Jump to content

движение Акали

(Перенаправлено из Движения Акали )
движение Акали
Джатха добровольцев Акали марширует к Гуру-ка-Багху 25 октября 1922 года во время движения.
Дата 1920–1925
Расположение
Цели Передача контроля над сикхскими гурдварами от традиционного духовенства ( удаси махантов ) и назначенных правительством менеджеров выборным сикхским органам.
Методы Ненасильственное сопротивление, включая демонстрации и петиции
В результате Законопроект о сикхском гурдваре (1925 г.) передает исторические сикхские святыни в Индии под контроль комитета Широмани Гурдвара Парбандхак.
Вечеринки
Ведущие фигуры
Число
>30 000 добивались ареста [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Жертвы и потери
400 убитых,> 2000 раненых [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Движение Акали / ə ˈ k ɑː l i / , также называемое Движением за реформу Гурдвары , было кампанией по проведению реформы в гурдварах ( сикхских местах поклонения) в Индии в начале 1920-х годов. Движение привело к внесению в 1925 году законопроекта о сикхской гурдваре, согласно которому все исторические сикхские святыни в Индии были переданы под контроль Комитета Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC).

Акали также участвовали в движении за независимость Индии против британского правительства и поддерживали движение отказа от сотрудничества против них. [ 4 ]

Формирование

[ редактировать ]

Сикхские лидеры Сингх Сабхи на общем собрании в Лахоре в марте 1919 года сформировали Центральную сикхскую лигу, которая официально открылась в декабре того же года. [ 5 ] В своем периодическом издании « Акали » среди своих целей он перечислил цели возвращения контроля над колледжем Хальса в Амритсаре под контроль представителей сикхской общины (достигнуто в ноябре 1920 года путем отрицания государственного контроля путем отказа от государственных грантов), [ 6 ] освобождение гурдваров от контроля махантов и поощрение сикхов к участию в движении за независимость, оказывая поддержку движению отказа от сотрудничества в октябре 1919 года. [ 5 ]

Центральная лига сикхов потребовала передать управление Золотым храмом от правительства выборному представительному органу сикхов, подотчетному панту , и в октябре 1920 взяла под свой контроль Золотой храм и Акал Тахт . [ 6 ] Резня в Джаллианвала Баге в апреле 1919 года в ходе движения за национальную независимость, последующие слова поддержки со стороны Арура Сингха, главного священника Золотого Храма , генералу Дайеру , а также всеобщие волнения в Пенджабе в 1919 году вызвали протест среди Сингха Сабхи. кругах и возросло стремление сикхов вернуть себе контроль над гурдварами . [ 7 ]

Чтобы усмирить эти настроения, колониальное правительство Пенджаба назначило временный комитет из 36 членов, полностью из сикхских земельных аристократических семей, для формулирования предложений относительно функционирования Золотого Храма. [ 7 ] [ 6 ] После неодобрения Центральной лигой сикхов состава комитета, выраженного на большом собрании в Золотом храме 16 ноября 1920 г. [ 7 ] посетили более 10 000 сикхов, [ 6 ] комитет, отвечающий за Золотой Храм, был переформулирован и теперь состоит из 175 членов, чтобы сформировать управляющий комитет для всех гурдваров. [ 6 ] [ 7 ] Правительство, публично проводящее политику нейтрального невмешательства, хотя и сумевшее иметь в комитете некоторых назначенцев, разрешило создание нового комитета, и в декабре 1920 года комитет был назван Комитетом Широмани Гурдвара Прабандхак, или SGPC, который координировал деятельность Акали джатхи , или группы добровольцев, призванные освободить все гурдвары от коррумпированных махантов. [ 7 ]

Движение Акали было начато в 1920 году политическим крылом Центральной лиги сикхов, Акали Дал, которое было основано в Амритсаре в декабре 1920 года и помогало SGPC. [ 7 ] [ 6 ] Термин Акали происходит от слова Акал («вневременной» или «бессмертный»), используемого в сикхских писаниях. Движение было названо в честь Акали, воинственного ордена Хальса времен Гуру Гобинд Сингха , который приобрел известность при Акали Пхула Сингхе , одном из командиров Сикхской империи . [ 7 ]

Начальное волнение

[ редактировать ]

К началу 20-го века ряд сикхских гурдваров в Британской Индии находились под контролем удаси- махантов ( священнослужителей) или менеджеров, назначаемых губернаторами. [ 8 ] Удаси пришли контролировать сикхские святыни в восемнадцатом веке, в период усиления преследований Хальсы со стороны Империи Великих Моголов, в то время что вынудило их передать контроль над сикхскими учреждениями тем, у кого не было внешних идентификаторов; Впоследствии Хальса сосредоточилась на политической власти, в результате чего возникла Сикхская Империя. [ 9 ] [ 10 ] Основная цель движения Акали состояла в том, чтобы освободить сикхские гурдвары из-под контроля традиционного духовенства, которое стало могущественным и ритуализированным. [ 11 ]

Ненасильственное движение началось в 1920 году. [ 12 ] джаты Картаром во главе с Сингхом Джаббаром главную роль играли . Первой святыней, выбранной для реформы, была гурдвара Бабе ди Бер в Сиалкоте . Он находился под контролем вдовы маханта Харнама Сингха. Первоначально она сопротивлялась захвату гурдвары Акали, поскольку это был ее единственный источник дохода, но смягчилась после того, как ей предложили пенсию. [ 13 ] Затем контроль над гурдварой был передан выборному комитету, возглавляемому Бабой Кхараком Сингхом .

Следующей важной целью Акалисов был Хармандир Сахиб (Золотой храм), самая святая святыня сикхов. Священник Золотого храма отказался разрешить из низшей касты новообращенным индуистам возносить молитвы в храме. [ 14 ] Картар Сингх Джаббар подошел к Акал Тахт на территории храма, призывая сикхов отказаться от кастовых ограничений и реформировать гурдвары. 28 июня 1920 года Золотой Храм перешел под контроль избранного комитета под названием Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC). [ нужна ссылка ]

Гурдвара Панджа Сахиб в Хасане Абдале

Далее акали направились в Хасан Абдал , где Гурдвара Панджа Сахиб находился под контролем Маханта Митхи Сингха. Сингх разрешил продажу сигарет внутри гурдвары, и сикхи его не любили. Акали во главе с Картаром Сингхом Джаббаром взяли под свой контроль гурдвару 20 ноября 1920 года. Однако местные индуисты, которые также часто посещали гурдвару для поклонения, выступили против этого захвата. Около 5–6 тысяч из них окружили гурдвару в ночь захвата Акали, но были разогнаны полицией. Тем не менее, позже гурдвара была успешно передана под юрисдикцию SGPC. [ 15 ]

Затем Акали взяли под свой контроль Гурдвара Сача Сауда в Чухар Кане (на территории современного Пакистана). Затем они обратили свое внимание на Гурдвара Шри Тарн Таран Сахиб , священнослужителей которого обвинили в том, что они позволяли танцующим девушкам, курить и пить в помещениях святыни. Священнослужителей также обвинили в распространении учения Арья Самадж , индуистского реформаторского движения, некоторые из лидеров которого критиковали сикхизм. [ 16 ] Группа из 40 Акали, [ 12 ] во главе с Картаром Сингхом прибыли в гурдвару 25 января 1921 года, совершили ардас (сикхскую молитву) и заявили, что гурдвара теперь находится под их контролем. Приспешники, нанятые махантами [ 12 ] атаковали Акали с применением грубых бомб и кирпичей, пока последние спали. [ 16 ] Двое акали были убиты и несколько ранены, а джатха . две недели назад был избит [ 12 ] На следующий день сикхи из окрестных деревень взяли под свой контроль Гурдвару, и SGPC назначил управляющий комитет. [ 12 ] После этого Акали во главе с Картаром Сингхом взяли под свой контроль еще пять гурдваров, включая Гурдвара Гуру ка Баг возле Амритсара . Британцам, полагавшим, что контроль над гурдварами можно оспорить в суде, не нравилось, что контроль над гурдварами перешел под контроль комитетов, назначенных SGPC. [ 12 ]

Я ненавижу резню

[ редактировать ]
Гурдвара Джанам Астан в Нанкана Сахиб

В 1921 году Акали сосредоточили свое внимание на гурдваре в Нанкана Сахибе , месте рождения первого сикхского Гуру Нанака . Гурдвара находилась под контролем маханта по имени Нараин Дас, которого обвиняли в допущении аморальной деятельности на территории храма, включая распущенность и незаконное присвоение средств гурдвары. [ 17 ] Один из священнослужителей гурдвары предположительно изнасиловал 13-летнюю дочь индуистского преданного из Синда . [ 18 ] [ 19 ] Поведение маханта было широко осуждено местной общиной, хотя большие доходы от поместий гурдвара защитили его от общественного давления. [ 17 ] Поскольку движение набирало обороты, на общественных собраниях были приняты резолюции, осуждающие его поведение, и, обеспокоенный тем, что его свергнут Акали, он обратился за помощью к правительству. Когда правительство не отреагировало, Нараин Дас принял собственные меры, упреждающе укрепив помещения и наняв около 80 наемников. [ 17 ]

Письменное послание Теджи Сингха Самундри сикхам округа Лайаллпур с просьбой добраться до Нанкана Сахиба, около 1921 г.

Когда 20 февраля 1921 года джата из более чем 100 сикхов совершила незапланированную поездку в Нанкану, еще не собираясь ее совершать, [ 12 ] [ 17 ] пуштунские , охранники Маханта без предупреждения открыли огонь [ 17 ] в результате так называемой резни в Нанкане погибло 130 человек . [ 20 ] Посетителей, пытавшихся найти убежище в гурдваре, преследовали и убивали, а груды трупов и раненых поджигали, чтобы попытаться уничтожить доказательства резни. [ 17 ] [ 12 ]

Двумя днями позже это место посетили Махатма Ганди и губернатор провинции Пенджаб в сопровождении ряда сикхских и индуистских лидеров. Ганди сочувствовал сикхам и сказал, что Махант «перегнал красильщика ». [ 21 ] Присутствовавшие политики использовали широко распространенные антиправительственные настроения, чтобы убедить сикхов присоединиться к национальному движению отказа от сотрудничества, которое было поддержано резолюцией, принятой SGPC в мае 1921 года, призывающей сикхов начать гражданское неповиновение. [ 17 ] [ 12 ] Поскольку сикхские реформаторы теперь присоединились к национальному движению, колониальные администраторы начали переосмысливать свою позицию в отношении невмешательства в управление гурдвары и принятия растущего контроля со стороны SGPC. [ 12 ]

Акалис направился в Нанкану, услышав эту новость тысячами, и доступ к гурдваре был ограничен правительством, хотя в конечном итоге он уступил. Британское правительство, оказавшееся под огромным политическим давлением, согласилось передать контроль над гурдварой Акали 3 марта 1921 года. Нараин Дас и 26 его приспешников были арестованы. [ 17 ] [ 12 ]

Фотография толпы сикхов во время движения Акали, около 1921–1922 гг.

Часть Акалиса отвергла мирные методы, принятые SGPC, и сформировала отколовшееся движение Баббар Акали, чтобы захватить контроль над гурдварами, используя насильственные методы. [ 22 ] Некоторые акали и гадариты отреагировали на резню в Нанкане, попытавшись совершить покушение на должностных лиц, ответственных за убийства, а также на своих местных сторонников. [ 23 ] Последовали аресты лидеров боевиков, но «Баббар Акали Джатха», основанная в августе 1922 года с целью защиты веры и политической независимости, предприняла шаги к бывшим солдатам и реформаторам Акали, а также к индуистам и мусульманам, которые выступали против власти. [ 23 ] С августа 1922 года по май 1923 года они выпустили 15 номеров « Баббар Акали Доаба» в движущейся типографии по всему Джаландхару и Хошиарпуру, а в 1923 году совершили серию политических убийств; они были объявлены незаконными в августе 1923 года, и менее чем через год большинство лидеров Баббара Акали были арестованы или убиты. Арестованных предстояло предстать перед судом в 1925 году и считать борцами за независимость и сикхское правление, и в феврале 1926 года их шесть раз повесили. Несколько организаций, в том числе Центральная сикхская лига, выступили с призывами собрать средства для семей убитых и повешенных, а также их будут прославлять в поэзии и литературе. [ 23 ]

Движения сопротивления

[ редактировать ]
Фотография сикхского Джатхи во время движения Акали, около 1920-х годов.

На фоне продолжающихся волнений SGPC призвала британское правительство освободить протестующих и легализовать свой контроль над гурдварами. 1 мая 1921 года влиятельные лидеры сикхов приняли резолюцию о начале движения пассивного сопротивления . На следующий день во время Конгресса провинции Пенджаб в Равалпинди была организована сикхско-индуистская конференция . Джагат Гуру Шанкарачарья призывал индусов присоединиться к сикхам в борьбе за отвоевание контроля над гурдварами у махантов с личными интересами. [ 24 ] 11 мая нескольким джатам Акали было предложено проследовать в назначенные гурдвары, чтобы взять на себя их контроль. [ 24 ]

Морча Чабиан («Кампания ключей»)

[ редактировать ]

В октябре 1921 года исполнительный комитет SGPC принял резолюцию, в которой просил Сандера Сингха Рамгарию, маханта, ранее назначенного правительством, [ 25 ] который впоследствии занял должность секретаря SGPC, [ 26 ] передать ключи от тошаханы Золотого Храма , или хранилища, комитету, поскольку он представлял государственный контроль над сокровищами и артефактами храма. [ 17 ] Правительство получит ключи в свои руки в ноябре, когда Сандер Сингх обратится за советом к заместителю комиссара, который отправит свою подчиненную Лалу Амар Натх забрать ключи. [ 26 ] что побудило SGPC обвинить правительство во вмешательстве в дела сикхов и обратиться к Акали джатам с просьбой встретиться в Амритсаре и организовать митинги протеста. собственные замки Правительство в ответ в знак неповиновения прикрепило бы к тошахане , что еще больше обострило ситуацию. [ 25 ] и протестующие Акали были арестованы и наказаны. [ 26 ]

Конфликт между сикхами и правительством также привел к консолидации связей между акали и лидерами отказа от сотрудничества, а обвинения во вмешательстве правительства в религиозные дела начали влиять на общественное мнение сикхских солдат, расформированных солдат и крестьянства, на которых колониальные зависела стабильность, [ 25 ] и угроза крупного гражданского неповиновения в начале 1922 года. [ 26 ] Чтобы предотвратить беспорядки, правительство уступило, передав ключи тошаханы Бабе Харак Сингху из SGPC 17 января 1922 года и согласилось на безоговорочное освобождение всех арестованных сикхов, число которых к этому моменту росло. [ 26 ] Поскольку озабоченность сикхов теперь была связана с более широким движением отказа от сотрудничества, Ганди в январе 1922 года телеграфировал SGPC со словами: «Поздравляю, выиграна первая решающая битва за свободу Индии». [ 25 ] [ 26 ] Однако к середине года отношение правительства к Акали станет более спорным, поскольку Акали начнут рассматривать независимость как лучший вариант. [ 26 ]

Гуру-ка-Багх

[ редактировать ]
Статья в газете Tribune , в которой сообщается о событиях Гуру-Ка-Баг Морчи (движения Гуру-Ка-Багх) 9 сентября 1922 года.

Самый заметный конфликт между Акали и колониальным правительством, подчеркивающий более серьезную проблему управления частными ресурсами гурдвар, произошел в августе 1922 года в святилище Гуру-ка-Багх («сад гуру») в 12 милях от Амритсара недалеко от Аджнала , построенная в честь визита Гуру Арджана . Борьба между Акали и махантом Сундер Дасом за контроль над местом привела к тому, что махант сохранил свою должность, хотя и в составе управляющего комитета, который будет контролировать его, аналогично соглашению о тошахане . Однако в марте 1921 года махант нарушил соглашение, насильно заняв офис комитета и уничтожив его записи. [ 25 ] гурдвары Год спустя, в августе 1922 года, добровольцы Акали рубили дрова на земле, чтобы разжечь огонь на бесплатной общественной кухне , за что махант арестовал их за кражу при поддержке властей. [ 26 ] что спровоцировало серьезную борьбу с Акали, которые утверждали, что махант не может претендовать на частное владение собственностью, поскольку она принадлежала сикхскому пантху , или общине. [ 25 ]

Акали предупредили правительство, что отказ сикхам в праве собирать топливо для общественной кухни означает преднамеренный подрыв их веры, и аресты привлекли к этому месту больше добровольцев Акали, а SGPC начал кампанию по отправке ненасильственных джат Акали в гурдвара ежедневно. К 25 августа было арестовано более 200 волонтеров, а к 19 октября властями будет арестовано более 2450 человек. [ 25 ] [ 25 ] Поскольку непрерывные волны Акали продолжали прибывать, власти начали использовать насильственные методы. [ 25 ] быть объявленным незаконным собранием, поскольку банды от 50 до 100, а иногда и более 200 Акали принимали на себя удары в рамках ненасильственного сопротивления. [ 27 ] 25 октября к этому месту прибыла джата отставных солдат, которое правительство сочло потенциально дестабилизирующим. [ 27 ]

Национальные лидеры отказа от сотрудничества сплотились вокруг этого дела, выступив с речами на этом месте, хотя поддержка со стороны Конгресса пошла на убыль после освобождения Ганди в феврале 1924 года, поскольку он хотел отделить политический вопрос независимости от религии. [ 3 ] Христианский миссионер К. Ф. Эндрюс , посетивший это место в сентябре 1922 года, был шокирован жестокостью администрации, назвав тактику Акали «новым уроком моральной войны». [ 2 ] [ 26 ] Он выразил протест Эдварду Маклагану , вице-губернатору Пенджаба, и конфликт был урегулирован путем продажи махантом земли сэру Ганге Раму , частному индуистскому филантропу. [ 2 ] который передал его Акалисам 17 ноября 1922 года. В марте 1923 года было освобождено более 5000 добровольцев. [ 26 ]

Гурдвара Билл

[ редактировать ]

Тем временем правительство приняло «Законопроект о гурдваре», призванный облегчить урегулирование споров о гурдваре. Законопроект предусматривал создание Совета уполномоченных по управлению гурдварами. Однако SGPC возразил против права правительства назначать членов совета, и рассмотрение законопроекта было отложено. был внесен «Законопроект о сикхских гурдварах и святынях» 17 ноября 1922 года в Законодательное собрание Пенджаба . Все сикхи и индуисты выступили против законопроекта, но он был принят 41 голосом против 31. [ 24 ]

Волнения Джайто и Бхаи Феру

[ редактировать ]
Шахиди Джатха («Отряд мучеников») из Шанхая участвовал в марше Джайто Морча (агитация) через деревню, июль – август 1925 г.

В 1923 году Акали планировали взять под свой контроль Гурдвара Гангсар в Джайту (или Джайто) в штате Набха . Бывший махараджа (правитель) Набхи Рипудамана Сингха симпатизировал Акали и индийскому националистическому делу, но был свергнут британским правительством. [ 28 ] вынужден отречься от престола в пользу своего несовершеннолетнего сына 9 июля 1923 года. [ 27 ] SGPC провела митинги протеста и 4 августа решила заняться этим делом, осудив этот акт на митинге в Хайто 25 августа. [ 27 ] Когда SGPC начала агитацию, ее лидеры и члены были арестованы по обвинению в подстрекательстве к мятежу . Впоследствии было организовано несколько маршей в поддержку агитации. Полиция неоднократно арестовывала, избивала и стреляла в протестующих.

После срыва последующей церемонии Пути Акханда SGPC осудил этот акт и решил бороться за право сикхов на свободное богослужение, отправив джаты из Акал Тахта в Джайто для завершения церемонии. SGPC и Акали Дал были объявлены незаконными организациями 12 октября 1923 года, при этом 60 членов комитета Джайто Морча были арестованы за измену Короне, хотя их члены были заменены, а морча продолжилась. [ 27 ] Джатха из 500 акали, которую провожала из Амритсара 30-тысячная толпа, была отправлена ​​в ознаменование третьей годовщины резни в Нанкане и была обстреляна по команде британских администраторов в Набхе, в результате чего около 300 человек получили ранения, в результате чего около 100 смертей. [ 27 ] Джатхас продолжал путь к Джайто до тех пор, пока 6 августа 1925 года не была завершена прокладка 101 тропы аханда , что установило право на свободное поклонение. [ 3 ]

Индийский национальный конгресс заявил о своей поддержке агитации Акали на специальной сессии Конгресса в Дели. [ 29 ] Затем к Акали присоединились несколько не-сикхов, в том числе Джавахарлал Неру (впоследствии первый премьер-министр Индии) и Кастуриранга Сантанам . [ 24 ] Неру и другие были арестованы во время одного из таких маршей. [ 28 ] [ 3 ] В конце концов, правительство Пенджаба уступило и согласилось передать контроль над гурдварой Акали.

Пострадавшие сикхи, поступившие в больницу во время движения Акали (движение за реформы Гурдвары) в начале 1920-х годов.

Пока шла агитация Джайту, Акали также стремились получить контроль над гурдварой в Бхаи Пхеру . Гурдвара контролировалась махантами Удаси, включая Пала Рама, брата Нараина Даса (который был ответственен за резню в Нанкане). Махант согласился передать контроль над гурдварой SGPC после того, как ему предложили пенсию. Однако в августе 1923 года, когда Акали решили выселить арендаторов Удаси, проживавших в помещениях гурдвары, они столкнулись со значительным сопротивлением. 4 декабря 1923 года группа Акалисов повредила резиденцию маханта, пристроенную к храму. По жалобе полиция арестовала 11 Акали. [ 24 ] В декабре правительство признало SGPC управляющим гурдвары, но также приказало Акали следовать юридической процедуре по изгнанию махантов Удаси из помещения. 1 января 1924 года Акали джата насильно завладел имуществом, занимаемым Пала Рамом. На следующий день за эту акцию полиция арестовала около 34 Акали. В последующие дни несколько джатх Акали устроили на этом месте демонстрации. Всего за демонстрации был арестован 5251 человек, из них 3092 человека были отправлены в тюрьму. [ 24 ]

Сикх Гурдвара Билл

[ редактировать ]

Британское правительство считало движение Акали большей угрозой, чем Махатмы Ганди движение гражданского неповиновения . В меморандуме 1921 года, подписанном Д. Петри, помощником директора CID Пенджаба, говорится: [ 11 ]

Пропаганда Ганди обращена главным образом к городским классам, которым не хватает ни выносливости, ни физической смелости, чтобы успешно противостоять даже небольшим отрядам полиции; Кампания Акали, по сути, является сельским движением, и ее последователями являются люди прекрасного телосложения с национальной историей, боевые качества которой намеренно поддерживаются как правительством, так и самими сикхами.

- Д. Петри, Секретный меморандум CID о последних событиях в сикхской политике (11 августа 1921 г.)

В 1925 году, после дальнейших требований и протестов со стороны SGPC, 7 мая в Законодательное собрание Пенджаба был внесен новый «законопроект о сикхской гурдваре», который был принят в июле. Он вступил в силу 1 ноября 1925 года и передал SGPC контроль над всеми историческими святынями. Для разрешения споров был создан трибунал, и все узники Акали были освобождены. [ 24 ] [ 3 ]

К этому времени британское правительство арестовало около 30 000 человек; во время движения более 400 человек были убиты и еще 2000 получили ранения. [ 24 ] [ 2 ] [ 3 ] Это движение подогревало антибританские настроения среди сикхов. Это также привело к антииндуистским настроениям среди части сикхов, которые отождествляли сторонников удаси, таких как Нараин Дас, и их сторонников с индуистской общиной. [ 24 ]

Поскольку британские власти пришли к выводу, что движение Акали является движением по свержению британцев и, следовательно, должно быть подавлено, помимо жертв и арестов, произошла конфискация имущества и джагиров , штрафы и трибунал за ношение кирпана. , или сикхский кинжал, и черные тюрбаны, традиционно сигнализирующие о восстании и наказании издателей, редакторов и прессы, поддерживающих движение. [ 30 ] Движение нашло поддержку почти всех слоев сикхской общины, особенно крестьянства, ремесленников, рабочих, бывших солдат и эмигрантов, вернувшихся из-за границы. [ 31 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б «Борьба Индии за свободу: роль связанных движений» . Комитет Всеиндийского Конгресса. Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 г. Проверено 19 декабря 2011 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Деол 2000 , с. 81.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гревал 1998 , с. 162.
  4. ^ Рагбир Сингх (1997). Движение Акали, 1926–1947 гг . Омсонс. п. 16. ISBN  978-81-7117-163-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Гревал 1998 , с. 157.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гревал 1998 , с. 158.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Деол 2000 , с. 78.
  8. ^ Х. С. Сингха (2000). Энциклопедия сикхизма . Хемкунт Пресс. п. 13. ISBN  978-81-7010-301-1 .
  9. ^ Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Блумсбургский академический институт. п. 86. ИСБН  978-1-4411-0231-7 .
  10. ^ Деол 2000 , с. 86.
  11. ^ Перейти обратно: а б Раджит К. Мазумдер (2003). Индийская армия и создание Пенджаба . Ориент Блэксван. стр. 213–218. ISBN  978-81-7824-059-6 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гревал 1998 , с. 159.
  13. ^ Мохиндер Сингх (1988). Борьба Акали: ретроспектива (Том 1) . Атлантика. п. 20. OCLC   59911558 .
  14. ^ Хараджиндара Сингха Дилагира; А. Т. Керр (1995). Акал Тахт Сахиб . Сикхский образовательный фонд и Сикхский университетский центр, Дания. ISBN  978-0-9695964-1-7 .
  15. ^ Тай Ён Тан (2005). Государство-гарнизон: армия, правительство и общество в колониальном Пенджабе 1849–1947 гг . Мудрец. п. 1935. ISBN  978-0-7619-3336-6 .
  16. ^ Перейти обратно: а б СС Шаши (1996). Энциклопедия Indica: Индия, Пакистан, Бангладеш . Публикации Анмола. ISBN  978-81-7041-859-7 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Деол 2000 , с. 79.
  18. ^ Мохиндер Сингх (1988). Борьба Акали: ретроспектива . Атлантические издатели и дистрибьюторы.
  19. ^ Сикхский культурный центр, Калькутта (2005 г.). Сикхский обзор . Сикхский культурный центр.
  20. ^ Клинтон Герберт Лелин (1958). Сикхи и их писания . Паб Лакхнау. Дом. ОСЛК   5452996 .
  21. ^ Гарольд Г. Кауард (2003). Индийская критика Ганди . СУНИ Пресс. п. 175. ИСБН  978-0-7914-5910-2 .
  22. ^ Мукерджи, Мридула (22 сентября 2004 г.). Крестьяне в ненасильственной революции в Индии: практика и теория . МУДРЕЦ. стр. 35–36. ISBN  978-0-7619-9686-6 . Проверено 17 декабря 2011 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Гревал 1998 , с. 164.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я СК Миттал (1977). Движение за свободу в Пенджабе . Концепция. стр. 171–179. OCLC   609926003 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Деол 2000 , с. 80.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гревал 1998 , с. 160.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гревал 1998 , с. 161.
  28. ^ Перейти обратно: а б Суриндер Сингх Джохар (1998). Святые сикхские святыни . Публикации доктора медицинских наук. п. 64. ИСБН  978-81-7533-073-3 .
  29. ^ Бахшиш Сингх Ниджар (1996). История Объединенного Пенджаба . Atlantic Publishers & Dist. п. 130. ИСБН  978-81-7156-534-4 .
  30. ^ Гревал 1998 , стр. 162–163.
  31. ^ Гревал 1998 , с. 163.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7f8c1581069fe6290676cf5982ef3e3__1712729640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/e3/f7f8c1581069fe6290676cf5982ef3e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Akali movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)