Jump to content

Психоаналитическая литературная критика

Психоаналитическая литературная критика — это литературная критика или литературная теория , которая по методу, концепции или форме находится под влиянием традиции психоанализа , начатой ​​Зигмундом Фрейдом .

Психоаналитическое чтение практиковалось с самого начала развития психоанализа и превратилось в гетерогенную интерпретативную традицию. Как пишет Селин Сюрпренан: «Психоаналитическая литературная критика не представляет собой единую область. Однако все варианты подтверждают, по крайней мере в определенной степени, идею о том, что литература... фундаментально переплетена с психикой». [ 1 ]

Психоаналитическая критика рассматривает художников, в том числе авторов, как невротиков. Однако художник избегает многих внешних проявлений и конечных результатов невроза, находя в процессе создания своего искусства путь обратно к здравомыслию и целостности.

Объектом психоаналитической литературной критики в самом простом случае может быть психоанализ автора или особенно интересного персонажа в данном произведении. Критика аналогична самому психоанализу и внимательно следует процессу аналитической интерпретации, обсуждаемому в «Толковании сновидений» Фрейда и других работах. Критики могут рассматривать вымышленных персонажей как психологические исследования, пытаясь идентифицировать такие фрейдистские концепции, как Эдипов комплекс , оговорки по Фрейду , Ид, эго и суперэго и т. д., и демонстрировать, как они влияют на мысли и поведение вымышленных персонажей.

Однако возможны и более сложные варианты психоаналитической критики. Концепции психоанализа могут быть развернуты со ссылкой на саму повествовательную или поэтическую структуру, не требуя доступа к авторской психике (интерпретация, мотивированная замечанием французского психоаналитика Жака Лакана о том, что «бессознательное структурировано подобно языку»). [ 2 ] ). Или же основополагающие тексты психоанализа можно рассматривать как литературу и перечитывать, чтобы пролить свет на их теоретическое содержание, пролитый их формальными качествами (тексты Фрейда часто напоминают детективные рассказы или археологические рассказы, которые он так любил).

Как и все формы литературной критики, психоаналитическая критика может дать полезные подсказки к иногда сбивающим с толку символам, действиям и обстановке в литературном произведении; однако, как и все формы литературной критики, она имеет свои пределы. Во-первых, некоторые критики полагаются на психокритику как на универсальный подход, в то время как другие литературоведы утверждают, что ни один подход не может адекватно осветить или интерпретировать сложное произведение искусства. Как отметил Герен и др. поместил это в «Справочник критических подходов к литературе» , [ 3 ]

Опасность состоит в том, что серьезный студент может стать одержимым теорией, забывая, что подход Фрейда — не единственный подход к литературной критике. Рассматривать великое художественное произведение или великое стихотворение прежде всего как психологический пример — значит часто упускать из виду его более широкое значение и, возможно, даже тот важный эстетический опыт, который оно должно давать.

Ранние приложения

[ редактировать ]

Фрейд написал несколько важных эссе по литературе, которые он использовал для изучения психики авторов и персонажей, для объяснения тайн повествования и для разработки новых концепций психоанализа (например, «Бред и сновидение» в «Градиве» Йенсена и его влиятельные прочтения об Эдипе) мифа . и Шекспира » « Гамлет в «Толковании сновидений »). Однако критика высказывалась за то, что в исследованиях его и его ранних последователей «требуют разъяснения не сами художественные и литературные произведения, а, скорее, психопатология и биография художника, писателя или вымышленных персонажей». [ 4 ] Таким образом, «многие психоаналитики среди первых последователей Фрейда не устояли перед искушением провести психоанализ поэтов и художников (иногда к огорчению Фрейда»). [ 5 ] Позже аналитики пришли к выводу, что «очевидно, что нельзя проводить психоанализ писателя по его тексту; его можно только присвоить». [ 6 ]

Ранняя психоаналитическая литературная критика часто относилась к тексту как к своего рода сну. Это означает, что текст подавляет свое реальное (или скрытое) содержание за очевидным (явным) содержанием. Процесс перехода от скрытого содержания к явному известен как работа сновидения и включает в себя операции концентрации и смещения . Критик анализирует язык и символику текста, чтобы обратить вспять процесс работы сновидения и прийти к скрытым, лежащим в его основе мыслям. Опасность состоит в том, что «такая критика имеет тенденцию быть редуктивной, объясняя двусмысленность литературных произведений ссылкой на устоявшуюся психоаналитическую доктрину; и очень немногие из этих работ сохраняют большое влияние сегодня». [ 7 ]

Юнгианцы

[ редактировать ]

Более поздние читатели, такие как Карл Юнг и другая ученица Фрейда, Карен Хорни , порвали с Фрейдом, и их работа, особенно Юнга, привела к другим богатым ветвям психоаналитической критики: Хорни к феминистским подходам, включая зависть в утробе матери , а Юнг к изучению Архетипы и коллективное бессознательное . Работа Юнга, в частности, имела большое влияние, поскольку в сочетании с работами антропологов, таких как Клод Леви-Стросс и Джозеф Кэмпбелл , она привела к появлению целых областей мифокритицизма и анализа архетипов.

Нортроп Фрай считал, что «литературный критик считает Фрейда наиболее подходящим для теории комедии, а Юнга для теории романтики». [ 8 ]

Во пишет: «Развитие психоаналитических подходов к литературе происходит от смещения акцента с «содержания» на ткань художественных и литературных произведений». [ 9 ] Так, например, Хейден Уайт исследовал, как «описания Фрейда согласуются с теориями тропов девятнадцатого века , которые его работы каким-то образом заново изобретают». [ 10 ]

Особенно влиятельными здесь были работы Жака Лакана , заядлого читателя литературы, который использовал литературные примеры в качестве иллюстрации важных концепций в своей работе (например, Лакан спорил с Жаком Деррида по поводу интерпретации Эдгара Аллана По) » « Похищенного письма . ").

«Теории Лакана породили критику, которая фокусируется не на авторе, а на лингвистических процессах текста». [ 11 ] В рамках этого лакановского акцента «теории Фрейда становятся местом, откуда поднимаются вопросы интерпретации, риторики, стиля и фигурации». [ 12 ]

Однако ученые-лаканисты отметили, что самого Лакана интересовала не литературная критика как таковая , а то, как литература может иллюстрировать психоаналитический метод или концепцию. [ 13 ]

Ответ читателя

[ редактировать ]

По словам Усби, «среди современных критических применений психоанализа — развитие « эго-психологии » в работах Нормана Холланда , который концентрируется на отношениях между читателем и текстом». [ 14 ] – как и в случае с критикой реакции читателей . Роллин пишет, что «эксперименты Холланда по теории реакции читателя предполагают, что мы все читаем литературу избирательно, бессознательно проецируя на нее свои собственные фантазии». [ 15 ]

Так в криминальной литературе , например, « Райкрофт рассматривает преступника как олицетворение неявной враждебности читателя к родителю». [ 16 ]

Шарль Маурон: психокритика

[ редактировать ]

В 1963 году Чарльз Маурон [ 17 ] задумал структурированный метод интерпретации литературных произведений посредством психоанализа. Исследование подразумевало четыре различных этапа:

  1. Творческий процесс сродни сну наяву: как таковой, это миметическое и катарсическое представление врожденного желания, которое лучше всего выражается и раскрывается метафорически и символически.
  2. Затем сопоставление произведений писателя приводит критика к определению символических тем.
  3. Эти метафорические сети важны для скрытой внутренней реальности.
  4. Они указывают на навязчивую идею так же, как это могут делать сны. Последний этап заключается в увязке литературного творчества писателя с его личной жизнью.

Согласно концепции Маурона, автора нельзя свести к рассуждающему «я»: его собственное более или менее травматичное биографическое прошлое, культурные архетипы, наполнившие его душу, контрастируют с сознательным «я». Хиазмические отношения между двумя историями можно рассматривать как разумные. и безопасное отыгрывание . По существу бессознательный сексуальный импульс символически реализуется позитивным и социально удовлетворяющим образом – процесс, известный как сублимация .

Тревога влияния

[ редактировать ]

«Американский критик Гарольд Блум применил фрейдистскую концепцию Эдипова комплекса в своем исследовании отношений влияния между поэтами... и его работа также вдохновила феминистский вариант в творчестве Сандры Гилберт и Сьюзен Губар ». [ 18 ]

В том же духе Шошана Фельман задала вопрос относительно того, что она называет « виной поэзии »: «Можно ли историю литературы каким-либо образом рассматривать как повторяющийся бессознательный перенос вины поэзии?». [ 19 ]

Культурные примеры

[ редактировать ]

В «Маленьком мире: академический роман» , одной из сатир Дэвида Лоджа на академическую науку, наивный герой Персс следует за Анжеликой на форум, где она рассуждает о романтике: « Ролан Барт научил нас тесной связи между повествованием и сексуальностью, между удовольствия тела и «удовольствие от текста»... Романтика — это множественный оргазм». Персс с растущим изумлением и горящими щеками слушал этот поток грязи, льющийся между изящными губами и жемчужными зубами Анжелики, но никто из присутствующих, казалось, не нашел в ее выступлении ничего примечательного или тревожного». [ 20 ]

В А. С. Байетта романе «Одержимость » героиня/ученая-феминистка, признавая, что «мы живем в истине того, что открыл Фрейд», признает, что «вся наша ученость – вся наша мысль – мы подвергаем сомнению все кроме центральной роли сексуальности». [ 21 ]

  1. ^ Селин Сюрпренант, «Фрейд и психоанализ» в издании Патрисии Во, «Литературная теория и критика» (OUP 2006), стр. 200
  2. ^ Савай, доктор Прадняшайли Бхагван (13 ноября 2021 г.). «ТРАВМА И ПСИХОАНАЛИЗ: ВВЕДЕНИЕ» . Международный междисциплинарный исследовательский журнал Galaxy (11): 282–285. ISSN   2347-6915 . Проверено 9 июля 2024 г.
  3. ^ Герен, Уилфред Л. и др., Справочник по критическим подходам к литературе (Harper & Row, 1979). ISBN   0-06-042554-7
  4. ^ Во, с. 200
  5. ^ Питер Гей, Фрейд: жизнь для нашего времени (Лондон, 1989), с. 764
  6. ^ Адам Филлипс, О флирте (Лондон, 1994), с. 45
  7. ^ Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (Нью-Йорк, 1995), стр. 247
  8. ^ Нортроп Фрай, Анатомия критики (Принстон, 1973), с. 214
  9. ^ Во, с. 203
  10. ^ Во, с. 208
  11. ^ Изд. Яна Оусби, Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке (Кембридж, 1995), стр. 767
  12. ^ Во, с. 208
  13. ^ Эванс, Дилан (2005). «От Лакана до Дарвина» в «Литературном животном»; Эволюция и природа повествования , ред. Джонатан Готтшалл и Дэвид Слоан Уилсон, Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 2005, стр. 38–55.
  14. ^ Изд. Усби, стр. 767
  15. ^ Л. Роллин/М.И. Уэст, Психоаналитические ответы на детскую литературу (2008), с. 12
  16. ^ Майкл Шеперд, Шерлок Холмс и случай доктора Фрейда (Лондон, 1985), с. 26
  17. ^ От запоминающихся метафор к личному мифу.
  18. ^ Ред. Чайлдерс/Хенци, стр. 248
  19. ^ Шошана Фельман, Жак Лакан и приключения прозрения (Гарвард, 1987), с. 50
  20. ^ Дэвид Лодж, Маленький мир (Пингвин, 1985), с. 322-3
  21. ^ А. С. Байатт, Владение: Роман (Лондон, 1990), стр. 254 и с. 222
  • Барт, Роланд. Пер. Стивен Хит. «Смерть автора». Антология теории и критики Нортона. Эд. Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2001.
  • Боуи, Малькольм. Психоанализ и будущее теории. Кембридж, Массачусетс: Б. Блэквелл, 1994.
  • де Берг, Хенк: Теория Фрейда и ее использование в литературных и культурных исследованиях: Введение. Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус, 2003.
  • Эллманн, изд. Психоаналитическая литературная критика . ISBN   0-582-08347-8 .
  • Фельман, Шошана, изд. Литература и психоанализ: вопрос чтения: иначе . ISBN   0-8018-2754-X .
  • Франкленд, Грэм. Литературная культура Фрейда. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2000.
  • Фрейд, Зигмунд. Пер. Аликс Стрейчи. «Странное». Антология теории и критики Нортона. Эд. Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2001.
  • Фрейд, Зигмунд. Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда. 24 тома. Транс и изд. Джеймс Стрейчи. Лондон: Хогарт Пресс, 1953–74.
  • Герц, Нил. «Фрейд и Песочный человек». Конец линии: Очерки психоанализа и возвышенного. Аврора, Колорадо: The Davies Group, Издательство, 2009.
  • Мюллер и Ричардсон, ред. Украденный По: Лакан, Деррида и психоаналитическое чтение . ISBN   0-8018-3293-4
  • Рудницкий, Питер Л. и Эллен Хэндлер Спитс, ред. Фрейд и запретное знание. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1994.
  • Смит, Джозеф Х. Эд. Литературный Фрейд: механизмы защиты и поэтическая воля. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1980.
  • Понимание того, как работает психоаналитическая критика: Бресслер, CE (1994). Литературная критика: введение в теорию и практику. Прентис-Холл, Инк.
  • Колледж свободных искусств. (без даты). Интернет-лаборатория письма Purdue. Университет Пердью. https://owl.purdue.edu/owl/subject_specific_writing/writing_in_literature/literary_theory_and_schools_of_criticism/psychoanalytic_criticism.html
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2dfd589abbeb6d2b398f361a47a2b581__1720523340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/81/2dfd589abbeb6d2b398f361a47a2b581.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Psychoanalytic literary criticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)