0-10-0
![]() | |||||||||||||||||
![]() сделанная строителем Фотография прусского G 10, в 1916 году. | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
Согласно обозначению Уайта для классификации паровозов , 0-10-0 представляет собой колесную формулу без ведущих колес , десяти приводных и связанных ведущих колес на пяти осях и без ведомых колес . В Соединенном Королевстве этот тип известен как Десятиногий , название, которое применяется к типам 2-10-0 в Соединенных Штатах. [ 1 ] В Соединенных Штатах этот тип известен как десятисцепной .
Обзор
[ редактировать ]Отсутствие ведущих и ведомых колес делает эту колесную формулу нестабильной на скорости, и этот тип колес обычно ограничивается довольно низкоскоростными работами, такими как переключение (шунтирование) , переезды, медленное буксирование грузов или бег по гористой местности. . [ 2 ] [ 3 ]
Российский класс Е 0-10-0 был самым многочисленным локомотивом класса в мире: было произведено около 11 000 экземпляров. [ нужна ссылка ]
Использование
[ редактировать ]Австрия
[ редактировать ]
В 1899 году Карл Гельсдорф представил свой знаменитый класс 180.00 для Австрийской государственной железной дороги — 0-10-0 для горных регионов с чрезвычайно низкой осевой нагрузкой. В нем использовалась система осей Gölsdorf , а привод, что необычно, был на четвертой оси. Этот класс существовал как в виде простого расширения, так и в виде двухцилиндровых составных двигателей, позже они работали в Югославии, Чехословакии, Румынии и Франции.
Канада
[ редактировать ]Три локомотива 0-10-0 принадлежали Канадской Тихоокеанской железной дороге .
Китай
[ редактировать ]Шестнадцать 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ) узкоколейные локомотивы 0-10-0, построенные Baldwin Locomotive Works с 1924 по 1929 год, оставались в эксплуатации на железной дороге Юньнань-Копей до 1990 года. [ 4 ]
Финляндия
[ редактировать ]
VR Class VR3 0-10-0T имел нумерацию в диапазоне от 752 до 756 и прозвище Rooster . Первый локомотив был заказан в 1924 году у компании Hanomag в Германии. № 755 хранится в Финском железнодорожном музее . [ 5 ]
Германия
[ редактировать ]Тип 0-10-0 оказался популярным в Германии. Несколько типов грузовых тендерных локомотивов этой компоновки были построены примерно между 1905 и 1915 годами, после чего от колесной схемы отказались в пользу 2-10-0 . Последующими немецкими локомотивами этого типа были паровозы-цистерны , в том числе классов БР82 , БР87 , БР94. 0 , BR94 1 , BR94 2-4 , BR94 5-17 , BR94 19-21 и BR97 5 .
Индонезия
[ редактировать ]
Компания Staatspoorwegen ter Sumatara's Westkust (SSS) построила железнодорожную линию на западном побережье Суматры с 1887 по 1896 год. Эта железная дорога использовалась для перевозки продукции из угольных шахт Омбилин в порт Телук Баюр в Паданге . Суровая местность с уклоном 8% требовала локомотива большой мощности. E10 представлял собой паровоз с реечной цистерной, работавший на Западной Суматре , 22 из которых были построены с 1921 по 1928 год компаниями Esslingen в Германии и SLM ( Schweizerische Lokomotiv-und Maschinenfabrik ) в Швейцарии. Модель E10 имеет четыре цилиндра, два из которых предназначены для привода зубчатой рейки.
Класс E10 в конечном итоге состоял из 39 локомотивов, из которых последние семь двигателей были построены в 1967 году компанией Nippon Sharyo , последними паровозами, построенными этой фирмой. Этот класс использовался в регулярной эксплуатации до середины 1980-х годов. [ 6 ]
Япония
[ редактировать ]
Четыре локомотива 4100 класса 0-10-0Т с номерами от 4100 до 4103, построенные компанией Krauss-Maffei в Германии, были импортированы в Японию в 1912 году. На основе этой конструкции всего было выпущено 39 локомотивов 4110 класса 0-10-0Т, пронумерованных с 4110 по 4148, были построены в Японии в 1914 году и 1917. [ 7 ]
Последние члены этого класса были выведены из эксплуатации JNR в 1950 году, но некоторые были проданы частным грузовым железным дорогам и оставались в эксплуатации до 1971 года. Четыре локомотива были отправлены на Корейский полуостров в 1938 году, но их дальнейшая судьба такова. неизвестный.
Россия
[ редактировать ]Тип 0-10-0 был основным стандартным грузовым локомотивом в России и производился в очень больших количествах. Грузовой локомотив класса Е (кириллица Э, не путать с Е -классом) состоял из нескольких подклассов, разработанных на основе одной исходной базовой машины. Подклассы включали E, Em, Eg, Esh, Eu и Er.

Некоторые машины класса Em и Eg получили тендеры на конденсацию для работы в районах, где водоснабжение было недостаточным. Они получили обозначения классов Эмк и Эгк соответственно. Однако эти локомотивы были экспериментальными, и конденсационный тендер в основном использовался на локомотиве серии 2-10-0 СО19.
Класс Е был самым многочисленным классом локомотивов в мире: около 11 000 было произведено в России и других странах, таких как Чехословакия, Германия, Швеция, Венгрия и Польша. Этот класс даже намного превосходил по численности немецкий DRB Class 52 2-10-0 Kriegslok . В конечном итоге этот класс был заменен классом SO 2-10-0 , который можно считать дальнейшим развитием класса E, класса L 2-10-0 и класса FD 2-10-2 . Несмотря на замену, он не был заменен, и этот класс широко использовался до конца существования Steam в России.
Юго-Западная Африка
[ редактировать ]
В 1911 году компания Lüderitzbucht Eisenbahn ( Людеритцбухтская железная дорога) в немецкой Юго-Западной Африке ( нем . Deutsch-Südwest-Afrika ) ввела в эксплуатацию шесть 0-10-0 локомотивов Decapod , построенных в 1910 году компанией Henschel & Son для французской колонии в Африке . Однако двигатели были отклонены французскими инспекторами, и в 1911 году они были куплены правительством Германии по 2000 фунтов стерлингов каждый от имени компании Lüderitzbucht-Gesellschaft , которая арендовала Lüderitzbucht Eisenbahn и поделилась прибылью с правительством. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Чтобы защитить движение от разносимого ветром песка в пустыне Намиб , он имел пластинчатые щитки, расположенные по всей длине двигателя, шарнирно прикрепленные к подножке, обеспечивающие доступ к движению. Локомотивы были введены в эксплуатацию на линии Зюдбан от Людерицбухта через Зеехайм до Калькфонтейна , где они составляли основу движущей силы. Ни один из этих двигателей не пережил Первую мировую войну . [ 8 ] [ 9 ]
Тайвань
[ редактировать ]Паровоз такой формы служил единственной цели — доставлять пассажиров на самую высокогорную станцию 勝興 (Шэнсин) на Тайване.
Таиланд
[ редактировать ]Два паровоза Hanomag 0-10-0, номера 401 и 402, были импортированы из Германии в 1913 году для эксплуатации в Сиаме и использовались на стандартной колеи . В 1924 году они были переведены на метровую колею .
Великобритания
[ редактировать ]
Только два локомотива 0-10-0 эксплуатировались на британских железных дорогах. Одним из них был прототип пригородного локомотива-цистерны , построенный Джеймсом Холденом для Великой Восточной железной дороги в 1902 году и названный «Декапод» . Другим был тендерный локомотив № 2290 , построенный Midland Railway в 1919 году специально для использования в качестве банкира для Lickey Incline .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
0-10-0 не пользовался большой популярностью в Соединенных Штатах и Северной Америке в целом, и, вероятно, было построено менее семидесяти экземпляров этого типа. Для коммутационных работ предпочтение отдавалось большим локомотивам 0-8-0 , а когда требовалось более четырех ведущих осей, предпочтение отдавалось сочлененным локомотивам, таким как 0-6-6-0 и 0-8-8-0 двигатели Mallet . На магистральных линиях предпочтение отдавалось модели 2-10-0 с большей устойчивостью, чем у ее ведущего грузовика, или 2-10-2 или 2-10-4 с местом для топок большего размера.
Первая трасса 0-10-0 в Соединенных Штатах была построена для обслуживания Мэдисон-Хилл, который имеет самый крутой уклон стандартной колеи в стране (5,89%). Это был локомотив-цистерна, спроектированный в 1868 году Рубеном Уэллсом для железной дороги Джефферсонвилля, Мэдисона и Индианаполиса и названный в честь своего конструктора. Рубен Уэллс выставлен в Детском музее Индианаполиса . Его длина составляет 35 футов (10 668 мм), а вес - 55 тонн. [ 2 ] [ 3 ]

Более поздние версии 0-10-0 были доставлены в 1891 году компании St. Clair Tunnel Company для перевозки поездов между Сарнией , Онтарио , и Порт-Гуроном, штат Мичиган . Следующей была серия из 21 локомотива для Центральной железной дороги Нью-Йорка и ее дочерних компаний для работы на горках. Среди других были семь, принадлежавшие Центральной железной дороге Иллинойса , пятнадцать — Чесапикской и Огайской железной дороге , два — Балтиморской и Огайской железной дороге и четыре, самые тяжелые из построенных, для Дулута, Миссабе и Айрон-Рейндж железной дороги .
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Колёсное устройство американского паровоза» . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Уайт, Джон Х. младший (1972). Ранние локомотивы . Нью-Йорк: Дувр. п. 29 . ISBN 0-486-22772-3 .
- ^ Jump up to: а б «Все на борт!» . Детский музей Индианаполиса. Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Бродбелт, HL (1983). «Колея, колесная формула, тендер». Поезда (август). Калмбах Издательство : 51.
- ^ «Историческое общество финских железных дорог» . Срхс.фи. Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ Каутзор, Континентальный регион, 2010 г. Джрнл. #163
- ^ Иноуэ, Коити (1999). Энциклопедия локомотивов JNR , Япония: Санкайдо, стр. 18 . 4-381-10338-6 .
- ^ Jump up to: а б Эспитальер, Ти Джей; Дэй, WAJ (1948). Локомотив в Южной Африке - краткая история развития железных дорог. Глава VII. Южноафриканские железные дороги (продолжение). Журнал South African Railways and Harbours, январь 1948 г., стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б Дулез, Жан А. (2012). 150 лет железным дорогам Южной Африки (в ознаменование ста пятидесятилетия железных дорог на субконтиненте - Полные классификации движущих сил и знаменитые поезда - 1860–2011 гг.) (1-е изд.). Garden View, Йоханнесбург, Южная Африка: Vidrail Productions. п. 380. ИСБН 9 780620 512282 .
- ^ Список поставок Henschel (список работ Henschel & Son), составленный Дитмаром Штрезовым.