Разочарование
Часть серии о |
Эмоции |
---|
Разочарование – это чувство неудовлетворенности , возникающее вслед за провалом ожиданий или надежд. [ 1 ] проявляться. Подобно сожалению , оно отличается тем, что человек, испытывающий сожаление, сосредотачивается в первую очередь на личном выборе, который способствовал плохому результату, тогда как человек, испытывающий разочарование, сосредотачивается на самом результате. [ 2 ] Это источник психологического стресса . [ 3 ] Изучение разочарования – его причин, последствий и степени, в которой отдельные решения мотивированы желанием его избежать – является предметом внимания в области анализа решений . [ 2 ] [ 4 ] поскольку разочарование, наряду с сожалением , является одной из двух основных эмоций, связанных с принятием решений . [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Разочарование восходит к среднеанглийскому разочарованию посредством старофранцузского desapointer . В буквальном смысле – отстранить от должности. [ 6 ] Его использование в смысле общего разочарования восходит к концу 15 века, а на английском языке оно впервые появляется как эмоциональное состояние уныния в середине 18 века. [ 7 ]
Психология
[ редактировать ]Разочарование — это субъективная реакция, связанная с ожидаемым вознаграждением. [ 8 ] Время восстановления после разочарования зависит от интенсивности разочарования, а также от человека, испытывающего разочарование. У некоторых это может занять несколько минут, а у других такое же разочарование может занять несколько дней.
Разочарование и неспособность к нему подготовиться также рассматривались как источник случайного нарушения иммунной системы у оптимистов . [ 9 ] Хотя оптимисты в целом имеют лучшее здоровье, [ 10 ] в качестве альтернативы они могут проявлять меньший иммунитет в условиях длительного или неконтролируемого стресса - феномен, который исследователи объяснили «эффектом разочарования». [ 9 ] «Эффект разочарования» утверждает, что оптимисты не используют «эмоциональную амортизацию», чтобы подготовиться к разочарованию, и, следовательно, менее способны справиться с ним, когда они его испытывают. [ 10 ] [ 11 ] Этот эффект разочарования был оспорен с середины 1990-х годов исследователем Сюзанной Сегерстром , которая опубликовала в одиночку и в согласии несколько статей, оценивающих его правдоподобие. Ее результаты показывают, что оптимисты не способны справиться с разочарованием, а скорее активно решают свои проблемы и в результате испытывают некоторое снижение иммунитета. [ 12 ]
В 1994 году психотерапевт Ян Крейб опубликовал книгу «Важность разочарования» , в которой он опирался на работы Мелани Кляйн и Зигмунда Фрейда , продвигая теорию о том, что культура избегания разочарований — особенно терапевтическая культура — обеспечивает ложные ожидания совершенства в жизни и предотвращает людей от достижения здоровой самоидентичности . [ 13 ] Крейб привел в качестве двух примеров судебные жертвы медицинских ошибок , которые когда-то воспринимали несчастные случаи как образ жизни, и скорбящих людей после смерти близкого человека, которым, по его словам, предоставляется ложная стадийная модель выздоровления , которая более разработана. утешать терапевтов, переживающих тяжелую утрату, чем самих скорбящих. [ 14 ]
Лаканианцы считали детское разочарование необходимым для вступления в символический мир культуры ; [ 15 ] разочарование во взрослой жизни – разочарование в наших требованиях со стороны мира – как ключ к пониманию того, кто мы на самом деле. [ 16 ]
Закон
[ редактировать ]Если товары или услуги были приобретены в надежде получить какое-либо удовольствие, а доставка товаров или услуг не привела к ожидаемому результату, клиенты иногда требовали возмещения убытков за нарушение договора на основании разочарования и печали. Суды обычно не допускают возмещения такого ущерба, но есть случаи, когда компенсация ущерба была рассмотрена и согласована. Дела в английском праве включают Джарвис против Swans Tours Ltd (1972 г.) и Фарли против Скиннера (2001 г.).
Дело Милнер против Карнавала (2010 г.) является еще одним примером, когда клиенты, в данном случае г-н и г-жа Милнер, совершившие длительный круиз на компании Cunard корабле Queen Victoria , ожидали выгоды, которая не оправдалась и за которые требовалось возмещение ущерба как для « уменьшение стоимости» (измеримая разница между произведенным платежом и полученной стоимостью) и «дистресс и разочарование». Судья Саймон Таки разрешил подать апелляцию на судебное решение о возмещении ущерба, отметив, что это дело «может дать возможность дать авторитетные рекомендации относительно соответствующей меры компенсации в «праздничных» делах», где разочарование является проблемой. [ 17 ]
Теория
[ редактировать ]Теория разочарования, впервые разработанная в середине 1980-х годов Дэвидом Э. Беллом и получившая дальнейшее развитие Грэмом Лумсом и Робертом Сагденом , [ 18 ] вращается вокруг представления о том, что люди, рассматривающие риски, разочаровываются, когда результат риска не оценивается так положительно, как ожидаемый результат. [ 18 ] Теория разочарования использовалась при изучении таких разнообразных процессов принятия решений, как обратная миграция , соблюдение требований налогоплательщиков и готовность клиентов платить. [ 19 ] Дэвид Гилл и Виктория Проуз предоставили экспериментальные доказательства того, что люди не любят разочарований во время соревнований. [ 20 ]
Разочарованные люди сосредотачиваются на «восходящих контрфактах » — альтернативных результатах, которые были бы лучше, чем тот, который был получен на самом деле — до такой степени, что даже положительные результаты могут привести к разочарованию. [ 21 ] Один из примеров, предоставленный Bell, касается лотерейного выигрыша в размере 10 000 долларов США, события, которое теоретически будет восприниматься более позитивно, если эта сумма представляет собой максимально возможный выигрыш в лотерее, чем если бы она представляла собой наименьший выигрыш. [ 22 ] Аналитики принятия решений исходят из предположения, что люди предвидят возможность разочарования и принимают решения, которые с меньшей вероятностью приведут к переживанию этого чувства. [ 18 ] Неприятие разочарования было предложено как одно из объяснений парадокса Алле , проблематичной реакции в теории ожидаемой полезности , согласно которой люди с большей вероятностью выберут определенное вознаграждение, чем рискнут получить большее вознаграждение, и в то же время готовы попытаться получить большее вознаграждение с меньшими затратами. вероятность , когда оба варианта включают некоторый риск. [ 23 ]
В то время как более ранние разработчики теории разочарования фокусировались на ожидаемых результатах, более поздние исследования Филиппа Делькие и Алессандры Силло из INSEAD были сосредоточены на влиянии более позднего разочарования, возникающего, когда фактический результат начинает восприниматься негативно на основании дальнейшего развития; например, если человек получает более высокую, чем ожидалось, прибыль на фондовом рынке , он может быть в восторге , пока неделю спустя не обнаружит, что мог бы получить гораздо большую прибыль , если бы подождал еще несколько дней с продажей. [ 18 ] Этот опыт разочарования может повлиять на последующее поведение, и, как утверждают аналитики, включение таких переменных в теорию разочарования может улучшить изучение поведенческих финансов . [ 18 ] Разочарование, наряду с сожалением, измеряется путем прямого опроса респондентов. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Государственная домашняя и учебная школа, Мичиган, Мичиган. Лапер (1932). Документы штаба, 1932 год . Мичиганский университет. п. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Белл, Дэвид Э. (январь 1985 г.). «Премирование сожаления». Наука управления . 31 (1): 117–20. дои : 10.1287/mnsc.31.1.117 . JSTOR 2631680 .
- ^ Ма, Лыби (29 марта 2004 г.). «Вниз, но не наружу» . Психология сегодня .
- ^ ван Дейк, Вилко В.; Зеленберг, Марсель; ван дер Плигт, Йооп (август 2003 г.). «Блаженны те, кто ничего не ожидает: снижение ожиданий как способ избежать разочарования» (PDF) . Журнал экономической психологии . 24 (4): 505–16. дои : 10.1016/S0167-4870(02)00211-8 .
- ^ Вилко В. ван Дейк; Марсель Зееленберг (декабрь 2002 г.). «Исследование моделей оценки сожаления и разочарования» . Мотивация и эмоции . 26 (4): 321–31. дои : 10.1023/A:1022823221146 . S2CID 55491643 .
- ^ «разочаровать» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз.
- ^ «разочарование» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Кеннетт, Уайт (1715). «Сезонное рассуждение о подъеме, прогрессе, открытии и полном разочаровании пороховой измены и восстания, задуманного папистами в 1605 году. 3 Джем. 1. Из проповеди, произнесенной в соборной церкви Св. Павла». , Лондон, 5 ноября 1715 года. ...». Своевременный дискурс о подъеме, прогрессе, открытии и полном разочаровании пороховой измены и восстания, задуманного папистами в 1605 году . Т. Вуд и Т. Шарп: 24.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц, Тодд (5 сентября 2003 г.). «Позитивное мышление» . lclark.edu . Архивировано из оригинала 7 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Неймарк, Джилл (23 апреля 2007 г.). «Революция оптимизма» . Психология сегодня .
- ^ «Лучше ли ожидать худшего? Психологи проверяют давнюю теорию эмоциональной амортизации» . Psych Central.com . 04 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 г.
- ^ Сегерстром СК (сентябрь 2006 г.). «Как оптимизм подавляет иммунитет? Оценка трёх аффективных путей» . Психолог здоровья . 25 (5): 653–57. дои : 10.1037/0278-6133.25.5.653 . ПМЦ 1613541 . ПМИД 17014284 . . См. также Сегерстром СК (май 2005 г.). «Оптимизм и иммунитет: всегда ли позитивные мысли приводят к положительным эффектам?» . Мозговое поведение. Иммунитет . 19 (3): 195–200. дои : 10.1016/j.bbi.2004.08.003 . ПМК 1948078 . ПМИД 15797306 .
- ^ Сил, Клайв (2002). СМИ и здоровье . Лондон: Sage Publications, Inc., стр. 167 , 242. ISBN. 978-0-7619-4730-1 .
- ^ Сил 2002 , с. 167–168
- ^ Вэлхенс, Альфонс де; Экке, Вильфрид Вер (2001). Феноменология и Лакан о шизофрении . Левен: Издательство Левенского университета. п. 181. ИСБН 978-90-5867-160-8 .
- ^ Хилл, Филип (25 августа 2009 г.). Лакан для начинающих . Красное Колесо/Вайзер. п. 68. ИСБН 978-1-939994-13-4 .
- ↑ Уорд, Л.Дж., Милнер и Анор против Carnival Plc (t/a Cunard) (2010) EWCA Civ 389, пункт 2, вынесено решение 20 апреля 2010 г., по состоянию на 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Делькье, Филипп; Чилло, Алессандра (2006). «Разочарование без предварительного ожидания: объединяющий взгляд на решение под риском». Журнал риска и неопределенности . 33 (3). Спрингер: 197–215. дои : 10.1007/s11166-006-0499-4 . ISSN 0895-5646 . JSTOR 41761247 . S2CID 153598000 .
- ^ См., например, «Почему люди снова идут домой?» Возвращение к теории разочарования и теории целевого сохранения. Архивировано 14 апреля 2008 г. в Wayback Machine . Дэвид Келси; Альберт Щепански (1991). «Сожаление и разочарование в решениях по отчетности налогоплательщиков: экспериментальное исследование» . Журнал принятия поведенческих решений . 4 (1): 33–53. дои : 10.1002/bdm.3960040104 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 г. и Кристиан Хомбург; Николь Кошате; Уэйн Д. Хойер (апрель 2005 г.). «Действительно ли довольные клиенты платят больше? Исследование взаимосвязи между удовлетворенностью клиентов и готовностью платить» (PDF) . Журнал маркетинга . 69 (2): 84–96. дои : 10.1509/jmkg.69.2.84.60760 . S2CID 167912490 .
- ^ Гилл, Дэвид; Проуз, Виктория (2012). «Структурный анализ неприятия разочарования в реальном соревновании усилий» (PDF) . Американский экономический обзор . 102 (1): 469–503. дои : 10.1257/aer.102.1.469 . JSTOR 41408781 . S2CID 7842439 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2011 г.
- ^ Шварц, Алан (2002). «Ожидаемые чувства по поводу рискованных вариантов». Мур, Саймон (ред.). Эмоциональное познание: от мозга к поведению (Достижения в области исследований сознания, 44) . John Benjamins Publishing Co., стр. 183–96 . ISBN 978-1-58811-224-8 .
- ^ Белл, Дэвид Э. (январь – февраль 1985 г.). «Разочарование в принятии решений в условиях неопределенности». Исследование операций . 33 (1): 1–27. дои : 10.1287/opre.33.1.1 . JSTOR 170863 .
- ^ Цзяньминь Цзя; Джеймс С. Дайер; Джон К. Батлер (январь 2001 г.). «Модели обобщенного разочарования». Журнал риска и неопределенности . 59 (1): 59–78. и Гюль, Фарук (май 1991 г.). «Теория неприятия разочарований». Эконометрика . 59 (3): 667–86. дои : 10.2307/2938223 . JSTOR 2938223 . Альтернативную модель парадокса Алле можно найти в разделе «Парадокс Алле» на сайте overcomingbias.com.
- ^ Маркатто, Франческо; Донателла Ферранте (январь 2008 г.). «Шкала сожаления и разочарования: инструмент для оценки сожаления и разочарования в принятии решений» . Суждение и принятие решений . 3 (1): 87–99. дои : 10.1017/S193029750000019X . S2CID 16164726 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крейб, Ян (22 сентября 1994 г.). Важность разочарования . Рутледж. п. 216. ИСБН 978-0-415-09383-5 .
- Лумс, Грэм (февраль 1988 г.). «Дополнительные доказательства влияния сожаления и разочарования в выборе в условиях неопределенности». Экономика . 55 (217): 47–62. дои : 10.2307/2554246 . JSTOR 2554246 .
- Мандель, Дэвид Р.; Денис Дж. Хилтон; Патриция Кателлани (2005). Психология контрфактического мышления . Рутледж. п. 251 . ISBN 978-0-415-32241-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение разочарования в Викисловаре
- Цитаты, связанные с разочарованием в Wikiquote