Сомневающийся Томас

Сомневающийся Фома — это скептик , который отказывается верить без прямого личного опыта — отсылка к в Евангелии от Иоанна изображению апостола Фомы , который, по словам Иоанна, отказывался верить, что воскресший Иисус явился десяти другим апостолам до тех пор, пока Иисуса он мог видеть и чувствовать раны от распятия .
В искусстве этот эпизод (формально называемый « Недоверчивость Фомы ») часто изображался, по крайней мере, с 15 века, причем его изображение отражало ряд богословских интерпретаций.
Евангелие
[ редактировать ]
Этот эпизод описан в 20-й главе Евангелия от Иоанна , но не описан в трех синоптических Евангелиях . Текст версии короля Иакова следующий: [ 1 ]
24 Но Фомы, одного из двенадцати, по имени Дидим, не было с ними, когда пришел Иисус.
25 Другие ученики сказали Ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если я не увижу на руке его след от гвоздей, и не вложу палец мой в след от гвоздей и не всуну руку свою в бок его, я не поверю.
26 И через восемь дней снова были внутри ученики Его, и Фома с ними; тогда пришёл Иисус, двери затворились, и стал посреди, и сказал: мир вам .
27 Тогда говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри на руки Мои; и протяни руку твою сюда, и вложи ее в ребра мои, и не будь неверующим, но верующим.
28 И ответил Фома и сказал ему: Господь мой и Бог мой.
29 Иисус говорит ему: Фома! потому что ты увидел Меня, ты поверил: блаженны невидевшие и уверовавшие .
Комментаторы отметили, что Джон избегает говорить, действительно ли Томас «сунул» руку. [ 2 ] До протестантской Реформации обычное убеждение, отраженное в художественных изображениях, заключалось в том, что он это сделал, во что продолжали верить большинство католических писателей, в то время как протестантские писатели часто думали, что он этого не сделал. [ 3 ]
Независимо от вопроса о том, чувствовал ли Фома, а также «видел» ли физические доказательства Воскресения Иисуса , католическая интерпретация заключалась в том, что, хотя Иисус и утверждает превосходство тех, кто верит без физических доказательств, он, тем не менее, был готов продемонстрировать Томас, его рана, и дай ему почувствовать ее. Теологи использовали это как библейское поощрение использования физического опыта, такого как паломничество , почитание реликвий и ритуалов, для укрепления христианских убеждений. [ 4 ] [ 5 ]
Протестантские богословы подчеркивали утверждение Иисуса о превосходстве «только веры» (см. sola fide ), хотя англиканец евангелистского толка Томас Хартвелл Хорн в своем широко читаемом «Введении в критическое изучение и познание Священного Писания» (впервые опубликованном в 1818 году) отнесся к недоверчивости Фомы, которую он отчасти распространил и на других апостолов, одобрительно, как доказательство правдивости Евангелий, как «фальсификатор» вряд ли бы изобрел это, и о их должном подозрении в кажущемся невозможным, продемонстрировав свою надежность как свидетели. [ 6 ] В ранней церкви гностические авторы очень настаивали на том, что Фома на самом деле не исследовал Иисуса, и подробно разъясняли это в апокрифических отчетах: [ 7 ] возможно, стремясь подтолкнуть своих негностических оппонентов в другом направлении. [ 8 ]
Богословская интерпретация этого эпизода сконцентрировалась на нем как на демонстрации реальности воскресения, но еще в трудах святителей IV и V веков Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского ему была дана евхаристическая интерпретация, рассматриваемая как как аллегория таинства Евхаристии, что оставалось постоянной темой в комментариях. [ 9 ] [ 10 ]
Искусство
[ редактировать ]
В искусстве эта тема, формально названная «Недоверчивость святого Фомы» , была распространена, по крайней мере, с начала VI века, когда она появилась в мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . [ 11 ] и на ампулах Монцы . [ 12 ] В этих изображениях, как и позднее в стиле барокко , сюжет, обычно изображаемый в тот момент, когда Фома вкладывает пальцы в бок Иисуса, использовался, чтобы подчеркнуть важность физических переживаний и свидетельств для верующего, как описано выше. [ 5 ] Мозаика Равенны представляет собой мотив Иисуса, высоко поднимающего руку, чтобы обнажить рану на боку; [ 13 ] поза его часто, но не всегда, такова, что видны и раны на руках, а часто и на ногах.
Сцена использовалась во многих контекстах средневекового искусства , включая византийские иконы. Там, где было место, часто изображались все апостолы, а иногда показано принятие Фомой Воскресения, когда Фома преклоняет колени, а Иисус благословляет его. Эта иконография оставляет неясным, следует ли показанный момент за исследованием или нет, но, вероятно, предполагает, что это не так, особенно в протестантском искусстве. Начиная с позднего средневековья, встречается ряд вариаций поз двух фигур (см. галерею). Типичное «трогательное» изображение сформировало одну из многих сцен, иногда размещаемых вокруг центрального Распятия Иисуса , и является одной из сцен, показанных на Высоком кресте ирландского Мюредаха , и предметом большого рельефа в знаменитом романском скульптурном монастыре в Аббатство Санто-Доминго-де-Силос . [ 14 ] В произведениях, показывающих пары типологически связанных сцен из Ветхого и Нового Заветов, его можно сочетать с борьбой Иакова с ангелом , [ 15 ] 10-го века но в оттоновском из слоновой кости диптихе он сочетается с Моисеем, получающим Закон , сравнивая как два библейских Завета, так и поддержку веры как на текстуальном «священном писании», так и на физических доказательствах.
В позднем Средневековье Иисус с одной стороной своей одежды, откинутой назад, обнажая рану на боку и четыре другие раны (называемые ostentatio vulnerum ), был взят из изображений с Фомой и превращен в позу, принятую одним только Иисусом, который часто кладет свои пальцы в рану на боку. Эта форма стала общей чертой отдельных знаковых фигур Иисуса и таких сюжетов, как Страшный суд ( Бамбергского собора ранний образец датируется примерно 1235 годом), Христос в величии , Муж скорбей и Христос с Арма Кристи . подчеркнуть страдания Христа, а также факт Его Воскресения. [ 16 ]
знаменитая скульптурная пара Христа и Святого Фомы работы Андреа дель Верроккьо (1467–1483) для Орсанмикеле во Флоренции В эпоху Возрождения самым известным изображением является ; этот предмет редко встречается в отдельно стоящих скульптурах. [ 17 ] В этой церкви гильдии также размещались коммерческие трибуналы, а представление вещественных доказательств придавало этой теме особую актуальность для судов и правосудия, и она появлялась на многих других зданиях Тосканы , выполняющих судебные функции. Семья Медичи , активно участвовавшая в работе комиссии, также имела особую связь со святым Фомой. [ 18 ] хотя картина Сальвиати, кажется, отражает антимедичиские настроения 1540-х годов.
возродилась Популярность этой темы в искусстве Контрреформации как утверждение католической доктрины против протестантского неприятия католических практик, которые, как считалось, поддерживал этот эпизод, и протестантской веры в «только веру». В католической интерпретации, хотя Иисус и утверждает превосходство тех, кто имеет веру без физических доказательств, он, тем не менее, был готов показать Фоме свою рану и позволить ему почувствовать ее. «Недоверчивость святого Фомы» ( Караваджо ок. 1601–1602) сейчас является самым известным изображением (необычно показывающим Фому справа от Иисуса от зрителя), но есть и много других, особенно утрехтского Караваджисти , рисующего в протестантской среде, [ 19 ] например, фламандский караваджист Маттиас Стом , две версии которого сейчас находятся в Мадриде и Бергамо. и Рембрандт ( Пушкинский музей ), и Рубенс ( центральная часть Триптиха Рококса , Королевский музей изящных искусств, Антверпен ). Ее также писали [ 20 ]
Галерея
[ редактировать ]
-
Христос и Святой Фома Андреа дель Верроккьо (1467–1483)
-
Хендрик тер Брюгген , ок. 1622 г.
-
На коленях и прикасаясь, Мартин Шонгауэр и мастерская, панель алтаря конца XV века.
-
На коленях и показ, шведский резной деревянный алтарь начала XVI века, собор Стренгнес.
-
Рубенс , Алтарь Рококса (1613–1615), изображающий руки с «почти невидимой» раной на «изнаночной» стороне; [ 21 ] с донорскими портретами Николая II Рококса .
-
XIX века. Датская лютеранская «нетрогательная» композиция
-
Изображение ран особенно сложного Человека Скорбей работы Гертгена тот Синт Янса (ок. 1485–1495).
-
Из рукописи армянского Евангелия 1609 года, хранящейся в Бодлианской библиотеке.
-
«Недоверчивость Томаса» из английской рукописи, ок. 1504
Средневековая драма
[ редактировать ]Драматический характер этого эпизода означал, что он часто фигурировал в средневековых драмах, повествующих историю жизни Иисуса. [ 22 ] Потребуется вся «Пьеса 41» из цикла Йоркских мистерий , датируемая, вероятно, где-то между 1463 и 1477 годами, и для ее описания требуется 195 шестистрочных строф. [ 23 ] В других более коротких циклах он отсутствует, а в «Честерских детективных пьесах» на него уходит 70 строк. [ 24 ]
Связанные легенды
[ редактировать ]Библейский эпизод породил две позднесредневековые легенды или истории, которые также появляются в искусстве.
Ремень Томаса
[ редактировать ]В этом рассказе при Успении Марии , где присутствовали и другие апостолы, Фома еще раз упустил случай (находясь на обратном пути со своей миссии в Индию), поэтому Дева Мария , зная о скептическом характере Фомы, явилась ему индивидуально и уронил на него пояс (тканевый пояс), который она носила, чтобы дать ему физическое доказательство того, что он видел. В других версиях он присутствует при самом Успении, и Богородица сбросила ему свой пояс, когда ее возносили на небеса. Сам предполагаемый пояс ( Sacra Cintola ) является реликвией собора Прато . [ 25 ] и его почитание считалось особенно полезным для беременных женщин. После того, как Флоренция взяла под свой контроль Прато в 1350–1351 годах, пояс начал появляться во флорентийском искусстве и изображался на фигурах Мадонны дель Парто , культовых фигурах, изображающих Деву Марию во время беременности.
Первая версия истории называется Мадонна с Поясом в искусстве. Алтарный образ Пальмы Веккьо , находящийся сейчас в галерее Брера в Милане, представляет собой промежуточную версию: Фома спешит к другим апостолам, а Богородица снимает пояс. В других произведениях Фома ловит падающий пояс или принимает пояс и держит его. [ 25 ]
Недоверчивость Джерома
[ редактировать ]Святому Франциску Ассизскому (1181/1182 – 1226) в 1224 году было видение, после которого он приобрел стигматы на собственном теле , повторяющие раны Иисуса, которые он сохранял до самой смерти. По словам многих, кто их видел, раны на его руках и ногах выглядели так, будто гвозди все еще оставались на месте, а гвоздевидные выступы можно было перемещать. Один из первых биографов Франциска, святой Бонавентура (1221–1274), сообщил, что солдат по имени Иероним был настроен скептически и передвигал «гвозди». [ 26 ] Считается, что Джером изображен изучающим ноги Франциска на фресках часовни Барди в Санта-Кроче во Флоренции работы Джотто и его мастерской, а также появляется в некоторых других францисканских произведениях. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]

Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Иоанна 20: 24–29.
- ^ Мост 2009 , стр. 79–80.
- ^ Солсбери 2006 , с. 95.
- ^ Шиллер 1972 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Викан 1982 , стр. 24–25.
- ^ Хорн 1836 , стр. 111–112.
- ^ Мост 2009 , с. 121.
- ^ Мост 2009 , Гл. 2.
- ^ Баттерфилд 1992 , с. 232 и примечания.
- ^ Джекс и Каферро 2001 , с. 159.
- ^ Сопер 1938 , с. 188, перечисляя несколько других ранних событий
- ^ Монца нет. 9, Боббио нет. 10, см. Леруа 1959 , с. 322 и Милберн 1988 , с. 264
- ^ Гуревич 1957 , с. 358, но та же самая деталь видна в шкатулке из слоновой кости начала V века со сценами страсти в Британском музее.
- ^ Шиллер 1972 , стр. 102, 116.
- ^ Шиллер 1972 , с. 130.
- ^ Шиллер 1972 , стр. 188–189, 202.
- ^ Пикард 1916 , с. 413.
- ^ Баттерфилд 1992 , стр. 228–229 об участии Медичи в комиссии, Баттерфилд 1992 , стр. 230–232 о правосудии и покровительстве Медичи Томасу; о справедливости см. также Jacks & Caferro 2001 , стр. 160–161.
- ^ ван Эк 1993 , стр. 224–228.
- ^ Гуревич 1957 , с. 362.
- ^ Эксцентричность Рубенса, обсуждавшаяся в Гуревиче 1957 , с. 362, и более полно у Гуревича 1963 , с. 358
- ^ Сковилл 2004 , гл. 2 полностью посвящен лечению Томаса
- ↑ Пьеса 41, «Сомневающийся Фома» , под редакцией Клиффорда Дэвидсона, первоначально опубликованная в The York Corpus Christi Plays
- ^ «Честер, играй 20» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Райландс 1977 , с. 249.
- ^ О'Рахилли 1938 , с. 191.
- ^ Джекс и Каферро 2001 , стр. 157–158.
Источники
[ редактировать ]- Баттерфилд, Эндрю (апрель 1992 г.). «Христос Верроккьо и Святой Фома: хронология, иконография и политический контекст». Журнал Берлингтон . Том. 134, нет. 1069. стр. 225–233. JSTOR 885119 .
- Кэссиди, Брендан, «Реликвия, некоторые картины и матери Флоренции в конце четырнадцатого века», Gesta , Vol. 30, № 2 (1991), стр. 91–99, Издательство Чикагского университета от имени Международного центра средневекового искусства, JSTOR.
- Гуревич, Владимир (1957). «Наблюдения за иконографией раны на боку Христа с особым упором на ее положение». Журнал институтов Варбурга и Курто . 20 (3/4). Институт Варбурга : 358–362. дои : 10.2307/750787 . JSTOR 50787 . S2CID 192284546 .
- Гуревич, Владимир (1963). «Рубенс и рана на боку Христа. Постскриптум». Журнал институтов Варбурга и Курто . 26 (3/4). Институт Варбурга : 358. doi : 10.2307/750501 . JSTOR 750501 . S2CID 194963813 .
- Хорн, Томас Хартвелл (1836). Введение в критическое изучение и познание Священного Писания . Р. Картер.
- Джекс, Филип Дж.; Каферро, Уильям (2001). Флорентийские Спинелли: судьба купеческой семьи эпохи Возрождения . Пенн Стейт Пресс. ISBN 0271019247 .
- Лерой, Жюль (1959). «Рецензия на Андре Грабаря Ампулы Святой Земли » . Сирия. Археология, искусство и история (на французском языке). 36 .
- Милберн, Роберт Лесли Поллингтон (1988). Раннехристианское искусство и архитектура . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06326-6 .
- Мост, Гленн В. (2009). Сомневающийся Томас . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674041257 .
- О'Рахилли, Альфред (июнь 1938 г.). «Стигматы Святого Франциска». Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 27 (106). Ирландская провинция Общества Иисуса: 177–198. JSTOR 30097539 .
- Пикард, Джон (август 1916 г.). «Сомневающийся Фома: Бронзовая группа Андреа дель Верроккьо ». Американский журнал искусства . 7 (10): 410–414. JSTOR 20559503 .
- Райландс, Филип (апрель 1977 г.). «Успение Богородицы Пальма Веккьо ». Журнал Берлингтон . 119 (889): 244–250. JSTOR 878802 .
- Солсбери, Джойс Э. (январь 2006 г.). «Рецензия на «Сомневающегося Томаса» Глена В. Моста». Католический исторический обзор . 92 (1). Издательство Католического университета Америки: 95–96. дои : 10.1353/cat.2006.0113 . JSTOR 25027014 . S2CID 161105370 .
- Шиллер, Гертруда (1972). Иконография христианского искусства: Страсти Иисуса Христа . Том. 2. Лондон: Лунд Хамфрис.
- Сковилл, Честер Норман (2004). Святые и зрители в среднеанглийской библейской драме . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8944-1 .
- Сопер, Александр Коберн (июнь 1938 г.). «Итало-галльская школа раннехристианского искусства». Художественный вестник . 20 (2): 145–192. дои : 10.1080/00043079.1938.11408677 . JSTOR 3046576 .
- ван Эк, Ксандер (1993). «От сомнения к убеждению: подпольные католические церкви как покровители голландской живописи в стиле караваджа». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов . 22 (4): 217–234. дои : 10.2307/3780813 . ISSN 0037-5411 . JSTOR 3780813 .
- Викан, Гэри (1982), Искусство византийского паломничества , Публикации византийской коллекции, Думбартон-Оукс: Попечители Гарвардского университета