие Сингхи, павшие мученической смертью в Сака Нанкане, были учениками Льялпури.

В нескольких школах, которые он основал и обслуживал, он предлагал свои услуги бесплатно в обмен на двухразовое питание и пару личной одежды. [ 3 ]

Военное положение 1919 года

[ редактировать ]

Ввиду резни в Джаллианвала Баге 13 апреля 1919 года почти весь Пенджаб был введен на военное положение, включая Льялпур. Никаких происшествий не произошло, за исключением разрушения телефонных и телеграфных проводов возле железнодорожного вокзала Лайаллпур. Но огромная масса сухой шелухи возле станции загорелась и в результате 2-3 человека сгорели заживо. То, что Льялпури в этот момент находился на станции, было совпадением. Ранним утром 22 апреля английская полиция, полностью оснащенная пулеметами, осадила Лайаллпур. [ 4 ] и арестовали 12 человек, включая Льялпури. [ 5 ]

Льялпури судили по обвинению в поджоге, насилии и убийстве. Обвинение не было доказано, но Льялпури все же приговорили к смертной казни через повешение. Дело Льялпури было рассмотрено такими известными юристами, как Пт. Моти Лал Неру , CR Das и Pt. Мадан Мохан Мальвия . Позднее, согласно специальному постановлению правительства, смертный приговор был заменен штрафом и тюремным заключением. Но адвокаты-националисты, такие как Малайя, продолжали вести дело, и в конце концов приговор был смягчен до штрафа в 1200 рупий и тюремного заключения сроком на 1,5 года, за что он был депортирован в сотовую тюрьму на Андаманских и Никобарских островах . [ 6 ] Штраф был уплачен отцом Льялпури путем закладывания/продажи своей земли. [ 7 ]

Основатель газеты «Акали Дейли»

[ редактировать ]

После освобождения из тюрьмы Льялпури провел встречу своих друзей, среди которых были Сардар С. Харчанд Сингх, С. Сардул Сингх Кавишар, Джани Хира Сингх Дарад, С. Мангал Сингх Гилл (Техсилдар), С. Пратап Сингх Гуджаранвала и С. Теджа Сингх. Самундри в доме С. Сардула Сингха Кавишара. По решению собрания Учитель Льялпури основал пенджабскую ежедневную газету, названную «Акали» в честь Бабы Акали Пхула Сингха . [ 8 ] Ежедневная газета «Акали» была призвана защищать права сикхов и обеспечивать политический голос их интересов. Первый выпуск «Акали» вышел 21 мая 1920 года, когда Льялпури был его владельцем, менеджером, издателем и главным редактором. Ему помогали Джани Хира Сингх Дарад, С. Мангал Сингх Гилл и т. д. Это была первая пенджабская ежедневная газета, которая публиковалась, и в самом первом выпуске она изложила в редакционной заметке свою программу, пропагандирующую: (1) Пантический контроль над гурдварами. ; (2) Пантический контроль над колледжем Хальса, Амритсар ; (3) ремонт разрушенной стены Гурудвара Ракабгандж, Дели ; (4) создание религиозного и политического пробуждения среди сикхских масс и нацеливание их на более эффективную роль в борьбе Индии за независимость; и (5) создание сикхской организации и выбор ее членов демократическим путем путем выборов на основе правил Панчаята . [ 9 ] Сочинения в «Акали» были настолько эффектными и смелыми по сравнению с ежедневными газетами на урду того времени, что некоторые индуисты и даже мусульмане специально учили Гурмукхи читать «Акали». [ 10 ] Газета эффективно и убедительно подняла проблему стены Гурдвара Ракабгандж Дели и побудила сикхскую общину к активным действиям и участию. Был организован большой Шахид Джатха, но прежде чем он достиг Дели , правительство уступило требованиям сикхской общины.

Мастер Льялпури придумал выражение На-Милвартан Лехир для Асехьог Лехир («Движение отказа от сотрудничества»), предложенное Махатмой Ганди, это название получило самое широкое признание и популярность в Пенджабе. [ 11 ] Создание такого впечатляющего выражения, как «На-Милвартан», и обеспечение его наибольшей популярности в Пенджабе могло выпасть только на долю одной только такой ежедневной газеты, как «Акали» . Не только в Пенджабе это альтернативное выражение стало использоваться по всей Индии и стало неотъемлемой частью лексикона национальной борьбы и истории. [ 12 ]

Основание движения Акали

[ редактировать ]

После пробуждения и организации сикхской общины и достижения первого этапа успеха в области религии и образования, «Акали» начала посвящать свои колонки борьбе Индии за свободу. Газета стала объединяющим и организующим инструментом Акали Техрик , а также рупором сикхов . Газета реалистически придерживалась националистического подхода, а также предлагала мощный общий фронт против антииндийских, антиобщинных и проимпериалистических сил. Благодаря неустанным усилиям Акали под руководством Мастера Льялпури, Комитет Широмани ( религиозное крыло ) и Широмани Акали Дал ( религиозно-политическое крыло ) сикхской общины родились 15–16 ноября 1920 года и 14 декабря 1920 года соответственно. «Роль «Акали» следует рассматривать как веху в «Движении Акали». По названию газеты (т.е. «Акали») «Движение за реформу Гурудвары» также стало широко известно как «Движение Акали»» . [ 13 ] Мастер Сундар Сингх Льялпури считается отцом-основателем «Движения Акали» и «Широмини Акали Дал» (т.е. религиозно-политического крыла партии Акали). [ 14 ]

На национальном уровне « На Милвартан Лехир» («Движение отказа от сотрудничества») настолько эффективно освещалось в ежедневной газете «Акали» , что вызвало большую тревогу и беспокойство среди английского правительства, и им пришлось арестовать Льялпури, а затем еще 10–12 его членов. редакторы один за другим в течение двух лет. Безопасность Акали также была утрачена. По статье 124 «О» мастер Льялпури был обвинен и приговорен к одному году тюремного заключения в 1922 году за написание и публикацию провокационных материалов.

Газета новостей Акали на урду

[ редактировать ]

После освобождения из тюрьмы в 1923 году Мастер Льялпури основал Акали ( урду ) в Амритсаре . Ежедневная газета продолжалась до 1929–30 с небольшими перерывами, но после 1930 года была закрыта по финансовым причинам.

Индостан Таймс

[ редактировать ]

Пт Мадан Мохан Малайя был очень хорошим другом Мастера Льялпури. Он предложил Мастеру Льялпури, чтобы Акали открыла одну из своих собственных английских газет, чтобы программа и голос Акала могли достичь каждого уголка Индии. Соответственно, «Управляющий совет» газеты «Акали» провел собрание под председательством Льялпури и решил основать ежедневную английскую газету. Совет поручил эту задачу мастеру Льялпури и С. Мангалу Сингху Гиллу. Однако этот шаг потерпел неудачу, когда Льялпури был арестован по статье 124 «О» за написание в «Акали» того, что английское правительство считало нежелательным материалом . Выйдя из тюрьмы, Льялпури возобновил свои усилия и разместил в газете «Акали» объявление с просьбой о пожертвовании в размере пяти лакхов от сикхского Сангата. В ответ пенджабские фанаты Мастера Льялпури из Стоктона (США) немедленно перевели 150 000 рупий. Еще 70 000 рупий внесла местная сикхская община благодаря усилиям Льялпури. Руководителями газеты были назначены С. Мангал Сингх Гилл и Чанчал Сингх (Джандиала, Джуллундур). Членами Управляющего комитета были Пт Мадан Мохан Малавия и Мастер Тара Сингх. К. С. Паникар был его первым редактором. Девдас Ганди также входил в состав редакторской коллегии. Управляющим председателем и главным патроном был сам Мастер Льялпури. Церемонию открытия провел Махатма Ганди 15 сентября 1924 года. Первый выпуск был опубликован в Ная Базаре, Дели (сейчас: Свами Шарда Нанд Мараг ). Для сикхов было очень прискорбно, что из-за нехватки опыта, зависти и предательства со стороны таких людей, как Мастер Тара Сингх и С. Мангал Сингх Гилл, а также из-за отсутствия жизнеспособных финансовых ресурсов газета «Хиндустан Таймс» вскоре оказалась в тяжелом положении. финансовый кризис, поэтому его право собственности пришлось продать компании Pt Madan Mohan Malayia. Даже Pt Malayia не смог долго поддерживать его в рабочем состоянии, и он продал его GD Birla. [ 15 ] Продажа права собственности на «Хиндустан Таймс» причинила Льялпури огромную душевную боль. Мастер Лилаллпури лично написал, что: «С. Мангал Сингх и компания торпедировали мою цель национализма и мусульманско-христианского единства . - индуистско - сикхского и это также привело к закрытию Сикхского центра в Дели , который я основал с такой любовью и тяжелым трудом». [ 16 ] Hindustan Times , основанная Мастером Сандером Сингхом Льялпури и его друзьями и позже проданная Акалисом, теперь образует одну из ведущих групп индийских ежедневных газет и издается в нескольких местах, помимо Дели.

Другие еженедельные газеты

[ редактировать ]

Помимо ежедневных газет, таких как «Акали» и «Хиндустан Таймс» , Мастер Льялпури также основал несколько еженедельников. Важными в списке являются: Акали, Азад Акал (пенджаби), Азад Акали (урду), Мелу, Нава Юг, Далер Хальса, Кундан, Инкалаб (урду), Сандживал и Гуру Хальса. Каждый из них действовал какое-то время, а затем прекратил свою деятельность по политическим, финансовым или и тем, и другим причинам.

Национальное лидерство

[ редактировать ]

После индуистско - мусульманских беспорядков 1924 года Махатма Ганди и другие национальные лидеры, такие как Маулана Мохаммед Али и доктор М.А. Анусари, созвали национальную Экта Самелан в Дели в 1924 году, которая продолжалась несколько дней. В нем основное внимание уделялось национальному единству, взаимному доверию, любви и братству. В конце концов был создан Центральный национальный панчаят, которому было разрешено набирать новых членов и расширять его ряды. В состав Национального Панчаята под руководством Махатмы Ганди в качестве председателя и организатора входили, среди прочих, Лала Ладжпат Рай , Г.К. Нариман, мастер Сандер Сингх Льялпури, доктор С.К. Датта и Хаким Аджмал Хан. [ 17 ] В последующие годы Мастер Льялпури организовал или участвовал в нескольких семинарах Экта Самеланс с целью пропаганды взаимной любви, доверия и братства среди индуистов , мусульман , христиан и сикхов. [ 18 ] Льялпури также оставался членом комитета Всеиндийского конгресса. [ 19 ]

Льялпури также присутствовал на сессии Конгресса в Лахоре в 1929 году. По предложению Бабы Харака Сингха и Льялпури в сессию Конгресса была включена резолюция с просьбой о полной независимости Индии. Мастер Льялпури также принимал участие в подготовке его текста. Однако некоторые консервативные члены Конгресса выступили против этой резолюции, но она все же была принята большинством голосов. Другая резолюция, выдвинутая этими Акали, заключалась в обеспечении справедливого и равноправного обращения с меньшинствами .

Льялпури также участвовал в Движении гражданского неповиновения и был приговорен к трем годам тюремного заключения. [ 20 ]

Наследие и смерть

[ редактировать ]

Льялпури потерял все свои плодородные земли площадью 1,5 мураббы , дом и другое имущество. [ почему? ] Когда С. Паратап Сингх Кайрон стал главным министром Пенджаба, он выделил ему 12 акров (49 000 м 2 ). 2 ) земли и прожиточную пенсию в размере 100 рупий в месяц. Баба Гурдит Сингх , герой инцидента в Комагата Мару, называл Льялпури Баба Пхула Сингх Акали , а также называл его Пита джи (дорогой отец). С. Пратап Сингх Кайрон обращался к нему как Чача Джи и использовал для него такой словарный запас, который ставил его в один ряд с нашими Гуру.

Льялпури умер 3 марта 1969 года.

  1. Согласно отчету помощника директора криминальной разведки от 11 августа 1911 года, он «в основном печатал отголоски яростных националистических сочинений, которые тогда появлялись в прессе Пенджаба и которые завершились серией преследований в прессе в 1909-1910 годах». . Саша Дхандора тоже стал жертвой преследования и подавления — Энциклопедия сикхизма, стр. 280, Харбанс Сингх.
  2. ^ Акали Лехир да Санчалак, Мастер Сандер Сингх Льялпури, стр. 20-22.
  3. ^ Мериан Кудж Итихаасак Яддан, стр. 124-25, Хира Сингх Дарад.
  4. ^ Беспорядки в Пенджабе, 1919-20, Том I, Индийская перспектива, стр. 149.
  5. ^ В их число входили мастер Сандер Сингх Льялпури, юрист Сант Сингх, доктор Дина Нат, юрист Бодх Чанд, юрист Бхагат Рам, доктор Басант Рам, Амир Чанд, Сита Рам Дала, Бхагат Сингх Дичкотия, Баджадж Харнам Сингх, Хаким Нишан Сингх и Хаким Нурдин ( См.: Камбоджас сквозь века, 2005, стр. 287, С. Кирпал Сингх.
  6. ^ См.: Баба Вишакха Сингх (Дживани), стр. 24, доктор Джасвант Сингх.
  7. ^ Мери Аап Бити, стр. 138, (неопубликовано), Lyallpuri.
  8. ^ Доктор Харджиндер Сингх Дилгир, ИСТОРИЯ СИКХА В 10 ТОМАХ, том 4, стр. 135-36.
  9. См.: Редакционную заметку Льялпури, Акали, 21 мая 1920 г.
  10. ^ Мериан Кудж Итихаасак Ядан, стр. 136, Хира Сингх Дарад
  11. ^ Мериан Кудж Итихаасак Яадан, стр. 166, Джани Хира Сингх Дарад.
  12. ^ Теджа Сингх Самундри, стр. 64, доктор Пиар Сингх.
  13. ^ Санкхеп Сикх Итихас (1469-1962), доктор Пиара Сингх Падам.
  14. ^ См.: С. Сохан Сингх Джош, Акали Морчиан Да Итихас, Дели, 1977, 23; Комитет Широмани Да Джанам те Исде Прадхан, Кауми Экта, июнь 1975 года, С. Сохан Сингх Джош; Акали Лехир да Санчалак, Мастер Сандер Сингх Льялпури, С. Кирпал Сингх;
  15. М.Д. Вазирудин, Свидетель эпохи, (статья), The Tribune, 12 сентября 1982 г.
  16. ^ Мери Аап Бити, (неопубликовано), стр. 91-94, Мастер Сандер Сингх Льялпури.
  17. ^ Автобиография, 1957, стр. 4, доктор Раджендра Прасад, первый президент Индии.
  18. Акали те Прадези, 11 октября 1924 г., стр. 4.
  19. ^ Амритсар Де Джуджхар Йодхе, 1984, стр. 188-189, Рам Сингх Маджита.
  20. ^ Амритсар Де Джуджхар Йодхе, 1984, стр. 189, Рам Сингх Маджита

Книги и периодические издания

[ редактировать ]
  • Акали Лехир Да Санчалик, Мастер Сандер Сингх Льялпури, С. Кирпал Сингх.
  • Мериан Кудж Итихаасак Яадана, Сингх Дарад.
  • Акали Морчиан Да Итихас, С. Сохан Сингх Джош.
  • Мой дорогой сын, Мастер Сандер Сингх Льялпури (неопубликованный черновик).
  • Свидетель эпохи, The Tribune, 12 сентября 1982 г., доктор медицинских наук Вазирудин.
  • Энциклопедия сикхизма, Том III, С. Харбанс Сингх.
  • Движение за реформу Гурдвары и Пробуждение сикхов, 1984, Теджа Сингх.
  • Акали, Лахор, 8 октября 1920 г.
  • Акали Морчиан Да Итихас, 1977, Сохан Сингх Джош.
  • Мой собственный сын, Мастер Сандер Сингх Льялпури (неопубликовано).
  • Амритсар Де Джуджхар Йодхе, 1984 год, Рам Сингх Маджита.
  • Теджа Сингх Самундари, доктор Пиар Сингх.
  • Автобиография, доктор Раджендра Прасад.
  • Июль. Лахор, VI, № 2,3.
  • Пхулвари да сикх Итихас Нет, декабрь 1929 г. - январь 1930 г.
  • Комитет Широмини да Джанам те Усде Прадхан, Кауми Экта, июнь 1975 года, Сохан Сингх Джош.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Akali Lehir Da Sanchalik, Master Sunder Singh Lyallpuri, by S Kirpal Singh
  • Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак Кивен бани доктора Харджиндера Сингха Дилгира (опубликовано SGPC), 2000 г.
  • Сикх Тварик , доктор Харджиндер Сингх Дилгир (опубликовано издательством Sikh University Press, Бельгия), 2008 г.
  • История сикхов в 10 томах доктора Харджиндера Сингха Дилгира (издательство Sikh University Press, Бельгия), 2010–11.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a66d28a4cb7e07af7c56c39b906074a__1715747460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/4a/9a66d28a4cb7e07af7c56c39b906074a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sunder Singh Lyallpuri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)