Реформа здравоохранения в Китае
Реформа здравоохранения в Китае относится к предыдущему и продолжающемуся переходу системы здравоохранения в современном Китае . Правительство Китая, в частности Национальная комиссия по здравоохранению и планированию семьи (ранее Министерство здравоохранения ), играет ведущую роль в этих реформах. Реформы направлены на создание государственных систем медицинского страхования и улучшение государственных поставщиков медицинских услуг, которые являются основным компонентом системы здравоохранения Китая. В городских и сельских районах три государственные системы медицинского страхования — базовое медицинское страхование городских жителей, базовое медицинское страхование городских сотрудников и новая программа медицинского страхования сельских кооперативов — охватывают почти всех. Различные государственные учреждения здравоохранения, в том числе окружные или городские больницы, общественные медицинские центры и поселковые медицинские центры, были основаны для удовлетворения разнообразных потребностей. Текущие и будущие реформы изложены в документе « Здоровый Китай 2030».
Общие рекомендации
[ редактировать ]Здоровый Китай 2020
[ редактировать ]В октябре 2009 года Чэнь Чжу, глава Министерства здравоохранения, объявил о реализации «Здорового Китая 2020» — программы, призванной обеспечить всеобщий доступ к здравоохранению и лечению для всего Китая к 2020 году, в основном за счет пересмотренной политики в области питания , сельского хозяйства , продовольствия и здравоохранения. социальный маркетинг. [ 1 ] Большая часть программы сосредоточена на профилактике хронических заболеваний и пропаганде лучшего образа жизни и привычек питания. В первую очередь он направлен на повышение осведомленности общественности об ожирении , отсутствии физической активности и неправильном питании. Программа «Здоровый Китай 2020» уделяет особое внимание городским густонаселенным районам, которые находятся под сильным влиянием глобализации и современности. [ 1 ] Кроме того, большая часть программы осуществляется средствами массовой информации, локализована и концентрируется на изменениях через сообщество, а не на местных законах. Многие из целей «Здорового Китая 2020» сосредоточены на более городских районах, находящихся под влиянием Запада. Диета вызывает проблемы ожирения, а приток современного транспорта отрицательно влияет на городскую среду и, следовательно, на здоровье.
В 2011 году была реализована Программа развития детей Китая с целью снижения детской смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет до 10 и 13 на 1000 живорождений соответственно. Через пять лет их значения были снижены до 5 и 5,7 на 1000 новорожденных, но без учета смертности из-за прекращения лечения тяжелобольных детей, в отношении которых в Китае не существовало соответствующих законодательных положений. [ 2 ]
Здоровый Китай 2030
[ редактировать ]В октябре 2016 года, после Коммунистической партии тематического выступления генерального секретаря Си Цзиньпина и премьер-министра Ли Кэцяна на Китайской национальной конференции по здравоохранению и благополучию в Пекине, [ 3 ] Национальная комиссия Китая по здравоохранению и планированию семьи опубликовала План планирования «Здоровый Китай до 2030 года» . [ 4 ] самая последняя всеобъемлющая концепция целей и планов реформы здравоохранения.
Стратегической темой « Здорового Китая 2030» является «совместное строительство, совместное использование и здоровье для всех». [ 5 ] Проект направлен на достижение этих ключевых целей к 2030 году: постоянное улучшение состояния здоровья людей, увеличение продолжительности жизни до 79 лет, эффективный контроль основных факторов, угрожающих здоровью, существенное улучшение медицинского обслуживания, заметное расширение индустрии здравоохранения, создание инклюзивной системы здравоохранения. совершенствование систем регулирования. Конкретные действия включают: улучшение санитарного просвещения в школах, пропаганду здорового образа жизни, поощрение физических упражнений, расширение всеобщего доступа к здравоохранению, улучшение качества услуг поставщиков медицинских услуг, особое внимание к пожилым людям, женщинам, детям и инвалидам, реформы в сфере медицинского страхования, фармацевтических препаратов и медицинских инструментов. системы и т. д. [ 6 ] [ 7 ]
Реформы медицинского страхования
[ редактировать ]Сельская кооперативная медицинская программа (1950–1980-е годы)
[ редактировать ]После 1949 года Коммунистическая партия Китая (КПК) взяла под свой контроль Китай, а Министерство здравоохранения эффективно контролировало систему и политику здравоохранения Китая . [ 8 ] При китайском правительстве доступ к медицинскому обслуживанию в значительной степени определялся чиновниками страны, а не местными властями. В сельских районах наибольшая потребность в реформе здравоохранения возникла, и была создана Сельская кооперативная медицинская схема (RCMS) как трехуровневая система доступа к сельской медицинской помощи. RCMS функционировал по плану предоплаты, который состоял из индивидуальных взносов в доход, деревенского фонда коллективного благосостояния и субсидий от вышестоящего правительства. [ 9 ]
Первый уровень состоял из босоногих врачей , обученных элементарной гигиене и традиционной китайской медицине . [ 10 ] Система босоногих врачей была самой простой формой доступа к медицинской помощи, особенно в сельской местности. Городские медицинские центры были вторым уровнем RCMS, состоящим из небольших амбулаторных клиник , в которых в основном нанимались медицинские работники, субсидируемые китайским правительством. Вместе с босоногими врачами для лечения наиболее распространенных заболеваний использовались городские поликлиники. Третий уровень CMS, окружные больницы, предназначался для наиболее тяжело больных пациентов. Они в основном финансировались правительством, но также сотрудничали с местными системами в плане ресурсов (оборудования, врачей и т. д.). [ 9 ] общественного здравоохранения по улучшению экологических и гигиенических условий, особенно в городских районах. Также проводились кампании [ 10 ]
RCMS значительно увеличил продолжительность жизни и одновременно снизил распространенность некоторых заболеваний. Например, продолжительность жизни увеличилась почти вдвое (с 35 до 69 лет), а детская смертность сократилась с 250 смертей до 40 смертей на каждую 1000 живорождений. Кроме того, уровень заболеваемости малярией снизился с 5,55% всего населения Китая до 0,3% населения. Улучшение здоровья произошло благодаря усилиям как центрального, так и местного правительства, а также общества по улучшению здоровья. Кампании были направлены на предотвращение заболеваний и прекращение распространения возбудителей болезней, таких как комары, вызывающие малярию . Особое внимание было уделено попыткам повысить осведомленность общественности в вопросах здравоохранения.
Благодаря поддержке Мао Цзэдуна , RCMS пережил свое самое быстрое расширение во время Культурной революции , достигнув пика, охватив 85% общей численности населения в 1976 году. Однако в результате реформы сельскохозяйственного сектора и конца Народной коммуны в 1980-х годах, РКМС потерял свою экономическую и организационную основу. Таким образом, RCMS рухнул, имея в 1984 году охват всего 9,6%. [ 11 ] [ 12 ]
Реформы поставщиков медицинских услуг
[ редактировать ]Изменения в больницах (2010 – настоящее время)
[ редактировать ]В Китае государственные больницы считаются важнейшими медицинскими учреждениями, оказывающими как амбулаторную, так и стационарную помощь. Они также несут основные обязанности по обучению, обучению и исследованиям. Большинство больниц расположены в городах.
Однако ряд проблем создает трудности для доступного и недорогого больничного здравоохранения. Во-первых, цены на лекарства установлены необоснованно высокими, чтобы компенсировать низкую стоимость услуг. Врачи также недовольны своими доходами. [ 13 ] Во-вторых, большая напряженность в отношениях между пациентом и врачом иногда становится причиной конфликтов или даже насилия в отношении врачей ( иньао ). [ 14 ] Кроме того, пациенты не распределяются по степени тяжести между больницами и нижестоящими ЛПУ, что приводит к перерасходу медицинских ресурсов высокого уровня в больницах. [ 15 ]
Цель больничной реформы – сохранить социальный характер государственных больниц и побудить их выполнять функции общественного обслуживания, тем самым предоставляя населению доступные и недорогие медицинские услуги. [ 16 ] Реформы начались в качестве пилотного проекта в 2010 году в 16 городах. [ 17 ] В 2015 году вышла новая версия руководящих принципов, в которой особое внимание уделяется больницам уездного уровня. [ 18 ] В 2017 году реформы государственных больниц расширились, сосредоточившись на устранении разницы в ценах на лекарства между больничными аптеками и оптовыми продажами. [ 19 ]
Различные исследования показали неоднозначные результаты по эффективности результатов. [ 20 ] Исследование конкретных случаев показало, что реформы систем вознаграждения увеличили количество и качество услуг, но привели к резкому падению эффективности управления. [ 21 ] Региональные данные показали, что общие личные расходы фактически увеличились, несмотря на сокращение количества стационарных лекарств. [ 22 ] Удовлетворенность работой медицинских работников возросла, несмотря на то, что они подвергались повышенному давлению и сверхурочной работе. [ 23 ]
Изменения в других поставщиках медицинских услуг
[ редактировать ]Помимо государственных больниц, свою уникальную роль в предоставлении медицинских услуг играют многочисленные низовые государственные медицинские учреждения и частные поставщики медицинских услуг. Реформы низовых учреждений сосредоточены на их сотрудничестве и распределении ответственности между больницами, мотивации и вознаграждении низового медицинского персонала. [ 24 ] Частным лицам рекомендуется предоставлять медицинские услуги и сотрудничать с государственным сектором. [ 25 ]
Фармацевтические реформы
[ редактировать ]Список основных лекарств (2009 – настоящее время)
[ редактировать ]В 2009 году Государственный совет запустил Систему основных лекарств (EDS) и опубликовал первую версию Списка основных лекарств (EDL), который включает 307 видов лекарств. Все низовые медицинские учреждения обязаны готовить, использовать и продавать почти исключительно перечисленные лекарства. Цены на лекарства согласовываются региональным правительством и производителями лекарств, в то время как они продаются с нулевой прибылью на низовом уровне. Ставка возмещения расходов на оказание неотложной помощи установлена значительно выше. EDL может быть изменен в зависимости от потребностей и разработки лекарств. [ 26 ] [ 27 ]
Однако в 2015 году Государственный совет изменил свои правила, чтобы удержать местные органы власти от расширения EDL. Анализ показал, что способность местных органов власти добавлять новые лекарства в свои EDL склонна к погоне за рентой и протекционизму в отношении местной медицинской промышленности. Кроме того, новое руководство сняло ограничение на использование лекарств, не включенных в список, поскольку это правило привело к нехватке лекарств в низовых учреждениях. [ 28 ]
Мнения по поводу ЭЦП разнятся. Опрос Mckinsey, проведенный в 2013 году, показал, что более двух третей топ-менеджеров транснациональных фармацевтических компаний ожидали, что EDS окажет негативное влияние на их бизнес. [ 29 ] Исследования показали изменения в процессе выбора лекарств. [ 30 ]
Сотрудничество с внешними
[ редактировать ]Проект Всемирного банка «Здравоохранение VIII»
[ редактировать ]Примером модели реформы, основанной на подходе международного партнерства, является Проект базовых услуг здравоохранения. Этот проект стал восьмым проектом Всемирного банка в Китае и был реализован в период с 1998 по 2007 год правительством Китая в 97 бедных сельских округах, в которых проживает 45 миллионов человек. [ 31 ] Проект был направлен на то, чтобы побудить местных чиновников опробовать инновационные стратегии по укреплению их служб здравоохранения, чтобы улучшить доступ к компетентной помощи и уменьшить воздействие серьезных заболеваний. Вместо того, чтобы сосредоточиться на искоренении конкретной болезни, как это делалось в предыдущих проектах Всемирного банка, Проект «Услуги здравоохранения» представлял собой общую попытку реформировать здравоохранение. [ 32 ] Под удар были направлены как предложение (медицинские учреждения, фармацевтические компании, специалисты), так и спрос (пациенты, сельские жители). [ 32 ] В частности, проект помог исполнителям округов воплотить национальную политику здравоохранения в стратегии и действия, значимые на местном уровне. Проект дал неоднозначные результаты. Несмотря на увеличение субсидий со стороны государства, что позволило сократить личные расходы жителей, статистически значимого улучшения показателей здоровья (снижение заболеваемости и т. д.) не произошло. [ 32 ]
Последствия для политики
[ редактировать ]Поскольку Китай проводит крупную реформу системы здравоохранения на фоне быстрых экономических и институциональных изменений, Международный исследовательский институт Института исследований развития обрисовывает политические последствия, основанные на совместных исследованиях китайского подхода к развитию системы здравоохранения. [ 33 ] Сравнение здравоохранения Китая с другими странами показывает, что организация здравоохранения имеет решающее значение для его реализации. Существует некоторая дезорганизация и неравенство в доступе к медицинскому обслуживанию в городских и сельских районах, но общее качество здравоохранения существенно не пострадало. [ 34 ] Определенные стимулы, такие как корректировка цен на медицинское оборудование и лекарства, в определенной степени помогли улучшить здравоохранение. Самым большим препятствием на пути улучшения здравоохранения является отсутствие единства политики в каждом округе. Институт исследований развития предлагает тестировать инновации на местном уровне, поощрять извлечение уроков из успеха и постепенно создавать институты, поддерживающие новые способы ведения дел. Это предполагает, что аналитики из других стран и должностные лица организаций, поддерживающих международное здравоохранение, должны понимать этот подход, если они хотят усилить взаимное обучение со своими китайскими коллегами. [ 33 ]
Общественное мнение
[ редактировать ]Хотя продолжительность жизни в Китае увеличилась, а детская смертность снизилась после первых попыток реформы здравоохранения, существует диссонанс в качестве здравоохранения. [ 9 ] Исследования общественного восприятия качества здравоохранения в Китае в большинстве сельских провинций Китая показывают сохраняющийся разрыв в понимании между тем, что доступно с точки зрения медицинской помощи, и доступностью здравоохранения. [ 35 ] Продолжает сохраняться неравенство между качеством медицинской помощи в сельской и городской местности. Качество медицинской помощи в частных и государственных учреждениях различается, а в некоторых сельских районах частные клиники посещаются чаще из-за лучшего обслуживания и лечения. Фактически, исследование Лима и др. показало, что в сельских китайских провинциях Гуандун , Шаньси и Сычуань 33% сельских жителей этих провинций пользуются услугами частных клиник, а не больниц, финансируемых государством. Исследование показало, что не столько наличие и доступность медицинской помощи для граждан, сколько качество государственной медицинской помощи, которую люди получают, заставило их сделать выбор в пользу частных клиник. Продолжающееся отсутствие медицинского страхования, особенно в большинстве сельских провинций (где 90% жителей этих сельских провинций не имеют медицинской страховки), демонстрирует сохраняющийся разрыв в равенстве здоровья. [ 35 ]
Проблемы
[ редактировать ]Многие группы меньшинств по-прежнему сталкиваются с проблемами в достижении равенства в доступе к здравоохранению. Благодаря реформе здравоохранения 1980-х годов произошло общее увеличение государственных субсидий на здравоохранение, но, тем не менее, индивидуальные расходы на здравоохранение также увеличились. Неравенство в неравенстве между городскими и сельскими районами сохраняется, поскольку большая часть недавних правительственных реформ сосредоточена на городских районах. [ 36 ] Несмотря на усилия НРЦМС по борьбе с этим неравенством, обеспечить всеобщую медицинскую помощь в сельской местности по-прежнему сложно. Вдобавок к этому сельскому неравенству, большая часть пожилого населения проживает в сельской местности и сталкивается с еще большими трудностями в доступе к медицинской помощи и остается незастрахованной. [ 36 ]
Как и группы меньшинств, политики здравоохранения также сталкиваются с проблемами. Во-первых, система, которая удерживает базовую заработную плату на низком уровне, но позволяет врачам зарабатывать деньги на рецептах и исследованиях, приводит к порочным стимулам и неэффективности на всех уровнях. [ 9 ] Во-вторых, как и во многих других странах, разработка систем медицинского страхования и общественного финансирования, которые позволят охватить большинство людей, является огромной проблемой, когда население стареет, а лечение становится все более сложным и дорогим. Это особенно верно в отношении Китая, где модель демографического перехода поощряет большее старение населения с помощью политики одного ребенка . [ 36 ] По всей стране было разработано несколько различных моделей, направленных на решение этих проблем, например, более поздние местные программы на уровне сообществ.
См. также
[ редактировать ]- Реформа здравоохранения
- Медицинское страхование
- Инновации в медицинском страховании
- Система здравоохранения
- Здоровье в Китае
- Реформа здравоохранения
- Журнал здравоохранения для бедных и малообеспеченных слоев населения
- Медицинский сберегательный счет
- Миграция в Китае
- Социальная структура Китая
- Двухуровневое здравоохранение
- Всеобщее здравоохранение
- Насилие против врачей в Китае
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ху, Ф.Б., Лю, Ю. и Уиллетт, У.К. (2011). Профилактика хронических заболеваний путем пропаганды здорового питания и образа жизни: последствия государственной политики для Китая. Обзоры ожирения, 7, 552–559.
- ^ Хуацин Лю; Сюбэй Го; Юнхун Дай; "Withdrawal of treatment in a pediatric intensive care unit at a Children's Hospital in China: a 10-year retrospective study" годовое ретроспективное исследование» . BMC Med Ethics . 21 (1): 71. doi : s12910-020-00517-y . OCLC 8644440795. 7425042. PMC / 10.1186 PMID 32787. 834 .
- ^ Ван, Вэй; Закус, Дэвид (01 декабря 2016 г.). «Здоровый Китай 2030: «Без национального здравоохранения не будет всеобъемлющего благополучия» » . Семейная медицина и общественное здоровье . 4 (4): 75–76. дои : 10.15212/fmch.2016.0126 .
- ^ «Здоровый Китай 2030 (от видения к действию)» . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ «Контур Плана «Здоровый Китай 2030» » . china.lexiscn.com . 2016. Архивировано из оригинала 17 апреля 2020 г. Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ «Одна картина, чтобы понять здоровый Китай 2030» . www.cn-healthcare.com . 2016 . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ «Полный текст Руководства по планированию «Здорового Китая к 2030 году»» . news.xinhuanet.com . 2016. Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ Блюменталь, Дэвид, и Сяо, Уильям. (2005). Приватизация и ее недовольство — развивающаяся система здравоохранения Китая. Медицинский журнал Новой Англии. 1165-1170.
- ^ Jump up to: а б с д Лю, Юаньли, Сяо, Уильям К. и Эгглстон, Карен. (1999). Справедливость в здравоохранении и здравоохранении: опыт Китая. Социальные науки и медицина, 10, 1349–1356.
- ^ Jump up to: а б Кук, Ян Г. и Даммер, Тревор Дж. Б. (2004). Изменение здоровья в Китае: переоценка модели эпидемиологического перехода. Политика здравоохранения, 3, 329–343.
- ^ Ченг, И (2012). «О сельской кооперативной медицинской системе Китая и ее историческом опыте: 1958–1984 гг.» : 60–62 . Цюсуо 8 ISSN 1001-490X – через CNKI.
- ^ Цао, Пу (2009). «Сельская кооперативная медицинская система в период народной коммуны». Журнал партийной школы Центрального комитета Коммунистической партии Китая .
- ^ Чжу, Хэнпэн (2007). «Недостатки системы здравоохранения и искажение цен на лекарства» . Общественные науки в Китае . 4 .
- ^ Чжан, Вэньцзюань (2014). «Причины и пути решения напряженности между врачами и пациентами в Китае» . Медицина и общество . 4 – через CNKI.
- ^ Лу, Цзянь (2014). «Совершенствование иерархических клинических систем в целях углубления реформ медицинской системы». Управление китайской больницей . 6 – через CNKI.
- ^ Барбер, СЛ; Боровиц, М.; Бекедам, Х.; Ма, Дж. (01 мая 2014 г.). «Больница будущего в Китае: реформа государственных больниц в Китае и тенденции промышленно развитых стран». Политика и планирование здравоохранения . 29 (3): 367–378. дои : 10.1093/heapol/czt023 . ISSN 0268-1080 . ПМИД 23612847 .
- ^ Государственный совет. (2010) Рекомендации по пилотной реформе государственных больниц. [1]
- ^ Государственный совет. (2015) Рекомендации по комплексной реформе городских государственных больниц. [2]
- ^ Государственный совет. (2017) Уведомление о всеобщем расширении комплексных реформ государственных больниц. [3]
- ^ Даримонт, Барбара; Луи В. Марграф (2018). «Анализ обеспечения качества в больничном секторе Китайской Народной Республики» (PDF) . Журнал отчетов о глобальном здравоохранении . 29 (5): 64–66. дои : 10.13723/j.yxysh.2016.05.020 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2019 г. Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Чэнь, Чжихун; Цзян, Пин; Сунь, Мэй; Хао, Лу, Цзюнь (2016) . больницы. Эмпирическое исследование изменения ролевого поведения» . Медицина и общество . 29 (5): 64–66. doi : 10.29392/joghr.2.e2018038 .
- ^ Чжан, Ютин; Ма, Цяньхэн; Чен, Инчунь; Гао, Хунся (01 апреля 2017 г.). «Влияние реформы государственных больниц на расходы на стационарное лечение в сельских районах Китая». Экономика здравоохранения . 26 (4): 421–430. дои : 10.1002/гек.3320 . hdl : 11343/290904 . ISSN 1099-1050 . ПМИД 26842555 . S2CID 22953272 .
- ^ Пан, Джей; Цинь, Сюэчжэн; Се, Чи-Руи (2016). «Является ли политика поощрения конкуренции эффективным решением реформы государственных больниц Китая?». Экономика, политика и право здравоохранения . 11 (4): 337–357. дои : 10.1017/S1744133116000220 . ISSN 1744-1331 . ПМИД 27346712 . S2CID 36426002 .
- ^ Государственный совет. (2010) Рекомендации по созданию системы компенсаций для низовых медицинских учреждений. [4]
- ^ Государственный совет. (2016) 13-й пятилетний план углубления реформы медицины и системы здравоохранения.
- ^ «Началась реализация национальной системы основных лекарств, чтобы люди могли иметь дешевые и качественные лекарства » . www.gov.cn Проверено г. 28 ноября 2017
- ^ yuandn. «Уведомление о выдаче заключения по созданию национальной системы основных лекарственных средств» . 01 декабря 2017 Архивировано из оригинала г. Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ «Пять лет после ЭЦП» . www.y-lp.com . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ «Основная стратегия для списка основных лекарств – McKinsey Greater China» . McKinsey Большой Китай . 18 сентября 2014 г. Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Ван, Дифей; Чжан, Синьпин (2011). «Выбор основных лекарств в Китае: прогресс и путь вперед» . Южный Мед Обзор . 4 (1). дои : 10.5655/smr.v4i1.71 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2020 г. Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Китай: Проект базовых медицинских услуг 8. http://go.worldbank.org/UYUURCNVY0%7Caccessdate=октябрь. Архивировано 2 августа 2017 г. в Wayback Machine 20, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Вагстафф, Адам и Ю, Шэнчао. (2007). Приносят ли реформы сектора здравоохранения запланированные результаты?: Проект Всемирного банка «Здоровье VIII» в провинции Ганьсу, Китай. Журнал экономики здравоохранения, 3, 505–535.
- ^ Jump up to: а б Урок китайского подхода к развитию систем здравоохранения Институт исследований развития (IDS) В центре внимания, выпуск 8, июнь 2009 г.
- ^ Сяо, Уильям. (1995). Система здравоохранения Китая: уроки для других стран | журнал = Social Science and Medicine, 8, 1047–1055.
- ^ Jump up to: а б Лим, Мэн-Ким, Ян, Хуэй, Чжан, Туохун, Фэн, Вэнь и Чжоу, Цзыцзюнь. (2004). Общественное восприятие частного здравоохранения в социалистическом Китае | журнал = Health Relations, 6, 222-234.
- ^ Jump up to: а б с Чен, Ланьян и Стэндинг, Хилари. (2007). Гендерное равенство в реформах политики здравоохранения переходного Китая. Феминистская экономика, 189–212.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блум, Джеральд и Тан, Шэнлан. ред. (2004 г.) Переход к здравоохранению в городах Китая . Эшгейт, Олдершот
- Офра Ансон, Сунь Шифан (2005) Здравоохранение в сельских районах Китая: уроки провинции Хэбэй . Ашгейт Паблишинг
- Учиться в ВШОП. Здравоохранение и социальная защита: опыт Камбоджи, Китая и Лаоса . 2008 г., Институт тропической медицины Антверпена.
- Мэн, Цинъюэ. Реформы ценообразования и оплаты здравоохранения в Китае: последствия для предоставления медицинских услуг и сдерживания затрат . Кандидатская диссертация, 2006 г., Каролинский институт. ISBN 91-7140-576-3
- Донг, Хэнджин. Системы финансирования здравоохранения и употребление наркотиков в сельских районах Китая . Кандидатская диссертация, 2000 г., Каролинский институт. ISBN 91-628-3982-9
- Эндрю Грин. Введение в планирование здравоохранения в развивающихся странах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999 (2-е изд.). ISBN 0-19-262984-0
- Вилли Л. Де Гейндт. Управление качеством здравоохранения в развивающихся странах . Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 1994. ISBN 0-8213-3092-6
- Реформа китайской системы здравоохранения на перепутье Отчет Японского центра экономических исследований (JCER) . (1 марта 2007 г.)
- Цинъюэ Мэн, Синчжу Лю, «Реформирование системы здравоохранения Китая: стратегия Пекина по обеспечению всеобщего охвата» China Brief , 6(24). (6 декабря 2006 г.)
- Грегори Чоу. Экономический анализ здравоохранения в Китае.doc Принстонский университет. (8 августа 2006 г.)