Безумный (журнал)
![]() | |
![]() Обложка августовского номера 2017 года. | |
Редактор, ответственный редактор | Харви Курцман (1952–1956) Al Feldstein (1956–1985) Nick Meglin (1984–2004) John Ficarra (1984–2018) Билл Моррисон (2018–2019) |
---|---|
Categories | Satirical magazine |
Frequency | Bimonthly |
Circulation | 140,000 (as of 2017)[1] |
First issue | October/November, 1952 June 2018 (reboot) | (original magazine)
Final issue | April 2018 | (original magazine)
Company |
|
Country | United States |
Language | English |
Website | madmagazine |
ISSN | 0024-9319 |
OCLC | 265037357 |
Mad (стилизованный под MAD ) — американский юмористический журнал, впервые издававшийся в 1952 году и последний раз издававшийся как регулярный ежемесячный периодический журнал в 2018 году. Компания продолжает выпускать коллекционные издания на конец года, а также переизданные материалы, которые могут быть опубликованы в другие коллекционные издания в течение года. [ 2 ] Его основали редактор Харви Курцман и издатель Уильям Гейнс . [ 3 ] прежде чем стать журналом, был запущен как серия комиксов. Ему широко подражали, он оказал влияние на сатирические средства массовой информации, а также на культурный ландшафт конца 20-го века: редактор Эл Фельдштейн увеличил читательскую аудиторию до более чем двух миллионов во время пика своего тиража в 1973–1974 годах. [ 4 ]
Журнал, который является последним сохранившимся изданием из линейки EC Comics , публикует сатиру на все аспекты жизни и популярной культуры, политики, развлечений и общественных деятелей. Его формат включает телевизионные и кинопародии, а также сатирические статьи о повседневных событиях, которые изменены так, чтобы казаться юмористическими. Мэда Талисман , Альфред Э. Нойман , обычно появляется на обложке, его лицо заменяет лицо знаменитости или персонажа, которого высмеивают.
From 1952 to 2018, Mad published 550 regular magazine issues, as well as scores of reprint "Specials", original-material paperbacks, reprint compilation books and other print projects. After AT&T acquired Time Warner in June 2018, Mad ended newsstand distribution, continuing in comic-book stores and via subscription.
History
[edit]
Mad began as a comic book published by EC, debuting in August 1952 (cover date October–November). The Mad office was initially located in lower Manhattan at 225 Lafayette Street, while in the early 1960s it moved to 485 Madison Avenue, the location listed in the magazine as "485 MADison Avenue".
The first issue was written almost entirely by Harvey Kurtzman, and featured illustrations by him, Wally Wood, Will Elder, Jack Davis, and John Severin. Wood, Elder, and Davis were to be the three main illustrators throughout the 23-issue run of the comic book.
To retain Kurtzman as its editor, the comic book converted to magazine format as of issue No. 24, in 1955. The switchover induced Kurtzman to remain for one more year, but the move had removed Mad from the strictures of the Comics Code Authority. William Gaines related in 1992 that Mad "was not changed [into a magazine] to avoid the Code" but "as a result of this [change of format] it did avoid the Code."[5] Gaines claimed that Kurtzman had at the time received "a very lucrative offer from... Pageant magazine," and seeing as he, Kurtzman, "had, prior to that time, evinced an interest in changing Mad into a magazine," Gaines, "not know[ing] anything about publishing magazines," countered that offer by allowing Kurtzman to make the change. Gaines further stated that "if Harvey [Kurtzman] had not gotten that offer from Pageant, Mad probably would not have changed format."[5]
After Kurtzman's departure in 1956, new editor Al Feldstein swiftly brought aboard contributors such as Don Martin, Frank Jacobs, and Mort Drucker, and later Antonio Prohías, Dave Berg, and Sergio Aragonés. The magazine's circulation more than quadrupled during Feldstein's tenure, peaking at 2,132,655 in 1974; it later declined to a third of this figure by the end of his time as editor.[6]
In its earliest incarnation, new issues of the magazine appeared erratically, between four and nine times a year. By the end of 1958, Mad had settled on an unusual eight-times-a-year schedule,[7] which lasted almost four decades.[8][9] Issues would go on sale 7 to 9 weeks before the start of the month listed on the cover. Gaines felt the atypical timing was necessary to maintain the magazine's level of quality. Beginning in 1994, Mad then began incrementally producing additional issues per year, until it reached a monthly schedule with issue No. 353 (Jan. 1997).[10][11] With its 500th issue (June 2009), amid company-wide cutbacks at Time Warner, the magazine temporarily regressed to a quarterly publication[3][12] before settling to six issues per year in 2010.[13]
Gaines sold his company in 1961 to Premier Industries, a maker of venetian blinds.[14] Around 1964, Premier sold Mad to Independent News, a division of National Periodical Publications, the publisher of DC Comics. In the summer of 1967, Kinney National Company purchased National Periodical Publications. Kinney bought Warner Bros.-Seven Arts in early 1969.[15] As a result of the car parking scandal,[citation needed] Kinney Services spun off of its non-entertainment assets to form National Kinney Corporation in August 1971, and it reincorporated as Warner Communications, Inc. on February 10, 1972. In 1977, National Periodical Publications was renamed DC Comics.
Feldstein retired in 1985, and was replaced by the senior team of Nick Meglin and John Ficarra, who co-edited Mad for the next two decades. Long-time production artist Lenny "The Beard" Brenner was promoted to art director and Joe Raiola and Charlie Kadau joined the staff as junior editors. Following Gaines's death in 1992, Mad became more ingrained within the Time Warner (now WarnerMedia) corporate structure. Eventually, the magazine was obliged to abandon its long-time home at 485 Madison Avenue and in the mid-1990s it moved into DC Comics's offices at the same time that DC relocated to 1700 Broadway. In issue No. 403 of March 2001, the magazine broke its long-standing taboo and began running paid advertising. The outside revenue allowed the introduction of color printing[16] and improved paper stock. After Meglin retired in 2004, the team of Ficarra (as executive editor) Raiola and Kadau (as senior editors), and Sam Viviano, who had taken over as art director in 1999, would helm Mad for the next 14 years.
Throughout the years, MAD remained a unique mix of adolescent silliness and political humor. In November 2017, Rolling Stone wrote that "operating under the cover of barf jokes, MAD has become America's best political satire magazine."[17] Nevertheless, Mad ended its 65-year run in New York City at the end of 2017 with issue No. 550 (cover-dated April 2018),[18][19] in preparation for the relocation of its offices to DC Entertainment's headquarters in Burbank, California.[19][20] Bill Morrison was named in June 2017 to succeed Ficarra in January 2018.[19][21] None of MAD's New York staff made the move, resulting in a change in editorial leadership, tone, and art direction. More than a hundred new names made their Mad debuts including Brian Posehn, Maria Bamford, Ian Boothby, Luke McGarry, Akilah Hughes, and future Pulitzer Prize finalist Pia Guerra.[22][23] Scores of artists and writers from the New York run also returned to the pages of the California-based issues including contributors Sergio Aragones, Al Jaffee, Desmond Devlin, Tom Richmond, Peter Kuper, Teresa Burns Parkhurst, Rick Tulka, Tom Bunk, Jeff Kruse, Ed Steckley, Arie Kaplan, writer and former Senior Editor Charlie Kadau, and artist and former Art Director Sam Viviano.[24] The first California issue of Mad was renumbered as "#1." In 2019, the rebooted magazine earned two Eisner Award nominations—the first such nominations in MAD's history—for the Best Short Story and Best Humor Publication categories.[25]
AT&T acquired Time Warner in June 2018.[26] Morrison exited MAD by March 2019, during a time of layoffs and restructuring at DC Entertainment.[27][28] After issue No. 10 (Dec. 2019) of the new Burbank edition, Mad began to consist mostly of curated reprints with new covers and fold-ins, although some new articles have been periodically featured, including parodies of The Batman ("The Bathroom") and Elon Musk's tenure at Twitter (in a Dr. Seuss parody called "Free Speeches On The Beaches").[29] Distribution to newsstands stopped, with the magazine initially becoming available only through comic-book shops and by subscription, although in 2022 distribution expanded to Barnes & Noble via a series of compilation issues dubbed The Treasure Trove of Trash.[30][31][32]
Influence
[edit]Though there are antecedents to Mad's style of humor in print, radio and film, Mad became a signature example of it. Throughout the 1950s, Mad featured groundbreaking parodies combining a sentimental fondness for the familiar staples of American culture—such as Archie and Superman—with a keen joy in exposing the fakery behind the image. Its approach was described by Dave Kehr in The New York Times: "Bob Elliott and Ray Goulding on the radio, Ernie Kovacs on television, Stan Freberg on records, Harvey Kurtzman in the early issues of Mad: all of those pioneering humorists and many others realized that the real world mattered less to people than the sea of sounds and images that the ever more powerful mass media were pumping into American lives."[33] Bob and Ray, Kovacs and Freberg all became contributors to Mad.[34]
In 1977, Tony Hiss and Jeff Lewis wrote in The New York Times about the then-25-year-old publication's initial effect:
The skeptical generation of kids it shaped in the 1950s is the same generation that, in the 1960s, opposed a war and didn't feel bad when the United States lost for the first time and in the 1970s helped turn out an Administration and didn't feel bad about that either ... It was magical, objective proof to kids that they weren't alone, that in New York City on Lafayette Street, if nowhere else, there were people who knew that there was something wrong, phony and funny about a world of bomb shelters, brinkmanship and toothpaste smiles. Mad's consciousness of itself, as trash, as comic book, as enemy of parents and teachers, even as money-making enterprise, thrilled kids. In 1955, such consciousness was possibly nowhere else to be found. In a Mad parody, comic-strip characters knew they were stuck in a strip. "Darnold Duck," for example, begins wondering why he has only three fingers and has to wear white gloves all the time. He ends up wanting to murder every other Disney character. G.I. Schmoe tries to win the sexy Asiatic Red Army broad by telling her, "O.K., baby! You're all mine! I gave you a chance to hit me witta gun butt ... But naturally, you have immediately fallen in love with me, since I am a big hero of this story."[35]
Mad is often credited with filling a vital gap in political satire from the 1950s to 1970s, when Cold War paranoia and a general culture of censorship prevailed in the United States, especially in literature for teens. Activist Tom Hayden said, "My own radical journey began with Mad Magazine."[36] The rise of such factors as cable television and the Internet has diminished the influence and impact of Mad, although it remains a widely distributed magazine. In a way, Mad's power has been undone by its own success: what was subversive in the 1950s and 1960s is now commonplace.[citation needed] However, its impact on three generations of humorists is incalculable, as can be seen in the frequent references to Mad on the animated series The Simpsons.[37] The Simpsons producer Bill Oakley said, "The Simpsons has transplanted Mad magazine. Basically everyone who was young between 1955 and 1975 read Mad, and that's where your sense of humor came from. And we knew all these people, you know, Dave Berg and Don Martin—all heroes, and unfortunately, now all dead."[38] In 2009, The New York Times wrote, "Mad once defined American satire; now it heckles from the margins as all of culture competes for trickster status."[39] Longtime contributor Al Jaffee described the dilemma to an interviewer in 2010: "When Mad first came out, in 1952, it was the only game in town. Now, you've got graduates from Mad who are doing The Today Show or Stephen Colbert or Saturday Night Live. All of these people grew up on Mad. Now Mad has to top them. So Mad is almost in a competition with itself."[40]
Mad's satiric net was cast wide. The magazine often featured parodies of ongoing American culture, including advertising campaigns, the nuclear family, the media, big business, education and publishing. In the 1960s and beyond, it satirized such burgeoning topics as the sexual revolution, hippies, the generation gap, psychoanalysis, gun politics, pollution, the Vietnam War and recreational drug use. The magazine took a generally negative tone towards counterculture drugs such as cannabis and LSD, but it also savaged mainstream drugs such as tobacco and alcohol. Mad always satirized Democrats as mercilessly as it did Republicans.[41] In 2007, Al Feldstein recalled, "We even used to rake the hippies over the coals. They were protesting the Vietnam War, but we took aspects of their culture and had fun with it. Mad was wide open. Bill loved it, and he was a capitalist Republican. I loved it, and I was a liberal Democrat. That went for the writers, too; they all had their own political leanings, and everybody had a voice. But the voices were mostly critical. It was social commentary, after all."[42] Mad also ran a good deal of less topical or contentious material on such varied subjects as fairy tales, nursery rhymes, greeting cards, sports, small talk, poetry, marriage, comic strips, awards shows, cars and many other areas of general interest.[43][44]
In 2007, the Los Angeles Times' Robert Boyd wrote, "All I really need to know I learned from Mad magazine", going on to assert:
Plenty of it went right over my head, of course, but that's part of what made it attractive and valuable. Things that go over your head can make you raise your head a little higher. The magazine instilled in me a habit of mind, a way of thinking about a world rife with false fronts, small print, deceptive ads, booby traps, treacherous language, double standards, half truths, subliminal pitches and product placements; it warned me that I was often merely the target of people who claimed to be my friend; it prompted me to mistrust authority, to read between the lines, to take nothing at face value, to see patterns in the often shoddy construction of movies and TV shows; and it got me to think critically in a way that few actual humans charged with my care ever bothered to.[45]

In 1988, Geoffrey O'Brien wrote about the impact Mad had upon the younger generation of the 1950s:
By now they knew the [nuclear survival] pamphlets lied ... Rod Serling knew a lot more than President Eisenhower. There were even jokes about the atom bomb in Mad, a gallows humor commenting on its own ghastliness: "The last example of this nauseating, busted-crutch type humor is to show an atom-bomb explosion! However, this routine, we feel, is giving way to the even more hilarious picture of the hydrogen bomb!" The jittery aftertaste of that joke clarified. It was a splinter driven through the carefully measured prose on the back of some Mentor book about Man and His Destiny ... By not fitting in, a joke momentarily interrupted the world. But after the joke you recognized it was a joke and went back to the integral world that the joke broke. But what if it never came back again, and the little gap stayed there and became everything?[46]
In 1994, Brian Siano in The Humanist discussed the effect of Mad on that segment of people already disaffected from society:
For the smarter kids of two generations, Mad was a revelation: it was the first to tell us that the toys we were being sold were garbage, our teachers were phonies, our leaders were fools, our religious counselors were hypocrites, and even our parents were lying to us about damn near everything. An entire generation had William Gaines for a godfather: this same generation later went on to give us the sexual revolution, the environmental movement, the peace movement, greater freedom in artistic expression, and a host of other goodies. Coincidence? You be the judge.[47]
Pulitzer Prize-winning art comics maven Art Spiegelman said, "The message Mad had in general is, 'The media is lying to you, and we are part of the media.' It was basically ... 'Think for yourselves, kids.'" William Gaines offered his own view: when asked to cite Mad's philosophy, his boisterous answer was, "We must never stop reminding the reader what little value they get for their money!"
Comics historian Tom Spurgeon picked Mad as the medium's top series of all time, writing, "At the height of its influence, Mad was The Simpsons, The Daily Show and The Onion combined."[48] Graydon Carter chose it as the sixth-best magazine of any sort ever, describing Mad's mission as being "ever ready to pounce on the illogical, hypocritical, self-serious and ludicrous" before concluding, "Nowadays, it's part of the oxygen we breathe."[49] Joyce Carol Oates called it "wonderfully inventive, irresistibly irreverent and intermittently ingenious."[50]
Artist Dave Gibbons said, "When you think of the people who grew up in the '50s and '60s, the letters M-A-D were probably as influential as L-S-D, in that it kind of expanded people's consciousness and showed them an alternative view of society and consumer culture—mocked it, satirized it." Gibbons also noted that Mad was an overt influence on Watchmen, the acclaimed 12-issue comic book series created by writer Alan Moore and himself:
When it comes to the kind of storytelling we did in Watchmen, we used many of the tricks Harvey Kurtzman perfected in Mad. The thing for instance where you have a background that remains constant, and have characters walk around in front of it. Or the inverse of that, where you have characters in the same place and move the background around. We quite mercilessly stole the wonderful techniques Harvey Kurtzman had invented in Mad.[51]
In a 1985 Tonight Show appearance, when Johnny Carson asked Michael J. Fox, "When did you really know you'd made it in show business?", Fox replied, "When Mort Drucker drew my head."[52] In 2019, Terence Winter, writer and producer of The Sopranos, told Variety "When we got into Mad Magazine, that was the highlight for me. That said everything."[53]
Monty Python's Terry Gilliam wrote, "Mad became the Bible for me and my whole generation."[54] Underground cartoonist Bill Griffith said of his youth, "Mad was a life raft in a place like Levittown, where all around you were the things that Mad was skewering and making fun of."[55]
Robert Crumb remarked, "Artists are always trying to equal the work that impressed them in their childhood and youth. I still feel extremely inadequate when I look at the old Mad comics."[56]
When Weird Al Yankovic was asked whether Mad had had any influence in putting him on a road to a career in parody, the musician replied, "[It was] more like going off a cliff."[57] Mystery Science Theater 3000 writer-actor Frank Conniff wrote, "Without Mad Magazine, MST3K would have been slightly different, like for instance, it wouldn't have existed."[58] Comedian Jerry Seinfeld talked about the magazine's impact on him, saying, "You start reading it, and you're going, 'These people don't respect anything.' And that just exploded my head. It was like, you don't have to buy it. You can say 'This is stupid. This is stupid.'"[59]
Critic Roger Ebert wrote:
I learned to be a movie critic by reading Mad magazine ... Mad's parodies made me aware of the machine inside the skin—of the way a movie might look original on the outside, while inside it was just recycling the same old dumb formulas. I did not read the magazine, I plundered it for clues to the universe. Pauline Kael lost it at the movies; I lost it at Mad magazine.[60]
Rock singer Patti Smith said more succinctly, "After Mad, drugs were nothing."[61]
Recurring features
[edit]Mad is known for many regular and semi-regular recurring features in its pages, including "Spy vs. Spy", the "Mad Fold-in", "The Lighter Side of ..." and its television and movie parodies. The magazine has also included recurring gags and references, both visual (e.g. the Mad Zeppelin, or Arthur the potted plant) and linguistic (unusual words such as axolotl, furshlugginer, potrzebie and veeblefetzer).
Alfred E. Neuman
[edit]
The image most closely associated with the magazine is that of Alfred E. Neuman, the boy with misaligned eyes, a gap-toothed smile, and the perennial motto "What, me worry?" The original image was a popular humorous graphic for many decades before Mad adopted it, but the face is now primarily associated with Mad.
Mad initially used the boy's face in November 1954. His first iconic full-cover appearance was as a write-in candidate for president on issue No. 30 (December 1956), in which he was identified by name and sported his "What, me worry?" motto. He has since appeared in a slew of guises and comic situations. According to Mad writer Frank Jacobs, a letter was once successfully delivered to the magazine through the U.S. mail bearing only Neuman's face, without any address or other identifying information.[62]
Legal disputes
[edit]The magazine has been involved in various legal actions over the decades, some of which have reached the United States Supreme Court. The most far-reaching was Irving Berlin et al. v. E.C. Publications, Inc. In 1961, a group of music publishers representing songwriters such as Irving Berlin, Richard Rodgers, and Cole Porter filed a $25 million lawsuit against Mad for copyright infringement following "Sing Along With Mad", a collection of parody lyrics which the magazine said could be "sung to the tune of" many popular songs. The publishing group hoped to establish a legal precedent that only a song's composers retained the right to parody that song. Judge Charles Metzner of the U.S. District Court for the Southern District of New York ruled largely in favor of Mad in 1963, affirming its right to print 23 of the 25 song parodies under dispute. However, in the case of two parodies, "Always" (sung to the tune of "Always") and "There's No Business Like No Business" (sung to the tune of "There's No Business Like Show Business"), Judge Metzner decided that the issue of copyright infringement was closer, requiring a trial because in each case the parodies relied on the same verbal hooks ("always" and "business") as the originals. The music publishers appealed the ruling, but the U.S. Court of Appeals not only upheld the pro-Mad decision in regard to the 23 songs, it adopted an approach that was broad enough to strip the publishers of their limited victory regarding the remaining two songs. Writing a unanimous opinion for the United States Court of Appeals for the Second Circuit, Circuit Judge Irving Kaufman observed, "We doubt that even so eminent a composer as plaintiff Irving Berlin should be permitted to claim a property interest in iambic pentameter."[63] The publishers again appealed, but the Supreme Court refused to hear it, allowing the decision to stand.[62]
This precedent-setting 1964 ruling established the rights of parodists and satirists to mimic the meter of popular songs. However, the "Sing Along With Mad" songbook was not the magazine's first venture into musical parody. In 1960, Mad had published "My Fair Ad-Man", a full advertising-based spoof of the hit Broadway musical My Fair Lady. In 1959, "If Gilbert & Sullivan wrote Dick Tracy" was one of the speculative pairings in "If Famous Authors Wrote the Comics".
In 1966, a series of copyright infringement lawsuits against the magazine regarding ownership of the Alfred E. Neuman image eventually reached the appellate level. Although Harry Stuff had copyrighted the image in 1914, the U.S. Court of Appeals for the Second Circuit ruled that, by allowing many copies of the image to circulate without any copyright notice, the owner of the copyright had allowed the image to pass into the public domain, thus establishing the right of Mad—or anyone else—to use the image. In addition, Mad established that Stuff was not himself the creator of the image, by producing numerous other examples dating back to the late 19th century. This decision was also allowed to stand.[44]
Other legal disputes were settled more easily. Following the magazine's parody of the film The Empire Strikes Back, a letter from George Lucas's lawyers arrived in Mad's offices demanding that the issue be recalled for infringement on copyrighted figures. The letter further demanded that the printing plates be destroyed, and that Lucasfilm must receive all revenue from the issue plus additional punitive damages.[64] Unbeknownst to Lucas' lawyers, Mad had received a letter weeks earlier from Lucas himself, expressing delight over the parody and calling artist Mort Drucker and writer Dick DeBartolo "the Leonardo da Vinci and George Bernard Shaw of comic satire."[65] Publisher Bill Gaines made a copy of Lucas' letter, added the handwritten notation "Gee, your boss George liked it!" across the top, and mailed it to the lawyers. Said DeBartolo, "We never heard from them again."[66]
Mad was one of several parties that filed amicus curiae briefs with the Supreme Court in support of 2 Live Crew and its disputed song parody, during the 1993 Campbell v. Acuff-Rose Music, Inc. case.[67]
Advertising
[edit]Mad was long noted for its absence of advertising, enabling it to satirize materialist culture without fear of reprisal. For decades, it was the most successful American magazine to publish ad-free,[68] beginning with issue No. 33 (April 1957) and continuing through issue No. 402 (February 2001).
As a comic book, Mad had run the same advertisements as the rest of EC's line. The magazine later made a deal with Moxie soda that involved inserting the Moxie logo into various articles. Mad ran a limited number of ads in its first two years as a magazine, helpfully labeled "real advertisement" to differentiate the real from the parodies. The last authentic ad published under the original Mad regime was for Famous Artists School; two issues later, the inside front cover of issue No. 34 had a parody of the same ad. After this transitional period, the only promotions to appear in Mad for decades were house ads for Mad's own books and specials, subscriptions, and promotional items such as ceramic busts, T-shirts, or a line of Mad jewelry. This rule was bent only a few times to promote outside products directly related to the magazine, such as The Mad Magazine Game, a series of video games based on Spy vs. Spy, and the notorious Up the Academy movie (which the magazine later disowned). Mad explicitly promised that it would never make its mailing list available.
Both Kurtzman and Feldstein wanted the magazine to solicit advertising, feeling this could be accomplished without compromising Mad's content or editorial independence. Kurtzman remembered Ballyhoo, a boisterous 1930s humor publication that made an editorial point of mocking its own sponsors. Feldstein went so far as to propose an in-house Mad ad agency, and produced a "dummy" copy of what an issue with ads could look like. But Bill Gaines was intractable, telling the television news magazine 60 Minutes, "We long ago decided we couldn't take money from Pepsi-Cola and make fun of Coca-Cola." Gaines' motivation in eschewing ad dollars was less philosophical than practical:
We'd have to improve our package. Most advertisers want to appear in a magazine that's loaded with color and has super-slick paper. So you find yourself being pushed into producing a more expensive package. You get bigger and fancier and attract more advertisers. Then you find you're losing some of your advertisers. Your readers still expect the fancy package, so you keep putting it out, but now you don't have your advertising income, which is why you got fancier in the first place—and now you're sunk.[62]
Contributors and criticism
[edit]Mad has provided a continuing showcase for many long-running satirical writers and artists and has fostered an unusual group loyalty. Although several of the contributors earn far more than their Mad pay in fields such as television and advertising, they have steadily continued to provide material for the publication.[69] Among the notable artists were the aforementioned Davis, Elder and Wood, as well as Sergio Aragonés, Mort Drucker, Don Martin, Dave Berg, George Woodbridge, Harry North and Paul Coker. Writers such as Dick DeBartolo, Stan Hart, Frank Jacobs, Tom Koch, and Arnie Kogen appeared regularly in the magazine's pages. In several cases, only infirmity or death has ended a contributor's run at Mad.
Within the industry, Mad was known for the uncommonly prompt manner in which its contributors were paid. Publisher Gaines would typically write a personal check and give it to the artist upon receipt of the finished product. Wally Wood said, "I got spoiled ... Other publishers don't do that. I started to get upset if I had to wait a whole week for my check." Another lure for contributors was the annual "Mad Trip", an all-expenses-paid tradition that began in 1960. The editorial staff was automatically invited, along with freelancers who had qualified for an invitation by selling a set number of articles or pages during the previous year. Gaines was strict about enforcing this quota, and one year, longtime writer and frequent traveller Arnie Kogen was bumped off the list. Later that year, Gaines' mother died, and Kogen was asked if he would be attending the funeral. "I can't," said Kogen, "I don't have enough pages." Over the years, the Mad crew traveled to such locales as France, Kenya, Russia, Hong Kong, England, Amsterdam, Tahiti, Morocco, Italy, Greece, and Germany.[62] The tradition ended with Gaines' death, and a 1993 trip to Monte Carlo.
Although Mad was an exclusively freelance publication, it achieved remarkable stability, with numerous contributors remaining prominent for decades.[70] Critics of the magazine felt that this lack of turnover eventually led to a formulaic sameness, although there is little agreement on when the magazine peaked or plunged.
Proclaiming the precise moment that purportedly triggered the magazine's irreversible decline is a common pastime[citation needed]. Among the most frequently cited "downward turning points" are: creator-editor Harvey Kurtzman's departure in 1957;[71] the magazine's mainstream success;[39] adoption of recurring features starting in the early 1960s;[72] the magazine's absorption into a more corporate structure in 1968 (or later, the mid-1990s);[73] founder Gaines' death in 1992;[73] the magazine's publicized "edgy revamp" in 1997;[74] the arrival of paid advertising in 2001;[75] or the magazine's 2018 move to California. Mad has been criticized[citation needed] for its over-reliance on a core group of aging regulars throughout the 1970s and 1980s, and then criticized again[citation needed] for an alleged downturn as those same creators began to leave, die, retire, or contribute less frequently.
It has been proposed that Mad is more susceptible to this criticism than many media because a sizable percentage of its readership turns over regularly as it ages, as Mad focuses greatly on current events and a changing popular culture.[62] In 2010, Sergio Aragones said, "Mad is written by people who never thought 'Okay, I'm going to write for kids,' or 'I'm going to write for adults.' ... And many people say 'I used to read Mad, but Mad has changed a lot.' Excuse me— you grew up! You have new interests. ... The change doesn't come from the magazine, it comes from the people who grow or don't grow."[76] Mad poked fun at the tendency of readers to accuse the magazine of declining in quality at various points in its history in its "Untold History of Mad Magazine", a self-referential faux history in the 400th issue which joked: "The second issue of Mad goes on sale on December 9, 1952. On December 11, the first-ever letter complaining that Mad 'just isn't as funny and original like it used to be' arrives." The magazine's art director, Sam Viviano, suggested in 2002 that historically, Mad was at its best "whenever you first started reading it."[77] According to former Mad Senior Editor Joe Raiola, "Mad is the only place in America where if you mature, you get fired."
Among the loudest of those who insist the magazine is no longer funny are supporters of Harvey Kurtzman, who left Mad after just 28 issues.[71]
However, just how much of that success was due to the original Kurtzman template that he left for his successor, and how much should be credited to the Al Feldstein system and the depth of the post-Kurtzman talent pool, can be argued without resolution. In 2009, an interviewer proposed to Al Jaffee, "There's a group of Mad aficionados who feel that if Harvey Kurtzman had stayed at Mad, the magazine would not only have been different, but better." Jaffee, a Kurtzman enthusiast, replied, "And then there's a large group who feel that if Harvey had stayed with Mad, he would have upgraded it to the point that only fifteen people would buy it."[78] During Kurtzman's final two-plus years at EC, Mad appeared erratically (ten issues appeared in 1954, followed by eight issues in 1955 and four issues in 1956). Feldstein was less well regarded creatively, but kept the magazine on a regular schedule, leading to decades of success. (Kurtzman and Will Elder returned to Mad for a short time in the mid-1980s as an illustrating team.)
The magazine's sales peak came with issue No. 161 (September 1973), which sold 2.4 million copies in 1973. That period coincided with several other magazines' sales peaks, including TV Guide and Playboy. Mad's circulation dropped below one million for the first time in 1983.
Many of the magazine's mainstays began retiring or dying by the 1980s. Newer contributors who appeared in the years that followed include Joe Raiola, Charlie Kadau, Tony Barbieri, Scott Bricher, Tom Bunk, John Caldwell, Desmond Devlin, Drew Friedman, Barry Liebmann, Kevin Pope, Scott Maiko, Hermann Mejia, Tom Richmond, Andrew J. Schwartzberg, Mike Snider, Greg Theakston, Nadina Simon, Rick Tulka, and Bill Wray.
On April 1, 1997, the magazine publicized an alleged "revamp", ostensibly designed to reach an older, more sophisticated readership. However, Salon's David Futrelle opined that such content was very much a part of Mad's past:
The October 1971 issue, for example, with its war crimes fold-in and back cover "mini-poster" of "The Four Horsemen of the Metropolis" (Drugs, Graft, Pollution and Slums). With its Mad Pollution Primer. With its "Reality Street" TV satire, taking a poke at the idealized images of interracial harmony on Sesame Street. ("It's a street of depression,/ Corruption, oppression!/ It's a sadist's dream come true!/ And masochists, too!") With its "This is America" photo feature, contrasting images of heroic astronauts with graphic photos of dead soldiers and junkies shooting up. I remember this issue pretty well; it was one of the ones I picked up at a garage sale and read to death. I seem to remember asking my parents what "graft" was. One of the joys of Mad for me at the time was that it was always slightly over my head. From "Mad's Up-Dated Modern Day Mother Goose" I learned about Andy Warhol, Spiro Agnew and Timothy Leary ("Wee Timmy Leary/ Soars through the sky/ Upward and Upward/ Till he's, oh, so, high/ Since this rhyme's for kiddies/ How do we explain/ That Wee Timmy Leary/ Isn't in a plane?"). From "Greeting Cards for the Sexual Revolution" I learned about "Gay Liberationists" and leather-clad "Sex Fetishists." I read the Mad versions of a whole host of films I never in a million years would have been allowed to see: Easy Rider ("Sleazy Riders"), Midnight Cowboy ("Midnight Wowboy"), Five Easy Pieces ("Five Easy Pages [and two hard ones].") I learned about the John Birch Society and Madison Avenue.[79]
Безумный редактор Джон Фикарра признал, что изменения в культуре усложнили задачу создания свежей сатиры, заявив в интервью интервьюеру: «Заявление о миссии редакции всегда было одним и тем же: «Все вам лгут, включая журналы. Думайте сами. Ставьте под сомнение авторитет». .' Но это стало сложнее, поскольку они стали лучше лгать и шутить». [ 80 ]
Безумный автор Том Ричмонд ответил критикам, которые утверждают, что решение журнала принять рекламу заставит покойного издателя Уильяма Гейнса «перевернуться в гробу», отметив, что это невозможно, поскольку Гейнс был кремирован. [ 81 ]
Авторы
[ редактировать ]
Mad известен стабильностью и долговечностью своего списка талантов, объявленного как «Обычная банда идиотов», причем несколько создателей имеют 30-, 40- и даже 50-летнюю карьеру на страницах журнала.
По данным веб-сайта Mad Magazine Contributor Appearances, более 960 авторов получили подписи хотя бы в одном выпуске Mad , но только 41 из них внес свой вклад в 100 и более выпусков. [ 82 ] Писатель-художник Эл Джаффи появлялся в большинстве выпусков; № 550 (апрель 2018 г.) стал 500-м выпуском с новой работой Джаффи. Остальные три автора, появившиеся в более чем 400 выпусках журнала Mad, — это Серхио Арагонес , Дик ДеБартоло и Морт Друкер ; Дэйв Берг , Пол Кокер и Фрэнк Джейкобс превысили отметку в 300 человек.
Джаффи, Арагонес, Берг, Дон Эдвинг и Дон Мартин — пять писателей-художников, появившихся в наибольшем количестве выпусков; ДеБартоло, Джейкобс, Десмонд Девлин , Стэн Харт и Том Кох — пять наиболее частых писателей, а Друкер, Кокер, Боб Кларк , Анджело Торрес и Джордж Вудбридж — пять лучших иллюстраторов в списке. (В списке подсчитываются появления только по выпускам, а не по отдельным статьям или общему количеству страниц; например, хотя Джейкобс написал три отдельные статьи, которые появились в выпуске № 172, считается, что его общее количество увеличилось на одну.)
Каждый из следующих авторов написал для журнала более 100 статей:
Сценаристы:
Писатели-Художники:
- Серхио Арагонес
- Дэйв Берг
- Джон Колдуэлл
- Дак Эдвинг
- Аль Джаффи
- Peter Kuper
- Дон Мартин
- Тереза Бернс Паркхерст
- Пол Питер Поргес
- Антонио Проиас
Художники:
Фотограф:
На протяжении многих лет сотрудники редакции, в первую очередь Эл Фельдштейн , Ник Меглин , Джон Фикарра , Джо Райола и Чарли Кадау , внесли творческий вклад в бесчисленное количество статей и сформировали Мэда характерный сатирический голос .
Другие известные участники
[ редактировать ]только одну «Безумную» Среди нерегулярных авторов, имеющих на своем счету подпись, — Чарльз М. Шульц , Чеви Чейз , Энди Гриффит , Уилл Эйснер , Кевин Смит , Дж. Фред Маггс , Борис Вальехо , сэр Джон Тенниел , Джин Шепард , Вайнона Райдер , Джимми . Киммел , Джейсон Александер , Уолт Келли , член палаты представителей Барни Фрэнк , Том Вулф , Стив Аллен , Джим Ли , Жюль Фейффер , Дональд Кнут и Ричард Никсон , который остается единственным президентом, которому приписывают «написание» безумной статьи. [ 82 ] (Весь текст взят из выступлений Никсона.)
Те, кто внес свой вклад дважды каждый [ 82 ] Среди них Том Лерер , Уолли Кокс , Гюстав Доре , Дэнни Кэй , Стэн Фреберг и Морт Уокер . Чуть чаще появлялись Фрэнк Фразетта (3 автора), Эрни Ковач (11), Боб и Рэй (12), Генри Морган (3) и Сид Цезарь (4). В первые годы своего существования, прежде чем накопить собственный штат постоянных клиентов, журнал часто привлекал сторонних «именитых» талантов. Часто Мэд просто иллюстрировал уже существовавшие материалы знаменитостей, одновременно рекламируя их имена на обложке. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] Союз Боба и Рэя оказался особенно плодотворным. Когда журнал узнал, что Том Кох был автором радиозарисовок Боба и Рэя, адаптированных Mad , редакторы разыскали Коха, и в конечном итоге он написал более 300 статей Mad в течение следующих 37 лет.
В журнале время от времени публикуются гостевые статьи с участием известных людей шоу-бизнеса или комиксов. В 1964 году в статье под названием «Комиксы, которые они действительно хотели бы сделать» были представлены разовые предложения художников-карикатуристов, в том числе Мелла Лазаруса и Чарльза М. Шульца. Не раз журнал привлекал популярных художников комиксов, таких как Фрэнк Миллер или Джим Ли, для разработки и иллюстрации серии «Отвергнутые супергерои». В 2008 году журнал получил общенациональное освещение. [ 86 ] за статью «Почему Джордж Буш выступает за глобальное потепление ». Каждая из 10 изюминок произведения была проиллюстрирована разными художниками-карикатуристами, лауреатами Пулитцеровской премии . В 2015 году «Странный Эл» Янкович был первым и единственным приглашенным редактором журнала, написав некоторые материалы и руководя содержанием выпуска № 533, одновременно увеличив своей карьере Mad с двух до пяти. общее количество авторов в [ 57 ] [ 87 ]
Перепечатки
[ редактировать ]В 1955 году Гейнс начал представлять переиздания материалов « Безумия» в черно-белых книгах в мягкой обложке, первым из которых был «Безумный читатель» . [ 88 ] Многие из них включали новые каверы от кавер-художника Mad Нормана Минго. Эта практика продолжалась и в 2000-е годы, когда было опубликовано более 100 книг Mad в мягкой обложке. Гейнс приложил особые усилия, чтобы вся линейка книг в мягкой обложке всегда была в печати, и книги часто переиздавались в новых изданиях с разными обложками. Были также десятки книг Mad в мягкой обложке, в которых были представлены совершенно новые материалы авторов журнала.
Mad также часто переупаковывал свои материалы в длинную серию журналов «специального» формата, начиная с 1958 года с двух одновременных ежегодных серий под названием «Worst from Mad» и «More Trash from Mad» . Позже серия выпусков «Специальный» расширилась до выпусков «Суперспециальный». На протяжении многих лет использовались и другие названия. [ 89 ] Эти выпуски переизданий иногда дополнялись эксклюзивными материалами, такими как плакаты, наклейки и, в некоторых случаях, записи на гибких дисках . «Специальное» издание 1972 года началось с журнала Mad's, включающего вставку-копию комикса, состоящую из перепечатанных материалов журнала эпохи 1952–1955 годов.
Факсимильное издание
[ редактировать ]Факсимильное издание Mad #1, переиздающее весь выпуск (включая оригинальную рекламу), было опубликовано DC Comics 4 июня 2024 года. Официальное название факсимильного издания, согласно знакам , — «Mad Magazine 1 (Факсимиле) Edition)», тогда как официальное название оригинальной публикации, как в формате комиксов, так и в формате журнала, всегда было просто «Mad» (а не «Mad Magazine»), а оригинальный Mad #1, который она перепечатывает, был не журналом, а комикс. (Единственный журнал Mad #1, который изначально был опубликован в виде обычного журнала, был первым выпуском перезагрузки 2018 года.)
Спин-оффы
[ редактировать ]Безумные дети
[ редактировать ]С 2005 года по 17 февраля 2009 года журнал опубликовал 14 выпусков Mad Kids, дополнительного издания, ориентированного на более молодую аудиторию. [ 3 ] Напоминая заголовки газетных киосков Nickelodeon , оно подчеркивало современные детские развлечения (например, Yu-Gi-Oh!, Naruto , High School Musical ), хотя и с дерзким голосом. Большая часть контента Mad Kids изначально появилась в родительском издании; переизданный материал был выбран и отредактирован с учетом интересов школьников. Но ежеквартальный журнал также включал новые статьи и мультфильмы, а также головоломки, бонусные вкладыши, календарь и другой контент, связанный с деятельностью, который характерен для детских журналов.
Иностранные издания
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Mad публиковался в локальных версиях во многих странах, начиная с Великобритании в 1959 году и Швеции в 1960 году. Каждый новый рынок получает доступ к бэк-каталогу статей издания, а также поощряется к выпуску собственных локализованных материалов в Mad духе . . Однако чувствительность американского безумца не всегда отражалась на других культурах, и многие зарубежные издания просуществовали недолго или прекратили публикацию. Каждый из шведских, датских, итальянских и мексиканских журналов Mad публиковался по три раза; В Норвегии было отменено четыре заезда. В Бразилии также было четыре пробега, но без существенных перерывов, за пять десятилетий. Австралия (42 года), Великобритания (35 лет) и Швеция (34 года) произвели самые длинные непрерывные Mad варианты .
Несуществующие зарубежные издания
- Соединенное Королевство, 1959–1994 годы; (до сих пор использую версию для США)
- Австралия, 1980–2022 гг.;
- Швеция, 1960–1993, 1997–2002 годы;
- Дания, 1962–1971, 1979–1997, 1998–2002 годы;
- Нидерланды, 1964–1996 годы; 2011–2012 гг.;
- Франция, 1965, 1982 годы;
- Германия [ из ] , 1967–1995, 1998–2018;
- Финляндия, 1970–1972, 1982–2005 гг.;
- Италия, 1971–1974, 1984, 1992–1993 годы;
- Норвегия, 1971–1972, 1981–1996, 2001 г. (разовые 2002–2003 гг.);
- Бразилия [ точка ] , 1974–1983, 1984–2000, 2000–2006; 2008–2017;
- Испания, 1974, 1975 (как Локурас ), 2006–2016;
- Аргентина, 1977–1982 годы;
- Мексика, 1977–1983, 1984–1986, 1993–1998 годы; 2004–2010 гг. [ 90 ]
- Карибский бассейн, 1977–1983 годы;
- Греция, 1978–1985, 1995–1999 годы;
- Япония, 1979–1980 (выпущены две большие антологии);
- Исландия, 1985 год; 1987–1988 годы;
- Южная Африка, 1985–2009 гг.;
- Тайвань, 1990 год;
- Канада (Квебек), 1991–1992 (прошлые материалы в «сборнике» с Croc , еще одним юмористическим журналом Квебека);
- Венгрия, 1997–2001 годы; [ 91 ]
- Израиль, 1994–1995 годы;
- Турция, 2000–2001 гг.;
- Польша, 2015–2018 гг. (только коллекции)
Между головным журналом и его международными франчайзи время от времени возникали конфликты по поводу содержания. Когда комикс, высмеивающий королевскую семью Англии , был переиздан в мягкой обложке Mad , было сочтено необходимым вручную вырвать страницу из 25 000 экземпляров, прежде чем книгу можно будет распространять в Великобритании. [ 92 ] Но Mad также защищал свои собственные редакционные стандарты. Билл Гейнс отправил «одно из своих типично ужасных и гневных писем» своим голландским редакторам после того, как они опубликовали непристойную шутку о писсуаре в мужском туалете. [ 93 ] С тех пор Mad смягчил свои требования, и хотя американская версия по-прежнему избегает откровенной ненормативной лексики, журнал в целом не возражает против более провокационного содержания.
Другие журналы сатирико-комиксов
[ редактировать ]Вслед за успехом «Mad» стали выходить и другие черно-белые журналы актуальных сатирических комиксов. Большинство из них просуществовали недолго. Тремя самыми продолжительными были Cracked , Sick и Crazy Magazine . На обложке этих троих и многих других был изображен талисман в стиле Альфреда Э. Ноймана .
Конкурентами цветных комиксов, в основном в середине-конце 1950-х годов, были Nuts! , Потеряйся , Ударь , Бунт , Переверни , Эх! , «Отсюда до безумия» и «Сумасшедший дом »; только последний из них длился целых восемь выпусков, а некоторые были отменены после одного или двух выпусков. [ 94 ] Более поздние цветные сатирические комиксы включали Wild , Blast , Parody , Grin и Gag! . [ 95 ] Сама EC Comics предложила цветной комикс Panic , созданный будущим редактором Mad Элом Фельдштейном. Через два года после того, как в 1956 году журнал EC Panic прекратил публикацию, это название было использовано другим издателем для аналогичного комикса.
В 1967 году Marvel Comics выпустила первый из 13 выпусков комикса Not Brand Echh , который пародировал собственные названия супергероев компании, а также других издателей. С 1973 по 1976 год компания DC Comics публиковала комикс «Шлеп!». , в котором участвовал безумец стойкий Серхио Арагонес и частая обложка Бэзила Вулвертона . Комикс другого издателя - Trash (1978). [ нужна ссылка ] на обложке дебютного альбома была размещена аннотация «Мы связываемся с Мэдом (стр. 21)» и изображен Альфред Э. Нойман с щетиной бородой; В четвертом и последнем выпуске были изображены два бодибилдера, держащие копии Mud and Crocked с нахмуренными лицами Ноймана и талисмана обложки Cracked Сильвестра П. Смайта.
Среди других американских юмористических журналов, которые в той или иной степени содержали комиксы, а также текстовые статьи, были бывшего редактора «Безумия » Харви Курцмана. «Трамп» , «Хамбаг» и «Помогите!» , а также Национальный пасквиль .
Библиотека Кэбелла Университета Содружества Вирджинии имеет обширную коллекцию «Безумия» , а также других комиксов и графических романов. [ 96 ]
Брехня
[ редактировать ]Поскольку Mad прекратил регулярную публикацию нового материала после 2019 года, включая пародии на фильмы, в будущих выпусках ветеран журнала Десмонд Девлин и карикатурист Том Ричмонд объявили, что они объединятся для создания Claptrap , книги, полной двенадцати совершенно новых пародий на фильмы. выполнен в классическом стиле Mad . Эти фильмы — классика, которую Мэд не пародировал, когда они были впервые выпущены. Первоначально его выпуск планировался на ноябрь 2021 года, но его переносили четыре раза: сначала на март, затем на август, затем на декабрь 2022 года и, наконец, на июнь 2023 года.
В других СМИ
[ редактировать ]С годами Mad перешел от печати к другим средствам массовой информации. В годы правления Гейнса издатель не хотел эксплуатировать своих фанатов и выражал опасение, что некачественная продукция Mad их оскорбит. Известно, что он лично возвращал деньги всем, кто писал в журнал жалобу. Среди немногих предметов, доступных за пределами Mad в первые 40 лет его существования, были запонки, футболка, выполненная в виде смирительной рубашки (в комплекте с замком), и небольшой керамический бюст Альфреда Э. Ноймана. На протяжении десятилетий на страницах писем рекламировался недорогой портрет Ноймана («подходящий для обрамления или упаковки рыбы») с вводящими в заблуждение лозунгами, такими как «Остался только 1!» (Шутка заключалась в том, что фотография была настолько нежелательной, что только один из них покинул офис с момента последней рекламы.) После смерти Гейнса произошло открытое поглощение издательским зонтиком Time-Warner, в результате чего товары Mad стали появляться чаще. . Товары были выставлены в магазинах студии Warner Bros. , а в 1994 году — в The Mad Style Guide. был создан для лицензионного использования.
Записи
[ редактировать ]Мэд спонсировал или вдохновил на создание ряда записей.
1950-е годы
[ редактировать ]альбом Musically Mad В 1959 году Берни Грин «с Stereo Mad-Men» записал для RCA Victor , в который вошли юмористическая музыка, в основном инструментальная, с изображением Альфреда Э. Ноймана на обложке; [ 97 ] он был номинирован на Грэмми за лучшую запись комедии-мюзикла и был переиздан на компакт-диске. В том же году в альбом The Worst from Mad No. 2 вошла оригинальная запись "Meet the Staff of Mad" на картонной пластинке со скоростью вращения 33 об/мин , а также сингл, авторство которого принадлежит Альфреду Э. Нойману и The Furshlugginger Five: "What – Me Worry". ?" (ч/б «Potrzebie»), был выпущен в конце 1959 года на лейбле ABC Paramount.
1960-е годы
[ редактировать ]были выпущены две полноценные виниловые пластинки : под эгидой Mad В начале 1960-х [ 98 ] [ 99 ] Безумные " повороты " рок-н-ролла (1962) [ 100 ] и Fink Along With Mad (1963; название было взято из популярного в то время телешоу Sing Along With Mitch , где слово « fink » было общим оскорблением, распространенным в то время в американском сленге). [ 101 ]
В 1961 году нью-йоркская ду-воп- группа The Dellwoods (записывавшаяся тогда как «Sweet Sickteens») выпустила на канале RCA Victor , написанный Норманом Блэгманом и Сэмом Бобриком новый сингл «The Pretzel» (сатирический взгляд на тогдашнюю музыку) . современные танцевальные песни, такие как « The Twist »), ч/б «Агнес (Русский шпион)». Обе песни позже были включены в альбом Mad "Twists" Rock 'N' Roll . (В группу Sweet Sickteens входили Виктор Буччеллато (вокалист), Майк Эллис (тенор), Энди Вентура (тенор), Амадео Тезе (баритон) и Сол Зесканд (бас), [ 98 ] [ 102 ] [ нужен лучший источник ] [ 103 ] [ нужен лучший источник ]
Это на удивление прямолинейный рок-н-ролл подростковой эпохи... с лирической точки зрения песни достойно соответствуют нестандартному взгляду Мэда на общество... некоторые из этих песен было бы трудно отличить от пародий по сравнению с другими записями. из эпохи. «Свидание вслепую» было бы не лишним, если бы его слегка испортили на альбоме Kingsmen …
— Боб Кох, Виниловая пещера (Перешеек) [ 104 ]
В 1962 году Деллвуды (как их теперь называли) вместе с вокалистами Майком Руссо и Джинн Хейс записали целый альбом новаторских песен Бобрика и Благмана. Первоначально альбом был написан и спродюсирован как альбом Деллвуда для RCA, но вместо этого был продан Mad и выпущен на Bigtop Records как Mad "Twists" Rock 'N' Roll . В этом была сильная связь с Mad - помимо названия, на обложке был изображен портрет Альфреда Э. Ноймана , а песня "(She Got A) Nose Job" из альбома была переплетена на гибком диске в выпуск Mad. . Однако ни в одном материале не упоминается журнал Mad , Альфред Э. Нойман или какие-либо другие образы или особенности Mad , записанные до продажи RCA. Другие песни на альбоме включали «(Throwing The) High School Basketball Game», «Please Betty Jean (Shave Your Legs)», «Somebody Else's Dandruff (On My Lover-Baby's Shirt)». «Агнес (Русский шпион-подросток)» и «Крендель» (теперь называется «Давайте сделаем крендель (и закончим как один!))». [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 103 ]
За этим последовал еще один релиз Dellwoods Bigtop, Fink Along With Mad , снова с Руссо и Хейсом, написанный Бобриком и Благманом. [ 106 ] и связан с Mad в 1963 году. Треки альбома включали "She Lets Me Watch Her Mom And Pop Fight", которая была переплетена на гибком диске в выпуск Mad (исполнение приписано Майку Руссо и описано Джозайей Хьюзом как "одна мрачная поп-песня", поскольку в ней легкомысленно рассматривается домашнее насилие, [ 99 ] с такими текстами, как «Видеть, как лампа проходит через окно / И смотреть, как они пинаются, царапаются и кусаются / Я люблю ее, я люблю ее, о боже, как я ее люблю / Потому что она позволяет мне смотреть, как ее мама и поп ссорятся». ") [ 108 ]
Другие песни на Fink Along With Mad включали «Я больше никогда не буду высмеивать ее усы», «Когда брекеты на наших зубах запираются» и «Loving A Siamese Twin». В этот альбом также вошла песня под названием «It's a Gas», в которой инструментальный трек перемежался отрыжками (эти «вокалы» приписывают Альфреду Э. Нойману), а также саксофонной паузой в исполнении неуказанного в титрах короля Кертиса ). [ нужна ссылка ] Доктор Дементо представил это яркое выступление в своем радиошоу в Лос-Анджелесе в начале 1970-х годов. Mad включил некоторые из этих треков в виде вставок из ламинированного пластиком картона и (позже) на гибких дисках в свое переиздание "Mad Specials".
"Don't Put Onions On Your Hamburger" из альбома была выпущена как сингл, авторство которого принадлежит только группе Dellwoods. [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] [ нужен лучший источник ] а в 1963 году Деллвуды переименовали себя в Dynamics и выпустили для Liberty Records серьезный , не новаторский сингл "Chapel On A Hill" с песней "Conquistador". [ 102 ] [ 103 ]
1970-е и позже
[ редактировать ]Ряд оригинальных записей также был выпущен таким образом в 1970-х и начале 1980-х годов, например, Gall in the Family Fare ( адаптация радиоспектакля на их ранее иллюстрированную пародию All in the Family ), сингл под названием "Makin' Out", трек "It's a Super Spectacular Day" с восьмеричными канавками, который имел восемь возможных концовок, устное слово Meet, вставка для персонала из шести треков , а также 30-минутный EP Mad Disco (с альбома Специальный выпуск 1980 года с тем же названием), который включал диско- версию "It's a Gas". Последней записью Mad , воспроизводимой на проигрывателе , в комплекте с журналами была "A Mad Look at Graduation" в специальном выпуске 1982 года. , Компакт-диск содержащий несколько аудиодорожек, был включен в выпуск № 350 (октябрь 1996 г.). Rhino Records собрал ряд Mad треков, записанных , под названием Mad Grooves (1996). [ 112 ]
Сценическое шоу
[ редактировать ]постановка Внебродвейская Mad «Безумное шоу » была впервые поставлена в 1966 году. Шоу, которое длилось 871 представление во время своего первого показа, включало в себя скетчи, написанные завсегдатаями Стэном Хартом и Ларри Сигелом, вперемежку с комедийными песнями (одна из которых была написана в титрах не указан Стивен Сондхейм, ). [ 44 ] Альбом актеров доступен на компакт-диске.
Игры
[ редактировать ]В 1979 году Мэд выпустил настольную игру . Игра «Безумный журнал» представляла собой абсурдную версию «Монополии» , в которой первый игрок, потерявший все свои деньги и обанкротившийся, становился победителем. Игра, богато иллюстрированная иллюстрациями авторов журнала, включала в себя купюру на сумму 1 329 063 доллара, которую нельзя было выиграть, если человека не звали «Альфред Э. Нойман». В нем также была колода карт (так называемая «Карточные карты») с причудливыми инструкциями, например: «Если вы можете подпрыгнуть и оставаться в воздухе в течение 37 секунд, вы можете потерять 5000 долларов. Если нет, подпрыгните и потеряйте 500 долларов». В 1980 году была выпущена вторая игра: The Mad Magazine Card Game от Parker Brothers . В нем тот игрок, который первым потеряет все свои карты победителем объявляется . Игра очень похожа на Uno от Mattel . Вопросы, основанные на журнале, также появились в выпуске Trivial Pursuit : Warner Bros. Edition 1999 года (в котором были представлены вопросы, основанные на объектах Time-Warner, включая фильмы и телешоу WB, мультфильмы Looney Tunes / Merrie Melodies (и последующие проекты из Warner Bros. Animation )), а также DC Comics, Hanna-Barbera , Cartoon Network и различные объекты MGM, принадлежащие Turner Entertainment Co., которыми WB перешел во владение после слияния Turner и Time-Warner в 1996 году.
Кино и телевидение
[ редактировать ]Мэд дал свое название в 1980 году рискованной комедии « Вверх по академии» . «Вверх Академия» стала настолько коммерческим провалом и критическим провалом, что Мэд успешно добился удаления всех упоминаний о журнале (включая эпизодическую роль Альфреда Ноймана) из будущих теле- и видеорелизов фильма, хотя в конечном итоге эти ссылки были восстановлены. на DVD- версии, которая называлась Mad Magazine Presents Up the Academy . [ нужна ссылка ]
В 1974 году был снят пилотный анимационный телевизионный фильм «Безумие» , в котором использовались избранные материалы из журнала по заказу ABC , но сеть решила не транслировать его. Дик ДеБартоло отметил: «Никто, как производители автомобилей, не хотел спонсировать шоу, высмеивающее продукты, рекламируемые по телевидению». Вместо этого программа была переработана в The Mad Magazine TV Special , который также не транслировался по тем же причинам. Специальный выпуск был создан компанией Focus Entertainment Inc. и был доступен для онлайн-просмотра в SD- качестве. [ 113 ] отсканированный отпечаток 16-миллиметровой пленки до 2022 года, когда в Интернете был опубликован в разрешении 2K; Распечатку предоставил один из аниматоров выпуска. [ 114 ]
В середине 1980-х годов Ханна-Барбера разработала еще один потенциальный «Безумный» , который так и не транслировался. мультсериал [ 115 ]
В 1995 году Fox Broadcasting Company компании Mad TV лицензировала использование логотипа и персонажей журнала. Однако, за исключением коротких заставок, которые анимировали существующие мультфильмы «Шпион против шпиона» (1994–1998) и Дона Мартина (1995–2000) в течение первых трех сезонов шоу, между телешоу и журналом не было никакой редакционной или стилистической связи. Продюсированный Куинси Джонсом сериал был создан в духе программ NBC « Субботний вечер в прямом эфире» и Global / CBC SCTV , комедийный скетч - и длился 14 сезонов и 321 эпизод. 12 января 2016 года канал The CW выпустил часовой специальный выпуск, посвященный 20-летию сериала. Большая часть первоначального состава вернулась. Премьера восьмисерийного возрождения с совершенно новым составом состоялась 26 июля 2016 года.
Анимационные эпизоды «Шпион против шпиона» также можно было увидеть в телевизионной рекламе газировки Mountain Dew в 2004 году. [ 43 ]
В сентябре 2010 года Cartoon Network начала транслировать мультсериал «Безумный » от Warner Bros. Animation и исполнительного продюсера Сэма Регистра. Продюсеры Кевин Шиник и Марк Марек. [ 116 ] Сериал состоял из короткометражных анимационных фильмов и скетчей, высмеивающих текущие телешоу, фильмы, игры и другие аспекты популярной культуры, аналогично анимационному скетч-комедии для взрослых «Робоцып» (сценаристом которого раньше был Шиник, а в настоящее время является постоянный актер озвучивания); Фактически, Robot Chicken соавтор Сет Грин иногда озвучивал «Безумный» также . Критики и зрители часто называют сериал детской версией «Робоцыпа». [ нужна ссылка ] . Как и Mad TV в сериале , в этом сериале также присутствуют персонажи мультфильмов «Шпион против шпиона» и Дона Мартина. Сериал длился с 6 сентября 2010 года по 2 декабря 2013 года и состоял из четырех сезонов и 103 серий.
Видеоигры
[ редактировать ]В 1984 году персонажам сериала «Шпион против шпиона» была предоставлена собственная серия видеоигр , в которой игроки могут расставлять друг для друга ловушки. Игры были созданы для различных компьютерных систем, таких как 8-битные компьютеры Atari , Apple II , Commodore 64 , ZX Spectrum , Sega Master System и Nintendo Entertainment System . В то время как действие оригинальной игры происходило в невзрачном здании, в сиквелах действие было перенесено на необитаемый остров в Spy vs. Spy: The Island Caper и полярную обстановку в Spy vs. Spy: Arctic Antics .
Не путать с более поздним телешоу: Mad TV — компьютерная игра-симулятор управления телевизионной станцией, созданная в 1991 году компанией Rainbow Arts для франшизы Mad. Он был выпущен на ПК и Amiga. Он верен общему стилю мультяшного юмора журнала, но не включает ни одного оригинального персонажа, за исключением краткого крупным планом глаз Альфреда Э. Ноймана на первых экранах.
Еще одна «Шпион против шпиона» видеоигра была создана в 2005 году для PlayStation 2 , Xbox и Microsoft Windows . Приложение Mad было выпущено для iPad 1 апреля 2012 года. [ 117 ] На нем отображалось содержание каждого нового выпуска, начиная с «Безумного № 507», а также видеоклипы из Cartoon Network от «Безумного» и материалы с сайта журнала «Идиотический» .
Компьютерное программное обеспечение
[ редактировать ]В 1996 году в комплект Mad No. 350 входил компакт-диск с программным обеспечением Mad , а также три аудиофайла. [ 118 ] В 1999 году Broderbund / The Learning Company выпустила Totally Mad, набор совместимый с Microsoft Windows 95/98 включая компакт-дисков , , в котором собрано содержимое журнала с № 1 по № 376 (декабрь 1998 г.), а также более 100 специальных выпусков Mad Special, большую часть записанные аудиовставки. Несмотря на название, в нем пропущено несколько статей из-за проблем с оформлением прав на некоторые отрывки из книг и текст, взятый из записей, таких как » Энди Гриффита « Что это было, был футбол . от Graphic Imaging Technology В 2006 году DVD-ROM Absolutely Mad обновил исходный контент Totally Mad до 2005 года. На одном семигигабайтном диске отсутствует тот же удаленный материал из коллекции 1999 года. [ 119 ] Он отличается от более ранней версии тем, что совместим с Macintosh .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соколов, Майкл Дж. (20 мая 2018 г.). «Как журнал Mad Magazine заставил Америку мыслить здраво [комментарий]» . Питтсбург Пост-Газетт . Пенсильвания. Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Журнал MAD прекратит публикацию нового контента спустя 67 лет Los Angeles Times. Кэтрин Грейфельд. 4 июля 2019 г. Проверено 9 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Брэди, Мэтт (23 января 2009 г.). «Немного волнуетесь? Журнал MAD выходит ежеквартально» . Ньюсарама . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Уинн, Мари (25 января 1981 г.). «Что стало с детской невинностью?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Риггенберг, Стив (1992). «Интервью с Уильямом М. Гейнсом». Рукавица (3): 86–94.
- ^ Слобо, Майк. « журнала Mad Magazine Цифры тиража » . Академический отчет Университета Пердью в Форт-Уэйне (фан-сайт). Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 2 февраля 2011 г. [ нужен лучший источник ]
- ^ «[Почтовый знак]». Безумный . Том. 1, нет. 42. Ноябрь 1958. с. 1.
MAD – ноябрь 1958 г., том I, номер 42, публикуется ежемесячно, кроме января, апреля, июля и октября...
- ^ "БЕЗУМНЫЙ". MAD (335): 2 мая 1995 г.
MAD... публикуется ежемесячно, за исключением двух месяцев в январе/феврале, марте/апреле, июле/августе и октябре/ноябре...
- ^ «[Почтовый знак]». Безумный . № 336. Июнь 1995. с. 2.
MAD... публикуется ежемесячно, за исключением двух месяцев в январе/феврале, марте/апреле и октябре/ноябре...
- ^ «[Почтовый знак]». Безумный . № 352. Декабрь 1996 г. с. 2.
MAD... публикуется ежемесячно, за исключением двух месяцев в январе/феврале...
- ^ «[Почтовый знак]». Безумный . № 353. Январь 1997 г. с. 2.
MAD... публикуется ежемесячно издательством EC Publications Inc...
- ↑ Гастинс, Джордж Джин (23 января 2009 г.). «Печальные новости для безумных фанатов» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Безумный , Выпуск 504, с. 4.
- ^ «Новости от МЕНЯ — блог Марка Эванье» .
- ^ Проверено 24 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года.
- ^ Реддит
- ^ «Горячий список 2017: люди и тенденции, о которых мы говорим больше всего» . Роллинг Стоун . 3 ноября 2017 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Фландерс, Райан (17 июля 2019 г.). «Необычная банда идиотов: радость работы в журнале MAD после его расцвета» . Журнал комиксов . Фантаграфика . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
В Нью-Йорке было выпущено 550 номеров журнала.
- ^ Jump up to: а б с «Билл Моррисон назначен будущим исполнительным редактором журнала Mad Magazine» (пресс-релиз). Бербанк, Калифорния: DC Entertainment . 26 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2017 г.
Многолетний и нынешний исполнительный редактор Джон Фикарра вместе с другими ключевыми членами команды MAD продолжит издавать журнал в нью-йоркском офисе MAD до конца года, и окажет помощь в переезде журнала в штаб-квартиру DC Entertainment в Бербанке, штат Калифорния.
- ^ Ричмонд, Том (12 декабря 2017 г.). «Нью-Йорк больше не безумен» . Официальный сайт автора «Безумного» Тома Ричмонда. Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Кит, Борис (26 июня 2017 г.). «Журнал MAD назвал нового редактора, планируя переезд в Лос-Анджелес (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Пулитцеровские премии. «Пиа Герра, корреспондент The Washington Post » . www.pulitzer.org . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Слобо, Майк (ред.). «Авторы журнала MAD» . Академический отчет Университета Пердью в Форт-Уэйне (фан-сайт). Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года. [ нужен лучший источник ]
- ^ «Сайт Дуга Гилфорда на обложке — Авторы журнала Mad — Основной список» . madcoversite.com . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Макмиллан, Грэм (26 апреля 2019 г.). «Объявлены номинанты на премию Эйснера» . Голливудский репортер . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «AT&T завершает приобретение Time Warner Inc» (пресс-релиз). Даллас, Техас: AT&T . 15 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2020 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Билл Моррисон на LinkedIn.com . Проверено 23 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 г. «Вице-президент исполнительного редактора журнала MAD Magazine, июнь 2017–2019 гг. Арт-директор Seriously Digital Entertainment, март 2019 г. – ноябрь 2019 г.».
- ^ Педерсен, Эрик (23 января 2019 г.). «DC Comics увольняет семь сотрудников, включая старших вице-президентов, в ходе реструктуризации» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ «Безумный сайт Дуга Гилфорда на обложке - Путеводитель по пародиям на фильмы» . madcoversite.com . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Безумный сайт Дуга Гилфорда на обложке — все специальные оценки» . madcoversite.com . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Бересфорд, Трилби; Рахман, Абид (3 июля 2019 г.). «Журнал Mad эффективно закрывается спустя 67 лет» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 28 января 2020 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Улаби, Неда (4 июля 2019 г.), « Журнал Mad» прекратит продажи в газетных киосках и перейдет на повторы» , NPR , заархивировано из оригинала 19 ноября 2020 г. , получено 20 ноября 2020 г. ,
MAD не закрывается полностью вниз, но оно будет радикально сокращено и изменено. Читатели смогут найти юмористический журнал 67-летней давности только в магазинах комиксов и по подписке. После выпуска № 10 этой осенью нового контента больше не будет, за исключением специальных предложений на конец года, которые будут полностью новыми. Начиная с 11-го номера, в журнале будут представлены классические, лучшие и ностальгические материалы с новыми обложками.
- ^ Кер, Дэйв (20 августа 2006 г.). «Когда немужественные мужчины встретили женственных женщин» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ «Сайт Дуга Гилфорда на обложке - Авторы журнала Mad - Основной список» . MadCoverSite.com . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ «Карикатуры Майка Линча: Нью-Йорк Таймс, 1977 год: ОБНОВЛЕНО 25 лет журнала Mad» . Mikelynchcartoons.blogspot.com. 15 августа 2007 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ↑ Герман, Ян (5 декабря 2007 г.). «Журнал MAD + Том Хайден = SDS» . Хаффингтон Пост . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ « Ресурсный центр безумных коллекционеров: на светлой стороне» . Collectmad.com. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Ортвед, Джон (2009). Симпсоны: нецензурная и несанкционированная история . Фабер и Фабер.
- ^ Jump up to: а б Ли, Элисон (13 апреля 2009 г.). «Новости журнала MAD» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ Механик Михаил (24 сентября 2010 г.). «Карикатурист Эл Джаффи, настоящий безумец» . Мать Джонс . Проверено 24 декабря 2022 г.
- ^ «Без ума от политики» , Insight Editions, 2008 г.
- ^ Хеллер, Джейсон (29 марта 2007 г.). «Эл Фельдштейн | ТВ | Интервью» . АВ-клуб . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Абсолютно безумный , Технология графического изображения, 2006.
- ^ Jump up to: а б с Рейдельбах, Мария. Совершенно безумный , Нью-Йорк: Литтл Браун, 1991. ISBN 0-316-73890-5
- ^ Бюэн, Венеция (14 октября 2002 г.). «The Daily News Online > Этот день > Рожденный под безумным знаком» . Tdn.com . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ О'Брайен, Джеффри (1988). Время снов: Главы шестидесятых . Викинг Пресс. стр. 9–12.
- ^ Сиано, Брайан (1994). «Байки из склепа – комиксы и цензура – Глаз скептика» . Гуманист . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года.
- ^ Сперджен, Том (26 апреля 2009 г.). «Десять лучших продолжительных серий комиксов за все время» . Репортер комиксов . Архивировано из оригинала 30 апреля 2009 года . Проверено 24 декабря 2022 г.
- ^ ХОРОШИЙ журнал | Goodmagazine – 51 лучший* журнал, когда-либо заархивированный , 6 октября 2014 г., в Wayback Machine – Слова Грейдона Картера, журнал GOOD / Введение: редактор Bigshot Грейдон Картер
- ^ Гарнер, Дуайт (17 июля 2007 г.). «Сопутствующий ущерб» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Гиббонс, Дэйв, в Голуб, Кристиан (7 сентября 2018 г.). «Дэйв Гиббонс о Зале славы Харви и продолжающемся наследии «Хранителей» » . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Друкер, Морт (2012). Морт Друкер: пять десятилетий его лучших работ . Беговой пресс. п. 7.
- ^ Хувер, Скотт (10 января 2019 г.). « Клан Сопрано» в 20 лет: Дэвид Чейз и его команда сценаристов размышляют о резонансе между поколениями» . Разнообразие .
- ^ Гиллиам, Терри, Гиллиам о Гиллиаме , Faber & Faber, 1999
- ^ Харви, Колорадо (3 октября 2018 г.). «50-летие андеграундного комикса» . Журнал комиксов . Фантаграфика . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Роберт Крамб, цитата из Буле, Пол (лето – осень 1977 г.). «Андерграундные карикатуристы: десять лет спустя». Культурная переписка . № 5. цитируется в Буле, Пол (24 апреля 2019 г.). «Рецензия гостя: «Книга чудаков» » . ComicsGrinder.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кавна, Майкл (21 апреля 2015 г.). «Журнал MAD вдохновил «Странного Эла» Янковича. Сегодня, будучи его первым приглашенным редактором, он мстит» . Вашингтон Пост . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Коннифф, Фрэнк [@FrankConniff] (1 мая 2014 г.). «Без журнала Mad Magazine…» ( Твит ). Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 23 ноября 2020 г. - через Twitter .
- ↑ Сейнфельд, Джерри, специальный выпуск «Джерри до Сейнфельда» , Netflix, 2017
- ^ Предисловие к книгам «Без ума от фильмов» , «Безумные книги», ISBN 1-56389-459-9
- ^ Лавин, Мод (14 сентября 2003 г.). «Собственность Ноймана» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джейкобс, Фрэнк (1972). Безумный мир Уильяма М. Гейнса . Лайл Стюарт, Inc. с. ???. Карточка Библиотеки Конгресса № 72-91781.
- ^ Ирвинг Берлин и др. против EC Publications, Inc. , 329 F. 2d 541 (2-й округ 1964 г.). Получено 20 ноября 2020 г. через — Университета Джорджа Вашингтона Ресурс о нарушении авторских прав на музыку . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 года.
- ^ «Без ума от Звездных войн» . StarWars.com . 23 июня 2014 г.
- ^ Бресман, Джонатан (2007). Без ума от «Звездных войн» . Дель Рей / Ballantine Books. ISBN 9780345501646 .
- ^ Петерсен, Кларенс (26 ноября 1995 г.). «Хорошие дни и безумие [рецензия на книгу]» . Чикаго Трибьюн . Иллинойс. Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 года.
- ^ Хэмби, Барбара (7 марта 2008 г.). «Раздразните меня Барбары Хэмби | Альманах писателя с Гаррисоном Кейлором» . Writersalmanac.publicradio.org . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Норрис, Винсент П. (7 февраля 2006 г.). «Безумная экономика: анализ журнала без рекламы» . Журнал связи . 34 : 44–61. дои : 10.1111/j.1460-2466.1984.tb02984.x . Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Джек Дэвис в Toonopedia Дона Маркштейна . Проверено 2 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года.
- ^ Автор: Опубликованная работа «Институт журналистики Артура Л. Картера при Нью-Йоркском университете» . Journalism.nyu.edu. Архивировано из оригинала 20 июня 2010 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Это старое чувство: здравствуй, Харви!» . Время . 5 мая 2004 года . Проверено 12 мая 2010 г.
- ↑ Национальный пасквиль , октябрь 1971 г.
- ^ Jump up to: а б Макмикин, Тара (3 мая 2011 г.). «MAD готовы отметить 60-летие, ведя себя так, будто им 12 (вы ожидали чего-то другого?) – Новости и технологии: Новости» . Newsandtech.com . Архивировано из оригинала 13 февраля 2012 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Карлсон, Питер (6 апреля 1997 г.). «Что, я беспокоюсь? Журнал нашей молодежи берет новый рискованный курс. Он становится непристойным. Редакторы говорят, что наши дети готовы к этому. Может быть. Но это может вас просто… разозлить» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Хэтчер, Терстон (16 февраля 2001 г.). «МЭДисон-авеню возвращается домой: реклама в журнале Mad привносит цвет и противоречия» . CNN . Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ Адамс, Сэм (16 ноября 2010 г.). «Серджио Арагонес | Книги | Интервью » АВ- клуб Получено 2 , февраля
- ^ Эванье, Марк. Безумное искусство . 2002. Публикации Уотсона-Гуптилла. ISBN 0-8230-3080-6 . стр. 216.
- ^ Сакс, Майк, «И вот кикер», Writer's Digest Books , 2009, стр. 222
- ^ Футрелле, Дэвид (8 апреля 1997 г.). «Медиа-цирк: Сын безумия» . Салон . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Сьюзан Карлин (6 июля 2012 г.). «Восхождение «безумия»: см. 60 лет комиксов | Co.Create | творчество + культура + коммерция» . Fastcocreate.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Ричмонд, Том (3 июня 2008 г.). «Безумный блог: Вспоминая Уильяма М. Гейнса» . Томричмонд.com . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Слобо, Майк. « журнала Mad Magazine Появления авторов » . Users.pfw.edu . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Кокс, Уолли ; Генри, Морган ; Эллиотт, Боб ; Гулдинг, Рэй (декабрь 1957 г.). "БЕЗУМНЫЙ" . БЕЗУМНЫЙ . № 36. Эллиот и Гулдинг в роли: Боба и Рэя , иллюстрировано Джорджем Вудбриджем , Глава: Мой друг Дюфо. ЕС комиксы . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ Кокс, Уолли ; Генри, Морган ; Эллиотт, Боб ; Гулдинг, Рэй (декабрь 1957 г.). "БЕЗУМНЫЙ" . БЕЗУМНЫЙ . № 36. Эллиот и Гулдинг в роли: Боба и Рэя , иллюстрировано Джорджем Вудбриджем , глава: Секретное дело Пола Стердли (иллюстратор главы: Морт Друкер ). ЕС комиксы . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ Кокс, Уолли ; Генри, Морган ; Эллиотт, Боб ; Гулдинг, Рэй (декабрь 1957 г.). "БЕЗУМНЫЙ" . БЕЗУМНЫЙ . № 36. Эллиот и Гулдинг в роли: Боба и Рэя , иллюстрировано Джорджем Вудбриджем , Глава: Двенадцать бутылок (Иллюстратор главы: Уолли Вуд ). ЕС комиксы . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ « Журнал Mad Magazine использует Пулитцеровских лауреатов, чтобы подправить Буша» . Нью-Йорк Таймс . 4 февраля 2008 года . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ « Странный Эл» Янкович стал первым приглашенным редактором MAD!» . Безумный журнал . 12 февраля 2015 года . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ "БЕЗУМНЫЙ" . Dcкомиксы.
- ^ "Сайт обложки американских безумных выпусков" . Madcoversite.com Дуга Гилфорда.
- ↑ Согласно выпуску № 111 мексиканского издания (январь 2010 г.), журнал закрылся под давлением Секретариата народного образования Мексики (Мексика) (SEP) из-за нецензурной лексики, правительства Мексики из-за политического содержания и «детского содержания». обложка» в номере № 110, в котором несовершеннолетний фанат без разрешения родителей сделал себе татуировку на спине от имени журнала.
- ^ Золтан Кётелес, Венгрия. "БЕЗУМНЫЙ :" . kepregenydb.hu (на венгерском языке) . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Джейкобс, с. 191
- ^ Джейкобс, с. 160
- ^ Крайнер, Рич (11 января 2010 г.). «Рич Крайнер рецензирует «Чушь» Харви Курцмана, Уилла Элдера, Арнольда Рота, Эла Джаффи, Джека Дэвиса и других «The Comics Journal» . Classic.tcj.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ «Самая искренняя форма пародии: лучшие сатирические комиксы 1950-х годов, вдохновленные безумием [январь 2012 г.]» . Архивировано из оригинала 23 октября 2011 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ «Коллекция MAD Fold_in, 1964–2010, обложка» . 18 июля 2019 г. Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Корлисс, Ричард (31 декабря 2002 г.). «Это старое чувство: что, мне пятьдесят?» . Время . Архивировано из оригинала 4 февраля 2011 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Хеллер, С. (2010). POP: Как графический дизайн формирует популярную культуру . Олворт. п. 371. ИСБН 978-1-58115-768-0 . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джозайя Хьюз (4 февраля 2014 г.). «15 странных и забавных песен журнала MAD» . Вспом . Архивировано из оригинала 26 марта 2017 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Ли, JY; Бёрд, Дж. (2020). Видя MAD: очерки юмора и наследия журнала MAD . Университет Миссури Пресс. п. 512. ИСБН 978-0-8262-7448-9 . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ — Что случилось с «финком»? . Обмен стеками . 8 сентября 2018 г. . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «СЛАДКИЕ БОЛЬНЫЕ ПОДРОСТКИ, они же ДЕЛЛВУДС, они же ДИНАМИКА» . Белый коллекционер ду-вопа . 26 марта 2009 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Деллвудс, он же The Dynamics (8), он же The Sweet Sick Teens» . Группы Ду-Воп – Биография и дискография . 27 января 2014 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Боб Кох (26 сентября 2009 г.). «Виниловая пещера: «Безумный рок-н-ролл» из журнала «Mad Magazine» » . Перешеек . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Mad "Twists" Rock 'N' Roll на Discogs (список релизов)
- ^ Jump up to: а б Сэм Бобрик. "Музыка" . Официальный сайт Сэма Бобрика . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ " (Она сделала) операцию на носу " на Discogs
- ^ «Майк Руссо (4) – Она позволяет мне посмотреть, как ее мама и поп-драка» . Дискогс . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ « Не кладите лук в гамбургер » на Discogs
- ^ Fink Along With Mad на Discogs (список релизов)
- ^ Чак Ротман (14 марта 2009 г.). «Финк вместе с MAD (музыка)» . Великий, но забытый . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «БЕЗУМНЫЕ ГРУВЫ» . Discogs.com .
- ^ "Телевизионный выпуск журнала Mad Magazine (1974)" . vimeo.com. 14 сентября 2018 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Телевизионный выпуск журнала Mad Magazine — сканирование 2K, 16 мм» . Ютуб . РокинПинс. 9 сентября 2022 г.
- ^ «Альфред Э. Нойман в анимации» . БКДБ . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ «ICv2» . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ «Это не шутка: приложение Mad Magazine для iPad будет выпущено в День дурака (день рождения Альфреда Ноймана)» . Безумный (Пресс-релиз). 30 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ «Mad CD Bytes: Mad Bungles Bundle с выпуском первого компакт-диска: 27 мегабайт сомнительного материала в формате только для ПК» , idio , 18 сентября 1996 г.
- ^ «Безумный сайт Дуга Гилфорда на обложке - статьи, загадочным образом пропавшие с компакт-диска Totally Mad» . Madcoversite.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Эванье, Марк, Безумное искусство , Watson Guptil Publications, 2002, ISBN 0-8230-3080-6
- Джейкобс, Фрэнк, «Безумный» мир Уильяма М. Гейнса , Секаукус, Нью-Джерси: Лайл Стюарт, 1972; Без ISBN
- Райдельбах, Мария , «Совершенно безумный» , «Маленький Браун», 1991. ISBN 0-316-73890-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берд, Джон; Ли, Джудит Яросс, ред. (2020). Видя MAD: очерки юмора и наследия журнала MAD . Университет Миссури Пресс. ISBN 9780826274489 .
- Рейдельбах, Мария (1991). Совершенно безумный: история комиксов и журнала . Маленький, Браун. ISBN 9780316738910 .
- Эванье, Марк (2002). Безумное искусство: визуальное прославление искусства журнала Mad и идиотов, которые его создают . Публикации Уотсона-Гуптилла. ISBN 9780823030804 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Слобо, Майк (ред.). « Списки безумных журналов» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г. (Тираж, индекс вкладчиков)
- Гилфорд, Дуг (ред.). « Безумные авторы журнала» . MadCoverSite.com. Архивировано из оригинала 24 октября 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г. (Указатель участников, содержание отдельных выпусков)
- Мик, Джеймс Гордон (лето 2002 г.). « Без ума от ФБР» . Атомный . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- Альфред Э. Нойман в Toonopedia Дона Маркштейна . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года.
- Международные издания журнала MAD
- «Это газ» . Плейлист Лиз Берг ( WFMU ). 8 января 2007 г. Аудио гибкой пластинки, первоначально включенной в The Worst from Mad No. 9.
- Безумный (журнал)
- Дебют комиксов 1952 года.
- 1952 заведения в Нью-Йорке
- Журналы, выходящие раз в два месяца, издаваемые в США.
- Журналы комиксов, издаваемые в США.
- Ежемесячные журналы, издаваемые в США.
- Ежеквартальные журналы, издаваемые в США.
- Сатирические журналы, издаваемые в США
- Черные комедийные комиксы
- Сюрреалистическая комедия
- Публикации EC Comics
- Журналы под редакцией Харви Курцмана
- Журналы, основанные в 1952 году.
- Журналы закрыты в 2018 году.
- Журналы, издаваемые в Нью-Йорке
- Пародийные комиксы
- Комиксы о политике
- Сатирические комиксы
- Кусочек жизни в комиксах
- 1950-е в комедии
- 1960-е в комедии
- 1970-е в комедии
- 1980-е в комедии
- 1990-е в комедии
- 2000-е в комедии
- 2010-е в комедии
- 2020-е в комедии
- Юмористические журналы
- Контркультура 1950-х годов
- Контркультура 1960-х годов
- Контркультура 1970-х годов
- Контркультура 1980-х годов
- Контркультура 1990-х годов
- Контркультура 2000-х.
- Контркультура 2010-х годов
- Контркультура 2020-х годов