Туба (начальник)
Комната | |
---|---|
Рожденный | в. 1810 г. |
Умер | 1887 | (77 лет)
Национальность | Хопи |
Другие имена | Голубь, Тува |
Известный | староста деревни Моэнкопи; лидер хопи; обращение в Церковь СПД |
Туба (также Туви или Тува ; ок. 1810–1887) был лидером хопи в конце 19 века. Туба был главой небольшой деревни хопи Моэнкопи, расположенной примерно в пятидесяти милях к западу от основных деревень на горах хопи . в деревне Орайби . Однако он, очевидно, был важным человеком и [ 1 ] В конце концов Туба присоединился к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) и позже получил облечение в храме Святого Георгия . Туба-Сити, штат Аризона , был назван в его честь.

Ранний период жизни
[ редактировать ]Туба родилась в Орайби, штат Аризона , в семье короткого кукурузного клана. [ 2 ] или, возможно, Клан Тыквы. [ нужна ссылка ] Традиция хопи не записывает его имя при рождении. [ 3 ] но он сказал мормонскому миссионеру , что его имя хопи было «Ву Па». [ 4 ]
Туба рассказал этому самому миссионеру, что во время американо-мексиканской войны (ок. 1846 г.) мексиканцы полностью отступали из окрестностей гор хопи . Однако, уходя, они доставили хопи значительные неприятности, и даже один из них пытался украсть девушку из Орайби, чтобы увезти с собой на юг. Судя по всему, брат Тубы вызвал мексиканского нарушителя на своеобразную дуэль, и пара сразилась на деревенской площади с помощью охотничьих ножей. Брат Тубы был убит, но Туба вмешался и убил мексиканца копьем. Эта история кажется сомнительной с исторической достоверностью по нескольким причинам. Среди них история рассказывает, что Тубе было восемнадцать лет, когда произошла дуэль, хотя во время американо-мексиканской войны ему было около тридцати пяти лет.
Как бы то ни было, традиция хопи гласит, что в какой-то момент Туба оказался вовлеченным в незапамятные раздоры в Орайби и покинул деревню, чтобы «быть в мире». С тех пор «Ву Па» был известен среди хопи как Тууви , что означает «изгой» или «отверженный». [ 5 ]
Моэнкопи
[ редактировать ]Туба поселились в Моэнкопи, или «Проточная вода», примерно в 50 милях к западу от Орайби. цикле хопи Моэнкопи сыграл важную роль в легендарном миграционном . Ко времени Тубы эта территория использовалась в качестве летних полей для жителей деревни Орайби из-за ее источников и ручьев. [ 6 ] Хопи рассказывают, что сначала Туба поселился в Моэнкопи один со своей женой, живя там круглый год, тогда как раньше это было просто сезонное поселение. Однако вскоре за ним последовали люди из клана Короткой Кукурузы Тубы, а со временем и члены других кланов, пока не было создано значительное сообщество. [ 6 ]
Туба рассказал одному мормону, что после того, как он поселился в Моэнкопи, наступило время, когда жившие с ним хопи «стали ленивыми и злыми», отказываясь «сажать или пасти стада». Туба был очень огорчен этим и, сидя в раздумьях, увидел приближающегося старика с длинной белой бородой. Этот человек утверждал, что получил послание от Бога о том, что люди должны сажать свои стада и заботиться о них, иначе они умрут от приближающегося трехлетнего голода. Затем Туба повернул голову, и мужчина исчез. Туба сделал, как было сказано, и хранил свою кукурузу в контейнере, которого хватило, чтобы пережить предсказанный голод. Якобы Туба объяснил, что давным-давно на земле осталось трое мужчин, и когда хопи попадали в беду, один из них приходил, чтобы дать им совет. Он верил, что этот незнакомец был одним из них. [ 7 ] [ 8 ]
Визит в Юту
[ редактировать ]Первые мормонские миссионеры, посетившие хопи, прибыли в 1858 году под руководством Джейкоба Хэмблина . Неясно, жил ли Туба на тот момент еще в Орайби или он уже переехал в Моэнкопи. Однако Хамблин пишет, что по их прибытии «очень пожилой мужчина» (вероятно, не Туба) сообщил о пророчестве о том, что к хопи придут люди с запада и вернут им утраченные благословения, и что он верил, что Хамблин и Речь шла о мормонах. Хамблин вскоре ушел, но несколько мормонов остались, чтобы обучать хопи. Однако они ушли в середине зимы, чтобы сохранить мир после того, как в Орайби начался сильный спор относительно того, действительно ли они были теми, о ком говорится в пророчестве. [ 9 ] Можно предположить, что этот раздор по поводу мормонов является неназванным разногласием, которое заставило Тубу покинуть Орайби и поселиться в Моэнкопи. Во всяком случае, в начале 1860 года Туба познакомился в Орайби с мормонскими миссионерами Фалесом Хаскелом и Мэрион Шелтон и предложил им поселиться в Моэнкопи и построить шерстяную фабрику. Однако они вернулись в южную Юту. [ 10 ] Десять лет спустя, в ноябре 1870 года, Туба покинул свой дом вместе со своей женой Пуласканинки в компании с Хэмблином, чтобы провести время на юге Юты, чтобы изучить обычаи мормонов. [ 11 ] Очевидно, это противоречило табу хопи, запрещающему хопи пересекать реку Колорадо до тех пор, пока не вернутся три пророка, которые привели хопи к их нынешнему дому. [ 9 ] Достигнув Колорадо, Хэмблин записал:
[Туба]... выглядел довольно печальным и рассказал мне, что его люди когда-то жили на другом берегу этой реки, и их отцы сказали им, что они никогда больше не пойдут жить к западу от реки. Он сказал: «Сейчас я собираюсь навестить своих друзей. Я поклонялся Отцу всех нас так, как вы считаете правильным; теперь я бы хотел, чтобы вы поступили так, как считают Надежды [свое имя] перед тем, как мы перейдем дорогу». Я согласился. Затем он вынул из-под рубашки свою аптечку и предложил мне немного ее содержимого. Я протянул левую руку, чтобы взять его; он просил меня принять это по своему праву. Затем он преклонил колени лицом к востоку и попросил Великого Отца всех сохранить нас при переправе через реку. Он сказал, что он и его жена оставили дома многих друзей, и если они никогда не доживут до возвращения, их друзья будут сильно плакать. Он молился о жалости к своим друзьям, «мормонам», чтобы никто из них не утонул при переходе; и чтобы все животные, которые у нас были с нами, могли быть сохранены, поскольку они все нам нужны, и чтобы мы сохранили всю нашу еду и одежду, чтобы нам не пришлось страдать от голода или холода в нашем путешествии. Затем он поднялся на ноги. Мы разбросали ингредиенты из аптечки в воздух, на землю и в воду реки... После этой церемонии мы загнали наших животных в реку, и они все благополучно доплыли до противоположного берега. Через короткое время мы и эффекты благополучно закончились. Затем Туба поблагодарил Великого Отца за то, что Он услышал и ответил на нашу молитву. [ 12 ]
Туба провела почти год в компании мормонов. Ему удалось встретиться с президентом Церкви СПД Бригамом Янгом в Сент-Джордже, штат Юта . Особое впечатление на Тубу произвела фабрика, где пряжу механическим способом пряли. В культуре хопи пряжу для одеял прядут мужчины, причем прядут ее вручную. По словам Хэмблина, увидев эту фабрику, Туба «никогда больше не мог думать о том, чтобы снова прясть пряжу пальцами и шить одеяла». [ 13 ] Его жену больше всего впечатлили мормонские мельницы , которые были значительным улучшением по сравнению с перемалыванием кукурузы камнями. [ 13 ]
Священный камень хопи
[ редактировать ]Хотя у Тубы, похоже, были различные разногласия с деревенскими лидерами в Орайби хопи , он, по-видимому, сохранил доступ к одному из священных камней . Однажды несколько мормонов посетили Тубу в Орайби, и он провел своих посетителей в деревенскую киву . Там он изготовил нечто похожее на мраморную плиту размером около 15×18 дюймов, покрытую «иероглифическими» знаками, включая облака и звезды. [ 14 ] Более поздний Этнологический отчет № 4, подготовленный правительством США, похоже, подтверждает существование такого камня на основе показаний Джона В. Янга и Эндрю С. Гиббонса. В нем описывается камень как «мрамор с красными облаками, совершенно отличающийся от всего, что можно найти в этом регионе». [ 14 ]
Туба-Сити и крещение
[ редактировать ]В 1873 году Туба снова пригласил мормонов переехать жить в его деревню Моэнкопи. На этот раз предложение было принято, хотя постоянное присутствие Святых последних дней стало реальностью только в 1875 году. Но образовавшаяся община стала первым мормонским поселением в Аризоне. [ 15 ] Традиция хопи гласит, что Туба пригласил мормонов поселиться недалеко от его деревни, чтобы получить защиту от мародерствующих пайютов и навахо . [ 16 ] Туба крестился в Церкви СПД в 1876 году. [ 10 ] В апреле 1877 года Туба и его жена присутствовали на посвящении мормонского храма в Сент-Джордже, штат Юта, вместе с миссионером Эндрю С. Гиббонсом и его женой. Где-то в этот период Туба поделился своей новой верой с Томом Полаккой, старостой Хано на Первой Месе, который также в конце концов крестился. [ 17 ] В сентябре 1878 года Туба помог заложить участок для нового мормонского города недалеко от Моэнкопи, который впоследствии будет называться Туба-Сити. И мормоны, и некоторые хопи переехали в новый город, хотя другие лидеры хопи возражали, когда Туба отдал землю, на которой располагался город, мормонам. [ 10 ] В 1879 году в Туба-Сити была построена шерстяная фабрика, чтобы «принести пользу индейцам и Церкви [СПД]». [ 18 ] Без сомнения, это здание напомнило Тубе фабрику, которая так захватила его воображение в южной Юте девять лет назад.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Поселение его друзей-мормонов в Туба-Сити и завершение строительства фабрики, возможно, стали звездным моментом в жизни Тубы, поскольку, похоже, его последнее десятилетие было отмечено печалью. Шерстяная фабрика проработала недолго и за несколько лет пришла в упадок. Сообщается, что Туба «испытывал особую гордость, охраняя остатки фабрики, но после его смерти разрушение здания было доведено до конца». [ 18 ] Также кажется, что в какой-то момент его последних лет жена Тубы ушла от него к более молодому человеку, и после этого Туба провел около трех лет, живя в доме мормонского миссионера Кристиана Лингаа («Линго») Кристенсена. Туба умерла в 1887 году, и по крайней мере некоторые из детей Тубы все еще жили в Моэнкопи до середины двадцатого века. В 1941 году церковь СПД в городе Туба установила памятник из песчаника с бронзовой мемориальной доской в честь Тубы. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джеймс Х. МакКлинток. Поселение мормонов в Аризоне , 80 лет (University of Arizona Press, 1985)
- ^ Гарольд Куландер, Четвертый мир хопи , 192 (University of New Mexico Press, 1971).
- ^ Гарольд Куландер, Четвертый мир хопи , 192.
- ^ CL Кристенсен. « Легенды хопи », Эпоха совершенствования (1921).
- ^ Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи , 192.
- ^ Перейти обратно: а б Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи , 191–92.
- ^ Эвелин Вустер. « Отголоски прошлого », Эпоха совершенствования (1950).
- ^ Здесь интересно отметить испанскую хронику, описывающую восстание пуэбло 1680 года. В ней записаны показания 80-летнего шамана из пуэбло Сан-Фелипе по имени Педро Наранхо. Наранхо утверждает, что тева- попе разработали план изгнания испанцев с юго-запада после видения в эстуфе ( кива ) в Таос-Пуэбло . В видении Попе увидел три фигуры по имени Кауди, Тилини и Тлеуме, уходящие под землю к мифическому озеру Копала. Именно они велели ему завязать узел из веревки юкки, чтобы обозначить количество дней до начала восстания. Дэвид Робертс. Восстание пуэбло , 140–42.
- ^ Перейти обратно: а б Джейкоб Хэмблин. Джейкоб Хэмблин: рассказ о его личном опыте , 63–64 (1881). Можно предположить, что упомянутое пророчество является отсылкой к хорошо известному мифу хопи о Пахане , Потерянном Белом Брате. Однако в мифе о Пахане конкретно говорится, что Пахана вернется с востока, а не с запада. Таким образом, либо произошел неправильный перевод, либо «очень старый человек» сослался на совершенно другое пророчество.
- ^ Перейти обратно: а б с Рекс К. Рив-младший и Гален Л. Флетчер. Мормоны в районе города Туба .
- ^ Джеймс Х. МакКлинток. Мормонское поселение в Аризоне , 80.
- ^ Джейкоб Хэмблин. Джейкоб Хэмблин: рассказ о его личном опыте , 110–11.
- ^ Перейти обратно: а б Джейкоб Хэмблин: рассказ о его личном опыте, 113 (1887).
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Х. МакКлинток. Поселение мормонов в Аризоне , 81–82.
- ^ Ричард Г. Оман. «Священные связи: керамика СПД на юго-западе коренных американцев». Исследования УБЯ 35, вып. 1, 107 (1995).
- ^ Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи , 192.
- ^ «Индийское искусство отражает «священную связь» с евангельскими истинами», Church News , 29 октября 1994 г. Полакка был сводным братом знаменитого гончара хопи Нампейо . Хотя в конце концов он потерял связь с Церковью СПД, после своей смерти он заставил своих потомков пообещать, что они не присоединятся ни к какой другой христианской конфессии. Сегодня семья Полакка/Нампейо, пожалуй, самая известная семья гончаров хопи. Многие из ее членов присоединились к Церкви СПД в ответ на приказ Тома.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Х. МакКлинток. Мормонское поселение в Аризоне , 159.
- ^ « Церковь движется дальше », Эра улучшений (1941).
Ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Х. МакКлинток. Поселение мормонов в Аризоне (University of Arizona Press, 1985)
- Джейкоб Хэмблин. Джейкоб Хэмблин: рассказ о его личном опыте (1881).
- Ричард Г. Оман. «Священные связи: керамика СПД на юго-западе коренных американцев». Исследования УБЯ 35, вып. 1, 107 (1995).