Бенин Бронзы
Бенинские бронзовые медали — это группа из нескольких тысяч человек. [а] металлические таблички и скульптуры, украшавшие королевский дворец Королевства Бенин , на территории нынешнего штата Эдо , Нигерия . Металлические таблички были изготовлены Гильдией Бенинских литейщиков бронзы, которая сейчас расположена на улице Игун , также известной как кварталы Игун-Эронмвон. В совокупности предметы представляют собой лучшие образцы искусства Бенина и были созданы с четырнадцатого века художниками народа Эдо . [3] [4] [5] [6] [7] Бляшки, которые на языке Эдо называются Ама, [8] изображать сцены или представлять темы из истории королевства. [9] Помимо мемориальных досок, другие скульптуры из латуни или бронзы включают портретные головы, украшения и более мелкие предметы.
Некоторые из впечатляющих скульптур датируются четырнадцатым веком, но основная часть коллекции датируется пятнадцатым и шестнадцатым веками. Считается, что два «золотых века» в производстве металлов в Бенине пришлись на период правления Эсиги ( эт. 1550) и Эресойена (1735–1750), когда их мастерство достигло высочайшего качества. [10]
Большая часть мемориальных досок и других предметов была захвачена британскими войсками во время Бенинской экспедиции 1897 года , когда контроль Британской империи укреплялся в Южной Нигерии . [11] Эта экспедиция была позиционирована британскими источниками как возмездие за резню безоружной партии британских посланников и большого количества их африканских носильщиков в январе 1897 года. Некоторые современные ученые, такие как Дэн Хикс , утверждают, что экспедиция была частью более широкой серии преднамеренных нападений, преподносимых как ответные или карательные, с целью продвижения европейских империалистических и экономических интересов в Африке. [12] По итогам экспедиции двести экспонатов были доставлены в Британский музей в Лондоне, а остальные — в другие европейские музеи. [13] Большое количество хранится в Британском музее. [11] с другими известными коллекциями в Германии и США. [14]
Некоторые ошибочно пришли к выводу, что знания Бенина о металлургии пришли от португальских торговцев , которые контактировали с Бенином в ранний современный период . [7] Королевство Бенин было центром африканской цивилизации задолго до того, как его посетили португальские торговцы. [15] [16] а бронзовые изделия изготавливались в Бенине до прибытия португальцев. [17] Считается, что традиция бенинской бронзовой скульптуры возникла из традиции более старого соседнего королевства Ифе на юго-западе Нигерии или находилась под ее влиянием. [5] [6] [7]
Хотя коллекция известна как «Бенинские бронзы», [1] как и большинство западноафриканских « бронз », эти изделия в основном изготовлены из латуни различного состава. [б] Есть также изделия, изготовленные из смеси бронзы и латуни, дерева, керамики, слоновой кости и других материалов. [19] Металлические изделия изготовлены методом литья по выплавляемым моделям и считаются одними из лучших скульптур, выполненных в этой технике. [20] Бенин начал торговать слоновой костью, перцем и рабами. [21] с португальцами в конце 15 века и включили в свои скульптуры использование маниль (латунных слитков в форме браслетов, купленных у португальцев) в качестве источника металла. Латунь манилл, ранее предполагалось, что она происходит из Нидерландов, теперь считается, что она происходит из Рейнской области Германии. [22] [23] [24]
История
[ редактировать ]Социальный контекст и творчество
[ редактировать ]Многие из драматических скульптур датируются тринадцатым веком, а большая часть коллекции датируется пятнадцатым и шестнадцатым веками. Считается, что два «золотых века» в производстве металлов в Бенине пришлись на период правления Эсиги (1550 г.) и Эресойена (1735–1750 гг.), Когда их качество изготовления достигло высочайшего качества. [25]
«Королевский дворец или двор представляет собой квадрат, такой же большой, как город Харлем , и полностью окружен особой стеной, подобной той, которая окружает город. Он разделен на множество великолепных дворцов, домов и покоев придворных, и состоит из красивых и длинных квадратных галерей... опирающихся на деревянные колонны, сверху донизу покрытые литой медью, на которых выгравированы изображения их военных подвигов и сражений, и которые содержатся в очень чистоте».
Ольферт Даппер , голландский писатель, описывающий Бенин в своей книге «Описание Африки» (1668). [26]
Королевство Бенин , которое занимало южные части современной Нигерии между четырнадцатым и девятнадцатым веками, было богато скульптурами из различных материалов, таких как железо, бронза, дерево, слоновая кость и терракота. Дворец Оба в Бенин-Сити , место изготовления королевских алтарей предков , также был местом проведения сложной придворной церемониальной жизни, в которой участвовал Оба Бенина , его воины, вожди и обладатели титулов, священники, члены дворцовых обществ. и входящие в их состав гильдии, иностранные купцы и наемники, а также многочисленные слуги и слуги - все приняли участие. Дворец, обширное скопление зданий и дворов, был местом установки сотен прямоугольных латунных досок, рельефные изображения которых изображали людей и события, оживлявшие двор. [27]
Предметы из бронзы и слоновой кости выполняли разнообразные функции в ритуальной и придворной жизни Королевства Бенин. В основном они использовались для украшения королевского дворца, в котором находилось множество бронзовых произведений. [28] Их подвешивали к колоннам дворца с помощью пробитых в них гвоздей. [27] Их основная цель как придворного искусства состояла в том, чтобы прославить Оба, божественного короля, и историю его императорской власти, или почтить Ийобу Бенина (королеву-мать). [29] Искусство в Королевстве Бенин приняло множество форм, из которых наиболее известны бронзовые и латунные рельефы, а также головы королей и королев-матерей. Бронзовые сосуды, колокольчики, украшения, украшения и ритуальные предметы также обладали эстетическими качествами и оригинальностью, демонстрируя мастерство их мастеров, хотя их часто затмевали фигуративные произведения резьбы по бронзе и слоновой кости. [29]
В тропической Африке техника литья по выплавляемым моделям получила раннее развитие, как показывают работы из Бенина. Когда король умирал, его преемник приказывал изготовить бронзовую голову его предшественника. Существует около 170 таких скульптур, самая старая из которых датируется двенадцатым веком. [30] Оба, или король, монополизировал материалы, которые было труднее всего добыть, такие как золото, слоновьи бивни и бронза. Эти короли сделали возможным создание великолепных бенинских бронзовых изделий; таким образом, королевские дворы внесли существенный вклад в развитие искусства стран к югу от Сахары. [31] были обнаружены головы, очень похожие на головы Королевства Бенин В 1939 году в Ифе , священном городе йоруба , датируемом четырнадцатым и пятнадцатым веками, . Это открытие подтвердило более раннюю традицию, согласно которой именно художники из Ифе научили Бенин методам обработки бронзы. [5] Признание древности технологии в Бенине продвинулось вперед, когда эти скульптуры были окончательно датированы той эпохой. [6]
Европейский интерес и Бенинская экспедиция 1897 года.
[ редактировать ]До XIX века европейцы собирали лишь несколько образцов африканского искусства, хотя европейские печатные книги уже включали изображения Бенин-Сити и дворца Оба, начиная с начала 1600-х годов. [33] Лишь в начале девятнадцатого века, когда началась колонизация и миссионерская деятельность, большее количество африканских произведений стало вывозиться в Европу, где их описывали как простые диковинки «языческих» культов. Это отношение изменилось после Бенинской экспедиции 1897 года.
В 1897 году вице-генеральный консул Джеймс Роберт Филлипс из протектората побережья Нигера вместе с шестью другими британскими чиновниками, двумя бизнесменами, переводчиками и 215 носильщиками отправился в Бенин из небольшого порта Сапеле в Нигерии. [7] Истинная цель визита оспаривается. Заявленной целью делегации было проведение переговоров с Оба Бенина, в то время как некоторые историки утверждают, что это была разведывательная миссия, замаскированная под мирную дипломатическую делегацию с целью окончательного свержения короля (Оба) Бенина . [34] [35] Хотя они сообщили о своем предполагаемом визите, позже им сообщили, что их поездку следует отложить, поскольку ни один иностранец не мог войти в город во время проведения ритуалов; [36] [37] однако путешественники проигнорировали предупреждение и продолжили свою экспедицию. [38] Они попали в засаду на юге города, устроенную воинами Оба, и только двое европейцев пережили последовавшую резню. [7] [36]
Весть об инциденте достигла Лондона восемь дней спустя, и немедленно была организована военно-морская карательная экспедиция . [7] [36] [38] которым должен был руководить адмирал Гарри Роусон . Британские войска разграбили и разрушили Бенин-Сити. [7] [36] После нападения победители забрали произведения искусства, украшавшие Королевский дворец и резиденции знати, накопленные за многие столетия. Согласно официальному отчету об этом событии, написанному британцами, нападение было оправдано, потому что местные жители устроили засаду на мирную миссию, а также потому, что экспедиция освободила население от господства террора. [36] [39] Об этом свидетельствует книга 2020 года; «Начиная с 1960-х годов историки все чаще понимают экспедицию по свержению Оба Овонрамвена Ногбайси (Оверами), взошедшего на трон в 1888 году, не как возмездие, а как продиктованную политикой в течение длительного времени». [12] Некоторые считают, что это создает двусмысленность в отношении владения объектами, что имеет отношение к возможному современному возвращению бронзовых изделий в Бенин. [40]
Произведения, захваченные британцами, представляли собой сокровищницу скульптур из бронзы и слоновой кости, в том числе головы королей, головы королевы-матери, фигурки леопарда, колокольчики и большое количество изображений, выполненных в высоком рельефе , все из которых были выполнены с мастерством утраченного искусства. - литье из воска. В 1910 году немецкий исследователь Лео Фробениус совершил экспедицию в Африку с целью собрать произведения африканского искусства для музеев своей страны. [41] Сегодня в Нигерии осталось около пятидесяти экземпляров, хотя около 2400 экземпляров хранятся в европейских и американских коллекциях. [42]
Разделение среди музеев
[ редактировать ]Бенинские бронзы, попавшие в добычу карательной экспедиции 1897 года, имели разное предназначение: одна часть попала в частные коллекции различных британских чиновников; Министерство иностранных дел и по делам Содружества продало большое количество экземпляров, которые позже оказались в различных европейских музеях, главным образом в Германии, и в американских музеях. [14] Высокое качество изделий отражалось в высоких ценах, которые они продавались на рынке. Министерство иностранных дел передало Британскому музею большое количество бронзовых настенных досок; эти мемориальные доски иллюстрировали историю Королевства Бенин в пятнадцатом и шестнадцатом веках. [39]
Последующие продажи, реституция и репатриация
[ редактировать ]Две крупнейшие коллекции бенинских бронз находятся в Этнологическом музее Берлина и Британском музее в Лондоне, а третья по величине коллекция находится в нескольких музеях Нигерии (в основном в Нигерийском национальном музее в Лагосе). [43] [44]
С момента обретения независимости в 1960 году Нигерия несколько раз добивалась возвращения бронзовых наград. [43] [45] Также были обширные споры по поводу того, что бронзовые изделия находятся далеко от места их происхождения. Часто их возвращение считалось символом репатриации африканского континента. Эти артефакты стали испытательным примером в международных дебатах по поводу реституции, сравнимыми с тем, что произошло с мраморами Элгина , и помогают изменить отношение к репатриации. [46] [47]
В период с 1950 по 1972 год Британский музей продал правительству Нигерии более 30 бенинских бронз. В 1950 году куратор музея Герман Браунхольц заявил, что, хотя они и были изготовлены индивидуально, из 203 мемориальных досок, приобретенных музеем в 1898 году, 30 были дубликатами; поскольку это были идентичные изображения, он решил, что они не нужны для музея, и был продан. [48] Продажи прекратились в 1972 году, и специалист музея по африканскому искусству заявил, что сожалеет о продаже. [48] Газетная публикация сообщила, что в 1953 году Sotheby's продал бенинскую бронзовую голову за 5500 фунтов стерлингов, тогда как предыдущая рекордная продажа составила 780 фунтов стерлингов. [49] В 1968 году на аукционе Christie's за 21 000 фунтов стерлингов была продана голова Бенина, которую офицер обнаружил в теплице своего соседа. В 1984 году на аукционе Sotheby's была продана мемориальная доска с изображением музыканта; в каталоге аукциона его стоимость оценивалась от 25 000 до 35 000 фунтов стерлингов. [39] В 2015 году бронзовая голова из Бенина была продана частному коллекционеру за рекордную сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов. [50] [51]
(BDG) и правительством Лондона было заключено соглашение В 2018 году между Группой диалога Бенина о возвращении бенинских бронз, которые будут использованы для создания временной выставки в Королевском музее Нового Бенина в штате Эдо . [52] В состав группы входят представители нескольких международных музеев, Королевского суда Бенина, правительства штата Эдо и Национальной комиссии Нигерии по музеям и памятникам. В 2015 году Марк Уокер вернул несколько бенинских бронз, которые забрал его дедушка во время осады Королевства Бенин, и был принят принцем Эдуном Акензуа в Бенин-Сити. [53] [54]
согласился В марте 2021 года Абердинский университет вернуть бронзовую голову Оба, купленную на аукционе в 1957 году. [55] [56] Возвращение было завершено на церемонии передачи, состоявшейся 28 октября 2021 года. [57]
В апреле 2021 года правительство Германии объявило о реституции к 2022 году «разграбленных» бенинских бронзовых изделий из государственных коллекций Германии. Хартмут Доргерло, директор Форума Гумбольдта , в состав которого входит Этнологический музей Берлина , заявил на пресс-конференции, что экспонирование Бенинских бронзовых изделий бронзы в новом музейном комплексе в Берлине, как планировалось ранее, «сейчас невозможно вообразить». [58] [59] Также в апреле 2021 года англиканская церковь пообещала вернуть две бенинские бронзовые монеты, подаренные тогдашнему архиепископу Кентерберийскому Роберту Ранси почти 40 лет назад. [60] Эти бронзовые изделия должны были пополнить коллекцию будущего Королевского музея Бенина. [ нужно обновить ] В том же месяце Музей Хорнимана в Южном Лондоне заявил, что рассматривает возможность юридической консультации по поводу репатриации и реституции 49 произведений из Бенин-Сити, включая 15 латунных мемориальных досок, оружия и ювелирных изделий, находящихся в его владении. [61]
В ответ на продолжающийся отказ Британского музея вернуть украденные бенинские бронзовые изделия Иясэ (традиционный премьер-министр) Королевства Бенин 30 июля 2021 года открыл самую большую на сегодняшний день бронзовую мемориальную доску. [62] [63] [64] Мемориальная доска содержит более 2 тонн латуни и была создана одним из внуков нынешнего Иясэ Королевства Бенин Лукасом Осаробо Цейкнер-Окоро. [65] Он назван «Возвращение Оба Эвуаре», что символизирует веру Бенина в реинкарнацию и перезапуск Бенинского бронзового века во время правления нынешнего Оба Бенина, Эвуаре II . Таким образом, он чтит Оба и даже предлагался в обмен на бронзовые изделия, хранящиеся в Британском музее. [66] [67]
В октябре 2021 года Колледж Иисуса объявил в Кембридже , что 27 октября он репатриирует скульптуру петушка, известную как Окукор , в Нигерию, после того как студенты выявили ее историческое значение как разграбленного артефакта. Ранее статую убрали из экспозиции в 2016 году, после того как студенты призвали вернуть статую на родину; В результате расследования, проведенного Рабочей группой колледжа по наследию рабства (LSWP), было установлено, что статуя была вывезена непосредственно из суда Бенина и подарена колледжу отцом студента в 1905 году. [68] В феврале 2022 года две бенинские бронзовые статуэтки, бюст головы Оба и бронзовый петушок Окукор, возвращенные Абердинским университетом и колледжем Иисуса в Кембридже, были приняты в королевском дворце в Бенин-Сити Обой. Бенин, Эвуаре II. [69] В декабре 2022 года Кембриджский университет юридически передал право собственности на более чем 100 бенинских артефактов из своего Музея археологии и антропологии Национальной комиссии музеев и памятников (NCMM) Нигерии. Представитель музея заявил, что некоторые экспонаты должны были остаться в Кембридже «на условиях расширенного кредита», чтобы гарантировать, что «эта западноафриканская цивилизация продолжит быть представлена в музейных экспозициях и в преподавании школьных групп». [70]
В ноябре 2021 года Метрополитен-музей передал Национальной комиссии по делам музеев и памятников две бронзовые мемориальные доски XVI века, изображающие воина-вождя и младшего придворного чиновника. [71] Эту передачу не следует путать с ответом на просьбы о репатриации, поскольку Учреждение владеет коллекцией из около 160 бенинских бронз. Вместо этого музей описывает эту передачу как возвращение мемориальных досок, украденных из Национального музея в Лагосе в 1950-х годах.
В январе 2022 года Музей Великого Севера: Хэнкок в Ньюкасле , Англия, согласился вернуть Нигерии Бенинский бронзовый посох. [72] В марте 2022 года Смитсоновский институт объявил, что 39 бронзовых медалей будут репатриированы. Бронзовые изделия будут выставлены в будущем Национальном музее Бенин-Сити. [73] [74] Смитсоновского института Национальный музей африканского искусства передал право собственности на 29 бенинских бронзовых изделий Национальной комиссии по музеям и памятникам Нигерии на официальной церемонии 11 октября 2022 года в Вашингтоне, округ Колумбия, с участием нигерийских лидеров и представителей культуры; в то же время Национальная галерея искусств вернула Бенину одну бронзу. [75] [76]
1 июля 2022 года Германия объявила о немедленной передаче Нигерии 1100 экспонатов, принадлежащих Линденскому музею в Штутгарте, Берлинскому форуму Гумбольдта , Кельнскому музею Раутенштраух-Йост , Гамбургскому музею Ротенбаума и Государственным этнографическим коллекциям Саксонии. Физический возврат каждого предмета будет согласован между немецкими музеями и правительством Нигерии, а некоторые предметы могут остаться на выставке в Германии в соответствии с соглашениями об хранении. Герман Парцингер , глава Фонда прусского культурного наследия , органа, который курирует многие берлинские музеи, заявил, что «репрезентативная коллекция предметов» останется в столице Германии на условиях долгосрочной ссуды. [77] [78]
28 ноября 2022 года Музей Хорнимана в Лондоне провел официальную церемонию безоговорочной передачи права собственности на свои бенинские бронзы обратно Нигерии. [79] [80] [81]
Несколько месяцев спустя, 23 марта 2023 года, уходящий президент Мухаммаду Бухари своим указом объявил, что все возвращенные предметы Бенинской экспедиции принадлежат королевской семье в Бенин-Сити . Действует для объектов, которые были возвращены, и тех, которые будут возвращены в будущем. Только королевская семья должна нести ответственность за сохранность и управление. Таким образом, бронзовые изделия были превращены в частную собственность, исключающую право любого другого человека и учреждения. [82] [83] Оба Эвуаре II объявил о своих планах разместить их в будущем музее на территории своего дворца или рядом с ним. Европейские журналисты отметили, что «Музей западноафриканского искусства Эдо», на строительство которого Германия пообещала выделить 4 миллиона евро, скорее всего, останется пустым. Швейцарский этнолог Бригитта Хаузер-Шойблин пришла к выводу, что политика Германии по реституции 2022 года потерпела фиаско. [82] [84] По данным журналистов, правительство Германии вернуло Бенинские бронзы Нигерии при определенных условиях, которые нигерийский президент проигнорировал. [82]
Оппозиция
[ редактировать ]В августе 2022 года группа афроамериканских активистов по возмещению ущерба за рабство в США, называемая «Группа по изучению реституции», подала петицию против Комиссии по благотворительности Соединенного Королевства, репатриирующей бенинские бронзы в Нигерию. Группа утверждала, что в истории страны африканцы были замешаны в продаже пленников для работорговли в Атлантике . Вместо этого группа предложила, чтобы потомки порабощенных африканцев имели совместное владение бенинскими бронзами в западных музеях. [85]
«Цифровой Бенин» Онлайн-платформа
[ редактировать ]В ноябре 2022 года журнал ARTnews и другие СМИ сообщили, что Digital Benin [86] Онлайн-база данных была создана рядом музеев, в том числе экспертами из Нигерии ( Национальный музей Лагоса и Национальный музей Бенин-Сити ), а также из других африканских и западных учреждений. Digital Benin перечисляет 131 учреждение из 20 стран, имеющих в своих коллекциях культурное наследие Бенина. Эта новая онлайн-платформа позволяет посетителям узнать о характеристиках, местоположении и происхождении более 5000 африканских артефактов, включая карты, изображения с высоким разрешением и названия работ на английском языке и языках Эдо . [87] [88]
Работы
[ редактировать ]Бенинские бронзы более натуралистичны, чем большинство африканских произведений искусства того периода. Бронзовые поверхности призваны подчеркнуть контрасты между светом и металлом. [89] Черты многих голов преувеличены по сравнению с естественными пропорциями, с большими ушами, носами и губами, форма которых тщательно продумана. [90] Наиболее примечательной особенностью работ является высокий уровень мастерства металлообработки при литье по выплавляемым моделям. Потомки этих ремесленников до сих пор почитают Иге-Игху , как человека, который познакомил королевство Бенин с искусством литья. [89]
Еще одним важным аспектом произведений является их эксклюзивность: собственность была закреплена только за определенными социальными классами, что отражает строгую иерархическую структуру общества в Королевстве Бенин. В общем, только король мог владеть предметами из бронзы и слоновой кости, однако он мог разрешать высокопоставленным лицам пользоваться такими предметами, как, например, подвесные маски и манжеты из бронзы и слоновой кости. Коралл также был королевским материалом. Коралловые шейные кольца были символом благородства, и их использование было разрешено именно Оба. [29] [91]
Темы
[ редактировать ]Прямоугольные таблички существуют в двух форматах. В одном длинные вертикальные стороны повернуты назад, образуя небольшой край, украшенный врезанным гильошированным узором. В другом формате, гораздо более узком, загнутые края отсутствуют, а рисунок фона таблички резко обрывается, как бы обрезанный. Эти вариации, вероятно, отражают размеры и форму дворцовых колонн и расположение табличек на них. Таблички, как правило, о 1 ⁄ дюйма (3,2 мм). Толщина [27]
На передней части большинства пластинок на заднем плане вырезаны лиственные узоры с изображением от одного до четырех листьев, что называется эбе-амэ , или узором «речной лист». [92] Листья использовались в лечебных обрядах жрицами Олокуна , бога моря. [93]
Некоторые из рельефов изображают важные сражения экспансионистских войн шестнадцатого века; однако на большинстве из них изображены высокопоставленные лица в парадных одеждах. На большинстве табличек изображены статические фигуры, по отдельности, парами или небольшими группами, иерархически расположенными вокруг центральной фигуры. Многие из фигур, изображенных на мемориальных досках, можно идентифицировать только по их одежде и эмблемам, которые указывали на их ранг и функции при дворе, но не на их индивидуальную личность. Хотя были попытки связать некоторые изображения с историческими личностями, эти отождествления были спекулятивными и непроверенными. В некоторых случаях недостаток информации распространяется даже на функциональные роли некоторых фигур, которые невозможно определить окончательно. [29]
Бронзовые головы предназначались для алтарей предков. Они также использовались в качестве основы для гравированных слоновьих бивней, которые помещались в отверстия в головах. Памятные головы короля или королевы-матери не были отдельными портретами, хотя и демонстрируют стилизованный натурализм. Вместо этого это архетипические изображения; стиль их оформления менялся на протяжении веков, что произошло и со знаками отличия изображенных королевских особ. Бивни слонов с декоративной резьбой, которые, возможно, начали использоваться в качестве декоративного элемента в восемнадцатом веке, изображают отдельные сцены правления умершего короля. [29]
В качестве предварительного условия королевской преемственности каждый новый Оба должен был установить алтарь в честь своего предшественника. По народному поверью, голова человека была вместилищем сверхъестественного руководства разумного поведения. Голова Оба считалась особенно священной, поскольку от его мудрости зависело выживание, безопасность и процветание всех жителей Эдо и их семей. На ежегодных фестивалях, призванных усилить мистическую силу Оба, король совершал в этих святилищах ритуальные подношения, которые считались необходимыми для продолжения его правления. Стилистические вариации этих бронзовых голов являются настолько важной характеристикой бенинского искусства, что составляют основную научную основу для установления хронологии. [29]
Леопард — это мотив, который встречается на многих бенинских бронзах, потому что это животное символизирует Оба. Еще одним повторяющимся мотивом является королевская триада: Оба в центре, окруженный двумя помощниками, что подчеркивает поддержку тех, кому король доверял в управлении. [29]
По некоторым источникам, бенинские художники, возможно, были вдохновлены предметами, привезенными во время прибытия португальцев, в том числе европейскими иллюминированными книгами, небольшими шкатулками из слоновой кости с резными крышками из Индии и индийскими миниатюрными картинами. Четырехлистник «речные листья» мог возникнуть из европейского или исламского искусства. [27] [92] [94] но, напротив, Бабатунде Лаваль приводит примеры рельефной резьбы в искусстве южной Нигерии в подтверждение своей теории о том, что мемориальные доски являются коренными жителями Бенина. [95]
Британский археолог и антрополог Дэн Хикс рассказал о разграблении бенинских бронз и их нынешнем присутствии в музеях по всему миру. В своей книге он выразил мнение, что разграбление бенинских бронз - это не «исторический случай приема», а «непреходящая жестокость». Было также отмечено, что общее количество награбленных из Бенина артефактов составило до 10 тысяч изделий из бронзы, слоновой кости и других предметов. [96] Хикс отмечает, что многие из разграбленных бенинских артефактов находятся в региональных и университетских музеях Великобритании, а не в более известных коллекциях, таких как Британский музей , Королевская коллекция и Музей Виктории и Альберта . [97]
Техника
[ редактировать ]Хотя работы обычно называют «бенинскими бронзами», они выполнены из разных материалов. Некоторые из них изготовлены из латуни, которая, как показал анализ, представляет собой сплав меди, цинка и свинца в различных пропорциях. [19] Другие неметаллические, изготовленные из дерева, керамики, слоновой кости, кожи или ткани. [19]
Деревянные предметы изготавливаются в сложном процессе. Он начинается со ствола или ветки дерева и вырезается непосредственно. Окончательный вид произведения художник получает из бруска дерева. Поскольку для резьбы было принято использовать свежесрубленную древесину, после завершения обработки поверхность обугливалась, чтобы предотвратить растрескивание во время высыхания. Это также позволило создавать полихроматические произведения искусства, которые были достигнуты с использованием ножевых порезов и нанесения натуральных пигментов, изготовленных на основе растительного или пальмового масла . Этот вид смазки, который изготавливался вблизи дыма от домов, позволил деревянным скульптурам приобрести патину , напоминающую ржавый металл. [98]
Фигуры, изображенные в бронзе, были отлиты рельефно с деталями, врезанными в восковую модель. Художники, работавшие с бронзой, были организованы в своего рода гильдии по королевскому указу и жили в особой части дворца под непосредственным контролем Оба. Работы, выполненные методом литья по выплавляемым моделям, требовали большой специализации. Их качество было превосходным, когда король был особенно могущественным, что позволяло ему нанимать большое количество специалистов. [99]
Хотя самые старые образцы подобных Бенинских металлических изделий из бронзы датируются двенадцатым веком, согласно традиции, техника литья по выплавляемым моделям была введена в Бенин сыном Они, или правителем Ифе . По их традиции, в тринадцатом веке он научил бенинских рабочих-металлистов искусству литья из бронзы с использованием техники выплавляемого воска. [100] Бенинские ремесленники усовершенствовали эту технику до тех пор, пока они не смогли отливать бляшки толщиной всего в одну восьмую дюйма, превосходя искусство, практикуемое мастерами эпохи Возрождения в Европе. [89] [101]
Прием
[ редактировать ]Одна бронзовая скульптура шестнадцатого века, изображающая Оба с европейцами, была представлена в «Истории мира в 100 предметах» , серии радиопрограмм, стартовавших в 2010 году в результате сотрудничества BBC и Британского музея; он также был опубликован в виде книги. [102]
См. также
[ редактировать ]- Искусство Королевства Бенин
- Музей западноафриканского искусства Эдо
- Бенинская диалоговая группа
- Разграбленное искусство [103]
- Окукор , бронза, ранее учился в колледже Иисуса в Кембридже.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Точное количество штук неизвестно. [1] В большинстве источников говорится о тысяче или нескольких тысячах штук. Всего, по словам Невадомского, их было от 3000 до 5000 штук. [2]
- ↑ Британский музей отмечает, что термин « медный сплав » более уместен в музеологии , поскольку он позволяет избежать различия между латунью и бронзой. [18]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Долвик 2006 , с. 7.
- ^ Невадомский 2005 , с. 66.
- ^ «Британский музей, «Комментарии куратора» » . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 17 мая 2021 г.
- ↑ Бенин. Архивировано 28 октября 2021 года в Wayback Machine , Чикагский институт искусств.
- ^ Jump up to: а б с Уэлла 1988 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Уэлла 1988 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейеровиц, Ева ЛР (1943). «Древняя бронза в Королевском дворце в Бенине». Журнал Берлингтон . 83 (487). Публикации журнала Burlington Magazine, Ltd.: 248–253. JSTOR 868735 .
- ^ «Цифровой Бенин» . digitalbenin.org . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Хикс, Дэн (2020). Жестокие музеи: бенинские бронзы, колониальное насилие и культурная реституция . Лондон: Плутон Пресс. стр. 138–139.
- ^ Гринфилд 2007 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Люшер, Адам (24 июня 2018 г.). «Британские музеи могут одолжить нигерийские бронзовые изделия, вывезенные из Нигерии британцами» . Независимый . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Хикс, Дэн (2020). Жестокие музеи: бенинские бронзы, колониальное насилие и культурная реституция . Плутон Пресс. стр. 3, 40–42, 67–69, 84. ISBN. 978-0-7453 4176-7 .
- ^ Гринфилд 2007 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Дипломатический справочник Бенина , стр. 23.
- ^ «Бенин и португальцы» . Ханская академия . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Королевство Бенин» . Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Михайлеску, Плутарх-Антониу (1968). Встреча с африканским искусством (на румынском языке). Издательство «Меридиан». стр. 48.
- ↑ Британский музей, «Примечание по объему» для «медного сплава». Архивировано 18 августа 2014 года в Wayback Machine . Британский музей.орг. Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Долвик 2006 , с. 21.
- ^ Невадомский 2004 , стр. 1, 4, 86–8, 95–6.
- ^ Сантуш, Талита Тейшейра душ (июль 2010 г.). «С крестом и без меча: аспекты торговых отношений между Португалией и королевством Бенин на протяжении XV и XVI веков» (PDF) . Национальная историческая ассоциация (ANPUH) . XIV .
- ^ Сковронек, Тобиас Б.; Декорс, Кристофер Р.; Денк, Рольф; Бирр, Стефан Д.; Кингсли, Шон; Кук, Грегори Д.; Бенито Домингес, Ана Мария; Клиффорд, Брэндон; Баркер, Эндрю; Отеро, Хосе Суарес; Морейра, Висенте Карамес; Боде, Майкл; Янсен, Мориц; Скоулз, Дэниел (2023). «Немецкая латунь для бенинских бронз: данные геохимического анализа ранней атлантической торговли» . ПЛОС ОДИН . 18 (4): e0283415. Бибкод : 2023PLoSO..1883415S . дои : 10.1371/journal.pone.0283415 . ПМЦ 10075414 . ПМИД 37018227 .
- ^ Альберге, Даля (5 апреля 2023 г.). «Бенинские бронзы изготовлены из металла, добытого в Западной Германии, как показали исследования» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ «Знаменитые бенинские бронзы из Западной Африки использовали металл, произведенный в Германии» . Новый учёный . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Игбафе, Филипп (1975). «Рабство и эмансипация в Бенине, 1897-1945» . Журнал африканской истории . 16 (3) (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета: 409–429. дои : 10.1017/S002185370001433X . JSTOR 180474 . S2CID 161431780 . Архивировано из оригинала 1 марта 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Уиллетт 1985 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д Эзра, Кейт (1992). Королевское искусство Бенина: коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-8109-6414-3 .
- ^ Пихоан 1966 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Планкенштейнер, Барбара (22 декабря 2007 г.). «Бенин — короли и ритуалы: придворное искусство Нигерии» . Африканское искусство . 40 (4). Калифорнийский университет: 74–87. дои : 10.1162/afar.2007.40.4.74 . ISSN 0001-9933 . S2CID 57571805 . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Гоуинг 1984 , с. 578.
- ^ Лейцингер 1976 , с. 24.
- ^ Уиллетт 1985 , стр. 100–1.
- ^ Анагност, Адриан; Георгиев, Манол (19 декабря 2022 г.), Кольер, Делинда; Фаррелл, Робин (ред.), «Пространства Эдо, Европейские образы: итерации искусства и архитектуры в Бенине» , Перспективы нестабильности / стабильности , Чикагский институт искусств, номер документа : 10.53269/26939851/01/02 , ISBN 978-0-86559-314-5 , заархивировано из оригинала 26 декабря 2022 года , получено 26 декабря 2022 года.
- ^ Филип Игбафе, Бенин под британской администрацией: влияние колониального правления на африканское королевство, 1897–1938 (1979), стр. 56–61.
- ^ Обинян, ТУ (сентябрь 1988 г.). «Аннексия Бенина». Журнал исследований чернокожих . 19 (1). Мудрец.: 29–40. дои : 10.1177/002193478801900103 . JSTOR 2784423 . S2CID 142726955 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дипломатический справочник Бенина , стр. 21.
- ^ Долвик 2006 , стр. 21–2.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2007 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Даршана, Сони. «Британцы и Бенинские бронзы» . Информационный листок ARM 4. Архивировано из оригинала 15 июня 2006 года . Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ Кивара-Уилсон, Саломея. Возвращение колониального грабежа: аргументы в пользу бенинской бронзы и слоновой кости. Журнал ДеПола по искусству, технологиям и праву интеллектуальной собственности. 2013 год
- ^ Уэлла 1988 , с. 20.
- ^ Уэлла 1988 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Долвик 2006 , с. 8.
- ^ Айер, Адитья (3 февраля 2021 г.). « Сегодняшняя фальшивая культурная война возрождает старый колониальный трюк » . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Филлипс, Барнаби (17 июня 2021 г.). «Метрополитен должен был вернуть две украденные бенинские бронзы много лет назад» . Аполлон . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Долвик 2006 , с. 24.
- ^ Тити, Катарина (2023). Мраморы Парфенона и международное право . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-031-26357-6 . ISBN 978-3-031-26356-9 . S2CID 258846977 .
- ^ Jump up to: а б «Бенинские бронзы проданы в Нигерию» . Новости Би-би-си . 27 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 г. Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ «Арт-дилер, Бенинская бронза за 10 миллионов фунтов и Холокост» . Новости Би-би-си . 14 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Филлипс, Барнаби (14 марта 2021 г.). «Арт-дилер, Бенинская бронза за 10 миллионов фунтов и Холокост» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 14 марта 2021 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Элвес, Кристиан (9 января 2017 г.). «Спрятанное сокровище» . Entwistlegallery.com . Галерея Энтвистл. Архивировано из оригинала 29 марта 2021 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Кирон Монкс (26 ноября 2018 г.). «Британский музей вернет бронзовые изделия из Бенина в Нигерию» . CNN . Архивировано из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Человек, вернувший украденное дедом искусство» . Новости Би-би-си . 26 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2021 г. Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Губернатор острова Пасхи умоляет Британский музей вернуть Моаи: «У вас есть наша душа» » . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 20 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Университет Абердина репатриирует «разграбленную» нигерийскую бронзовую скульптуру» . Новости Би-би-си . 25 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Университет вернет Бенину бронзу» . www.abdn.ac.uk. Абердинский университет. 25 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Церемония завершения возвращения Бенинской бронзы» . www.abdn.ac.uk. Абердинский университет. 27 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Хикли, Кэтрин (22 марта 2021 г.). «Германия движется к полной реституции бенинских бронз» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 23 марта 2021 года . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ ван дер Вольф, Марта (6 апреля 2021 г.). «Усилия по возвращению бенинских бронз в Африку остаются постоянными | Голос Америки – английский» . www.voanews.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Декс, Роберт (12 апреля 2021 г.). «Англиканская церковь вернет бенинские бронзы, пока продолжаются скандалы по поводу репатриации» . www.standard.co.uk . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Холмс, Гарет (7 апреля 2021 г.). «Лондонский музей Хорнимана, где хранятся 15 бенинских бронзовых изделий, объявляет о новых «прозрачных процедурах» для запросов на награбленные предметы» . www.theartnewspaper.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ БЕНИН, ТРАНСЛЯЦИЯ NTA (9 августа 2021 г.). «ОТКРЫТИЕ САМОЙ БОЛЬШОЙ БРОНЗОВОЙ ДИСКА В БЕНИНЕ» . Управление телевидения Нигерии (NTA) . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года.
- ^ Омотайо, Джозеф (5 августа 2021 г.). «Молодой нигериец сделал самую большую мемориальную доску в королевстве Бенин и продемонстрировал ее на видео» . Legit.ng — Новости Нигерии . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Оволаби, Тайф; Ширбон, Эстель (22 сентября 2021 г.). «Нигерийцы предлагают Британскому музею произведения искусства в новом взгляде на украденную бронзу» . Рейтер . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ «Временной масштаб | Нигерия: студент-медик, ставший художником, увековечивает великого короля Эвуаре, Оба из Бенина, открывает самую большую в истории бронзовую доску Королевства Бенин» . www.timescapemag.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ «Нигерийские художники предлагают обмен Британским музеем» . МузейСледующий . 23 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ «Современное искусство Нигерии предлагается в обмен на британские бенинские бронзы» . Наблюдатель . 22 сентября 2021 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2021 г. Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Хомами, Наоми (15 октября 2021 г.). «Кембриджский колледж первым в Великобритании вернет украденную бенинскую бронзу» . theguardian.com . Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Проверено 15 октября 2021 г.
Мы действительно очень рады и воздаем должное колледжу Жезус за то, что он взял на себя инициативу по возмещению ущерба за грабеж, произошедший в Бенине в 1897 году», — сказал Оба Бенина Омо Н'Оба Н'Эдо Уку Акполокполо, Эвуаре II. «Мы искренне надеемся, что что другие ускорят возвращение наших произведений искусства, которые во многих случаях имеют для нас религиозное значение. Мы хотим поблагодарить президента [Нигерии] Бухари и нашу Национальную комиссию по музеям и памятникам за их возобновленные усилия по обеспечению выпуска наших артефактов от нашего имени.
- ^ «Украденные произведения искусства колониальной эпохи возвращены в Нигерию и Бенин | DW | 20.02.2022» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Кембриджский университет вернет Нигерии более 100 украденных бенинских бронзовых наград» . Хранитель . 14 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «Музей Метрополитен и Национальная комиссия Нигерии по музеям и памятникам собираются, чтобы отметить передачу трех произведений искусства в национальные коллекции Нигерии» . www.metmuseum.org . 22 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «Музей Хэнкока в Ньюкасле вернет на родину Бенинский бронзовый посох» . Новости Би-би-си . 12 января 2022 года. Архивировано из оригинала 13 января 2022 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ МакГлоун, Пегги (8 марта 2022 г.). «Смитсоновский институт вернет свою коллекцию бенинских бронз» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Фрум, Дэвид (14 сентября 2022 г.). «Кому выгодно, когда западные музеи возвращают украденные произведения искусства?» . Атлантика . Архивировано из оригинала 21 октября 2022 года . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Смитсоновский институт возвращает 29 бенинских бронз в Национальную комиссию по музеям и памятникам Нигерии» . Смитсоновский институт . 11 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Нигерия, Миссия США (17 октября 2022 г.). «30 бронзовых наград Бенина вернулись в Нигерию» . Посольство и консульство США в Нигерии . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Германия передала Нигерии две бронзы Бенина» . TheGuardian.com . Июль 2022 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2022 г. Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Германия вернет Африке награбленные артефакты | DW | 29.06.2022» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ « Мораль и уместность: музей начинает возвращение артефактов, разграбленных британскими войсками» . Небесные новости . 29 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Шервуд, Харриет (28 ноября 2022 г.). «Лондонский музей возвращает Нигерии украденные в Бенин-Сити артефакты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Сук, Алистер (29 ноября 2022 г.). «Обречен ли «мировой музей»?» . Телеграф . Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Ленц, Сюзанна (7 мая 2023 г.). «Возвращенные бенинские бронзы раздаются: теперь высказывается Клаудия Рот» . Берлинская газета . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Возвращение награбленных произведений искусства заканчивается «фиаско»: Возвращение награбленных произведений искусства заканчивается «фиаско» Бенинские бронзовые изделия попадают не в музей в Нигерии, а в частную собственность» . ФОКУС.де . 8 мая 2023 г.
- ^ Бучели, Роман (7 мая 2023 г.). «Президент Нигерии показывает правительству Германии: бенинские бронзовые изделия, возвращенные Нигерии, должны стать частной собственностью королевской семьи» . Новая газета Цюриха . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Симпсон, Крейг (15 августа 2022 г.). «Бенинские бронзы не должны быть возвращены Нигерии, поскольку она «наживалась на рабстве» » . Телеграф . Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Цифровой Бенин» . digitalbenin.org . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Соломон, Тесса (7 ноября 2022 г.). «Тысячи украденных бенинских бронз, разбросанных по музеям по всему миру, теперь внесены в онлайн-базу данных» . ARTnews.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ «Проект «Цифровой Бенин» воссоединяет бронзовые вещи, украденные британскими солдатами» . Хранитель . 10 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Скульптура: Бронзы Бенина» . Время . 6 августа 1965 года. Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 14 января 2020 г. .
- ^ Лейцингер 1976 , с. 16.
- ^ «Культурное значение коралловых бус для народа Бенина» . www.edoworld.net . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Дарк, Филип (1973). Введение в искусство и технологии Бенина . Оксфорд: Оксфорд, Clarendon Press. ISBN 978-0-19-817191-1 .
- ^ Бен Амос, Паула (1980). Искусство Бенина . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фагг, Уильям (1963). Нигерийские изображения . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лаваль, Бабатунде (1977). «Современное состояние исторических исследований в Нигерии: проблемы и возможности». Журнал африканской истории . 18 (2): 196–216. дои : 10.1017/s0021853700015498 . S2CID 162396655 .
- ^ Хикс. Жестокие музеи: Бенин, колониальное насилие и культурная реституция . Плутон Пресс. п. 137. JSTOR j.ctv18msmcr.16 .
- ^ Хикс. Жестокие музеи: Бенин, колониальное насилие и культурная реституция . Плутон Пресс. п. 152. JSTOR j.ctv18msmcr.17 .
- ^ Беретта 1983 , с. 356.
- ^ Гоуинг 1984 , с. 569.
- ^ Уэлла 1988 , с. 52.
- ^ «Бенинские бронзы разбросаны по всему миру. Мы спросили музеи, в которых они хранятся, где они находятся при реституции» . Новости Артнета . 18 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Бенинская мемориальная доска – Оба с европейцами» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 сентября 2010 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Виггинс, Ник; Марк Феннелл (29 ноября 2020 г.). «Британцы украли бронзовые медали Бенина. Это воровство, которое до сих пор причиняет боль» . www.abc.net.au. Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 11 июля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беретта, Алсидес; Роденас, Мария Долорес (1983). История искусства: Скульптура черной Африки (на испанском языке). Том II. Барселона: Карроджо. ISBN 978-84-7254-313-3 .
- Дочерти, Пэдди (2021). Кровь и бронза: Британская империя и разграбление Бенина . Лондон: Херст. ISBN 978-1-787-38456-9 .
- Долвик, Шарлотта (май 2006 г.). Музеи и их голоса: современное исследование бенинских бронз (PDF) . Международное музейное дело.
- Гоуинг, Лоуренс, изд. (1984). Historia Universal del Arte (на испанском языке). Том. IV. Мадрид: САРПЕ. ISBN 978-84-7291-592-3 .
- Гринфилд, Джанетт (2007). Возвращение культурных ценностей . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80216-1 .
- Хикс, Дэн (2020). Жестокие музеи. Бенинские бронзы, колониальное насилие и культурная реституция . Плутон Пресс. ISBN 9780745341767 .
- Уэра, Кармен (1988). Всеобщая история искусства: Африка, Америка и Азия, Примитивное искусство . Барселона: Планета. ISBN 978-8432066900 .
- Лейцингер, Элси (1976). Искусство черной Африки (на испанском языке). Барселона: Ediciones Polygrafa. ISBN 978-84-343-0176-4 .
- Лунден, Стаффан (2016). Показ лута. Объекты Бенина и Британский музей . Готарк, серия B, Гетеборгский университет.
- Невадомский, Иосиф (весна 2004 г.). «Искусство и наука в бенинских бронзах». Африканское искусство . 37 (1): 1, 4, 86–88, 95–96. doi : 10.1162/afar.2004.37.1.1 (неактивен 2 мая 2024 г.). JSTOR 3338001 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) - Невадомский, Иосиф (2005). «Кастинг в современном искусстве Бенина». Африканское искусство . 38 (2): 66–96. doi : 10.1162/afar.2005.38.2.66 (неактивен 2 мая 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) - Филлипс, Барнаби (2022). ДОБЫЧА: Британия и Бенинские бронзы . Публикации Oneworld. ISBN 9780861543137 .
- Пихоан (1966). Пихоан-История искусства . Том. I. Барселона: Salvat Editores.
- Тити, Катарина (2023). Мраморы Парфенона и международное право . Спрингер. ISBN 978-3-031-26356-9 .
- Уиллетт, Фрэнк (1985). Африканское искусство: Введение (Переиздание. Под ред.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20103-9 .
- Дипломатический справочник Бенина . Международные деловые публикации. 2005. ISBN 978-0-7397-5745-1 . [ постоянная мертвая ссылка ]