Jump to content

Локхид Хейв Блю

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Have Blue )

Иметь синий
Иметь синий "HB1001" в камуфляжной окраске.
Роль Стелс-демонстратор
Производитель Локхид Сканк Воркс
Первый полет 1 декабря 1977 г.
Статус Разрушен
Основной пользователь Локхид
Количество построенных 2
Развитый в Локхид F-117А Найтхок

Lockheed Have Blue — кодовое название компанией Lockheed истребителя демонстрационной концепции -невидимки, разработанного . Have Blue был разработан подразделением Lockheed Skunk Works и испытан в Грум-Лейк , штат Невада . Have Blue был первым самолетом с неподвижным крылом , внешняя форма которого была определена радиолокационной , а не аэрокосмической техникой . форма самолета Фасетчатая была разработана для отклонения электромагнитных волн в направлениях, отличных от исходного излучателя радара , что значительно уменьшало его радиолокационное сечение .

При проектировании самолета команда дизайнеров Skunk Works использовала математические данные, опубликованные советским физиком и математиком Петром Уфимцевым относительно отражения электромагнитных волн. [ 1 ] Инженер-невидимка компании Lockheed Денис Оверхолсер прочитал публикацию и понял, что Уфимцев создал математическую теорию и инструменты для выполнения конечно-элементного анализа отражения радара. [ 2 ]

В окончательной конструкции характерными были граненые поверхности для отклонения радиолокационных волн от приемника радара. У него были крылья высокой стреловидности и наклоненные внутрь вертикальные стабилизаторы , из-за чего его прозвали «Безнадежный алмаз» — игра слов на тему « Алмаз надежды » . Первый действующий самолет совершил свой первый полет 1 декабря 1977 года.

Было построено два летающих аппарата. Оба были потеряны из-за механических проблем. Тем не менее, проект Have Blue был признан успешным, открыв путь для первого оперативного самолета-невидимки Senior Trend или Lockheed F-117A Nighthawk .

В 1970-е годы для американских специалистов по планированию становилось все более очевидным, что в военном противостоянии с Варшавского договора силами авиация НАТО быстро понесет тяжелые потери. Это произошло благодаря сложной советской оборонной сети, которая использовала радары наблюдения, ракеты класса «земля-воздух » (ЗРК) с радиолокационным наведением и зенитную артиллерию (ААА) для поиска и уничтожения самолетов противника. В результате Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) начало исследование самолетов с низкой заметностью, стремясь спроектировать и произвести действующий самолет-невидимку. Первоначально были приглашены пять компаний, три из которых отказались досрочно. К оставшимся двум позже присоединилась Lockheed.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Lockheed Have Blue был создан для того, чтобы избежать обнаружения радаров. Во время войны во Вьетнаме ЗРК и зенитные ракетные комплексы с радиолокационным наведением представляли значительную угрозу для авиации США. По этой причине ударной авиации во время войны часто требовалась авиация поддержки для выполнения боевого воздушного патрулирования и подавления ПВО противника (ЮВАД). [ 3 ] 1973 Война Судного дня года еще раз подчеркнула уязвимость самолетов перед ЗРК: ВВС Израиля потеряли 109 самолетов за 18 дней. [ 3 ] Во время Холодной войны Советский Союз разработал комплексную оборонную сеть, центральным элементом которой были радары наблюдения средней и большой дальности. ЗРК и ПВО будут установлены вокруг ключевых точек для защиты от приближающихся самолетов противника. [ 3 ] Если бы соотношение потерь Израиля во время Войны Судного дня было сопоставимо с силами НАТО во время военной конфронтации с Варшавским договором , количество самолетов НАТО было бы исчерпано в течение двух недель. [ 3 ]

В 1974 году DARPA тайно запросило ответы у пяти производителей самолетов по двум соображениям. Первый касался порогов сигнатуры, при которых самолет практически невозможно обнаружить. Второй вопрос заключался в том, имели ли эти компании возможность спроектировать и произвести такой самолет. [ 3 ] Fairchild и Grumman отказались от участия, а General Dynamics настояла на использовании средств электронного противодействия . В результате General Dynamics покинула дискуссию. Остальные две компании, McDonnell Douglas и Northrop , получили по 100 000 долларов каждая на дальнейшие исследования. [ 4 ]

Проектирование и раннее тестирование

[ редактировать ]

Компания Lockheed, отсутствовавшая в индустрии истребителей в течение 10 лет, не обратилась к DARPA в 1974 году. Эд Мартин, директор по науке и технике компании Lockheed California, узнал об исследованиях в области малозаметности во время своей работы в Пентагоне и Райт-Райт. Авиабаза Паттерсон . [ 5 ] Мартин и Бен Рич , который в то время недавно стал президентом Skunk Works , проинформировали Кларенса «Келли» Джонсона о программе. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) дало Skunk Works разрешение обсудить с DARPA характеристики малозаметности A-12, M-21 и D-21 . [ 5 ] От имени компании Рич и Мартин официально запросили у DARPA разрешение на участие в программе, но агентство сначала отказалось из-за недостаточности средств; после долгих дебатов Lockheed разрешили войти, хотя и без государственного контракта. [ 5 ]

Келли Джонсон , конструктор Lockheed, изначально скептически отнесся к Have Blue . проекту

Предварительный конструктор Дик Шеррер запросил возможные формы, на которых он мог бы основывать свою конструкцию с низкой радиолокационной эффективностью (RCS). Его представили Денису Оверхолсеру. [ 6 ] который рекомендовал самолет с плоскими поверхностями. Позже Оверхолсер вспоминал свою беседу с Шеррером: «Когда Дик Шеррер спросил меня... я сказал: «Ну, это просто, вы просто делаете это из плоских поверхностей и наклоняете эти плоские поверхности, сметая края в сторону от угла обзора радара». , и таким образом вы, по сути, заставляете энергию отражаться от радара». [ 7 ] Впоследствии Шеррер нарисовал предварительный самолет с низкой ЭПР и гранеными поверхностями. [ 7 ] В то же время Оверхолсер нанял математика Билла Шредера, с которым у него ранее были рабочие отношения — фактически, именно Шредер обучал Оверхолсера математике, связанной с самолетами-невидимками. [ 7 ] Кеннет Уотсон был нанят на должность старшего ведущего авиаконструктора. [ 7 ]

В течение следующих нескольких недель команда создала компьютерную программу, которая могла оценить RCS возможных конструкций. Программное обеспечение RCS-прогнозирования называлось «ECHO 1». По мере продолжения испытаний программы стало очевидно, что расчеты краев программой были неверными из-за дифракции . [ 7 ] элементы исследований советского инженера Петра Уфимцева . Чтобы преодолеть эту проблему, Оверхолсер включил в программное обеспечение [ 7 ] [ 8 ] (В 1962 году Уфимцев, будучи главным научным сотрудником Московского радиотехнического института, опубликовал плодотворную статью под названием « Метод краевых волн в физической теории дифракции» . Работа была переведена Отделом Командования систем ВВС иностранных технологий США. . [ 9 ] ) ECHO 1 позволил команде быстро решить, какая из 20 возможных конструкций является оптимальной, и в конечном итоге остановились на конструкции с граненым треугольным крылом. [ 10 ] Однако многие в подразделении скептически отнеслись к форме, из-за чего появилось название «Безнадежный алмаз». [ 11 ] - Келли Джонсон сказала Ричу: «Наш старый дрон D-21 имеет меньшую эффективность радара, чем этот чертов алмаз». [ 10 ]

В мае 1975 года Skunk Works подготовила внутренний отчет под названием «Отчет о ходе работы № 2, Концептуальные исследования высокой скрытности». В нем было концептуальное исследование под названием «Маленький Харви», включающее рисунок Келли Джонсон самолета с плавно перетекающими формами. Джонсон выступал за использование смешанных форм как лучший способ добиться скрытности, а Бен Рич выступал за граненые углы. Рич выиграл спор с Джонсоном, что является редким явлением. [ 12 ]

В результате конструкторских усилий было создано несколько деревянных моделей. Модель длиной 24 дюйма, изготовленная из пробкового дерева , демонстрировала расположение внутренней конструкции и входных дверей. В статье Air & Space отмечалось: «В модельном цехе было практически невозможно свести все плоские поверхности в одну точку в одном углу. Позже инженеры столкнулись с той же трудностью при изготовлении прототипа в заводских цехах». [ 13 ] Для первых испытаний конструкции были построены два деревянных макета в масштабе ⅓. Одна модель, покрытая металлической фольгой, использовалась для проверки расчетов ЭПР ECHO 1, а другая предназначалась для испытаний в аэродинамической трубе. [ 10 ] [ 14 ] После этого модель была перевезена на Грей-Бьютт-Ридж испытательный полигон в пустыне Мохаве недалеко от Палмдейла , что позволило провести более точные испытания ЭПР самолета. В этом случае уровень ЭПР самолета подтвердил прогнозы ECHO 1. [ 10 ] Это означало, что Бен Рич выиграл четверть у Джонсона, который ранее настаивал на том, что у D-21 меньше RCS, чем у Have Blue . [ 10 ]

Экспериментальный испытательный стенд для выживания

[ редактировать ]

Летом 1975 года DARPA неофициально пригласило Lockheed, Northrop и McDonnell Douglas разработать самолет под названием «Экспериментальный живучий испытательный стенд» (XST). [ 11 ] [ 15 ] Макдоннелл Дуглас, определив пороги, при которых самолет считался необнаружимым, не смог спроектировать и произвести такой самолет. [ 16 ] На первом этапе XST и Lockheed, и Northrop будут строить полномасштабные модели для тестирования своих RCS, создавать летающие аппараты и тестировать свои конструкции в аэродинамической трубе. После этапа 1 будет выбран единственный подрядчик для продолжения строительства и летных испытаний двух демонстраторов в рамках этапа 2. [ 15 ] Конструкции Northrop и Lockheed в целом были похожи, хотя первая модель имела более угловатые и плоские поверхности. Компания использовала программное обеспечение «GENSCAT», аналогичное ECHO 1, для расчета ЭПР своих проектов. [ 16 ] [ 17 ]

1 ноября 1975 года компании Lockheed и Northrop заключили контракты на сумму 1,5 миллиона долларов каждая на продолжение первой фазы XST. [ 18 ] В течение четырехмесячного периода каждая из двух компаний должна была построить полномасштабные деревянные макеты, которые затем будут оценены на испытательном стенде ВВС США по рассеянию радиолокационных целей (RATSCAT) в Уайт-Сэндс, штат Нью-Мексико . [ 16 ] Чтобы проверить эффективность радара, компания Lockheed установила специально построенный столб стоимостью 187 000 долларов, на котором будет установлена ​​модель. В марте 1976 года модель Lockheed была передана на полигон перед испытаниями; в следующем месяце Lockheed был объявлен победителем. [ 19 ] потому что Northrop XST имел гораздо более высокую RCS боковой полусферы. [ нужны разъяснения ] [ 20 ] DARPA, осознав прогресс, достигнутый в ходе исследования, призвало команду Northrop оставаться вместе. Позже агентство инициировало создание экспериментального самолета наблюдения за полем боя (BSAX), который превратился в Tacit Blue и, в конечном итоге, в бомбардировщик B-2 . [ 21 ]

Строительство и дальнейшие испытания

[ редактировать ]
Концепт-арт Lockheed Have Blue

Skunk Works теперь должна была спроектировать, построить и провести летные испытания двух демонстрационных самолетов с экипажем в рамках Фазы 2, или Have Blue . Чтобы построить демонстрантов, Бену Ричу пришлось привлечь 10,4 миллиона долларов от руководства Lockheed, которые были получены к июню. Фаза 2 включала в себя три основные цели, а именно: подтверждение: снижения видимости в радиоволновом , инфракрасном и визуальном спектрах и снижения акустической наблюдаемости; приемлемые летные качества; и «возможности моделирования, которые точно прогнозируют малозаметные характеристики самолета в полете». [ 21 ]

При строительстве обоих демонстраторов Have Blue использовались остатки программы C-5 . Окончательную сборку HB1001 первоначально планировалось завершить в августе 1977 года, а затем провести наземные испытания до середины октября. Тайную выкатку планировалось провести 23 октября, после чего самолет будет демонтирован и перевезен на полигон. [ 22 ] Однако 1 сентября, когда HB1001 был частично завершен, машинисты Lockheed объявили четырехмесячную забастовку. Группа менеджеров взяла на себя работу по сборке, которая была завершена за шесть недель, а наземные испытания начались 17 октября. [ 23 ]

были похожи на более поздний F-117, они представляли собой Хотя внешне прототипы Have Blue самолеты меньшего размера, примерно на четверть веса F-117, со стреловидностью крыла 72,5 ° и наклоненным внутрь вертикальным оперением (обратное V-образное оперение ). [ 24 ] [ 25 ] радиопоглощающий материал (RAM), разработанный в лаборатории Lockheed – на лобовое стекло нанесли специальные покрытия, придающие ему металлические характеристики. На плоские поверхности самолета был нанесен [ 26 ] [ 27 ] Полная масса самолета 9 200–12 500 фунтов (4 173–5 669 кг) позволяла использовать шасси от истребителя Northrop F-5 . [ 27 ] самолета Силовыми установками мощностью 2950 фунтов силы (13,1 кН) были две машины General Electric J85 -GE-4A от Т-2C Buckeye . [ 28 ] [ 29 ] Поскольку скрытность имела приоритет над всем остальным, самолет по своей сути был нестабильным . В результате четырехкратно резервированная электродистанционная в самолет была интегрирована система управления полетом (FBW), чтобы придать ему нормальные летные характеристики. Система управления полетом была заимствована у F-16 . [ 28 ] Воздухозаборник двигателя над крылом был закрыт решеткой с низкой ЭПР; В верхней части фюзеляжа были построены продувочные двери для обеспечения дополнительного потока воздуха во время взлета, когда требуется больше воздуха. [ 30 ]

На протяжении полутора месяцев после начала наземных испытаний HB1001, первый из двух демонстраторов, проходил испытания в рамках подготовки к первому полету. Сначала была проверена летная аппаратура, а затем проведена тщательная обкатка самолета. В начале ноября два полуприцепа были припаркованы параллельно друг другу у дома 82; Сверху была накинута маскировочная сеть, прикрывающая демонстратора во время работы двигателя на открытом воздухе. Во время испытаний двигателя местный житель пожаловался на шум, но Have Blue сохранила свою секретность. [ 23 ] HB1001 получил слой железной краски; В выходные 12–13 ноября самолет получил схему камуфляжа, разработанную Аланом Брауном, Have Blue . главным техническим инженером дизайна Схема, состоящая из трех цветов, каждый из которых имеет три тона, использовалась, чтобы обмануть любого случайного зрителя и не распознать характерную огранку . [ 23 ] Самолет был разобран, загружен на C-5, и 16 ноября самолет был переправлен из аэропорта Бербанка (с тех пор переименованного в аэропорт Боба Хоупа ) в Зону 51 в Грум-Лейк , штат Невада . После приземления самолет был повторно собран, а затем прошел еще один этап испытаний перед первым полетом. [ 31 ] После четырех рулежных испытаний HB1001 был готов к испытательным полетам. [ 32 ]

Операционная история

[ редактировать ]

HB1001 совершил свой первый полет 1 декабря 1977 года под руководством летчика-испытателя Lockheed Билла Парка. Следующие четыре боевых вылета он совершил, преследуемый Т-38, пилотируемым майором (впоследствии подполковником) Кеном Дайсоном. [ 33 ] Дайсон, пилот F-15 Eagle , ранее обращался к персоналу ВВС США по поводу этого проекта в 1976 году. [ 22 ] Он совершил свой первый полет на HB1001 17 января 1978 года, преследуемый Паком. Фактически, эти двое будут единственными летчиками-испытателями Have Blue , чередующимися между демонстратором и самолетом-преследователем. [ 33 ] Результаты летных испытаний позволили инженерам доработать систему FBW. При этом они подтвердили сделанные ранее инженерами-аэродинамиками прогнозы о поведении самолета. [ 33 ]

Летные испытания проходили довольно гладко до 4 мая 1978 года, когда HB1001 совершил свой 36-й полет. Самолет накренился в момент контакта с землей, что вынудило пилота Билла Парка прервать приземление и предпринять вторую попытку. Однако удар был настолько сильным, что шасси заклинило в полуубранном положении. Попытки опустить шасси не увенчались успехом, и Билл Парк был вынужден снова подняться и катапультироваться, когда у него закончилось топливо. Самолет был уничтожен при ударе в районе объекта Грум-Лейк. [ 34 ] Пак выжил, но получил сотрясение мозга , что вынудило его отказаться от дальнейших испытательных полетов. [ 35 ] Дайсон, находившийся в самолете-преследователе, рассказал: «Непосредственно перед приземлением самолет накренился… Казалось, он очень сильно рухнул на землю… Он [Парк] поднял шасси на уходе на второй круг, и когда он пытался выдвинуть его на заходе на посадку, опустилась только одна магистраль и носовое колесо. Все это время расходовался бензин... Я предложил ему подняться на высоту 10 000 футов для катапультирования... Он начал набор высоты, но двигатель. начал загораться из -за нехватки топлива, поэтому он катапультировался». [ 35 ]

На момент крушения HB1002 был почти готов: уроки, извлеченные из HB1001, были учтены в самолете, включая реконструкцию хвостовой части фюзеляжа. [ 32 ] HB1002 отличался от прототипа серым лакокрасочным покрытием. На носовой части HB1001 не было стрелы с приборами для летных испытаний. Поскольку самолет использовался для проверки возврата RCS, парашют для восстановления скрытности при вращении был удален, а самолет был покрыт радиопоглощающим материалом. [ 34 ] Первый полет он совершил 20 июля 1978 года под управлением Дайсона, который стал единственным пилотом, управлявшим этим самолетом. [ 36 ]

HB1002 погиб 11 июля 1979 года во время 52-го полета самолета. Утечка гидравлической системы вызвала возгорание двигателя, что привело к потере гидравлического давления , что, в свою очередь, вызвало сильные тангажа колебания . Пилот благополучно катапультировался, самолет был уничтожен. [ 37 ] Позже выяснилось, что хомут выхлопной системы двигателя ослаб, и горячие выхлопы переместились в правый моторный отсек. Там накопилось тепло, что привело к выходу из строя гидравлических линий. [ 38 ] Обломки обоих самолетов были тайно захоронены где-то на территории базы ВВС Неллис . [ 37 ] Несмотря на сбои, Have Blue считался успешным. [ 39 ]

Старший тренд

[ редактировать ]

В октябре 1977 года, незадолго до второго этапа конкурса XST, компании Lockheed было поручено изучить возможные боевые самолеты. Всего месяц спустя, в день, когда HB1001 был перевезен в Грум-Лейк, ВВС заключили с компанией контракт под кодовым названием Senior Trend . [ № 1 ] ВВС хотели использовать революционные технологии, разработанные в ходе программы Have Blue . [ 40 ] Тактическое авиационное командование заказало пять полномасштабных опытно-конструкторских и двадцать серийных самолетов. [ 37 ]

Судя по демонстраторам Have Blue , самолеты Senior Trend отличались от своих предшественников по нескольким аспектам. Крылья имели меньшую стреловидность, что позволило решить проблему с центром тяжести, обнаруженную во время испытаний. Передняя часть фюзеляжа была укорочена, чтобы обеспечить пилоту лучший обзор, а вертикальные стабилизаторы были наклонены наружу от центральной линии. [ 37 ] Кроме того, были предусмотрены два оружейных отсека, каждый из которых мог вместить одну бомбу с лазерным наведением массой 2000 фунтов (910 кг) или B61 тактическую ядерную бомбу . [ 37 ]

Из-за первых проблем со строительством первый самолет FSD был переправлен в Грум-Лейк в мае 1981 года внутри C-5. Дальнейшие проблемы, на этот раз с утечкой топлива, задержали первый полет. [ 37 ] Под управлением Гарольда Фарли самолет совершил свой первый полет 18 июня, через одиннадцать месяцев после первоначально запланированного первого полета в июле 1980 года. [ 37 ] Первый серийный F-117A был поставлен в 1982 году, а боевая готовность была достигнута в октябре 1983 года; 59-й и последний F-117A был поставлен в 1990 году. [ 41 ] [ 42 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Штриховые рисунки самолета под разными углами
Несколько компьютерных изображений Have Blue с сравнением его меньшего размера по сравнению с F-117.

Данные Крикмора, [ 43 ] Дональд, [ 44 ] Аронштейн и Пикчирилло [ 45 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 47 футов 3 дюйма (14,40 м)
  • Размах крыльев: 22 фута 6 дюймов (6,86 м)
  • Рост: 7 футов 6 дюймов (2,29 м)
  • Площадь крыла: 386 кв. футов (35,9 м 2 )
  • Пустой вес: 8950 фунтов (4060 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 12 500 фунтов (5670 кг)
  • Силовая установка: 2 двигателя General Electric J85-GE-4A турбореактивных с тягой 2950 фунтов силы (13,1 кН) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 521 узел (600 миль в час, 965 км/ч)
  • Нагрузка на крыло: 32 фунта/кв. футов (160 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,46–0,62

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Цитата: «Результаты этих исследований оказались настолько многообещающими, что 16 ноября 1977 года ВВС подписали контракт на разработку под названием Senior Trend ». [ 37 ]
  1. ^ «Физик недели: Петр Уфимцев» . www.larrymusa.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
  2. ^ Патрик Кигер. «F117A – Тайная история» . Канал Дискавери . Проверено 15 января 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Крикмор 2003, с. 9.
  4. ^ Дженкинс 1999, с. 15.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 10.
  6. ^ Кэпи Линн (16 апреля 2016 г.). «Секретное оружие для стелс-технологий из Далласа» . Журнал государственного деятеля . Проверено 19 апреля 2016 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крикмор 2003, с. 11.
  8. ^ Дженкинс 1999, с. 16.
  9. ^ Ufimtsev 1962.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Крикмор 2003, с. 12.
  11. ^ Перейти обратно: а б Свитман 2005, с. 25.
  12. ^ Слэттери, Чад, «Секреты Skunk Works», Air & Space , август 2014 г., стр. 41
  13. ^ Слэттери 2014, с. 43
  14. ^ «Программа летных испытаний Have Blue» . GlobalSecurity.org . Проверено 31 июля 2011 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс 1999, с. 17.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 13.
  17. ^ Дженкинс 1999, с. 18.
  18. ^ Аронштейн и Пикчирильо 1997, с. 29.
  19. ^ Аронштейн и Пикчирилло 1997, стр. 32–33.
  20. ^ Свитман 1999, с. 13.
  21. ^ Перейти обратно: а б Аронштейн и Пикчирилло 1997, с. 33.
  22. ^ Перейти обратно: а б Крикмор 2003, с. 16.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 17.
  24. ^ Иден 2004, с. 243.
  25. ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирилло 1998, стр. 261.
  26. ^ Дональд 2003, с. 67.
  27. ^ Перейти обратно: а б Иден 2004, с. 242.
  28. ^ Перейти обратно: а б Аронштейн, Хиршберг и Пикчирильо 1998, с. 263.
  29. ^ Свитман 2005, стр. 30.
  30. ^ Крикмор 2003, стр. 15–16.
  31. ^ Крикмор 2003, стр. 17–18.
  32. ^ Перейти обратно: а б Крикмор 2003, с. 19.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Крикмор 2003, с. 20.
  34. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс и Лэндис 2008, с. 232.
  35. ^ Перейти обратно: а б Крикмор 2003, с. 21.
  36. ^ Крикмор 2003, с. 22.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дженкинс и Лэндис 2008, с. 233.
  38. ^ Крикмор 2003, с. 23.
  39. ^ Дональд 2003, с. 72.
  40. ^ Крикмор 2003, с. 25.
  41. ^ Гудолл 1992, с. 29.
  42. ^ «F-117A Nighthawk: Обзор» . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 1 августа 2011 г.
  43. ^ Крикмор 2003, стр. 14–15.
  44. ^ Дональд 2003, с. 68.
  45. ^ Аронштейн и Пикчирилло 1997, стр. 41–42.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f25201afee1697d5c50fe3520c86fd70__1723324860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/70/f25201afee1697d5c50fe3520c86fd70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed Have Blue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)