Виллем Корнелис ван Мейден

Виллем Корнелис. ван Мейден (1573, в Мейдене — 1634, в Амстердаме ) был шкипером начала 17 века. Он известен в Нидерландах как Де Эрсте Вальвисвангер («Первый китобоец») (1613 г.). Ван Мейденбукта и Ван Миенфьорден на западном побережье Шпицбергена и Капп Муйен на западном побережье Ян-Майена В его честь названы .
Жизнь
[ редактировать ]Виллем ван Мюен начал свою карьеру корабельным плотником, но в 1607 году он переправился на борт судна с зерном, направлявшегося в Италию. В 1609 году он отплыл в Норвегию и Сен-Мало . В 1611 году он пробился в Средиземное море , где его корабль был захвачен пиратами. Он прибыл в Мидделбург в январе следующего года.
Компания в Амстердаме под руководством Ламберта ван Твинхейзена после первой китобойной экспедиции на Шпицберген в 1612 году отправила Ван Мейдена на «Нептуне» в то же место. Они наняли в качестве лоцмана сбежавшего банкрота Алана Саллоуза , человека, проведшего двадцать лет «В Северных морях» на службе Московской компании . [ 1 ]
13 мая (Н.С.) [ 2 ] экспедиция столкнулась с англичанами у Бьёрнёя . На следующий день англичане поговаривали о задержании Саллоуза, но в конце концов они решили его отпустить. 5 июня корабль подошел к северному входу в Форландсундет , где на следующий день Саллоуз сообщил англичанам о потере их купца Кина, который упал со скалы и сломал себе шею. В тот же день «Нептун» отплыл на юг. Они бросили якорь в небольшой бухте на северном берегу Беллсунда , позже названной гаванью Ван Мейден (современный Ван Мейденбукта). Не имея опыта баскских китобоев, они не добились больших успехов в ловле китов, и когда люди спросили Саллоуса, как ловить моржей , и заявили, что они готовы следовать его инструкциям, он ничего не ответил. Саллоуз оказался некомпетентным. Судя по всему, он никогда раньше не был на Шпицбергене, поскольку информация, которую он предоставил голландцам, была неверной; на самом деле он ничего не знал ни о стране, ни о ее фауне. Он еще больше разозлил мужчин, когда был пьян, ежедневно употребляя бренди.

« Нептун » вернулся в Амстердам 17 сентября. Очевидно, научившись на своей ошибке, голландцы завербовали двенадцать баскских китобоев из Сен-Жан-де-Люз на следующий год . Ван Твинхейзен оснастил два корабля: «Нептун» под командованием Ван Мейдена и капитан «Фортейн » Яна Якобса Вриера. [ 3 ] « Нептун» и «Фортейн» прибыли к берегам Шпицбергена 27 мая. 2 июня корабли прибыли в Принс-Карлс-Форланд . В середине июня они отплыли в Трюггамну , на северной стороне Исфьорда , но всего через три дня англичане приказали им уйти. После изгнания из Грён-фьорда и Ван-Мейденбукты Ван Мейден отплыл к Речерш-фьорду и поселился в небольшой бухте на его западном берегу, которую он назвал Шунхейвен. [ 4 ] (современный Джозеф Бэй ). [ 5 ] С 25 июня по 20 июля было поймано восемнадцать гренландских китов , тридцать моржей и два белых медведя . Они были обнаружены здесь англичанами 21 июля. Они конфисковали их товары и держали под стражей Вриера до 25 июля, а Ван Мейдена — до 28 июля. Несмотря на приказ уйти, Ван Мейден продолжал идти вдоль побережья до 9 августа, а затем отплыл домой.
После « Северной компании» Ван Мейден снова отплыл на Шпицберген в 1614 году. основания [ 6 ] и 1615. [ 7 ] В 1616 году он снова стал хозяином « Нептуна» , на этот раз во время китобойного плавания к недавно открытому острову Ян-Майен . Он был одним из первых, кто прибыл на остров в начале июня; он уехал в конце июля с полным грузом нефти. Судя по всему, он отплыл на север в 1618 году. [ 8 ] и в 1619 г. [ 9 ] и снова в 1621 году он снова отправился в Ян-Майен. [ 10 ] Десять лет он жил на Рапенбурге . После 1624 года он переехал в Кайзерсграхт и жил недалеко от складов « Гренландии ».
Сноски
[ редактировать ]- ^ Покупки (1625), с. 15.
- ^ Для простоты, когда обращаются к английским источникам, дата конвертируется в новый стиль (NS), поскольку англичане в то время все еще использовали старый стиль (OS).
- ^ Конвей (1904), с. 12. Мюллер, не указывая источник, утверждает, что хозяином «Фортейна» был Ян Якобс. Ботинки ван Медемблик.
- ^ Хессель Герритц. (1613). В: Конвей (1904), с. 31.
- ^ Археологические раскопки обнаружили остатки временной китобойной станции на северной морене ледника Ренар на северном берегу Джозефбукты. Красная черепица и керамика голландского происхождения, найденные на этом месте, позволяют предположить, что это могла быть станция Ван Мейдена. См. Hacquebord, Steenhuisen и Waterbolk (2003).
- ^ Мюллер (1874), с. 371.
- ^ Додт (1848), с. 126.
- ^ Кернкамп (1898), стр. 368-70.
- ^ Харт (1976), стр. 234.
- ^ Кернкамп (1898), стр. 364-65.
Ссылки
[ редактировать ]- Конвей, Уильям Мартин (1904). Ранние голландские и английские путешествия на Шпицберген в семнадцатом веке . Лондон.
- Дальгорд, Суне (1962). Датско-норвежский китобойный промысел 1615-1660: исследование позиции Дании и Норвегии в европейской торговой экспансии . GEC Гадс Форлаг.
- Покупки, Сэмюэл (1625). Хаклюйтус Постум, или Покупает свои паломничества: содержащие историю мира в морских путешествиях и путешествиях по Ланде англичан и других. Тома XIII и XIV . Дж. Маклехоз и сыновья.