Психоаналитическая литературная критика
Психоаналитическая литературная критика — это литературная критика или литературная теория , которая по методу, концепции или форме находится под влиянием традиции психоанализа , начатой Зигмундом Фрейдом .
Психоаналитическое чтение практиковалось с самого начала развития психоанализа и превратилось в гетерогенную интерпретативную традицию. Как пишет Селин Сюрпренан: «Психоаналитическая литературная критика не представляет собой единую область. Однако все варианты подтверждают, по крайней мере в определенной степени, идею о том, что литература... фундаментально переплетена с психикой». [ 1 ]
Психоаналитическая критика рассматривает художников, в том числе авторов, как невротиков. Однако художник избегает многих внешних проявлений и конечных результатов невроза, находя в процессе создания своего искусства путь обратно к здравомыслию и целостности.
Обзор
[ редактировать ]Объектом психоаналитической литературной критики в самом простом случае может быть психоанализ автора или особенно интересного персонажа в данном произведении. Критика аналогична самому психоанализу и внимательно следует процессу аналитической интерпретации, обсуждаемому в «Толковании сновидений» Фрейда и других работах. Критики могут рассматривать вымышленных персонажей как психологические исследования, пытаясь идентифицировать такие фрейдистские концепции, как Эдипов комплекс , оговорки по Фрейду , Ид, эго и суперэго и т. д., и демонстрировать, как они влияют на мысли и поведение вымышленных персонажей.
Однако возможны и более сложные варианты психоаналитической критики. Концепции психоанализа могут быть развернуты со ссылкой на саму повествовательную или поэтическую структуру, не требуя доступа к авторской психике (интерпретация, мотивированная замечанием французского психоаналитика Жака Лакана о том, что «бессознательное структурировано подобно языку»). [ 2 ] ). Или же основополагающие тексты психоанализа можно рассматривать как литературу и перечитывать, чтобы пролить свет на их теоретическое содержание, пролитый их формальными качествами (тексты Фрейда часто напоминают детективные рассказы или археологические рассказы, которые он так любил).
Как и все формы литературной критики, психоаналитическая критика может дать полезные подсказки к иногда сбивающим с толку символам, действиям и обстановке в литературном произведении; однако, как и все формы литературной критики, она имеет свои пределы. Во-первых, некоторые критики полагаются на психокритику как на универсальный подход, в то время как другие литературоведы утверждают, что ни один подход не может адекватно осветить или интерпретировать сложное произведение искусства. Как отметил Герен и др. поместил это в «Справочник критических подходов к литературе» , [ 3 ]
Опасность состоит в том, что серьезный студент может стать одержимым теорией, забывая, что подход Фрейда — не единственный подход к литературной критике. Рассматривать великое художественное произведение или великое стихотворение прежде всего как психологический пример — значит часто упускать из виду его более широкое значение и, возможно, даже тот важный эстетический опыт, который оно должно давать.
Методы
[ редактировать ]Ранние приложения
[ редактировать ]Фрейд написал несколько важных эссе по литературе, которые он использовал для изучения психики авторов и персонажей, для объяснения тайн повествования и для разработки новых концепций психоанализа (например, «Бред и сновидение» в «Градиве» Йенсена и его влиятельные прочтения об Эдипе) мифа . и Шекспира » « Гамлет в «Толковании сновидений »). Однако критика высказывалась за то, что в исследованиях его и его ранних последователей «требуют разъяснения не сами художественные и литературные произведения, а, скорее, психопатология и биография художника, писателя или вымышленных персонажей». [ 4 ] Таким образом, «многие психоаналитики среди первых последователей Фрейда не устояли перед искушением провести психоанализ поэтов и художников (иногда к огорчению Фрейда»). [ 5 ] Позже аналитики пришли к выводу, что «очевидно, что нельзя проводить психоанализ писателя по его тексту; его можно только присвоить». [ 6 ]
Ранняя психоаналитическая литературная критика часто относилась к тексту как к своего рода сну. Это означает, что текст подавляет свое реальное (или скрытое) содержание за очевидным (явным) содержанием. Процесс перехода от скрытого содержания к явному известен как работа сновидения и включает в себя операции концентрации и смещения . Критик анализирует язык и символику текста, чтобы обратить вспять процесс работы сновидения и прийти к скрытым, лежащим в его основе мыслям. Опасность состоит в том, что «такая критика имеет тенденцию быть редуктивной, объясняя двусмысленность литературных произведений ссылкой на устоявшуюся психоаналитическую доктрину; и очень немногие из этих работ сохраняют большое влияние сегодня». [ 7 ]
Юнгианцы
[ редактировать ]Более поздние читатели, такие как Карл Юнг и другая ученица Фрейда, Карен Хорни , порвали с Фрейдом, и их работа, особенно Юнга, привела к другим богатым ветвям психоаналитической критики: Хорни к феминистским подходам, включая зависть в утробе матери , а Юнг к изучению Архетипы и коллективное бессознательное . Работа Юнга, в частности, имела большое влияние, поскольку в сочетании с работами антропологов, таких как Клод Леви-Стросс и Джозеф Кэмпбелл , она привела к появлению целых областей мифокритицизма и анализа архетипов.
Нортроп Фрай считал, что «литературный критик считает Фрейда наиболее подходящим для теории комедии, а Юнга для теории романтики». [ 8 ]
Форма
[ редактировать ]Во пишет: «Развитие психоаналитических подходов к литературе происходит от смещения акцента с «содержания» на ткань художественных и литературных произведений». [ 9 ] Так, например, Хейден Уайт исследовал, как «описания Фрейда согласуются с теориями тропов девятнадцатого века , которые его работы каким-то образом заново изобретают». [ 10 ]
Особенно влиятельными здесь были работы Жака Лакана , заядлого читателя литературы, который использовал литературные примеры в качестве иллюстрации важных концепций в своей работе (например, Лакан спорил с Жаком Деррида по поводу интерпретации Эдгара Аллана По) » « Похищенного письма . ").
«Теории Лакана породили критику, которая фокусируется не на авторе, а на лингвистических процессах текста». [ 11 ] В рамках этого лакановского акцента «теории Фрейда становятся местом, откуда поднимаются вопросы интерпретации, риторики, стиля и фигурации». [ 12 ]
Однако ученые-лаканисты отметили, что самого Лакана интересовала не литературная критика как таковая , а то, как литература может иллюстрировать психоаналитический метод или концепцию. [ 13 ]
Ответ читателя
[ редактировать ]По словам Усби, «среди современных критических применений психоанализа — развитие « эго-психологии » в работах Нормана Холланда , который концентрируется на отношениях между читателем и текстом». [ 14 ] – как и в случае с критикой реакции читателей . Роллин пишет, что «эксперименты Холланда по теории реакции читателя предполагают, что мы все читаем литературу избирательно, бессознательно проецируя на нее свои собственные фантазии». [ 15 ]
Так в криминальной литературе , например, « Райкрофт рассматривает преступника как олицетворение неявной враждебности читателя к родителю». [ 16 ]
Шарль Маурон: психокритика
[ редактировать ]В 1963 году Чарльз Маурон [ 17 ] задумал структурированный метод интерпретации литературных произведений посредством психоанализа. Исследование подразумевало четыре различных этапа:
- Творческий процесс сродни сну наяву: как таковой, это миметическое и катарсическое представление врожденного желания, которое лучше всего выражается и раскрывается метафорически и символически.
- Затем сопоставление произведений писателя приводит критика к определению символических тем.
- Эти метафорические сети важны для скрытой внутренней реальности.
- Они указывают на навязчивую идею так же, как это могут делать сны. Последний этап заключается в увязке литературного творчества писателя с его личной жизнью.
Согласно концепции Маурона, автора нельзя свести к рассуждающему «я»: его собственное более или менее травматичное биографическое прошлое, культурные архетипы, наполнившие его душу, контрастируют с сознательным «я». Хиазмические отношения между двумя историями можно рассматривать как разумные. и безопасное отыгрывание . По существу бессознательный сексуальный импульс символически реализуется позитивным и социально удовлетворяющим образом – процесс, известный как сублимация .
Тревога влияния
[ редактировать ]«Американский критик Гарольд Блум применил фрейдистскую концепцию Эдипова комплекса в своем исследовании отношений влияния между поэтами... и его работа также вдохновила феминистский вариант в творчестве Сандры Гилберт и Сьюзен Губар ». [ 18 ]
В том же духе Шошана Фельман задала вопрос относительно того, что она называет « виной поэзии »: «Можно ли историю литературы каким-либо образом рассматривать как повторяющийся бессознательный перенос вины поэзии?». [ 19 ]
Культурные примеры
[ редактировать ]В «Маленьком мире: академический роман» , одной из сатир Дэвида Лоджа на академическую науку, наивный герой Персс следует за Анжеликой на форум, где она рассуждает о романтике: « Ролан Барт научил нас тесной связи между повествованием и сексуальностью, между удовольствия тела и «удовольствие от текста»... Романтика — это множественный оргазм». Персс с растущим изумлением и горящими щеками слушал этот поток грязи, льющийся между изящными губами и жемчужными зубами Анжелики, но никто из присутствующих, казалось, не нашел в ее выступлении ничего примечательного или тревожного». [ 20 ]
В А. С. Байетта романе «Одержимость » героиня/ученая-феминистка, признавая, что «мы живем в истине того, что открыл Фрейд», признает, что «вся наша ученость – вся наша мысль – мы подвергаем сомнению все кроме центральной роли сексуальности». [ 21 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Селин Сюрпренант, «Фрейд и психоанализ» в издании Патрисии Во, «Литературная теория и критика» (OUP 2006), стр. 200
- ^ Савай, доктор Прадняшайли Бхагван (13 ноября 2021 г.). «ТРАВМА И ПСИХОАНАЛИЗ: ВВЕДЕНИЕ» . Международный междисциплинарный исследовательский журнал Galaxy (11): 282–285. ISSN 2347-6915 . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ Герен, Уилфред Л. и др., Справочник по критическим подходам к литературе (Harper & Row, 1979). ISBN 0-06-042554-7
- ^ Во, с. 200
- ^ Питер Гей, Фрейд: жизнь для нашего времени (Лондон, 1989), с. 764
- ^ Адам Филлипс, О флирте (Лондон, 1994), с. 45
- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (Нью-Йорк, 1995), стр. 247
- ^ Нортроп Фрай, Анатомия критики (Принстон, 1973), с. 214
- ^ Во, с. 203
- ^ Во, с. 208
- ^ Изд. Яна Оусби, Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке (Кембридж, 1995), стр. 767
- ^ Во, с. 208
- ^ Эванс, Дилан (2005). «От Лакана до Дарвина» в «Литературном животном»; Эволюция и природа повествования , ред. Джонатан Готтшалл и Дэвид Слоан Уилсон, Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 2005, стр. 38–55.
- ^ Изд. Усби, стр. 767
- ^ Л. Роллин/М.И. Уэст, Психоаналитические ответы на детскую литературу (2008), с. 12
- ^ Майкл Шеперд, Шерлок Холмс и случай доктора Фрейда (Лондон, 1985), с. 26
- ^ От запоминающихся метафор к личному мифу.
- ^ Ред. Чайлдерс/Хенци, стр. 248
- ^ Шошана Фельман, Жак Лакан и приключения прозрения (Гарвард, 1987), с. 50
- ^ Дэвид Лодж, Маленький мир (Пингвин, 1985), с. 322-3
- ^ А. С. Байатт, Владение: Роман (Лондон, 1990), стр. 254 и с. 222
Ссылки
[ редактировать ]- Барт, Роланд. Пер. Стивен Хит. «Смерть автора». Антология теории и критики Нортона. Эд. Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2001.
- Боуи, Малькольм. Психоанализ и будущее теории. Кембридж, Массачусетс: Б. Блэквелл, 1994.
- де Берг, Хенк: Теория Фрейда и ее использование в литературных и культурных исследованиях: Введение. Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус, 2003.
- Эллманн, изд. Психоаналитическая литературная критика . ISBN 0-582-08347-8 .
- Фельман, Шошана, изд. Литература и психоанализ: вопрос чтения: иначе . ISBN 0-8018-2754-X .
- Франкленд, Грэм. Литературная культура Фрейда. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Фрейд, Зигмунд. Пер. Аликс Стрейчи. «Странное». Антология теории и критики Нортона. Эд. Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2001.
- Фрейд, Зигмунд. Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда. 24 тома. Транс и изд. Джеймс Стрейчи. Лондон: Хогарт Пресс, 1953–74.
- Герц, Нил. «Фрейд и Песочный человек». Конец линии: Очерки психоанализа и возвышенного. Аврора, Колорадо: The Davies Group, Издательство, 2009.
- Мюллер и Ричардсон, ред. Украденный По: Лакан, Деррида и психоаналитическое чтение . ISBN 0-8018-3293-4
- Рудницкий, Питер Л. и Эллен Хэндлер Спитс, ред. Фрейд и запретное знание. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1994.
- Смит, Джозеф Х. Эд. Литературный Фрейд: механизмы защиты и поэтическая воля. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1980.
- Понимание того, как работает психоаналитическая критика: Бресслер, CE (1994). Литературная критика: введение в теорию и практику. Прентис-Холл, Инк.
- Колледж свободных искусств. (без даты). Интернет-лаборатория письма Purdue. Университет Пердью. https://owl.purdue.edu/owl/subject_specific_writing/writing_in_literature/literary_theory_and_schools_of_criticism/psychoanalytic_criticism.html
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Традиционная фрейдистская критика
- Классическая фрейдистская литературная критика: введение (лекция Хенка де Берга, 2015 г.)
- Реконцептуализация Фрейда
- Теория психотерапии и других гуманитарных наук (Документы № 8 и 9 на английском языке)
- Психоаналитическая литературная критика в Yahoo! Каталог
- Метафоры Маурона (на французском языке)