Jump to content

Яннис Ксенакис

(Перенаправлено с Янниса Ксенакиса )

Яннис Ксенакис
Ксенакис в своей парижской студии, ок. 1970 год
Рожденный
Яннис Клеарчу Ксенакис

( 1922-05-29 ) 29 мая 1922 г.
Умер 4 февраля 2001 г. (04 февраля 2001 г.) (79 лет)
Род занятий Композитор, архитектор
Годы активности 1947–1997
Работает Список композиций
Супруг
Дети 1

Яннис Клеарху Ксенакис (также в профессиональных целях пишется как Яннис или Яннис Ксенакис ; греческий : Яннис «Иоаннис» Клеарху Ксенакис , произносится [ˈʝanis ksenacis] ; 29 мая 1922 г. [ а ] — 4 февраля 2001) — греко-французский композитор -авангардист румынского происхождения , теоретик музыки , архитектор, постановщик перформансов и инженер. [ 2 ]

После 1947 года он бежал из Греции, став восемнадцать лет спустя натурализованным гражданином Франции . [ 3 ] Ксенакис был пионером в использовании математических моделей в музыке, таких как приложения теории множеств , случайных процессов и теории игр , а также оказал важное влияние на развитие электронной и компьютерной музыки . Он объединил музыку с архитектурой, разрабатывая музыку для уже существующих пространств и проектируя пространства, которые можно интегрировать с конкретными музыкальными композициями и выступлениями. [ 4 ]

Среди его наиболее важных произведений - «Метастасы» (1953–54) для оркестра, в которых представлены независимые партии для каждого музыканта оркестра; ударные произведения, такие как «Псапфа» (1975) и «Плеяды» (1979); композиции, которые привнесли пространственность за счет распределения музыкантов среди публики, такие как «Терретектор» (1966); Ксенакиса UPIC электронные произведения, созданные с использованием системы ; и массовые мультимедийные представления, которые Ксенакис называл «многогранниками» , которые представляли собой сумму его интересов и навыков. [ 5 ]

Среди многочисленных теоретических работ, которые он написал, книга « Формализованная музыка: мысль и математика в композиции» (французское издание 1963 г., английский перевод 1971 г.) считается одной из его наиболее важных публикаций. Как архитектор, Ксенакис прежде всего известен своими ранними работами под руководством Ле Корбюзье : монастырем Сент-Мари де ла Туретт , над которым они сотрудничали, и павильоном Philips на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года ( Экспо 58 ), который спроектировал Ксенакис. сам по себе. [ нужна ссылка ]

1922–47: первые годы

[ редактировать ]

Яннис Клеарчу Ксенакис родился в Брэиле , Румыния , где в то время проживала большая греческая община , и был старшим сыном в семье греков; Клеархос Ксенакис, бизнесмен с Эвбеи , управляющий директор английского экспортно-импортного агентства и один из самых богатых людей города, и Фотини Павлу с Лемноса , пианистка, говорившая также по-немецки и по-французски. [ 2 ] Двумя его младшими братьями были Джейсон , ставший профессором философии в США и Греции, и Космас [ эль ] , архитектор, градостроитель и художник.

Его родители оба интересовались музыкой, и именно Павлу вдохновил маленького ребенка узнать о ней больше: мать подарила юному Яннису флейту, и семья несколько раз посещала Байройтский фестиваль из-за интереса его отца к музыке. опера. Ее ранняя смерть в 1927 году, когда Ксенакису было пять лет, стала травматическим опытом, который, по его собственным словам, «глубоко ранил» будущего композитора. Ранее она заразилась корью и умерла после рождения мертворожденной дочери. [ 6 ]

Впоследствии он получил образование у ряда английских, французских и немецких гувернанток Анаргирио-Коргиаленио , а затем, в 1932 году, был отправлен в Грецию для обучения в школе-интернате на эгейском острове Спецес . [ 2 ] а также пел в школьном хоре мальчиков, репертуар которого включал произведения Палестрины и , Реквием Моцарта Он преуспел как в учебе, так и в легкой атлетике , который Ксенакис выучил наизусть полностью. [ 7 ]

Также в школе Спецес Ксенакис изучал нотную грамоту и сольфеджио , познакомился с музыкой Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса и влюбился в греческую традиционную и церковную музыку. [ 7 ] В то же время он открыл для себя писателя Гомера и имел привычку посещать музеи.

В 1938 году, окончив школу, Ксенакис переехал в Афины , чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в их Национальный технический университет , изучая также древнегреческий язык . Его друзья и семья поощряли его сделать это из-за его интересов в физике и математике. Хотя он намеревался изучать архитектуру и инженерное дело, он также брал уроки гармонии и контрапункта у Аристотелиса Кундурова . [ 8 ] В 1940 году он успешно сдал экзамены, но его учеба была прервана греко-итальянской войной , которая началась с итальянского вторжения 28 октября 1940 года. Хотя Греция в конечном итоге выиграла войну, вскоре к ней присоединилась немецкая армия. Итальянцы в битве за Грецию , апрель 1941 года.

Это привело к оккупации Греции странами Оси во время Второй мировой войны , которая продолжалась до конца 1944 года, когда союзники начали свое наступление через Европу, вынудив силы Оси отступить. Ксенакис присоединился к Фронту национального освобождения в начале войны, участвуя в массовых протестах и ​​демонстрациях, а затем став участником вооруженного сопротивления. Этот последний шаг стал болезненным опытом, который Ксенакис отказывался обсуждать до гораздо более позднего периода своей жизни. [ 9 ] [ 10 ]

После ухода сил Оси Черчилль приказал британским войскам вмешаться, чтобы помочь восстановить греческую монархию; им противостояла Демократическая армия Греции , и страна погрузилась в гражданскую войну . В декабре 1944 года, в период Черчилля положения военного , [ 11 ] Ксенакис (который к тому времени был членом студенческой роты коммунистической лорда Байрона фракции ЭЛАС ) принял участие в уличных боях против британских танков. Он был ранен и изуродован лицом, когда осколок от взрыва танка попал в его щеку и ослепленный левый глаз; [ 12 ] Тот факт, что Ксенакис выжил после травмы, был описан как чудо. [ 13 ] [ 14 ]

Технический университет в эти годы работал с перерывами. Несмотря на это и другую деятельность Ксенакиса, он смог получить высшее образование в 1947 году по специальности гражданское строительство. [ 15 ]

Затем Ксенакис был призван в национальные вооруженные силы. Примерно в 1947 году правительство Греции начало арестовывать бывших членов сопротивления левых взглядов и отправлять их в тюрьму. Ксенакис, опасаясь за свою жизнь, скрылся. С помощью своего отца и других он бежал из Греции через Италию , воспользовавшись поддельным паспортом . 11 ноября 1947 года он прибыл в Париж. В недавнем интервью Ксенакис признался, что чувствовал огромную вину за то, что покинул свою страну, и эта вина была одним из источников его более поздней преданности музыке:

Многие годы меня мучило чувство вины за то, что я покинул страну, за которую сражался. Я оставил друзей — кто-то сидел в тюрьме, кто-то умер, кому-то удалось сбежать. Я чувствовал, что у меня есть долг перед ними и что я должен погасить этот долг. И я почувствовал, что у меня есть миссия. Мне нужно было сделать что-то важное, чтобы вернуть себе право на жизнь. Это был не просто вопрос музыки – это было нечто гораздо более значительное. [ 16 ]

Тем временем в Греции заочно правая администрация приговорила его к смертной казни. Приговор был заменен десятью годами тюремного заключения в 1951 году и отменен только примерно 23 года спустя, после падения греческой хунты в 1974 году. Позже он вернулся в том же году. [ 17 ]

1947–59: архитектура и музыка.

[ редактировать ]
Павильон Philips , спроектированный Ксенакисом, во время Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года ( Экспо 58 ).

Хотя он был нелегальным иммигрантом в Париже, Ксенакис смог устроиться на работу в Ле Корбюзье архитектурную мастерскую . Сначала он работал помощником инженера, но быстро перешел к выполнению более важных задач и, в конечном итоге, к сотрудничеству с Ле Корбюзье в крупных проектах. В их число входили детский сад на крыше жилого дома в Нанте ( Резе ), Жилой комплекс Нант-Резе , части правительственных зданий в Чандигархе , Индия, «волнистые стеклянные поверхности» Сент-Мари-де-ла-Туретт , Доминиканский монастырь в долине недалеко от Лиона и павильон Филипс на выставке «Экспо-58» — последний проект был выполнен одним Ксенакисом по базовому эскизу Ле Корбюзье. [ 18 ] [ нужна страница ] Приобретенный Ксенакисом опыт сыграл важную роль в его музыке: важные ранние композиции, такие как Metastaseis (1953–54), были основаны непосредственно на архитектурных концепциях. В то же время он убрал букву «G» из своего профессионального имени, чтобы получить имя, под которым он наиболее известен, «Ианнис».

В то же время, работая у Ле Корбюзье, Ксенакис изучал гармонию и контрапункт, а также сочинение. Он работал долго и упорно, часто до поздней ночи, [ 19 ] и обратился за советом к ряду учителей, большинство из которых, однако, в конечном итоге отвергли его. Так было с Надей Буланже , которая была первой, к кому Ксенакис обратился по поводу уроков. Затем он попробовал учиться у Артура Онеггера , чья реакция на музыку Ксенакиса была без энтузиазма. Как рассказал Ксенакис в интервью 1987 года, Онеггер отверг пьесу, включающую параллельные квинты и октавы, как «не музыку». Ксенакис, который к тому времени был хорошо знаком с музыкой Дебюсси , Белы Бартока и Стравинского , которые все использовали подобные и гораздо более экспериментальные устройства, пришел в ярость и ушел учиться к Дариусу Мийо , но и эти уроки оказались бесплодными. [ 20 ] Аннет Дьедонне, близкая подруга Буланже, тогда порекомендовала Ксенакису попробовать поучиться у Оливье Мессиана . [ 21 ] Ксенакис обратился к Мессиану за советом, стоит ли ему снова начинать изучать гармонию и контрапункт. Позже Мессиан вспоминал:

Я сразу понял, что он не такой, как все. [...] Он обладает превосходным интеллектом. [...] Я сделал что-то ужасное, чего мне не следует делать ни с одним другим учеником, потому что я думаю, что нужно изучать гармонию и контрапункт. Но это был человек настолько необычный, что я сказал... Нет, вам почти тридцать, вам повезло быть греком, архитектором и изучать специальную математику. Воспользуйтесь этими вещами. Используйте их в своей музыке. [ 22 ]

Франсиско Эстевес описал эту работу как «математические формулы, переведенные… в красивую, захватывающую и, прежде всего, убедительную музыку». [ 23 ]

Ксенакис регулярно посещал занятия Мессиана с 1951 по 1953 год. Мессиан и его ученики изучали музыку самых разных жанров и стилей, уделяя особое внимание ритму. [ 24 ] Композиции Ксенакиса с 1949 по 1952 год были в основном вдохновлены греческими народными мелодиями, а также Бартоком, Равелем и другими; после обучения у Мессиана он открыл для себя сериализм и приобрел глубокое понимание современной музыки (среди других учеников Мессиана в то время были Карлхайнц Штокхаузен и Жан Барраке , среди других). сериализм Мессиана Модальный оказал влияние на первое крупномасштабное произведение Ксенакиса «Анастенария» (1953–54): триптих для хора и оркестра, основанный на древнем дионисийском ритуале. Третью часть триптиха, «Метастазы» , ​​принято считать первым зрелым произведением композитора; он был отделен от триптиха, чтобы отметить начало «официального» творчества Ксенакиса. [ 18 ] Он считался членом Дармштадтской школы , но позже порвал с группой композиторов, которые, по его мнению, слишком сильно сосредоточились на сериализме и контроле всех аспектов композиции. В статье под названием «Кризис серийной музыки» он конкретно обвинил Булеза и Штокхаузена в том, что они завели музыку в тупик. [ 25 ]

3 декабря 1953 года Ксенакис женился на журналистке и писательнице Франсуазе Гаргуиль , с которой познакомился в 1950 году. [ 26 ] Их дочь Махи, впоследствии ставшая художницей и скульптором, родилась в 1956 году в Париже. В конце 1954 года при поддержке Мессиана Ксенакис был принят в Groupe de Recherches de Musique Concrète ; [ 27 ] организация, основанная Пьером Шеффером и Пьером Анри , занимающаяся изучением и производством электронной музыки в стиле musique concrète . Вскоре после этого Ксенакис встретился с дирижером Германом Шерхеном , который был сразу же впечатлен партитурой «Метастасей» и предложил свою поддержку. Хотя Шерхен не представил премьеру этого произведения, он исполнил более поздние произведения Ксенакиса, и отношения между дирижером и композитором имели для последнего жизненно важное значение. [ 28 ]

К концу 1950-х годов Ксенакис постепенно начал получать признание в художественных кругах. В 1957 году он получил свою первую награду в области композиции от Европейского культурного фонда , а в 1958 году прошла первая официальная комиссия от Service de Recherche Радио Франции . [ 29 ] [ нужна проверка ] В том же году он выпустил музыкальное произведение Concret PH для павильона Philips. В 1960 году Ксенакис был достаточно известен, чтобы получить заказ от ЮНЕСКО на саундтрек к документальному фильму Энрико Фульчиньони. [ 30 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Покинув студию Ле Корбюзье в 1959 году, Ксенакис зарабатывал на жизнь сочинением и преподаванием и быстро стал признанным одним из самых важных европейских композиторов своего времени. В 1965 году он стал гражданином Франции. Он стал особенно известен своими музыкальными исследованиями в области компьютерной композиции, для которых в 1966 году он основал Equipe de Mathématique et Automatique Musicales (EMAMu) (известный как CEMAMu: Center d'Etudes de Mathématique et Automatique Musicales, с 1972 года). ). Он преподавал в Университете Индианы с 1967 по 1972 год (и основал там студию, аналогичную EMAMu), а работал приглашенным профессором в Сорбонне . с 1973 по 1989 год [ 18 ]

Ксенакис часто читал лекции (например, с 1975 по 1978 год он был профессором музыки в Грешам-колледже в Лондоне, читая бесплатные публичные лекции), [ 31 ] и обучение композиции. Его произведения исполнялись на многочисленных фестивалях по всему миру, в том числе на фестивале искусств Шираз в Иране. Среди его известных учеников Паскаль Дюсапен , Хеннинг Лонер , Мигель Анхель Кориа , Сьюзен Фрикберг , Норма Тайер , Роберт Карл и Хулио Эстрада . В 1983 году он был избран членом Французской академии .

Ксенакис (1975)

Помимо сочинения музыки и преподавания, Ксенакис также написал ряд статей и эссе о музыке. Из них особую известность получила « Формализованная музыка» (1963), которая позже была расширена до полноценной книги. Сборник текстов по применению случайных процессов , теории игр и компьютерного программирования в музыке. Позже он был переработан, расширен и переведен на английский язык как Формализованная музыка: мысль и математика в композиции (1971) во время пребывания Ксенакиса в Университете Индианы.

Ксенакис был атеистом . Польский музыковед Збигнев Сковрон, описывая Айса , писал: «В соответствии со своими атеистическими взглядами Ксенакис подчеркивает окончательность смерти как окончательное событие человеческой жизни, и, вероятно, именно поэтому дикие вопли и стоны подчеркивают его партитуру». [ 32 ] Сам Ксенакис писал: «Человек един, неделим и целостн. Он думает своим животом и чувствует своим разумом. Я хотел бы предложить то, что, по моему мнению, включает в себя термин «музыка»: ... 7. Это мистический (но атеистический) аскетизм...». [ 33 ]

Ксенакис завершил свою последнюю работу, «О-мега» для солиста-ударника и камерного оркестра, в 1997 году. С годами его здоровье становилось все хуже, и к 1997 году он уже не мог работать. В 1999 году Ксенакис был награжден Полярной музыкальной премией «за долгую череду сильных произведений, наполненных чувствительностью, целеустремленностью и страстью, благодаря которым он стал одним из самых выдающихся композиторов нашего века в области художественной музыки, проявляя в его различных областях влияние, которое трудно переоценить». [ 34 ]

После нескольких лет тяжелой болезни 1 февраля 2001 года композитор впал в кому. Он умер в своем доме в Париже четыре дня спустя, 4 февраля, в возрасте 78 лет; и вскоре после этого был кремирован, а его прах был передан его семье. Его пережили жена, умершая 12 февраля 2018 года в Курбевуа , и дочь. [ 35 ]

Работает

[ редактировать ]

Конкретными примерами математики, статистики и физики, применяемыми к музыкальной композиции, являются использование статистической механики газов в Pithoprakta , статистического распределения точек на плоскости в Diamorphosis , минимальных ограничений в Achorripsis , нормального распределения в ST/10 и Atrées . Цепи Маркова в Analogique , теория игр в Duel , Strategie и Linaia-agon , теория групп в Nomos Alpha (для Зигфрида Пальма ), теория множеств в Герме и Эонте , [ 36 ] и броуновское движение в Н'Шиме . Персефасса , созданная по заказу Фестиваля искусств Шираза, была исполнена оркестром Les Percussions de Strasbourg , мировая премьера которого состоялась в Персеполисе в 1969 году . специально для исторического места. [ 37 ]

Хотя электроакустические композиции представляют собой лишь небольшую часть творчества Ксенакиса, они весьма актуальны для музыкального мышления конца 20 века. Важные работы в этой области включают Concret PH (1958), Analogique B (1958–59), Bohor (1962), La légende d'Eer (1977), Mykenae-Alpha (1978), Voyage absolu des Unari vers Andromède (1989). , Gendy301 (1991 г.) и S709 (1994 г.). [ 38 ]

К 1979 году он разработал компьютерную систему под названием UPIC , которая могла преобразовывать графические изображения в музыкальные результаты. [ 39 ] [ 40 ] «Ксенакис изначально учился на архитектора, поэтому некоторые из его рисунков, которые он называл «деревьями», напоминали как органические формы, так и архитектурные конструкции». Различные кривые и линии этих рисунков могут быть интерпретированы UPIC как инструкции в реальном времени для процесса синтеза звука. Таким образом, рисунок превращается в композицию. Микены-Альфа были первым из этих произведений, которые он создал с использованием UPIC, пока тот совершенствовался. [ 41 ]

Ксенакис также разработал алгоритм стохастического синтезатора (используемый в GENDY), называемый динамическим стохастическим синтезом , в котором амплитуды и расстояние между границами секций многоугольной формы сигнала могут генерироваться с использованием формы случайного блуждания для создания как алеаторических тембров, так и музыкальных форм. [ 42 ] Дополнительный материал может быть сгенерирован путем повторной подачи исходной формы сигнала обратно в функцию, или формы сигналов могут быть наложены. Упругие барьеры или зеркала используются для удержания случайно сгенерированных значений в заданном конечном интервале, чтобы не выходить за пределы, такие как диапазон слышимого звука, избегать полного хаоса (белого шума) и создавать баланс между стабильностью и нестабильностью (единство и разнообразие). [ 42 ]

Несмотря на репутацию Ксенакиса как «математического» композитора, его произведения известны своей силой и телесностью. Алекс Росс писал, что Ксенакис «создал одну из самых грубых и диких музыкальных произведений в истории - звуки, которые взрываются в ушах. Для высвобождения первичных энергий использовались изысканные методы». [ 43 ] Бен Уотсон выразил восхищение «ужасающим эмоциональным воздействием звуковой объективности [Ксенакиса]», охарактеризовав его музыку как обладающую «поистине величественной инаковостью. Это инопланетный осколок, мерцающий в самом сердце Запада». [ 44 ]

Том Сервис похвалил музыку Ксенакиса за ее «сокрушительную интуитивную силу» и «чистую, сверкающую телесность», отметив ее «глубокую, первобытную укорененность в более богатых и древних явлениях, даже чем история музыки: физика и закономерности мира природы, звезд. , молекул газа и растущие возможности математических принципов». [ 12 ] Сервис описал Ксенакиса как композитора, «чья неровная, радостная элементарная музыка превратила совокупность звуков, ритмов и инструментов в силу природы, высвободив силу, о которой предыдущие композиторы предполагали только метафорически, но которую он осознал бы с, возможно, большей ясностью, свирепостью и интенсивностью». чем любой музыкант до или после», и предположил, что его музыка «выразительна: возможно, не в традиционном эмоциональном смысле, но она обладает экстатической, катарсической силой. Музыка Ксенакиса – и ее сверхъестественно блестящие исполнители – позволяет слушателям стать свидетелями сейсмических событий поблизости, оказаться в центре музыкального события космической интенсивности». [ 12 ] Сервис заключил: «Чтобы музыка стала природой, потребовался Ксенакис. Во время отпуска на Корсике Ксенакис вел свое каноэ в самый сильный шторм, с которым он и его весло могли справиться. Когда вы слушаете его музыку, вы также выходите на улицу там, в центре музыкальной бури, которая воодушевит, вдохновит и приведет в трепет. Увидимся там..." [ 12 ]

Сочинения

[ редактировать ]
  • Ксенакис, Яннис. 2001. Формализованная музыка: мысль и математика в композиции (серия «Гармонология» № 6). Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN   1-57647-079-2

Примечания

[ редактировать ]
  1. Дочь Ксенакиса, Махи, также заявляет 29 мая 2021 года. У нее есть все его паспорта и свидетельство о рождении, причем в некоторых дата 1921 год, а в свидетельстве о рождении - 1922 год. [ 1 ]
  1. ^ Ксенакис, Махи (27 марта 2024 г.). Яннис Ксенакис . ISBN  978-2-9585283-5-5 .
  2. ^ Jump up to: а б с Харли, Джеймс (28 сентября 2015 г.). Яннис Ксенакис: Краанерг . Ашгейт Паблишинг, ООО п. 3. ISBN  978-1-4094-2331-7 .
  3. ^ Ганье, Николь В. (2012). Исторический словарь современной и новейшей классической музыки , с. 299, Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-6765-6 : «Ксенакис поселился в Париже, став гражданином Франции в 1965 году».
  4. ^ Жерар Папе , Musipoesc: Сочинения о музыке , Париж: Éditions Michel de Maule, 2015, стр. 351-353.
  5. ^ «Многогранники Янниса Ксенакиса: космогонии в звуке и архитектуре - НОСКИ» . Носки . 8 января 2014 года . Проверено 2 июня 2019 г.
  6. ^ Матосян , 13.
  7. ^ Jump up to: а б Варга , с. 14.
  8. ^ Матосян , 14–17.
  9. ^ Матосян , стр. 18–27.
  10. ^ Варга , стр. 14–19.
  11. ^ Гилберт 1966 , с. 56.
  12. ^ Jump up to: а б с д Сервис, Том (23 апреля 2013 г.). «Путеводитель по музыке Янниса Ксенакиса» . Хранитель . Лондон . Проверено 23 мая 2020 г.
  13. ^ Харли , 2 .
  14. ^ Бартель-Кальве, Анн-Сильви. (2002). «Хронология». В «Портрете(ах) Янниса Ксенакиса» под редакцией Франсуа-Бернара Маша, стр. 25–82. Париж: Национальная библиотека Франции. ISBN   2-7177-2178-9 .
  15. ^ Бальтенспергер, Андре. (1995). Яннис Ксенакис и стохастическая музыкальная композиция в области напряжения между архитектурой и математикой . Цюрих. Пол Хаупт. п. 72.
  16. ^ Варга , с. 47.
  17. ^ Харли , с. 92 .
  18. ^ Jump up to: а б с Хоффманн
  19. ^ Матосян , 37.
  20. ^ Ксенакис, Яннис; Браун, Роберта; Ран, Джон (1987). «Ксенакис о Ксенакисе» (PDF) . Перспективы новой музыки . 25 (1–2): 16–63 (20). JSTOR   833091 .
  21. ^ Харли , 4 .
  22. ^ Матосян , 48.
  23. ^ Тэтчер, Натан. 2016. Пако . Нью-Йорк: Группа мормонских художников. ISBN   978-1-5238-5909-2 . п. 116.
  24. ^ Исследование методов преподавания Мессиана см. Boivin 1995, [ нужна страница ] .
  25. ^ Слабихудек, Дерево (22 сентября 2022 г.). «Со звуком, выкованным на войне, Яннис Ксенакис охватывает хаос » Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Получено 24 сентября.
  26. ^ Ксенакис, Франсуаза и Андреас Вальдбург-Вольфегг. « Госпожа Ксенакис в разговоре » в переводе Сары Грин и Маро Эллиотт. Сайт Международного современного ансамбля (архив от 11 июня 2015 г., по состоянию на 29 апреля 2016 г.).
  27. ^ Харли , 12 .
  28. ^ Матосян , 77–79.
  29. ^ Харли , 23 года .
  30. ^ Харли , 19 лет .
  31. ^ Коул, Джонатан 2009. «Музыка и архитектура: Противостояние границам между пространством и звуком» , Грешам-Колледж (21 сентября, архив от 18 января 2015 г., по состоянию на 29 апреля 2016 г.)
  32. ^ Сковрон, Збигнев (ред.). (2001). Исследования Лютославского . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-816660-3 . стр. 122–123.
  33. ^ Ксенакис, Яннис. (1992). Формализованная музыка: мысль и математика в композиции , второе издание. Серия «Гармонология», вып. 6. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN   978-1-57647-079-4 . п. 181.
  34. ^ « Яннис Ксенакис, лауреат Полярной музыкальной премии 1999 г. ». Веб-сайт Polar Music Prize (по состоянию на 29 апреля 2016 г.). Архивировано 8 марта 2012 г. на Wayback Machine.
  35. ^ Гриффитс, Пол . (5 февраля 2001 г.). Яннис Ксенакис, композитор, создавший музыку на основе математики, умер в возрасте 78 лет» , The New York Times , стр. B7
  36. ^ Криссохоидис, Илиас, Ставрос Хулиарас и Христос Мицакис. (2005). Ксенакиса «Теория множеств в ЭОНТА ». В Международном симпозиуме Янниса Ксенакиса под редакцией Анастасии Георгаки и Макиса Соломоса , стр. 241–249. Афины: Национальный университет Каподистрии.
  37. ^ Глюк, Роберт (2007). «Фестиваль искусств Шираза: западное авангардное искусство в Иране 1970-х годов». Леонардо . 40 : 21–28. дои : 10.1162/leon.2007.40.1.20 . S2CID   57561105 .
  38. ^ Ди Сципион , 201.
  39. ^ Хьюгилл 2008 , стр. 95, 182.
  40. ^ Ганье, Николь В. (17 июля 2019 г.). Исторический словарь современной и новейшей классической музыки . Роуман и Литтлфилд. п. 397. ИСБН  978-1-5381-2298-3 .
  41. ^ Ди Сципион , 220.
  42. ^ Jump up to: а б Серра , 241.
  43. ^ Росс, Алекс (22 февраля 2010 г.). «Волновые формы: уникальный Яннис Ксенакис» . Житель Нью-Йорка . Проверено 23 октября 2020 г.
  44. ^ Уотсон, Бен (июнь 1995 г.). «Яннис Ксенакис: первобытный архитектор». Проволока . № 136.

Цитируемые источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Некрологи

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c0749ecaf8bf566d48f72b325c284d8__1725763440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/d8/7c0749ecaf8bf566d48f72b325c284d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iannis Xenakis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)