Jump to content

Навья-Ньяя

(Перенаправлено с Навья Ньяя )

Навья -Ньяя ( санскрит : नव्य-न्याय), или Неологический даршан (взгляд, система или школа) индийской логики и индийской философии, был основан в 13 веке нашей эры философом Гангешей Упадхьяей из Митхилы и продолжен Рагхунатхой Сиромани из Митхилы. Навадвипа в Бенгалии . Это было развитие классической Ньяя даршана . Другое влияние на Навья-Ньяю оказали работы более ранних философов Вачаспати Мишры (900–980 гг. Н. Э.) и Удаяны (конец 10 века). Он оставался активным в Индии до 18 века.

Книга Гангеши «Таттвачинтамани» («Мысль-драгоценность реальности») была написана частично в ответ на « Шрихарши » Кханданакхандахадья , защиту адвайта-веданты , в которой содержался набор тщательной критики теорий мышления и языка ньяя. В своей книге Гангеша не только рассмотрел некоторые из этих критических замечаний, но и, что более важно, критически рассмотрел сам Ньяя даршан . Он считал, что, хотя Шрихарше не удалось успешно бросить вызов реалистической онтологии ньяи , его собственная критика и критика Гангеши выявили необходимость улучшить и усовершенствовать логические и лингвистические инструменты мысли ньяи, чтобы сделать их более строгими и точными.

Таттвачинтамани затронул все важные аспекты индийской философии, логики и особенно эпистемологии , которые Гангеша тщательно исследовал, развивая и улучшая схему ньяи и предлагая примеры. Результаты, особенно его анализ познания , были подхвачены и использованы другими даршанами .

Навья-Ньяя разработала сложный язык и концептуальную схему, которые позволили ей поднимать, анализировать и решать проблемы логики и эпистемологии. Он включает в себя присвоение имени каждому анализируемому объекту, определение отличительной характеристики названного объекта и проверку соответствия определяющей характеристики с помощью праман . [1] Он систематизировал все концепции ньяи по четырем основным категориям: (чувственное) восприятие ( пратьякша ), умозаключение ( анумана ), сравнение или сходство ( упамана ) и свидетельство (звук или слово; шабда ). Великие стойкие приверженцы, такие как Басудев Сарвабхаума, [2] Рагунатх Широмани , [3] Джагадиш Таркаланкар, [4] Гададхар Бхаттачарья [5] и Матхуранатха Таркавагиша внесли дальнейший вклад в развитие этой темы. Профессор Джон Ваттанки внес значительный вклад в современное понимание Навья-Ньяи. [6]

См. также

[ редактировать ]

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бимал Кришна Матилал , Доктрина отрицания Навья-Ньяя: семантика и онтология негативных утверждений в философии Навья-Ньяя (издательство Гарвардского университета, 1968) ISBN   0-674-60650-7
  • Дж. Н. Моханти , Классическая индийская философия (Rowman & Littlefield, 2000) ISBN   0-8476-8933-6
  • Сарвепалли Радхакришнан и др. [ред.], История восточной и западной философии: Том первый (Джордж Аллен и Анвин, 1952)
  • Ваттанки, Джон, судья Б. Вишванат, судья Б. Вишванат и Динакарабхат. Ньяя Философия языка: анализ, текст, перевод и интерпретация разделов Упамана и Шабда Карикавали, Муктавали и Динакари . (Дели: Публикации Шри Сатгуру, 1995 г.)
  • Ваттанки, Джон. Система индийской логики: теория вывода Ньяна . (Лондон: Рутледж, 2015 г.)
  • Ваттанки, Джон. Развитие теизма ньяя . (Нью-Дели: Межкультурные публикации, 1993 г.)
  • БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН. «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ. Журнал индийской философии 14, вып. 2 (1986): 109–93. [7]
  • БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН. «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ (Продолжение)». Журнал индийской философии 14, вып. 3 (1986): 217–302. [8]
  • Бхаттачарья, Сибаджибан. Некоторые особенности логики навья-ньяя. Философия Востока и Запада 24, вып. 3 (1974): 329–42. [9]
  • Бхаттачарья, Сибаджибан. Некоторые особенности технического языка навья-ньяя. Философия Востока и Запада 40, вып. 2 (1990): 129–49. [10]
  1. ^ Ганери, Джонардон (2023), «Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 23 января 2024 г.
  2. ^ Чакраборти, Сатьянараян. «Басудев Сарвабхаума» . Банглапедия .
  3. ^ Рэй, Канилал. «Рагунатх Широмани» . Банглапедия .
  4. ^ Рэй, Канилал. «Джагадиш Таркаланкар» . Банглапедия .
  5. ^ Банерджи, Суреш Чандра. «Бхаттачарья, Гададхар» . Банглапедия .
  6. ^ Ваттанки, Джон (1984). Философия Бога Гангеши: анализ, текст, пер. и интерпретация раздела Ишваравады «Таттвачинтамани» Гангеши с исследованием развития ньяя-теизма . Мадрас: Адьяр Либр. и исследовательский центр.
  7. ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1986 г.). «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ » . Журнал индийской философии . 14 (2): 109–193 (85 страниц). JSTOR   23444109 .
  8. ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1986 г.). «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ (Продолжение)» . Журнал индийской философии . 14 (3): 217–302 (86 страниц). дои : 10.1007/BF00161087 . JSTOR   23445458 .
  9. ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1974 г.). «Некоторые особенности логики Навья-Ньяя» . Философия Востока и Запада . 24 (3): 329–342 (14 страниц). дои : 10.2307/1398388 . JSTOR   1398388 .
  10. ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1990 г.). «Некоторые особенности технического языка навья-ньяя» . Философия Востока и Запада . 40 (2): 129–149 (21 страница). дои : 10.2307/1399225 . JSTOR   1399225 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97dfcb7d73f80e24c7f72a3b4d8b1738__1715012100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/38/97dfcb7d73f80e24c7f72a3b4d8b1738.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Navya-Nyāya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)