Jump to content

Экономика социалистической федеральной Республики Югославия

(Перенаправлен из экономики Югославии )

Экономика социалистической югославии
Валюта Югослав Динар (Юд)
1 января - 31 декабря ( календарный год ) [ 1 ]
Статистика
ВВП 120,1 млрд. Долл. США (24 -е место) (Восток 1991 года.) [ 2 ]
ВВП ранга 24 -й (1991) [ 2 ]
Рост ВВП
-6.3% (1991) [ 3 ]
ВВП произошел
5,040 долл. США (59 -е место) (восток 1991, номинальный) [ 4 ]
3549 долл. США (1990, по текущим ценам) [ 5 ]
164% (7th) (1991 IS.) [ 6 ]
Рабочая сила
9 600 000 (32 -й) (Восток 1991 года). [ 7 ]
Безработица 16% (21 -е) (1991 год.) [ 8 ]
Основные отрасли
Металлургия, машины и оборудование, нефть, химикаты, текстиль, обработка древесины, пищевая промышленность, мякоть и бумага, автомобили, строительные материалы [ 1 ]
Внешний
Экспорт 13,1 млрд долларов (39 -е место) (восток 1991 года.) [ 9 ]
Импорт 17,6 млрд. Долл. США (32 -е место) (Восток 1991 года). [ 10 ]
18 миллиардов долларов (36 -е место) (Восток 1991 года). [ 11 ]
Государственные финансы
Доходы 6,4 млрд. Долл. США (51 -е место) (Восток 1991 года.) [ 12 ]
Затраты 6,4 млрд. Долл. США (52 -е место) (Восток 1991 года). [ 13 ]
Экономическая помощь 3,5 миллиарда долларов (1966-88) [ 1 ]
Все значения, если не указано иное, находятся в долларах США .

Экономика социалистической Федеративной Республики Югославия (SFRY) была уникальной системой социалистического самоуправления, которая действовала с конца Второй мировой войны до роспуска страны в 1990-х годах. Югославская экономика характеризовалась сочетанием рыночных механизмов и государственного планирования , с акцентом на самоуправление работниками и децентрализованным подходом к принятию решений. Несмотря на то, что сталкивается с многочисленными проблемами, включая политическую нестабильность и внешнее давление, югославская экономика достигла значительного роста и модернизации во время своего существования, с особенно сильным акцентом на образование, здравоохранение и социальное обеспечение . Тем не менее, система в конечном итоге оказалась неустойчивой перед лицом глобальных экономических изменений 1980 -х годов и политической напряженности, которая привела к распаду Югославии в 1990 -х годах. Несмотря на общее происхождение, югославская экономика значительно отличалась от экономики Советского Союза и других восточно -европейских социалистических государств , особенно после Югослав-советский разрыв в 1948 году.

Борьба с оккупацией и освобождением во Второй мировой войне оставила . инфраструктуру Югославии опустошенной Даже самые развитые части страны были в основном сельскими, и небольшая отрасль страны была в значительной степени повреждена или разрушена.

Вторая война после мировой войны

[ редактировать ]

В первых послевоенных годах внедрение пятилетних планов и реконструкции в советском стиле посредством массовой добровольной работы. Сельская местность была электрифицирована, а тяжелая промышленность была разработана. Экономика была организована как смесь запланированной социалистической экономики и рыночной социалистической экономики : фабрики были национализированы , и работники имели право на определенную долю своей прибыли. [ Цитация необходима ] Частные ремесленные магазины могут использовать до 4 человек на одного владельца. [ Цитация необходима ] Земля была частично национализирована и перераспределена и частично коллективирована . Домохозяйства фермеров могли иметь до 10 гектаров (25 акров) земли на человека, а избыточные сельскохозяйственные угодья принадлежали кооперативам, сельскохозяйственным компаниям или местным сообществам. Они могут продавать и покупать землю, а также отдать ее людям с постоянной арендой. [ Цитация необходима ]

Рыночный социализм

[ редактировать ]

Экономисты обсуждают точную природу и степень рыночного социализма в Югославии. Рыночный механизм был ограничен в основном потребительскими товарами, в то время как капитал, труд, материалы и промежуточные товары были выделены различными средствами. [ 14 ] Модель Югослав не имела много общего с классической моделью рыночного социализма, представляемой Оскаром Р. Ланге . Джон Ромер , сторонник рыночного социализма, имел очень негативное представление о югославском эксперименте, утверждая, что югославские компании не использовались на истинных принципах конкуренции и прибыли, и что вместо этого они полагались на мягкие бюджетные ограничения и подвергались политическим управление, которая создала глубоко неэффективную систему, которая в конечном итоге рухнула. [ 15 ] Признавая, что несколько проблематично использовать термин -рынок в контексте социалистических стран, таких как Югославия или Венгрия (после введения нового экономического механизма ) Янос Корнай полагал, что термин рыночный социализм по -прежнему уместен, потому что такие страны хотя бы частично частично частично частично частично. Экспериментировал с рынками под социализмом, которые в противном случае остались бы лишь абстрактной идеей. [ 16 ]

Молодежные рабочие действия

[ редактировать ]
Имя Длина Завершенный
Брчко-Бановичи 98 л.с. (61 миль) 1946
Самак-Сараево 242 л.с. (150 миль) 1947
Бихач-Снайн 112 л.с. (70 миль) 1948
Sarajevo-Ploče 195 л.с. (121 миль) 1966
Белград-Бар 227 л.с. (141 миль) 1976 [ 17 ]

Молодежные рабочие действия были организованы добровольным [ Цитация необходима ] Трудовая деятельность молодых людей в социалистической Федеративной Республике Югославии . Действия были использованы для создания общественной инфраструктуры, такой как дороги, железные дороги и общественные здания, а также промышленная инфраструктура. Молодежные рабочие действия были организованы на местном, республиканском и федеральном уровнях молодой коммунистической лигой Югославии , и участники были организованы в молодежные рабочие бригады, обычно названные в честь их города или местного национального героя . Важные проекты, построенные молодежными трудовыми бригадами, включают железной дороги Брчко -Банавичи , железной дороги Шамак -Сараево , части Нового Белграда и части шоссе Братства и Единства , которая простирается от северной Словении до южной Македонии . [ Цитация необходима ]

1950 -е и 1960 -е годы

[ редактировать ]

В 1950-х годах было введено социалистическое самоуправление , которое сократило государственное управление предприятиями. Менеджеры социально принадлежащих компаниям контролировали рабочие советы , которые состояли из работников, с одним голосом каждый. Советы рабочих также назначали руководство, часто в секрете. Коммунистическая партия (позже в Лиге коммунистов) была организована во всех компаниях, и большинство влиятельных работников, вероятно, будут членами партии, поэтому менеджеры часто были, но не всегда, назначаемыми только с согласия рабочих, которые оказались Члены партии. Была случайная напряженность между рыночными менеджерами и представителями работников. [ 18 ] Югославии Хотя ВВП технически не применим и не предназначен для измерения запланированной экономики, ВВП в 1950 году занял двадцать второго в Европе. [ 19 ]

Безработица была хронической проблемой для Югославии. [ 20 ] Уровень безработицы был одним из самых высоких в Европе во время ее существования, в то время как уровень образования рабочей силы неуклонно увеличивался. [ 20 ] Уровень безработицы достиг 7% в начале 1960 -х годов и продолжал расти, удваиваясь к середине 1970 -х годов. Были чрезвычайные региональные различия в безработице, поскольку уровень словенцев никогда не превышал 5%, в то время как Македония и Косово постоянно имели ставки более 20%. [ 21 ] Был также заметный элемент гендерной дискриминации в уровне безработицы. При вынуждении сократить рабочую силу, предприятия обычно уволили женщин в первую очередь, [ 22 ] Ожидая, что женщины могут быть поддержаны их членами семьи мужского пола. [ 23 ] Некоторые предприятия также попросили кандидатов на работу, необходимую для завершения их военной службы, которая исключила женщин. [ 24 ] Уровень участия женщин был ниже, чем в других социалистических странах, и ближе к традиционалистским обществам Южной Европы. [ 22 ]

Из-за нейтралитета Югославии и его ведущей роли в неотверженном движении Югославия торгуется как с западными, так и с восточными рынками. Начиная с начала 1950 -х годов, он также получил миллиарды долларов западной иностранной помощи, в основном из Соединенных Штатов. [ 25 ] В 1965 году торговля со странами, не являющимися выдвинутыми странами, составила всего 15% от общей торговли. [ 26 ] Несмотря на несколько торговых соглашений, ему никогда не удавалось стать значительным из -за его географического расстояния и того факта, что обе стороны были экспортерами товаров и простых продуктов, заинтересованных в основном в импорте западных технологических товаров. В 1964 году, когда Югославии получила специальный ассоциативный статус с Comecon , ее торговля с восточными рынками составляла менее 25% от общей торговли, а ОЭСР был основным торговым партнером с 60%. [ 26 ] Югославия имел дефицит торговых счетов почти каждый год своего существования. [ 27 ]

Югославские компании осуществили строительство многочисленных крупных инфраструктурных и промышленных проектов в Африке, Европе и Азии. Многие из этих проектов были выполнены Energoprojekt , югославской инженерной и строительной фирмой, основанной в 1951 году для восстановления опустошенной инфраструктуры войны страны. К началу 1980 -х годов Energoprojekt была 16 -й по величине инженерной и строительной компанией в мире, в которой работала 7000 человек. [ 28 ] Компания провела крупные строительные проекты в Ливии, Кувейте, Замбии и Гвинеи, и к концу 1960 -х годов компания соревновалась на европейских рынках в Западной Германии, Чехословакии и Германии Демократической Республики. [ 29 ] Многие инфраструктурные проекты в Африке и Азии были политическими сделками, заключенными по престижным причинам и включали элементы иностранной помощи, а не результат экономического расчета и конкуренции. [ 26 ]

Официальная рабочая неделя была 48 часов до 1963 года, когда она была сокращена до 42 часов. Это было дополнительно сокращено до 40 часов (плюс один час сверхурочные) в 1965 году и до 36 (плюс один) в 1970 году. [ 30 ]

В 1965 году был представлен новый динар. Предыдущий динар, торгуемый со скоростью 700 на доллар США , был заменен новым динаром, торгуемым на 12,5 на доллар США. [ 31 ]

В 1967 году законодательство позволило иностранным частным инвесторам стать партнерами с югославскими предприятиями в совместных предприятиях с 49% капитала, несмотря на то, что такая договоренность будет классифицирована как эксплуатация в марксистской теории. [ 26 ] Немецкие компании были особенно заинтересованы в таких соглашениях, и они представляли около четверти иностранных инвестиций. [ 26 ] Тем не менее, многие иностранные компании были разочарованы плохой эффективностью и организацией югославских предприятий; В одном случае представители японцев пришли к выводу, что они рассмотрит инвестиции только в том случае, если половина работников будет уволена. [ 32 ]

Уход югославов, ищущих работу, начался в 1950 -х годах, когда люди начали незаконно пересекать границу. В середине 1960-х годов Югославия подняла ограничения эмиграции, а количество эмигрантов, включая образованных и высококвалифицированных людей, быстро увеличилось, особенно в Западную Германию . К началу 1970 -х годов 20 процентов рабочей силы страны, или 1,1 миллиона работников, работали за границей. [ 33 ] Эмиграция была в основном вызвана принудительной деаграриализацией, девирализацией и перенаселенностью более крупных городов. [ 34 ] Эмиграция способствовала контролю безработицы, а также выступила в качестве источника капитала и иностранной валюты. Система была институционализирована в экономику. [ 35 ] С 1961 по 1971 год число служащих из Югославии в Западной Германии увеличилось с 16 000 до 410 000. [ 36 ]

1970 -е годы

[ редактировать ]
ВВП на душу населения Югославии и экономики восточного блока с 1950 по 1990 год.
Валовой и чистый уровень безработицы в Югославии с 1964 по 1972 год [ 37 ]

В 1970-х годах экономика была реорганизована в соответствии с Эдварда Кардельжа теорией ассоциированного труда ( Сербо-хорватский : Udruženi RAD ), в которой право на принятие решений и доля в прибыли социальных компаний основано на инвестициях труда. Полем [ Цитация необходима ] Все промышленные компании были преобразованы в организации ассоциированного труда ( организация Udruženog Rada ). Самые маленькие основные организации связанных с ними труда ( Osnovne Organizacije Udruženog Rada ), примерно соответствуют небольшой компании или департаменту в крупной компании. Они были организованы в предприятия , также известные как организации труда ( Radne Organizacije ), которые, в свою очередь, связаны с композитными организациями ассоциированного труда ( Složene Organizacije Udruženog Rada ), которые могут быть крупными компаниями или даже целыми отраслями отрасли в определенной области. Основные организации ассоциированного труда иногда состояли из еще более мелких трудовых подразделений ( Radne Grupe ), но у них не было финансовой свободы [ Цитация необходима ] Полем Кроме того, композитные организации ассоциированного труда иногда были членами деловых сообществ , представляющих целые отрасли отрасли. Большинство исполнительных решений основывались на предприятиях, так что они продолжали конкурировать до такой степени, даже если они были частью той же составной организации. Назначение менеджеров и стратегическая политика композитных организаций, в зависимости от их размера и важности, на практике часто подчиняются политическому и личному утилизации влияния [ Цитация необходима ] .

Чтобы предоставить всем сотрудникам такой же доступ к принятию решений, основные организации ассоциированного труда также были введены в общественные услуги, включая здравоохранение и образование [ Цитация необходима ] Полем Основные организации обычно состояли из десятков людей и имели свои собственные советы работников, чье согласие было необходимо для стратегических решений и назначения менеджеров на предприятиях или государственных учреждениях.

Рабочие были организованы в профсоюзы, которые охватывали по всей стране. Ударные удары могут быть вызваны любым работником или любой группой работников, и они были распространены в определенные периоды [ Цитация необходима ] Полем Ударные нанесения явных подлинных жалоб без политической мотивации обычно привели к быстрому замене управления и увеличению оплаты или льгот. Удары с реальной или подразумеваемой политической мотивацией часто рассматривались таким же образом (люди преследовали или преследовали отдельно), но иногда также встречались с упрямым отказом иметь дело или в некоторых случаях жестокие силы [ Цитация необходима ] Полем Ударные удары произошли во все времена политических потрясений или экономических трудностей, но они становятся все более распространенными в 1980 -х годах, когда последовательные правительства пытались спасти спад экономику с помощью программы жесткой экономии под эгидой Международного валютного фонда .

Начиная с 1970 года, несмотря на 29% населения, работающего в сельском хозяйстве, Югославия была чистой импортером сельскохозяйственных продуктов. [ 38 ]

В течение 1960 -х и 1970 -х годов расходы на социальное обеспечение в стране увеличились на 600%, так как охват населения было расширено, и льготы были увеличены. [ 39 ] Правительство ввело обширные субсидии для общественного здравоохранения, временной инвалидности и заболеваний, пенсий по старости и помощи матерям. В частности, было большое количество пособий по социальному обеспечению, предназначенных для того, чтобы отнести давление с детьми, воспитывающими женщин, что облегчало бы им сосредоточиться на изучении и получении занятости. Женщины получили 90 дней оплачиваемого отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, ряд других субсидий, чтобы помочь оплатить еду, одежду и другие предметы первой необходимости. Были также субсидируемые общественные услуги по уходу за детьми, которые семьи с низким доходом могли использовать бесплатно. [ 40 ]

Влияние нефтяного кризиса

[ редактировать ]

Нефтяной кризис 1970 -х годов усилил экономические проблемы, иностранная долга вырос на 20%, а к началу 1980 -х годов он достиг более 20 миллиардов долларов США. [ 41 ] Правительства Milka Planinc и Бранко Микулича пересмотрели иностранную долг по цене введения политики стабилизации , которая на практике состояла из мер по серьезной экономии-так называемое шоковое лечение . В течение 1980 -х годов население Югослав пережила внедрение ограничений топлива (40 литров на автомобиль в месяц), ограничение использования автомобилей до каждого дня, основываясь на последней цифре на номерном знаке, [ 42 ] Серьезные ограничения в отношении импорта товаров и оплаты депозита после выхода из страны (в основном для покупок), которые будут возвращены через год (с ростом инфляции, это эффективно составило плату за поездки). Была нехватка кофе, шоколада и стирального порошка. В течение нескольких сухого лета правительство, неспособное заимствовать для импорта электроэнергии, было вынуждено ввести снижение электроэнергии. 12 мая 1982 года Совет Международного валютного фонда одобрил улучшенное наблюдение за Югославией, чтобы включить кредиторы Парижского клуба . [ 43 ]

Коллапс югославской экономики

[ редактировать ]
Год Долг Инфляция ВВП (миллиард долларов США) [ 44 ] Среднегодовой рост с учетом инфляции в долларах США [ 45 ] Безработица
1954 400 миллионов долларов [ 46 ]
1965 1,2 миллиарда долларов [ 17 ] 34.6% [ 47 ] 9.11% 6.6% [ 48 ]
1971 $ 3,177 млрд [ 17 ] 15.8 (20.11%) 12.95% 6.7% [ 49 ]
1973 4,7 миллиарда долларов [ 50 ] 20% [ 51 ] 21.5 (21.86%) 17.75% 9.1% [ 48 ] или 8,1% [ 49 ]
1980 $ 18,9 млрд [ 50 ] 27% [ 52 ] 70.0 (27%) 12.13% 13.8% [ 48 ]
1982 20 миллиардов долларов [ 53 ] 40% [ 54 ] 62.8 (31.85%) -7.07% 14.4% [ 48 ]
1987 21,961 млрд. Долл. США [ 17 ] 167% [ 55 ] 84.6 (25.96%) -1.4% 16.1% [ 48 ]

В 1980 -х годах югославская экономика вступила в период непрерывного кризиса. В период с 1979 по 1985 год Югослав Динар упал с 15 до 1370 долларов США в доллар США, половина дохода от экспорта использовалась для обслуживания долга, в то время как реальный чистый личный доход снизился на 19,5%. Безработица выросла до 1,3 млн. Ищущих работу, а внутренний долг оценивался в 40 миллиардов долларов. [ 56 ]

Югославия взяла на себя ряд займов международного валютного фонда (МВФ) и впоследствии попала в тяжелый долг. К 1981 году он понес 18,9 млрд долларов иностранного долга. [ 50 ] Фактически, долг Югославии составлял всего 20,11%ВВП в 1971 году, который по сравнению с Великобританией (67,95%), США (46,64%), Западной Германией (17,87%), Италия (41,46%), сравнительно низкий уровень. [ 57 ] Тем не менее, главной заботой Югославии была безработица. В 1980 году уровень безработицы составил 13,8%, [ 48 ] Не считая около 1 миллиона работников, работающих за границей. [ 52 ] Ухудшение условий жизни в течение 1980 -х годов привели к тому, что уровень безработицы Югослав достиг 17 процентов, в то время как еще 20 процентов были недостаточно заняты . 60% безработных были до 25 лет. [ 58 ]

К 1988 году денежные переводы эмигрантов в Югославию составили более 4,5 млрд. Долл. США (доллар США), а к 1989 году денежные переводы составили 6,2 миллиарда долларов (доллар США), что составило более 19% от общего числа мира. [ 59 ] [ 60 ] Большая часть этих денежных переводов поступила от югославских профессиональных и квалифицированных работников, нанятых югославскими инженерными и строительными фирмами с контрактами за рубежом, включая крупные инфраструктурные проекты на Ближнем Востоке, Африке и Европе. [ 29 ] В начале 1980 -х годов Югославская фирма Energoprojekt строила плотины, дороги и жилые дома в Ираке, Ливии и Кувейте. Но во время рецессии начала 1980 -х годов многие страны экспорта нефти снижали строительные проекты по мере падения цен на нефть. Увеличение конкуренции со стороны таких стран, как Южная Корея, предлагая менее дорогостоящий труд, также способствовал снижению развивающейся экспортной торговли Югославией и строительства. [ 28 ]

В 1988 году Югославия задолжала западные страны 21 миллиард долларов США, что должно было значительно увеличить, что страна не была дефолта. [ 61 ]

Конец 1980 -х годов

[ редактировать ]
Реальный рост ВВП в Югославии с 1980 по 1990 год
В 1989 году был введен законопроект о динаре в размере 2 000 000 в результате гиперинфляции.

Крышка югославской экономики было частично вызвано его неординарной позицией, которая привела к доступу к займам от обоих сверхдержавных блоков на разных терминах. [ 62 ] Этот контакт с Соединенными Штатами и Западом открыл югославские рынки раньше, чем в остальной части Центральной и Восточной Европы . В 1989 году, до падения Берлинской стены , Югославский федеральный премьер -министр Анте Маркович отправился в Вашингтон , чтобы встретиться с президентом Джорджем Бушем , чтобы договориться о новом пакете финансовой помощи. В обмен на помощь Югославия согласилась на еще более широкие экономические реформы, которые включали новую обесценившую валюту, еще одну заморозку заработной платы, резкое сокращение государственных расходов и ликвидация социально принадлежащих работникам, управляемым компаниями. [ 63 ] Номенклатура Белграда, с помощью западных консультантов, заложила основу для миссии Марковича, заранее осуществив многие из необходимых реформ, включая крупную либерализацию законодательства об иностранных инвестициях.

Государственные банки страны обязаны скорректировать свои процентные ставки до инфляции, но это не может быть применено к кредитным контрактам, заключенным ранее, которые предусматривали фиксированные процентные ставки. В течение этого времени иностранные валюты стали широко распространены и приняты предприятиями вместе с чеками ; Особенно немецкая марка .

Первая программа стабилизации гиперинфляции была принята в рамках программы экономических реформ, принятая в конце 1989 года, когда по большей части из -за общей либерализации цен Югославии пострадала от гиперинфляции. Ежемесячный уровень цен увеличился с месяца в месяц, а в декабре 1989 года процент инфляции составил 45%. Был постоянный митинг в ценах, заработной плате и обменных курсах. В такой ситуации в декабре 1989 года была принята программа экономических реформ и меры для ее реализации.

Основными мерами, предусмотренными этой программой, были ограничительная денежно -кредитная политика и реальные положительные процентные ставки, независимость Национального банка Югославии , деноминация динара путем «удаления» четырех нулей, провозглашения конвертируемости динара и исправления обменного курса динара против Германская марка в соотношении 7: 1, замораживание номинальной заработной платы в течение 4 месяцев, замораживание цен на некоторые ресурсы (энергетические продукты и инфраструктура) в течение 4 месяцев, дальнейшая либерализация по внешней торговле и финансовому счету , реабилитация банков и компаний через специальный фонд, который будет сформирован с иностранной финансовой поддержкой, переговоры с Парижским клубом кредиторов о реструктуризации долга , а также Международном валютном фонде и Всемирном банке за кредит, чтобы помочь стабилизировать экономику. [ Цитация необходима ]

В краткосрочной перспективе или в начале приложения программа показала некоторые хорошие результаты: произошло значительное замедление ценовой и роста заработной платы, валютные резервы - уровень которого был значительным даже до начала применения программы - начал расти, был отмечен положительный прогресс в сокращении внешней торговли и дефицита бюджета и т. Д. Однако с самого начала произошел снижение производства и занятости промышленного производства, и несколько позже первоначальные положительные результаты также начали отсутствовать (В результате отскока цен и заработной платы и появления «черного» обменного курса, валютные резервы начали быстро уменьшаться, негативные тенденции появились во внешней торговле и бюджетной сфере и т. Д.)

Судьба этой программы стабилизации была в значительной степени связана с остановкой роста цен. Считалось, что только цены на основные входные данные должны были быть заморожены, а в условиях ограничительной денежно -кредитной политики и либерализованного импорта не будет роста других свободно сформированных цен, и даже ожидалось, что компании снизят цены, чтобы предоставить жидкие активы. Однако ожидания не материализовались, и цены зафиксировали значительный рост (правда заметно меньше, чем до принятия программы), что привело к росту заработной платы, которая (в самом начале реализации программы) росла быстрее, чем ценовой рост. В обстоятельствах, когда это происходит, один из ключевых элементов программы сохраняется - фиксированный обменный курс. Все это привело к ослаблению конкурентоспособности внутренней экономики, поскольку экспорт становится экономически невозможным, а импорт был очень прибыльным. Принимая во внимание, что была либерализация импорта, внутренний рынок был ошеломлен импортированными продуктами, которые были поглощены увеличением внутреннего спроса, почти исключительно для потребительских товаров, вызванных быстрым ростом заработной платы. Импорт товаров стал дешевле, чем отечественные, поэтому в производстве произошло снижение производства, потому что югославские продукты вообще не были конкурентоспособны не только в экспорте, но и на внутреннем рынке. Через полтора года промышленного производства было сокращено на 25%, а безработица увеличилась на 18%. Это также привело к сильным движениям рецессии в экономике, ухудшению баланса внешней торговли и (после первоначального увеличения) быстрого сокращения запасов иностранной валюты, что предотвращает дальнейшую «защиту» валютного курса.

Новое законодательство было постепенно введено, чтобы исправить ситуацию, но правительство в основном пыталось бороться с кризисом, выпустив больше валюты, что только подпитывало инфляцию. Производство власти в крупных промышленных компаниях привело к нескольким крупным банкротствам (в основном из крупных фабрик), что только увеличило общественное восприятие того, что экономика находится в глубоком кризисе. После нескольких неудачных попыток бороться с инфляцией с помощью различных схем, и из -за массовых ударов, вызванных замораживанием экономической заработной платы, правительство Бранко Микулича было заменено новым правительством в марте 1989 года, возглавляемое Анте Марковичем , прагматическим реформистом. Он потратил год, внедряя новое деловое законодательство, которое спокойно отказалось от большинства связанных с ними теории труда и ввел частную собственность на предприятия. [ 64 ] Институциональные изменения завершились восемнадцатью новых законами, которые объявили о прекращении системы самоуправления и связанным с этим трудом. [ 65 ] Они, в свою очередь, позволили публичным компаниям стать приватизированными .

К концу 1989 года инфляция достигла 1000%. [ 66 ] В канун Нового года 1989 год Анте Маркович представила свою программу экономических реформ. Десять тысяч динаров стали одним из «новых динар», привязанных к немецкой отмечке со скоростью 7 новых динаров за одну отметку. [ 67 ] Внезапный конец инфляции принес некоторое облегчение банковской системе. Владение и обмен иностранной валютой были дерегулированы, которые в сочетании с реалистичным обменным курсом привлекли иностранную валюту в банки. Однако к концу 1980 -х годов становилось все более ясным, что федеральное правительство эффективно теряет полномочия по реализации своей программы. [ 68 ]

В начале 1990 -х годов

[ редактировать ]

В 1990 году Маркович ввел программу приватизации, с вновь принятыми федеральными законами о приватизации, что позволило советам по управлению компаниями инициировать приватизацию, главным образом, посредством внутренних схем удержания доли, первоначально не торгуемых на фондовой бирже. [ 69 ] Это означало, что закон делал акцент на «инсайдерскую» приватизацию работникам и менеджерам компании, которым акции могут быть предложены со скидкой. Югославские власти использовали термин «преобразование имущества» при ссылке на процесс преобразования государственной собственности в частные руки. [ 64 ] К апрелю 1990 года ежемесячный уровень инфляции снизился до нуля, экспорт и импорт увеличились, в то время как запасы иностранной валюты увеличились на 3 миллиарда долларов США. Тем не менее, промышленное производство упало на 8,7%, а высокие налоги затрудняли для многих предприятий платить даже замороженную заработную плату. [ 68 ] [ 70 ]

В июле 1990 года Маркович сформировал свой собственный союз политической партии реформаторских сил . К 2 -й половине 1990 года инфляция перезапустилась. В сентябре и октябре ежемесячный уровень инфляции достиг 8%. Инфляция еще раз поднялась до неуправляемых уровней, достигающих годового уровня в 120%. Программы реформ и жесткой экономии Марковича встретились со сопротивлением федеральных властей отдельных республик. Его программа 1989 года по борьбе с инфляцией была отвергнута Сербией и Войводина. С.Р. Сербия ввел таможенные пошлины по импорту из Хорватии и Словении и взяла у центрального банка 1,5 миллиарда долларов для финансирования роста заработной платы, пенсий, бонусов для государственных служащих и субсидировать предприятия, которые столкнулись с убытками. [ 64 ] [ 70 ] Федеральное правительство подняло обменный курс для немецкой марки сначала до 9, а затем до 13 динаров. В 1990 году годовой уровень роста ВВП снизился до -11,6%. [ 5 ]

Хотя югославская экономика действительно включала элементы демократии на рабочем месте и дала работникам более демократический контроль над экономическим управлением предприятиями, она также вызвала высокое региональное неравенство. ВВП Словения на душу населения составлял 12383 $ и ВВП Косово на душу населения только 1592 $ к 1989 году. Индекс Джини SFRY варьировался от 0,32 до 0,35, в основном из -за высокого регионального неравенства. Уровень безработицы также был непропорционально высоким в более бедных югославских республиках. Такое значительное региональное неравенство породило сепаратизм и в конечном итоге привело к увеличению внутригосударственной напряженности в югославских республиках. Тем не менее, экономический переход Словении был довольно успешным, и он сохранил много институциональных элементов бывшей югославской экономики, таких как самоуправление и частичные предприятия, контролируемые работниками. Словенская модель можно рассматривать как примирение западной европейской социал -демократии и рыночного социализма югославской экономики. Масштабная приватизация государственных активов, банков и шоковой терапии в других бывших югославских республиках, таких как Сербия, напротив, безуспешно. Экономия этих государств стагнирует с в целом высоким уровнем коррупции по сравнению с более успешной словенской моделью. [ 71 ]

Югославская экономика в числах - 1990

[ редактировать ]

(Источник: 1990 World Factbook CIA) [ 72 ]

Уровень инфляции (потребительские цены): 2,700% (1989 год.)

Уровень безработицы: 15% (1989)

ВВП: 129,5 млрд. Долл. США, на душу населения 5 464; Реальные темпы роста - 1,0% (1989 Est.)

Бюджет: доходы 6,4 миллиарда долларов США; Расходы 6,4 млрд. Долл. США, включая капитальные затраты на доллар США (1990)

Экспорт: 13,1 млрд долларов (FOB, 1988); Товарные материалы - поставки материалов и полупроизводства 50%, потребительские товары 31%, капитальные товары и оборудование 19%; Партнеры - EC 30%, CEMA 45%, менее развитые страны 14%, 5%, другие 6%

Импорт: 13,8 миллиарда долларов (CIF, 1988); Товарные материалы - поставки материалов и полупроизводства 79%, капитальные товары и оборудование 15%, потребительские товары 6%; Партнеры - EC 30%, CEMA 45%, менее развитые страны 14%, 5%, другие 6%

Внешний долг: 17,0 млрд. Долл. США, среднесрочный и долгосрочный (1989)

Электричество: емкость 21 000 000 кВт; 87 100 миллионов кВтч произведено, 3650 кВт -ч на душу населения (1989)

ВВП на душу населения республик и автономных провинций

[ редактировать ]
Индексированный ВВП на душу населения федеральным подразделением [ 73 ]
Федеральное подразделение 1953 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1989
С.Р. Словения 161.1 174.9 180.4 183.2 193.7 205.3 200.5 203.1 199.0
SR Хорватия 115.4 122.5 119.2 120.3 123.6 123.1 125.6 125.3 125.6
SAP Vojvodina 99.4 93.6 107.9 112.5 107.4 115.1 113.5 117.8 119.0
С.Р. Сербия 96.8 90.8 96.4 96.3 96.5 96.7 98.7 99.2 103.1
SR Черногория 74.8 77.2 64.5 76.3 77.2 69.1 79.6 78.0 73.5
SR Босния и Герцеговина 85.7 83.3 76.0 71.7 67.6 65.8 65.6 68.7 67.9
SR Македония 68.0 68.4 63.9 66.6 70.0 68.0 66.3 64.2 65.7
SAP KOSOVO 45.8 42.5 37.4 36.5 34.1 33.4 28.6 27.7 25.6

ВВП на душу населения крупных городов

[ редактировать ]
Индексирован ВВП на душу населения крупных городов [ 74 ]
Город Жители
(Перепись 1991)
Индекс ВВП
(Югославия = 100)
Республика
Белград 1,552,151 147 С.Р. Сербия
Загреб 777,826 188 SR Хорватия
Сараево 527,049 133 SR Босния и Герцеговина
Совок 506,926 90 SR Македония
Любляна 326,133 260 С.Р. Словения
Нови грустно 299,294 172 С.Р. Сербия
Них 253,124 110 С.Р. Сербия
Расколоть 221,456 137 SR Хорватия
БАНДЖА ЛУКА 195,692 97 SR Босния и Герцеговина
Пристина 155,499 70 С.Р. Сербия
Kragujevac 144,608 114 С.Р. Сербия
Smederevo 144,107 182 С.Р. Сербия
Река 143,964 213 SR Хорватия
Титоград 136,473 87 SR Черногория

После распада Югославии

[ редактировать ]

Югославские войны , последующая потеря рынка, а также неверное управление и/или непрозрачная приватизация привели к дальнейшим экономическим проблемам для всех бывших республик Югославии в 1990-х годах. Только экономика Словении неуклонно росла после первоначального шока и спада. Хорватии Отделение привело к прямым убыткам на сумму 43 миллиарда долларов (доллар США). [ 75 ] Хорватия достигла своего ВВП 1990 года в 2003 году, через несколько лет после Словении, самой продвинутой из всех югославских экономик на сегодняшний день.

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в Югославия Экономика - 1990 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный ВВП/ВНП миллион 1991 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  3. ^ Скорость роста ВВП/ВНП 1991 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  4. ^ На душу населения ВВП/ГНП 1991 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  5. ^ Jump up to: а беременный «Национальные счета - анализ основных заполнителей (AMA)» . enstats.un.org .
  6. ^ Уровень инфляции % 1992 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  7. ^ Рабочая сила 1992 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  8. ^ Уровень безработицы % 1992 года . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  9. ^ Экспорт миллионов 1992 года . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  10. ^ Импорт миллион 1992 года . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  11. ^ Внешний долг млн. 1992 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  12. ^ Бюджетные доходы млн. 1992 . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  13. ^ Бюджетные расходы на миллион 1992 года . ЦРУ Факт . 1992 . Получено 13 июня 2010 года .
  14. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 169
  15. ^ Джон Э. Ромер. Будущее для социализма. Издательство Гарвардского университета, 1994.
  16. ^ Янос Корнай. Социалистическая система: политическая экономия коммунизма. Издательство Оксфордского университета 1992. с. 480
  17. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Znaci.net" (PDF) . www.znaci.net .
  18. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 273
  19. ^ Мэрилин Рюшемейер. Женщины в политике посткоммунистической Восточной Европы . Я Шарп, 1998. (стр. 200)
  20. ^ Jump up to: а беременный Малачич, Джанез (лето 1979). «Безработица в Югославии с 1952 по 1975 год» . Восточная европейская экономика . 17 (4): 85–109. doi : 10.1080/00128775.1979.11648203 . JSTOR   4379583 . Получено 26 мая 2021 года .
  21. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 383
  22. ^ Jump up to: а беременный Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 286
  23. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 316
  24. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 280
  25. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 159
  26. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Фред Синглтон. Короткая история югославских народов . Издательство Кембриджского университета, 1989. (Стр. 244)
  27. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 223
  28. ^ Jump up to: а беременный Tagliabue, Джон; Времена, специально для Нью -Йорка (28 марта 1983 г.). «Как югославская компания построила международный рынок (опубликован в 1983 году)» . New York Times .
  29. ^ Jump up to: а беременный «Югославское строительство процветает в зарубежных странах» . Архивировано из оригинала 2017-10-01 . Получено 2017-10-01 .
  30. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, с. 272
  31. ^ Джон Р. Лампе, Рассел О. Прискат, Любиса С. Адамович. Югослав-Амриканские экономические отношения со времен Второй мировой войны . Издательство Duke University Press, 1990 (стр. 83)
  32. ^ Джон Э. Ромер. Будущее для социализма. Издательство Гарвардского университета, 1994. (стр. 87)
  33. ^ «Югославия (бывшие) Государственные работники - флаги, карты, экономика, история, климат, природные ресурсы, текущие проблемы, международные соглашения, население, социальная статистика, политическая система» . www.photius.com .
  34. ^ Дразен Зивич, Ненад Покос и Иво Турк. Основные демографические процессы в Хорватии
  35. ^ Ричард С. Фрухт. Восточная Европа: введение в людей, земли и культуры . ABC-Clio, 2005. (Стр. 574)
  36. ^ Энтони М. Мессина. Логика и политика миграции после Второй мировой войны в Западную Европу . Издательство Кембриджского университета, 2007. (стр. 125)
  37. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии, 1945-1990, с. 199, 378
  38. ^ Алиса Тейчова , Герберт Матис. Нация, государство и экономика в истории . Издательство Кембриджского университета, 2003 г. (стр. 209)
  39. ^ «Национальное исследование разведки 21; Югославия; экономика» (PDF) . www.cia.gov . ЦРУ Апрель 1973 г. с. 22, пункт. 2 ​Получено 21 августа 2022 года .
  40. ^ «Национальное исследование разведки 21; Югославия; Общество» (PDF) . www.cia.gov . ЦРУ Апрель 1973 г. с. 30, пункт. 7 ​Получено 21 августа 2022 года .
  41. ^ Mieczyslaw P. Boduszynski: Изменение режима в югославском преемником. Состояния: дивергентные пути к новой Европе, с. 64
  42. ^ «Пара правил - нечетное: ограничение вождения для экономии топлива » . Список Vecernji (на хорватском). 15 мая 2019 года . Получено 15 мая 2019 года .
  43. ^ Джеймс М. Боутон, Тихая революция: Международный валютный фонд, 1979-1989 . Международный валютный фонд, 2001 г. (с.434)
  44. ^ «Югославия. Валовой внутренний продукт, 1970-1990» . ivanstat.com . Получено 2018-03-25 .
  45. ^ «Инфляционный калькулятор» . Dollartimes.com . Получено 2019-08-23 .
  46. ^ Югославы просят помощь Вест по смягчению проблем с долгами , Дейтона -Бич Утренний журнал. 28 декабря 1954 года.
  47. ^ Статистический бюллетень 803, (статистический бюллетень), SZS, Белград, сентябрь 1973 года.
  48. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии, 1945-1990, с. 377
  49. ^ Jump up to: а беременный «Экономические исследования ОЭСР: Югославия 1976 | Читать онлайн» . ОЭСР ILIBRARY . Получено 2018-03-29 .
  50. ^ Jump up to: а беременный в Экономические исследования ОЭСР: Югославия 1990, с. 34
  51. ^ Пожары "ревизионистской ересь", задыхаясь в Югославии , Гадсден Таймс. 1 июня 1974 года.
  52. ^ Jump up to: а беременный «Юго -восточный Миссурий - поиск архива новостей Google» . News.google.com .
  53. ^ OECD Экономические исследования: Югославия 1987, с. 16
  54. ^ «The Telegraph - Google News Archive Search» . News.google.com .
  55. ^ OECD Экономические исследования: Югославия 1988, с. 9
  56. ^ Mieczyslaw P. Boduszynski: Изменение режима в югославском преемником. Состояния: дивергентные пути к новой Европе , с. 64-65
  57. ^ «Общий государственный долг» . www.imf.org . Получено 2019-08-23 .
  58. ^ Mieczyslaw P. Boduszynski: Изменение режима в югославском преемником. Состояния: дивергентные пути к новой Европе , с. 66-67
  59. ^ Бет Дж. Аш, Кортленд Рейхманн, Рэнд Корпорация. Эмиграция и ее влияние на страну отправки . Rand Corporation, 1994. (стр. 26)
  60. ^ Дуглас С. Масси, Дж. Эдвард Тейлор. Международная миграция: перспективы и политика на мировом рынке . Издательство Оксфордского университета, 2004. (стр. 159)
  61. ^ «Президент Югославии говорит, что кризис наносит вред репутации страны» .
  62. ^ Чоссудовский, Мишель. «Как МВФ демонтировал Югославию» . Архивировано из оригинала 2014-06-24.
  63. ^ Gervasi, op. Cit., P. 44
  64. ^ Jump up to: а беременный в Патрик Хинан, Моник Ламонтань: Справочник Центральной и Восточной Европы , Routledge, 2014, p. 96
  65. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии, 1945-1990, с. 256
  66. ^ Сабрина П. Рамет: Три югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 , издательство Индианы Университет, 2006, с. 363
  67. ^ OECD Экономические исследования: Югославия 1990, с. 86
  68. ^ Jump up to: а беременный «Югославия-реформы 1990 года» . data.mongabay.com .
  69. ^ Милика Увальский: инвестиции и права собственности в Югославии: длительный переход к рыночной экономике , издательство Кембриджского университета, 2009, с. 185
  70. ^ Jump up to: а беременный Джон Р. Лампе: Югославия как история: дважды была страна , издательство Кембриджского университета, 2000, с. 357
  71. ^ «Рост и падение рыночного социализма в Югославии» .
  72. ^ «Югославия Экономика 1990 года - Флаги, карты, экономика, география, климат, природные ресурсы, текущие проблемы, международные соглашения, население, социальная статистика, политическая система» . www.theodora.com .
  73. ^ Войник, Драгомир (22 мая 2013 г.). 1962 - 2012 гг.» «Экономика и политика перехода полувека истории реформы и перехода истории социализма Хомяк (на хорватском). Работа Хорватской академии наук и искусств - класс для социальных наук . Получено 10 октября 2022 года .
  74. ^ Радовинович, Радован; Бертик, Иван, ред. (1984). Атлас мира: новый взгляд на Землю (на хорватском) (3 -е изд.). Загреб: Либер Университет.
  75. ^ Алекс Дж. Беллами. Формирование хорватской национальной идентичности: многовековая мечта . Издательство Манчестерского университета, 2003 г. (стр. 105)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6507ade5a6b5c81b822b97664ed356a__1723058700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/6a/a6507ade5a6b5c81b822b97664ed356a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of the Socialist Federal Republic of Yugoslavia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)