Jump to content

Сантия

Фреска из «Самадхи», изображающая обучение «Сантии».
Студенты сикхского университета Дамдами Таксал изучают сантью

Сантия или Сантья ( гурмукхи : संथ्या , латинизированное: Sathi'ā ; « ораторское искусство ») — правильное произношение ( учаран [ 1 ] ) Гурбани , [ 2 ] [ 3 ] учил в манере 10-го сикхского гуру, Гуру Гобинд Сингха . [ 4 ] Это сравнимо с исламским таджвидом . Сантия почти всегда преподается через джани (также известного как устад или гурдев ), который затем обучает видьярти (ученика). Образованный видьяртхи также может обучать сантье других сикхов. Он включает в себя точное чтение и поток (ритм) Гурбани ( сикхского писания читаемого ). Цветовые коды для остановки и паузы, известные как вишрамы , обычно используются для определения потока и ритма чтения. Гурбани, которую читает человек, принявший сантью, известен как «шудх учаран» (Гурмухи: ਸੁਧ ਉਚਾਰਨ).

По словам сакхи , Гуру Харгобинд однажды отчитал сикха за то, что тот отвлекся во время чтения гурбани . [ 5 ] Гуру Хар Рай , седьмой Гуру, подчеркивал важность не менять даже ни одного слова гурбани и учил правильному его произношению. [ 6 ] В 1706 году, после битвы при Мукцаре , армия Гуру Гобинд Сингха расположилась лагерем в Сабо Ки Талванди, ныне известном как Тахт Шри Дамдама Сахиб . [ 7 ] В течение девяти месяцев Гуру Гобинд Сингх, Баба Дип Сингх и Бхаи Мани Сингх написали целый том Гуру Грантх Сахиб в томе, известном как Дамдама Бир. [ 4 ] В течение этого периода Гуру Гобинд Сингх выполнял катху всего Священного Писания, а также обучал правильному чтению, или шантии. [ 4 ] Этот точный бир (копия) позже был передан гургадди как 11-му Гуру сикхов. Говорят, что в том же году Гуру Гобинд Сингх основал выдающуюся школу экзегезы. [ 8 ] [ 9 ] позже возглавил Баба Дип Сингх . [ 10 ] Дамдама Сахиб считался высшим учебным центром сикхов в 18 веке. [ 11 ] и Дамдами Таксал заявляет о прямых исторических связях с Гуру Гобинд Сингхом , [ 12 ] который возложил на него ответственность по обучению чтению ( сантья ), анализу ( вичар ) сикхских писаний . [ 13 ]

Ораторское искусство

[ редактировать ]
Пример исторического бира (копии) Гуру Грантха Сахиба в ларивааре.

Сантию сначала обучают посредством мухарни , или просто правильного произношения букв гурмухки . Сценарий Гурмукхи используется для написания практически всех сикхских писаний и текстов.

Алфавит Гурмухи состоит из 35 оригинальных букв, а также шести дополнительных согласных, официально используемых. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] называемый навин толи , навин вараг или пара бинди , что означает «новая группа». [ 15 ] [ 16 ] создается путем размещения точки ( бинди ) у подножия ( пары ) согласной для создания пары согласных бинди . Их нет в « Гуру Грантх Сахиб» , но они присутствуют в « Дасам Грантх» и других сикхских писаниях. [ 17 ]

Есть также 10 матр гласных, которые являются неотъемлемой частью сценария Гурмукхи.

Кроме того, есть три «индексные» буквы, называемые дутт акхар («совместные буквы») или париакхар («буквы у подножия»), которые используются в современном Гурмукхи: формы ਹ ( ха ), ਰ ( ра ), и ਵ ( ва ). [ 18 ]

Пример: Тва Сарб Наам Катай Каван Карма Наам Барнат Сумати

Правильное произнесение всех этих букв при чтении Гурбани считается решающим, поскольку невыполнение этого требования может рассматриваться как «изменение» слов, а иногда даже значения Гурбани. [ 19 ]

Мухарни это традиционный способ изучения звуков путем их произнесения. Он состоит из букв письма Гурмукхи в естественном порядке, где за каждой буквой следует слово, начинающееся с этой буквы. Оно читается как рифма.

Лариваар и Пахд-Чед

[ редактировать ]
Мул Мантар сикхизма с Вишрамами и цветовой маркировкой. Письма объединены в «Лариваар».

Гурмухи можно записать двумя способами: раздельно (пхад-чед) и традиционным способом, известным как лариваар . В ларивааре Гурмухи между буквами в предложении нет пробелов. [ 20 ]

Сикхский Маха Мантар в ларивааре (присоединился) Гурмукхи [ а ] ॥Сатинамукартапуркхунирбхаунирвайрукаламмуртиаджунисаибхангурпрасади.
Сикхский Маха Мантар в пхад-чеде (сплите) Гурмукхи പകിത്തി Нирбхау Нирваиру നായു ക്രുക്ക്കിയു Акал Мурти Аджуни Саибхан Гур Прасад.
Алфавит гурмукхи с пометками, показывающими произношение (учаран).
Продолжительность: 22 секунды.
Мул Мантар, первый стих сикхского писания, с «Шудх Учаран».

До того, как издание «Гуру Грантх Сахиб» получило широкое распространение, копии или биры этого писания почти всегда писались от руки шрифтом лариваар . [ 20 ] Это значительно усложнило чтение Гурбани, что привело к большей необходимости в сантье. [ 20 ] Для обозначения пауз вишрамы используются . Вишрам буквально означает «пауза», и они часто используются в Гурбани для обозначения определенного размера (например, Салок или Дох(и)ра , одних из наиболее распространенных поэтических размеров в сикхских Писаниях ) и регулируют речь чтеца. Зеленые вишрамы обозначают короткую паузу, пурпурный и красный — среднюю паузу, а оранжевые вишрамы — длинную паузу.

Пунктуация также может использоваться для обозначения вишрамов или пауз. Точка "." обозначает наименьшую паузу, запятая "", обозначает среднюю паузу, а точка с запятой ";" знаменует длительную паузу.

Пример: Вода и урожайность как волна ; Джал Хи Бихай Сама 60.

Транслитерация: jal thae oupaj tharang jio ---- jal hee bikhai samahi ||60||

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Маха Мантар» относится к первой половине «Мул Мантара», вплоть до Гурпрасада (i).
  1. ^ Шри Дасам Грантх: факты вне сомнений . Академия Шри Гуру Грантха Сахиба. 2021. стр. iv. ISBN  9781527282773 .
  2. ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2016). Молодые сикхи в глобальном мире: переговоры о традициях, идентичности и авторитетах . Рутледж. ISBN  9781134790883 . В первую очередь в более крупной общине Стокгольма несколько активных волонтеров взяли на себя ответственность обучать детей младшего возраста пенджабскому алфавиту, а детей с базовыми навыками чтения - правильному произношению текста гурбани (гурбани сантия) по воскресеньям после обычной литургии. .
  3. ^ Сингх, Джасджит. «Трудности перевода? Появление цифрового гуру Грантха Сахиба». Сикхские формирования 14.3-4 (2018): 339-351.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Харджиндер (2017). Шри Гуру Гобинд Сингх Джи – Краткая биография . Издательство Акаал. стр. 47–49. ISBN  9780955458781 .
  5. ^ Ниранкари, Маан Сингх (2008). Чоудри, Нилам Ман Сингх (ред.). Сикхизм: перспектива . Перевод Сингха, Кулванта. Книги Юнистар. стр. 37–38. ISBN  9788171426218 . Эпизод (Сакхи) 1: При чтении Гурбани чрезвычайно важны концентрация ума, правильное произношение и чтение. Однажды Шри Гуру Харгобинд заявил на собрании, что набожный сикх должен читать Джапуджи с полной концентрацией. Следуя инструкциям Гуру джи, сикх прочитал Джапуджи с полной концентрацией и правильным произношением. Однако, читая заключительные строки Джапуджи, он с любовью пожелал, как было бы здорово, если бы Гуру подарил ему свою лошадь в качестве награды за его превосходное чтение. Гуру, будучи всеведущим, видел психологическое состояние сикха насквозь. Гуру сказал набожному сикху, что тот отвлекся только ради приобретения лошади, в то время как Гуру был даже готов передать свое звание Гуру в награду за его превосходное чтение, выполненное с такой глубокой концентрацией.
  6. ^ Вайд, Харибала Рани Каур (2007). Сикхская религия: Введение . Звездные публикации. п. 20. ISBN  9788176502306 .
  7. ^ Диллон, Далбир (1988). Зарождение и развитие сикхизма . Atlantic Publishers & Distri. п. 152.
  8. ^ Харджот Оберой (1996). «Сикхский фундаментализм: перевод истории в теорию» . У Мартина Э. Марти; Р. Скотт Эпплби (ред.). Фундаментализм и государство: перестройка политики, экономики и воинственности . Проект фундаментализма. Том. 3. Издательство Чикагского университета. стр. 266 . ISBN  978-0-226-50884-9 . Говорят, что в 1706 году Гобинд Сингх основал выдающуюся школу экзегезы.
  9. ^ Сингх, Харджиндер; Сингх, Сукха; Сингх, Джаскирт (декабрь 2020 г.). Кодекс поведения сикхов: Путеводитель по сикхскому образу жизни и церемониям (6-е изд.). Издательство Акаал. п. 133.
  10. ^ Х.С. Сингха (2000). Энциклопедия сикхизма . Хемкунт Пресс. п. 57. ИСБН  9788170103011 .
  11. ^ Капур, Сухбир (2003). Дасам Грантх. Вводное исследование . Хемкунт Пресс. п. 12. ISBN  81-7010-325-8 .
  12. ^ К. К. Махмуд (1996). Почему сикхи воюют (антропологический вклад в разрешение конфликтов) . Издательство Университета Джорджии. п. 17. ISBN  9780820317656 .
  13. ^ Сингх, Джасджит. «Глобальные сикхи: транснациональная практика обучения молодых британских сикхов». Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов (2012): 167-192.
  14. ^ Харджит Сингх Гилл (1996). «Сценарий Гурмухи». У Питера Т. Дэниелса; Уильям Брайт (ред.). Мировые системы письменности . Издательство Оксфордского университета. стр. 395–399. ISBN   978-0-19-507993-7
  15. ^ Перейти обратно: а б «Давайте выучим пенджаби: Исследовательский центр технологий пенджабского языка, Пенджабский университет, Патиала». Learnpunjabi.org . Пенджабский университет, Патиала. Архивировано 30 августа 2018 года. Проверено 12 октября 2019 года.
  16. ^ Перейти обратно: а б Кумар, Арун; Каур, Амандип (2018). Новый подход к стеганографии пенджабского текста с использованием Навина Толи . Департамент компьютерных наук и технологий, Центральный университет Пенджаба, Батинда, Индия. ISBN   978-81-933897-0-6
  17. ^ Гилл, Харджит Сингх. «Сценарий гурмукхи». Мировые системы письменности. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1996): 395–398.
  18. ^ Бахри, Хардев (1997). Сингх, Харбанс (ред.). Гурмухи (3-е изд.). Патиала, Пенджаб, Индия: Пенджабский университет, Патиала, 2011. стр. 181–184. ISBN   978-81-7380-530-1
  19. ^ Бахши, Суриндер (2008). Сикхи в диаспоре: современное руководство по практике сикхской веры: сборник знаний для глобальной эпохи . Сикхское издательство. п. 174. ИСБН  9780956072801 . Правильное произношение и интонация Гурбани являются обязательными, чтобы Сангат понимал слова и смысл Шабада. Певцу не разрешается вводить какие-либо собственные слова или делать вставки.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Джасджит (2014). «Путь гуру: изучение разнообразия среди британских сикхов-халса» (PDF) . Религиозный компас . 8 (7). Школа философии, религии и истории науки Университета Лидса: 209–219. doi : 10.1111/rec3.12111 – через Белую Розу. ...до начала 1970-х годов все экземпляры «Гуру Грантх Сахиб» были представлены в формате лариваара, в котором все слова были соединены без разрывов, после чего SGPC выпустила однотомное издание, в котором слова были отделены друг от друга. в формате «pad chhed» (Mann 2001: 126). Если раньше читателям приходилось узнавать слова и делать соответствующие перерывы во время чтения, то пад чхед позволял «читать тем, кто не обучен читать непрерывный текст». (Манн 2001: 126). AKJ выступает за возвращение к формату лариваара Гуру Грантха Сахиба.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8735522fe9baf38518b8fe36888b5cb__1719202260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/cb/c8735522fe9baf38518b8fe36888b5cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santhiya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)