Алхимия в средневековом исламском мире
Алхимия в средневековом исламском мире относится как к традиционной алхимии , так и к ранней практической химии (раннему химическому исследованию природы в целом), проводимому мусульманскими учеными в средневековом исламском мире . Слово алхимия произошло от арабского слова كيمياء или kīmiyaʾ. [ 1 ] [ 2 ] и, возможно, в конечном итоге происходит от древнеегипетского слова «кеми» , что означает «черный». [ 2 ]
После падения Западной Римской империи и исламского завоевания Римского Египта центр развития алхимии переместился в Халифат и исламскую цивилизацию .
Определение и связь со средневековыми западными науками
[ редактировать ]Рассматривая исламские науки как отдельную местную практику, важно дать определение таким словам, как «арабский», «исламский», «алхимия» и «химия». Чтобы лучше понять концепции, обсуждаемые в этой статье, важно прийти к пониманию того, что эти термины означают исторически. Это также может помочь прояснить любые заблуждения относительно возможных различий между алхимией и ранней химией в контексте средневековья. Как пишет А.И. Сабра в своей статье «Положение арабской науки: местоположение против сущности», «термин арабская (или исламская) наука обозначает научную деятельность людей, которые жили в регионе, который примерно простирался в хронологическом порядке с восьмого века нашей эры до начала современной эпохи и географически от Пиренейского полуострова и Северной Африки до долины Инда и от южной Аравии до Каспийского моря - то есть регион, покрытый на протяжении большей части этого периода тем, что мы называем исламской цивилизацией, и в котором результаты упомянутой деятельности были по большей части выражены на арабском языке». [ 3 ] Такое определение арабской науки дает ощущение, что существует множество отличительных факторов, которые можно отличить от науки Западного полушария в отношении физического местоположения, культуры и языка, хотя есть также некоторые сходства в целях, преследуемых учеными Средневековья, и в истоки мышления, из которых произошли оба.
Лоуренс Принсипи описывает взаимосвязь между алхимией и химией в своей статье, озаглавленной «Восстановленная алхимия», в которой он заявляет: «Поиски трансмутации металлов — то, что мы называем «алхимией», но точнее называть « Хрисопеей » — обычно рассматривались как в конце семнадцатого века как синоним химии или ее подраздел». [ 4 ] Поэтому он предполагает, что раннее написание химии как «химия» относится к единой науке, включающей как алхимию, так и раннюю химию. Принсипи продолжает утверждать, что «[вся] их химическая деятельность была объединена общим вниманием к анализу, синтезу, трансформации и производству материальных веществ». [ 4 ] Таким образом, до начала 18 века между этими двумя областями не было четкого контраста. [ 4 ] Хотя обсуждение Принсипи сосредоточено на западной практике алхимии и химии, этот аргумент поддерживается и в контексте исламской науки, а также при рассмотрении сходства методологии и аристотелевских идей, как отмечено в других разделах этой статьи. Это различие между алхимией и ранней химией заключается преимущественно в семантике, хотя, понимая прежнее использование этих слов, мы можем лучше понять историческое отсутствие четких коннотаций этих терминов, несмотря на их измененные коннотации в современном контексте.
Распространение этих наук по восточному и западному полушариям также важно понимать при различении наук обоих регионов. Начало культурного, религиозного и научного распространения информации между западным и восточным обществами началось с успешных завоеваний Александра Великого (334-323 гг. до н. э.). Создав территорию на Востоке, Александр Македонский обеспечил более тесную связь между двумя полушариями, которая сохранялась на протяжении всей истории. Тысячу лет спустя азиатские территории, завоеванные Александром Великим, такие как Ирак и Иран , стали центром религиозных движений с упором на христианство , манихейство и зороастризм , которые все используют священные тексты в качестве основы, поощряя тем самым грамотность, наука и распространение идей. [ 5 ] Аристотелевская логика вскоре была включена в учебную программу центра высшего образования в Нисибисе , расположенном к востоку от персидской границы, и использовалась для активизации философских дискуссий по теологии, имевших место в то время. [ 6 ] Коран Дэвид , священная книга ислама, стал важным источником «теологии, морали, права и космологии», в том, что К. Линдберг называет «центральным элементом исламского образования». После смерти Мухаммеда в 632 году ислам распространился по всему Аравийскому полуострову, частям Византии, Персии, Сирии, Египта и Палестины посредством военного завоевания, укрепив этот регион как преимущественно мусульманский. [ 7 ] Хотя расширение исламской империи было важным фактором в уменьшении политических барьеров между такими территориями, все еще существовал широкий спектр религий, верований и философий, которые могли свободно распространяться и распространяться по регионам. Это развитие позволило внести вклад от имени Востока в западную концепцию таких наук, как алхимия.
Хотя эта передача информации и практик позволила дальнейшее развитие этой области, и хотя обе они были вдохновлены аристотелевской логикой и эллинской философией , а также мистическими аспектами [ 8 ] Также важно отметить, что культурные и религиозные границы сохранились. Мистические и религиозные элементы, обсуждавшиеся ранее в статье, отличали исламскую алхимию от ее западного аналога, учитывая, что на Западе были преимущественно христианские идеалы, на которых основывались их убеждения и результаты, в то время как исламская традиция сильно отличалась. Хотя мотивы в некоторых отношениях различались, как и расчеты, практика и развитие алхимии и химии были схожими, учитывая современный характер этих областей и способность, с которой ученые могли передавать свои убеждения.
Вклад исламских алхимиков в мистическую алхимию
[ редактировать ]Мария-Луиза фон Франц описывает во введении к «Книге объяснения символов — Китаб Халл ар-Румуз» Ибн Умаила вклад исламской алхимии следующим образом: В VII-VIII веках исламские учёные в основном интересовались перевод древних герметическо - гностических текстов без их изменения. Постепенно они начали «сопоставлять» свое содержание с исламской религией» и начали «думать независимо и экспериментировать в сфере алхимии». Таким образом, они добавили «акцент на монотеистическом мировоззрении» (таухид) и все больше и больше создавали краткий обзор разнообразных античных традиций. Объединив таким образом их смысл, исламские ученые пришли к идее, что секретом и целью алхимии является достижение « одного внутреннего психического опыта, а именно образа Бога», и что камень, вода, первоматерия и т. д. представляют собой «все аспекты внутренней тайны, посредством которой алхимик соединяется с трансцендентным Богом». Во-вторых, они добавили «тон страстного чувства», используя гораздо больше поэтического языка, чем это делали античные герметисты, а также «больше акцентировали мотив coniunctio», то есть образы союза мужского и женского начала, солнца и луны, царя и королева и т. д. [ 9 ] «Мистические мастера ислама понимали алхимию как процесс преобразования психики алхимика. Огнем, который способствовал этому преобразованию, была любовь к Богу». [ 10 ]
Алхимики и работы
[ редактировать ]Халид ибн Язид
[ редактировать ]По словам библиографа Ибн ан-Надима , первым мусульманским алхимиком был Халид ибн Язид , который, как говорят, изучал алхимию у христианина Мариана Александрийского . Историчность этой истории неясна; по мнению М. Ульмана, это легенда. [ 11 ] [ 12 ] По данным Ибн ан-Надима и Хаджи Халифы , он является автором алхимических трудов «Китаб аль-харазат» ( «Книга жемчуга» ), «Китаб аль-Сахифа аль-кабир» ( «Большая книга свитка »), «Китаб аль-Сахифа аль-кабир». -сагир ( «Маленькая книга свитка» ), «Китаб Васиятихи ила бнихи фи-ш-сана» ( «Книга его завещания своему сыну о ремесле ») и «Фирдавс аль-хикма» ( «Рай мудрости» ), но опять же, эти произведения могут быть псевдоэпиграфическими . [ 13 ] [ 12 ] [ 11 ]
Джабир ибн Хайян
[ редактировать ]Джабир ибн Хайян (арабский/персидский: Джабир ибн Хайян , умер ок. 806–816), [ 14 ] это предполагаемый [ 15 ] автор огромного количества разнообразных работ на арабском языке, часто называемых Джабирийским корпусом. Работы Джабира, широко известного как отец химии, содержат старейшую из известных систематических классификаций химических веществ и старейшие известные инструкции по получению неорганических соединений ( аммиака или хлорида аммония ) из органических веществ (таких как растения, кровь и волосы). химическим путем. [ 16 ] Некоторые арабские произведения Джабира (например, «Книга милосердия» и «Книга семидесяти») были позже переведены на латынь под латинизированным названием «Гебер». [ 17 ] В Европе 13-го века анонимный писатель, которого обычно называют псевдо-Гебером , начал писать под этим именем алхимические и металлургические сочинения. [ 18 ]
Абу Бакр ар-Рази
[ редактировать ]Абу Бакр ибн Закария ар-Рази (лат. Разес), родившийся около 865 года в Райе , был в основном известен как персидский врач. Он написал ряд алхимических работ, в том числе « Сирр аль-асрар» (лат. Secretum secretorum; англ. «Секрет тайн» ). [ 19 ] [ 20 ]
Ибн Умайл
[ редактировать ]Мухаммад ибн Умайл ат-Тамими был египетским алхимиком символически-мистического направления X века. Одна из его сохранившихся работ — «Китаб аль-ма' аль-вараки ва-л-ард ан-наджмийя» ( «Книга о серебристой воде и звездной земле »). Эта работа представляет собой комментарий к его стихотворению « Рисалат аш-шамс ила аль-хилал» ( «Послание Солнца к серпу луны ») и содержит многочисленные цитаты древних авторов. [ 21 ] Ибн Умайл оказал важное влияние на средневековую западную (латинскую) алхимию . [ 22 ] где его работы встречаются под разными именами, в основном как Senior или Zadith. [ 23 ] Его «Серебряная вода», например, была переиздана как «Химические таблицы старшего Задита» в сборнике алхимических текстов: Theatrum Chemicum и прокомментирована Псевдо Аквинским в «Aurora Consurgens» . Они оба также приводят его (модифицированное) изображение мудреца, держащего химический стол (см. изображение выше). [ 24 ]
Аль-Туграй
[ редактировать ]Аль-Туграй XI–XII веков был персидским врачом . [ 25 ] чья работа « Масабих аль-хикма ва-мафатих ар-рахма» («Фонари мудрости и ключи милосердия») является одной из самых ранних работ в области материальных наук.
Аль-Джилдаки
[ редактировать ]Аль-Джилдаки был египетским алхимиком, который в своей книге убеждал в необходимости экспериментальной химии и упоминал множество экспериментов «Канз аль-ихтисас фи ма'рифат аль-хавас», проведенных Абу 'л-Касимом Айдамиром аль-Джилдаки .
Алхимическая и химическая теория
[ редактировать ]Горячий | Холодный | |
Сухой | Огонь | Земля |
влажный | Воздух | Вода |
Джабир проанализировал каждый аристотелевский элемент с точки зрения : четырех основных качеств Аристотеля жары , холода , сухости и влажности . Например, огонь – это горячее и сухое вещество, как показано в таблице. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] По мнению Джабира, в каждом металле два из этих качеств были внутренними, а два — внешними. Например, свинец был снаружи холодным и сухим, но внутри горячим и влажным; золото же было снаружи горячим и влажным, но внутри холодным и сухим. Он считал, что металлы образовались на Земле путем сплавления серы (придающей тепло и сухость) с ртутью (придающей холод и влажность). Эти элементы, ртуть и серу, следует мыслить не как обычные элементы, а как идеальные, гипотетические вещества. Какой металл образуется, зависит от чистоты ртути и серы и пропорции, в которой они соединяются. [ 26 ] Более поздний алхимик ар-Рази (ок. 865–925) последовал теории ртути и серы Джабира, но добавил третий, соленый компонент. [ 29 ]
Таким образом, предположил Джабир, изменяя свойства одного металла, можно получить другой металл. Благодаря этому рассуждению поиск философского камня был введен в западную алхимию. [ 30 ] [ 31 ] Джабир разработал сложную нумерологию , согласно которой корневые буквы названия вещества на арабском языке при различных преобразованиях соответствовали физическим свойствам элемента. [ 26 ]
Процессы и оборудование
[ редактировать ]Ар-Рази упоминает следующие химические процессы: дистилляцию , прокаливание , растворение , испарение , кристаллизацию , сублимацию , фильтрацию , амальгамацию и церацию (процесс придания твердым веществам пастообразных или плавких веществ). [ 32 ] Известно также, что некоторые из этих операций (прокаливание, растворение, фильтрация, кристаллизация, сублимация и дистилляция) практиковались доисламскими александрийскими алхимиками. [ 33 ]
В « Тайных тайнах» Ар-Рази упоминает следующее оборудование: [ 34 ]
- Инструменты для плавления веществ ( ли-тадхвиб ): очаг ( кур ), мехи ( минфах или зикк ), тигель ( бавтака ), бут бар бут (по-арабски, с персидского) или botus barbatus (по латыни), ковш ( миграфа или милака ), щипцы ( масик или калбатан ), ножницы ( микта ), молоток ( мукассир ), напильник ( мибрад ).
- Инструменты для приготовления лекарств ( ли-тадбир аль-акакир ): тыквенный куб и куб с эвакуационной трубкой ( кар' или анбик дху хатм ), приемный матрац ( кабила ), слепой куб (без эвакуационной трубки) ( аль-анбик аль-ама ) , алудель ( ал-утхал ), кубки ( кадах ), фляги ( карура , множественное число куварир ), фляги с розовой водой ( ма'вардийя ), котел ( марджал или танджир ), глиняные горшки, лакированные изнутри с крышками ( кудур и макаббат); ), водяная или песочная баня ( кидр ), печь ( ал-таннур по-арабски, атанор по-латыни), небольшая цилиндрическая печь для нагревания алуделя ( муставкид ), воронки , сита , фильтры и т. д.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «алхимия», запись в Оксфордском словаре английского языка , JA Simpson и ESC Weiner, vol. 1, 2-е изд., 1989 г., ISBN 0-19-861213-3 .
- ^ Jump up to: а б Анавати 1996 , с. 854.
- ^ Сабра 1996 , стр. 655.
- ^ Jump up to: а б с Принсипи 2011 , с. 306.
- ^ Линдберг 2007 , с. 163.
- ^ Линдберг 2007 , с. 164.
- ^ Линдберг 2007 , с. 166.
- ^ Франц 2006 , с. 26.
- ^ фон Франц 2006 , стр. 26–27.
- ^ Франц 2006 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Холмьярд, Эрик Джон (1990). Алхимия (Полная и неизмененная переиздание работы 1. Опубликовано издательством Penguin Books). Нью-Йорк: Dover Publ. стр. 63–66. ISBN 0-486-26298-7 .
- ^ Jump up to: а б М. Ульманн, «Халид б. Язид б. Муавия, абу хасхим.», в Энциклопедии ислама , второе издание, под редакцией П. Бирмана, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс, Brill, 2011. Brill Online. По состоянию на 20 января 2011 г. < http://www.brillonline.nl/subscriber/entry?entry=islam_SIM-4151. [ постоянная мертвая ссылка ] >
- ^ Анавати 1996 , с. 864.
- ^ Дельва, Тийс 2017. «Аббасидский активист Хайян аль-Аттар как отец Джабира бен Хайяна: новый взгляд на влиятельную гипотезу» в: Journal of Abbasid Studies , 4 (1), стр. стр. 35–61. 36−37, примечание
- ^ Плесснер, Мартин 1981. «Джабир Ибн Хайян» в: Гиллиспи, Чарльз К. (ред.). Словарь научной биографии . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнерса, том. 7, стр. 39–43; Форстер, Регула, 2018. «Джабир Б. Хайян» в: Энциклопедия ислама, Три .
- ^ Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 . стр. 338–340; Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-3-487-09115-0 . OCLC 468740510 . том. II, стр. 41–42.
- ^ Дармштедтер, Эрнст. «Liber Misericordiae Geber: Eine lateinische Übersetzung des gröβeren Kitâb l-raḥma», Archiv für Geschichte der Medizin , 17/4, 1925, стр. 181–197; Бертло, Марселлен. «Archéologie et Histoire des Sciences», Mémoires de l'Académie des Sciences de l'Institut de France , 49, 1906, стр. 308–363; см. также Форстер, Регула. «Джабир б. Хайян» , Энциклопедия ислама, Три .
- ^ Ньюман, Уильям Р. «Новый взгляд на личность Гебера», Sudhoffs Archiv , 1985, 69, стр. 76–90; Ньюман, Уильям Р. Сумма совершенства Псевдо-Гебера: критическое издание, перевод и исследование , Лейден: Брилл, 1991, стр. 57–103. Ахмад Й. Аль-Хасан утверждал, что произведения псевдо-Гебера на самом деле были переведены на латынь с арабского языка (см. Аль-Хассан, Ахмад Й. «Арабское происхождение латинских произведений Суммы и Гебера: опровержение Бертло , Руска и Ньюман на основе арабских источников», в: Ахмад Й. Аль-Хасан. Исследования аль-Кимья: критические проблемы латинской и арабской алхимии и химии . Хильдесхайм: Георг Олмс Верлаг, 2009, стр. 53–104. ; также доступно в Интернете ).
- ^ Анавати 1996 , стр. 867–879.
- ^ стр. 86-92, Холмьярд, 1990.
- ^ Анавати 1996 , стр. 870–872.
- ^ Франц 2006 , с. 55.
- ^ Юлиус Руска, «Старший Задит = Ибн Умаил». Литературная газета востоковеда 31, 1928, стр. 665-666.
- ^ Теодор Абт: «Передача видения Ибн Умаила на Запад» в: Книга объяснения символов - Китаб Холл ар-Румуз Мухаммада ибн Умаила. Психологический комментарий Теодора Абта. Corpus Alchemicum Arabicum (CALA) IB, Публикации «Живое человеческое наследие», Цюрих, 2009 г., стр. 59-64.
- ^ Эль Хадем, HS (1995). «Утраченный текст Зосимы, воспроизведенный в старой книге по алхимии» . Журнал химического образования . 72 (9): 774. Бибкод : 1995JChEd..72..774E . дои : 10.1021/ed072p774 .
- ^ Jump up to: а б с д стр. 74–82, Холмьярд, 1990.
- ^ Холмиард 1990, стр. 21-22.
- ^ Аристотель, О порождении и коррупции , II.3, 330a-330b.
- ^ Холмьярд 1990, с. 88.
- ^ Рагай, Жеан (1992). «Философский камень: алхимия и химия». Журнал сравнительной поэтики . 12 (Метафора и аллегория в средние века): 58–77. дои : 10.2307/521636 . JSTOR 521636 .
- ^ Холмьярд, Э.Дж. (1924). «Маслама аль-Маджрити и Рутбатул-Хаким». Исида . 6 (3): 293–305. дои : 10.1086/358238 . S2CID 144175388 .
- ^ с. 89, Холмиард, 1990.
- ^ с. 23, Краткая история химии , Джеймс Риддик Партингтон, 3-е изд., Courier Dover Publications, 1989, ISBN 0-486-65977-1 .
- ^ Анавати 1996 , с. 868.
Использованные источники
[ редактировать ]- Анавати, Жорж К. (1996). «Арабская алхимия». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 3. Лондон: Рутледж. стр. 853–885. ISBN 9780415020633 .
- Линдберг, Дэвид К. (2007). «Исламская наука». Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, предыстория до 1450 года нашей эры . Чикаго: Университет Чикаго. стр. 163–92. ISBN 978-0-226-48205-7 .
- Принсипи, Лоуренс М. (2011). «Алхимия восстановлена». Исида . 102 (2): 305–12. дои : 10.1086/660139 . ПМИД 21874690 . S2CID 23581980 .
- Сабра, А.И. (1996). «Расположение арабской науки: локальность против сущности». Исида . 87 (4): 654–70. Бибкод : 1996Isis...87..654S . дои : 10.1086/357651 . JSTOR 235197 . S2CID 144596511 .
- фон Франц, Мария-Луиза (2006). "Введение" В Теодоре Абте (ред.). Книга Объяснения символов. Книга всех Румузов Мухаммада ибн Умаила. Психологический комментарий Марии-Луизы фон Франц Corpus Alchemicum Arabium (CALA) IA. Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 100-1 15–58. ISBN 978-3952260838 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анавати, Жорж К. (1996). «Арабская алхимия». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 3. Лондон: Рутледж. стр. 853–885. ISBN 9780415020633 .
- Артун, Тунец (2013). Сердца из золота и серебра: производство алхимических знаний в османском мире раннего Нового времени (докторская диссертация). Принстонский университет.
- Бернетт, Чарльз; Муро, Себастьен, ред. (2023). Культурная история химии в средние века . Культурная история химии. Том. 2. Лондон: Bloomsbury Academic. дои : 10.5040/9781474203777 .
- Форстер, Регула (2023). «Алхимия и химические ремесла». В Брентжесе, Соня (ред.). Справочник Рутледжа по наукам в исламских обществах: практики со 2/8 по 13/19 века . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 154–165. дои : 10.4324/9781315170718-14 .
- Муро, Себастьен (2023). «Алхимическое оборудование». В Брентжесе, Соня (ред.). Справочник Рутледжа по наукам в исламских обществах: практики со 2/8 по 13/19 века . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 512–522. дои : 10.4324/9781315170718-46 .