Навья-Ньяя
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2019 г. ) |
Навья -Ньяя ( санскрит : नव्य-न्याय), или Неологический даршан (взгляд, система или школа) индийской логики и индийской философии, был основан в 13 веке нашей эры философом Гангешей Упадхьяей из Митхилы и продолжен Рагхунатхой Сиромани из Митхилы. Навадвипа в Бенгалии . Это было развитие классической Ньяя даршана . Другое влияние на Навья-Ньяю оказали работы более ранних философов Вачаспати Мишры (900–980 гг. Н. Э.) и Удаяны (конец 10 века). Он оставался активным в Индии до 18 века.
Книга Гангеши «Таттвачинтамани» («Мысль-драгоценность реальности») была написана частично в ответ на « Шрихарши » Кханданакхандахадья , защиту адвайта-веданты , в которой содержался набор тщательной критики теорий мышления и языка ньяя. В своей книге Гангеша не только рассмотрел некоторые из этих критических замечаний, но и, что более важно, критически рассмотрел сам Ньяя даршан . Он считал, что, хотя Шрихарше не удалось успешно бросить вызов реалистической онтологии ньяи , его собственная критика и критика Гангеши выявили необходимость улучшить и усовершенствовать логические и лингвистические инструменты мысли ньяи, чтобы сделать их более строгими и точными.
Таттвачинтамани затронул все важные аспекты индийской философии, логики и особенно эпистемологии , которые Гангеша тщательно исследовал, развивая и улучшая схему ньяи и предлагая примеры. Результаты, особенно его анализ познания , были подхвачены и использованы другими даршанами .
Навья-Ньяя разработала сложный язык и концептуальную схему, которые позволили ей поднимать, анализировать и решать проблемы логики и эпистемологии. Он включает в себя присвоение имени каждому анализируемому объекту, определение отличительной характеристики названного объекта и проверку соответствия определяющей характеристики с помощью праман . [1] Он систематизировал все концепции ньяи по четырем основным категориям: (чувственное) восприятие ( пратьякша ), умозаключение ( анумана ), сравнение или сходство ( упамана ) и свидетельство (звук или слово; шабда ). Великие стойкие приверженцы, такие как Басудев Сарвабхаума, [2] Рагунатх Широмани , [3] Джагадиш Таркаланкар, [4] Гададхар Бхаттачарья [5] и Матхуранатха Таркавагиша внесли дальнейший вклад в развитие этой темы. Профессор Джон Ваттанки внес значительный вклад в современное понимание Навья-Ньяи. [6]
См. также
[ редактировать ]Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бимал Кришна Матилал , Доктрина отрицания Навья-Ньяя: семантика и онтология негативных утверждений в философии Навья-Ньяя (издательство Гарвардского университета, 1968) ISBN 0-674-60650-7
- Дж. Н. Моханти , Классическая индийская философия (Rowman & Littlefield, 2000) ISBN 0-8476-8933-6
- Сарвепалли Радхакришнан и др. [ред.], История восточной и западной философии: Том первый (Джордж Аллен и Анвин, 1952)
- Ваттанки, Джон, судья Б. Вишванат, судья Б. Вишванат и Динакарабхат. Ньяя Философия языка: анализ, текст, перевод и интерпретация разделов Упамана и Шабда Карикавали, Муктавали и Динакари . (Дели: Публикации Шри Сатгуру, 1995 г.)
- Ваттанки, Джон. Система индийской логики: теория вывода Ньяна . (Лондон: Рутледж, 2015 г.)
- Ваттанки, Джон. Развитие теизма ньяя . (Нью-Дели: Межкультурные публикации, 1993 г.)
- БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН. «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ. Журнал индийской философии 14, вып. 2 (1986): 109–93. [7]
- БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН. «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ (Продолжение)». Журнал индийской философии 14, вып. 3 (1986): 217–302. [8]
- Бхаттачарья, Сибаджибан. Некоторые особенности логики навья-ньяя. Философия Востока и Запада 24, вып. 3 (1974): 329–42. [9]
- Бхаттачарья, Сибаджибан. Некоторые особенности технического языка навья-ньяя. Философия Востока и Запада 40, вып. 2 (1990): 129–49. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганери, Джонардон (2023), «Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 23 января 2024 г.
- ^ Чакраборти, Сатьянараян. «Басудев Сарвабхаума» . Банглапедия .
- ^ Рэй, Канилал. «Рагунатх Широмани» . Банглапедия .
- ^ Рэй, Канилал. «Джагадиш Таркаланкар» . Банглапедия .
- ^ Банерджи, Суреш Чандра. «Бхаттачарья, Гададхар» . Банглапедия .
- ^ Ваттанки, Джон (1984). Философия Бога Гангеши: анализ, текст, пер. и интерпретация раздела Ишваравады «Таттвачинтамани» Гангеши с исследованием развития ньяя-теизма . Мадрас: Адьяр Либр. и исследовательский центр.
- ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1986 г.). «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ » . Журнал индийской философии . 14 (2): 109–193 (85 страниц). JSTOR 23444109 .
- ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1986 г.). «ВИШАЯТАВАДА» ГАДАДХАРА БХАТМАЧАРЬИ (Продолжение)» . Журнал индийской философии . 14 (3): 217–302 (86 страниц). дои : 10.1007/BF00161087 . JSTOR 23445458 .
- ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1974 г.). «Некоторые особенности логики Навья-Ньяя» . Философия Востока и Запада . 24 (3): 329–342 (14 страниц). дои : 10.2307/1398388 . JSTOR 1398388 .
- ^ БХАТТАЧАРИЯ, СИБАДЖИБАН (6 мая 1990 г.). «Некоторые особенности технического языка навья-ньяя» . Философия Востока и Запада . 40 (2): 129–149 (21 страница). дои : 10.2307/1399225 . JSTOR 1399225 .