Jump to content

Удача

(Перенаправлено из Вирилиса )
Удача
Богиня случайности, удачи и судьбы
Обилие Рим
Символ Глобус , рогганат , колесо , венок
Эквиваленты
Греческий эквивалент Tyche

Фортуна ( латынь : Фортуна , эквивалентная греческой богине Тиче ) является богиней удачи и в римской персонификации удачи религии , которая, в значительной степени благодаря покойному антикварному автору Боэюю , оставалась популярной в средневековье, по крайней мере, до Ренессанса . Изображение ее с завязанными глазами по -прежнему является важной фигурой во многих аспектах сегодняшней итальянской культуры, где дихотомия Fortuna / Sforta (Luck / Unfuck) играет заметную роль в повседневной социальной жизни, также представленная очень распространенным рефреном »La [Dea] Fortuna è Cieca "( латинская Fortuna Caeca Est ;" Удача [богиня] слепа ").

Fortuna часто изображается с губернакулумом (руль корабля), мяч или рота Fortunae (Wheel of Fortune, впервые упомянутое Цицероном ) и рог изобилия (рог изобилия). Она может принести добрую или неудачу: она может быть представлена ​​как завуалированная и слепая, как в современных изображениях Леди Джастис , за исключением того, что Фортуна не имеет равновесия. Фортуна пришла, чтобы представлять капризность жизни. Она также была богиней судьбы : как Atrox Fortuna , она заявила о молодой жизни Принцепса Августа внуков Гайуса и Люциуса , будущих наследников империи. [ 1 ] (В древности она также была известна как автоматические .) [ 2 ]

Древний культ

[ редактировать ]
Фортуна управляет кружкой четырех этапов жизни, Колесо удачи, в рукописи Кармины Бураны [ 3 ]
Геральдическая Фортуна в руках Глюкштадта .

Говорят, что отец Фортуны был Юпитером , и, как и он, она также могла бы быть обильной ( copia ). Как аннонария, она защитила запасы зерна. 11 июня была освящена ей: 24 июня ей дали культ на фестивале Fors Fortuna . [ 4 ] [ 5 ] Имя Фортуны, кажется, происходит от Вортумны (она вращается год). [ Цитация необходима ]

Римские писатели не согласны, был ли ее культ в Риме Сервиусом Туллиусом [ 6 ] или Марсиус . [ 7 ] Два самых ранних храмах, упомянутых в римских календарях, находились за пределами города, на правом берегу Тибера (на итальянском трасте ). Первый храм, посвященный Фортуне, был приписан этрускунскому Сервиусу Туллиусу, в то время как второй, как известно, был построен в 293 г. до н.э. как выполнение римского обещания, сделанного во время последующих этрусских войн . [ 8 ] Дата посвящения ее храмов была 24 июня или в середине лета, когда праздники из Рима ежегодно плавали в храмы вниз по течению от города. После нераскрытых ритуалов они затем гребли, гирляндировали и не могли. [ 9 ] Также у Fortuna был храм на Forum Boarium . Здесь Фортуна была взволнована с культом Матер Матуты (богини разделили фестиваль 11 июня), и парные храмы были раскрыты в раскопках рядом с церковью Сант'омобоно : культы действительно архаичны в дате. [ 10 ] Fortuna Primigenia of Praeneste была принята римлянами в конце 3 -го века до нашей эры в важном культе Fortuna Publica Populi Romani ( официальная удача римского народа ) на Quirinalis за пределами Порта -Коллины . [ 11 ] Никакой храм в Риме, однако, соперничал с великолепием святилища Преэзин.

Личность Фортуны как олицетворение случайных событий была тесно связана с виртусом (сила характера). Государственные чиновники, которым не хватало достоинств, пригласили на себя плохого и Рима: Саллуст использует печально известную каталину в качестве иллюстрации: «Истинно, когда вместо работы, праздность, вместо духа измерения и справедливости , каприза и гордости вторгаются, удача изменяется так же, как с моралью ». [ 12 ]

Оракул дубовых в храме Фортуна Прайгена в Праенесте использовал форму гадания, в которой маленький мальчик выбрал один из различных будущих, которые были написаны на стержнях . Культы Фортуны во многих ее формах подтверждаются во всем римском мире. Были обнаружены посвящения Fortuna Dubia (сомнительное состояние), Фортуна Бревис (непостоянная или своенравная удача) и Fortuna Mala (плохое состояние).

Fortuna встречается в различных домашних и личных контекстах. Во время ранней империи амулет из дома Менандра в Помпеи связывает ее с египетской богиней Исидой , как Исис-Фортуна. [ 13 ] Она функционально связана с богозаботным событием , [ 14 ] Кто часто представлен в качестве ее аналога: оба появляются на амулетах и ​​гравированных драгоценных камнях Intaglio по всему римскому миру. В контексте раннего республиканского периода счета Кориолана , примерно в 488 году до нашей эры, римский Сенат посвятил храм Фортуне из -за услуг Матронов Рима в спасении города от разрушения. [ 15 ] Свидетельство о поклонении Фортуна было найдено на севере, как и Каслекари , Шотландия [ 16 ] А теперь алтарь и статуя можно увидеть в Хантерийском музее в Глазго . [ 17 ]

Самая ранняя ссылка на колесо удачи , символическая бесконечных изменений в жизни между процветанием и катастрофой, от 55 до н.э. [ 18 ] В Агамемнон трагедии Сенеки , хор обращается к Фортуне с терминами, которые останутся почти общеизвестными, и в высоком героическом режиме разглагольствования, которые писатели эпохи Возрождения будут подражать:

O Fortune, который достает высокий благом на троне насмешливой рукой, в опасном и сомнительном состоянии, вы установите слишком возвышенные. Никогда не получали скиптры, спокойный мир или определенное пребывание; Забота о уходе отбрасывает их и когда -либо делает свежие штормы, раздражающие их души. ... великие королевства погружаются в свой собственный вес, и удача уступает без бремени. Парусы опухли, предпочитая Бриз, страх от взрыва слишком сильно; Башня, которая поднимает голову к самым облакам, избивается дождливым . ... Все, что не поднималось на высоком уровне, она поднимается, но для того, чтобы привести низкий уровень. Скромное поместье имеет более длительную жизнь; Затем, счастливый человек, который, довольствовался общим парнем, с безопасным бризом обнимает берег и, опасаясь доверять своему скифу в более широкое море, с непристойным веслом держится близко к земле. [ 19 ]

Описание Овидида типично для римских представлений: в письме из изгнания [ 20 ] Он с сожалением размышляет о «богине, которая признает ее неустойчивым колесом ее собственную непостоянство; у нее всегда есть вершина под ее качающейся ногой».

Средневековья и Ренессанс

[ редактировать ]
Унижение императора Валериана Королем Шапуром I из Персии (260) перешло в европейскую культурную память как пример отмены Фортуны . На рисунке в ручке и вкусе Ганса Хольбейна (1521) универсальный урок приносит домой его современную обстановку.

Фортуна не исчез из популярного воображения с господством христианства. [ 21 ] Святой Августин выступил против ее продолжающегося присутствия, в городе Божьем : «Как, следовательно, она хороша, которая без проницательности приходит как к доброму, так и к плохому? ... это ничего не поклоняется ей, если она, если она это действительно удача ... пусть плохое поклоняться ей ... это предполагаемое божество ». [ 22 ] В 6 -м веке утешение философии государственным деятелем и философом Боэциями написано, когда он столкнулся с казнью, отражал христианское богословие Касуса , что, по -видимому, случайные и часто разрушительные повороты колеса на самом деле как неизбежны, так и провиденциальные, что даже случайные, что даже проведите, что даже является случайным и часто разрушенным поворотом удачи Наиболее случайные события являются частью скрытого плана Бога, который не должен сопротивляться или пытаться измениться. Фортуна, тогда была слугой Бога, [ 23 ] [ 24 ] и события, индивидуальные решения, влияние звезд было просто транспортными средствами божественной воли. Боэтия В последующих поколениях утешение требовалось чтение для ученых и студентов. Фортуна вернулась к популярному принятию с новой иконографической чертой «Двуличное состояние», Fortuna Bifrons ; Такие изображения продолжаются в 15 веке. [ 25 ]

Вездесущий образ колеса удачи, найденного в средние века и за его пределами, было прямым наследием второй книги Боэтия утешения . Колесо появляется во многих исполнениях от крошечных миниатюр в рукописях до огромных витражных окон в соборах, таких как Amiens . Леди Фортуна обычно представлена ​​как больше, чем жизнь, чтобы подчеркнуть ее важность. Колесо, характерно, имеет четыре полка, или этапы жизни, с четырьмя человеческими фигурами, обычно помеченными на левом Реднабо (я буду царствовать), на верхнем регно (я царствует) и обычно увенчан, спускаясь на правый регнави (у меня есть Царствовано) и скромная фигура на дне отмечена сумма Sine Regno (у меня нет королевства). Средневековые представления о Фортуне подчеркивают ее двойственность и нестабильность, такие как два лица рядом, как Янус ; одно лицо улыбается другому хмурил; половина лица белый другой черный; Она может быть с завязанными глазами, но без весов, слепая к справедливости. Она была связана с рогнукопией , рулем корабля, мячом и колесом. Горнина, откуда течет много, руля руля направляет судьбу, глобус символизирует шанс (который получает добрый или неудачный), и колесо символизирует эту удачу, хорошую или плохой, никогда не длится.

Фортуна слегка балансирует шар суверенитета между большим пальцем и пальцем в голландской картине около 1530 года ( Musée des Beaux-Arts de Strasbourg )

Фортуна будет иметь много влияния на культурные произведения в течение среднего века. В Le Roman De La Rose Fortune расстраивает надежды любовника, которому помог олицетворенный характер «разум». Данте В Адфе (vii.67-96) Вирджил объясняет природу удачи, как дьявола, так и служительного ангела, подчиненного Богу. Boccacco 's de casibus virorum illustrium («состояния известных людей»), используемое Джоном Лидгейтом для составления его князей , рассказывает о многих, где повернуть колес падения 'Una E Dell'altra Fortuna , зависит от Боэтия для двойной природы Фортуны. Фортуна появляется в Кармина Буране (см. Изображение). Христианская Леди Фортуна не является автономной: иллюстрации для Boccacco's Remedii Show Fortuna, выдвинутого на триумфальном автомобиле с поводьями, которые ведут к небесам. [ 26 ]

Макиавелли» Фортуна также появляется в главе 25 « Принца , в которой он говорит, что Фортуна правит только половину судьбы мужчины, а другая половина - их собственная воля. Макиавелли напоминает читателю, что Фортуна - женщина, что она предпочитает сильную, амбициозную руку и что она предпочитает более агрессивного и смелого молодого человека, чем робкий старший. Опера Монтеверди в Опера L'Concoronazione di Poppea имеет Fortuna, контрастирующую с добродетели богини. Даже Шекспир не был новичком для Леди Фортуна:

Когда в позоре от удачи и мужчин
Я в одиночестве захожу в свое государство изгнанника ...

Игнатий Джей Рейли, главный герой знаменитого Джона Кеннеди Тул романа «Конфедерация Дунка» , определяет Фортуну как агент перемен в своей жизни. Жильбоз, нелепой средневековье, Игнатий имеет мышление, что он не принадлежит к миру и что его многочисленные недостатки являются работой какой -то высшей силы. Он постоянно ссылается на Фортуну, когда он повернул его вниз по ее колесу удачи, как в «О, Фортуна, вы дегенерируете, бессмысленно!» Колесо удачи также испытывает обеспокоенность по поводу оккультизма и сатанизма . [ 27 ]

Pars fortuna в астрологии

[ редактировать ]
Иллюстрация Аль-Бируни (973-1048) различных фаз луны, от персидского китаба аль-Тафхима

В астрологии термин Pars fortuna представляет собой математическую точку в зодиаке , полученном продольными положениями Солнца , Луны и Асцендента ( восходящего знака) в схеме рождения человека. Он представляет особенно полезную точку на гороскопической графике. В арабской астрологии эти и подобные точки называются арабскими частями .

Аль-Бируни (973-1048), математик 11-го века, астроном и ученый, который был величайшим сторонником этой системы прогнозирования, перечислил в общей сложности 97 арабских частей, которые широко использовались для астрологических консультаций.

Леди Фортуна в Боккаччо рукописи
  • Фортуна Аннонария принесла удачу урожая.
  • Фортуна Примгения направила состояние первенца в момент рождения.
  • Фортуна Вирилис («Удача личности»), удача человека в браке. [ 28 ]
  • Fortuna Redux принес один благополучно домой.
  • Фортуна ищет удачу провайдера.
  • Fortuna Muliebris удачи человека.
  • Fortuna Balnearis - удача ванн. [ 29 ]
  • Fortuna Conservatrix Устойчивое состояние. [ 30 ]
  • Fortuna Equestris Fortune of Knights. [ 30 ]
  • Фортуна этого дня, состояние сегодняшнего дня. [ 30 ]
  • СОЕДИНЕНИЕ СЛУЧАЕТСЯ СУЩЕСТВО БЛАГОДИНА. [ 30 ]
  • Fortuna Privata Угощение частного лица. [ 30 ]
  • Fortuna publica Fortuny of the People. [ 30 ]
  • Фортуна Романа Фортуна Рима. [ 30 ]
  • Fortuna Vivgo Устойчивость Девы. [ 30 ]
  • Fortuna Faitrix Fortuny of Life.
  • Фортуна Барбата, удача подростков, становящихся взрослыми. [ 31 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Marguerite Scourmers, "Atrox Fortuna" Классический журнал 22.4 (январь 1927 г.), 267 - 275.
  2. ^ «Гомер» (1827), с.577.
  3. ^ V. Canarache, A. aricecu, V. Barbu, A. Răduscu (1963). Сокровище Скульптуры Томиса (на румынском языке). Научный издательство. П. {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Сэмюэль Болл Платнер и Томас Эшби, топографический словарь древнего Рима ; (Лондон: издательство Оксфордского университета) 1929: Онлайн-текст .
  5. ^ Ovid , календарная сила . 773-786.
  6. ^ Варро , де Ланго Латина VI.17.
  7. ^ Плутарх ; См. Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби, топографический словарь древнего Рима ; (Лондон: издательство Оксфордского университета) 1929: Онлайн-текст .
  8. ^ Livy, « от Рима », 2.40.
  9. ^ Биллингтон, С., Грин, М. «Концепция богини» (Лондон, Нью-Йорк, 1996), 133-134.
  10. ^ Hornblower, S., Spawforth, A., «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью -Йорк), 606.
  11. ^ Hornblower, S., Spawforth, A. «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью -Йорк), 606.
  12. ^ Но там, где труд лени, для продолжения, справедливости и гордости, удача вместе с моралью изменилась , Titus, Catiline , ii.5. Его взгляд на удачу обсуждается в Etienne Tiffou, «Salluste et la Fortune» Феникс , 31,4 (зима 1977), 349 - 360.
  13. ^ Эллисон, П., 2006, Инсула Менандра в Помпеи : Vol.iii, находки; Контекстуальное исследование, Оксфорд: Clarendon Press
  14. ^ Greene, Em, "Intaglios", в Birley, A. and Blake, J., 2005, Vindolanda: раскопки 2003-2004, Bardon Mill: Vindolanda Trust, PP187-193
  15. ^ Ливи , город , 2:40
  16. ^ "Каслкари" . Антонин Стена . Получено 10 октября 2017 года .
  17. ^ «Антонин Стена: Последняя граница Рима» . Охотник . Университет Глазго . Получено 10 октября 2017 года .
  18. ^ Цицерон в Пизо .
  19. ^ Агамемнон , перевод Фрэнка Юстуса Миллера ( онлайн-текст )
  20. ^ Ovid, ex ponto , iv, Послание 3.
  21. ^ Говард Р. Патч, богиня Фортуна в средневековой литературе , 1927 год является основным исследованием.
  22. ^ Августин, город Божий , IV.18-18; т.8.
  23. ^ Selma Pfeiffenberger, «Заметки об иконологии суждения Донателло о пилате в Сан-Лоренцо» Ренессанс Ежеквартально 20 .4 (Зима 1967: 437-454) с 440.
  24. ^ «Восстание и падение удачи» . 13 апреля 2015 года . Получено 15 мая 2021 года .
  25. ^ Как отмечает Пфайфенбергер, сославшись на А. Лаборде, «Рукописи города Бога» , Париж, 1909: т. III, PLS 59, 65; нет детекций Fortuna Bifrons . Пфайфенбергер отмечает, что в романом искусстве
  26. ^ Отмечен Pfeiffenberger 1967: 441.
  27. ^ "Колесо удачи" . Архивировано с оригинала 30 марта 2014 года.
  28. ^ "Женщина удачи " . www.thaliatook.com/ . Талия взяла . Получено 2017-03-17 .
  29. ^ «Фортуна Августа, римская богиня удачи императора» .
  30. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час "Fortuna" . Mlahanas.de. Архивировано из оригинала 2013-09-11 . Получено 2014-04-28 .
  31. ^ «Отцы церкви: город Божий, Книга IV (Святой Августин)» . www.newadvent.org . Получено 2017-08-13 .

Примечания

[ редактировать ]
  • Дэвид Плант, «Удача, Дух и Цикл Луна»
  • «Гомер» (1827) Классическое руководство; Или мифологический, исторический и географический комментарий к Папе Гомеру и Драйдену из Вирджила с обильным указанием . (Лонгман).
  • Говард Роллин Патч (1923), Фортуна в старой французской литературе
  • Лесли Адкинс, Рой А. Адкинс (2001) Словарь римской религии
  • Говард Роллин Патч (1927, реп. 1967), богиня Фортуна в средневековой литературе
  • Говард Роллин Патч (1922), традиция богини Фортуна в средневековой философии и литературе
  • J. Champeaux, Fortuna. Полет. I. Исследование поклонения Фортуне в Риме и в римском мире происхождения до смерти Цезаря; Полет. II Преобразования Фортуны под Республикой (Рим, Французская школа в Риме, 1982-1987).
  • Narducci, Emanuele, Sergio Auditano и Luca Fezzi (Edd . ) Культурные исследования классики, 41).
  • Мишель О Михо Маюззи (2016), Мартин Уайт на Fortune и Iron Shoot
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da8f4e982200b99cfdb93d78054cd7fd__1724690880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/fd/da8f4e982200b99cfdb93d78054cd7fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fortuna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)