Яннис Ксенакис
Яннис Ксенакис | |
---|---|
![]() Ксенакис в своей парижской студии, ок. 1970 год | |
Рожденный | Яннис Клеарчу Ксенакис 29 мая 1922 г. |
Умер | 4 февраля 2001 г. | (79 лет)
Род занятий | Композитор, архитектор |
Годы активности | 1947–1997 |
Работает | Список композиций |
Супруг | |
Дети | 1 |
Яннис Клеарху Ксенакис (также в профессиональных целях пишется как Яннис или Яннис Ксенакис ; греческий : Яннис «Иоаннис» Клеарху Ксенакис , произносится [ˈʝanis ksenacis] ; 29 мая 1922 г. [ а ] — 4 февраля 2001) — греко-французский композитор -авангардист румынского происхождения , теоретик музыки , архитектор, постановщик перформансов и инженер. [ 2 ]
После 1947 года он бежал из Греции, став восемнадцать лет спустя натурализованным гражданином Франции . [ 3 ] Ксенакис был пионером в использовании математических моделей в музыке, таких как приложения теории множеств , случайных процессов и теории игр , а также оказал важное влияние на развитие электронной и компьютерной музыки . Он объединил музыку с архитектурой, разрабатывая музыку для уже существующих пространств и проектируя пространства, которые можно интегрировать с конкретными музыкальными композициями и выступлениями. [ 4 ]
Среди его наиболее важных произведений - «Метастасы» (1953–54) для оркестра, в которых представлены независимые партии для каждого музыканта оркестра; ударные произведения, такие как «Псапфа» (1975) и «Плеяды» (1979); композиции, которые привнесли пространственность за счет распределения музыкантов среди публики, такие как «Терретектор» (1966); Ксенакиса UPIC электронные произведения, созданные с использованием системы ; и массовые мультимедийные представления, которые Ксенакис называл «многогранниками» , которые представляли собой сумму его интересов и навыков. [ 5 ]
Среди многочисленных теоретических работ, которые он написал, книга « Формализованная музыка: мысль и математика в композиции» (французское издание 1963 г., английский перевод 1971 г.) считается одной из его наиболее важных публикаций. Как архитектор, Ксенакис прежде всего известен своими ранними работами под руководством Ле Корбюзье : монастырем Сент-Мари де ла Туретт , над которым они сотрудничали, и павильоном Philips на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года ( Экспо 58 ), который спроектировал Ксенакис. сам по себе. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]1922–47: первые годы
[ редактировать ]Яннис Клеарчу Ксенакис родился в Брэиле , Румыния , где в то время проживала большая греческая община , и был старшим сыном в семье греков; Клеархос Ксенакис, бизнесмен с Эвбеи , управляющий директор английского экспортно-импортного агентства и один из самых богатых людей города, и Фотини Павлу с Лемноса , пианистка, говорившая также по-немецки и по-французски. [ 2 ] Двумя его младшими братьями были Джейсон , ставший профессором философии в США и Греции, и Космас , архитектор, градостроитель и художник.
Его родители оба интересовались музыкой, и именно Павлу вдохновил маленького ребенка узнать о ней больше: мать подарила юному Яннису флейту, и семья несколько раз посещала Байройтский фестиваль из-за интереса его отца к музыке. опера. Ее ранняя смерть в 1927 году, когда Ксенакису было пять лет, стала травматическим опытом, который, по его собственным словам, «глубоко ранил» будущего композитора. Ранее она заразилась корью и умерла после рождения мертворожденной дочери. [ 6 ]
Впоследствии он получил образование у ряда английских, французских и немецких гувернанток Анаргирио-Коргиаленио , а затем, в 1932 году, был отправлен в Грецию для обучения в школе-интернате на эгейском острове Спецес . [ 2 ] а также пел в школьном хоре мальчиков, репертуар которого включал произведения Палестрины и , Реквием Моцарта Он преуспел как в учебе, так и в легкой атлетике , который Ксенакис выучил наизусть полностью. [ 7 ]
Также в школе Спецес Ксенакис изучал нотную грамоту и сольфеджио , познакомился с музыкой Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса и влюбился в греческую традиционную и церковную музыку. [ 7 ] В то же время он открыл для себя писателя Гомера и имел привычку посещать музеи.
В 1938 году, окончив школу, Ксенакис переехал в Афины , чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в их Национальный технический университет , изучая также древнегреческий язык . Его друзья и семья поощряли его сделать это из-за его интересов в физике и математике. Хотя он намеревался изучать архитектуру и инженерное дело, он также брал уроки гармонии и контрапункта у Аристотелиса Кундурова . [ 8 ] В 1940 году он успешно сдал экзамены, но его учеба была прервана греко-итальянской войной , которая началась с итальянского вторжения 28 октября 1940 года. Хотя Греция в конечном итоге выиграла войну, вскоре к ней присоединилась немецкая армия. Итальянцы в битве за Грецию , апрель 1941 года.
Это привело к оккупации Греции странами Оси во время Второй мировой войны , которая продолжалась до конца 1944 года, когда союзники начали свое наступление через Европу, вынудив силы Оси отступить. Ксенакис присоединился к Фронту национального освобождения в начале войны, участвуя в массовых протестах и демонстрациях, а затем став участником вооруженного сопротивления. Этот последний шаг стал болезненным опытом, который Ксенакис отказывался обсуждать до гораздо более позднего периода своей жизни. [ 9 ] [ 10 ]
После ухода сил Оси Черчилль приказал британским войскам вмешаться, чтобы помочь восстановить греческую монархию; им противостояла Демократическая армия Греции , и страна погрузилась в гражданскую войну . В декабре 1944 года, в период Черчилля положения военного , [ 11 ] Ксенакис (который к тому времени был членом студенческой роты коммунистической лорда Байрона фракции ЭЛАС ) принял участие в уличных боях против британских танков. Он был ранен и изуродован лицом, когда осколок от взрыва танка попал в его щеку и ослепленный левый глаз; [ 12 ] Тот факт, что Ксенакис выжил после травмы, был описан как чудо. [ 13 ] [ 14 ]
Технический университет в эти годы работал с перерывами. Несмотря на это и другую деятельность Ксенакиса, он смог получить высшее образование в 1947 году по специальности гражданское строительство. [ 15 ]
Затем Ксенакис был призван в национальные вооруженные силы. Примерно в 1947 году правительство Греции начало арестовывать бывших членов сопротивления левых взглядов и отправлять их в тюрьму. Ксенакис, опасаясь за свою жизнь, скрылся. С помощью своего отца и других он бежал из Греции через Италию , воспользовавшись поддельным паспортом . 11 ноября 1947 года он прибыл в Париж. В недавнем интервью Ксенакис признался, что чувствовал огромную вину за то, что покинул свою страну, и эта вина была одним из источников его более поздней преданности музыке:
Многие годы меня мучило чувство вины за то, что я покинул страну, за которую сражался. Я оставил друзей — кто-то сидел в тюрьме, кто-то умер, кому-то удалось сбежать. Я чувствовал, что у меня есть долг перед ними и что я должен погасить этот долг. И я почувствовал, что у меня есть миссия. Мне нужно было сделать что-то важное, чтобы вернуть себе право на жизнь. Это был не просто вопрос музыки – это было нечто гораздо более значительное. [ 16 ]
Тем временем в Греции заочно правая администрация приговорила его к смертной казни. Приговор был заменен десятью годами тюремного заключения в 1951 году и отменен только примерно 23 года спустя, после падения греческой хунты в 1974 году. Позже он вернулся в том же году. [ 17 ]
1947–59: архитектура и музыка.
[ редактировать ]
Хотя он был нелегальным иммигрантом в Париже, Ксенакис смог устроиться на работу в Ле Корбюзье архитектурную мастерскую . Сначала он работал помощником инженера, но быстро перешел к выполнению более важных задач и, в конечном итоге, к сотрудничеству с Ле Корбюзье в крупных проектах. В их число входили детский сад на крыше жилого дома в Нанте ( Резе ), Жилой комплекс Нант-Резе , части правительственных зданий в Чандигархе , Индия, «волнистые стеклянные поверхности» Сент-Мари-де-ла-Туретт , Доминиканский монастырь в долине недалеко от Лиона и павильон Филипс на выставке «Экспо-58» — последний проект был выполнен одним Ксенакисом по базовому эскизу Ле Корбюзье. [ 18 ] [ нужна страница ] Приобретенный Ксенакисом опыт сыграл важную роль в его музыке: важные ранние композиции, такие как Metastaseis (1953–54), были основаны непосредственно на архитектурных концепциях. В то же время он убрал букву «G» из своего профессионального имени, чтобы получить имя, под которым он наиболее известен, «Ианнис».
В то же время, работая у Ле Корбюзье, Ксенакис изучал гармонию и контрапункт, а также сочинение. Он работал долго и упорно, часто до поздней ночи, [ 19 ] и обратился за советом к ряду учителей, большинство из которых, однако, в конечном итоге отвергли его. Так было с Надей Буланже , которая была первой, к кому Ксенакис обратился по поводу уроков. Затем он попробовал учиться у Артура Онеггера , чья реакция на музыку Ксенакиса была без энтузиазма. Как рассказал Ксенакис в интервью 1987 года, Онеггер отверг пьесу, включающую параллельные квинты и октавы, как «не музыку». Ксенакис, который к тому времени был хорошо знаком с музыкой Дебюсси , Белы Бартока и Стравинского , которые все использовали подобные и гораздо более экспериментальные устройства, пришел в ярость и ушел учиться к Дариусу Мийо , но и эти уроки оказались бесплодными. [ 20 ] Аннет Дьедонне, близкая подруга Буланже, тогда порекомендовала Ксенакису попробовать поучиться у Оливье Мессиана . [ 21 ] Ксенакис обратился к Мессиану за советом, стоит ли ему снова начинать изучать гармонию и контрапункт. Позже Мессиан вспоминал:
Я сразу понял, что он не такой, как все. [...] Он обладает превосходным интеллектом. [...] Я сделал что-то ужасное, чего мне не следует делать ни с одним другим учеником, потому что я думаю, что нужно изучать гармонию и контрапункт. Но это был человек настолько необычный, что я сказал... Нет, вам почти тридцать, вам повезло быть греком, архитектором и изучать специальную математику. Воспользуйтесь этими вещами. Используйте их в своей музыке. [ 22 ]
Франсиско Эстевес описал эту работу как «математические формулы, переведенные… в красивую, захватывающую и, прежде всего, убедительную музыку». [ 23 ]
Ксенакис регулярно посещал занятия Мессиана с 1951 по 1953 год. Мессиан и его ученики изучали музыку самых разных жанров и стилей, уделяя особое внимание ритму. [ 24 ] Композиции Ксенакиса с 1949 по 1952 год были в основном вдохновлены греческими народными мелодиями, а также Бартоком, Равелем и другими; после обучения у Мессиана он открыл для себя сериализм и приобрел глубокое понимание современной музыки (среди других учеников Мессиана в то время были Карлхайнц Штокхаузен и Жан Барраке , среди других). сериализм Мессиана Модальный оказал влияние на первое крупномасштабное произведение Ксенакиса «Анастенария» (1953–54): триптих для хора и оркестра, основанный на древнем дионисийском ритуале. Третью часть триптиха, «Метастазы» , принято считать первым зрелым произведением композитора; он был отделен от триптиха, чтобы отметить начало «официального» творчества Ксенакиса. [ 18 ] Он считался членом Дармштадтской школы , но позже порвал с группой композиторов, которые, по его мнению, слишком сильно сосредоточились на сериализме и контроле всех аспектов композиции. В статье под названием «Кризис серийной музыки» он конкретно обвинил Булеза и Штокхаузена в том, что они завели музыку в тупик. [ 25 ]
3 декабря 1953 года Ксенакис женился на журналистке и писательнице Франсуазе Гаргуиль , с которой познакомился в 1950 году. [ 26 ] Их дочь Махи, впоследствии ставшая художницей и скульптором, родилась в 1956 году в Париже. В конце 1954 года при поддержке Мессиана Ксенакис был принят в Groupe de Recherches de Musique Concrète ; [ 27 ] организация, основанная Пьером Шеффером и Пьером Анри , занимающаяся изучением и производством электронной музыки в стиле musique concrète . Вскоре после этого Ксенакис встретился с дирижером Германом Шерхеном , который был сразу же впечатлен партитурой «Метастасей» и предложил свою поддержку. Хотя Шерхен не представил премьеру этого произведения, он исполнил более поздние произведения Ксенакиса, и отношения между дирижером и композитором имели для последнего жизненно важное значение. [ 28 ]
К концу 1950-х годов Ксенакис постепенно начал получать признание в художественных кругах. В 1957 году он получил свою первую награду в области композиции от Европейского культурного фонда , а в 1958 году прошла первая официальная комиссия от Service de Recherche Радио Франции . [ 29 ] [ нужна проверка ] В том же году он выпустил музыкальное произведение Concret PH для павильона Philips. В 1960 году Ксенакис был достаточно известен, чтобы получить заказ от ЮНЕСКО на саундтрек к документальному фильму Энрико Фульчиньони. [ 30 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Покинув студию Ле Корбюзье в 1959 году, Ксенакис зарабатывал на жизнь сочинением и преподаванием и быстро стал признанным одним из самых важных европейских композиторов своего времени. В 1965 году он стал гражданином Франции. Он стал особенно известен своими музыкальными исследованиями в области компьютерной композиции, для которых в 1966 году он основал Equipe de Mathématique et Automatique Musicales (EMAMu) (известный как CEMAMu: Center d'Etudes de Mathématique et Automatique Musicales, с 1972 года). ). Он преподавал в Университете Индианы с 1967 по 1972 год (и основал там студию, аналогичную EMAMu), а работал приглашенным профессором в Сорбонне . с 1973 по 1989 год [ 18 ]
Ксенакис часто читал лекции (например, с 1975 по 1978 год он был профессором музыки в Грешам-колледже в Лондоне, читая бесплатные публичные лекции), [ 31 ] и обучение композиции. Его произведения исполнялись на многочисленных фестивалях по всему миру, в том числе на фестивале искусств Шираз в Иране. Среди его известных учеников Паскаль Дюсапен , Хеннинг Лонер , Мигель Анхель Кориа , Сьюзен Фрикберг , Норма Тайер , Роберт Карл и Хулио Эстрада . В 1983 году он был избран членом Французской академии .

Помимо сочинения музыки и преподавания, Ксенакис также написал ряд статей и эссе о музыке. Из них особую известность получила « Формализованная музыка» (1963), которая позже была расширена до полноценной книги. Сборник текстов по применению случайных процессов , теории игр и компьютерного программирования в музыке. Позже он был переработан, расширен и переведен на английский язык как Формализованная музыка: мысль и математика в композиции (1971) во время пребывания Ксенакиса в Университете Индианы.
Ксенакис был атеистом . Польский музыковед Збигнев Сковрон, описывая Айса , писал: «В соответствии со своими атеистическими взглядами Ксенакис подчеркивает окончательность смерти как окончательное событие человеческой жизни, и, вероятно, именно поэтому дикие вопли и стоны подчеркивают его партитуру». [ 32 ] Сам Ксенакис писал: «Человек един, неделим и целостн. Он думает своим животом и чувствует своим разумом. Я хотел бы предложить то, что, по моему мнению, включает в себя термин «музыка»: ... 7. Это мистический (но атеистический) аскетизм...». [ 33 ]
Ксенакис завершил свою последнюю работу, «О-мега» для солиста-ударника и камерного оркестра, в 1997 году. С годами его здоровье становилось все хуже, и к 1997 году он уже не мог работать. В 1999 году Ксенакис был награжден Полярной музыкальной премией «за долгую череду сильных произведений, наполненных чувствительностью, целеустремленностью и страстью, благодаря которым он стал одним из самых выдающихся композиторов нашего века в области художественной музыки, проявляя в его различных областях влияние, которое трудно переоценить». [ 34 ]
После нескольких лет тяжелой болезни 1 февраля 2001 года композитор впал в кому. Он умер в своем доме в Париже четыре дня спустя, 4 февраля, в возрасте 78 лет; и вскоре после этого был кремирован, а его прах был передан его семье. Его пережили жена, умершая 12 февраля 2018 года в Курбевуа , и дочь. [ 35 ]
Работает
[ редактировать ]Конкретными примерами математики, статистики и физики, применяемыми к музыкальной композиции, являются использование статистической механики газов в Pithoprakta , статистического распределения точек на плоскости в Diamorphosis , минимальных ограничений в Achorripsis , нормального распределения в ST/10 и Atrées . Цепи Маркова в Analogique , теория игр в Duel , Strategie и Linaia-agon , теория групп в Nomos Alpha (для Зигфрида Пальма ), теория множеств в Герме и Эонте , [ 36 ] и броуновское движение в Н'Шиме . Персефасса , созданная по заказу Фестиваля искусств Шираза, была исполнена оркестром Les Percussions de Strasbourg , мировая премьера которого состоялась в Персеполисе в 1969 году . специально для исторического места. [ 37 ]
Хотя электроакустические композиции представляют собой лишь небольшую часть творчества Ксенакиса, они весьма актуальны для музыкального мышления конца 20 века. Важные работы в этой области включают Concret PH (1958), Analogique B (1958–59), Bohor (1962), La légende d'Eer (1977), Mykenae-Alpha (1978), Voyage absolu des Unari vers Andromède (1989). , Gendy301 (1991 г.) и S709 (1994 г.). [ 38 ]
К 1979 году он разработал компьютерную систему под названием UPIC , которая могла преобразовывать графические изображения в музыкальные результаты. [ 39 ] [ 40 ] «Ксенакис изначально учился на архитектора, поэтому некоторые из его рисунков, которые он называл «деревьями», напоминали как органические формы, так и архитектурные конструкции». Различные кривые и линии этих рисунков могут быть интерпретированы UPIC как инструкции в реальном времени для процесса синтеза звука. Таким образом, рисунок превращается в композицию. Микены-Альфа были первым из этих произведений, которые он создал с использованием UPIC, пока тот совершенствовался. [ 41 ]
Ксенакис также разработал алгоритм стохастического синтезатора (используемый в GENDY), называемый динамическим стохастическим синтезом , в котором амплитуды и расстояние между границами секций многоугольной формы сигнала могут генерироваться с использованием формы случайного блуждания для создания как алеаторических тембров, так и музыкальных форм. [ 42 ] Дополнительный материал может быть сгенерирован путем повторной подачи исходной формы сигнала обратно в функцию, или формы сигналов могут быть наложены. Упругие барьеры или зеркала используются для удержания случайно сгенерированных значений в заданном конечном интервале, чтобы не выходить за пределы, такие как диапазон слышимого звука, избегать полного хаоса (белого шума) и создавать баланс между стабильностью и нестабильностью (единство и разнообразие). [ 42 ]
Несмотря на репутацию Ксенакиса как «математического» композитора, его произведения известны своей силой и телесностью. Алекс Росс писал, что Ксенакис «создал одну из самых грубых и диких музыкальных произведений в истории - звуки, которые взрываются в ушах. Для высвобождения первичных энергий использовались изысканные методы». [ 43 ] Бен Уотсон выразил восхищение «ужасающим эмоциональным воздействием звуковой объективности [Ксенакиса]», охарактеризовав его музыку как обладающую «поистине величественной инаковостью. Это инопланетный осколок, мерцающий в самом сердце Запада». [ 44 ]
Том Сервис похвалил музыку Ксенакиса за ее «сокрушительную интуитивную силу» и «чистую, сверкающую телесность», отметив ее «глубокую, первобытную укорененность в более богатых и древних явлениях, даже чем история музыки: физика и закономерности мира природы, звезд. , молекул газа и растущие возможности математических принципов». [ 12 ] Сервис описал Ксенакиса как композитора, «чья неровная, радостная элементарная музыка превратила совокупность звуков, ритмов и инструментов в силу природы, высвободив силу, о которой предыдущие композиторы предполагали только метафорически, но которую он осознал бы с, возможно, большей ясностью, свирепостью и интенсивностью». чем любой музыкант до или после», и предположил, что его музыка «выразительна: возможно, не в традиционном эмоциональном смысле, но она обладает экстатической, катарсической силой. Музыка Ксенакиса – и ее сверхъестественно блестящие исполнители – позволяет слушателям стать свидетелями сейсмических событий поблизости, оказаться в центре музыкального события космической интенсивности». [ 12 ] Сервис заключил: «Чтобы музыка стала природой, потребовался Ксенакис. Во время отпуска на Корсике Ксенакис вел свое каноэ в самый сильный шторм, с которым он и его весло могли справиться. Когда вы слушаете его музыку, вы также выходите на улицу там, в центре музыкальной бури, которая воодушевит, вдохновит и приведет в трепет. Увидимся там..." [ 12 ]
Сочинения
[ редактировать ]- Ксенакис, Яннис. 2001. Формализованная музыка: мысль и математика в композиции (серия «Гармонология» № 6). Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 1-57647-079-2
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ксенакис, Махи (27 марта 2024 г.). Яннис Ксенакис . ISBN 978-2-9585283-5-5 .
- ^ Jump up to: а б с Харли, Джеймс (28 сентября 2015 г.). Яннис Ксенакис: Краанерг . Ашгейт Паблишинг, ООО п. 3. ISBN 978-1-4094-2331-7 .
- ^ Ганье, Николь В. (2012). Исторический словарь современной и новейшей классической музыки , с. 299, Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-6765-6 : «Ксенакис поселился в Париже, став гражданином Франции в 1965 году».
- ^ Жерар Папе , Musipoesc: Сочинения о музыке , Париж: Éditions Michel de Maule, 2015, стр. 351-353.
- ^ «Многогранники Янниса Ксенакиса: космогонии в звуке и архитектуре - НОСКИ» . Носки . 8 января 2014 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Матосян , 13.
- ^ Jump up to: а б Варга , с. 14.
- ^ Матосян , 14–17.
- ^ Матосян , стр. 18–27.
- ^ Варга , стр. 14–19.
- ^ Гилберт 1966 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д Сервис, Том (23 апреля 2013 г.). «Путеводитель по музыке Янниса Ксенакиса» . Хранитель . Лондон . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Харли , 2 .
- ^ Бартель-Кальве, Анн-Сильви. (2002). «Хронология». В «Портрете(ах) Янниса Ксенакиса» под редакцией Франсуа-Бернара Маша, стр. 25–82. Париж: Национальная библиотека Франции. ISBN 2-7177-2178-9 .
- ^ Бальтенспергер, Андре. (1995). Яннис Ксенакис и стохастическая музыкальная композиция в области напряжения между архитектурой и математикой . Цюрих. Пол Хаупт. п. 72.
- ^ Варга , с. 47.
- ^ Харли , с. 92 .
- ^ Jump up to: а б с Хоффманн
- ^ Матосян , 37.
- ^ Ксенакис, Яннис; Браун, Роберта; Ран, Джон (1987). «Ксенакис о Ксенакисе» (PDF) . Перспективы новой музыки . 25 (1–2): 16–63 (20). JSTOR 833091 .
- ^ Харли , 4 .
- ^ Матосян , 48.
- ^ Тэтчер, Натан. 2016. Пако . Нью-Йорк: Группа мормонских художников. ISBN 978-1-5238-5909-2 . п. 116.
- ^ Исследование методов преподавания Мессиана см. Boivin 1995, [ нужна страница ] .
- ^ Слабихудек, Дерево (22 сентября 2022 г.). «Со звуком, выкованным на войне, Яннис Ксенакис охватывает хаос » Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Получено 24 сентября.
- ^ Ксенакис, Франсуаза и Андреас Вальдбург-Вольфегг. « Госпожа Ксенакис в разговоре » в переводе Сары Грин и Маро Эллиотт. Сайт Международного современного ансамбля (архив от 11 июня 2015 г., по состоянию на 29 апреля 2016 г.).
- ^ Харли , 12 .
- ^ Матосян , 77–79.
- ^ Харли , 23 года .
- ^ Харли , 19 лет .
- ^ Коул, Джонатан 2009. «Музыка и архитектура: Противостояние границам между пространством и звуком» , Грешам-Колледж (21 сентября, архив от 18 января 2015 г., по состоянию на 29 апреля 2016 г.)
- ^ Сковрон, Збигнев (ред.). (2001). Исследования Лютославского . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816660-3 . стр. 122–123.
- ^ Ксенакис, Яннис. (1992). Формализованная музыка: мысль и математика в композиции , второе издание. Серия «Гармонология», вып. 6. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-079-4 . п. 181.
- ^ « Яннис Ксенакис, лауреат Полярной музыкальной премии 1999 г. ». Веб-сайт Polar Music Prize (по состоянию на 29 апреля 2016 г.). Архивировано 8 марта 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Гриффитс, Пол . (5 февраля 2001 г.). Яннис Ксенакис, композитор, создавший музыку на основе математики, умер в возрасте 78 лет» , The New York Times , стр. B7
- ^ Криссохоидис, Илиас, Ставрос Хулиарас и Христос Мицакис. (2005). Ксенакиса «Теория множеств в ЭОНТА ». В Международном симпозиуме Янниса Ксенакиса под редакцией Анастасии Георгаки и Макиса Соломоса , стр. 241–249. Афины: Национальный университет Каподистрии.
- ^ Глюк, Роберт (2007). «Фестиваль искусств Шираза: западное авангардное искусство в Иране 1970-х годов». Леонардо . 40 : 21–28. дои : 10.1162/leon.2007.40.1.20 . S2CID 57561105 .
- ^ Ди Сципион , 201.
- ^ Хьюгилл 2008 , стр. 95, 182.
- ^ Ганье, Николь В. (17 июля 2019 г.). Исторический словарь современной и новейшей классической музыки . Роуман и Литтлфилд. п. 397. ИСБН 978-1-5381-2298-3 .
- ^ Ди Сципион , 220.
- ^ Jump up to: а б Серра , 241.
- ^ Росс, Алекс (22 февраля 2010 г.). «Волновые формы: уникальный Яннис Ксенакис» . Житель Нью-Йорка . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Уотсон, Бен (июнь 1995 г.). «Яннис Ксенакис: первобытный архитектор». Проволока . № 136.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Ди Сципион, Агостино (1998). «Композиционные модели в электроакустической музыке Ксенакиса» . Перспективы новой музыки . 36 (2): 201–243. дои : 10.2307/833529 . JSTOR 833529 .
- Гилберт, Мартин (1966). Уинстон Черчилль . Издательство Оксфордского университета.
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: Его жизнь в музыке . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-415-97145-4 .
- Хоффманн, Питер (2001). «Ксенакис, Яннис». В Дине Руте (ред.). Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.30654 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Хагилл, Эндрю (2008). Цифровой музыкант . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-80660-2 .
- Матосян, Нурица (1986). Ксенакис . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 1-871082-17-Х .
- Серра, Мари-Элен (зима 1993 г.). «Стохастическая композиция и стохастический тембр: GENDY3 Янниса Ксенакиса». Перспективы новой музыки . 32 (1): 236–257. дои : 10.2307/833052 . JSTOR 833052 .
- Варга, Андраш Балинт (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17959-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амагали, Розмари Тристано. (1975). «Текстура как организационный фактор в избранных произведениях Янниса Ксенакиса». Диссертация ММ, Университет Индианы.
- Пыльник, Эрик (1986). « Получеловек-полудракон» Янниса Ксенакиса» (PDF) . Мир музыки . Франция: Le monde и Telerama.
- Ариза, Кристофер (2005). «Сито Ксенакиса как объект: новая модель и полная реализация» . Компьютерный музыкальный журнал . 29 (2): 40–60. дои : 10.1162/0148926054094396 . ISSN 0148-9267 . S2CID 10854809 .
- Бардо, Жан-Марк. (1999). «Сендрес Ксенакиса, или возникновение вокализации в мысли Ксенаки». Бакалаврская диссертация (эквивалент). Сент-Этьен: Университет Жана Монне.
- Биази, Сальваторе ди. (1994). Музыка и математика в 50–60-е годы: Яннис Ксенакис . Болонья. Болонский университет.
- Бойвен, Жан. 1995. Класс Мессиана . Париж: Кристиан Бургуа.
- Кларк, Филип. (2009). «Ксенакис», в The Wire Primers: Путеводитель по современной музыке , 191–198. Лондон и Нью-Йорк: Оборотная сторона. ISBN 978-1-84467-427-5 .
- Кицикис, Дмитрий . (2014). О героях: Герои и их значение для современного эллинизма. Афины: Геродот. ISBN 978-960-485-068-6 (Глава «Яннис Ксенакис: Сувениры из Парижа, Д. Кицикис, близкий друг Ксенакиса»).
- МакКаллум, Питер (17 октября 1992 г.). «Метафоры пространства» . Сидней Морнинг Геральд . п. 47 . Проверено 23 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Мюррей, Маргарет (5 ноября 1988 г.). «Отправляя Баха на планеты» . Сидней Морнинг Геральд . п. 93 . Проверено 23 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Паланд, Ральф и Кристоф фон Блюмредер (ред.). (2009). Яннис Ксенакис: Электроакустическая работа. Международный симпозиум. Отчет конференции 2006 . Сигналы из Кельна. Вклад в музыку того времени 14. Вена. Яблоко. ISBN 978-3-85450-414-6 .
- Питерс, Франк (2 мая 1967 г.). «Звуки битвы, воплощенные в музыке» . Пост-отправка Сент-Луиса . Сент-Луис, штат Миссури. п. 41 . Проверено 23 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Шааль, Ханс-Юрген (29 мая 2022 г.). «Математика звуковых облаков – Выпуск: 22.05 – Neue Musikzeitung» . НМЗ (на немецком языке) . Проверено 29 мая 2022 г.
- Швед, Марк (10 ноября 2010 г.). «Холодный, суровый и очень модный» . Лос-Анджелес Таймс . п. 32 . Проверено 23 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Вудворд, Роджер (2014). «Яннис Ксенакис». За пределами черного и белого . ХарперКоллинз. стр. 353-399. ISBN 9780733323034
Некрологи
[ редактировать ]- Швед, Марк (5 февраля 2001 г.). «Яннис Ксенакис; композитор-авангардист» . Лос-Анджелес Таймс . п. 22 . Проверено 23 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- xenakis.musicportal.gr из Института исследований музыки и акустики, Афины (Греция) - на греческом и английском языках со множеством партитур и аудиопримеров.
- Iannis-Xenakis.org от друзей Ксенакиса
- Medieval.org: Современная музыка: Ксенакис
- Луке, Серхио. 2009. «Стохастический синтез Янниса Ксенакиса». Музыкальный журнал Леонардо (19): 77–84.
- Каталог работ на 70 страницах в формате PDF от издательства Ксенакиса Éditions Durand -Salabert-Eschig.
- Яннис Ксенакис @ Boosey & Hawkes Publisher
- Яннис Ксенакис: эстетика ранних работ Маркоса Зографоса
- Яннис Ксенакис Библиография и дискография, составленные Джеймсом Харли для Леонардо / ISAST
- Две статьи Гранта Чу Ковелла (2006), документирующие недавние на тот момент записи Ксенакиса и книги о Ксенакисе: Часть 1 и Часть 2.
- «Яннис Ксенакис (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Интервью с Яннисом Ксенакисом , 25 марта 1997 г.
- 1922 рождения
- 2001 смертей
- Люди из Брэилы
- Румынский народ греческого происхождения
- Выпускники Афинского национального технического университета
- Греческие эмигранты в Румынии
- Греческие эмигранты во Франции
- Греческие архитекторы
- Греческие атеисты
- Греческие люди с ограниченными возможностями
- Композиторы-классики XX века
- Греческие композиторы-классики
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французы с ограниченными возможностями
- Композиторы-экспериментаторы
- Лауреаты Киото в области искусства и философии
- Микротональные композиторы
- Исполнители None such Records
- Композиторы электроакустической музыки
- Члены Академии Художеств
- Преподаватели Грешем-колледжа
- Факультет музыкальной школы Джейкобса
- Ученики Дариуса Мийо
- Музыканты с ограниченными возможностями
- Изгнанники гражданской войны в Греции
- Личный состав Народно-освободительной армии Греции
- Французские музыканты-мужчины 20-го века