Jump to content

Пятилетние планы Индии

Проверял
Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлен из пятилетнего плана (Индия) )

С 1947 по 2017 год индийская экономика была основана на концепции планирования . Это было проведено в течение пятилетних планов , разработанных, выполненных и контроля Комиссией по планированию (1951–2014) и NITI Aayog (2015–2017).

С премьер-министром в качестве председателя бывшего офиса у комиссии есть назначенный заместитель председателя, который занимает звание министра Кабинета министров. До четвертого плана распределение государственных ресурсов было основано на схематических моделях, а не на прозрачном и объективном механизме, который привел к принятию формулы Gadgil в 1969 году. С тех пор использовались пересмотренные версии формулы, чтобы определить распределение. Центральной помощи для государственных планов. [ 1 ]

Правительство Нарендры Моди, избранное в 2014 году, объявило о роспуске Комиссии по планированию и его замене аналитическим центром под названием NITI Aayog (аббревиатура для национального учреждения для трансформации Индии).

Пятилетние планы (FYPS) являются централизованными и интегрированными национальными экономическими программами. Джозеф Сталин осуществил первый пятилетний план в Советском Союзе в 1928 году. Большинство коммунистических государств и несколько капиталистических стран впоследствии приняли их. Китай продолжает использовать FYPS, хотя Китай переименовал свой одиннадцатый FYP, с 2006 по 2010 год, руководство ( Guihua ), а не план ( Jihua ), чтобы обозначить более размерный подход центрального правительства к развитию. Индия запустила свой первый FYP в 1951 году, сразу после обретения независимости под социалистическим влиянием первого премьер -министра Индии Джавахарлала Неру . [ 2 ]

Первый план (1951–1956)

[ редактировать ]

Первый индийский премьер-министр Джавахарлал Неру представил первый пятилетний план парламенту Индии и нуждался в срочном внимании. Первый пятилетний план был запущен в 1951 году, который в основном был сосредоточен на разработке первичного сектора . Первый пятилетний план был основан на модели Harrod-Homar с небольшим количеством модификаций.

Президентом этого пятилетнего плана были Джавахарлал Неру, а Гульзарилал Нанда были вице-президентом. Девизом плана первых пяти лет стал «развитие сельского хозяйства», и целью было решение различных проблем, которые сформировались из -за разделения нации, второй мировой войны. Восстановление страны после обретения независимости стало видением этого плана. Другой основной целью было заложить основу для промышленности, развития сельского хозяйства в стране и обеспечить доступное здравоохранение, образование по низкой цене для людей. [ 3 ]

Общий запланированный бюджет в размере 2 069 крор ( 2378 крор позже) был выделен на семь широких областей: орошение и энергия (27,2%), сельское хозяйство и сообщества развитие (17,4%), транспорт и коммуникации (24%), промышленность (8,6% ), социальные услуги (16,6%), реабилитация безземельных фермеров (4,1%) и для других секторов и услуг (2,5%). Наиболее важной особенностью этого этапа была активная роль государства во всех экономических секторах . Такая роль была оправдана в то время потому что сразу после обретения , Индия сталкивалась с основными проблемами - дефицитом капитала и низкой способности к экономии.

Целевые темпы роста составляли 2,1% годового роста валового внутреннего продукта (ВВП); Достигнутые темпы роста составили 3,6%. Чистый внутренний продукт вырос на 15%. Муссон был хорошим , и были относительно высокие урожайности , увеличивая обменные резервы и доход на душу населения , который увеличился на 8%. Национальный доход увеличился больше, чем доход на душу населения из -за быстрого роста населения. Многие ирригационные проекты были инициированы в течение этого периода, в том числе плотины Бхакры , Хиракуд и Дамодар -Вэлли . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), с правительством Индии детей , обращалась к здоровью и снижению младенческой смертности , косвенно способствуя росту населения .

В конце периода плана в 1956 году пять индийских технологических институтов (IIT) были начаты в качестве основных технических учреждений. Университетская комиссия по грантам (UGC) была создана для того, чтобы позаботиться о финансировании и принятия мер по укреплению высшего образования в стране. Контракты были подписаны, чтобы начать пять сталелитейных заводов, которые возникли в середине второго пятилетнего плана. План был признан успешным для правительства, превзойденного прогноза роста.

Второй план (1956–1961)

[ редактировать ]

Второй план был сосредоточен на разработке государственного сектора и «быстрой индустриализации». План последовал за моделью Махаланобиса , модели экономического развития, разработанной индийским статистиком Прасантой Чандра Махаланобис в 1953 году. План попытался определить оптимальное распределение инвестиций между продуктивными секторами, чтобы максимизировать долгосрочный экономический рост. Он использовал преобладающие современные методы исследования и оптимизации операций, а также новые приложения статистических моделей, разработанных в Индийском статистическом институте . План предположил закрытую экономику, в которой основная торговая деятельность будет сосредоточена на импорте капитальных товаров . [ 4 ] [ 5 ] Из второго пятилетнего плана произошла решительная тяга к замене основных и капитальных промышленности.

Гидроэнергетические проекты и пять сталелитейных заводов в Бхилай , Дургапуре и Руркеле были созданы с помощью Советского Союза , Великобритании (Великобритания) и Западной Германии соответственно. Производство угля было увеличено. больше железнодорожных На северо -востоке было добавлено линий.

Институт фундаментальных исследований и атомной энергетики Индии В качестве научно -исследовательских институтов был создан . В 1957 году началась программа поиска талантов и стипендий, чтобы найти талантливых молодых студентов для обучения работы по ядерной энергетике.

Общая сумма, выделенная по второму пятилетнему плану в Индии, составила рупий. 48 миллиардов. Эта сумма была выделена между различными секторами: власть и орошение, социальные услуги, коммуникации и транспорт, а также разные. Вторым планом был период роста цен. Страна также столкнулась с валютным кризисом. Быстрый рост численности населения замедлил рост дохода на душу населения.

Целевой скорость роста составила 4,5%, а фактический темп роста составил 4,27%. [ 6 ]

План подвергся критике классическим либеральным экономистом Б.Р. Шеноем , который отметил, что «зависимость от дефицита от дефицита от финансирования дефицита для содействия тяжелой индустриализации была рецептом для неприятностей». Шеной утверждал, что государственный контроль над экономикой подорвет молодую демократию. Индия столкнулась с кризисом внешнего платежей в 1957 году, который рассматривается как подтверждение аргумента Шеноя. [ 7 ]

Третий план (1961–1966)

[ редактировать ]

Третий пятилетний план подчеркнул сельское хозяйство и улучшение производства пшеницы, но краткая китайско-индийская война 1962 года выявила слабости в экономике и сместила акцент на оборонную промышленность и индийскую армию. В 1965 году Индия вступила в войну с Пакистаном . В 1965 году была также сильная засуха. Война привела к инфляции, и приоритет был перенесен на стабилизацию цен. Строительство плотин продолжилось. Многие цементные и удобрения были также построены. Пенджаб начал производить изобилие пшеницы .

Многие начальные школы были начаты в сельской местности. Стремясь донести демократию до уровня на низовом уровне, в Панчаяте были начаты выборы , и государствам получили больше обязанностей по развитию. Впервые Индия прибегала к заимству у МВФ. Стоимость рупии обесценивается впервые в 1966 году.

Были сформированы государственные советы по электричеству и государственные советы среднего образования. Государства были ответственны за вторичное и высшее образование . Государственные дорожные корпорации были сформированы, и местное дорожное здание стало ответственностью штата.

Целевой скорость роста составила 5,6%, но фактический темп роста составлял 2,4%. [ 6 ]

Это было основано на Джона Сэнди и Сукхамоя Чакраборти модели .

План отпуска (1966–1969)

[ редактировать ]

Из -за несчастного провала третьего плана правительство было вынуждено объявить «План отпуска» (с 1966 по 1967, 1967–68 и 1968–69). Три годовых плана были составлены в течение этого промежуточного периода. В течение 1966–67 годов снова возникла проблема засухи. Равный приоритет был уделен сельскому хозяйству, его союзной деятельности и промышленного сектора. Правительство Индии объявило «девальвацией рупии» для увеличения экспорта страны. Основными причинами планирования праздников были война, отсутствие ресурсов и увеличение инфляции.

Четвертый план (1969–1974)

[ редактировать ]

Четвертый пятилетний план был отложен на более года на фоне разногласий по поводу стратегии экономического развития Индии. [ 8 ]

План принял цель исправления более ранней тенденции повышения концентрации богатства и экономической власти. Он был основан на формуле Gadgil, посвященной росту со стабильностью и прогрессом в направлении самостоятельности. В это время Индира Ганди была премьер -министром .

Правительство Индии Ганди национализировало 14 крупных индийских банков (Аллахабад Банк, Банк Бароды, Банк Индии, Банк Махараштры, Центральный банк Индии, Канара Банк, Дена Банк, Индийский банк, индийский зарубежный банк, Национальный банк Пенджаб, Синдикат Банк, UCO Bank, Union Bank и United Bank of India [ 9 ] и зеленая революция в Индии продвинутого сельского хозяйства. Кроме того, ситуация в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш ) стала ужасной, поскольку Индо-Пакистанская война 1971 года , и Бангладешская освободительная война взяла средства, предназначенные для промышленного развития.

  • Впервые была введена концепция буферного запаса, и запланировано буферное запасы в 5 миллионов тонн пищевых зерен
  • Была запущена программа склонности к засухе (DPAP)

Целевой скорость роста составила 5,6%, но фактический темп роста составил 3,3%. [ 6 ]

Пятый план (1974–1978))

[ редактировать ]

Пятый пятилетний план установил стресс на занятость , борьбу с бедностью ( Гариби Хатао ) и справедливость . План также был сосредоточен на уверенности в сельскохозяйственном производстве и защите. В 1978 году недавно избранное правительство Морарджи Десаи отвергло план. Закон о подаче электроэнергии был внесен изменен в 1975 году, что позволило центральному правительству вступить в выработку и передачу электроэнергии. [ 10 ]

Индийская национальная система шоссе была введена, и многие дороги были расширены, чтобы приспособить растущее движение . Туризм также расширился. Программа двадцати пунктов была запущена в 1975 году. За ней следили с 1975 по 1979 год.

Программа минимальных потребностей (MNP) была введена в первый год пятилетнего плана (1974–78). Целью программы является обеспечение определенных основных минимальных потребностей и, таким образом, улучшить уровень жизни людей. Он подготовлен и запущен DPDHAR.

Целевой скорость роста составила 4,4%, а фактический темп роста составлял 4,8%. [ 6 ]

План прохождения (1978–1980)

[ редактировать ]

Правительство партии Джаната отклонило пятый пятилетний план и представило новый шестой пятилетний план (1978–1980). Этот план снова был отклонен правительством Индийского национального конгресса в 1980 году, и был составлен новый шестой план. План прокатки состоял из трех видов планов, которые были предложены. Первый план был на нынешний год, который включал годовой бюджет, а второй был планом на фиксированное количество лет, которое может составлять 3, 4 или 5 лет. Второй план продолжал меняться в соответствии с требованиями индийской экономики . Третий план был перспективным планом для длинных терминов, т.е. на 10, 15 или 20 лет. Следовательно, не было фиксации дат для начала и прекращения плана в планах проката. Основным преимуществом планов проката было то, что они были гибкими и смогли преодолеть жесткость фиксированных пятилетних планов, починяя цели, объект упражнений, прогнозы и распределения в соответствии с изменяющимися условиями в экономике страны . Основным недостатком этого плана было то, что если цели были пересмотрены каждый год, стало трудно достичь целей, изложенных в течение пятилетнего периода, и это оказалось сложным планом. Кроме того, частые изменения привели к отсутствию стабильности в экономике.

Шестой план (1980–1985)

[ редактировать ]

Шестой пятилетний план отметил начало экономической либерализации . КОНТРОЛЬ ПРИНАНИЯ была ликвидирована, и нормические магазины были закрыты. Это привело к увеличению цен на продукты питания и увеличению стоимости жизни . Это был конец нерувианского социализма . Национальный банк сельского хозяйства и развития сельских районов был Создан для развития сельских районов 12 июля 1982 года по рекомендации комитета Шиварамана. Планирование семьи было также расширено, чтобы предотвратить перенаселение . Китая В отличие от строгой и обязательной политики , политика Индии не полагалась на угрозу силы [ Цитация необходима ] Полем Более процветающие районы Индии приняли планирование семьи быстрее, чем менее процветающие районы, которые продолжали иметь высокий уровень рождаемости . Военные пятилетние планы стали совместными с планами Комиссии по планированию с этого плана. [ 11 ]

Шестой пятилетний план имел большой успех для индийской экономики. Целевые темпы роста составляли 5,2%, а фактический темп роста составлял 5,7%. [ 6 ]

Седьмой план (1985–1990)

[ редактировать ]

Седьмого пятилетнего плана руководил партией Конгресса с Радживом Ганди в качестве премьер-министра. План продемонстрировал стресс на повышение уровня производительности отраслей промышленности путем модернизации технологий.

Основными целями седьмого пятилетнего плана было установить рост областей повышения экономической производительности, производства пищевых зерен и обеспечения занятости посредством «социальной справедливости».

В результате шестого пятилетнего плана наблюдался устойчивый рост сельского хозяйства, контроль над температурой инфляции и благоприятный платежный баланс, который обеспечил сильную базу для седьмого пятилетнего плана для развития необходимости Дальнейший экономический рост. Седьмой план стремился к социализму и производству энергии в целом. Тяжелыми районами седьмого пятилетнего плана были: социальная справедливость, удаление угнетения слабых, использование современных технологий, развития сельского хозяйства, программ против бедности, полного снабжения продуктов питания, одежды и укрытия, повышение производительности малых и малых и малых крупномасштабные фермеры и сделать Индию независимой экономикой.

Основываясь на 15-летнем периоде стремления к устойчивому росту, седьмой план был сосредоточен на достижении предпосылок самодостаточного роста к 2000 году. План ожидал, что рабочая сила вырастет на 39 миллионов человек, и ожидалось, что занятость будет расти в ставка 4% в год.

Некоторые из ожидаемых результатов седьмого пятилетнего плана Индии приведены ниже:

  • Платежный баланс (оценки): Экспорт- Фунтов стерлингов 330 млрд. (4,0 млрд. Долл. США), импорт-(-) ( 540 миллиардов 6,5 млрд. Долл. США), торговый баланс-(-) фунтов стерлингов 210 миллиардов (2,5 млрд. Долл. США)
  • Экспорт товаров (оценки): 606,53 млрд. (7,3 млрд. Долл. США)
  • Импорт товаров (оценки): Долл. 954,37 млрд. США (11,4 млрд. Долл. США)
  • Проекции по балансу платежей: экспорт- фунтов стерлингов 607 миллиардов (7,3 млрд. Долл. США), импорт-(-) . Долл 954 млрд . США (11,4 млрд. Долл. США), торговый баланс-(-) . Долл. 347 млрд США (4,2 млрд. Долл. США).

В соответствии с седьмым пятилетним планом Индия стремилась создать самостоятельную экономику в стране с ценным вкладом добровольных учреждений и общего населения.

Целевой скорость роста составила 5,0%, а фактический темп роста составил 6,01%. [ 12 ] и темпы роста дохода на душу населения составляли 3,7%.

Ежегодные планы (1990–1992)

[ редактировать ]

Восьмой план не мог взлететь в 1990 году из -за быстро меняющейся экономической ситуации в центре, а 1990–91 и 1991–92 годы рассматривались как годовые планы. Восьмой план был наконец запущен в 1992 году после начала политики структурной адаптации.

Восьмой план (1992–1997)

[ редактировать ]

1989–91 был периодом экономической нестабильности в Индии, и, следовательно, не было выполнено пятилетнего плана. В период с 1990 по 1992 год были только годовые планы. В 1991 году Индия столкнулась с кризисом в иностранной валютной (форекс), оставленных запасами всего около долларов США 1 миллиарда . Таким образом, под давлением страна рискует реформировать социалистическую экономику. П.В. Нарасимха Рао был девятым премьер -министром Республики Индии и главой партии Конгресса и руководил одной из самых важных администраций в современной истории Индии, наблюдая за крупными экономическими преобразованием и несколькими инцидентами, влияющими на национальную безопасность. В то время доктор Манмохан Сингх (позже премьер -министр Индии) начал реформы на свободном рынке Индии, которые вернули почти банкротную страну с края. Это было начало либерализации , приватизации и глобализации (СПГ) в Индии.

Модернизация промышленности была основным событием восьмого плана. В соответствии с этим планом было предпринято постепенное открытие индийской экономики для исправления растущего дефицита и иностранного долга. Между тем, Индия стала членом Всемирной торговой организации 1 января 1995 года. Основные цели включали, контролировали рост населения, сокращение бедности, создание занятости, укрепление инфраструктуры, институциональное здание, управление туризмом, развитие человеческих ресурсов, участие Панчаяти Радж , Нагар Паликас , НПО , децентрализация и участие людей.

Энергия была дана приоритетом с 26,6% от затрат.

Целевые темпы роста составляли 5,6%, а фактический темп роста составил 6,8%. [ 13 ]

Девятый план (1997–2002)

[ редактировать ]

Девятый пятилетний план произошел после 50 лет независимости Индии. Атал Бихари Ваджпаи был премьер -министром Индии во время девятого плана. Девятый план пытался в первую очередь использовать скрытый и неисследованный экономический потенциал страны для стимулирования экономического и социального роста. [ Цитация необходима ]

Десятый план (2002–2007)

[ редактировать ]

Основные цели десятого пятилетнего плана:

  • Достигать 8% роста ВВП в год.
  • Снижение уровня бедности на 5% к 2007 году.
  • Предоставление выгодной и высококачественной занятости, по крайней мере, к дополнению к рабочей силе.
  • Снижение гендерных пробелов в грамотности и ставках заработной платы как минимум на 50% к 2007 году.
  • Программа с 20 пунктами была введена.
  • Целевой рост: 8,1% - рост достиг: 7,7%.
  • Ожидалось, что десятый план будет следовать региональному подходу, а не сектора, чтобы снизить региональное неравенство.
  • Расходы в размере 43 825 крор (5,3 миллиарда долларов США) за десятые пять лет.

Из общего плана затрат, ( 921 291 крор 110 миллиардов долларов США) (57,9%) были для центрального правительства, а ( 691,009 крор 83 миллиарда долларов США) (42,1%) были для штатов и профсоюзных территорий.

Одиннадцатый план (2007–2012)

[ редактировать ]
  • Это было в период Манмохана Сингха в качестве премьер -министра.
  • Он направлен на увеличение числа зачисления в высшее образование в возрасте 18–23 лет к 2011–12 годам.
  • Он был сосредоточен на отдаленном образовании, сближении формальных, неформальных, отдаленных и ИТ- образовательных учреждений.
  • Быстрый и инклюзивный рост (сокращение бедности).
  • Акцент на социальном секторе и предоставление услуг в нем.
  • Расширение прав и возможностей через образование и развитие навыков.
  • Сокращение гендерного неравенства.
  • Экологическая устойчивость.
  • Чтобы увеличить темпы роста в сельском хозяйстве, промышленности и услугах до 4%, 10% и 9% соответственно.
  • Снизить общую скорость фертильности до 2,1.
  • Обеспечить чистую питьевую воду для всех к 2009 году.
  • Увеличить рост сельского хозяйства до 4%.

Двенадцатый план (2012–2017)

[ редактировать ]

Двенадцатый пятилетний план правительства Индии был решена достичь темпов роста в 9%, но Национальный совет по развитию (NDC) 27 декабря 2012 года утвердил темпы роста в 8% для двенадцатого плана. [ 14 ]

С ухудшением глобальной ситуации заместитель председателя Комиссии по планированию Монтек Сингх Ахлувалия заявил, что достижение средних темпов роста в 9 процентов в ближайшие пять лет невозможно. Окончательная цель роста была установлена ​​на 8% к одобрению плана на заседании Национального совета по развитию, состоявшему в Нью -Дели.

«Невозможно придумать в среднем 9% [в двенадцатом плане]. Я думаю, что где -то между 8 и 8,5 процентами возможно», - сказал Ахлувалия в кулуарах конференции советов государственного планирования и департаментов. Приближающаяся статья для двенадцатого плана, утвержденного в прошлом году, рассказала о среднегодовом темпе роста в 9%.

«Когда я говорю возможным ... это потребует серьезных усилий. Если вы этого не сделаете, нет никакого Бога, что право расти на 8 процентов. Я думаю, учитывая, что мировая экономика очень резко ухудшилась за последний год ... темпы роста в первый год 12 -го плана (2012–13) составляет от 6,5 до 7 процентов ».

Он также указал, что вскоре он должен поделиться своими взглядами с другими членами Комиссии, чтобы выбрать окончательный номер (цель экономического роста), чтобы поставить в НДЦ страны для его одобрения.

Правительство намерено сократить бедность на 10% в течение 12-го пятилетнего плана. Ахлувалия сказал: «Мы стремимся уменьшить оценки бедности на 9% в год на устойчивой основе в течение периода плана». Ранее, обращаясь к конференции государственных советов и департаментов планирования и планирования, он сказал, что уровень снижения бедности удвоился во время одиннадцатого плана. Комиссия заявила, что, используя линию бедности Тендулкар , уровень сокращения за пять лет между 2004–05 и 2009–10 годами составлял около 1,5% баллов в год, что было вдвое по сравнению с периодом между 1993–95 2004–05. [ 15 ] План направлен на улучшение инфраструктурных проектов нации, избегая всех видов узких мест. Документ, представленный Комиссией по планированию, направлен на привлечение частных инвестиций в размере до 1 триллиона долларов США в рост инфраструктуры в 12-м пятилетнем плане, что также обеспечит сокращение субсидийного бремени правительства на 1,5 процента с 2 процента. ВВП (валовой внутренний продукт). UID (уникальный идентификационный номер) будет действовать в качестве платформы для передачи денежных средств субсидий в плане.

Цели двенадцатого пятилетнего плана были:

  • Создать 50 миллионов новых возможностей трудоустройства в нерагровых секторах.
  • Удалить гендерные и социальные пробелы в зачислении в школу.
  • Для расширения доступа к высшему образованию.
  • Уменьшить недоедание среди детей в возрасте от 0 до 3 лет.
  • Обеспечить электричество всем деревням.
  • Для обеспечения того, чтобы 50% сельского населения имело доступ к надлежащей питьевой воде.
  • Увеличить зеленое покрытие на 1 миллион гектаров каждый год.
  • Предоставить доступ к банковским услугам 90% домохозяйств.

При распуске Комиссии по планированию больше никаких официальных планов для экономики не предназначено, но пятилетние оборонные планы продолжают составлять. Последним был бы 2017–2022 гг. Тем не менее, нет тринадцатого пятилетнего плана. [ 16 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Комиссия по планированию (24 февраля 1997 г.). «Фоновая заметка о формуле Gadgil для распределения центральной помощи по государственным планам» (PDF) . Получено 17 сентября 2010 года .
  2. ^ Sony Pellissery и Sam Geall "Пятилетние планы". Энциклопедия устойчивости . Том 7 стр. 156–160
  3. ^ Свами и Вн (2020). DCC Bank Clerk Excamination (в маратхи). Латур , Индия: Публикация Видьябхарти. стр. 12-13.
  4. ^ Джалал Аламгир, Политика открытой экономики Индии: глобализм, соперничество, преемственность (Лондон и Нью-Йорк: Routledge 2008), глава 2.
  5. ^ Балдев Радж Наяр, Глобализация и национализм: изменение баланса экономической политики Индии, 1950–2000 (Нью -Дели: Sage, 2001).
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и LN Dash (2000). Всемирный банк и экономическое развитие Индии . APH Publishing. п. 375. ISBN  81-7648-121-1 .
  7. ^ «Короткая история индийской экономики 1947-2019 гг.: Трист с судьбой и другими историями» . Мята ​14 августа 2019 года . Получено 15 августа 2019 года .
  8. ^ Франкель, Франсин Р. (1967). «Идеология и политика в экономическом планировании: проблема стратегии развития сельского хозяйства Индии» . Мировая политика . 19 (4): 621–645. doi : 10.2307/2009717 . ISSN   1086-3338 .
  9. ^ Банковское осознание . Arihant Publications (India) Ltd. 2017. С. 20. ISBN  978-93-11124-66-7 .
  10. ^ «Исторический фон законодательных инициатив» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2013 года . Получено 21 сентября 2013 года .
  11. ^ «13-й пятилетний план обороны (2017-22)-перезагрузка прошлого | Манохар Паррикарский институт оборонных исследований и анализов» . Idsa.in. ​Получено 1 марта 2022 года .
  12. ^ «9-й пятилетний план (VOL-1)» . Архивировано с оригинала 30 ноября 2016 года . Получено 9 августа 2013 года .
  13. ^ Agrawal, AN (1995). Индийская экономика: проблемы развития и планирования . Пуна: Вишва Пракашан. п. 676.
  14. ^ «Национальный совет развития утверждает 12 -й пятилетний план» . Индийский экспресс . 27 декабря 2012 года . Получено 10 июля 2013 года .
  15. ^ «Бизнес -линия: промышленность и экономика / экономика: Группа плана может сократить BAC…» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года.
  16. ^ «13-й пятилетний план обороны (2017-22)-перезагрузка прошлого | Манохар Паррикарский институт оборонных исследований и анализов» . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b831af65b220956acac23dee39c7ae0d__1723721520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/0d/b831af65b220956acac23dee39c7ae0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five-Year Plans of India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)