Удача
Удача | |
---|---|
Богиня случайности, удачи и судьбы | |
![]() | |
Обилие | Рим |
Символ | Глобус , рогганат , колесо , венок |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Tyche |
Фортуна ( латынь : Фортуна , эквивалентная греческой богине Тиче ) является богиней удачи и в римской персонификации удачи религии , которая, в значительной степени благодаря покойному антикварному автору Боэюю , оставалась популярной в средневековье, по крайней мере, до Ренессанса . Изображение ее с завязанными глазами по -прежнему является важной фигурой во многих аспектах сегодняшней итальянской культуры, где дихотомия Fortuna / Sforta (Luck / Unfuck) играет заметную роль в повседневной социальной жизни, также представленная очень распространенным рефреном »La [Dea] Fortuna è Cieca "( латинская Fortuna Caeca Est ;" Удача [богиня] слепа ").
Fortuna часто изображается с губернакулумом (руль корабля), мяч или рота Fortunae (Wheel of Fortune, впервые упомянутое Цицероном ) и рог изобилия (рог изобилия). Она может принести добрую или неудачу: она может быть представлена как завуалированная и слепая, как в современных изображениях Леди Джастис , за исключением того, что Фортуна не имеет равновесия. Фортуна пришла, чтобы представлять капризность жизни. Она также была богиней судьбы : как Atrox Fortuna , она заявила о молодой жизни Принцепса Августа внуков Гайуса и Люциуса , будущих наследников империи. [ 1 ] (В древности она также была известна как автоматические .) [ 2 ]
Древний культ
[ редактировать ]

Говорят, что отец Фортуны был Юпитером , и, как и он, она также могла бы быть обильной ( copia ). Как аннонария, она защитила запасы зерна. 11 июня была освящена ей: 24 июня ей дали культ на фестивале Fors Fortuna . [ 4 ] [ 5 ] Имя Фортуны, кажется, происходит от Вортумны (она вращается год). [ Цитация необходима ]
Римские писатели не согласны, был ли ее культ в Риме Сервиусом Туллиусом [ 6 ] или Марсиус . [ 7 ] Два самых ранних храмах, упомянутых в римских календарях, находились за пределами города, на правом берегу Тибера (на итальянском трасте ). Первый храм, посвященный Фортуне, был приписан этрускунскому Сервиусу Туллиусу, в то время как второй, как известно, был построен в 293 г. до н.э. как выполнение римского обещания, сделанного во время последующих этрусских войн . [ 8 ] Дата посвящения ее храмов была 24 июня или в середине лета, когда праздники из Рима ежегодно плавали в храмы вниз по течению от города. После нераскрытых ритуалов они затем гребли, гирляндировали и не могли. [ 9 ] Также у Fortuna был храм на Forum Boarium . Здесь Фортуна была взволнована с культом Матер Матуты (богини разделили фестиваль 11 июня), и парные храмы были раскрыты в раскопках рядом с церковью Сант'омобоно : культы действительно архаичны в дате. [ 10 ] Fortuna Primigenia of Praeneste была принята римлянами в конце 3 -го века до нашей эры в важном культе Fortuna Publica Populi Romani ( официальная удача римского народа ) на Quirinalis за пределами Порта -Коллины . [ 11 ] Никакой храм в Риме, однако, соперничал с великолепием святилища Преэзин.
Личность Фортуны как олицетворение случайных событий была тесно связана с виртусом (сила характера). Государственные чиновники, которым не хватало достоинств, пригласили на себя плохого и Рима: Саллуст использует печально известную каталину в качестве иллюстрации: «Истинно, когда вместо работы, праздность, вместо духа измерения и справедливости , каприза и гордости вторгаются, удача изменяется так же, как с моралью ». [ 12 ]
Оракул дубовых в храме Фортуна Прайгена в Праенесте использовал форму гадания, в которой маленький мальчик выбрал один из различных будущих, которые были написаны на стержнях . Культы Фортуны во многих ее формах подтверждаются во всем римском мире. Были обнаружены посвящения Fortuna Dubia (сомнительное состояние), Фортуна Бревис (непостоянная или своенравная удача) и Fortuna Mala (плохое состояние).
Fortuna встречается в различных домашних и личных контекстах. Во время ранней империи амулет из дома Менандра в Помпеи связывает ее с египетской богиней Исидой , как Исис-Фортуна. [ 13 ] Она функционально связана с богозаботным событием , [ 14 ] Кто часто представлен в качестве ее аналога: оба появляются на амулетах и гравированных драгоценных камнях Intaglio по всему римскому миру. В контексте раннего республиканского периода счета Кориолана , примерно в 488 году до нашей эры, римский Сенат посвятил храм Фортуне из -за услуг Матронов Рима в спасении города от разрушения. [ 15 ] Свидетельство о поклонении Фортуна было найдено на севере, как и Каслекари , Шотландия [ 16 ] А теперь алтарь и статуя можно увидеть в Хантерийском музее в Глазго . [ 17 ]
Самая ранняя ссылка на колесо удачи , символическая бесконечных изменений в жизни между процветанием и катастрофой, от 55 до н.э. [ 18 ] В Агамемнон трагедии Сенеки , хор обращается к Фортуне с терминами, которые останутся почти общеизвестными, и в высоком героическом режиме разглагольствования, которые писатели эпохи Возрождения будут подражать:
O Fortune, который достает высокий благом на троне насмешливой рукой, в опасном и сомнительном состоянии, вы установите слишком возвышенные. Никогда не получали скиптры, спокойный мир или определенное пребывание; Забота о уходе отбрасывает их и когда -либо делает свежие штормы, раздражающие их души. ... великие королевства погружаются в свой собственный вес, и удача уступает без бремени. Парусы опухли, предпочитая Бриз, страх от взрыва слишком сильно; Башня, которая поднимает голову к самым облакам, избивается дождливым . ... Все, что не поднималось на высоком уровне, она поднимается, но для того, чтобы привести низкий уровень. Скромное поместье имеет более длительную жизнь; Затем, счастливый человек, который, довольствовался общим парнем, с безопасным бризом обнимает берег и, опасаясь доверять своему скифу в более широкое море, с непристойным веслом держится близко к земле. [ 19 ]
Описание Овидида типично для римских представлений: в письме из изгнания [ 20 ] Он с сожалением размышляет о «богине, которая признает ее неустойчивым колесом ее собственную непостоянство; у нее всегда есть вершина под ее качающейся ногой».
Средневековья и Ренессанс
[ редактировать ]
Фортуна не исчез из популярного воображения с господством христианства. [ 21 ] Святой Августин выступил против ее продолжающегося присутствия, в городе Божьем : «Как, следовательно, она хороша, которая без проницательности приходит как к доброму, так и к плохому? ... это ничего не поклоняется ей, если она, если она это действительно удача ... пусть плохое поклоняться ей ... это предполагаемое божество ». [ 22 ] В 6 -м веке утешение философии государственным деятелем и философом Боэциями написано, когда он столкнулся с казнью, отражал христианское богословие Касуса , что, по -видимому, случайные и часто разрушительные повороты колеса на самом деле как неизбежны, так и провиденциальные, что даже случайные, что даже проведите, что даже является случайным и часто разрушенным поворотом удачи Наиболее случайные события являются частью скрытого плана Бога, который не должен сопротивляться или пытаться измениться. Фортуна, тогда была слугой Бога, [ 23 ] [ 24 ] и события, индивидуальные решения, влияние звезд было просто транспортными средствами божественной воли. Боэтия В последующих поколениях утешение требовалось чтение для ученых и студентов. Фортуна вернулась к популярному принятию с новой иконографической чертой «Двуличное состояние», Fortuna Bifrons ; Такие изображения продолжаются в 15 веке. [ 25 ]
Вездесущий образ колеса удачи, найденного в средние века и за его пределами, было прямым наследием второй книги Боэтия утешения . Колесо появляется во многих исполнениях от крошечных миниатюр в рукописях до огромных витражных окон в соборах, таких как Amiens . Леди Фортуна обычно представлена как больше, чем жизнь, чтобы подчеркнуть ее важность. Колесо, характерно, имеет четыре полка, или этапы жизни, с четырьмя человеческими фигурами, обычно помеченными на левом Реднабо (я буду царствовать), на верхнем регно (я царствует) и обычно увенчан, спускаясь на правый регнави (у меня есть Царствовано) и скромная фигура на дне отмечена сумма Sine Regno (у меня нет королевства). Средневековые представления о Фортуне подчеркивают ее двойственность и нестабильность, такие как два лица рядом, как Янус ; одно лицо улыбается другому хмурил; половина лица белый другой черный; Она может быть с завязанными глазами, но без весов, слепая к справедливости. Она была связана с рогнукопией , рулем корабля, мячом и колесом. Горнина, откуда течет много, руля руля направляет судьбу, глобус символизирует шанс (который получает добрый или неудачный), и колесо символизирует эту удачу, хорошую или плохой, никогда не длится.

Фортуна будет иметь много влияния на культурные произведения в течение среднего века. В Le Roman De La Rose Fortune расстраивает надежды любовника, которому помог олицетворенный характер «разум». Данте В Адфе (vii.67-96) Вирджил объясняет природу удачи, как дьявола, так и служительного ангела, подчиненного Богу. Boccacco 's de casibus virorum illustrium («состояния известных людей»), используемое Джоном Лидгейтом для составления его князей , рассказывает о многих, где повернуть колес падения 'Una E Dell'altra Fortuna , зависит от Боэтия для двойной природы Фортуны. Фортуна появляется в Кармина Буране (см. Изображение). Христианская Леди Фортуна не является автономной: иллюстрации для Boccacco's Remedii Show Fortuna, выдвинутого на триумфальном автомобиле с поводьями, которые ведут к небесам. [ 26 ]
Макиавелли» Фортуна также появляется в главе 25 « Принца , в которой он говорит, что Фортуна правит только половину судьбы мужчины, а другая половина - их собственная воля. Макиавелли напоминает читателю, что Фортуна - женщина, что она предпочитает сильную, амбициозную руку и что она предпочитает более агрессивного и смелого молодого человека, чем робкий старший. Опера Монтеверди в Опера L'Concoronazione di Poppea имеет Fortuna, контрастирующую с добродетели богини. Даже Шекспир не был новичком для Леди Фортуна:
Когда в позоре от удачи и мужчин
Я в одиночестве захожу в свое государство изгнанника ...- Сонет 29
Игнатий Джей Рейли, главный герой знаменитого Джона Кеннеди Тул романа «Конфедерация Дунка» , определяет Фортуну как агент перемен в своей жизни. Жильбоз, нелепой средневековье, Игнатий имеет мышление, что он не принадлежит к миру и что его многочисленные недостатки являются работой какой -то высшей силы. Он постоянно ссылается на Фортуну, когда он повернул его вниз по ее колесу удачи, как в «О, Фортуна, вы дегенерируете, бессмысленно!» Колесо удачи также испытывает обеспокоенность по поводу оккультизма и сатанизма . [ 27 ]
Pars fortuna в астрологии
[ редактировать ]
В астрологии термин Pars fortuna представляет собой математическую точку в зодиаке , полученном продольными положениями Солнца , Луны и Асцендента ( восходящего знака) в схеме рождения человека. Он представляет особенно полезную точку на гороскопической графике. В арабской астрологии эти и подобные точки называются арабскими частями .
Аль-Бируни (973-1048), математик 11-го века, астроном и ученый, который был величайшим сторонником этой системы прогнозирования, перечислил в общей сложности 97 арабских частей, которые широко использовались для астрологических консультаций.
Аспекты
[ редактировать ]
- Фортуна Аннонария принесла удачу урожая.
- Фортуна Примгения направила состояние первенца в момент рождения.
- Фортуна Вирилис («Удача личности»), удача человека в браке. [ 28 ]
- Fortuna Redux принес один благополучно домой.
- Фортуна ищет удачу провайдера.
- Fortuna Muliebris удачи человека.
- Fortuna Balnearis - удача ванн. [ 29 ]
- Fortuna Conservatrix Устойчивое состояние. [ 30 ]
- Fortuna Equestris Fortune of Knights. [ 30 ]
- Фортуна этого дня, состояние сегодняшнего дня. [ 30 ]
- СОЕДИНЕНИЕ СЛУЧАЕТСЯ СУЩЕСТВО БЛАГОДИНА. [ 30 ]
- Fortuna Privata Угощение частного лица. [ 30 ]
- Fortuna publica Fortuny of the People. [ 30 ]
- Фортуна Романа Фортуна Рима. [ 30 ]
- Fortuna Vivgo Устойчивость Девы. [ 30 ]
- Fortuna Faitrix Fortuny of Life.
- Фортуна Барбата, удача подростков, становящихся взрослыми. [ 31 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Фортуна одобряет смелую ( сильная поддержания состояния )
- Кармина Бурана , Средневековые стихи, и Кармина Бурана , симфония Карла Орфа, в котором говорится о Фортуне
- Колонна готов
- 19 Удачи
- Благочестие ( pietas ), надежда ( Spes ), верность ( фиды ), другие понятия, которым поклоняются римляне как богинь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Marguerite Scourmers, "Atrox Fortuna" Классический журнал 22.4 (январь 1927 г.), 267 - 275.
- ^ «Гомер» (1827), с.577.
- ^ V. Canarache, A. aricecu, V. Barbu, A. Răduscu (1963). Сокровище Скульптуры Томиса (на румынском языке). Научный издательство. П.
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сэмюэль Болл Платнер и Томас Эшби, топографический словарь древнего Рима ; (Лондон: издательство Оксфордского университета) 1929: Онлайн-текст .
- ^ Ovid , календарная сила . 773-786.
- ^ Варро , де Ланго Латина VI.17.
- ^ Плутарх ; См. Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби, топографический словарь древнего Рима ; (Лондон: издательство Оксфордского университета) 1929: Онлайн-текст .
- ^ Livy, « от Рима », 2.40.
- ^ Биллингтон, С., Грин, М. «Концепция богини» (Лондон, Нью-Йорк, 1996), 133-134.
- ^ Hornblower, S., Spawforth, A., «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью -Йорк), 606.
- ^ Hornblower, S., Spawforth, A. «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью -Йорк), 606.
- ^ Но там, где труд лени, для продолжения, справедливости и гордости, удача вместе с моралью изменилась , Titus, Catiline , ii.5. Его взгляд на удачу обсуждается в Etienne Tiffou, «Salluste et la Fortune» Феникс , 31,4 (зима 1977), 349 - 360.
- ^ Эллисон, П., 2006, Инсула Менандра в Помпеи : Vol.iii, находки; Контекстуальное исследование, Оксфорд: Clarendon Press
- ^ Greene, Em, "Intaglios", в Birley, A. and Blake, J., 2005, Vindolanda: раскопки 2003-2004, Bardon Mill: Vindolanda Trust, PP187-193
- ^ Ливи , город , 2:40
- ^ "Каслкари" . Антонин Стена . Получено 10 октября 2017 года .
- ^ «Антонин Стена: Последняя граница Рима» . Охотник . Университет Глазго . Получено 10 октября 2017 года .
- ^ Цицерон в Пизо .
- ^ Агамемнон , перевод Фрэнка Юстуса Миллера ( онлайн-текст )
- ^ Ovid, ex ponto , iv, Послание 3.
- ^ Говард Р. Патч, богиня Фортуна в средневековой литературе , 1927 год является основным исследованием.
- ^ Августин, город Божий , IV.18-18; т.8.
- ^ Selma Pfeiffenberger, «Заметки об иконологии суждения Донателло о пилате в Сан-Лоренцо» Ренессанс Ежеквартально 20 .4 (Зима 1967: 437-454) с 440.
- ^ «Восстание и падение удачи» . 13 апреля 2015 года . Получено 15 мая 2021 года .
- ^ Как отмечает Пфайфенбергер, сославшись на А. Лаборде, «Рукописи города Бога» , Париж, 1909: т. III, PLS 59, 65; нет детекций Fortuna Bifrons . Пфайфенбергер отмечает, что в романом искусстве
- ^ Отмечен Pfeiffenberger 1967: 441.
- ^ "Колесо удачи" . Архивировано с оригинала 30 марта 2014 года.
- ^ "Женщина удачи " . www.thaliatook.com/ . Талия взяла . Получено 2017-03-17 .
- ^ «Фортуна Августа, римская богиня удачи императора» .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час "Fortuna" . Mlahanas.de. Архивировано из оригинала 2013-09-11 . Получено 2014-04-28 .
- ^ «Отцы церкви: город Божий, Книга IV (Святой Августин)» . www.newadvent.org . Получено 2017-08-13 .
Примечания
[ редактировать ]- Дэвид Плант, «Удача, Дух и Цикл Луна»
- «Гомер» (1827) Классическое руководство; Или мифологический, исторический и географический комментарий к Папе Гомеру и Драйдену из Вирджила с обильным указанием . (Лонгман).
- Говард Роллин Патч (1923), Фортуна в старой французской литературе
- Лесли Адкинс, Рой А. Адкинс (2001) Словарь римской религии
- Говард Роллин Патч (1927, реп. 1967), богиня Фортуна в средневековой литературе
- Говард Роллин Патч (1922), традиция богини Фортуна в средневековой философии и литературе
- J. Champeaux, Fortuna. Полет. I. Исследование поклонения Фортуне в Риме и в римском мире происхождения до смерти Цезаря; Полет. II Преобразования Фортуны под Республикой (Рим, Французская школа в Риме, 1982-1987).
- Narducci, Emanuele, Sergio Auditano и Luca Fezzi (Edd . ) Культурные исследования классики, 41).
- Мишель О Михо Маюззи (2016), Мартин Уайт на Fortune и Iron Shoot
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия Британская . Тол. 10 (11 -е изд.). 1911. .
- Майкл Бест, «средневековая трагедия»
- Арья, Дарий Андре (27 января 2006 г.) [2002]. Богиня Фортуна в имперском Риме: культ, искусство, текст . Тезисы и диссертации из Техасского университета в Остине. Остин: Университет Техаса в Остине. HDL : 2152/152 . (Требуется вход) или Дарий Андре Арья, «Богиня Фортуна в имперском Риме: культ, искусство, текст»
- Новая энциклопедия Коллиера . 1921. .
- Американская циклопдия 1879. "
- Fors Fortuna в древнем Риме // С. Биллингтон - концепция богини, 1996