Jump to content

Цфат

Координаты : 32 ° 57'57 "N 35 ° 29'54" E  /  32,96583 ° N 35,49833 ° E  / 32,96583; 35,49833
(Перенаправлено из Цфата )
Цфат (Цфат)
  • צְפַתВы смотрели
  • Цфат
Цфат
Транскрипция(и) на иврите
ИСО 259 Четыре
 • Translit. Цфат
• Также пишется Цфат, Цфат, Цфат, Сфат, Цефат (официальный)
Официальный логотип Цфата (Цфат)
Цфат (Цфат) расположен на северо-востоке Израиля.
Цфат (Цфат)
Цфат (Цфат)
Координаты: 32 ° 57'57 "N 35 ° 29'54" E  /  32,96583 ° N 35,49833 ° E  / 32,96583; 35,49833
Страна  Израиль
Округ Северный
Подрайон Цфат
Основан 1500 г. до н. э. [ 1 ]
Правительство
• Мэр Йоси Какон
Высота
850 м (2790 футов)
Население
 (2024) [ 2 ]
• Общий 42,117
Веб-сайт http://www.zefat.muni.il

Цфат (также известный как Цфат ; иврит : צְפַת , Ṣəfaṯ ; арабский : صفد , Ṣafad ) [ 3 ] [ 4 ] город в Северном округе Израиля . — Цфат, расположенный на высоте до 937 м (3074 фута), является самым высокогорным городом в Галилее и Израиле. [ 5 ]

Цфат отождествляли с Сефом (Σέπφ), укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия . Иерусалимский Талмуд упоминает Цфат как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались костры, чтобы объявить о Новолунии и праздниках в период Второго Храма . Цфат приобрел известность на местном уровне при крестоносцах , которые построили здесь большую крепость в 1168 году. Она была завоевана Саладином 20 лет спустя и разрушена его внучатым племянником аль-Муаззамом Исой в 1219 году. После возвращения к крестоносцам по договору в 1240 году. была возведена более крупная крепость, которая была расширена и усилена в 1268 году мамлюкским султаном Бейбарсом , который превратил Цфат в крупный город и столицу новой провинции, охватывающей Галилею. После столетия общего упадка стабильность, принесенная османским завоеванием в 1517 году, положила начало почти столетию роста и процветания Цфата, в течение которого еврейские иммигранты со всей Европы превратили город в центр производство шерсти и текстиля и мистическое движение Каббала . Он стал известен как один из четырех священных городов иудаизма. Будучи столицей Сафад Санджака , он был главным населенным центром Галилеи с крупными мусульманскими и еврейскими общинами. Кроме того, во время удачного губернаторства Фахр ад-Дина II в начале 17 века город пришел в общий упадок и к середине 18 века его затмил Акра . Его еврейские жители подверглись набегам друзов и местных мусульман в 1830-х годах, и многие погибли в результате землетрясения в том же десятилетии – благодаря филантропии Моисея Монтефиоре его еврейские синагоги и дома были восстановлены.

К концу XIX века население Цфата достигло 24 000 человек; это был смешанный город , разделенный примерно поровну между евреями и мусульманами, с небольшой христианской общиной. Его мусульманские купцы играли ключевую роль в качестве посредников в торговле зерном между местными фермерами и торговцами Акры, в то время как османы продвигали город как центр суннитской юриспруденции . Условия Цфата значительно улучшились в конце 19 века: был создан муниципальный совет и ряд банков, хотя юрисдикция города ограничивалась Верхней Галилеей. К 1922 году население Цфата сократилось примерно до 8700 человек, из которых примерно 60% мусульмане, 33% евреи, а остальные христиане. На фоне растущей этнической напряженности по всей Подмандатной Палестине евреи Цфата подверглись нападению во время арабского восстания в 1929 году . К 1948 году население города выросло до 13 700 человек, в основном арабов, хотя в Плане раздела ООН 1947 года было предложено включить город в состав еврейского государства . Во время войны 1948 года арабские группировки атаковали и осадили еврейский квартал, который продержался до тех пор, пока еврейские военизированные формирования не захватили город после тяжелых боев, что побудило британские войска отступить. [ 6 ] Большая часть преимущественно палестинско-арабского населения города бежала или была изгнана в результате нападений еврейских сил и резни в Эйн-аз-Зейтуне , и им не разрешили вернуться после войны, так что сегодня в городе проживают почти исключительно евреи. население. [ 6 ] [ 7 ] В том же году город стал частью недавно созданного государства Израиль.

В Цфате проживает большая община харедим , и он остается центром еврейских религиозных исследований. Сегодня в Цфате находится больница Зив, а также Академический колледж Цфат . Цфат является важным объектом израильского искусства, здесь находится Квартал художников . Несколько выдающихся художественных движений сыграли свою роль в городе, в первую очередь Парижская школа . [ 8 ] Однако квартал художников пришел в упадок со времени своего золотого века во второй половине 20 века. [ 9 ] [ 10 ] Из-за своей большой высоты в городе теплое лето и холодная, часто снежная зима. [ 11 ] Мягкий климат и живописные виды сделали Цфат популярным курортом, который часто посещают израильтяне и иностранные гости. [ 12 ] В 2022 году его население составляло 38 029 человек. [ 2 ]

Библейская ссылка

[ редактировать ]

Легенда гласит, что Цфат был основан сыном Ноя после Великого потопа . [ 11 ] Согласно Книге Судей ( Судьи 1:17 ), территория, где находится Цфат, была отведена колену Неффалима . [ 13 ]

Было высказано предположение, что утверждение Иисуса о том, что «город, расположенный на холме, не может быть укрыт», [ 14 ] обратился в Цфат. [ 15 ]

Античность

[ редактировать ]

Цфат отождествляют с Сефом, укрепленным городом в Верхней Галилее, упомянутым в трудах римско-еврейского историка Иосифа Флавия . [ 16 ] Цфат упоминается в Иерусалимском Талмуде как одно из пяти возвышенных мест, где зажигались костры, чтобы объявить о Новолунии и праздниках в период Второго Храма . [ 17 ]

Крестоносец был

[ редактировать ]

Деревня и башня докрестоносцев

[ редактировать ]
Руины современной Цитадели Цфата
1871-77 гг. Палестины PEF. Обзор карты
Крестоносец мамлюков - эпохи крепость Цфат

мало Информации о Цфате до завоевания крестоносцами . [ 18 ] [ 19 ] В документе из Каирской Генизы , составленном в 1034 году, упоминается сделка, совершенная в Тверии в 1023 году неким евреем Мусой бен Хиба бен Салмуном с нисбой (арабским описательным суффиксом) «ас-Сафати» (Цфата), [ 18 ] что указывает на присутствие еврейской общины, жившей вместе с мусульманами в Цфате в 11 веке. [ 20 ] По словам мусульманского историка Ибн Шаддада (ум. 1285), в начале XII века на месте Цфата накануне захвата этой территории крестоносцами существовала «цветущая деревня» под башней под названием Бурдж-Ятим. в 1101–1102 годах, и что «ничего» о деревне не упоминалось в «ранних книгах по истории ислама». [ 21 ] Хотя Ибн Шаддад ошибочно приписывает строительство башни рыцарям -тамплиерам , современный историк Ронни Элленблюм утверждает, что башня, вероятно, была построена в ранний мусульманский период (середина VII–XI веков). [ 21 ]

Первый период крестоносцев

[ редактировать ]

Франкский летописец Вильгельм Тирский в 1157 году отметил наличие бургуса ( башни) в Цфате, который он назвал «Castrum Saphet» или «Sephet». [ 22 ] Цфат был резиденцией кастеляни (территории, управляемой замком), по крайней мере, до 1165 года, когда его кастеляном (назначенным губернатором замка) был Фульк, констебль Тверии . [ 23 ] Замок Цфат был куплен у Фулька королем Иерусалима Амальриком в 1168 году. [ 22 ] Впоследствии он укрепил замок и в том же году передал его тамплиерам. [ 22 ] Теодорих Монах , описывая свое посещение этой местности в 1172 году, отмечал, что расширенное укрепление замка Цфат было призвано сдерживать набеги турок (тюркская династия Зенгидов управляла территорией к востоку от Королевства). [ 24 ] Свидетельствуя о значительном расширении замка, летописец Жак де Витри (ум. 1240) писал, что он был построен практически заново. [ 25 ] Остатки замка Фулька теперь можно найти под раскопками цитадели, на холме над старым городом. [ 26 ]

По оценке современного историка Гавре Барбе, замок Цфат занимал примерно 376 квадратных километров (145 квадратных миль). [ 20 ] По словам Барбе, его западная граница охватывала владения Акры, включая феодальное владение Сен-Жоржа де ла Бейна , в которое входили Саджур и Бейт-Ян , и феодальное владение Джеффри ле Тора, в которое входили Акбара и Хурфейш , а на юго-западе пролегала к северу от Магхара и Салламы . [ 27 ] Его северная граница проходила по ручью Нахаль Дишон (Вади аль-Хиндадж). [ 28 ] его южная граница, вероятно, образовалась возле Вади-эль-Амуда, отделив его от феодального владения Тверии, [ 29 ] в то время как его восточными пределами были болота долины Хула и верхняя часть долины реки Иордан . [ 30 ] Цфат существовало несколько еврейских общин В замке , о чем свидетельствуют отчеты еврейских паломников и летописцев между 1120 и 1293 годами. [ 31 ] Бенджамин Туделинский , посетивший город в 1170 году, не упоминает ни одного еврея, проживавшего в самом Цфате. [ 32 ]

Междуцарствие Айюбидов

[ редактировать ]

Цфат был захвачен Айюбидами под предводительством султана Саладина в 1188 году после месячной осады после битвы при Хаттине в 1187 году. [ 33 ] В конечном итоге Саладин позволил своим жителям переселиться в Тир . [ 33 ] Он предоставил Цфат и Тверию в качестве икты (сродни феодалу) Саад ад-Дину Масуду ибн Мубараку (ум. 1211), сыну своей племянницы, после чего он был завещан Саад ад-Дину сын Ахмад. [ 34 ] Самуэль бен Самсон , посетивший город в 1210 году, упоминает о существовании там еврейской общины численностью не менее пятидесяти человек. [ 35 ] Он также отметил, что двое мусульман охраняют и поддерживают пещерную могилу раввина Ханины бен Оркано в Цфате. [ 36 ] Икта - Цфата была отнята у семьи Саад ад-Дина айюбидским эмиром аль Дамаска Муаззамом Исой в 1217 году. [ 37 ] Два года спустя, во время осады Дамиетты крестоносцами , аль-Муаззам Иса приказал снести замок Цфат, чтобы предотвратить его захват и повторное использование потенциальными будущими крестоносцами. [ 37 ]

Второй период крестоносцев

[ редактировать ]

В результате переговоров по договору между лидером крестоносцев Теобальдом I Наваррским и айюбидским эмиром Дамаска аль-Салихом Исмаилом в 1240 году Цфат снова перешел под контроль крестоносцев. [ 37 ] После этого тамплиерам было поручено восстановить городскую крепость , усилия возглавил Бенуа д'Алиньян , епископ Марселя . [ 37 ] Перестройка описана в коротком трактате « Destructe castri Saphet » начала 1260-х годов. [ 38 ] Реконструкция была завершена за значительные затраты в 40 000 безантов в 1243 году. [ 37 ] [ 39 ] Новая крепость была больше первоначальной, вмещала 2200 солдат во время войны и 1700 постоянных жителей в мирное время. [ 39 ] [ 40 ] Товары и услуги гарнизона обеспечивались городом или большой деревней, быстро растущей под крепостью, которая, по словам Бенуа, содержала рынок, «многочисленных жителей» и была защищена крепостью. [ 41 ] Поселение также получало выгоду от торговли с путешественниками на пути между Акрой и долиной реки Иордан, который проходил через Цфат. [ 37 ]

Мамлюкский период

[ редактировать ]
Красная мечеть в Цфате, 2001 год. Первоначально она была построена мамлюкским султаном Бейбарсом в 1275 году, а затем отремонтирована или расширена османами в 1671/72 году.

Египетские Айюбиды были вытеснены мамлюками в 1250 году, а мамлюкский султан Бейбарс вошел в Сирию со своей армией в 1261 году. После этого он в течение нескольких лет возглавил серию кампаний против опорных пунктов крестоносцев в сирийских прибрежных горах. [ 42 ] Цфат, с его расположением над рекой Иордан и позволяющим крестоносцам заблаговременно предупреждать о передвижениях мусульманских войск в этом районе, постоянно раздражал мусульманские региональные державы. [ 43 ] После шестинедельной осады [ 41 ] Бейбарс захватил Цфат в июле 1266 г. [ 18 ] после чего он убил почти весь гарнизон. [ 44 ] Осада произошла во время военной кампании мамлюков по покорению опорных пунктов крестоносцев в Палестине и последовала за неудавшейся попыткой захватить прибрежный опорный пункт крестоносцев Акру. [ 18 ] В отличие от прибрежных крепостей крестоносцев, разрушенных при захвате мамлюками, Бейбарс пощадил крепость Цфат. [ 45 ] Вероятно, он сохранил его из-за стратегической ценности, обусловленной его расположением на высокой горе и изоляцией от других крепостей крестоносцев. [ 45 ] Более того, Бейбарс решил, что в случае нового вторжения крестоносцев в прибрежный регион сильно укрепленный Цфат может послужить идеальным штабом для противостояния угрозе крестоносцев. [ 46 ] В 1268 году он отремонтировал, расширил и укрепил крепость. [ 45 ] Он заказал многочисленные строительные работы в городе Цфат, в том числе караван-сараи , рынки и бани, а также превратил городскую церковь в мечеть. [ 47 ] Мечеть под названием Джами аль-Ахмар (Красная мечеть) была построена в 1275 году. [ 48 ] К концу правления Бейбарса Цфат превратился в процветающий город и крепость. [ 47 ]

Бейбарс поручил пятидесяти четырем мамлюкам , во главе которых был эмир Ала ад-Дин Кандагани, курировать управление Цфатом и его зависимыми территориями. [ 49 ] С момента захвата город стал административным центром Мамлакат-Сафада. [ 50 ] одна из семи мамлак (провинций), губернаторы которых обычно назначались из Каира , составлявших мамлюкскую Сирию . [ 51 ] Первоначально его юрисдикция примерно соответствовала замку крестоносцев . [ 49 ] После захвата замка Монфор мамлюками в 1271 году замок и его владения, район Шагур , были включены в состав Мамлакат-Сафада. [ 52 ] Территориальная юрисдикция мамлаки в конечном итоге охватила всю Галилею и земли южнее вплоть до Дженина . [ 50 ]

Мавзолей мамлюков Завият Банат Хамид, первоначально построенный в

Географ ад-Димашки , умерший в Цфате в 1327 году, около 1300 года писал, что Бейбарс построил «круглую башню и назвал ее Куллах…» после того, как сравнял с землей старую крепость. Башня была построена в три этажа и снабжена провизией, залами и складами . Под строением находилась цистерна, собиравшая достаточно дождевой воды, чтобы регулярно снабжать гарнизон. [ 53 ] Губернатор Цфата эмир Бактамур аль-Джукандар (Поломастер; годы правления 1309–1311 ) построил мечеть, позже названную в его честь, в северо-восточной части города. [ 54 ] Географ Абу'л Фида (1273–1331), правитель Хамы , описал Цфат следующим образом:

[Цфат] был городом средних размеров. Он имеет очень прочный замок, возвышающийся над озером Табария [Галилейское море]. Есть подземные водотоки, по которым питьевая вода доходит до ворот замка... Его пригороды покрывают три холма... С тех пор, как это место было завоевано Аль Маликом Адх Дахиром [Бейбарсом] у франков [крестоносцев], оно было сделал центральную станцию ​​для войск, охраняющих все прибрежные города этого округа». [ 55 ]

Уроженец Цфата кади (исламский главный судья) Шамс ад-Дин аль-Усмани составил текст о Цфате под названием «Тарих Сафад» («История Цфата») во время правления его губернатора Эмира Аламдара ( годы правления 1372–1376 ). . [ 56 ] Сохранившиеся части работы состояли из десяти листов, в основном посвященных отличительным особенностям Цфата, зависимых от него деревень, сельского хозяйства, торговли и географии, без какой-либо информации о его истории. [ 57 ] Его отчет показывает, что доминирующими чертами города были его цитадель, Красная мечеть и ее возвышающееся над окружающим ландшафтом положение. [ 58 ] Он отметил, что в Цфате нет «регулярного городского планирования», медресе (школ исламского права), рибатов (общежитий для военных добровольцев) и оборонительных стен, а также то, что его дома расположены в беспорядке, а улицы неотличимы от площадей. [ 59 ] Он объяснил недостатки города отсутствием щедрых покровителей. [ 60 ] Устройство для перевозки ведер с водой, называемое сатурой, существовало в городе главным образом для снабжения солдат цитадели; излишки воды были розданы жителям города. [ 61 ] Аль-Усмани высоко оценил природную красоту Цфата, его лечебный воздух и отметил, что его жители гуляли по окрестным ущельям и оврагам. [ 60 ]

Черная смерть привела к сокращению населения Цфата с 1348 года. [ 44 ] ) мало Доступной информации о городе и его зависимостях в течение последнего столетия правления мамлюков ( ок. 1418 – ок. 1516 , хотя в отчетах путешественников описывается общий упадок, вызванный голодом, эпидемиями, стихийными бедствиями и политической нестабильностью. [ 62 ]

Османская эпоха

[ редактировать ]

Процветание шестнадцатого века

[ редактировать ]
Красная мечеть

Османы завоевали мамлюкскую Сирию после победы в битве при Мардж-Дабике на севере Сирии в 1516 году. [ 63 ] Жители Цфата отправили ключи от городской цитадели султану Селиму I после того, как он захватил Дамаск. [ 64 ] Никаких боевых действий в районе Цфата, который армия Селима обошла на пути в мамлюкский Египет, зафиксировано не было. [ 63 ] Султан передал район Цфат под юрисдикцию мамлюкского губернатора Дамаска Джанбирди аль-Газали , который перешел на сторону османов. [ 64 ] Слухи о том, что Селим был убит мамлюками в 1517 году, спровоцировали восстание горожан Цфата против недавно назначенного османского губернатора, что привело к широкомасштабным убийствам, многие из которых были направлены против городских евреев , которые считались сочувствующими османам. [ 65 ] Цфат стал столицей Цфата Санджака , примерно соответствующего Мамлакат-Сафаду, но исключая большую часть Изреельской долины и территорию Атлита . [ 66 ] часть более крупной провинции Дамаск Эялет . [ 67 ]

В 1525/26 году население Цфата состояло из 633 мусульманских семей, 40 мусульманских холостяков, 26 мусульманских религиозных деятелей, девяти мусульманских инвалидов, 232 еврейских семей и 60 семей военных. [ 68 ] В 1549 году при султане Сулеймане Великолепном была построена стена и размещены войска для защиты города. [ 69 ] В 1553/54 году население состояло из 1121 мусульманского дома, 222 мусульманских холостяков, 54 мусульманских религиозных лидеров, 716 еврейских семей, 56 еврейских холостяков и 9 инвалидов. [ 70 ] По крайней мере, в 16 веке Цфат был единственной касабой (городом) в санджаке и в 1555 году был разделен на девятнадцать махаллей (кварталов), семь мусульманских и двенадцать еврейских. [ 71 ] Общая численность населения Цфата выросла с 926 дворов в 1525–1526 годах до 1931 двора в 1567–1568 годах. [ 72 ] Среди них еврейское население выросло с 233 дворов в 1525 году до 945 дворов в 1567–1568 годах. [ 72 ] Мусульманскими кварталами были Сававин, расположенный к западу от крепости; Хандак (ров); Газавия, которая, вероятно, была заселена жителями Газы ; Джами аль-Ахмар (Красная мечеть), расположенная к югу от крепости и названная в честь местной мечети; аль-Акрад, [ 73 ] который относился к средневековью и продолжал существовать до 19 века, [ 74 ] и чьи жители были в основном курдами ; аль-Вата (нижний), самый южный квартал Цфата, расположенный ниже города; и аль-Сук, названный в честь рынка или мечети, расположенных в квартале. [ 73 ] Все еврейские кварталы располагались к западу от крепости. Каждый квартал был назван по месту происхождения его жителей: Пуртукал (Португалия), Куртуба ( Кордова ), Кастилия ( Кастилия ), Мустариб (евреи местного, арабоязычного происхождения), Магариба (северо-западная Африка), Арагун ма. Каталанский ( Арагон и Каталония ), Маджар (Венгрия), Пулия ( Апулия ), Калабрия ( Калабрия ), Сибилия ( Севилья ), Талиян (итальянский) и Аламан (немецкий). [ 73 ]

Книга на иврите, напечатанная Элиэзером Ашкенази в 1579 году.

проживало несколько известных суфийских (мусульманских мистицистов) последователей Ибн Араби . В 15 и 16 веках в Цфате [ 75 ] Суфийский мудрец Ахмад аль-Асади (1537–1601) основал завию (суфийскую ложу) под названием Мечеть Садр. в городе [ 76 ] Цфат стал центром каббалы (еврейского мистицизма) в 16 веке. [ 77 ]

После изгнания евреев из Испании в 1492 году многие выдающиеся раввины поселились в Цфате, среди них каббалисты Исаак Лурия и Моше Кордоверо ; Джозеф Каро , автор Шулхан Аруха [ 78 ] и Шломо Халеви Алькабец , автор субботнего гимна « Леха Доди ». Приток евреев-сефардов , достигший своего пика при правлении султанов Сулеймана Великолепного и Селима II, сделал Цфат глобальным центром еврейского образования и региональным центром торговли на протяжении 15 и 16 веков. [ 77 ] [ 79 ] К тому времени евреи-сефарды и другие еврейские иммигранты превосходили численность коренных евреев (мустарибов) в городе. [ 44 ] В этот период евреи развили в Цфате текстильную промышленность , превратив город в важный и прибыльный центр производства шерсти и текстиля. [ 80 ] в Цфате проживало более 7000 евреев В 1576 году, когда Мурад III издал указ о принудительной депортации 1000 богатых еврейских семей на Кипр для стимулирования экономики острова, . Нет никаких доказательств того, что указ или второй указ, изданный в следующем году о выселении 500 семей, был исполнен. [ 81 ] Еврейская типография, первая в Западной Азии, была основана в Цфате в 1577 году Элиэзером Ашкенази и его сыном Исааком Пражским. [ 17 ] [ 82 ] В 1584 году в городе было зарегистрировано 32 синагоги. [ 83 ]

Политический упадок, нападения и стихийные бедствия

[ редактировать ]
Первоначально построенный османами как караван-сарай в середине 1700-х годов, Сарая (дом губернатора) в настоящее время служит общественным центром. [ 84 ]

К началу 17 века Цфат был небольшим городом. [ 44 ] В 1602 году верховный вождь друзов в Горном Ливане Фахр ад-Дин из династии Ман был назначен санджак-беем (губернатором округа) Цфата в дополнение к своему губернаторству соседнего Сидон-Бейрута Санджака на севере. . В предыдущие годы Цфат Санджак находился в состоянии руин и запустения и часто был ареной конфликтов между местными крестьянами-друзами и шиитами-мусульманами и османскими властями. К 1605 году Фахр ад-Дин установил мир и безопасность в санджаке, бедуинов под его наблюдением прекратились разбой на шоссе и набеги . Следовательно, торговля и сельское хозяйство процветали, а население процветало. [ 85 ] Он установил тесные отношения с городскими -суннитами мусульманскими улемами (религиоведами), особенно с муфтием Ахмадом аль-Халиди из ханафитского фикха (школы юриспруденции), который стал его практическим придворным историком. [ 86 ] Фахр ад-Дин был изгнан османами в европейское изгнание в 1613 году, но его сын Али стал губернатором в 1615 году. [ 87 ] Фахр ад-Дин вернулся в свои владения в 1618 году и пять лет спустя восстановил пост губернатора Цфата, который Маны потеряли после его победы над губернатором Дамаска в битве при Анджаре . [ 88 ] В ц. В 1625 году востоковед Кварезмиус говорил о том, что Цфат населен «в основном евреями, у которых были свои синагоги и школы, и в обеспечение существования которых вклады вносились евреями из других частей мира». [ 89 ] По словам историка Луиса Финкельштейна, еврейская община Цфата была разграблена друзами под предводительством Мулхима ибн Юнуса , племянника Фахр ад-Дина. [ 90 ] Пять лет спустя Фахр ад-Дин был разгромлен османским губернатором Дамаска, Мулхим покинул Цфат, и его еврейские жители вернулись. [ 90 ] [ сомнительно обсудить ]

Друзы снова напали на евреев Цфата в 1656 году. [ 90 ] Во время борьбы за власть между наследниками Фахр ад-Дина (1658–1667) каждая фракция атаковала Цфат. [ 90 ] В 1660 году, во время беспорядков, последовавших за смертью Мулхима, друзы разрушили Цфат, и лишь немногие из бывших еврейских жителей вернулись в город к 1662 году. [ 91 ] [ 92 ] Цфат-Санджак и соседний Сидон-Бейрут-Санджак на севере были административно отделены от Дамаска в 1660 году и образовали Сидон-Эялет , столицей которого некоторое время был Цфат. [ 93 ] Провинция была создана имперским правительством для сдерживания власти друзов Горного Ливана, а также шиитов Джебель-Амиля . [ 93 ]

Поскольку близлежащая Тверия оставалась пустынной в течение нескольких десятилетий, Цфат занял ключевое положение среди еврейских общин Галилеи. Говорят , что в 1665 году Саббатай Севи . в город пришло движение [ нужна ссылка ] В 1670-х годах в отчете турецкого путешественника Эвлия Челеби записано, что в Цфате находились три караван-сарая, несколько мечетей, семь суфийских лож и шесть общественных бань . [ 44 ] Красная мечеть была восстановлена ​​губернатором Цфата Салих-беем в 1671/72 году, на тот момент ее размеры составляли примерно 120 на 80 футов (37 м × 24 м), внутри она была полностью каменной, а также была цистерна для сбора дождевой воды зимой для питья и питья. высокий минарет над южным входом; минарет был разрушен еще до конца 17 века. [ 94 ]

Шейх из Тверии Захир аль-Умар из местного арабского клана Зайдан , чей отец Умар аз-Зайдани был губернатором и сборщиком налогов Цфата в 1702–1706 годах, вырвал контроль над Цфатом и его налоговой фермой у местного диктатора Мухаммеда. Нафи посредством военного давления и дипломатии к 1740 году. [ 95 ] Семьи Нафи, Шахин и Мурад продолжали собирать налоги Цфата и его сельской местности до 1760-х годов в качестве подчиненных Захира. [ 96 ] К 1760-м годам Захир доверил Цфат своему сыну Али, который сделал город своей штаб-квартирой. [ 97 ] После того, как Захир был убит османскими имперскими войсками, губернатор Сидона Джаззар-паша предпринял попытку изгнать сыновей Захира из их оплотов в Галилее. Али предпринял последний, но безуспешный бой против Джаззар-паши из Цфата, который впоследствии был захвачен и размещен губернатором в гарнизоне. [ 98 ] Одновременное возвышение Акры, основанной Захиром в качестве своей столицы в 1750 году и служившей столицей Сидон-Эялета при Джаззар-паше (1775–1804) и его преемниках Сулейман-паше аль-Адиле (1805–1819) и Абдулле-паше ( 1820–1831), способствовал политическому упадку Цфата. Он стал подрайонным центром с ограниченным местным влиянием, принадлежащим Акко Санджаку . [ 67 ]

Неразвитость и серия стихийных бедствий еще больше способствовали упадку Цфата в 17 – середине 19 веков. [ 67 ] Вспышка чумы уничтожила население в 1742 году, а землетрясение на Ближнем Востоке 1759 года превратило город в руины, унеся жизни 200 жителей. [ 99 ] Приток русских евреев в 1776 и 1781 годах и литовских евреев перушимского движения в 1809 и 1810 годах оживил еврейскую общину. [ 100 ] В 1812 году еще одна чума унесла жизни 80% еврейского населения. [ 101 ] После того, как Абдулла-паша из Акры приказал убить своего еврейского визиря Хаима Фархи , который занимал тот же пост при Джаззаре и Сулеймане, губернатор заключил в тюрьму еврейских жителей Цфата 12 августа 1820 года, обвинив их в уклонении от уплаты налогов под прикрытием Фархи; их освободили после уплаты выкупа. [ 101 ] [ 102 ] Война между Абдуллой-пашой и влиятельными братьями Фархи в Константинополе и Дамаске в 1822–1823 годах спровоцировала бегство евреев из Галилеи в целом, хотя к 1824 году еврейские иммигранты неуклонно переселялись в город. [ 103 ]

Египетские Мухаммеда силы Али вырвали контроль над Левантом у османов в 1831 году, и в том же году многие евреи, бежавшие из Галилеи, включая Цфат, при Абдулле-паше, вернулись в результате либеральной политики Мухаммеда Али по отношению к евреям. [ 104 ] Цфат подвергся набегу друзов в 1833 году при приближении Ибрагима-паши , египетского губернатора Леванта. [ 101 ] В следующем году мусульманская знать города во главе с Салихом ат-Таршихи, выступавшая против египетской политики призыва на военную службу, присоединилась к крестьянскому восстанию в Палестине . [ 105 ] Во время восстания повстанцы грабили город более тридцати дней. [ 106 ] Эмир Башир Шихаб II Горного Ливана и его бойцы-друзы вошли в его окрестности, чтобы поддержать египтян, и вынудили лидеров Цфата сдаться. [ 105 ] Землетрясение в Галилее в 1837 году уничтожило около половины 4-тысячной еврейской общины Цфата. [ 107 ] разрушил все четырнадцать синагог и спровоцировал бегство 600 перушим в Иерусалим; [ 108 ] выжившие евреи-сефарды и хасиды в основном остались. [ 109 ] Среди 2158 погибших жителей Цфата 1507 были подданными Османской империи, остальные - иностранными гражданами. [ 110 ] Особенно сильно пострадала еврейская община, квартал которой располагался на склоне холма. [ 107 ] южная, мусульманская часть города пострадала значительно меньше. [ 110 ] В следующем, 1838 году, повстанцы-друзы и местные мусульмане набег на Цфат совершили трехдневный .

Реформы и возрождение Танзимата

[ редактировать ]
Цфат в 19 веке

Османское правление было восстановлено на всей территории Леванта в 1840 году. Общеимперские реформы Танзимата , которые впервые были приняты в 1840-х годах, привели к устойчивому росту населения и экономики Цфата. [ 67 ] В 1849 году общая численность населения Цфата составляла 5000 человек, из которых 2940–3440 были мусульманами, 1500–2000 — евреями и 60 — христианами. [ 111 ] В 1850–1855 гг. Население оценивалось в 7000 человек, из которых 2500–3000 были евреями. [ 111 ] Еврейское население увеличилось во второй половине 19 века за счет иммиграции из Персии , Марокко и Алжира . [ 101 ] Мозес Монтефиоре (ум. 1885) посетил Цфат семь раз и профинансировал большую часть восстановления синагог Цфата и еврейских домов. [ 101 ]

В 1864 году Сидон Эялет был присоединен к новой провинции Сирийский Вилайет . В новой провинции Цфат оставался частью Акко-Санджака и служил центром каза ( подразделения третьего уровня), юрисдикция которого охватывала деревни вокруг города и район горы Мерон (Джебель-Джармак). [ 67 ] По данным османского обследования Сирии в 1871 году, в Цфате было 1395 мусульманских семей, 1197 еврейских семей и три христианских семьи. [ 111 ] Исследование зафиксировало относительно большое количество предприятий в городе, а именно 227 магазинов, пятнадцать мельниц, четырнадцать пекарен и четыре завода по производству оливкового масла, что является показателем давней роли Цфата как экономического центра для жителей Верхней Галилеи, Хула . Долина , Голанские высоты и части современного Южного Ливана . [ 112 ] В конце 19 века купцы Цфата служили посредниками в торговле зерном в Галилее, продавая пшеницу, бобовые и фрукты, выращенные крестьянами Галилеи, торговцам Акры, которые, в свою очередь, экспортировали по крайней мере часть товаров в Европу. [ 112 ] Цфат также поддерживал обширную торговлю с портом Тира. [ 112 ] Основная часть торговли в Цфате, где традиционно доминировали евреи города, в конце 19 века в основном перешла к купцам-мусульманам, особенно торговля с местными сельскими жителями; Мусульманские торговцы предлагали крестьянам более высокие кредиты и могли получить государственную помощь для погашения долга. [ 112 ] Богатство мусульман Цфата увеличилось, и ряд ведущих мусульманских семей города воспользовались возможностью благодаря Земельному кодексу Османской империи 1858 года приобрести обширные участки вокруг Цфата. [ 113 ] Основными мусульманскими землевладельческими кланами были Субе, Мурад и Каддура. [ 114 ] последнему принадлежало около 50 000 дунамов , включая восемь деревень вокруг Цфата. К концу века [ 115 ]

Мусульманский квартал Цфата около 1908 года.

В 1878 году был основан муниципальный совет Цфата. [ 116 ] В 1888 году Акко-Санджак, включая Цфат-Каза, стал частью новой провинции Бейрутский вилайет , административное положение дел сохранялось до падения Империи в 1918 году. [ 117 ] Централизация и стабильность, принесенные имперскими реформами, укрепили политический статус и практическое влияние Цфата в Верхней Галилее. [ 116 ] Османы превратили Цфат в центр суннитского ислама , чтобы уравновесить влияние немусульманских общин в его окрестностях и мусульман-шиитов Джебель-Амиля. [ 118 ] Наряду с тремя основными семьями землевладельцев, семьи мусульманских улемов (религиозных ученых) Нахави, Кади, Муфтия и Накиба составляли городскую элиту ( аяны ) города. [ 113 ] Суннитские суды Цфата рассматривали дела в Акбаре , Эйн-аз-Зейтуне и даже в Медждель-Ислиме . [ 74 ] Согласно отчету британского миссионера EWG Мастермана конца XIX века, мусульманские семьи Цфата включали курдов, дамасцев, алжирцев , бедуинов из долины реки Иордан и людей из деревень вокруг Цфата. [ 119 ] [ 118 ] Многие дамасцы были поселены в городе Бейбарсом, когда он завоевал Цфат в 1266 году. [ 118 ] До конца 19 века мусульмане Цфата поддерживали прочные социальные и культурные связи с Дамаском. [ 118 ] Правительство поселило алжирских и черкесских изгнанников в сельской местности Цфата в 1860-х и 1878 годах соответственно, возможно, в попытке укрепить мусульманский характер этого региона. [ 118 ] По крайней мере две мусульманские семьи в самом городе, Араби и Деласи, имели алжирское происхождение, хотя они составляли небольшую часть всего мусульманского населения города. [ 118 ] Мастерман отметил, что мусульмане Цфата были консервативными, «активными и выносливыми», которые «хорошо одевались и передвигались больше, чем люди из региона южной Палестины». [ 120 ] Они жили в основном в трех кварталах города: аль-Акрад, жители которого были в основном чернорабочими, Сававин, где проживали мусульманские семьи аянов и католическая община города, и аль-Вата, жители которого были в основном владельцами магазинов и мелкими торговцами. [ 118 ] [ 121 ] Все еврейское население проживало в квартале Гарбие (западном). [ 121 ]

Мелькитская греко-католическая церковь в Цфате

В 1879 году население Цфата достигло более 15 000 человек, 8 000 из которых были мусульманами и 7 000 евреями. [ 118 ] Список населения примерно 1887 года показал, что в Сафаде проживало 24 615 жителей; 2650 еврейских семей, 2129 мусульманских семей и 144 римско-католических семьи. [ 121 ] Арабские семьи в Цфате, чей социальный статус повысился в результате реформ Танзимата, включали Асади , чье присутствие в Цфате датируется 16 веком, Хадж Саид, Хиджази, Бишт, Хадид, Хури, христианскую семью, чей прародитель переехал в Цфат. город на горе Ливан во время гражданской войны 1860 года и Саббах, давняя христианская семья в городе, связанная с финансовым советником Захира аль-Умара Ибрагимом аль-Саббахом; [ 113 ] [ 122 ] [ 123 ] многие члены этих семей стали чиновниками государственной службы, местной администрации или бизнесменами. [ 113 ] Когда в 1897 году османы открыли в городе филиал Сельскохозяйственного банка, все члены его правления были местными арабами, наиболее влиятельными из которых были Хусейн Абд ар-Рахим Эффенди, Хадж Ахмад аль-Асади, Асад Хури и Абд аль-Латиф аль-Хадж Саид. Последние двое также стали членами правления отделения Торгово-сельскохозяйственной палаты, открытого в Цфате в 1900 году. [ 124 ] В последнее десятилетие XIX века в Цфате было 2000 домов, четыре мечети, три церкви, две общественные бани, один караван-сарай, два общественных сабиля , девятнадцать мельниц, семь прессов для оливкового масла, десять пекарен, пятнадцать кофеен, сорок пять киосков и три магазина. [ 125 ]

Подмандатная Палестина

[ редактировать ]
Карта улиц Цфата (2018 г., белый текст и светло-серые улицы), наложенная на карту Обзора Палестины (дата 1942 г., черный текст, красные городские районы и черные улицы), показывающая относительное расположение Цфата и трех деревень-спутников эпохи мандата. : Аль-Захирия ат-Тахта , Эйн аз-Зейтун и Бирия .

Цфат был центром округа Сафад . Согласно переписи населения, проведенной в 1922 году властями британского мандата , в Цфате проживало 8761 человек, в том числе 5431 мусульманин, 2986 евреев, 343 христианина и другие. [ 126 ] Цфат оставался городом со смешанным населением Во время британского мандата в Палестине , а этническая напряженность между евреями и арабами возросла в 1920-е годы. Во время палестинских беспорядков 1929 года Цфат и Хеврон стали основными точками столкновения. В резне в Цфате 20 еврейских жителей были убиты местными арабами. [ 127 ] Цфат был включен в часть Палестины, рекомендованную для включения в предлагаемое еврейское государство в соответствии с Планом раздела Палестины Организации Объединенных Наций . [ 128 ]

К 1948 году в городе проживало около 12 000 арабов и около 1700 евреев, в основном религиозных и пожилых людей. [ 11 ] 5 января 1948 года арабы напали на еврейский квартал. [ 129 ] В феврале 1948 года, во время гражданской войны , арабы-мусульмане напали на еврейский автобус, пытавшийся добраться до Цфата, и еврейский квартал города оказался под осадой мусульман. Присутствовавшие британские войска не вмешались. По словам Мартина Гилберта , запасы продовольствия иссякли. «Даже воды и муки катастрофически не хватало. Каждый день арабские нападавшие приближались к сердцу еврейского квартала, систематически взрывая еврейские дома, наступая на центральную часть». [ 130 ]

16 апреля, в тот же день, когда британские войска эвакуировали Цфат, 200 местных арабских ополченцев при поддержке более чем 200 солдат Арабской освободительной армии попытались захватить еврейский квартал города. Они были отброшены еврейским гарнизоном, состоявшим примерно из 200 бойцов Хаганы , мужчин и женщин, усиленных взводом Пальмаха . [ 131 ]

Наземная атака Пальмаха на арабскую часть Цфата произошла 6 мая в рамках операции «Йифтах» . Первой фазой плана Пальмаха по захвату Цфата было обеспечение коридора через горы путем захвата арабской деревни Бирия . [ 132 ] Арабская армия освобождения разместила артиллерийские орудия на холме, прилегающем к еврейскому кварталу, и начала обстрел. [ 133 ] Третий батальон Пальмаха не смог взять главную цель, «цитадель», но «напугал» арабское население в достаточной степени, чтобы спровоцировать дальнейшее бегство, а также срочные призывы к помощи извне и попытку добиться перемирия. [ 134 ]

Генеральный секретарь Лиги арабских государств Абдул Рахман Хасан Аззам заявил, что целью «Плана Далет» было изгнание жителей арабских деревень вдоль сирийской и ливанской границ, особенно мест на дорогах, по которым арабские регулярные войска могли проникнуть в страну. Он отметил, что особая опасность находится в Акре и Цфате. [ 135 ] Однако призывы о помощи были проигнорированы, и британцы, которым осталось менее недели до окончания британского мандата в Палестине, также не вмешались во вторую и последнюю атаку Хаганы, которая началась вечером 9 мая. минометным обстрелом ключевых объектов в Цфате. После обстрела пехота Пальмаха в ожесточенных боях взяла цитадель, Бейт-Шалву и полицейский форт, три доминирующих здания Цфата. В течение 10 мая минометы «Хаганы» продолжали обстреливать арабские кварталы, вызывая пожары в обозначенном районе и на складах топлива, которые взорвались. «Пальма «намеренно оставила открытыми пути выхода для населения, чтобы «облегчить» их исход...» [ 136 ] По словам Гилберта, «арабы Цфата начали уходить, в том числе командующий арабскими войсками Адиб Шишакли (впоследствии премьер-министр Сирии). Когда полицейский форт на горе Ханаан был изолирован, его защитники отступили без боя. Падение Цфата был ударом по моральному духу арабов во всем регионе... Поскольку вторжение в Палестину регулярных арабских армий считалось неизбежным - как только британцы наконец ушли через одиннадцать или двенадцать дней - многие арабы чувствовали, что их уход требует осторожности до тех пор, пока Евреи потерпели поражение и смогли вернуться в свои дома. [ 132 ] По мнению Аббаси, исход арабов из Цфата имел три этапа. [ 6 ] Первое произошло из-за ухода британцев, усугубленного провалом атаки на еврейский квартал и разногласиями между иорданским и сирийским командованием. [ 6 ] Второе произошло из-за падения близлежащего Эйн-эз-Зейтуна и резни , устроенной там еврейскими силами. [ 6 ] Третий произошел из-за преднамеренного создания паники еврейскими силами. [ 6 ]

Около 12 000 арабов, по некоторым оценкам, достигающее 15 000, бежали из Цфата и стали «тяжелым бременем для арабских военных действий». [ 137 ] Среди них была семья президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса . [ 138 ] [ а ] К 11 мая 1948 года город находился под полным контролем еврейских военизированных формирований. [ 11 ]

В начале июня еврейские высокопоставленные лица из Цфата отправились в Тель-Авив, чтобы попросить правительство заблокировать возвращение арабов в город, угрожая покинуть его, если последним разрешат вернуться. Они рассудили, что, поскольку большая часть имущества арабов была за это время конфискована или украдена, еврейская община не сможет выдержать давление требований репатриантов о реституции. [ 140 ]

Государство Израиль

[ редактировать ]

В 1974 году 25 израильских евреев (в основном школьников) из Цфата были убиты в резне в Маалоте . В течение 1990-х и начала 2000-х годов город принял тысячи русских еврейских иммигрантов и эфиопских иммигрантов из Бета-Израиля . [ 141 ] В июле 2006 года ракеты «Катюша» , выпущенные «Хезболлой» из Южного Ливана, поразили Цфат, убив одного человека и ранив других. Многие жители покинули город на время конфликта. [ 142 ] 22 июля в результате ракетного обстрела пострадали четыре человека.

Город сохранил свой уникальный статус центра еврейских исследований, включающего в себя множество объектов. [ 141 ] В 2010 году восемнадцать старших раввинов во главе с главным раввином Цфата Шмуэлем Элияху издали указ, призывающий жителей города не сдавать в аренду и не продавать недвижимость арабам, предупреждая о «арабском захвате власти»; Арабы составляют незначительную часть населения, и в целом было воспринято, что это заявление адресовано 1300 арабским студентам, обучающимся в академическом колледже Цфат . [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ]

Демография

[ редактировать ]

В 2008 году население Цфата составляло 32 000 человек. [ 146 ] По данным CBS за 2001 год, этнический состав города на 99,2% составлял евреи и неарабы, без значительного арабского населения. 43,2% жителей были в возрасте 19 лет и младше, 13,5% - в возрасте от 20 до 29 лет, 17,1% - в возрасте от 30 до 44 лет, 12,5% - в возрасте от 45 до 59 лет, 3,1% - в возрасте от 60 до 64 лет и 10,5% - в возрасте 65 лет и старше. .

В городе проживает относительно большая община евреев-харедим . [ 143 ] Деревня Акбара на юго-западной окраине города, в которой проживало около 500 арабских мусульман, большинство из которых принадлежали к одному клану Халихал, находится под муниципальной юрисдикцией Цфата. [ 147 ]

  • 1948–1955 — Моше Педезур [ он ]
  • 1955–1965 — Авраам Хакоэн [ он ]
  • 1965–1967 - Море Мейбер
  • 1967–1971 - Yakov Hopert
  • 1971–1973 - Эли Кадош
  • 1973–1983 - Аарон-Рафаэль Намиас
  • 1983–1993 - Зеев Перл
  • 1993–1998 - Моше Хания.
  • 1998–2001 - Йосеф Оз
  • 2001–2003 - Одед Хамейри
  • 2003–2008 - Ишай Маймон
  • 2008–2018 - Илан Шохат.
  • 2018–2024 - Сюки Оана
  • 2024-настоящее время - Йоси Какон

Сейсмология

[ редактировать ]

Город расположен над трансформой Мертвого моря и является одним из городов Израиля, наиболее подверженных риску землетрясений (наряду с Тверией, Бейт-Шеаном , Кирьят-Шмоной и Эйлатом ). [ 148 ]

География

[ редактировать ]

Цфат находится в 40 километрах (25 миль) к востоку от Акры и в 20 километрах (12 миль) к северу от Тверии. [ 39 ]

Климат в Цфате средиземноморский ( классификация климата Кеппена : Csa ) с жарким, сухим летом и прохладной, дождливой, а иногда и снежной зимой. В городе выпадает 682 мм (27 дюймов) осадков в год. Лето без осадков и жаркое, со средней высокой температурой 31 ° C (88 ° F) и средней низкой температурой 20 ° C (68 ° F). Зимы прохладные и влажные, иногда выпадают осадки в виде снега. Зимой средняя высокая температура составляет 10 ° C (50 ° F), а средняя низкая температура - 5 ° C (41 ° F).

Климатические данные для Цфата (Хар Кенаан) (2004–2022 гг., крайности с 1939 г. по настоящее время)
Месяц Ян февраль Мар апрель Может июнь июль август Сентябрь октябрь ноябрь декабрь Год
Рекордно высокий °C (°F) 21.7
(71.1)
26.7
(80.1)
30.9
(87.6)
34.5
(94.1)
38.1
(100.6)
40.0
(104.0)
39.0
(102.2)
42.0
(107.6)
40.6
(105.1)
36.0
(96.8)
30.1
(86.2)
24.4
(75.9)
42.0
(107.6)
Среднесуточный максимум °C (°F) 10.3
(50.5)
12.2
(54.0)
15.6
(60.1)
20.5
(68.9)
25.3
(77.5)
28.6
(83.5)
30.6
(87.1)
30.4
(86.7)
28.5
(83.3)
24.8
(76.6)
18.1
(64.6)
12.6
(54.7)
21.4
(70.5)
Среднесуточное значение °C (°F) 7.6
(45.7)
9.1
(48.4)
11.7
(53.1)
15.9
(60.6)
20.1
(68.2)
23.1
(73.6)
25.2
(77.4)
25.2
(77.4)
23.4
(74.1)
20.4
(68.7)
14.8
(58.6)
10.0
(50.0)
17.2
(63.0)
Среднесуточный минимум °C (°F) 5.0
(41.0)
6.0
(42.8)
7.9
(46.2)
11.3
(52.3)
14.9
(58.8)
17.6
(63.7)
19.9
(67.8)
20.0
(68.0)
18.4
(65.1)
15.9
(60.6)
11.4
(52.5)
7.3
(45.1)
13.0
(55.3)
Рекордно низкий °C (°F) −6.4
(20.5)
−9.0
(15.8)
−3.4
(25.9)
0.2
(32.4)
5.7
(42.3)
8.7
(47.7)
12.2
(54.0)
13.0
(55.4)
10.7
(51.3)
5.9
(42.6)
−1.7
(28.9)
−3.2
(26.2)
−9.0
(15.8)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 182.1
(7.17)
122.9
(4.84)
61.4
(2.42)
34.8
(1.37)
12.3
(0.48)
0.1
(0.00)
0.0
(0.0)
0.8
(0.03)
3.3
(0.13)
21.3
(0.84)
72.3
(2.85)
143.4
(5.65)
654.7
(25.78)
Среднее количество дождливых дней (≥ 0,1 мм) 14.3 11.3 9.7 5.0 2.9 0.2 0.0 0.1 1.1 4.3 7.8 11.3 67.9
Источник: Метеорологическая служба Израиля. [ 149 ] [ 150 ]

Образование

[ редактировать ]
Бейт Кнессет Абухав , одна из исторических синагог города.
Уличное искусство в Цфате

По данным CBS, в городе 25 школ и 6292 ученика. Есть 18 начальных школ с контингентом учащихся 3965 человек и 11 средних школ с контингентом учащихся 2327 человек. В 2001 году 40,8% 12-классников Цфата имели право на получение аттестата зрелости ( багрут ). Академический колледж Цфат , первоначально являвшийся продолжением Университета Бар-Илан , получил независимую аккредитацию от Совета высшего образования Израиля в 2007 году. [ 151 ] В 2011–2012 учебном году колледж начал программу, разработанную специально для харедимского иудаизма . [ 152 ] Он был создан для того, чтобы предоставить женщинам-харедим, проживающим в Верхней Галилее, доступ к высшему образованию, сохраняя при этом строгую религиозную практику. [ 152 ] Программа достигает этой цели посредством отдельных занятий для студентов мужского и женского пола. [ 152 ] Занятия также проводятся в определенные часы, чтобы дать женщинам возможность реализовать другие аспекты своей религиозности. [ 152 ]

В октябре 2011 года в Цфате открылась пятая медицинская школа Израиля, расположенная в отреставрированном историческом здании в центре города, которое когда-то было филиалом больницы «Хадасса» . [ 153 ]

Медицинский факультет Азриэли открылся в 2011 году как продолжение Университета Бар-Илан, созданного для подготовки врачей в регионе Верхней Галилеи. [ 154 ] Школы проводят клинические занятия в шести больницах региона:

Программа «Ливнот У'Лехибанот» в Цфате обеспечивает открытую, внеконфессиональную атмосферу для молодых еврейских взрослых, которая сочетает волонтёрство, пешие походы и обучение с изучением еврейского наследия. [ 155 ]

Шарей Бина — это программа для женщин, которые только что закончили среднюю школу и хотят учиться в семинарии в Цфате в течение одного года. Она обучает молодых женщин, желающих испытать еврейскую духовность в мистическом городе Цфат. [ 156 ] изучение шехины и других каббалистических ритуалов. По сравнению с другими семинариями, Шарей Бина включает в обучение [ 157 ]

8 марта 2021 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что Израиль откроет свой 10-й университет в Цфате после растущей потребности в университете в северном округе Израиля . существовали Планы по созданию университета в Галилее с 2005 года, но прогресса не было достигнуто до 2015 года, когда Нетаньяху пообещал начать работу над проектом во время конференции в Галилее. [ 158 ]

Культура

[ редактировать ]
Галерея Бейт Кастель в колонии художников

Колония художников

[ редактировать ]

В 1950-х и 1960-х годах Цфат был известен как художественная столица Израиля. Колония художников, основанная в старом арабском квартале, была центром творчества, привлекавшим художников со всей страны, среди них Ицхак Френкель , Йосл Бергнер , Моше Кастель , Менахем Шеми, Шимшон Хольцман и Ролли Шаффер .

В честь открытия Художественного музея Глитценштейна в 1953 году художник Мане Кац подарил городу восемь своих картин. Сегодня в этом районе расположено большое количество галерей и мастерских, которыми управляют отдельные художники и продавцы произведений искусства. В исторических домах крупнейших израильских художников работает несколько музеев и галерей, таких как музей Френкеля Френеля и галерея Бейт-Кастель Моше Кастеля ). бывшем доме [ 159 ] [ 160 ] [ 161 ]

В 1960-е годы в Цфате располагались лучшие ночные клубы страны, где проходили дебютные выступления Наоми Шемер , Арис Сан и других певиц. [ 162 ] Настоящее время, Цфат называют клезмерской столицей мира, где ежегодно проводится клезмерский фестиваль, на который съезжаются лучшие музыканты со всего мира. [ 163 ] [ 164 ] действует школа мировой музыки, особенно восточной музыки под названием «Макамат» В квартале художников Цфата . [ 165 ]

  • Музей Бейт-Хамейри документирует еврейскую общину Цфата за последние 200 лет.
  • В Музее искусства печати представлен первый печатный станок на иврите.

Исторические места

[ редактировать ]
Шотландская церковь в Цфате
Цитадель Хилл

Цитадель-Хилл, на иврите Ха-Мецуда, возвышается к востоку от Старого города и названа в честь огромного замка крестоносцев, а затем мамлюков, построенного здесь в XII и XIII веках и продолжавшего использоваться до тех пор, пока не была полностью разрушена землетрясением 1837 года. Его руины видны до сих пор. На западном склоне под руинами стоит бывший британский полицейский участок, все еще испещренный пулевыми отверстиями, оставшимися во время войны 1948 года.

Старый еврейский квартал

До 1948 года большая часть еврейского населения Цфата проживала в северной части старого города. В настоящее время здесь расположены 32 синагоги, его также называют синагогальным кварталом, и он включает в себя синагоги, названные в честь выдающихся раввинов города: Абухава , Альшейха , Каро , а также две синагоги, названные в честь раввина Исаака Лурии : одна ашкеназская , другая сефардская.

Здания мамлюкского периода

Дальше на юг находятся два монументальных здания мамлюкского периода:

  • Красная мечеть при хане (1276 г.)
  • мавзолей мамлюков, ныне используемый масонами . Мавзолей был построен для мамлюкского наиба (губернатора) Цфата Музаффара ад-Дина Мусы ибн Хаджа ар-Руктая Мусы Музаффара ад-Дина ибн Руктая аль-Хаджа, который умер в 762 г. хиджры/1360–1361 гг. н. э.). [ 166 ] [ 167 ]

К юго-востоку от Квартала художников находится Сарая , укрепленная резиденция губернатора, построенная Захиром аль-Умаром (1689/90–1775).

В отчете об «уничтожении нееврейских исторических мест в Цфате» упоминаются мавзолей, древняя могила и древняя мечеть, превращенная в клуб. [ 168 ]

Известные люди

[ редактировать ]

Города-побратимы — города-побратимы

[ редактировать ]

Цфат является побратимом :

Панорама Цфата и горы Мерон
Вид на восток и Галилейское море.

См. также

[ редактировать ]
  • Список башен с часами - в Цфате есть собственная османская башня с часами Сарайи (дома правительства), открытая в 1900 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цитируется слова Аббаса: «Люди были мотивированы бежать... Они боялись возмездия со стороны сионистских террористических организаций, особенно со стороны Цфата. Те из нас, кто жил в Цфате, особенно боялись, что евреи питают старые желания отомстить за то, что произошло во время 1929 года. восстание.... Они поняли, что баланс сил меняется, и поэтому весь город был оставлен по этой причине – спасение наших жизней и нашего имущества». [ 138 ] В 2012 году Аббас заявил: «Я уже однажды был в Цфате. Я хочу увидеть Цфат. Это мое право видеть его, но не жить там». [ 139 ]
  1. ^ Эрхард Горис (1996). Святая Земля . Арт-путеводитель (на немецком языке). Кельн: ДюМон. п. 267. ИСБН  3-7701-3860-0 . Египетский фараон Тутмос III (1490-1436) также упомянул сок, который, возможно, был идентичен Цфату, в своем списке завоеванных городов Ханаана. (Египетский фараон Тутмос III (1490-1436) упомянул Сафт в своем списке городов, завоеванных в Ханаане , который может быть тождествен Цфату.)
  2. ^ Jump up to: а б «Региональная статистика» . Центральное статистическое бюро Израиля . Проверено 21 марта 2024 г.
  3. ^ «Цфат | История, местоположение и факты | Британика» . www.britanica.com . Проверено 21 мая 2022 г.
  4. ^ «Подробный путеводитель по мистическому городу Цфат (или Цфат)» . Тайм-аут Израиль . Проверено 21 мая 2022 г.
  5. ^ «Цфат» . Статья о еврейской виртуальной библиотеке . Проверено 29 декабря 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Аббаси (2004), стр. 40–42.
  7. ^ Моррис (2004) 221–226.
  8. ^ Музей Гехта (2013). После Парижской школы (на английском и иврите). Израиль. ISBN  9789655350272 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ «Квартал художников Цфата» . www.safed.co.il . Проверено 24 октября 2023 г.
  10. ^ «Парижская школа и квартал художников Цфата» . Музей Гехта . 24 октября 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Вильней, Зев (1972). "Качество". Путеводитель по Израилю . Иерусалим , Палестина: ХаМакор Пресс. стр. 522–532.
  12. ^ «Planetware Цфат Туризм» . Planetware.com. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 г. Проверено 7 января 2012 г.
  13. ^ «Журнал Хадасса» . Хадасса.орг. Архивировано из оригинала 4 августа 2012 г. Проверено 6 мая 2009 г.
  14. ^ Мэтью 5:14
  15. ^ Комментарий Элликотта для современных читателей и Комментарий Мейера NT к Матфея 5, оба по состоянию на 9 декабря 2016 г.
  16. География Израиля: Цфат , по состоянию на 9 декабря 2016 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Цфат». Энциклопедия иудаики . Том. 14. Иерусалим , Израиль: Кетер. 1972. с. 626.
  18. ^ Jump up to: а б с д Дрори 2004, с. 163.
  19. ^ Луз 2014, с. 33.
  20. ^ Jump up to: а б Барбе 2016, с. 63.
  21. ^ Jump up to: а б Элленблюм 2007, с. 179, примечание 15.
  22. ^ Jump up to: а б с Элленблюм 2007, с. 179, примечание 16.
  23. ^ Барбе 2016, с. 58.
  24. ^ Элленблюм 2007, с. 179.
  25. ^ Элленблюм 2007, с. 180.
  26. ^ Говард М. Сачар, Прощай, Испания: вспоминаемый мир сефардов, Random House, 2013, стр. 190.
  27. ^ Барбе 2016, стр. 56, 59.
  28. ^ Барбе 2016, с. 56.
  29. ^ Барбе 2016, с. 59.
  30. ^ Барбе 2016, с. 57.
  31. ^ Барбе 2016, стр. 63, 59.
  32. ^ Сачар 1994, с. 120.
  33. ^ Jump up to: а б Шарон 2007, с. 152
  34. ^ Дрори 2004, с. 164.
  35. ^ Шехтер, Соломон. Исследования по иудаизму: вторая серия (Классика иудаизма 3) , с. 206. ООО «Горгиас Пресс», 2003. ISBN   1-59333-039-1
  36. ^ Барбе 2016, с. 68.
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж Луз 2014, с. 34.
  38. ^ Прингл 1985, с. 139.
  39. ^ Jump up to: а б с Амитай-Прейсс 1995, с. 757.
  40. ^ Луз 2014, стр. 34–35.
  41. ^ Jump up to: а б Луз 2014, с. 35.
  42. ^ Холт 1995, с. 11.
  43. ^ Амитай-Прейс 1995, стр. 757–758.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Амитай-Прейсс 1995, с. 758.
  45. ^ Jump up to: а б с Дрори 2004, с. 165.
  46. ^ Дрори 2004, стр. 166–167.
  47. ^ Jump up to: а б Дрори 2004, с. 166.
  48. ^ Петерсен, стр. 73.
  49. ^ Jump up to: а б Барбе 2016, стр. 71–72.
  50. ^ Jump up to: а б Шарон, 1997, с. xii
  51. ^ Род 1979, стр. 16–17.
  52. ^ Барбе 2016, стр. 72.
  53. ^ Аль-Димашки, с. 210, цитируется в Le Strange, p. 524
  54. ^ Петерсен, стр. 260–261.
  55. ^ Абуль Фида, с. 243, цитируется в Le Strange, p. 525
  56. ^ Луз 2014, стр. 178–180.
  57. ^ Луз 2014, с. 178.
  58. ^ Луз 2014, стр. 178–179.
  59. ^ Луз 2014, стр. 179–180.
  60. ^ Jump up to: а б Луз 2014, с. 180.
  61. ^ Луз 2014, с. 179.
  62. ^ Род 1979, с. 17.
  63. ^ Jump up to: а б Род 1979, с. 18.
  64. ^ Jump up to: а б Лайиш 1987, с. 67.
  65. ^ Род 1979, стр. 18–19.
  66. ^ Род 1979, стр. 16–17, 25–26.
  67. ^ Jump up to: а б с д и Аббаси 2003, с. 50.
  68. ^ Бернард Льюис (1954). «Исследования в Османских архивах – I». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 16 (3): 469–501. дои : 10.1017/s0041977x00086808 . S2CID   162304704 .
  69. ^ Авраам Дэвид, 2010. стр. 95–96.
  70. ^ Бернард Льюис (1954). «Исследования в османских архивах - I». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 16 (3): 469–501. дои : 10.1017/S0041977X00086808 . S2CID   162304704 .
  71. ^ Род 1979, с. 34.
  72. ^ Jump up to: а б Petersen (2001), Gazetteer 6, s,v. Ṣafad
  73. ^ Jump up to: а б с Род 1979, стр. 34–35.
  74. ^ Jump up to: а б Эбид и Янг, 1976, с. 7.
  75. ^ Лайиш 1987, с. 70.
  76. ^ Лайиш 1987, с. 71.
  77. ^ Jump up to: а б «Цфат» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 25 октября 2008 г.
  78. ^ У Джесефа Каро было искреннее желание создать новое раввинское учреждение с Галахиком - Семихой , фактически после испанской диаспоры «фигура Рава » на самом деле никем не была представлена; Джозеф Каро пишет, что это было невозможно , потому что группа « высокомерных людей» совершила небольшое вторжение в [его] центр.
  79. ^ Кенесет Исраэль бе-Эрец-Исраэль. Хаад ха-леуми (1947). Исторический меморандум Генеральный совет еврейской общины Палестины. п. 56.
  80. ^ Род 1979, с. 20.
  81. ^ Авраам Дэвид (1988). «Демографические изменения в еврейской общине Цфата XVI века» . В Роберте Дане (ред.). Запад и Восток: дань памяти Александру Шейберу . Архив Брилла. стр. 86–87. ISBN  9789630540247 .
  82. ^ «Османцы и Сефевиды 17 века» . Мичиганский государственный университет . Архивировано из оригинала 17 августа 2000 г. Проверено 25 октября 2008 г.
  83. ^ Авраам Давид; Дена Ордан (2010). Прийти на землю: иммиграция и расселение в Эрец-Исраэль XVI века . Издательство Университета Алабамы. п. 117. ИСБН  978-0-8173-5643-9 . Проверено 24 октября 2011 г.
  84. ^ Дэйв Винтер (1999). Справочник Израиля: с территориями Палестинской автономии . Справочники по следам. п. 714. ИСБН  978-1-900949-48-4 . Первоначально Сарая была построена как караван-сарай в период Османской империи, хотя позже она использовалась как турками, так и британцами в качестве административного здания.
  85. ^ Абу-Хусейн 1985, стр. 83–84.
  86. ^ Абу-Хусейн 1993, стр. 5–7.
  87. ^ Абу-Хусейн 1985, с. 99.
  88. ^ Абу-Хусейн 1985, с. 121.
  89. ^ Эдвард Робинсон (1841 г.). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Крокер и Брюстер. п. 333 . Проверено 4 октября 2010 г.
  90. ^ Jump up to: а б с д Финкельштейн 1960, с. 63.
  91. ^ Джоэл Раппель. История Эрец-Исраэль от предыстории до 1882 г. (1980), Том 2, стр.531. "В 1662 году Саббатай Севи прибыл в Иерусалим. Это было время, когда еврейские поселения Галилеи были разрушены друзами: Тверия была совершенно опустошена, и лишь немногие из бывших жителей Цфата вернулись..."
  92. ^ Барнаи, Джейкоб. Евреи в Палестине в восемнадцатом веке: под патронажем Стамбульского комитета официальных лиц Палестины (University of Alabama Press, 1992). ISBN   978-0-8173-0572-7 ; п. 14
  93. ^ Jump up to: а б Кросс 1988, с. 66.
  94. ^ Петерсен 2001, с. 261.
  95. ^ Джуда 1987, с. 24.
  96. ^ Коэн 1973, с. 83.
  97. ^ Коэн 1973, стр. 84–85.
  98. ^ Коэн 1973, стр. 93–95.
  99. ^ Саар Х. Когда Израиль дрожит: бывшие землетрясения. Юнет онлайн. 11.05.2012. (на иврите)
  100. ^ Моргенштерн 2006, с.
  101. ^ Jump up to: а б с д и Франко 1916, с. 633.
  102. ^ Моргенштерн 2006, с. 72.
  103. ^ Моргенштерн 2006, с. 60.
  104. ^ Моргенштерн 2006, с. 61.
  105. ^ Jump up to: а б Сафи, Халед М. (2008), «Территориальное сознание во время палестинского восстания 1834 года» , Роджер Хикок (редактор), « О временах и пространствах в Палестине: потоки и сопротивления идентичности» , Бейрут: Presses de l'Ifpo, ISBN  9782351592656
  106. ^ Сикер 1999, с. 13.
  107. ^ Jump up to: а б Дорогой 1992, с. 256 .
  108. ^ Томас А. Идинопулос (1998). Испытанные чудесами: история Палестины от Бонапарта и Мухаммеда Али до Бен-Гуриона и муфтия . Иван Р. Ди. п. 63. ИСБН  978-1-56663-189-1 .
  109. ^ Либер 1992, стр. 256–257.
  110. ^ Jump up to: а б Амбрасейс, Нью-Йорк (25 ноября 1997 г.). «Землетрясение 1 января 1837 года в Южном Ливане и Северном Израиле». Анналы геофизики . 40 (4). дои : 10.4401/ag-3887 . hdl : 2122/1595 .
  111. ^ Jump up to: а б с Аббаси 2003, с. 52.
  112. ^ Jump up to: а б с д Аббаси 2003, с. 54.
  113. ^ Jump up to: а б с д Аббаси 2003, с. 56.
  114. ^ Аббаси 2003, с. 55.
  115. ^ Абу Манна, Вейсманн и Закс 2005, с. 178 .
  116. ^ Jump up to: а б Аббаси 2003, с. 51.
  117. ^ Аббаси 2003, стр. 50–51.
  118. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аббаси 2003, с. 53.
  119. ^ Мастерман, EWG (01 октября 1914 г.). «Цфат» . Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 46 (4): 169–179. дои : 10.1179/peq.1914.46.4.169 . ISSN   0031-0328 .
  120. ^ Аббаси 2003, стр. 53–54.
  121. ^ Jump up to: а б с Шумахер, 1888, с. 188
  122. ^ Лаиш 1987, стр. 68, 71.
  123. ^ Диб 1996, с. 1.
  124. ^ Аббаси 2003, стр. 55–56.
  125. ^ Петерсен 2001, стр. 259.
  126. ^ Бэррон, 1923, с. 6
  127. ^ «Арабское нападение на Цфат», The Times , суббота, 31 августа 1929 г.; п. 10; Выпуск 45296; холодный.
  128. ^ Резолюция Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г.: Проверено 3 марта 2014 г. Архивировано 24 мая 2012 г. в Wayback Machine.
  129. ^ Мартин (2005). Рутледж Атлас арабо-израильского конфликта. Рутледж. ISBN   0-415-35901-5 .
  130. ^ Мартин Гилберт Исраэль, История William Morrow & Co, Нью-Йорк, 1998 г. ISBN   0-688-12362-7 стр. 174
  131. ^ Бенни Моррис, 1948, Первая арабо-израильская война , 2008 Издательство Йельского университета, стр. 157
  132. ^ Jump up to: а б Гилберт, 1998, с. 177
  133. ^ «1948 год» . Издательство Йельского университета. 28 апреля 2008 г. - через Интернет-архив.
  134. ^ Моррис, 2004, с. 223
  135. ^ Бродмид в ХК, 5 мая 1948 г., SAMECA CP III\5\102. Цитируется по Моррису, 2004, с. 223
  136. ^ Моррис 2004, стр. 224, цитирует неназванный источник из Книги Пальмы II.
  137. ^ Моррис, 2004, стр. 224, цитирует Игаля Аллона из Книги Пальмы II.
  138. ^ Jump up to: а б Сара Хониг (17 июля 2009 г.). «Другой путь: самоизгнание из-за чувства вины» . «Джерузалем Пост» .
  139. ^ Гарриет Шервуд в Иерусалиме (4 ноября 2012 г.). «Махмуд Аббас возмущает палестинских беженцев, отказываясь от своего права на возвращение | Мировые новости» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 марта 2013 г.
  140. ^ Бенни Моррис , «Было ли израильское грабежи в 1948 году частью более широкой политики изгнания арабов?», « Гаарец», 3 июня 2021 г.
  141. ^ Jump up to: а б «Цфат» . Safed.co.il . Проверено 12 мая 2012 г.
  142. ^ Майр, Грег (15 июля 2006 г.). «Еще двое израильтян погибли, когда ракетный дождь из Ливана отбросил тысячи людей на юг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 октября 2008 г.
  143. ^ Jump up to: а б Шервуд, Харриет (7 декабря 2010 г.). «Десятки израильских раввинов откликнулись на призыв запретить продажу собственности арабам» . Хранитель . Проверено 9 июня 2020 г.
  144. ^ Ашкенази, Эли (28 апреля 2011 г.). «Раввин Цфат хвастается, что антиарабский указ сработал» . Гаарец . Проверено 9 июня 2020 г.
  145. ^ Кук, Джонатан (8 ноября 2010 г.). «Цфат — «самый расистский город» Израиля» . Национальный . Проверено 9 июня 2020 г.
  146. ^ «Таблица 3 – Население населенных пунктов с численностью свыше 1000 жителей и другое сельское население» (PDF) . Центральное статистическое бюро Израиля . 30 июня 2008 г. Проверено 4 июня 2016 г.
  147. ^ Хасин, Таль (4 августа 2020 г.). «Новая расистская реальность для арабов Цфата» . Гаарец . Проверено 9 июня 2020 г.
  148. Эксперты предупреждают: сильное землетрясение может поразить Израиль в любое время Рэйчел Авраам, штатный автор United With Israel Дата: 22 октября 2013 г.
  149. ^ «Климатический атлас» . Метеорологическая служба Израиля . Проверено 22 января 2023 г.
  150. ^ «Метеорологическая база данных» . Метеорологическая служба Израиля . Проверено 22 января 2023 г.
  151. ^ «Академический колледж Цафет» .
  152. ^ Jump up to: а б с д Омер-Ман, Майкл (9 декабря 2011 г.). «Колледж Цфата открывает прием для женщин-харедим» . «Джерузалем Пост» . ПроКвест   913691816 .
  153. ^ «В Цфате откроется новая медицинская школа» . Haaretz.com . 30 октября 2011 г.
  154. ^ Jump up to: а б "О." О нас | Медицинский факультет Азриэли | Университет Бар-Илан. По состоянию на 2 декабря 2018 г. http://medicine.biu.ac.il/en/node/3.
  155. ^ «Израильские программы - Кахал - Центр вдохновения». Ливнот У'Лехибанот. 19 ноября 1970 г. По состоянию на 2 декабря 2018 г. https://www.livnot.org/
  156. ^ "Цфат ДОМ". Раввин Кордоверо. По состоянию на 2 декабря 2018 г. https://www.safed.co.il/open-learning-environment-for-women.html.
  157. ^ Ротенберг, Дженни (апрель 2005 г.). «Призраки, художники и каббалисты: борьба за душу Цфата». Момент . п. 42. ПроКвест   228062899 .
  158. ^ «Израиль создаст свой 10-й университет в Цфате» . айнетьюс . 09.03.2021 . Проверено 12 марта 2021 г.
  159. ^ «Картины | Галерея Моше Кастеля | Израиль» . Мошекастельгалерея . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 г. Проверено 12 августа 2019 г.
  160. ^ «МУЗЕЙ ФРЕНЕЛЯ ФРЕНЕЛЯ» . www.frenkel-frenel.org . Проверено 10 августа 2019 г.
  161. ^ Новости туризма Израиля, В центре внимания - Духовное путешествие по Цфату, дата доступа: 24.01.2018.
  162. ^ Ашкенази, Эли. «Инсайдерская работа?» . Гаарец . Проверено 25 октября 2008 г.
  163. ^ «Клезмерский фестиваль 2019 в Цфате» .
  164. ^ Дэвис, Барри (10 августа 2009 г.). «Музыку можно вынести из местечка» . Fr.jpost.com . Проверено 7 января 2012 г.
  165. ^ «Школа восточной музыки Макамат – WOMEX» . www.womex.com . Проверено 27 декабря 2023 г.
  166. ^ Томас Филипп; Ульрих Хаарманн, ред. (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Издательство Кембриджского университета . ISBN  9780521591157 . Проверено 24 января 2018 г.
  167. ^ «Веб-сайт Управления развития Галилеи» . Архивировано из оригинала 25 января 2018 г. Проверено 24 января 2018 г.
  168. ^ Нееврейские сокровища Цфата сталкиваются с неуважением и вандализмом - Гаарец
  169. ^ «Городские и городские побратимы» . Национальная ассоциация португальских муниципалитетов. Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  170. ^ «Город Лилль «приостанавливает» свое побратимство с Цфатом в Израиле» . leparisien.fr . 31 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  171. ^ [1] Архивировано 18 октября 2015 г. на Wayback Machine.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6eb325a5121a7e3cd1c18f1d5cbf3e4__1723308000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/e4/d6eb325a5121a7e3cd1c18f1d5cbf3e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Safed - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)