Jump to content

Одиссей Элитис

(Перенаправлено с Одиссея Элитиса )
Одиссей Элитис
Элитис в 1974 году
Элитис в 1974 году
Рожденный Одиссей Алепуделлис
( 1911-11-02 ) 2 ноября 1911 г.
Ираклион , Республика Крит
Умер 18 марта 1996 г. (18 марта 1996 г.) (84 года)
Афины , Греция
Занятие Поэт
Национальность Греческий
Альма-матер Афинский университет
(без степени) [ 1 ]
Литературное движение Романтический модернизм , Поколение 30-х годов. [ 2 ]
Заметные награды Нобелевская премия по литературе
1979
Подпись

Одиссей Элитис ( греческий : Οδυσσέας Ελύτης [oðiˈseas eˈlitis ] , псевдоним Одиссея Алепуделлиса , греческий : Οδυσσέας Αλεπουδέλλης ; 2 ноября 1911 г. - 18 марта 1996 г. ) был греческим поэтом, литератором, эссеистом и переводчиком, считавшимся выдающимся представителем романтический модернизм в Греции и мире. Он один из самых прославленных поэтов второй половины ХХ века. [ 3 ] с его Axion Esti «считается памятником современной поэзии». [ 4 ] В 1979 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе . [ 5 ]

Биография

[ редактировать ]
Семья Элитиса (Алепуделиса), 1917 год.

Потомки Алепуделиса, чье имя в прошлом было Алепос и еще раньше было связано с революционером Лемонисом на Лесбосе, Панайотис Алепуделис и его младший брат Фрасибулос оба родились в деревне Каламиарис Панагиутаса на Лесбосе. Их семья хорошо зарекомендовала себя в производстве мыла и оливкового масла в Ираклионе , Крит, в 1895 году. В 1897 году Панайотис женился на Марии Э. Вране (1880-1960) из деревни Пападос на острове Герас, Лесбос. От этого союза и как последний из шести братьев и сестер, Одиссей родился рано утром 2 ноября 1911 года. На фотографии своей семьи он изображен крайним слева в матросской форме. Позже Алепудели переехали в Афины, где его отец перенес мыловаренный завод в Пирей. В 1918 году от испанского гриппа умерла его старшая сестра и первенец Мирсен (1898–1918). Во время летних каникул в своем афинском доме в качестве гостя на острове Спецес в доме Харамиса в районе Святого Николая его собственный отец также умер летом 1925 года от пневмонии. Его отец Панайотис, возможно, вдохновил Элитиса на написание произведений. Видимо, его отец писал стихи, и они так и остались неопубликованными. В 1927 году из-за переутомления Одиссею поставили диагноз туберкулез. Лежа в постели, восстанавливая силы, он жадно читал всю греческую поэзию, которую мог, и в этом году открыл для себя Кавафиса. В 1928 году он окончил среднюю школу и успешно сдал трудные вступительные экзамены в юридический факультет при Афинский университет . Он прочитал в газетах о самоубийстве поэта Кариотакиса. В 1929 году Элитис взял творческий отпуск между средней школой и университетом и тайно решил, что ему следует стать только поэтом. В 1930 году он и его семья переехали в Мошонисон 148. Первоначально Элитис хотел стать юристом, но не сдал выпускные экзамены и не получил юридической квалификации. Он также выражал стремление стать художником в духе сюрреалистов, но его семья быстро отвергла эту идею. Примерно в это же время Элитис заметил и отметил, что месяц, предшествующий мартовским идам, был для него нехорошим, и был осторожен, отслеживая его до конца своей жизни. [ 6 ]

В 1935 году Элитис опубликовал свое первое стихотворение в журнале « Новые письма» ( Νέα Γράμματα ) по настоянию таких друзей, как Джордж Сеферис . В том же году он также стал другом на всю жизнь писателя и психоаналитика Андреаса Эмбирикоса, который позволил ему получить доступ к его обширной библиотеке книг. В 1977 году, через два года после смерти своего друга, Элитис написал книгу, посвященную Эмбирикосу, в которой участвовали представители общин, лежащих в основе их идей, под метким названием «Ссылка на Андреаса Эмбирикоса» и первоначально опубликованная издательством Tram в Салониках. Его запись в журнале «Новые письма» в 1935 году была в ноябре, в 11-м номере, с установленным в нем псевдонимом Элитис. Обладая отчетливо приземленной и оригинальной формой выражения, Элитис способствовал открытию новой эры в греческой поэзии и ее последующей реформе после Второй мировой войны. [ 6 ] В 1960 году умер его старший брат Константин (1905-1960), а затем и его мать Мария Врана Алепуделис. Одновременно Элитис был удостоен Первой национальной премии в области поэзии за произведение «Axion Esti».

В 1967 году Элитис отправился в Египет, посетив Александрию, Каир, Луксор и Асуан. Вернувшись в Грецию в марте, он закончил собирать воедино фрагменты стихов Сапфо, переведенных на новогреческий язык, и совместил их со своей собственной прозрачной иконографией. Наконец, в 1984 году они были опубликованы без рисунков, которые хранятся отдельно в архивах Американской школы классических исследований вместе с оригинальными рукописями первоначальных переводов Сафо. Когда 21 апреля вступила в силу военная диктатура, Элитис исчез из поля зрения общественности. Во время диктатуры он жил по адресу Скуфа, 26, а по возвращении из Парижа в 1972 году он переехал в Скуфа, 23, в квартиру на пятом этаже, свою последнюю резиденцию в Афинах. прежде чем он умер.

С 1969 по 1972 год, во время правления греческой военной хунты 1967–1974 годов , Элитис сослался в Париж после того, как отказался от денег хунты и основал там скромную резиденцию. [ 6 ] В Париже он жил у английского филолога, поэта и музыковеда Марианины Криези (1947-2022), которая впоследствии продюсировала и вела легендарную детскую радиопередачу «Здесь земля лилипутов». Криези был необыкновенным человеком: в четырнадцать лет он опубликовал книгу стихов. Книга называлась «Ритмы и ритмы», и она отправила первое издание Джорджу Сеферису вместе с рукописным письмом с просьбой написать страницу своих стихов длинным почерком авторучкой и подарить ее ей. Очевидно, она собиралась встать напротив своей кровати и видеть это каждое утро, просыпаясь, всю оставшуюся жизнь, дорожа словами поэзии. Ирония в том, что она встретила Элитиса, который отличался от рассудительного Сефериса, неженатого и поэта чувств. Есть предположение, что Криези и Элитис тайно поженились в Париже, но с их возвращением в Грецию их французский брак был признан недействительным, и они расстались, так и не разведясь. Однако, когда Элитис умер, его похоронили с серебряным обручальным кольцом, внутри которого было выгравировано имя «Марианина». Серебряное кольцо находится на обложке «Аналогий света» на картинке, на которой видны только руки автора, пишущие внутри книги. Ивар Иваск также отметил наличие фотографии Криези [музы в серебряной рамке напротив фотографии его матери] в доме Элитиса при редактировании вышеупомянутой книги. В день его смерти в его маленькой квартире находились три фотографии женщин, которых он любил и которые оказали на него влияние. В спальне возле левой тумбочки висела черно-белая фотография его матери, а фотография Криези, сделанная в Париже в конце шестидесятых, стояла напротив его кровати, слева от входа в гостиную. В гостиной на ящиках костюмированного комода висела цветная фотография Аниты Мозас (родившейся в Торонто в 1957 году), которая впервые встретилась с поэтом в 1973 году, а затем взяла у него интервью для радио CBC в начале 1980 года. Элитис сделал ее своим доверенным лицом. биограф в 1987 году и заявила, что понимает его так же, как Дора Маар понимала Пикассо. Франсуаза Жило поддержала решение Элитиса сделать Аниту Мозас своим биографом после того, как познакомилась с ней и подружилась с ней.

В 1937 году он отслужил свои военные нужды. Будучи армейским кадетом, он поступил в Национальную военную школу на Корфу . Он лично помог Фредерике Ганноверской сойти с поезда и отправиться на греческую землю, когда она приехала из Германии, чтобы выйти замуж за потомственного принца Павла . Во время войны он был назначен младшим лейтенантом, помещен сначала в штаб 1-го армейского корпуса, затем переведен в 24-й полк, на передовой линии боевых действий. В 1941 году он заболевает острым брюшным тифом и его переводят в больницу Янины, в отделение патологии для офицеров. Элитис был очень близок к своей смерти здесь, и ему был предоставлен выбор: остаться в больнице и оказаться в плену, когда немцы полностью вторглись и оккупировали Грецию, или быть переведенным с риском перфорации кишечника и кровотечения. Накануне вторжения немецких армий он решил перевестись в Эгринио, а оттуда вернуться в Афины, где он медленно, но верно выздоравливал во время немецкой оккупации. Он начал писать стихи для своей будущей работы «Солнце первое»; в Александрии Сеферис прочитал лекцию об Элитисе и Антониу. Элитис время от времени публиковал стихи и эссе после своего первого вторжения в литературный мир. [ 6 ]

Он был членом Ассоциации греческих искусствоведов, AICA-Hellas, Международной ассоциации искусствоведов . [ 7 ]

Программный директор ERT

[ редактировать ]

Он дважды был программным директором Фонда греческого национального радио (1945–46 и 1953–54), членом Административного совета Греческого национального театра , президентом Административного совета греческого радио и телевидения , а также членом Консультативного совета. Комитет Греческой национальной туристической организации по Афинскому фестивалю . В 1960 году он был удостоен Первой государственной премии в области поэзии, в 1965 году — Ордена Феникса , а в 1975 году он был удостоен звания почетного доктора философского факультета Университета Салоник и получил почетное гражданство города Митилини .

Путешествия

[ редактировать ]

В 1948–1952 и 1969–1972 годах жил в Париже. Там он посещал семинары по филологии и литературе в Сорбонне и был хорошо принят пионерами мирового авангарда ( Реверди , Бретон , Цара , Унгаретти , Матисс , Пикассо , Франсуаза Жило , Шагал , Джакометти ) как Териад наиболее уважаемый . друг. Териаде одновременно находился в Париже, публикуя работы со всеми известными художниками и философами ( Костас Акселос , Жан-Поль Сартр , Франсуаза Жило , Рене Домаль ) того времени. Элитис и Териаде сформировали крепкую дружбу, которая укрепилась в 1939 году с публикацией первого сборника стихов Элитиса под названием «Ориентации». И Элитис, и Териада были родом с Лесбоса и имели взаимную любовь к греческому художнику Теофилу . Начав с Парижа, он путешествовал, а затем посетил Швейцарию, Англию, Италию и Испанию. В 1948 году он был представителем Греции на международных встречах в Женеве , в 1949 году на Учредительном конгрессе Международного союза искусствоведов в Париже и в 1962 году на Международном конгрессе искусствоведов. Встреча римской культуры в Риме. [ 6 ]

В 1961 году по приглашению Госдепартамента он с марта по июнь совершил поездку через США в Нью-Йорк, Вашингтон, Новый Орлеан, Санта-Фе, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Бостон, Буффало, Чикаго. Он вернулся в Париж, чтобы встретиться с Териаде, а затем в Грецию — По аналогичным приглашениям в 1962 году с Андреасом Эмбирикосом и Йоргосом Теотокасом (1905-1966) через Советский Союз посетил Одессу, Москву и Ленинград. Элитису не понравился Евгений Евтушенко , когда их познакомили, но он оценил Вознесенского. Тем летом он провел часть отпуска на острове Корфу, а остальную часть на Лесбосе, где вместе с Териаде, вернувшимся из Парижа, закладывал фундамент музея, посвященного художник Теофил. В 1964 году состоялось первое исполнение оратории на стихи « Аксион Эсти» на музыку Микиса Теодоракиса. В 1965 году он заканчивает очерки, которые войдут в книгу «Открытые документы», и этим летом снова посещает греческие острова. Он посетил Болгарию в 1965 году [ 6 ] со своим другом Йоргосом Теотокасом по приглашению Союза болгарских авторов; это будет их последнее совместное путешествие, поскольку Богородица умрет в октябре 1966 года. Их проводником по этой стране была поэтесса Елизавета Багряна (1893-1991), до этого трижды номинированная на Нобелевскую премию по литературе. В 1965 году он также был награжден Крестом Феникса — высшей наградой греческой нации.

Элитис был верующим и последователем нумерологии во всех ее формах: библейской, каббаловой, халдейской и пифагорейской. Он также верил в ведическую астрологию и считал истинными некоторые убеждения индуизма. Пабло Пикассо дал ему три наставления относительно жизненного пути, которые он старался соблюдать неприкосновенно. Всю жизнь Элитиса преследовала безвременная смерть друзей и родственников: Йоргоса Теотокаса, Джорджа Сефериса, Андреаса Эмбирикоса, Джорджа Сарандариса. Из всех произошедших смертей больше всего его потряс Каридис, его издатель в «Икаросе». У Элитиса были теплые отношения с Яннисом Рицосом и тесные связи со его лучшим другом Никосом Гатсосом, поэтами одного поколения.

Одиссей Элитис завершал планы поехать за границу, чтобы увидеться с друзьями, когда он умер от сердечной недостаточности в Афинах 18 марта 1996 года в возрасте 84 лет. Он дал понять, что верит в кремацию, и хотел, чтобы он каким-то образом мог быть кремирован, чего не поддерживают и не допускают принципы его греческой православной религии. Он также был сторонником легализации эвтаназии для людей, желавших умереть от боли и страданий. И он считал, что женщина имеет право выбрать аборт при любых обстоятельствах. Последние десять лет своей жизни он жил со спутницей Юлитой Илиопулу [урожденной Софией Илиопулу, дочерью Димитриоса и Деметры, 1 июля 1965 года], которая была на 53 года младше его. Илиопулу — активистка в защиту детей по всему миру, делящаяся своими знаниями при каждой возможности. Она сама по себе успешная художница, переводит и сочиняет собственные произведения, а также дает поэтические концерты в Фонде Теочаракиса в Афинах.

Элитис умер в своей квартире в Афинах 18 марта 1996 года от сердечной недостаточности. Похороны состоялись на следующий день. На похоронах собралось много людей, любивших его стихи. Он был похоронен в семейной могиле рядом со своей семьей, включая мать и брата.

Илиопулу, как его спутник жизни, унаследовал недвижимое имущество Элитиса, состоящее из четырех квартир, а также право доверительного управления авторскими правами на его работы. Она превосходно продвигала Элитиса в его наследии. В родословной Элитиса остались племянница Мирсена (от старшего брата Теодора, 1900 года рождения) и следующий по линии старший брат Евангелос. Этот брат (род. 1909-2002) также получил соболезнование от мэра Афин от имени народа на похоронах на Первом кладбище Афин.

« Они дали мне греческий язык; бедный дом на . берегу Гомера»

- «Аксион Эсти» (1959)

Благодаря более чем сорокалетнему активному участию поэзия Элитиса продемонстрировала широкий спектр тем и стилистических подходов с упором на выражение того, что утонченно и страстно. Он заимствовал некоторые элементы из Древней Греции и Византии, но посвятил себя исключительно сегодняшнему эллинизму , в котором он пытался — определенным образом, основываясь на психических и сентиментальных аспектах, — реконструировать модернистскую мифологию для институтов. Его главным стремлением было избавить сознание людей от неоправданных раскаяний и дополнить природные элементы этическими силами, добиться максимально возможной прозрачности выражения и, наконец, добиться успеха в приближении к тайне света, метафизике Солнца , представителем которого он был. «поклонник» — идолопоклонник по его собственному определению. Параллельный подход к технике привел к появлению внутренней архитектуры , которая очевидна во многих его стихах; в основном в феноменальной знаковой работе It Is Truly Meet ( Το Άξιον Εστί ). Это произведение, благодаря положению оратории на музыку Микиса Теодоракиса , представляет собой почитаемый гимн, стихи которого поются всеми греками за всю несправедливость, сопротивление, а также за его чистую красоту и музыкальность формы. Теоретические и философские идеи Элитиса были выражены в серии эссе под названием «Открытые статьи» ( Ανοιχτά Χαρτιά ). Помимо создания стихов, он занимался переводом поэзии и театра, а также серией коллажей. Переводы его стихов опубликованы в виде отдельных книг, антологий или периодических изданий на одиннадцати языках.

Работает

[ редактировать ]
  • ( Ориентации 1939)
  • вместе с вариациями на тему «Солнечный луч» Солнце первое (1943)
  • Героическое и похоронное песнопение по лейтенанту, пропавшему в Албании (1962)
  • Аксиону Эсти - это достойно ( 1959 )
  • Шесть плюс один раскаяние ради неба ( 1960)
  • Светлое дерево и четырнадцатая красавица ( 1972)
  • Суверенное Солнце ( 1971 )
  • Трели любви ( 1973 )
  • Вилла Наташа {опубликовано в Салониках компанией Tram и посвящено E Terade, 1973 г.]
  • ( Монограмма 1972)
  • Шаг-стихи ( Ta Heterothali , 1974)
  • ( Сигнальная книжка 1977)
  • Мария Нефели ( Maria Nefeli , 1978)
  • Три стихотворения под удобным флагом ( 1982)
  • Дневник невидимого апреля ( 1984 )
  • Кринагорас ( Krinagoras , 1987)
  • Маленький моряк ( 1988 )
  • Оксопетры ( Элегии 1991)
  • Запад печали ( 1995 )

Проза, очерки

[ редактировать ]
  • Истинное лицо и лирическая храбрость Андреаса Кальвоса (1942)
  • е (сборник небольших сочинений 2х7 )
  • (Подношение) Мои карты на вид ( Сборник текстов, 1973)
  • Художник Теофил (1973 )
  • Магия Пападиамантиса ( 1975)
  • Отсылка к Андреасу Эмбейрикосу ( Reference to Andreas Embeirikos , 1977)
  • Вещи общественные и частные ( 1990 )
  • Частный путь ( 1990 )
  • Карт Бланш ( «В белом» (сборник текстов), 1992)
  • Сад с иллюзиями ( 1995)
  • Открытые статьи: избранные эссе ( Copper Canyon Press , 1995) (перевод Ольги Брумас и Т. Бегли)

Художественные книги

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]
  • письмо ( Второе 1976)
  • Sappho (ΣαπφώСафо
  • Апокалипсис (Джона) ( 1985 )

Переводы работ Элитиса

[ редактировать ]
  • Стихи. Исходя из героико-поминальной песни о подпоручике, павшем в Албании . Пер. Марио Витти (Рим. Il Presente. 1952)
  • 21 стихотворение . Пер. Виченцо Ротоло (Палермо. Сицилийский институт византийских и неоэллинских исследований. 1968).
  • Стихи . Пер. Роберт Левеск (1945)
  • Шесть плюс раскаяние перед раем . Пер. ФБ Маше (Фата Моргана. Монпелье, 1977)
  • Тело лета . Перевод Барбары Шлёрб (Санкт-Галлен, 1960)
  • Семь ночных семилайнеров . Перевод Гюнтер Дитц (Дармштадт, 1966).
  • Аксиону Эсти – хвала . Перевод Гюнтера Дица (Гамбург, 1969).
  • Аксион Эсти . Тр. Э. Кили и Г. Савидис (Питтсбург, 1974 – греческий и английский) (переиздание Лондон: Anvil Press, 1980 – только английский)
  • Похвально . Зеленый. Гвидо Демоэн (Гент, 1989–1991)
  • Владыка Солнце: избранные стихи . Тр. К. Фрайар (1974; репродукция 1990 г.)
  • Избранные стихи . Эд. Э. Кили и Ф. Шеррард (1981; репродукция 1982, 1991)
  • Мария Нефеле , тр. А. Анагностопулос (1981)
  • Сумасшедшее гранатовое дерево , тр. К. Чапан (Стамбул: Adam Publications, 1983)
  • Что я люблю: избранные стихи , тр. О. Броумас (1986) [греческий и английский тексты]
  • To Action Is , тр. Рубен Х. Монтаньес (Валенсия: Alfons el Magnànim, 1992) [каталонское и греческое издание с примечаниями]
  • Эрос, Эрос, Эрос, Избранные и последние стихи , тр. Ольга Броумас (Copper Canyon Press, 1998)
  • Сборник стихотворений Одиссея Элитиса , тр. Джеффри Карсон и Никос Саррис (Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1997, 2004)
  • Элегии Оксопетры и Запад печали , тр. Дэвид Коннолли (издательство Гарвардского университета - 2014) (греческий и английский тексты)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Нелли Исмаилиду, «Путь к успешному человеку не всегда лежит через колледж» , To Vima , 29 августа 2010 г.
  2. ^ Элени Кефала (2007). Периферийная (пост) современность . Питер Лэнг. ISBN   0820486396 . п. 160.
  3. ^ Сборник стихотворений Одиссея Элитиса . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса . 1997. стр. xv. ISBN  0-8018-4924-1 .
  4. ^ Хавиарас, Стратис (1991). «Обзор избранных стихотворений 1938–1988 годов» . Гарвардское книжное обозрение (19/20): 18. ISSN   1080-6067 . JSTOR   27545560 .
  5. ^ «Нобелевская премия по литературе 1979 года» . NobelPrize.org . Проверено 22 сентября 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Одиссей Элитис – Биографический . nobelprize.org
  7. ^ Ассоциация греческих искусствоведов, Международная ассоциация искусствоведов . «История AICA-ЭЛЛАДА» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г.
  • Из Нобелевских лекций по литературе 1968–1980 гг ., Ответственный редактор: Торе Френгсмир, редактор: Стуре Аллен, World Scientific Publishing Co., Сингапур, 1993 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Марио Витти: Одиссей Элитис. Литература 1935–1971 (Икар, 1977).
  • Тасос Лигнадис: Axion Esti Элитиса (1972)
  • Лили Зографос: Элитис – Пьющая солнце (1972); а также специальный выпуск американского журнала Books Abroad, посвященный творчеству Элитиса (осень 1975 г. Норман, Оклахома, США)
  • Одиссей Элитис: Аналогии света . Эд. И. Иваск (1981)
  • А. Декавальес: Мария Нефели и изменчивое сходство вариаций Элитиса на тему (1982)
  • Э. Кили: Элитис и греческая традиция (1983)
  • Ф. Шеррард: «Одиссей Элитис и открытие Греции», в Журнале современных греческих исследований , 1 (2), 1983 г.
  • К. Малкофф: «Элиот и Элитис: Поэт Времени, Поэт Пространства», в «Сравнительной литературе» , 36 (3), 1984 г.
  • А. Декаваль: «Одиссей Элитис в 1980-х», в World Literature Today , 62 (l), 1988.
  • И. Лулакаки-Мур: Сеферис и Элитис как переводчики. (Оксфорд: Питер Лэнг, 2010 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 563b3b0267ede6de56e6ebafb0ae0ab2__1717457820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/b2/563b3b0267ede6de56e6ebafb0ae0ab2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Odysseas Elytis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)