Jump to content

Сомневающийся Томас

(Перенаправлено из «Недоверчивости святого Фомы »)

Недоверчивость святого Фомы» , Караваджо « , ок. 1602 г.

Сомневающийся Фома — это скептик , который отказывается верить без прямого личного опыта — отсылка к в Евангелии от Иоанна изображению апостола Фомы , который, по словам Иоанна, отказывался верить, что воскресший Иисус явился десяти другим апостолам до тех пор, пока Иисуса он мог видеть и чувствовать раны от распятия .

В искусстве этот эпизод (формально называемый « Недоверчивость Фомы ») часто изображался, по крайней мере, с 15 века, причем его изображение отражало ряд богословских интерпретаций.

Евангелие

[ редактировать ]
Дуччо , панель из его Маэсты (1308–1311)

Этот эпизод описан в 20-й главе Евангелия от Иоанна , но не описан в трех синоптических Евангелиях . Текст версии короля Иакова следующий: [ 1 ]

24 Но Фомы, одного из двенадцати, по имени Дидим, не было с ними, когда пришел Иисус.
25 Другие ученики сказали Ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если я не увижу на руке его след от гвоздей, и не вложу палец мой в след от гвоздей и не всуну руку свою в бок его, я не поверю.
26 И через восемь дней снова были внутри ученики Его, и Фома с ними; тогда пришёл Иисус, двери затворились, и стал посреди, и сказал: мир вам .
27 Тогда говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри на руки Мои; и протяни руку твою сюда, и вложи ее в ребра мои, и не будь неверующим, но верующим.
28 И ответил Фома и сказал ему: Господь мой и Бог мой.
29 Иисус говорит ему: Фома! потому что ты увидел Меня, ты поверил: блаженны невидевшие и уверовавшие .

Комментаторы отметили, что Джон избегает говорить, действительно ли Томас «сунул» руку. [ 2 ] До протестантской Реформации обычное убеждение, отраженное в художественных изображениях, заключалось в том, что он это сделал, во что продолжали верить большинство католических писателей, в то время как протестантские писатели часто думали, что он этого не сделал. [ 3 ]

Независимо от вопроса о том, чувствовал ли Фома, а также «видел» ли физические доказательства Воскресения Иисуса , католическая интерпретация заключалась в том, что, хотя Иисус и утверждает превосходство тех, кто верит без физических доказательств, он, тем не менее, был готов продемонстрировать Томас, его рана, и дай ему почувствовать ее. Теологи использовали это как библейское поощрение использования физического опыта, такого как паломничество , почитание реликвий и ритуалов, для укрепления христианских убеждений. [ 4 ] [ 5 ]

Протестантские богословы подчеркивали утверждение Иисуса о превосходстве «только веры» (см. sola fide ), хотя англиканец евангелистского толка Томас Хартвелл Хорн в своем широко читаемом «Введении в критическое изучение и познание Священного Писания» (впервые опубликованном в 1818 году) отнесся к недоверчивости Фомы, которую он отчасти распространил и на других апостолов, одобрительно, как доказательство правдивости Евангелий, как «фальсификатор» вряд ли бы изобрел это, и о их должном подозрении в кажущемся невозможным, продемонстрировав свою надежность как свидетели. [ 6 ] В ранней церкви гностические авторы очень настаивали на том, что Фома на самом деле не исследовал Иисуса, и подробно разъясняли это в апокрифических отчетах: [ 7 ] возможно, стремясь подтолкнуть своих негностических оппонентов в другом направлении. [ 8 ]

Богословская интерпретация этого эпизода сконцентрировалась на нем как на демонстрации реальности воскресения, но еще в трудах святителей IV и V веков Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского ему была дана евхаристическая интерпретация, рассматриваемая как как аллегория таинства Евхаристии, что оставалось постоянной темой в комментариях. [ 9 ] [ 10 ]

Искусство

[ редактировать ]
Оттоновский из слоновой кости диптих

В искусстве эта тема, формально названная «Недоверчивость святого Фомы» , была распространена, по крайней мере, с начала VI века, когда она появилась в мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . [ 11 ] и на ампулах Монцы . [ 12 ] В этих изображениях, как и позднее в стиле барокко , сюжет, обычно изображаемый в тот момент, когда Фома вкладывает пальцы в бок Иисуса, использовался, чтобы подчеркнуть важность физических переживаний и свидетельств для верующего, как описано выше. [ 5 ] Мозаика Равенны представляет собой мотив Иисуса, высоко поднимающего руку, чтобы обнажить рану на боку; [ 13 ] поза его часто, но не всегда, такова, что видны и раны на руках, а часто и на ногах.

Сцена использовалась во многих контекстах средневекового искусства , включая византийские иконы. Там, где было место, часто изображались все апостолы, а иногда показано принятие Фомой Воскресения, когда Фома преклоняет колени, а Иисус благословляет его. Эта иконография оставляет неясным, следует ли показанный момент за исследованием или нет, но, вероятно, предполагает, что это не так, особенно в протестантском искусстве. Начиная с позднего средневековья, встречается ряд вариаций поз двух фигур (см. галерею). Типичное «трогательное» изображение сформировало одну из многих сцен, иногда размещаемых вокруг центрального Распятия Иисуса , и является одной из сцен, показанных на Высоком кресте ирландского Мюредаха , и предметом большого рельефа в знаменитом романском скульптурном монастыре в Аббатство Санто-Доминго-де-Силос . [ 14 ] В произведениях, показывающих пары типологически связанных сцен из Ветхого и Нового Заветов, его можно сочетать с борьбой Иакова с ангелом , [ 15 ] 10-го века но в оттоновском из слоновой кости диптихе он сочетается с Моисеем, получающим Закон , сравнивая как два библейских Завета, так и поддержку веры как на текстуальном «священном писании», так и на физических доказательствах.

Показаны раны

В позднем Средневековье Иисус с одной стороной своей одежды, откинутой назад, обнажая рану на боку и четыре другие раны (называемые ostentatio vulnerum ), был взят из изображений с Фомой и превращен в позу, принятую одним только Иисусом, который часто кладет свои пальцы в рану на боку. Эта форма стала общей чертой отдельных знаковых фигур Иисуса и таких сюжетов, как Страшный суд ( Бамбергского собора ранний образец датируется примерно 1235 годом), Христос в величии , Муж скорбей и Христос с Арма Кристи . подчеркнуть страдания Христа, а также факт Его Воскресения. [ 16 ]

знаменитая скульптурная пара Христа и Святого Фомы работы Андреа дель Верроккьо (1467–1483) для Орсанмикеле во Флоренции В эпоху Возрождения самым известным изображением является ; этот предмет редко встречается в отдельно стоящих скульптурах. [ 17 ] В этой церкви гильдии также размещались коммерческие трибуналы, а представление вещественных доказательств придавало этой теме особую актуальность для судов и правосудия, и она появлялась на многих других зданиях Тосканы , выполняющих судебные функции. Семья Медичи , активно участвовавшая в работе комиссии, также имела особую связь со святым Фомой. [ 18 ] хотя картина Сальвиати, кажется, отражает антимедичиские настроения 1540-х годов.

возродилась Популярность этой темы в искусстве Контрреформации как утверждение католической доктрины против протестантского неприятия католических практик, которые, как считалось, поддерживал этот эпизод, и протестантской веры в «только веру». В католической интерпретации, хотя Иисус и утверждает превосходство тех, кто имеет веру без физических доказательств, он, тем не менее, был готов показать Фоме свою рану и позволить ему почувствовать ее. «Недоверчивость святого Фомы» ( Караваджо ок. 1601–1602) сейчас является самым известным изображением (необычно показывающим Фому справа от Иисуса от зрителя), но есть и много других, особенно утрехтского Караваджисти , рисующего в протестантской среде, [ 19 ] например, фламандский караваджист Маттиас Стом , две версии которого сейчас находятся в Мадриде и Бергамо. и Рембрандт ( Пушкинский музей ), и Рубенс ( центральная часть Триптиха Рококса , Королевский музей изящных искусств, Антверпен ). Ее также писали [ 20 ]


Средневековая драма

[ редактировать ]

Драматический характер этого эпизода означал, что он часто фигурировал в средневековых драмах, повествующих историю жизни Иисуса. [ 22 ] Потребуется вся «Пьеса 41» из цикла Йоркских мистерий , датируемая, вероятно, где-то между 1463 и 1477 годами, и для ее описания требуется 195 шестистрочных строф. [ 23 ] В других более коротких циклах он отсутствует, а в «Честерских детективных пьесах» на него уходит 70 строк. [ 24 ]

[ редактировать ]

Библейский эпизод породил две позднесредневековые легенды или истории, которые также появляются в искусстве.

Ремень Томаса

[ редактировать ]

В этом рассказе при Успении Марии , где присутствовали и другие апостолы, Фома еще раз упустил случай (находясь на обратном пути со своей миссии в Индию), поэтому Дева Мария , зная о скептическом характере Фомы, явилась ему индивидуально и уронил на него пояс (тканевый пояс), который она носила, чтобы дать ему физическое доказательство того, что он видел. В других версиях он присутствует при самом Успении, и Богородица сбросила ему свой пояс, когда ее возносили на небеса. Сам предполагаемый пояс ( Sacra Cintola ) является реликвией собора Прато . [ 25 ] и его почитание считалось особенно полезным для беременных женщин. После того, как Флоренция взяла под свой контроль Прато в 1350–1351 годах, пояс начал появляться во флорентийском искусстве и изображался на фигурах Мадонны дель Парто , культовых фигурах, изображающих Деву Марию во время беременности.

Первая версия истории называется Мадонна с Поясом в искусстве. Алтарный образ Пальмы Веккьо , находящийся сейчас в галерее Брера в Милане, представляет собой промежуточную версию: Фома спешит к другим апостолам, а Богородица снимает пояс. В других произведениях Фома ловит падающий пояс или принимает пояс и держит его. [ 25 ]

Недоверчивость Джерома

[ редактировать ]

Святому Франциску Ассизскому (1181/1182 – 1226) в 1224 году было видение, после которого он приобрел стигматы на собственном теле , повторяющие раны Иисуса, которые он сохранял до самой смерти. По словам многих, кто их видел, раны на его руках и ногах выглядели так, будто гвозди все еще оставались на месте, а гвоздевидные выступы можно было перемещать. Один из первых биографов Франциска, святой Бонавентура (1221–1274), сообщил, что солдат по имени Иероним был настроен скептически и передвигал «гвозди». [ 26 ] Считается, что Джером изображен изучающим ноги Франциска на фресках часовни Барди в Санта-Кроче во Флоренции работы Джотто и его мастерской, а также появляется в некоторых других францисканских произведениях. [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Иоанна 20: 24–29.
  2. ^ Мост 2009 , стр. 79–80.
  3. ^ Солсбери 2006 , с. 95.
  4. ^ Шиллер 1972 , с. 188.
  5. ^ Перейти обратно: а б Викан 1982 , стр. 24–25.
  6. ^ Хорн 1836 , стр. 111–112.
  7. ^ Мост 2009 , с. 121.
  8. ^ Мост 2009 , Гл. 2.
  9. ^ Баттерфилд 1992 , с. 232 и примечания.
  10. ^ Джекс и Каферро 2001 , с. 159.
  11. ^ Сопер 1938 , с. 188, перечисляя несколько других ранних событий
  12. ^ Монца нет. 9, Боббио нет. 10, см. Леруа 1959 , с. 322 и Милберн 1988 , с. 264
  13. ^ Гуревич 1957 , с. 358, но та же самая деталь видна в шкатулке из слоновой кости начала V века со сценами страсти в Британском музее.
  14. ^ Шиллер 1972 , стр. 102, 116.
  15. ^ Шиллер 1972 , с. 130.
  16. ^ Шиллер 1972 , стр. 188–189, 202.
  17. ^ Пикард 1916 , с. 413.
  18. ^ Баттерфилд 1992 , стр. 228–229 об участии Медичи в комиссии, Баттерфилд 1992 , стр. 230–232 о правосудии и покровительстве Медичи Томасу; о справедливости см. также Jacks & Caferro 2001 , стр. 160–161.
  19. ^ ван Эк 1993 , стр. 224–228.
  20. ^ Гуревич 1957 , с. 362.
  21. ^ Эксцентричность Рубенса, обсуждавшаяся в Гуревиче 1957 , с. 362, и более полно у Гуревича 1963 , с. 358
  22. ^ Сковилл 2004 , гл. 2 полностью посвящен лечению Томаса
  23. Пьеса 41, «Сомневающийся Фома» , под редакцией Клиффорда Дэвидсона, первоначально опубликованная в The York Corpus Christi Plays
  24. ^ «Честер, играй 20» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 30 марта 2013 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Райландс 1977 , с. 249.
  26. ^ О'Рахилли 1938 , с. 191.
  27. ^ Джекс и Каферро 2001 , стр. 157–158.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1e416a01710a5349eff697a749595bc__1716654540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/bc/a1e416a01710a5349eff697a749595bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doubting Thomas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)