Удача
Удача | |
---|---|
Богиня случая, удачи и судьбы | |
Обитель | Рим |
Символ | Глобус , Рог изобилия , Колесо , Венок |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Тихе |
Фортуна ( лат . Fortūna , эквивалент греческой богини Тихе ) — богиня удачи и олицетворение удачи которая в римской религии, , во многом благодаря позднеантичному автору Боэцию , оставалась популярной в Средние века, по крайней мере, до эпохи Возрождения . Ее изображение с завязанными глазами до сих пор является важной фигурой во многих аспектах сегодняшней итальянской культуры, где дихотомия fortuna/sfortuna (удача/невезение) играет заметную роль в повседневной социальной жизни, также представленная очень распространенным рефреном «La [dea] fortuna è cieca» ( лат. Fortuna caeca est ; «Удача [богиня] слепа»).
Фортуну часто изображают с губернакулумом (рулем корабля), шаром или Rota Fortunae (колесом фортуны, впервые упомянутым Цицероном ) и рогом изобилия (рогом изобилия). Она могла принести удачу или неудачу: ее можно было изобразить скрытой и слепой, как в современных изображениях Леди Справедливости , за исключением того, что Фортуна не удерживает равновесие. Фортуна стала символом капризности жизни. Она также была богиней судьбы : как Атрокс Фортуна , она унесла молодые жизни принцепса Августа внуков Гая и Луция , потенциальных наследников Империи. [1] (В древности она была также известна как Автоматия .) [2]
Древний культ
[ редактировать ]Говорят, что отцом Фортуны был Юпитер , и, как и он, она также могла быть щедрой ( Копия ). Как Аннонария, она защищала запасы зерна. 11 июня было посвящено ей: 24 июня ей был поставлен культ на фестивале Форс Фортуна . [4] [5] Имя Фортуны, кажется, происходит от Вортумны (той, которая вращает год). [ нужна ссылка ]
Римские писатели расходились во мнениях относительно того, принес ли ее культ в Рим Сервий Туллий. [6] или Анк Марций [7] Два самых ранних храма, упомянутых в римских календарях, находились за пределами города, на правом берегу Тибра (по-итальянски Трастевере ). Первый храм, посвященный Фортуне, приписывают этруску Сервию Туллию, а второй, как известно, был построен в 293 г. до н.э. во исполнение римского обещания, данного во время более поздних этрусских войн . [8] Датой освящения ее храмов было 24 июня, или День летнего солнцестояния, когда празднующие из Рима ежегодно приплывали к храмам ниже по течению от города. После нераскрытых ритуалов они поплыли обратно, украшенные гирляндами и опьяненные. [9] Также у Фортуны был храм на Форуме Быков . Здесь Фортуна был побратимом культа Матери Матута (богини разделили праздник 11 июня), а парные храмы были обнаружены при раскопках рядом с церковью Сант-Омобоно : культы действительно являются архаичными по времени. [10] Fortuna Primigenia of Praeneste была принята римлянами в конце 3-го века до нашей эры в важном культе Fortuna Publica Populi Romani ( Официальная удача римского народа ) на Квиринале за пределами Порта Коллина . [11] Однако ни один храм в Риме не мог сравниться по великолепию с пренестинским святилищем.
Личность Фортуны как олицетворения случайных событий была тесно связана с virtus (силой характера). Государственные чиновники, которым не хватало добродетелей, навлекли на себя и на Рим несчастья: Саллюстий приводит в качестве примера печально известного Катилину : «Воистину, когда вместо работы праздность, вместо духа меры и справедливости , вторгаются каприз и гордыня, удача меняется так же, как и мораль». [12]
Оракул дубовых в храме Фортуны Примигены в Пренесте использовал форму гадания, в которой маленький мальчик выбирал одно из различных вариантов будущего, написанных на стержнях . Культы Фортуны во многих ее формах засвидетельствованы во всем римском мире. Были найдены посвящения Фортуне Дубиа (сомнительная удача), Фортуне Бревис (непостоянная или своенравная удача) и Фортуне Мала (неудачная удача).
Фортуна встречается в различных бытовых и личных контекстах. Во времена ранней Империи амулет из Дома Менандра в Помпеях связывает ее с египетской богиней Исидой , как Исида-Фортуна. [13] Функционально она связана с богом Бонусом Эвентусом . [14] которую часто изображают как ее двойника: оба появляются на амулетах и драгоценных камнях с глубокой гравировкой по всему римскому миру. В контексте раннего республиканского периода рассказа о Кориолане примерно в 488 году до нашей эры римский сенат посвятил храм Фортуне в знак заслуг римских матрон по спасению города от разрушения. [15] Свидетельства поклонения Фортуне были найдены на севере, в Каслкари , Шотландия. [16] а алтарь и статую теперь можно увидеть в Хантерианском музее в Глазго . [17]
Самое раннее упоминание о Колесе Фортуны , символизирующем бесконечные изменения в жизни между процветанием и катастрофой, датируется 55 годом до нашей эры. [18] В « трагедии Сенеки Агамемнон » хор обращается к Фортуне в терминах, которые остались бы почти пословицами, и в высоком героическом разглагольствовании, которому подражали писатели эпохи Возрождения:
О Фортуна, насмехающейся рукой дарующая высокое благо трона, в опасное и сомнительное положение ты ставишь слишком возвышенных. Никогда скипетры не получали спокойного мира или определенного владения; забота за заботой тяготит их, и новые бури терзают их души. ... великие королевства тонут под собственным весом, и Фортуна сдается «под бременем самой себя». Паруса, набухшие от попутного ветра, боятся слишком сильных порывов ветра; башню, поднимающую голову до самых облаков, бьет дождливый Остер . ... Что бы Фортуна ни подняла на высоту, она поднимает лишь для того, чтобы опустить ее. Скромное поместье прослужит дольше; тогда счастлив тот, кто, довольный общей участью, с безопасным ветерком прижимается к берегу и, боясь доверить свой челнок более широкому морю, с неамбициозным веслом держится близко к берегу. [19]
Описание Овидия типично для римских изображений: в письме из ссылки [20] он с сожалением размышляет о «богине, которая своим неустойчивым колесом признает свою непостоянство; ее вершина всегда находится под ее покачивающейся ногой».
Средневековье и Возрождение
[ редактировать ]Фортуна не исчезла из народного воображения с приходом христианства. [21] Святой Августин выступил против ее постоянного присутствия в Граде Божием : «Как же хороша она, которая без различения приходит как к добру, так и к злу?... Нет никакой пользы поклоняться ей, если она это действительно удача ... пусть плохие поклоняются ей... этому предполагаемому божеству». [22] В VI веке « Утешение философией » государственного деятеля и философа Боэция , написанное перед казнью, отражало христианскую теологию казуса , согласно которой кажущиеся случайными и часто разрушительные повороты Колеса Фортуны на самом деле одновременно неизбежны и провиденциальны, что даже самые случайные события являются частью скрытого плана Бога, которому не следует сопротивляться или пытаться изменить. Итак, Фортуна была рабой Божией, [23] [24] и события, индивидуальные решения, влияние звезд — все это было просто проводниками Божественной Воли. В последующих поколениях « Утешение Боэция» было обязательным чтением для ученых и студентов. Фортуна снова вернулась к народному признанию с новой иконографической чертой: «двуликая Фортуна», Fortuna bifrons ; такие изображения продолжаются и в 15 веке. [25]
Повсеместное изображение Колеса Фортуны, встречающееся на протяжении Средневековья и за его пределами, было прямым наследием второй книги « » Боэция Утешения . Колесо появляется во многих интерпретациях: от крошечных миниатюр в рукописях до огромных витражей в соборах, например, в Амьене . Леди Фортуну обычно изображают более крупной, чем жизнь, чтобы подчеркнуть ее важность. Колесо обычно имеет четыре полки, или стадии жизни, с четырьмя человеческими фигурами, обычно обозначенными слева regnabo («Я буду править»), сверху regno («Я царствую») и обычно коронованным, спускающимся на правом regnabo («Я царствую»). царствовал), а скромная фигура внизу отмечена sum sine regno (у меня нет королевства). Средневековые изображения Фортуны подчеркивают ее двойственность и нестабильность, например, два лица рядом, как у Януса ; одно лицо улыбается, другое хмурится; половина лица белая, другая черная; она может быть с завязанными глазами, но без весов, слепа к справедливости. Она ассоциировалась с рогом изобилия , корабельным рулем, шаром и штурвалом. Из рога изобилия льется изобилие, руль рулевого управляет судьбой, земной шар символизирует случайность (кому везет или не везет), а колесо символизирует, что удача, хорошая или плохая, никогда не длится долго.
Фортуна оказала большое влияние на культурные произведения Средневековья. В «Романе о розе » Фортуна разбивает надежды возлюбленного, которому помог персонифицированный персонаж «Разум». Данте В «Аде» (vii.67-96) Виргилий объясняет природу Фортуны, одновременно дьявола и ангела-служителя, подчиненного Богу. Боккаччо В книге De Casibus Virorum Illustrium («Судьбы знаменитых людей»), которую Джон Лидгейт использовал для написания своего «Падения принцев» , рассказывается о многих случаях, когда поворот колеса Фортуны привел к катастрофе самых высокопоставленных людей, а также эссе Боккаччо De remedii dell. 'una e dell'altra Fortuna , зависит от Боэция из-за двойственной природы Фортуны. Фортуна появляется в Кармине Буране (см. изображение). Христианизированная госпожа Фортуна не автономна: иллюстрации к «Ремедии » Боккаччо изображают Фортуну восседающей на троне в триумфальной машине с поводьями, ведущими в рай. [26]
Макиавелли Фортуна также появляется в главе 25 «Государя» , в которой он говорит, что Фортуна управляет только одной половиной судеб людей, а другая половина определяется их собственной волей. Макиавелли напоминает читателю, что Фортуна — женщина, что она предпочитает сильную и амбициозную руку и что она предпочитает более агрессивного и смелого молодого человека, чем робкого старца. В опере Монтеверди «Инкоронационе ди Поппея» Фортуна противопоставляется богине Добродетели. Даже Шекспир был не чужд госпоже Фортуне:
Когда в опале Фортуны и мужских глаз
Я один плачу о своем изгоевском состоянии...- Сонет 29
Игнатиус Дж. Рейли, главный герой знаменитого Джона Кеннеди Тула романа «Конфедерация дураков» , называет Фортуну проводником перемен в его жизни. Многословный и нелепый медиевист, Игнатий придерживается мнения, что он не принадлежит миру и что его многочисленные недостатки — дело рук некой высшей силы. Он постоянно говорит о Фортуне как о том, что она закрутила его вниз на своем колесе удачи, например: «О, Фортуна, ты выродившийся распутник!»Колесо Фортуны также связано с оккультизмом и сатанизмом . [27]
Парс Фортуна в астрологии
[ редактировать ]В астрологии термин Парс Фортуна представляет собой математическую точку зодиака, полученную на основе продольного положения Солнца , Луны и Асцендента ( восходящего знака) в карте рождения человека. Это особенно благоприятная точка в гороскопе. В арабской астрологии эта и подобные точки называются арабскими частями .
Аль-Бируни (973–1048), математик, астроном и учёный XI века, который был величайшим сторонником этой системы предсказаний, перечислил в общей сложности 97 арабских частей, которые широко использовались для астрологических консультаций.
Аспекты
[ редактировать ]- Фортуна Аннонария принесла удачу и урожай.
- Фортуна Первородная управляла судьбой первенца в момент его рождения.
- Fortuna Virilis («Удача человека»), удача человека в браке. [28]
- Fortuna Redux благополучно доставил одного домой.
- Глядя на состояние Состояние провайдера.
- Fortuna Muliebris Удача человека.
- Fortuna Balnearis Удача бань. [29]
- Fortuna Conservatrix Удача хранителя. [30]
- Fortuna Equestris Судьба рыцарей. [30]
- Судьба наших дней [30]
- Удача снисхождения [30]
- Fortuna Privata Состояние частного лица. [30]
- Fortuna Publica Судьба народа. [30]
- Фортуна Романа Судьба Рима. [30]
- Фортуна Девы Судьба Девы. [30]
- Фортуна Файтрикс Удача жизни.
- Фортуна Барбата Судьба подростков, ставших взрослыми. [31]
См. также
[ редактировать ]- смелых любит Удача
- Кармина Бурана , средневековые стихи, и Кармина Бурана , симфония Карла Орфа, обращенная к Фортуне.
- Колонна готов
- 19 Удача
- Благочестие ( Pietas ), Надежда ( Spes ), Верность ( Fides ), другие понятия, которым римляне поклонялись как богиням.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маргарита Кречмер, «Атрокс Фортуна» Классический журнал 22.4 (январь 1927 г.), 267–275.
- ^ «Гомер» (1827), стр.577.
- ^ В. Канараке, А. Арическу, В. Барбу, А. Рэдулеску (1963). Сокровищница скульптур из Томиса (на румынском языке). Научное издательство. стр. 16.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби, Топографический словарь Древнего Рима ; (Лондон: Издательство Оксфордского университета) 1929: текст в Интернете .
- ^ Овидий , Фасти VI. 773–786.
- ^ Варрон , De Lingua Latina VI.17.
- ^ Плутарх ; см . Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби, Топографический словарь Древнего Рима ; (Лондон: Издательство Оксфордского университета) 1929: текст в Интернете .
- ^ Ливи, « Основан городом », 2.40
- ^ Биллингтон С., Грин М. «Концепция богини» (Лондон, Нью-Йорк, 1996), 133–134.
- ^ Хорнблауэр, С., Спофорт, А., «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью-Йорк), 606.
- ^ Хорнблауэр, С., Спофорт, А. «Оксфордский классический словарь» (Оксфорд, Нью-Йорк), 606.
- ^ Правда, там, где вместо трудовой лени, вместо воздержания и справедливости вторгаются похоть и гордыня, фортуна меняется одновременно с нравственностью , Саллюстий, Катилина , ii.5. Его взгляд на судьбу обсуждается у Этьена Тиффу, «Saluste et la Fortuna», Phoenix , 31.4 (Winter 1977), 349–360.
- ^ Эллисон, П., 2006, Остров Менандра в Помпеях : Том III, Находки; Контекстуальное исследование, Оксфорд: Clarendon Press
- ^ Грин, Э.М., «Инталии», в Бирли, А. и Блейк, Дж., 2005, Виндоланда: Раскопки 2003–2004 годов, Bardon Mill: Vindolanda Trust, стр. 187–193.
- ^ Ливий , Из основанного города , 2:40
- ^ «Каслкари» . Стена Антонина . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ «Стена Антонина: последний рубеж Рима» . Хантериан . Университет Глазго . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Цицерон, В Пизоне .
- ^ Агамемнон , перевод Фрэнка Джастуса Миллера ( текст в Интернете )
- ^ Овидий, Ex Ponto , iv, послание 3.
- ^ Ховард Р. Патч, «Богиня Фортуна в средневековой литературе» , 1927 г., является основным исследованием.
- ^ Августин, Город Божий , iv.18-18; т.8.
- ^ Сельма Пфайффенбергер, «Заметки об иконологии суда Донателло над Пилатом в Сан-Лоренцо», Renaissance Quarterly 20.4 (зима 1967: 437-454), стр. 440.
- ^ «Взлет и падение фортуны» . 13 апреля 2015 года . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Как отмечает Пфайффенбергер, цитируя А. Лаборда, «Рукописи живописи де ла Сите де Дье» , Париж, 1909: том. III, пожалуйста, 59, 65; Пфайффенбергер отмечает, что в римском искусстве нет изображений Фортуны бифронов .
- ^ Отмечено Пфайффенбергером 1967: 441.
- ^ «Колесо Фортуны» . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
- ^ «Фортуна Мулиебрис» . www.thaliatook.com/ . Талия Тук . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ «Фортуна Августа, римская богиня удачи императора» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Фортуна» . Млаханас.де. Архивировано из оригинала 11 сентября 2013 г. Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Град Божий, Книга IV (Св. Августин)» . www.newadvent.org . Проверено 13 августа 2017 г.
Примечания
[ редактировать ]- Дэвид Плант, «Фортуна, дух и лунный цикл»
- «Гомер» (1827) Классическое руководство; или мифологический, исторический и географический комментарий к «Гомеру» Папы Римского и «Энеиде Вергилия» Драйдена с обширным указателем . (Лонгман).
- Говард Роллин Патч (1923), Фортуна в старофранцузской литературе
- Лесли Адкинс, Рой А. Адкинс (2001) Словарь римской религии
- Говард Роллин Патч (1927, репродукция 1967), Богиня Фортуна в средневековой литературе
- Говард Роллин Патч (1922), Традиция богини Фортуны в средневековой философии и литературе
- Ж. Шампо, Фортуна. Полет. I. Исследование культа Фортуны в Риме и в римском мире от истоков до смерти Цезаря; Полет. II. Преобразования Фортуны при республике (Рим, Французская Римская школа, 1982–1987).
- Нардуччи, Эмануэле, Серджио Аудано и Лука Фецци (ред.), Аспекты судьбы древних в европейской культуре: материалы четвертого дня обучения, Сестри Леванте, 16 марта 2007 г. (Пиза: ETS, 2008) (Тексты и культурные классические исследования, 41).
- Мишель Кьяруцци (2016), Мартин Уайт о удаче и иронии в политике
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). 1911. .
- Майкл Бест, «Средневековая трагедия»
- Арья, Дариус Андре (27 января 2006 г.) [2002]. Богиня Фортуна в императорском Риме: культ, искусство, текст . Тезисы и диссертации Техасского университета в Остине. Остин: Техасский университет в Остине. HDL : 2152/152 . (требуется вход в систему) или Дариус Андре Арья, «Богиня Фортуна в императорском Риме: Культ, Искусство, Текст»
- Новая энциклопедия Кольера . 1921. .
- Американская Циклопедия . 1879. .
- Форс Фортуна в Древнем Риме // С. Биллингтон - Концепция богини, 1996