Махадеви Варма
Махадеви Варма | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Фаррукхабад , Соединенные провинции Агра и Ауд , Британская Индия | 26 марта 1907 г.
Умер | 11 сентября 1987 г. Аллахабад , Уттар-Прадеш , Индия | (80 лет)
Занятие | Поэт, эссеист и автор очерков |
Альма-матер | Аллахабадский университет |
Литературное движение | छायावाद |
Известные работы |
|
Заметные награды | 1956 Падма Бхушан 1982 года Премия Джнанпита 1988 Падма Вибхушан |
Супруг | Викас Нараян Сингх |
Подпись | |
![]() | |
![]() |
Махадеви Верма (26 марта 1906 - 11 сентября 1987) была индийским поэтом, писавшим на языке хинди , эссеистом, автором очерков и выдающимся деятелем литературы на хинди. Ее считают одним из четырех основных столпов [ а ] эпохи Чхаявади в литературе хинди . [ 1 ] К ней также обращались как к Современной Мире . [ 2 ] Поэт Нирала однажды назвал ее «Сарасвати в огромном храме литературы на хинди». [ б ] Верма был свидетелем Индии как до, так и после обретения независимости. Она была одной из тех поэтов, которые работали на благо общества Индии. [ 3 ] В ее произведениях глубоко отражены не только ее стихи, но и ее работа по социальному подъему и повышению благосостояния женщин. Они во многом повлияли не только на читателей, но и на критиков, особенно через ее роман «Дипшиха» . [ 4 ]
Она развила мягкий словарный запас в поэзии Хади Боли на хинди , что до нее считалось возможным только в Врадж-бхаше . Она хорошо разбиралась в музыке. Красота ее песен заключается в тоне, передающем эвфемистический стиль резких выражений. [ 5 ] Свою карьеру она начала с преподавания. Она была директором Праяг Махила Видьяпит. Она была замужем, но предпочла вести аскетический образ жизни. [ 6 ] [ 7 ] Она также была опытным художником и творческим переводчиком. Она удостоилась чести получить все важные награды в области литературы на хинди . Как самая популярная писательница прошлого века, она оставалась почитаемой на протяжении всей своей жизни. [ 8 ] В 2007 году отмечалось столетие со дня ее рождения. Позже Google также отпраздновал этот день своим Google Doodle . [ 9 ]
Жизнь и образование
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Верма родился 26 марта 1907 года. [ 10 ] в индуистской Читрагуптаванши Каястха [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] семья из Фаррукхабада , Уттар-Прадеш , Индия . [ 16 ] Ее отец Говинд Прасад Верма был профессором колледжа в Бхагалпуре . Ее мать звали Хем Рани Деви. Ее мать была религиозной, страстной вегетарианкой и очень интересовалась музыкой. [ 10 ] Ее мать часами читала Рамаяну , Гиту и Винай Патрику . Напротив, ее отец был ученым, любителем музыки, атеистом, любителем охоты и жизнерадостным человеком. Сумитранандан Пант и Сурьякант Трипати Нирала были близкими друзьями Махадеви Вармы. [ 17 ] Говорят, что Варма в течение 40 лет привязывал Рахиса к Нирале . [ 18 ]
Образование
[ редактировать ]Первоначально Верму приняли в монастырскую школу, но после протестов и нежелания ее приняли в женский колледж Кростуэйт в Аллахабаде. [ 6 ] По словам Вермы, она познала силу единства, находясь в общежитии в Кростуэйте. Здесь вместе жили студенты разных религий. Верма начал тайно писать стихи; (известный в школе как писатель стихов) обнаружил ее скрытый запас стихов но после того, как ее соседка по комнате и старший Субхадра Кумари Чаухан , ее скрытый талант раскрылся. [ 19 ]
В то время как другие играли на улице, я и Субхадра сидели на дереве и позволяли нашим творческим мыслям течь вместе... Она писала на Хариболи , и вскоре я тоже начал писать на Хариболи... таким образом мы использовали писать одно-два стихотворения в день...
- Махадеви Верма, Смрити Читра (Эскиз воспоминаний) Английский перевод [ 20 ]
Она и Субхадра также отправляли стихи в такие издания, как еженедельные журналы, и им удавалось опубликовать некоторые из своих стихов. Оба подающих надежды поэта также посещали поэтические семинары , где встречались с выдающимися поэтами хинди и читали публике их стихи. Это партнерство продолжалось до тех пор, пока Субхрада не окончил Кростуэйт. [ 21 ]
В своей детской биографии «Мере Бачпан Ке Дин» («Дни моего детства») [ 22 ] Верма писала, что ей очень повезло родиться в либеральной семье в то время, когда девочка считалась обузой для семьи. Сообщается, что ее дедушка хотел сделать ее ученой; хотя он настоял на том, чтобы она соблюдала традицию и вышла замуж в девять лет. [ 23 ] Ее мать свободно говорила на санскрите и хинди и была очень религиозной и набожной женщиной. Махадеви благодарит свою мать за то, что она вдохновила ее писать стихи и проявлять интерес к литературе. [ 24 ]
После окончания учебы в 1929 году Махадеви отказалась жить со своим мужем Сварупом Нараином Вермой, поскольку они были несовместимы. Она нашла его охоту и мясоедение оскорбительными. [ 25 ] Поскольку в детстве она была замужем, она должна была переехать к мужу только после завершения образования, как это было принято, но когда она получила степень бакалавра, она отказалась жить с ним. [ 26 ] [ нужна страница ] Ее раскаявшийся отец предложил принять христианство вместе с ней, если она захочет развестись и снова выйти замуж (поскольку индуисты в то время не могли разводиться по закону), но она отказалась, заявив, что хочет остаться одинокой. [ 27 ] Она даже безуспешно пыталась убедить мужа снова жениться. [ 23 ] Позже сообщалось, что она подумывала стать буддийской монахиней , но в конце концов решила не делать этого, хотя изучала буддийские тексты на пали и пракрите в рамках своей степени магистра. [ 23 ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Литературный
[ редактировать ]Нихар (IPA: Нихар) был ее дебютным сборником стихов. В 1930 году Нихар , [ 28 ] в 1932 году Рашми , [ 29 ] в 1933 году, Нирджа [ 30 ] были составлены ею. В 1935 году вышел ее сборник стихов «Сандхьягит». [ 31 ] был опубликован. В 1939 году вышло четыре поэтических сборника их произведений под названием «Яма» . [ 32 ] Помимо них, она написала 18 романов и рассказов, в том числе «Мера Паривар» («Моя семья»), «Смрити ки Рекхайе» («Строки памяти»), «Патха ке Сати» («Спутники пути»), « Сринкхала ке Карийе» («Серия ссылок») и «Атит ке Чалахрит». (Прошлые фильмы ) занимают видное место. [ 33 ] Ее также считают пионером феминизма в Индии. [ 34 ]
Защита прав женщин
[ редактировать ]
Карьера Вармы всегда вращалась вокруг письма, редактирования и преподавания. Она внесла значительный вклад в развитие Праяг Махила Видьяпит в Аллахабаде. [ 6 ] Такого рода ответственность считалась в то время революционным шагом в области женского образования. Она также была его директором . [ 35 ] В 1923 году она взяла на себя руководство ведущим женским журналом « Чанд» . В 1955 году Варма учредил Литературный парламент в Аллахабаде и с помощью Илачандры Джоши взял на себя редакцию его издания. Она заложила основу для конференций женщин-поэтов в Индии. [ 36 ] Махадеви находилась под сильным влиянием буддизма . Под влиянием Махатмы Ганди она занялась государственной службой и работала в Джханси, участвуя в борьбе за свободу Индии. [ 37 ] В 1937 году Махадеви Варма построил дом в деревне под названием Умагарх , Рамгарх, Уттаракханд , в 25 км от Найнитала . Она назвала его Храмом Миры. Она начала работать на жителей деревни и заниматься их образованием, пока не осталась там. Она проделала большую работу, особенно для образования женщин и их экономической самостоятельности. Сегодня это бунгало известно как Музей Махадеви Сахитьи. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] В серии попыток ей удалось воспитать смелость и решимость в освобождении и развитии женщин. [ 41 ] То, как она осуждала социальные стереотипы, сделало ее известной как женщина-освободительница. [ 42 ] Ее также называли социальным реформатором из-за работы в области развития и государственной службы женщинам и их образованию. [ 43 ] Во всех ее творениях нет образов боли или страдания, а есть неукротимая творческая ярость, отраженная в неукротимом стремлении общества к переменам и врожденной привязанности к развитию. [ 43 ] [ 44 ]
В «Хинду Стри Ка Патнитва» («Женщина индуистских женщин») брак сравнивается с рабством. Она пишет, что, не будучи связанными с какой-либо политической или финансовой властью, женщины призваны быть женами и матерями. Ее феминизм часто затмевается ее поэтической личностью. В таких стихах, как «Ча» , она исследовала темы и идеи женской сексуальности, а в ее рассказах, таких как «Библия» , обсуждается тема опыта физического и морального насилия над женщинами. [ 45 ]
Большую часть своей жизни она провела в Аллахабаде (Праяградж) штата Уттар-Прадеш . Она умерла в Аллахабаде 11 сентября 1987 года. [ 46 ]
Работает
[ редактировать ]Верма был поэтом и выдающимся прозаиком. Ее творения заключаются в следующем.
Поэзия
[ редактировать ]Издано также несколько других поэтических сборников Махадеви Вермы, в которых собраны избранные песни из вышеперечисленных сочинений.
Проза
[ редактировать ]Список избранных прозаических произведений включает [ 33 ]
- Атит Ке Чалчитр (1961)
- Смрити ки Рехайе (1943)
- Патха ке Сати (1956)
- Мера Паривар (1972)
- Сансмаран (1943)
- Самбхасан (1949)
- Шринкхала ки Кадиян (1942)
- Вивечаманак Гадья (1972)
- Скандха (1956)
- Гималаи (1973)
Другие
[ редактировать ]Два сборника детских стихов Махадеви Вермы.
Критический анализ
[ редактировать ]Часть критиков — это те, кто считает поэзию Махадеви очень личной. Ее агония, страдания и сострадание искусственны.
Моральные критики, такие как Рамчандра Шукла, поставили под сомнение истинность ее страданий и чувств. Он цитирует
По поводу этой тоски она обнаружила такие ощущения сердца, которые внеземные. Что касается этих ощущений и насколько они реальны, ничего сказать нельзя. (английский перевод) [ 52 ]
С другой стороны, Хазари Прасад Двиведи считает свою поэзию коллективным критерием. [ с ] В таких поэтических произведениях, как « Дип из Нихара», «Мадхур Мадхур Мере Дипак Джал из (Нирджа) и Моме Са Тан Гал Хай» , делается вывод, что эти стихи не только объясняют эгоцентризм Махадеви, но также могут считаться репрезентативной формой общей позы и структуры тела. ее стихи. Сатьяпракаш Мишра говорит о своей философии метафизики, связанной с кинематографией:
Махадеви не только отличила и отличила от более ранней поэзии объектное ремесло теневогоизма и мистицизма под рационализмом и примерами, но также показала, в каком смысле это человечно. Это поэзия изменения ощущений и новизны выражения. Она никого не обвиняла в сантиментах, обожании и т. д., а лишь описала природу, характер, внешний вид и уникальность Чхаявада. (английский перевод) [ 53 ]
Американский писатель Дэвид Рубин сказал о ее произведениях следующее:
Что нас останавливает в творчестве Махадеви, так это поразительная оригинальность голоса и техническая изобретательность, которые позволили ей создать в своей серии, в основном довольно коротких текстов, на протяжении всех пяти томов последовательно развивающееся представление тотальной субъективности, измеренной на фоне необъятности космической природы без ничего. как бы вмешиваясь - никаких человеческих социальных отношений, никакой человеческой деятельности, кроме тех метафорических, которые включают плач, хождение по дороге, игру на вине и т. д. [ 23 ]
Прабхакар Шротрия считает, что те, кто считает ее поэтессой тоски и отчаяния, не знают, сколько огня в этом страдании, обнажающем истину жизни. Он говорит:
Фактически, центром опыта и творения Махадеви является огонь, а не слезы. То, что видимо, не является истиной в последней инстанции, то, что невидимо, — это изначальная или вдохновляющая истина. Эти слезы не слезы легкой простой тоски, но сколько огня идет за ними, грозы, электрического грохота тучи и бунта скрыто.
(английский перевод) [ 54 ]
Поэтический мир Вармы действительно находится под тенью Чхаявада (теней), но видеть ее поэзию совершенно не связанной с ее эпохой, было бы несправедливо по отношению к ней. Махадеви также была сознательным писателем. Во время голода в Бенгалии в 1973 году она опубликовала сборник стихов, а также написала стихотворение « Банга Бху Шантх Вандана », посвященное Бенгалии. [ 55 ] Точно так же в ответ на вторжение в Китай она издала сборник стихов под названием «Гималаи» . [ 56 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- 1956: Падма Бхушан [ 57 ]
- 1979: Стипендия Академии Сахитьи [ 58 ]
- 1982: Премия Джнанпит за сборник стихов «Яма». [ 58 ]
- 1988: Падма Вибхушан [ 57 ] [ 59 ]
Помимо этого, в 1979 году известный индийский режиссер Мринал Сен сняла бенгальский фильм по своим мемуарам « Во Чини Бхай». [ 60 ] под названием Нил Акашер Ничи . [ 61 ] 14 сентября 1991 года Почтовый департамент правительства Индии выпустил двойную марку номиналом 2 фунта стерлингов вместе с Джайшанкар Прасадом . в ее честь [ 62 ]
Литературные вклады
[ редактировать ]
Появление Махадеви Вармы в литературе произошло в то время, когда облик Кхади Боли совершенствовался . Она привнесла мягкость Брадж бхаши в поэзию на хинди. Она дала нам сборник песен с искренним принятием индийской философии. Таким образом, она проделала важную работу в трех областях языка, литературы и философии, которая впоследствии оказала влияние на целое поколение. Она создала неповторимый ритм и простоту композиции и языка своих песен, а также естественное использование символов и образов, рисующих картину в сознании читателя. [ 63 ] Ее вклад в процветание поэзии Чхаявади очень важен. В то время как Джайшанкар Прасад натурализацию придал поэзии Чхаявади , Сурьякант Трипати Нирала воплотил в ней освобождение, а Сумитранандан Пант привнес искусство утонченности, но Варма воплотил жизнь в поэзию Чхаявади. Наиболее яркой чертой ее поэзии является эмоциональность и интенсивность чувств. Столь живое и осязаемое проявление тончайших тончайших выражений сердца ставит «Варму» в число лучших поэтов Чхаявади . [ 64 ] Ее вспоминают с уважением за ее выступления на хинди. Ее речи были полны сострадания к простому человеку и тверды в истине. На 3-й Всемирной конференции хинди в 1983 году в Дели она была главным гостем церемонии закрытия. [ 65 ]
Помимо оригинальных произведений, она также была творческим переводчиком таких произведений, как ее перевод « Саптапарна » (1980). С помощью своего культурного сознания она представила в своей работе 39 избранных важных произведений поэзии на хинди, установив идентичность Вед , Рамаяны , Тхерагаты и произведений Ашвагоша , Калидаса , Бхавабхути и Джаядевы . Вначале, в 61-страничной книге « Апна Баат », она дает тщательное исследование этого бесценного наследия индийской мудрости и литературы, которое обогащает общее мышление и прекрасное письмо на хинди, а не только ограниченное женское письмо. [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Варма 1985 , с. 38-40.
- ^ Рану, Анджали. «Махадеви Верма: Современная Мира» . Литературная Индия. Архивировано из оригинала 21 марта 2007 года . Проверено 5 декабря 2020 г. Архивировано из оригинала. Архивировано 21 марта 2007 г. в Wayback Machine 21 сентября 2007 г.
- ^ Мишра, Сатья Пракаш. «Хирург Махадеви: сопротивление и сострадание» (на хинди). Tadbhav.com. Архивировано из оригинала 22 сентября 2007 года . Проверено 7 декабря 2020 г. . Архивировано из оригинала. Архивировано 22 сентября 2007 г. в Wayback Machine 22 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Варма, Махадеви. Дипшиха (на хинди). Варанаси: Локбхарти Пракашан. ISBN 978-81-8031-119-2 .
- ^ Варма, Махадеви; Пандея, Гангапрасад (2012). Лучшие песни Махадеви (на хинди) (2-е изд.). Китабагара. ISBN 9788170161868 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джа, Физа (11 сентября 2019 г.). «Поэт Махадеви Верма и ее нераскрытое феминистское наследие» . Печать .
- ^ Теотия, Бимлеш. «Литературные мысли - Прозаик Махадеви Верма » Издание Таптилок. Архивировано из оригинала 17 мая. Получено 7 декабря. Архивировано из оригинала. Архивировано мая 2006 г. на сайте Wayback Machine. 17
- ^ Васиштха, РК (2002). Уттар-Прадеш (Ежемесячный журнал), выпуск 7. Лакхнау, Индия: Департамент информации и связей с общественностью, UP, стр. 24.
- ^ Танея, Рича (27 апреля 2018 г.). «Махадеви Варма — сегодняшний дудл Google: узнайте все о знаменитом поэте хинди» . NDTV.com .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх 2007 , с. 39-40.
- ^ Махадеви Верма . Камбрия Пресс. ISBN 978-1-62196-880-1 .
- ^ Шомер, Карин (1983). Махадеви Верма и эпоха Чхаявад современной поэзии на хинди . ISBN 978-0-520-04255-1 .
- ^ Кикучи, Томоко (2009). Махадеви Верма ки вишвадришти (на хинди). Публикации Китабгара. ISBN 978-81-88121-95-3 .
- ^ Анантарам, Анита (30 января 2012 г.). Тела, которые помнят: женские знания коренных народов и космополитизм в поэзии Южной Азии . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-5059-1 .
- ^ Менон, Висалакши (2003). Индийские женщины и национализм, история UP . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-0939-7 .
- ^ Шомер, Карин (1983). Махадеви Верма и эпоха Чхаявад современной поэзии на хинди . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520042551 .
- ^ «Какие строки не могут сказать – Махадеви Варма» . www.abhivyakti-hindi.org (на хинди). Абхивьякти . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ Пандея 2020 , с. 10.
- ^ Анантарам 2010 , с. 4-8.
- ^ Верма, Махадеви (1973). Смрити Читра (на хинди). Раджакамала Пракашана . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ «Махадеви Верма: женщина, положившая начало эпохе романтизма в литературе хинди» . Индия сегодня . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ «Махадеви Верма — сегодняшний дудл Google: узнайте все о знаменитом поэте хинди» . NDTV.com . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дэвид, Рубин (1998). Возвращение Сарасвати: четыре поэта хинди . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-566349-5 .
- ^ «Махадеви Верма, известный индийский поэт, удостоенный дудла Google» . Индийский экспресс . 27 апреля 2018 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Нагар, Шивчандра (1953). Махадеви: мысль и выражение (на хинди). Аллахабад: Китаб Махал . п. 92.
- ^ Анантарам 2010 .
- ^ Рут, Ванита (2021). Моя семья Махадеви Верма . Гуруграмма: Случайный Дом Пингвинов . стр. xiii–xiv.
- ^ Перейти обратно: а б Варма, Махадеви (1962). Нихар (на хинди). Сахитья Бхавана.
- ^ Верма, Махадеви (1962). Рашми (на хинди). Сахитья Бхавана.
- ^ Перейти обратно: а б Варма, Махадеви (1966). На хинди (на хинди). Бхарати Бхандара.
- ^ Перейти обратно: а б Верма, Махадеви (январь 2011 г.). Сандхья Гит (на хинди). Локбхарти Пракашан. ISBN 978-81-8031-120-8 .
- ^ Верма, Махадеви (сентябрь 2008 г.). Яма (на хинди). Локбхарти Пракашан. ISBN 978-81-8031-306-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Книги Махадеви Вермы» . Goodreads.com . Гудриддс . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ «Махадеви Верма» . www.sawnet.org . Женщины-писательницы Южной Азии (SAWnet). Архивировано из оригинала 26 февраля 2005 года . Проверено 7 декабря 2020 г. . Архивировано 28 сентября 2007 г.
- ^ Махадеви Варма и эпоха Бхагавадов современной поэзии на хинди . Калифорнийский университет . 2011. стр. 252. ISBN. 978-0-520-04255-1 .
- ^ Варма, Махадеви (май 1933 г.) Судха (Ежемесячный журнал) . Лакнау.
- ^ Сингх, У. (2015). «Политика массовой мобилизации: Восточный Уттар-Прадеш, ок. 1920–1940». Социолог . 43 (5/6): 93–114. JSTOR 24642349 .
- ^ Дерево, Кафаль (26 мая 2019 г.). «Махадеви Варма и ее Мира Кутир в Рамгархе, Кумаон» . Кафальское дерево . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ Бишт, Вирендра (14 сентября 2017 г.). «Когда Махадеви Верма пришла на Чар Дхам Ятру, ей понравился Рамгарх» . Новости18 Индия .
- ^ «Литературщики смогут создавать свои произведения, живя на лоне Гималаев» . Амар Уджала (на хинди). 26 марта 2016 г.
- ^ Варма, Махадеви; Агравал, Чандра (1992). «Искусство жить» . Чикагский обзор . 38 (1/2): 98–102. дои : 10.2307/25305567 . JSTOR 25305567 .
- ^ Сохони, Нира Кукрея. «Прокладывая феминистский путь» . IndiaTogether.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2002 года . Проверено 7 декабря 2020 г. . Архивировано из оригинала. Архивировано 19 октября 2002 г. в Wayback Machine 19 октября 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б Варма 1994 год .
- ^ Келапуре, Пратибха. «WOMPO (Список женской поэзии) - Махадеви Верма» . www.usm.maine.edu . Университет Южного морского флота. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Проверено 7 декабря 2020 г. . Архивировано из оригинала. Архивировано 19 октября 2002 г. в Wayback Machine 16 марта 2007 г.
- ^ Анантарам 2010 , с. 20.
- ^ «30 лет спустя после ее смерти поэтесса хинди Махадеви Варма подала налоговое уведомление» . NDTV.com .
- ^ Верма, Махадеви (1983). Рашми (на хинди). Литературная Бхавана.
- ^ Верма, Махадеви (1984). Пратхама аяма (на хинди). Бхарати Бхандара.
- ^ Верма, Махадеви (сентябрь 2008 г.). Саптапарна (на хинди). Локбхарти Пракашан. ISBN 978-81-8031-340-0 .
- ^ Верма, Махадеви (1990). Агнирекха (на хинди). Королевские публикации. ISBN 9788171781249 .
- ^ Перейти обратно: а б Ману, Пракаш (январь 01:01). Хинди Бал Сахитья Ка Итихас (на хинди). Прабхат Пракашан. ISBN 978-93-5266-671-3 . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ «Кавьякханд (Санват, 1975), Эпизод 4, Новый поток: Третий подъем: текущие поэтические потоки» (на хинди). Hindibreathing.com Получено 7 декабря.
- ^ Мишра, Сатья Пракаш. «Хирург Махадеви: сопротивление и сострадание» (на хинди). Tadbhav.com. Архивировано из оригинала 22 сентября 2007 года . Проверено 7 декабря 2020 г. . Архивировано из оригинала. Архивировано 22 сентября 2007 г. в Wayback Machine 22 сентября 2007 г.
- ^ Кукрети, Хемант (2017). Навьягранкалин Кавион Ки Пахчан (Литературная критика) (на хинди). Вани Пракашана. п. 133.ISBN 978-93-87155-00-8 .
- ^ Верма, Махадеви (сентябрь 2009 г.). Агнирекха (на хинди). Раджкамал Пракашан. п. 48. ИСБН 978-81-7178-933-7 .
- ^ Кумар, Калдип (6 апреля 2018 г.). «Бунтарь с причиной» . Индус .
- ^ Перейти обратно: а б «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таплиял, Шрея (11 сентября 2018 г.). «Поэт, писатель, педагог, феминистка — Махадеви Варма продолжает вдохновлять» . Государственный деятель .
- ^ Рубин, Дэвид. Возвращение Сарасвати: четыре поэта хинди . Издательство Оксфордского университета, 1993, с. 153.
- ^ «Этот сахарный брат – Махадеви Варма» . abhivyakti-hindi.org . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ «Мринал Сен:: Ниша Нил Акашер» . mrinalsen.org . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ «Почтовые марки: Памятный раздел» . postagestamps.gov.in . Архивировано из оригинала 23 ноября 2018 года . Проверено 7 декабря 2020 г. .
- ^ Паливал, Кришнадатта (2007). आजकल (ежемесячный журнал). Комплекс CGO, Лоди-Роуд, Нью-Дели-110 003: Отдел публикаций, Информационный Бхаван. Страница 15
- ^ Ванцпе, профессор Шубхада (2006). Пушпак (Полугодовой журнал) Выпуск-6. Хайдарабад, Индия: Клуб Кадамбини. Страница 113.
- ^ «Когда церемония закрытия закончилась, на душе тяжело – Третья Всемирная конференция хинди» . www.vishwahindi.com . Секция хинди, MEA, правительство Индии. Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 7 декабря 2020 г. . Архивировано из оригинала. Архивировано 8 октября 2007 г. в Wayback Machine 8 октября 2007 г.
- ^ Шарма, Ришабдев. «Индийская мыслительная традиция и ». Саптапарна m.sahityakunj.net (на хинди). Литературный квест . Проверено 7 декабря 2020 г. .
Источники
[ редактировать ]- Варма, Дхирендра (1985). Хинди Сахитья Кош (на хинди) (3-е изд.). Варанаси: Джнанамандала.
- Сингх, Раджкумар (2007). Обсуждение — Махадеви Верма: Рождение, младенчество и детство (на хинди). Матхура Анита: Публикации Сагара.
- Пандея, Гангапрасад (2020). Махапран Нирала . Публикации Раджкамала. ISBN 978-81-267-3099-5 .
- Анантарам, Анита (2010). Махадеви Варма - Политические очерки о женщинах, культуре и нации . Камбрия Пресс. ISBN 978-1-62196-880-1 .
- Варма, Маха Деви (1994). Зарисовки из моего прошлого: встречи с угнетенными Индии . Перевод Ниры Кукреи Сохони. Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 978-1-55553-198-0 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие три столпа Чхаявада - Джайшанкар Прасад , Сурьякант Трипати Нирала и Сумитранандан Пант .
- ^ Винапани из огромного храма на хинди, идола вдохновляющего творения сознания Кальяни (английский перевод: Винапани) Другое имя богини Сарасвати в огромном храме хинди, имеющем авторитет в сознательных творениях) - Нирала .
- ↑ Правда в том, что мировоззрение Махадеви меняется от человека к человеку. Благополучие мира коренится в ее боли, страданиях, сострадании и садизме (перевод на английский) - Хазари Прасад Двиведи
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Розенштейн, Людмила Л. (2004). Новая поэзия на хинди: Найи Кавита - антология Гимн Пресс. ISBN 978-1-84331-125-6 .
- Гупта, Индра (2003). 50 самых выдающихся женщин Индии . Иконные публикации. ISBN 978-81-88086-03-0 .
- Шомер, Карин (1998). Махадеви Варма и эпоха Чхаявад современной поэзии хинди . Нью-Дехи: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564450-0 .
- Сингх, Дуднатх (2009). Махадеви . Раджкамал Пракашан . ISBN 978-81-267-1753-8 .
- Варма, Махадеви (2007). Нирмала Джайн (ред.). Махадеви Сахитья (Полное собрание сочинений Махадеви Вармы) . Том. 3. Вани Пракашан. ISBN 978-81-8143-680-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Махадеви Верма Лайф Паричай (хинди Лайф Паричай)
- Работы Махадеви Вармы в Google Книгах
- «Махадеви Верма - Жизнь и сочинения поэта» на YouTube
- Махадеви Верма в Кавита Кош. Архивировано 8 ноября 2021 года в Wayback Machine (хинди).
- Махадеви Верма в Анубхути
- Махадеви Верма Кавишала Сутрадхар
- 1907 рождений
- 1987 смертей
- Поэты на языке хинди
- Писатели на языке хинди
- Индийские женщины-поэты
- Индийские теоретики женского образования
- Люди из Фаррухабада
- Писатели из Праяграджа
- Выпускники Аллахабадского университета
- Лауреаты Падма Вибхушан в области литературы и образования
- Лауреаты Падма Бхушан в области литературы и образования
- Лауреаты стипендии Sahitya Akademi.
- Лауреаты премии Джнанпит
- Поэты из Уттар-Прадеша
- Женщины-писатели из Уттар-Прадеша
- Индийские поэты XX века
- Индийские писательницы XX века
- Индийские теоретики образования XX века
- Писатели из Уттар-Прадеша
- Индийские женщины-писатели
- Индийские романисты XX века
- Индийские женщины-писатели рассказов
- Индийские писатели рассказов XX века
- Женщины-преподаватели из Уттар-Прадеша
- Педагоги из Уттар-Прадеша
- Женщины-директора и директора школ
- Индийские педагоги XX века
- Индийские женщины-педагоги XX века