Сомневаться
Часть серии о |
Эмоции |
---|
Сомнение — это психическое состояние , в котором разум остается подвешенным между двумя или более противоречивыми утверждениями и не уверен в них. [1] [ нужен лучший источник ] Сомнение на эмоциональном уровне — это нерешительность между верой и неверием . Это может включать неуверенность , недоверие или отсутствие убежденности в определенных фактах , действиях, мотивах или решениях . Сомнения могут привести к задержке или отклонению соответствующих действий из-за опасений ошибок или упущенных возможностей.
Психология
[ редактировать ]Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. [2]
Философия
[ редактировать ]Декарт использовал картезианское сомнение как выдающийся методологический инструмент в своих фундаментальных философских исследованиях. Такие отрасли философии, как логика, прилагают много усилий, чтобы различить сомнительное, вероятное и достоверное. Большая часть нелогики опирается на сомнительные предположения, сомнительные данные или сомнительные выводы, при этом риторика , обеление и обман играют свою привычную роль.
В своей посмертной работе «Об уверенности» (OC) Людвиг Витгенштейн описывает, как действует наше повседневное использование слов «сомнение» и «уверенность». Эти две концепции переплетаются в нашей повседневной жизни так, что если мы не можем быть уверены в каком-либо факте, то мы не можем быть уверены и в значении наших слов. (ОК §114).
Теология
[ редактировать ]Сомнение как путь к (более глубокой) вере лежит в основе истории апостола Фомы . Обратите внимание в этом отношении на богословские взгляды Георга Гермеса :
... отправной точкой и главным принципом каждой науки, а следовательно, и богословия, является не только методическое сомнение, но и позитивное сомнение. Человек может верить только в то, что он считает истинным на разумных основаниях, и, следовательно, он должен иметь смелость продолжать сомневаться, пока не найдет надежные основания, подтверждающие этот разум. [3]
Сомнение в существовании бога(ов) может лечь в основу агностицизма — веры в то, что невозможно определить существование или несуществование бога(ов). Он также может формировать другие разновидности скептицизма , такие как пирронизм , которые не занимают положительную позицию в отношении существования бога (богов), но остаются отрицательными. С другой стороны, сомнение в существовании бога (богов) может привести к принятию определенной религии: сравните «Пари» Паскаля . Сомнение в отношении конкретной теологии, библейской или деистической, может поставить под сомнение истинность набора убеждений этой теологии. С другой стороны, сомнение в отношении одних доктрин и принятие других может привести к росту ереси и/или расколу сект или групп мысли. Таким образом, протопротестанты усомнились в папской власти и заменили альтернативные методы управления в своих новых (но все еще узнаваемо похожих) церквях.
Христианские экзистенциалисты, такие как Сёрен Кьеркегор, предполагают, что для того, чтобы по-настоящему верить в Бога, нужно также усомниться в своих убеждениях о Боге; сомнение — это рациональная часть мысли человека, связанная с взвешиванием доказательств, без которой убеждение не имело бы реального содержания. Вера — это не решение, основанное на доказательствах того, что, скажем, определенные убеждения о Боге верны или что определенный человек достоин любви. Никакие такие доказательства никогда не могут быть достаточными, чтобы прагматично оправдать ту полную приверженность, которая свойственна истинной богословской вере или романтической любви. Вера в любом случае предполагает принятие этого обязательства. Кьеркегор считал, что верить — значит в то же время иметь сомнение. [4] [5]
Закон
[ редактировать ]Большинство уголовных дел в рамках состязательной системы требуют, чтобы обвинение доказало свои утверждения вне разумных сомнений — доктрина, также называемая « бременем доказывания ». Это означает, что государство должно представить положения, которые исключают «разумное сомнение» разумного человека относительно вины подсудимого. Некоторые сомнения могут сохраняться, но только в той степени, в которой они не влияют на веру «разумного человека» в виновность подсудимого. Если высказанные сомнения действительно затрагивают мнение «разумного человека», присяжные не удовлетворены, кроме «разумного сомнения». Юриспруденция . применимой юрисдикции обычно определяет точное значение таких слов, как «разумный» и «сомнение» для таких целей
Наука
[ редактировать ]Сомневаться во всем или верить всему — два одинаково удобных решения; оба обходятся без необходимости размышлений.
- Анри Пуанкаре , Наука и гипотеза (1905) (из сокращенного издания Дувра 1952 года)
Научный метод регулярно дает количественную оценку сомнениям и использует их для определения необходимости дальнейших исследований . Айзек Азимов в своем сборнике эссе «Факты и фантазии » описал науку как систему, вызывающую и разрешающую разумные сомнения. [6]
См. также
[ редактировать ]- Сомневающийся Томас
- Страх, неуверенность и сомнения
- Необходимы дальнейшие исследования
- Список тем по этике
- Методическое сомнение
- Философский скептицизм
- Вопрос
- Разумное сомнение
- Скептицизм
- неуверенность в себе
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарп, Альфред. "Сомневаться" . Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон . Проверено 21 октября 2008 г.
Состояние, в котором разум завис между двумя противоречивыми утверждениями и не может согласиться ни с одним из них.
- ^ Брейкер, Харриет Б. (2004). Кто дергает за ваши ниточки? Как разорвать порочный круг манипуляций . МакГроу Хилл Профессионал. ISBN 0-07-144672-9 .
- ^ Шульте, Карл Йозеф (1910). «Джордж Гермес» . Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Заключительный ненаучный постскриптум к философским фрагментам , изд. Говард В. Хонг и Эдна Х. Хонг, т. 1, Princeton University Press, 1992, стр. 21–57.
- ^ Журналы и статьи Сёрена Кьеркегора , пер. Хонг и Маланщук, с. 399.
- ^ «Айзек Азимов: Пророк нашего времени» . Архивировано из оригинала 25 июня 2017 г. Проверено 9 октября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергер, Питер Л. и Зидервельд, Антон (2009). Во славу сомнения: как иметь убеждения, не становясь фанатиком . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-177816-2 . Книга двух выдающихся социологов, американского и голландского.
- Хехт, Дженнифер Майкл (2003). Сомнение: история: великие сомневающиеся и их новаторское наследие от Сократа и Иисуса до Томаса Джефферсона и Эмили Дикинсон . Сан-Франциско: ХарперСанФранциско. ISBN 0-06-009795-7 . В этой книге прослеживается роль сомнения в истории человечества во всем мире, особенно в отношении религии.
- Хейн, Дэвид (зима 2006 г.). «Вера и сомнение в романе Роуз Маколей «Трапезундские башни ». Англиканское теологическое обозрение 88 (1): 47–68. ISSN 0003-3286 .