Немецкая космическая программа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |
Немецкая космическая программа представляет собой комплекс финансируемых правительством Германии проектов по исследованию и использованию космического пространства . Космической программой управляет Немецкий аэрокосмический центр , который проводит исследования, планирует и реализует программу от имени федерального правительства Германии .
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2020 г. ) |

Хотя идея космического полета и раньше исследовалась в романах, Германа Оберта « книга Die Rakete zu den Planetenräumen» оказала большое влияние на пропаганду идеи космического полета. Книга в конечном итоге вдохновила на создание в 1927 году Verein für Raumschiffahrt (Общества космических путешествий), где ученые-ракетчики-любители сотрудничали для развития области ракетной техники на жидком топливе. [ 1 ] Между 1930-ми и 1940-ми годами нацистская Германия исследовала и создала действующие баллистические ракеты, способные совершать суборбитальные космические полеты . [ 2 ]
Организации
[ редактировать ]Немецкий аэрокосмический центр
[ редактировать ]Немецкий аэрокосмический центр ( нем . Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt eV , сокращенно DLR, буквально Немецкий центр воздушных и космических полетов ) — национальный центр аэрокосмических, энергетических и транспортных исследований Германии, основанный в 1969 году. со штаб-квартирой в Кельне и 35 офисами по всей Германии. DLR участвует в широком спектре проектов исследований и разработок в рамках национального и международного партнерства. [ 3 ]
DLR действует как немецкое космическое агентство и отвечает за планирование и реализацию немецкой космической программы от имени федерального правительства Германии . Как агентство по управлению проектами, DLR координирует и отвечает за техническую и организационную реализацию проектов, финансируемых рядом федеральных министерств Германии. По состоянию на 2020 год национальный бюджет Немецкого аэрокосмического центра составлял 1,348 миллиарда евро. [ 3 ]Институт космического движения
[ редактировать ]Институт космического движения в Лампольдсхаузене — один из восьми исследовательских центров Немецкого аэрокосмического центра (DLR) .
В области исследований и испытаний ракетных двигателей здесь работает около 220 человек . Основное назначение объекта – эксплуатация испытательных стендов космических двигателей по поручению Европейского космического агентства (ЕКА) и в сотрудничестве с европейской космической отраслью.Центры управления полетами
[ редактировать ]Центр управления Колумбусом
[ редактировать ]
Центр управления полетами «Колумбус», также известный под своим радиопозывным « Управление полетами в Мюнхене», является центром управления полетами , который используется для управления исследовательской лабораторией «Колумбус» , которая является частью Международной космической станции (МКС). Центр управления расположен на базе Немецкого аэрокосмического центра (DLR) в Оберпфаффенхофене недалеко от Мюнхена , Германия . Центр управляется DLR по контракту с Европейским космическим агентством (ESA).
Центр управления «Колумбусом» вступил в штатную работу во время миссии шаттла STS-122 , который доставил модуль «Колумбус» на МКС. Модуль был прикреплен к МКС 11 февраля 2008 года.Европейский центр космических операций
[ редактировать ]Европейский центр космических операций (ESOC) служит главным центром управления полетами Европейского космического агентства (ЕКА) и расположен в Дармштадте , Германия . Основной функцией ESOC является эксплуатация беспилотных космических кораблей от имени ЕКА, а также запуск и ранние этапы орбиты (LEOP) миссий ЕКА и третьих сторон. [ 4 ] Центр также отвечает за ряд связанных с эксплуатацией мероприятий в рамках ЕКА и в сотрудничестве с отраслевыми и международными партнерами ЕКА, включая проектирование наземных систем, разработку программного обеспечения, динамику полета и навигацию, разработку инструментов и методов управления полетами и исследования космического мусора. [ 5 ]
Текущая основная деятельность ESOC включает в себя выполнение планетарных и солнечных миссий, таких как Mars Express и Trace Gas Orbiter , миссий по астрономии и фундаментальной физике, таких как Gaia и XMM Newton , а также миссий по наблюдению Земли, таких как CryoSat2 и Swarm .
ESOC отвечает за разработку, эксплуатацию и обслуживание сети наземных станций ESTRACK ЕКА. Группы Центра также участвуют в исследованиях и разработках, связанных с передовыми концепциями управления полетами и осведомленностью о космической ситуации, а также в деятельности по стандартизации, связанной с управлением частотами; операции миссии; слежение, телеметрия и телеуправление; и космический мусор . [ 6 ]Немецкий центр космических операций
[ редактировать ]После того, как в 1960-х годах Федеративная Республика Германия приняла решение о запуске национальной космической программы и участии в международных космических проектах, идея создания собственного центра управления космическим пространством приобрела конкретную форму. В 1967 году тогдашний федеральный министр финансов Франц Йозеф Штраус заложил первый камень в фундамент первого строительного комплекса, который был открыт чуть позже.
До 1985 года площадка тогдашнего Немецкого института аэрокосмических исследований и испытаний (DFVLR) в Оберпфаффенхофене все больше концентрировалась на космических полетах. полету человека в космос Особое внимание уделялось . Затем GSOC сопровождал две миссии с экипажем: во время STS-61-A в 1985 году GSOC взял на себя управление Космической лабораторией , а управление полетом продолжалось из Линдона Б. Джонсона НАСА имени Космического центра . Впервые Центр управления работой полезной нагрузки (POCC) космической миссии США был направлен за пределы НАСА. Впервые полет человека в космос частично контролировался из-за пределов США и Советского Союза. [ 7 ] Во время этой миссии тогдашний премьер-министр Баварии Франц Йозеф Штраус объявил 5 ноября 1985 года о обширной инвестиционной программе, с помощью которой роль Оберпфаффенхофена в европейских космических полетах должна быть увеличена.
Неудача Ariane 3 в 1985 году и Challenger катастрофа в 1986 году замедлили развитие Oberpfaffenhofen и GSOC. В рамках инвестиционной программы GSOC было предоставлено новое здание, корпус 140. Строительство началось в апреле 1989 года.
В 1993 году GSOC сопровождал всю операцию с STS-55 и имел полный контроль над полезной нагрузкой через Spacelab. Это был первый случай, когда ко всем данным был предоставлен нефильтрованный доступ.Астронавты
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год в космосе побывало одиннадцать немцев. Первым немцем и единственным восточногерманцем, побывавшим в космосе, был Зигмунд Йен в 1978 году. Три астронавта – Ульф Мербольд , Райнхард Фуррер и Эрнст Мессершмид – представляли Западную Германию во времена разделенной Германии . Мербольд совершил еще два космических полета после воссоединения Германии в 1990 году. Он единственный немец, побывавший в космосе трижды.
Томас Райтер и Александр Герст — единственные немцы, совершившие длительные космические полеты. Остальные пять астронавтов — Клаус-Дитрих Фладе , Ганс Шлегель , Ульрих Вальтер , Райнхольд Эвальд и Герхард Тиле .
Ракеты
[ редактировать ]V-2
[ редактировать ]
V2 ( нем . Vergeltungswaffe 2 , букв. «Оружие мести 2») с техническим названием Aggregat 4 (A4) был первым в мире дальнобойным оружием. [ 8 ] управляемая баллистическая ракета . Ракета, оснащенная жидкостным ракетным двигателем, была разработана во время Второй мировой войны в нацистской Германии как « оружие мести » и предназначалась для атак на союзные города в качестве возмездия за бомбардировки союзниками немецких городов . Ракета Фау-2 также стала первым искусственным объектом, отправившимся в космос, пересек линию Кармана (край космоса) при вертикальном запуске MW 18014 20 июня 1944 года. [ 9 ]
аспирантуру Вернера фон Брауна заметила Исследования военного использования ракет большой дальности начались, когда немецкая армия . Кульминацией серии прототипов стал A4, который пошел на войну как V2 . более 3000 V2 выпустил Начиная с сентября 1944 года, Вермахт против целей союзников, сначала Лондона , а затем Антверпена и Льежа . Согласно документальному фильму BBC 2011 года , [ 10 ] В результате атак Фау-2 погибло около 9 000 гражданских лиц и военнослужащих, а еще 12 000 рабочих и узников концентрационных лагерей погибли в результате их принудительного участия в производстве оружия . [ 11 ]
Ракеты летели на сверхзвуковой скорости , падали без звукового предупреждения, и их было невозможно остановить. не Эффективной защиты существовало. Команды союзных войск — США, Великобритании, Франции и Советского Союза — стремились захватить основные немецкие производственные мощности, закупить немецкие ракетные технологии и захватить стартовые площадки Фау-2. Фон Браун и более 100 основных сотрудников, занимающихся исследованиями и разработками Фау-2, сдались американцам, и многие из первоначальной команды Фау-2 передали свою работу в Редстоунский арсенал , куда они были переведены в рамках операции «Скрепка» . США также захватили достаточно оборудования Фау-2 для изготовления примерно 80 ракет. После войны Советы получили во владение производственные мощности Фау-2 , восстановили производство Фау-2 и перевезли его в Советский Союз.ТЕКСУС
[ редактировать ]TEXUS — это европейско-немецкая ракетная программа, обслуживающая программы по микрогравитации ЕКА и DLR . Запуски проводятся с авиабазы Esrange в Швеции.
Первый полет был выполнен 13 декабря 1977 года с использованием британской ракеты Skylark . Все полеты до TEXUS-41 в 2004 году проводились с использованием ракет Skylark. После вывода из эксплуатации Skylark в 2005 году запуски TEXUS перешли на бразильскую ракету VSB-30 .Жидкостный ускоритель обратного хода
[ редактировать ]
Liquid Fly-back Booster (LFBB) — это концепция проекта Немецкого аэрокосмического центра (DLR) по разработке жидкостного ракетного ускорителя, пригодного для повторного использования для Ariane 1 , чтобы значительно снизить высокую стоимость космической транспортировки и повысить экологичность . [ 12 ] lrb заменит существующие жидкостные ракетные ускорители , обеспечивая основную тягу во время обратного отсчета. После разделения два крылатых ускорителя войдут в атмосферу , автономно вернутся во Французскую Гвиану и приземлятся в аэропорту горизонтально, как самолет.
Кроме того, было предложено семейство производных ракет-носителей, чтобы воспользоваться преимуществами эффекта масштаба и еще больше снизить затраты на запуск. К таким производным относятся:
Немецкий аэрокосмический центр изучал жидкостные ускорители обратного хода в рамках будущей исследовательской программы по ракетам-носителям с 1999 по 2004 год. [ 13 ] После отмены проекта публикации в DLR продолжались до 2009 года. [ нужна ссылка ]Спейслайнер
[ редактировать ]
SpaceLiner — концепт суборбитального , гиперзвукового , крылатого пассажирского сверхзвукового транспорта , задуманный в Немецком аэрокосмическом центре (Немецкий аэрокосмический центр, или DLR) в 2005 году. [ 14 ] Во второй роли SpaceLiner задуман как многоразовая ракета-носитель (RLV), способная доставлять на орбиту тяжелые полезные нагрузки. [ 15 ]
SpaceLiner - это очень долгосрочный проект, и в настоящее время он не имеет финансирования для начала разработки системы по состоянию на 2017 год. Прогнозы в 2015 году заключались в том, что, если в конечном итоге будет обеспечено адекватное финансирование, концепция SpaceLiner может стать действующим космическим самолетом в 2040-х годах. [ 16 ] [ 15 ]РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
[ редактировать ]RETALT (RETro Propulsion Assisted Landing Technologies) — это проект, направленный на исследование ключевых технологий для с ретро-движением многоразовых стартовых систем , созданный в марте 2019 года на средства программы Европейского Союза Horizon 2020 . Целью проекта является «продвижение исследований и разработок ключевых технологий для европейских ракет-носителей вертикальной посадки». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Эталонными конфигурациями для разработки целевых технологий являются два типа ракет вертикального старта и посадки: двухступенчатая на орбиту и одноступенчатая на орбиту . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Партнерскими организациями являются DLR , CFS Engineering (Швейцария), Elecnor Deimos (Испания), MT Aerospace (Германия), Almatech (Швейцария) и Amorim Cork Composites (Португалия). [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]Миссии под управлением Германии
[ редактировать ]МВт 18014
[ редактировать ]Гелиос
[ редактировать ]
Гелиос-А и Гелиос-Б (после запуска переименованные в Гелиос-1 и Гелиос-2 ) — пара зондов , запущенных на гелиоцентрическую орбиту для изучения солнечных процессов. В качестве совместного предприятия Немецкого аэрокосмического центра (DLR) и НАСА зонды были запущены с базы ВВС на мысе Канаверал , Флорида , 10 декабря 1974 года и 15 января 1976 года соответственно.
Проект Гелиос установил рекорд максимальной скорости космического корабля - 252 792 км/ч (157 078 миль в час; 70 220 м/с). [ 32 ] Гелиос-Б совершил самый близкий к Солнцу облет из всех космических аппаратов того времени. Зонды больше не функционируют, но по состоянию на 2024 год остаются на эллиптических орбитах вокруг Солнца.СТС-61-А
[ редактировать ]STS-61-A (также известный как Spacelab D-1) был 22-м полетом программы НАСА « Спейс Шаттл» . Это была научная миссия Spacelab , финансируемая и направляемая Западной Германией – отсюда и обозначение D-1 (от Deutschland-1), не относящееся к НАСА. STS-61-A стал девятым и последним успешным полетом шаттла «Челленджер» перед катастрофой . STS-61-A является действующим рекордсменом по численности экипажа — восемь человек — на борту одного космического корабля за весь период от запуска до приземления.
Миссия вывела на орбиту модуль Spacelab НАСА/ Европейского космического агентства (ЕКА) с 76 научными экспериментами на борту и была признана успешной. [ 33 ] Операции с полезной нагрузкой контролировались из Немецкого центра космических операций в Оберпфаффенхофене , Западная Германия, а не из обычного центра управления НАСА. [ 34 ] Это был первый космический полет, в котором участвовало несколько членов экипажа из какой-либо одной страны, кроме Соединенных Штатов или Советского Союза .СТС-55
[ редактировать ]САМПЭКС
[ редактировать ]АБРИКСАС
[ редактировать ]Широкополосный рентгеновский обзор всего неба, или ABRIXAS , — космического базирования немецкий рентгеновский телескоп . Он был запущен 28 апреля 1999 года ракетой- носителем "Космос-3М" с космодрома Капустин Яр ( Россия ) на околоземную орбиту . Орбита имела периапсис 549,0 км (341,1 мили), апоапсис 598,0 км (371,6 мили), наклон 48,0 ° и эксцентриситет 0,00352, что давало ей период 96 минут. [ 37 ]
Батарея телескопа была случайно перезаряжена и разрушена через три дня после начала миссии. Когда попытки связаться со спутником (в то время как его солнечные панели освещались солнечным светом) не увенчались успехом, проект стоимостью 20 миллионов долларов был заброшен. [ 38 ] АБРИКСАС сошёл с орбиты 31 октября 2017 года.
Телескоп eROSITA был основан на конструкции обсерватории ABRIXAS. [ 39 ] eROSITA была запущена на борту космической обсерватории «Спектр-РГ» 13 июля 2019 года с космодрома Байконур для развертывания во второй точке Лагранжа (L2). [ 40 ]ДЛР-Тубсат
[ редактировать ]ТерраСАР-Х
[ редактировать ]Колумбус
[ редактировать ]
«Колумбус» — это научная лаборатория, которая является частью Международной космической станции (МКС) и является крупнейшим вкладом в МКС, внесенным Европейским космическим агентством (ЕКА).
Как и модули «Гармония» и «Спокойствие» , лаборатория «Колумбус» была построена в Турине , Италия, компанией Thales Alenia Space . Функциональное оборудование и программное обеспечение лаборатории разработано компанией EADS в Бремене , Германия . Он также был интегрирован в Бремене, а затем отправлен в Космический центр Кеннеди (KSC) во Флориде на самолете Airbus Beluga . Он был запущен на борту космического корабля "Атлантис" 7 февраля 2008 года рейсом STS-122 . Он рассчитан на десять лет эксплуатации. Модуль управляется Центром управления «Колумбус» , расположенным в Немецком центре космических операций , входящем в состав Немецкого аэрокосмического центра в Оберпфаффенхофене недалеко от Мюнхена , Германия.
Европейское космическое агентство потратило 1,4 миллиарда евро (около 2 миллиардов долларов США ) на строительство «Колумбуса» , включая проводимые им эксперименты и наземную инфраструктуру управления, необходимую для их эксплуатации. [ 47 ]Предлагаемые миссии
[ редактировать ]Баден-Вюртемберг 1
[ редактировать ]Баден-Вюртемберг 1 (BW1) — предполагаемый для лунной миссии космический корабль . [ 48 ] Миссию возглавил Штутгартский университет . [ 49 ] Базовая конструкция представляла собой кубический космический корабль со стороной 1 метр и массой около 200 кг (441 фунт). [ 50 ] Он может использовать импульсный плазменный двигатель с политетрафторэтиленом (ПТФЭ) в качестве топлива. [ 48 ] По состоянию на 2013 год [update] проведена работа по траекториям. [ 51 ]
Баден-Вюртемберг-1 был частью Штутгартской программы малых спутников, начатой в 2002 году и включавшей FLYING LAPTOP , PERSEUS, CERMIT и вышеупомянутый BW-1. [ 50 ]ЛЕО
[ редактировать ]LEO ( Lunarer Erkundungsorbiter ; английский : Lunar Exploration Orbiter) — название предлагаемой немецкой миссии на Луну , о которой объявил директор Немецкого аэрокосмического центра (DLR) Вальтер Дёллингер 2 марта 2007 года. Потому что необходимые деньги на 2009 год были были перенаправлены в другое место, начало проекта было отложено на неопределенный срок. [ 52 ]
Точные характеристики миссии были объявлены в начале 2008 года, а сметная стоимость прогнозировалась на уровне ок. 350 миллионов евро (~ 514 миллионов долларов США) в течение пяти лет. В миссии будет задействован лунный орбитальный аппарат , который DLR намеревалась построить и запустить в 2012 году для составления карты лунной поверхности. Это будет первая немецкая миссия на Луну и первая европейская миссия на Луну со времен SMART-1 .
Многочисленные ведущие немецкие планетологи, в том числе Герхард Нойкум , Ральф Яуманн и Тильман Спон, осудили бессрочную отсрочку и выступают за возобновление проекта LEO. [ 53 ]См. также
[ редактировать ]- Французская космическая программа
- Британская космическая программа - Официальные усилия по развитию космического потенциала
- Китайская космическая программа - Космическая программа Китайской Народной Республики.
- Советская космическая программа - программа исследования космоса, проводимая Советским Союзом с 1955 по 1991 год.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ракеты Фау-2 до сентября 1944 года все еще назывались А-4.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ходапп, Мартин (2013). «Ракетное развитие Германии во Второй мировой войне». ХОХОНУ . 11:39 .
- ^ Нойфельд, Майкл Дж (1995). Ракета и Рейх: Пенемюнде и наступление эры баллистических ракет . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 158 , 160–62, 190.
- ^ Jump up to: а б «ДЛР в цифрах» . dlr.de. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ «Эксплуатация космических аппаратов ЕКА – О нас и часто задаваемые вопросы» .
- ^ «Группа инженеров наземных систем ЕКА» .
- ^ «Там, где миссии оживают» .
- ^ Андреас Шёве (1999). Миссия «Спейс Шаттл» . Бехтермюнц Верлаг. п. 121. ИСБН 3-8289-5357-3 .
- ^ «Дальнобойность» в контексте того времени. См. Статью по истории НАСА. Архивировано 7 января 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Нойфельд, 1995, стр. 158 , 160–162, 190.
- ^ Рэмси 2016 , с. 89.
- ^ «Вначале был V2. С начала космических кораблей в Германии» . В: Утц Тимм (ред.): Почему ночью темно? Что мы на самом деле знаем о космосе . Космос, 2006, с. 158, ISBN 3-440-10719-1 .
- ^ «Солнечный парус и спутниковая катапульта» (на немецком языке). astronews.com. 4 апреля 2007 года . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Сиппель, Мартин; Манфлетти, Кьяра; Буркхардт, Хольгер (28 сентября 2005 г.). «Долгосрочный/стратегический сценарий для многоразовых ускорительных ступеней» . Акта Астронавтика . 58 (4). Эльзевир (опубликовано в 2006 г.): 209–221. Бибкод : 2006AcAau..58..209S . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.09.012 . ISSN 0094-5765 .
- ^ Сиппель, М; Клевански, Дж; Стилант, Дж. (октябрь 2005 г.), «Сравнительное исследование вариантов высокоскоростных межконтинентальных пассажирских перевозок: воздушно-реактивные и ракетные» (PDF) , Iac-05-D2.4.09
- ^ Jump up to: а б Сиппель, М; Тривайло, О; Бусслер, Л; Липп, С; Валлучи, К; Кальтенхойзер, С; Молина, Р. (сентябрь 2016 г.), «Эволюция космического лайнера к многоразовой пусковой установке TSTO» (PDF) , IAC-16-D2.4.03, 67-й Международный астронавтический конгресс, Гвадалахара, Мексика.
- ^ Сиппель, М; Шванекамп, Т; Тривайло, О; Копп, А; Бауэр, К; Гарберс, Н. (июль 2015 г.), «Технический прогресс и определение миссии SpaceLiner» (PDF) , AIAA 2015-3582, 20-я Международная конференция AIAA по космическим самолетам, гиперзвуковым системам и технологиям, Глазго. , doi : 10.2514/6.2015-3582 , ISBN 978-1-62410-320-9
- ^ «РЕТАЛТ» . РЕТАЛТ . 11 февраля 2018 года . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ Бергер, Эрик (26 июня 2019 г.). «Европа заявляет, что SpaceX «доминирует» в запуске, и обещает разработать ракету, подобную Falcon 9» . Арс Техника . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ «DLR хочет, чтобы многоразовые пусковые установки были более эффективными, чем Falcon 9» .
- ^ «РЕТАЛТ» . РЕТАЛТ . 11 февраля 2018 года . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ Эндрю Парсонсон (26 июня 2019 г.). «Европейский консорциум нагло объявляет о планах скопировать Falcon 9» . www.rocketrundown.com . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ «Европейские многоразовые пусковые системы для большей устойчивости космических полетов» . Космическая газета .
- ^ ДЛР. «RETALT проектирует европейские многоразовые пусковые системы для большей устойчивости космических полетов» . Портал ДЛР . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ «РЕТАЛТ» .
- ^ «Европейские проекты» . КФС Инжиниринг . 10 декабря 2018 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ «Almatech» является частью европейского проекта по разработке многоразовой посадочной ракеты (RETALT)» . Алматех . 24 июня 2019 г. Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ Португалия, Фуллсикс. «Корк интегрирован в программу многоразовых космических аппаратов» . Аморим Корк Композиты . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ депутат Милаццо; Л. Кестей; К. Дандас; Геологическая служба США (2017). «Задача 2050 года: комплексный анализ планетарных данных за более чем сто лет» (PDF) . Семинар «Планетологическая перспектива 2050» . 1989 год . Отдел планетарных наук НАСА: 8070. Бибкод : 2017LPICo1989.8070M . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Брайт, Майкл; Сарош, Хлоя (2019). Земля из космоса . Введение: Издательство Эбери. ISBN 9781473531604 . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Пенемюнде» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Уильямс, Мэтт (16 сентября 2016 г.). «Какова высота космоса?» . Вселенная сегодня . Архивировано из оригинала 2 июня 2017 года . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Уилкинсон, Джон (2012), « Новый взгляд на Солнце: Путеводитель по спутниковым изображениям и любительским наблюдениям» , Серия «Вселенная астрономов», Springer, стр. 37, Бибкод : 2012nesg.book.....W , ISBN 978-3-642-22838-4
- ^ «Миссия немецкого шаттла прошла успешно - Бесплатная онлайн-библиотека» . Thefreelibrary.com. 16 ноября 1985 года . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ «Миссия космического корабля «Челленджер» STS-61A» . Space.about.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Мейсон, генеральный директор; и др. (1998). SAMPEX: первый небольшой исследовательский спутник НАСА . Аэрокосмическая конференция IEEE. 21–28 марта 1998 г. Аспен, Колорадо. Том. 5. С. 389–412. Бибкод : 1998aero....5..389M . дои : 10.1109/AERO.1998.685848 .
- ^ «Дисплей: SAMPEX (Explorer 68) 1992-038A» . НАСА. 28 октября 2021 г. Проверено 27 ноября 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «НАСА – NSSD – Космический корабль – Детали траектории (ABRIXAS)» . НАСА . Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ Уэйд, Марк. «АБРИКСАС» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ «Документ с определением миссии Spectrum-RG/eRosita/Lobster» . Российский институт космических исследований . 30 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 г.
- ^ Зак, Анатолий (16 апреля 2016 г.). «Спектр-РГ» расширит горизонты рентгеновской астрономии» . Российская космическая паутина . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «ТУБСАТ» . eoportal.org . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ "DLR-Tubsat (ID COSPAR: 1999-029C)" . НАСА . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «ПСЛВ-С2» . Индийская организация космических исследований . Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «Опыт полетов с DLR-Tubsat» (PDF) . dlr.de. Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Стеклинг, М.; Реннер, У.; Рёзер, Х.-П. (1996). «DLR-TUBSAT, квалификация высокоточного ориентации на орбите». Акта Астронавтика . 39 (9–12): 951. Бибкод : 1996AcAau..39..951S . дои : 10.1016/S0094-5765(97)00081-7 .
- ^ «DLR-TUBSAT: микроспутник для интерактивного наблюдения Земли» . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Харвуд, Уильям (11 февраля 2008 г.). «Рука станции вытаскивает модуль Колумбуса из грузового отсека» . Spaceflightnow.com. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Германия – страна идей: Элринг-Клингер управляет спутником» . Элринг-Клингер. 20 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2014 г.
- ^ Бенароя, Хайм, изд. (2010). Лунные поселения . ЦРК Пресс. п. 476 . ISBN 9781420083330 .
- ^ Jump up to: а б Лауфер, Р.; Розер, Х.-П. (2006). ЛУННАЯ МИССИЯ BW1 — небольшой спутник для исследования Луны и демонстрации технологий . Европейский планетарный научный конгресс 2006. Берлин. п. 488. Бибкод : 2006epsc.conf..488L .
- ^ Шиммин, Роган (2013). Проектирование траектории лунной миссии с очень малой тягой (кандидатская диссертация). Университет Аделаиды, Школа машиностроения. hdl : 2440/80842 .
- ^ « Лео» не летает на луну (Лео не летает на луну)» . ежедневные новости.
- ^ Европланета: Заявление по поводу заявления федерального министра экономики и технологий об отсрочке лунной миссии Lunar Exploration Orbiter (LEO), предложенного Немецким аэрокосмическим центром (DLR). Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Рэмси, Сайед (2016). Инструменты войны: история оружия в наше время . Vij Books India Pvt Ltd. ISBN 978-93-86019-83-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]