Четвертый Константинопольский собор (православный)
Четвертый Константинопольский собор | |
---|---|
Дата | 879–880 |
Принято | Восточное православие |
Предыдущий совет | Второй Никейский собор |
Следующий совет | Пятый Константинопольский собор |
Вызванный | Император Василий I |
посещаемость | 383 епископа |
Темы | Фотия Патриархат |
Документы и заявления | Восстановление Фотия, защита никейского вероучения. |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Четвертый Константинопольский собор состоялся в 879–880 гг. Оно подтвердило восстановление Фотия I в должности константинопольского патриарха .
Результат этого собора признается православными как имеющий авторитет Вселенского собора . [ 1 ] Православные иногда называют его восьмым Вселенским собором . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Собор уладил спор, разразившийся после низложения Игнатия с поста Константинопольского патриарха в 858 году. Игнатий, сам назначенный на свою должность неканоническим образом, выступил против цезаря Варды , свергнувшего регента Феодору . В ответ племянник Варды, юный император Михаил III, добился смещения и заключения Игнатия по обвинению в государственной измене. Патриарший престол занял Фотий , известный учёный и родственник Варды. Низложение Игнатия без официального церковного суда и внезапное повышение Фотия вызвали скандал в церкви. Папа Николай I и западные епископы поддержали дело Игнатия и осудили избрание Фотия как неканоническое. В 863 году на синоде в Риме папа низложил Фотия и вновь назначил Игнатия законным патриархом. Однако Фотий заручился поддержкой императора и в ответ созвал собор и отлучил папу от церкви.
Такое положение дел изменилось, когда покровители Фотия, Варда и император Михаил III, были убиты в 866 и 867 годах соответственно Василием Македонянином , узурпировавшим теперь трон. Фотий был свергнут с поста патриарха не столько потому, что он был протеже Варды и Михаила, сколько потому, что Василий искал союза с Папой и западным императором. Фотий был отстранен от должности и изгнан примерно в конце сентября 867 года, а Игнатий был восстановлен в должности 23 ноября. Фотий был осужден собором, состоявшимся в Константинополе с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г. Фотий был низложен и отстранен от патриаршей должности, а Игнатий был восстановлен в должности.
Совет 879–880 гг.
[ редактировать ]После смерти Игнатия в 877 году император сделал Фотия снова патриархом Константинопольским . [ 3 ] был созван собор В 879 году в Константинополе , в состав которого вошли представители всех пяти патриархатов , включая Римский (всего 383 епископа ). Энтони Эдвард Сеченский пишет: «В 879 году император созвал еще один собор в Константинополе в надежде, что новый папа Иоанн VIII (872–882) признает обоснованность притязаний Фотия на патриархат. Этот совет иногда называют На восьмой экуменической встрече на Востоке присутствовали папские легаты (привезшие с собой подарок папы — паллий для Фотия) и более 400 епископов, которые немедленно утвердили Фотия законным патриархом». [ 2 ]
Собор также безоговорочно осудил добавление Филиокве к Никейско -Константинопольскому Символу веры , дополнение, отвергнутое в то время в Риме: «Символ веры (без Филиокве ) был зачитан и вынесено осуждение тем, кто «навязывает ему свои собственные придумал фразы [ἰδίας εὑρεσιολογίαις] и преподнес это как общий урок верующим или тем, кто возвращается из какой-либо ереси и обнаруживает дерзость полностью фальсифицировать [κατακιβδηλεῦσαι άποθρασυνθείη] древность этого священного и почтенного Хороса [Правила] незаконными словами, или прибавлениями, или вычитаниями». [ 4 ] Восточно-православные христиане утверждают, что тем самым собор осудил не только добавление к Символу веры пункта о Филиокве , но и осудил этот пункт как еретический (точка зрения, решительно поддерживаемая Фотием в его полемике против Рима), в то время как католики разделяют эти два пункта и настаивают на богословская ортодоксальность этого пункта. По словам некатолика Филиппа Шаффа, «к греческим актам впоследствии было добавлено (мнимое) письмо Папы Иоанна VIII к Фотию, в котором Филиокве объявлялось дополнением, которое отвергается Римской церковью, и богохульством, которое должно быть отменено спокойно и постепенно». [ 5 ]
Подтверждение и дальнейший прием
[ редактировать ]Собор проводился в присутствии папских легатов , которые одобрили происходящее. [ 6 ]
Римско-католический историк Франциск Дворник утверждает, что папа принял акты собора и аннулировал акты Собора 869–870 гг . Другие католические историки, такие как Уоррен Кэрролл , оспаривают эту точку зрения, утверждая, что Папа отклонил собор. Сеченский говорит, что Папа дал лишь условное согласие на действия собора. [ 4 ] Филип Шафф полагает, что папа, обманутый своими легатами относительно происходящего, сначала аплодировал императору, но позже осудил собор. [ 5 ] В любом случае Папа уже принял восстановление Фотия в должности Патриарха. [ 2 ]
8 марта 870 года, через три дня после окончания собора, папские и восточные делегаты встретились с болгарскими послами во главе с кавханом Петром , чтобы решить вопрос о статусе Болгарской Православной Церкви . Поскольку болгар после длительных переговоров не устроили позиции Папы, они достигли выгодного соглашения с византийцами и было принято решение, что Болгарская Церковь должна стать восточно-христианской . [ 7 ]
Фотийский раскол (863–867 гг.), Приведший к соборам 869 и 879 гг., представляет собой разрыв между Востоком и Западом. Хотя предыдущие семь Вселенских соборов признаны вселенскими и авторитетными как на Востоке, так и на Западе, многие православные христиане признают собор 879 года Восьмым Вселенским собором, утверждая, что он аннулировал предыдущий. [ 2 ] этот собор назван Вселенским . В Послании Восточных Патриархов 1848 года [ 8 ] Католическая церковь , однако, признает собор 869 года восьмым вселенским собором и не помещает собор 879 года в число своих вселенских соборов. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Драгас, Джордж Дион (1999). «Восьмой Вселенский Собор: Константинополь IV (879/880) и осуждение филиокве - дополнения и учения» . Греческий православный богословский обзор . 44 (1–4): 357–369. Архивировано из оригинала 2 марта 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д Сеченский 2010 , с. 103.
- ^ «Фотий». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005. Цитата: «Только после смерти Игнатия (877 г.) Фотий по повелению Императора вновь стал Патриархом».
- ^ Jump up to: а б Сеченский 2010 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Филип Шафф, Конфликт Восточной и Западной церквей
- ^ Николс, Эйдан (1992). Рим и восточные церкви . Эдинбург, Шотландия: Литургическая пресса.
- ^ Златарский, История болгарского государства в средние века , том. 1, гл. 2, София, 1971, с. 159
- ^ «Энциклика Восточных Патриархов, 1848 год» . Православный информационный центр . Архивировано из оригинала 9 ноября 2005 г. Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «21 Вселенский Собор» . Католические ответы . Проверено 12 января 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195372045 .
- Николс, Эйдан . Рим и восточные церкви . Литургическая пресса.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Церковная история Филиппа Шаффа: конфликт Восточной и Западной церквей
- Католическая энциклопедия: Четвертый Константинопольский собор (о соборе 869 г.)
- Драгас, Джордж Дион. «Восьмой Вселенский Собор: Константинополь IV (879/880) и осуждение филиокве - дополнения и учения» . Греческий православный богословский обзор . 44 (1–4): 357–369. Архивировано из оригинала 17 августа 2005 г. (Восточно-православный взгляд на Собор 879 г.)
- Т.Р. Валентин, Восьмой и Девятый Вселенские Соборы (восточно-православный взгляд на Собор 879 г.)
- Совет первой-второй от руля