Локхид Хейв Блю
Иметь синий | |
---|---|
Иметь синий "HB1001" в камуфляжной окраске. | |
Роль | Стелс-демонстратор |
Производитель | Локхид Сканк Воркс |
Первый полет | 1 декабря 1977 г. |
Статус | Разрушен |
Основной пользователь | Локхид |
Количество построенных | 2 |
Развитый в | Локхид F-117А Найтхок |
Lockheed Have Blue — кодовое название компанией Lockheed истребителя демонстрационной концепции -невидимки, разработанного . Have Blue был разработан подразделением Lockheed Skunk Works и испытан в Грум-Лейк , штат Невада . Have Blue был первым самолетом с неподвижным крылом , внешняя форма которого была определена радиолокационной , а не аэрокосмической техникой . форма самолета Фасетчатая была разработана для отклонения электромагнитных волн в направлениях, отличных от исходного излучателя радара , что значительно уменьшало его радиолокационное сечение .
При проектировании самолета команда дизайнеров Skunk Works использовала математические данные, опубликованные советским физиком и математиком Петром Уфимцевым относительно отражения электромагнитных волн. [ 1 ] Инженер-невидимка компании Lockheed Денис Оверхолсер прочитал публикацию и понял, что Уфимцев создал математическую теорию и инструменты для выполнения конечно-элементного анализа отражения радара. [ 2 ]
В окончательной конструкции характерными были граненые поверхности для отклонения радиолокационных волн от приемника радара. У него были крылья высокой стреловидности и наклоненные внутрь вертикальные стабилизаторы , из-за чего его прозвали «Безнадежный алмаз» — игра слов на тему « Алмаз надежды » . Первый действующий самолет совершил свой первый полет 1 декабря 1977 года.
Было построено два летающих аппарата. Оба были потеряны из-за механических проблем. Тем не менее, проект Have Blue был признан успешным, открыв путь для первого оперативного самолета-невидимки Senior Trend или Lockheed F-117A Nighthawk .
Фон
[ редактировать ]В 1970-е годы для американских специалистов по планированию становилось все более очевидным, что в военном противостоянии с Варшавского договора силами авиация НАТО быстро понесет тяжелые потери. Это произошло благодаря сложной советской оборонной сети, которая использовала радары наблюдения, ракеты класса «земля-воздух » (ЗРК) с радиолокационным наведением и зенитную артиллерию (ААА) для поиска и уничтожения самолетов противника. В результате Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) начало исследование самолетов с низкой заметностью, стремясь спроектировать и произвести действующий самолет-невидимку. Первоначально были приглашены пять компаний, три из которых отказались досрочно. К оставшимся двум позже присоединилась Lockheed.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Lockheed Have Blue был создан для того, чтобы избежать обнаружения радаров. Во время войны во Вьетнаме ЗРК и зенитные ракетные комплексы с радиолокационным наведением представляли значительную угрозу для авиации США. По этой причине ударной авиации во время войны часто требовалась авиация поддержки для выполнения боевого воздушного патрулирования и подавления ПВО противника (ЮВАД). [ 3 ] 1973 Война Судного дня года еще раз подчеркнула уязвимость самолетов перед ЗРК: ВВС Израиля потеряли 109 самолетов за 18 дней. [ 3 ] Во время Холодной войны Советский Союз разработал комплексную оборонную сеть, центральным элементом которой были радары наблюдения средней и большой дальности. ЗРК и ПВО будут установлены вокруг ключевых точек для защиты от приближающихся самолетов противника. [ 3 ] Если бы соотношение потерь Израиля во время Войны Судного дня было сопоставимо с силами НАТО во время военной конфронтации с Варшавским договором , количество самолетов НАТО было бы исчерпано в течение двух недель. [ 3 ]
В 1974 году DARPA тайно запросило ответы у пяти производителей самолетов по двум соображениям. Первый касался порогов сигнатуры, при которых самолет практически невозможно обнаружить. Второй вопрос заключался в том, имели ли эти компании возможность спроектировать и произвести такой самолет. [ 3 ] Fairchild и Grumman отказались от участия, а General Dynamics настояла на использовании средств электронного противодействия . В результате General Dynamics покинула дискуссию. Остальные две компании, McDonnell Douglas и Northrop , получили по 100 000 долларов каждая на дальнейшие исследования. [ 4 ]
Проектирование и раннее тестирование
[ редактировать ]Компания Lockheed, отсутствовавшая в индустрии истребителей в течение 10 лет, не обратилась к DARPA в 1974 году. Эд Мартин, директор по науке и технике компании Lockheed California, узнал об исследованиях в области малозаметности во время своей работы в Пентагоне и Райт-Райт. Авиабаза Паттерсон . [ 5 ] Мартин и Бен Рич , который в то время недавно стал президентом Skunk Works , проинформировали Кларенса «Келли» Джонсона о программе. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) дало Skunk Works разрешение обсудить с DARPA характеристики малозаметности A-12, M-21 и D-21 . [ 5 ] От имени компании Рич и Мартин официально запросили у DARPA разрешение на участие в программе, но агентство сначала отказалось из-за недостаточности средств; после долгих дебатов Lockheed разрешили войти, хотя и без государственного контракта. [ 5 ]
Предварительный конструктор Дик Шеррер запросил возможные формы, на которых он мог бы основывать свою конструкцию с низкой радиолокационной эффективностью (RCS). Его представили Денису Оверхолсеру. [ 6 ] который рекомендовал самолет с плоскими поверхностями. Позже Оверхолсер вспоминал свою беседу с Шеррером: «Когда Дик Шеррер спросил меня... я сказал: «Ну, это просто, вы просто делаете это из плоских поверхностей и наклоняете эти плоские поверхности, сметая края в сторону от угла обзора радара». , и таким образом вы, по сути, заставляете энергию отражаться от радара». [ 7 ] Впоследствии Шеррер нарисовал предварительный самолет с низкой ЭПР и гранеными поверхностями. [ 7 ] В то же время Оверхолсер нанял математика Билла Шредера, с которым у него ранее были рабочие отношения — фактически, именно Шредер обучал Оверхолсера математике, связанной с самолетами-невидимками. [ 7 ] Кеннет Уотсон был нанят на должность старшего ведущего авиаконструктора. [ 7 ]
В течение следующих нескольких недель команда создала компьютерную программу, которая могла оценить RCS возможных конструкций. Программное обеспечение RCS-прогнозирования называлось «ECHO 1». По мере продолжения испытаний программы стало очевидно, что расчеты краев программой были неверными из-за дифракции . [ 7 ] элементы исследований советского инженера Петра Уфимцева . Чтобы преодолеть эту проблему, Оверхолсер включил в программное обеспечение [ 7 ] [ 8 ] (В 1962 году Уфимцев, будучи главным научным сотрудником Московского радиотехнического института, опубликовал плодотворную статью под названием « Метод краевых волн в физической теории дифракции» . Работа была переведена Отделом Командования систем ВВС иностранных технологий США. . [ 9 ] ) ECHO 1 позволил команде быстро решить, какая из 20 возможных конструкций является оптимальной, и в конечном итоге остановились на конструкции с граненым треугольным крылом. [ 10 ] Однако многие в подразделении скептически отнеслись к форме, из-за чего появилось название «Безнадежный алмаз». [ 11 ] - Келли Джонсон сказала Ричу: «Наш старый дрон D-21 имеет меньшую эффективность радара, чем этот чертов алмаз». [ 10 ]
В мае 1975 года Skunk Works подготовила внутренний отчет под названием «Отчет о ходе работы № 2, Концептуальные исследования высокой скрытности». В нем было концептуальное исследование под названием «Маленький Харви», включающее рисунок Келли Джонсон самолета с плавно перетекающими формами. Джонсон выступал за использование смешанных форм как лучший способ добиться скрытности, а Бен Рич выступал за граненые углы. Рич выиграл спор с Джонсоном, что является редким явлением. [ 12 ]
В результате конструкторских усилий было создано несколько деревянных моделей. Модель длиной 24 дюйма, изготовленная из пробкового дерева , демонстрировала расположение внутренней конструкции и входных дверей. В статье Air & Space отмечалось: «В модельном цехе было практически невозможно свести все плоские поверхности в одну точку в одном углу. Позже инженеры столкнулись с той же трудностью при изготовлении прототипа в заводских цехах». [ 13 ] Для первых испытаний конструкции были построены два деревянных макета в масштабе ⅓. Одна модель, покрытая металлической фольгой, использовалась для проверки расчетов ЭПР ECHO 1, а другая предназначалась для испытаний в аэродинамической трубе. [ 10 ] [ 14 ] После этого модель была перевезена на Грей-Бьютт-Ридж испытательный полигон в пустыне Мохаве недалеко от Палмдейла , что позволило провести более точные испытания ЭПР самолета. В этом случае уровень ЭПР самолета подтвердил прогнозы ECHO 1. [ 10 ] Это означало, что Бен Рич выиграл четверть у Джонсона, который ранее настаивал на том, что у D-21 меньше RCS, чем у Have Blue . [ 10 ]
Экспериментальный испытательный стенд для выживания
[ редактировать ]Летом 1975 года DARPA неофициально пригласило Lockheed, Northrop и McDonnell Douglas разработать самолет под названием «Экспериментальный живучий испытательный стенд» (XST). [ 11 ] [ 15 ] Макдоннелл Дуглас, определив пороги, при которых самолет считался необнаружимым, не смог спроектировать и произвести такой самолет. [ 16 ] На первом этапе XST и Lockheed, и Northrop будут строить полномасштабные модели для тестирования своих RCS, создавать летающие аппараты и тестировать свои конструкции в аэродинамической трубе. После этапа 1 будет выбран единственный подрядчик для продолжения строительства и летных испытаний двух демонстраторов в рамках этапа 2. [ 15 ] Конструкции Northrop и Lockheed в целом были похожи, хотя первая модель имела более угловатые и плоские поверхности. Компания использовала программное обеспечение «GENSCAT», аналогичное ECHO 1, для расчета ЭПР своих проектов. [ 16 ] [ 17 ]
1 ноября 1975 года компании Lockheed и Northrop заключили контракты на сумму 1,5 миллиона долларов каждая на продолжение первой фазы XST. [ 18 ] В течение четырехмесячного периода каждая из двух компаний должна была построить полномасштабные деревянные макеты, которые затем будут оценены на испытательном стенде ВВС США по рассеянию радиолокационных целей (RATSCAT) в Уайт-Сэндс, штат Нью-Мексико . [ 16 ] Чтобы проверить эффективность радара, компания Lockheed установила специально построенный столб стоимостью 187 000 долларов, на котором будет установлена модель. В марте 1976 года модель Lockheed была передана на полигон перед испытаниями; в следующем месяце Lockheed был объявлен победителем. [ 19 ] потому что Northrop XST имел гораздо более высокую RCS боковой полусферы. [ нужны разъяснения ] [ 20 ] DARPA, осознав прогресс, достигнутый в ходе исследования, призвало команду Northrop оставаться вместе. Позже агентство инициировало создание экспериментального самолета наблюдения за полем боя (BSAX), который превратился в Tacit Blue и, в конечном итоге, в бомбардировщик B-2 . [ 21 ]
Строительство и дальнейшие испытания
[ редактировать ]Skunk Works теперь должна была спроектировать, построить и провести летные испытания двух демонстрационных самолетов с экипажем в рамках Фазы 2, или Have Blue . Чтобы построить демонстрантов, Бену Ричу пришлось привлечь 10,4 миллиона долларов от руководства Lockheed, которые были получены к июню. Фаза 2 включала в себя три основные цели, а именно: подтверждение: снижения видимости в радиоволновом , инфракрасном и визуальном спектрах и снижения акустической наблюдаемости; приемлемые летные качества; и «возможности моделирования, которые точно прогнозируют малозаметные характеристики самолета в полете». [ 21 ]
При строительстве обоих демонстраторов Have Blue использовались остатки программы C-5 . Окончательную сборку HB1001 первоначально планировалось завершить в августе 1977 года, а затем провести наземные испытания до середины октября. Тайную выкатку планировалось провести 23 октября, после чего самолет будет демонтирован и перевезен на полигон. [ 22 ] Однако 1 сентября, когда HB1001 был частично завершен, машинисты Lockheed объявили четырехмесячную забастовку. Группа менеджеров взяла на себя работу по сборке, которая была завершена за шесть недель, а наземные испытания начались 17 октября. [ 23 ]
были похожи на более поздний F-117, они представляли собой Хотя внешне прототипы Have Blue самолеты меньшего размера, примерно на четверть веса F-117, со стреловидностью крыла 72,5 ° и наклоненным внутрь вертикальным оперением (обратное V-образное оперение ). [ 24 ] [ 25 ] радиопоглощающий материал (RAM), разработанный в лаборатории Lockheed – на лобовое стекло нанесли специальные покрытия, придающие ему металлические характеристики. На плоские поверхности самолета был нанесен [ 26 ] [ 27 ] Полная масса самолета 9 200–12 500 фунтов (4 173–5 669 кг) позволяла использовать шасси от истребителя Northrop F-5 . [ 27 ] самолета Силовыми установками мощностью 2950 фунтов силы (13,1 кН) были две машины General Electric J85 -GE-4A от Т-2C Buckeye . [ 28 ] [ 29 ] Поскольку скрытность имела приоритет над всем остальным, самолет по своей сути был нестабильным . В результате четырехкратно резервированная электродистанционная в самолет была интегрирована система управления полетом (FBW), чтобы придать ему нормальные летные характеристики. Система управления полетом была заимствована у F-16 . [ 28 ] Воздухозаборник двигателя над крылом был закрыт решеткой с низкой ЭПР; В верхней части фюзеляжа были построены продувочные двери для обеспечения дополнительного потока воздуха во время взлета, когда требуется больше воздуха. [ 30 ]
На протяжении полутора месяцев после начала наземных испытаний HB1001, первый из двух демонстраторов, проходил испытания в рамках подготовки к первому полету. Сначала была проверена летная аппаратура, а затем проведена тщательная обкатка самолета. В начале ноября два полуприцепа были припаркованы параллельно друг другу у дома 82; Сверху была накинута маскировочная сеть, прикрывающая демонстратора во время работы двигателя на открытом воздухе. Во время испытаний двигателя местный житель пожаловался на шум, но Have Blue сохранила свою секретность. [ 23 ] HB1001 получил слой железной краски; В выходные 12–13 ноября самолет получил схему камуфляжа, разработанную Аланом Брауном, Have Blue . главным техническим инженером дизайна Схема, состоящая из трех цветов, каждый из которых имеет три тона, использовалась, чтобы обмануть любого случайного зрителя и не распознать характерную огранку . [ 23 ] Самолет был разобран, загружен на C-5, и 16 ноября самолет был переправлен из аэропорта Бербанка (с тех пор переименованного в аэропорт Боба Хоупа ) в Зону 51 в Грум-Лейк , штат Невада . После приземления самолет был повторно собран, а затем прошел еще один этап испытаний перед первым полетом. [ 31 ] После четырех рулежных испытаний HB1001 был готов к испытательным полетам. [ 32 ]
Операционная история
[ редактировать ]HB1001
[ редактировать ]HB1001 совершил свой первый полет 1 декабря 1977 года под руководством летчика-испытателя Lockheed Билла Парка. Следующие четыре боевых вылета он совершил, преследуемый Т-38, пилотируемым майором (впоследствии подполковником) Кеном Дайсоном. [ 33 ] Дайсон, пилот F-15 Eagle , ранее обращался к персоналу ВВС США по поводу этого проекта в 1976 году. [ 22 ] Он совершил свой первый полет на HB1001 17 января 1978 года, преследуемый Паком. Фактически, эти двое будут единственными летчиками-испытателями Have Blue , чередующимися между демонстратором и самолетом-преследователем. [ 33 ] Результаты летных испытаний позволили инженерам доработать систему FBW. При этом они подтвердили сделанные ранее инженерами-аэродинамиками прогнозы о поведении самолета. [ 33 ]
Летные испытания проходили довольно гладко до 4 мая 1978 года, когда HB1001 совершил свой 36-й полет. Самолет накренился в момент контакта с землей, что вынудило пилота Билла Парка прервать приземление и предпринять вторую попытку. Однако удар был настолько сильным, что шасси заклинило в полуубранном положении. Попытки опустить шасси не увенчались успехом, и Билл Парк был вынужден снова подняться и катапультироваться, когда у него закончилось топливо. Самолет был уничтожен при ударе в районе объекта Грум-Лейк. [ 34 ] Пак выжил, но получил сотрясение мозга , что вынудило его отказаться от дальнейших испытательных полетов. [ 35 ] Дайсон, находившийся в самолете-преследователе, рассказал: «Непосредственно перед приземлением самолет накренился… Казалось, он очень сильно рухнул на землю… Он [Парк] поднял шасси на уходе на второй круг, и когда он пытался выдвинуть его на заходе на посадку, опустилась только одна магистраль и носовое колесо. Все это время расходовался бензин... Я предложил ему подняться на высоту 10 000 футов для катапультирования... Он начал набор высоты, но двигатель. начал загораться из -за нехватки топлива, поэтому он катапультировался». [ 35 ]
HB1002
[ редактировать ]На момент крушения HB1002 был почти готов: уроки, извлеченные из HB1001, были учтены в самолете, включая реконструкцию хвостовой части фюзеляжа. [ 32 ] HB1002 отличался от прототипа серым лакокрасочным покрытием. На носовой части HB1001 не было стрелы с приборами для летных испытаний. Поскольку самолет использовался для проверки возврата RCS, парашют для восстановления скрытности при вращении был удален, а самолет был покрыт радиопоглощающим материалом. [ 34 ] Первый полет он совершил 20 июля 1978 года под управлением Дайсона, который стал единственным пилотом, управлявшим этим самолетом. [ 36 ]
HB1002 погиб 11 июля 1979 года во время 52-го полета самолета. Утечка гидравлической системы вызвала возгорание двигателя, что привело к потере гидравлического давления , что, в свою очередь, вызвало сильные тангажа колебания . Пилот благополучно катапультировался, самолет был уничтожен. [ 37 ] Позже выяснилось, что хомут выхлопной системы двигателя ослаб, и горячие выхлопы переместились в правый моторный отсек. Там накопилось тепло, что привело к выходу из строя гидравлических линий. [ 38 ] Обломки обоих самолетов были тайно захоронены где-то на территории базы ВВС Неллис . [ 37 ] Несмотря на сбои, Have Blue считался успешным. [ 39 ]
Старший тренд
[ редактировать ]В октябре 1977 года, незадолго до второго этапа конкурса XST, компании Lockheed было поручено изучить возможные боевые самолеты. Всего месяц спустя, в день, когда HB1001 был перевезен в Грум-Лейк, ВВС заключили с компанией контракт под кодовым названием Senior Trend . [ № 1 ] ВВС хотели использовать революционные технологии, разработанные в ходе программы Have Blue . [ 40 ] Тактическое авиационное командование заказало пять полномасштабных опытно-конструкторских и двадцать серийных самолетов. [ 37 ]
Судя по демонстраторам Have Blue , самолеты Senior Trend отличались от своих предшественников по нескольким аспектам. Крылья имели меньшую стреловидность, что позволило решить проблему с центром тяжести, обнаруженную во время испытаний. Передняя часть фюзеляжа была укорочена, чтобы обеспечить пилоту лучший обзор, а вертикальные стабилизаторы были наклонены наружу от центральной линии. [ 37 ] Кроме того, были предусмотрены два оружейных отсека, каждый из которых мог вместить одну бомбу с лазерным наведением массой 2000 фунтов (910 кг) или B61 тактическую ядерную бомбу . [ 37 ]
Из-за первых проблем со строительством первый самолет FSD был переправлен в Грум-Лейк в мае 1981 года внутри C-5. Дальнейшие проблемы, на этот раз с утечкой топлива, задержали первый полет. [ 37 ] Под управлением Гарольда Фарли самолет совершил свой первый полет 18 июня, через одиннадцать месяцев после первоначально запланированного первого полета в июле 1980 года. [ 37 ] Первый серийный F-117A был поставлен в 1982 году, а боевая готовность была достигнута в октябре 1983 года; 59-й и последний F-117A был поставлен в 1990 году. [ 41 ] [ 42 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Крикмора, [ 43 ] Дональд, [ 44 ] Аронштейн и Пикчирилло [ 45 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 47 футов 3 дюйма (14,40 м)
- Размах крыльев: 22 фута 6 дюймов (6,86 м)
- Рост: 7 футов 6 дюймов (2,29 м)
- Площадь крыла: 386 кв. футов (35,9 м 2 )
- Пустой вес: 8950 фунтов (4060 кг)
- Максимальный взлетный вес: 12 500 фунтов (5670 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric J85-GE-4A турбореактивных с тягой 2950 фунтов силы (13,1 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 521 узел (600 миль в час, 965 км/ч)
- Нагрузка на крыло: 32 фунта/кв. футов (160 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,46–0,62
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Локхид F-117 Найтхок
- Lockheed Senior Prom малозаметной крылатой ракеты ( прототип , созданный на базе Have Blue, также летавший на Грум-Лейк)
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Физик недели: Петр Уфимцев» . www.larrymusa.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ Патрик Кигер. «F117A – Тайная история» . Канал Дискавери . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Крикмор 2003, с. 9.
- ^ Дженкинс 1999, с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 10.
- ^ Кэпи Линн (16 апреля 2016 г.). «Секретное оружие для стелс-технологий из Далласа» . Журнал государственного деятеля . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крикмор 2003, с. 11.
- ^ Дженкинс 1999, с. 16.
- ^ Ufimtsev 1962.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Крикмор 2003, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2005, с. 25.
- ^ Слэттери, Чад, «Секреты Skunk Works», Air & Space , август 2014 г., стр. 41
- ^ Слэттери 2014, с. 43
- ^ «Программа летных испытаний Have Blue» . GlobalSecurity.org . Проверено 31 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс 1999, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 13.
- ^ Дженкинс 1999, с. 18.
- ^ Аронштейн и Пикчирильо 1997, с. 29.
- ^ Аронштейн и Пикчирилло 1997, стр. 32–33.
- ^ Свитман 1999, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Аронштейн и Пикчирилло 1997, с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Крикмор 2003, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 17.
- ^ Иден 2004, с. 243.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирилло 1998, стр. 261.
- ^ Дональд 2003, с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Иден 2004, с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Аронштейн, Хиршберг и Пикчирильо 1998, с. 263.
- ^ Свитман 2005, стр. 30.
- ^ Крикмор 2003, стр. 15–16.
- ^ Крикмор 2003, стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Крикмор 2003, с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс и Лэндис 2008, с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Крикмор 2003, с. 21.
- ^ Крикмор 2003, с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дженкинс и Лэндис 2008, с. 233.
- ^ Крикмор 2003, с. 23.
- ^ Дональд 2003, с. 72.
- ^ Крикмор 2003, с. 25.
- ^ Гудолл 1992, с. 29.
- ^ «F-117A Nighthawk: Обзор» . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Крикмор 2003, стр. 14–15.
- ^ Дональд 2003, с. 68.
- ^ Аронштейн и Пикчирилло 1997, стр. 41–42.
Библиография
[ редактировать ]- Аронштейн, Дэвид К. и Альберт К. Пиччирильо, Хэв Блю и F-117A: эволюция «истребителя-невидимки» . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики , 1997. ISBN 978-1-56347-245-9 .
- Аронштейн, Дэвид К., Майкл Дж. Хиршберг и Альберт К. Пичирилло. От усовершенствованного тактического истребителя до F-22 Raptor: истоки истребителя господства в воздухе 21 века . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики , 1998. ISBN 978-1-56347-282-4 .
- Крикмор, Пол Ф. и Элисон Дж. Найтхок Истребитель-невидимка F-117 . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks, 2003. ISBN. 0-7603-1512-4 .
- Дональд, Дэвид. Black Jets: разработка и эксплуатация самого секретного военного самолета Америки . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2003. ISBN 978-1-880588-67-3 .
- Иден, Пол, изд. (июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN. 1-904687-84-9 .
- Гудолл, Джеймс С. (1992). «Истребитель-невидимка Lockheed F-117A». Американские истребители и бомбардировщики-невидимки: B-2, F-117, YF-22 и YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN. 0-87938-609-6 .
- Дженкинс, Деннис Р. Lockheed Martin F-117 Nighthawk . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1999. ISBN 1-58007-020-5 .
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Свитмен, Билл . Локхид Стелс [ постоянная мертвая ссылка ] . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint, 2005. ISBN 978-0-7603-1940-6 .
- Свитман, Билл (1999). Внутри бомбардировщика-невидимки . Зенит Отпечаток. ISBN 978-1-61060-689-9 .
- Уфимцев, П.Я. (1962). Метод краевых волн в физической теории дифракции (доклад). ФТД-HC-23-259-71. Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 30 июля 2011 г. - через www.dtic.mil.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иметь синюю страницу на FAS.org